Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск Издательство Петргу 2013




страница1/2
Дата13.01.2017
Размер0.67 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кафедра семейной медицины, общественного здоровья, организации здравоохранения, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

Методические указания

по ведению занятий

для студентов специальности «Фармация»

Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

2013


Рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании

редакционной комиссии по отрасли науки и техники «Медицина» 15 марта 2013 года


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Издаются в рамках реализации комплекса мероприятий

Программы стратегического развития ПетрГУ

на 2012-2016 гг.

Составитель



В.И.Глазков, старший преподаватель

курса общественного здоровья и здравоохранения



ВВЕДЕНИЕ

В течение тысячелетий фармация являлась составной частью медицины и прошла вместе с ней (условно) 5 периодов развития: Первобытное общество (около 2 млн. лет – 4-е тысячелетие д.н.э.), Древний мир (5-е тысячелетие д.н.э