Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Министерство здравоохранения республики узбекистан




Скачать 242.81 Kb.
Дата01.06.2018
Размер242.81 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

Проф. Тешаев О.Р.

____________________

«________»___________2012 г

Кафедра: Народной медицины, реабилиталогии, физвоспитаня
Предмет: Народная медицина
Тема практического занятия

Терапия Чжен-Цзю. Показания и противопоказания к применению методов народной медицины. Меридианы задний срединный и передний срединный. Заключительная оценка знаний студентов


Учебно-методическая технология

Ташкент 2012


Составители: д.м.н. доцент Ли Б.Н.

к.м.н. доцент Буранова Д.Д.

Ассистент Бердиева Д.Б.
Технология обучения утверждена:
на заседании кафедры №______ от __________2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Пед. технология

Практического занятия………………………………………………………………..……4
Межпредметные связи………………………………………………………………………5
Теоретическая часть………………………………………………………………………………………………………….5
Типовая технологическая карта учебного занятия ………………………………………………….……..8
Список рекомендуемой литературы …………………………………………………....9
Критерии оценки текущего контроля………………………………………………………………………………10
Педагогических технологий ситуацин задача………………………………………………………………….14
Аналитическая часть (приложения №3)…………………………………………………………………………. 15
Ситуационные задачи………………………………………………………………………..16
Практическая часть( Приложение №5)……………………………………………………………………………..18
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………………….19
П ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕКОГО ЗАНЯТИЯ
ПЕЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕКОГО ЗАНЯТИЯ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ





1. Место проведения занятия, оснащение


Кафедра Народной медицины, реабилиталогии, физвоспитания, отделение медицинской реабилитации и физиотерапии

наглядные пособия, таблицы, , акупунктурние игли , спирт , мокса сигарети , муляжи.



2. Учебное время:

6 ,75 часов.



Количества студентов 9-12

3.Форма занятия

Практическое занятие по тематике.

4.Структура учебного занятия

(план занятия)

  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключительно-результирующая часть

    • 5.Цель учебного занятия:

    • Показания ИРТ

    • Противопоказания ИРТ

    • Показания ФТ

    • Противопоказания ФТ

    • Составить план сбора лекарственных растений




6. Педагогические задачи:

Выполнить практические навыки – по показаниям и противопаказаниям сотавить план приготовления сборов из лекарственных растений или сборов с учётом методов сбора фитопрепаратов.




7.Результаты учебной деятельности:

  • - Способы сбора лекарственных растений

  • - Действие при показания и противопоказания

  • - Преимушество при лечения лекарственние средствами




8.Методы обучения

Беседа, дискуссия, мозговой штурм, демонстрация,.

9.Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, коллективная работа в группах, «Учимся вместе».


10.Средства обучения

Раздаточные учебные материалы, визуальные материалы, видеофильмы, доска-стенд, фото, текст.


11.Способы и средства обратной связи

Тестирование, презентация результатов выполнения учебного задания или решения ситуационных задач, демонстрация самостоятельного выполнения практических навыков.

12. Мотивация

В настоящее время лечение целебными растениями широко применяют как в странах Востока, так и Европы, несмотря на большое количество синтетических препаратов, используемых в современной медицине. Успешное применение средств растительного происхождения объясняется их высокой биологической активностью, менее вредным воздействием на организм. К тому же, и стоимость препаратов из растений значительно ниже синтетических. При написании главы использован опыт народной медицины многих стран, в том числе и нашей, где имеется огромный научный потенциал технологий выращивания лекарственных растений и технологии приготовления лекарств из целебных растений. Нами приведены состав, способы приготовления и показания к применению сборов из лекарственных растений, которые используются с лечебной и профилактической целью.



13. Межпредметные и внутрипредметные связи

Расширение знаний студентов по традиционным и нетрадиционным методам лечения основано на знании студентами 5 курса лечебного и медико-педагогического факультетов анатомии, гистологии, фитотерапия , физиологии, а также клинических дисциплин терапевтического профиля



14.Содержание занятия
14.1. Теоретическая часть

Показания и противопоказания по применению методов
рефлексотерапии в лечебной практике


Показания

Болезни нервной системы и органов чувств

Основные показания

Психические расстройства

Нарушение физиологических функций психогенной этиологии:

Энурез.


Болезни глаза и его придатков

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни системы кровообращения

Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения

обмена веществ и иммунитета

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Болезни мочеполовой системы

Роды и послеродовый период

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Относительные показания


Противопоказания

Рефлексотерапия при доброкачественных и злокачественных опухолях

может проводиться по показаниям для лечения других заболеваний;

при наличии резкого болевого синдрома как метод анальгезирующего

действия.

1. Доброкачественные и злокачественные новообразования г

2. Болезни крови и кроветворных органов: Наследственные геморрагические анемии

Нарушение свертываемости крови

Пурпура и другие геморрагические состояния

3. Беременность

4. Острые инфекционные заболевания и лихорадочные состояния

неясной этиологии

5. Хронические инфекционные заболевания в стадии обострения

(туберкулез, бруцеллез и пр.)

6. Декомпенсированные заболевания сердца, легких и других

внутренних органов

7. Пневмосклероз с наклонностью к легкому кровотечению

8. Инфаркт миокарда

9. Активный ревматизм

10. Венозные тромбозы и эмболии в остром периоде

11. Резкое истощение

12. Физическое перенапряжение

13. Обморожение и воспалительные процессы раковины уха

14. Острые воспалительные процессы опорно-двигательного аппарата

15 Врожденные уродства центральной нервной системы

МАРТ

Береза – почки

Брусника – листья

Сосна – почки


АПРЕЛЬ

Береза – почки

Брусника – листья

Горец змеиный – корневища

Девясил высокий – корневища с корнями

Дуб – кора

Калина обыкновенная – кора
МАЙ

Адонис весенний – трава

Багульник болотный – облиственные ветви

Береза бородавчатая – листья, почки

Боярышник красный – цветы, плоды

Брусника – листья


ИЮНЬ

Адонис весенний – трава

Багульник болотный – облиственные ветви

Белена черная – листья

Береза бородавчатая – листья, почки

Боярышник красный – цветы, плоды

Ятрышник – клубнекорни.
ИЮЛЬ

Адонис весенний – трава

Аир болотный – трава

Багульник болотный – трава

Белена черная – листья, почки

Береза бородавчатая – листья, почки

Бессмертник песчаный – соцветия

Боярышник красный – цветки, плоды

Василек синий – цветки

Вахта трехлистная – листья



АВГУСТ

Адонис весенний – трава

Аир болотный – корневища, трава

Багульник болотный – трава

Бессмертник песчаный – соцветия

Боярышник красный – цветки, плоды

Валериана лекарственная – корни, корневище
СЕНТЯБРЬ

Валериана лекарственная – корневища с корнями

Горец змеиный – корневища с корнями

Дягиль лекарственный – корневища с корнями

Календула лекарственная (ноготки) – соцветия

Калина обыкновенная – плоды, кора

Капуста

Клюква – плоды



Крапива двудомная – листья

ОКТЯБРЬ

Валериана лекарственная – корневища с корнями

Горец змеиный – корневища

Дягиль лекарственный – корневища с корнями

Калина обыкновенная – плоды, кора

Клюква – плоды



НОЯБРЬ

Ольха – соплодия

Стальник полевой – корни

15. Типовая технологическая карта учебного занятия


Этапы работы, время 6 часов

Содержание деятельности

Преподавателя

Студентов

1 этап

Введение в учебное занятие

15 мин


  1. Сообщает тему, цель и планируемые учебные результаты. Знакомит с планом и особенностями учебного занятия.

  2. Называет ключевые категории и понятия по данной теме. Ознокомливает списком основных литератур.

(1-приложения).

  1. Сообщает показатели и критерии оценки учебной работы на занятии.(2-приложения).

Слушают, записывают, уточняют, задают вопросы.

2 этап

Основной


(Теоретическая часть Аналитическая часть Практическая часть)

281 минут



  1. Руководит обсуждением темы практического занятия.

  2. Проводит оценку исходных знаний студентов с использованием новых педагогических технологий (малые группы, ситуационные задачи). (3-приложения)

  3. Обучает правильному выбору лекарственных растений

( 4 приложения)

4 . Проводить оценку комплекса ФТ мероприятий по шагам (5- приложения).

5. Дает задание для самостоятельной работы, список литературы для самостоятельной работы. Сообщает показатели и критерии ее оценки. (6-приложения).


Решают тестовые задания, отвечают на вопросы, присутствуют при проведении ИРТ больным на занятиях , самостоятельно работают в группах, презентуют результаты групповой работы.


3 этап

Заключительно-результирующий

30 мин


  1. Делает заключение по теме, концентрирует внимание студентов на главном, сообщает о важности проделанной работы для будущей профессиональной деятельности.

  2. Оценивает деятельность групп и отдельных студентов, подводит итоги взаимооценки. Анализирует и оценивает степень достижения цели учебного занятия

  3. Дает задание для подготовки к следующему занятию. (




Проводят самооценку, взаимооценку. Задают вопросы. Записывают задание.


15.1.Ключевые категории и понятия по данной теме (1-приложения).
- ИРТ

- ФТ


- Береза – почки

- Брусника – листья

- Горец змеиный – корневища

- Девясил высокий – корневища с корнями

- Дуб – кора

- Калина обыкновенная – кора и др


15.2.Список рекомендуемой литературы.

Основная:

        1. Вогралик В.Г., Вогралик М.В. Иглорефлексотерапия. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1980.-304 с.

        2. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии.- Москва “Наука”, 1990.- 574 с.

        3. Гойденко В.С., Котенева В.М. Практическое руководство по рефлексотерапии.-М. ЦОЛИУВ, 1982.- 190 с.

        4. Лавренов В.К., Лавренова Г.В. Современная энциклопедия лекарственных растений. Санкт-Петербург “Нева”, 2006.- 272 с.

        5. Ли Б.Н. Народная медицина – Учебник. Ташкент, 2008.- 174 с.

        6. Ли Б.Н., Буранова Д.Д., Ли А.Б. Народная медицина. Учебно-методическое пособие по практическим занятиям. Ташкент, 2009.- 50 с.

        7. Мачерет Е.Л., Самосюк И.З. Руководство по рефлексотерапии – Киев. Виша школа, головное издательство, 1984.- 304 с.

        8. Минеджян Г.З. Нетрадиционные способы лечения. Ташкент, 1994.- 598с.

        9. Тыкочинская Э.Д. Основы иглорефлексотерапии: Медицина, 1979.- 343с.

        10. Пишель Я.В., Шапиро М.И., Шапиро И.И. Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии. Москва: “Медицина”, 1989.- 140 с.

        11. Канон Медицины Ибн Сино I-II том 2005 г


Дополнительная:

        1. Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. Москва: Медицина, 1980.- 560 с.

        2. Дуринян Р.А., Решетник В.Н., Зарайская С.М. Нейрофизиологические механизмы иглоукалывания (обзор) // Медицинский реферативный журнал.-1981, раздел IX, № 5.-С. 13-20.

        3. Ким Донг-Сан. Восточная медицина Кореи. Алматы, 1998.- 83 с.

        4. Ли Б.Н. «Халк тиббиёти». Укув кулланма. Тошкент «Янги аср авлоди», 2009.- 187 с.

        5. Русецкий И.И., Терегулов А.Х. Краткое руководство по китайскому иглоукалыванию. Казань: Тат-книгиздат, 1962.- 132 с.

        6. Перевозченко И.И. Лекарственные растения в современной медицине № 5, серия 12 «Природа – человек – здоровье» - Киев, 1980.

        7. Петкова В. Современная фитотерапия – София, 1988.

        8. Чжу – Лянь. Руководство по современной чжень-цзю-терапии. Москва, «Госмедиздат», 1959.- 270 с.

        9. Mann F. The treatment of disease by acupuncture. 3 rd ed.- London: Heinemann Medical Books, 1974.- 202 p.

        10. Han Gyu – con. Акупунктура в Восточной медицине. Сеул, 2005.- 315 с.

        11. Sin Min-Kyu, Ha Tai-Hyoyn, Jung Huk-Sang, Lee Sun-Ho. Oriental Medicine of Korea, Korean Oriental Medical Association. 1995.

Интернет источники



  1. www.acpunctur.ru

2. www.igli.ru

3. www.kimdao.ru

4. www.doktor.ru,

5. www. medinfo. home.ml.org

6. http://www.restart-med.ru

7. http://www.mirmed.ru

8. www.acsm.org

9. www.apta.org

10. www.sportsmed.org.

15.3.Критерии оценки текущего контроля. (2-приложения).

Показания и противопаказания иглорефлексотерапии и Фитотерапии План сбора лекарственных растений




Успеваемость в (%) и баллах


Оценка

Уровень знания студента

1

96-100

Отлично


«5»

В зависимости от поставленной задачи может принимать правильное решение и подводить итог.Знает все показания и противопоказания

При подготовке к практическим занятиям пользуется дополнительной литературой (как на родном, так и на английском языке) . Знает теоретические основы фитотерапии, сбора лекарственных растение. Хорошо разбирается в примение при болезни лекарственных растений Хорошо определяет виды лекарственных растение

Самостоятельно анализирует сущность методов и техники

сбора лекарственных растений .

Самостоятельно может подобрать необходимую методику сбора лекарственных растение, виды лекарственных трав при патологических состояниях.

Проявляет высокую активность, творческий подход при проведении интерактивных игр.

Правильно решает ситуационные задачи с полным обоснованием ответа.

Во время обсуждения СРС активно задает вопросы, делает дополнения.

Практический навык выполняет уверенно, понимает сущность.


2

91-95

При подготовке к практическим занятиям пользуется дополнительной литературой. Знает теоретические основы фитотерапии. Хорошо разбирается показания и противопоказания

Самостоятельно анализирует сущность проблемы методов и техники фитотерапии принципов сбора лекарственных препаратов.

Проявляет высокую активность, творческий подход при проведении интерактивных игр.

Правильно решает ситуационные задачи с полным обоснованием ответа. Во время обсуждения СРС активно задает вопросы, делает дополнения. Практический навык выполняет уверенно, понимает сущность.



3

86-90

Самостоятельно может подготовить лекарсвеных сбор к процедуре, анализирует сущность проблемы методов и техники сбора лекарственных препаратов.

Правильно решает ситуационные задачи по методикам техники иглоукалывания и сбора лекарственных препаратов.

Практический навык выполняет уверенно, понимает сущность.

Активно участвует в обсуждении СРС.



4

76-85

Хорошо


«4»

Проявляет активность при проведении интерактивных игр.

Правильно решает ситуационные задачи по методике техники сбора лекарственных трав . Владеет знаниями о план сбора лекарственных препаратов. Хорошо владеет покания и противопоказаниями

Практический навык выполняет по шагам.

Активно участвует в обсуждении СРС.



6

71-75

Правильно решает ситуационные задачи по методикам сбора лекарственных трав.

Имеет точные представления о разновидностях трав,и лекарственных сборов используемых в ИРТ.

Практический навык выполняет, но путает шаги.

Правильно ориентируется в план сбора лекарственных препаратов. Активно участвует в обсуждении СРС.



7

66-70

Удовлетво-

рительно

«3»


Правильно решает ситуационные задачи, но не может определить методику фитотерапии Имеет точные представления план сбора лекарственных трав. Активно участвует в обсуждении СРС.

8

61-65

Допускает ошибки при показании и противопоказании, решении ситуационных задач по технике иглоукалывания сбора лекарственных трав.

Знает показания но осуществляет не уверенно.

Пассивен при обсуждении СРС .


9

55-60

Имеет общие представления о техниках план сбора лекарственных трав. Но плохо знает теоретические основы фитотерапии : Не участвует в обсуждении СРС.

10

54 -30

Неудовлет-

ворительно

«2»


Не имеет точного представления о показании и противопоказании принципах возбуждения и торможения, Не имеет представления о план сбора лекарственных трав.


11


20-30


Неудовлет-

ворительно

«2»


За присутствие студента на занятии, в надлежащей форме, с собой имеет тетрадь.




16. Аналитическая часть (приложения №3)

16.1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КОТ В МЕШКЕ»

Методика проведения.

Для работы необходимо:



  1. Набор карточек с заданиями по план сбора л/р

  2. Протокол со списком студентов группы.

  3. ФТ

Ход игры:

  1. Игру проводят устно.

  2. Студенты по очереди вытягивают карточку с заданием с вопросом первой степени сложности.

  3. Каждый студент в течение 1 минуты устно отвечает на задание.

  4. После каждого ответа преподаватель выставляет балл в протоколе.

  5. Общее время проведения игры 45 мин.

  6. Ответы студентов оцениваются следующим образом:

Максимально – 1 балл

«5» - 0,8 баллов

«4» - 0,6 баллов

«3» - 0,4 балла

«2» - 0 баллов


  1. Набранный студентами балл учитывается при выставлении «текущей оценки».

  2. В нижней свободной части журнала преподаватель делает запись о проведении деловой игры.

  3. Протоколы игры сохраняются.

Перечень вопросов для проведения деловой игры

«Кот в мешке»:

1.Приготовление настоев из лекарственных растений.

2. Как готовятся отвары и ингаляционные смеси?

3. Перечислить сборы лекарственных растений, применяемые при

заболеваниях органов дыхания.

4. Отхаркивающие сборы.



16.2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ««КТО БЫСТРЕЕ, КТО БОЛЬШЕ»

Методика проведения.

Для работы необходимо:


  1. Набор карточек с заданиями показания и противопоказания

  2. Секундомер.

  3. Чистый листок бумаги.

Ход работы:

  1. Игру проводят письменно.

  2. Студенты по очереди вытягивают карточку с заданием.

  3. Каждый студент в течение 5 минут письменно отвечает на задание.

  4. Затем преподаватель собирает листы с ответами.

  5. Общее время проведения игры 45 мин.

  6. Ответ каждого студента рассматривается отдельно.

  7. Ответы на листе обсуждаются со всеми студентами.

  8. Ответы студентов оцениваются следующим образом:

6 правильных ответов – 1,0 балл

5 правильных ответов – 0,8 балла

4 правильных ответов – 0,6 балла

3 правильных ответов – 0,4 балла

2 правильных ответов – 0,2 балла

1 правильный ответ – 0,1 балл

Нет правильных ответов – 0 баллов.



  1. Набранный студентами балл учитывается при выставлении «текущей оценки».

  2. На листе ответов выставляется набранный балл красными чернилами.

  3. В нижней свободной части журнала преподаватель делает запись о проведении деловой игры.

  4. Протоколы игры сохраняются.


Перечень заданий для проведения деловой игры

«Кто быстрее, кто лучше»

1. Состав сборов трав при бронхиальной астме, коклюше.

2. Сборы лекарственных растений при сердечно-сосудистых

заболеваниях.

3. Сборы лекарственных растений при язвенной болезни желудка

и 12-перстной кишки.

4. Сборы лекарственных растений при болезнях почек и

мочевыводящих путей.

5.Состовить план комплексного состава фито препарата


16.3.Ситуационные задачи:


  1. Больному назначили корень алтея . Какие свойства имеет корень алтея ?

Ответ: Корень алтея имеет свойства противокашлевой , отхаркивающей и жарапонижаюшие.

  1. Больной М . жалуется на сыпь на кожных покров , зуд , покраснения кожи какие лекарствение растения назначите ?

Ответ: артишок посевной, береза повислая, горец птичий, калина обыкновенная, крапива двудомная, облепиха крушиновидная, огурец посевной, одуванчик лекарственный, подорожник ланцетолистный,

  1. Больная С. 1 триместр беременности можно ли ей назначать иглотерапию

Ответ: нет нельзя, потому что 1 триместр беременности противопоказание на ИРТ

  1. Больной В . на переодические повышения А/Д какие лекарствение растения назначите ?

Ответ: адонис весенний, аир болотный, арника горная, багульник болотный, барбарис обыкновенный, бессмертник песчаный, борщевик обыкновенный, боярышник кроваво-красный

  1. Больная К. Хронический гастрит с повышенной секрецией назначили адонис весенний принимать.

Ответ: Адонис весенний – ядовитое растение. Соблюдать дозировку

  1. Больная Д. жалуются головную боль, тошноту, возбужденное

состояние , длительное время и в большом количестве принимает валериану

Ответ :Валериана корни. Нельзя употреблять длительное время и в большом количестве. В таких случаях она действует угнетающе на органы пищеварения, вызывает головную боль, тошноту, возбужденное состояние и нарушает деятельность сердца.
Приложение №4.(16.4.)
- Все лекарственние растиние имеет показании и противопоказания

надо строго соблюдать .

- ИРТ имеет показании и противопоказания надо строго соблюдать .

- Лекарства имеюшие Спазмолитические свойства :

валериана лекарственная, вербейник обыкновенный, вероника лекарственная, водосбор обыкновенный, донник лекарственный, душица обыкновенная, змееголовник молдавский, зопник клубненосный, калина обыкновенная, каштан конский, крапива двудомная, лавр благородный, мелисса лекарственная

- Лекарства имеюшие Противосудорожные свойства:

лавр благородный, миндаль обыкновенный, полынь обыкновенная,

проломник северный, эдельвейс эдельвейсовидный.



17.Практическая часть( Приложение №5)

17.1. Показания и противопаказания иглорефлексотерапии и Фитотерапии план сбора лекарственных растений
Цель : Обучить правильности знание показаний и противопоказаний и сбора лекарственных растений





Вид навыка

Выполнял

(0 балл)


Макс.балл




Сбор лекарственние средства










А) Обработка лекарственого растения





20




Порядка сбор цветков





5




Порядка сбор стебелков





5




Порядка сбор листев





5




Порядка сбор корней





5




Б) методика приготовления лечебных средств





30




Отвар





10




Настой





10




Настойка





10




В) техника употребления




30




До приёма пищи




10




Во время приёма пищи




10




После приёма пищи




10




Г) Показания и противопоказания





20




При ИРТ




10




При ФТ




10




Итого :





100


19.Контрольные вопросы:

Вопросы для контроля знаний по теме:
1. Приготовление настоев из лекарственных растений.

2. Как готовятся отвары и ингаляционные смеси?

3. Перечислить сборы лекарственных растений, применяемые при

заболеваниях органов дыхания.

4. Отхаркивающие сборы.

5. Состав сборов трав при бронхиальной астме, коклюше.

6. Сборы лекарственных растений при сердечно-сосудистых

заболеваниях.

7.Сборы лекарственных растений при язвенной болезни желудка

и 12-перстной кишки.

8. Сборы лекарственных растений при болезнях почек и

мочевыводящих путей.

9. Какие показания при ИРТ

10. Какие противопоказания при ИРТ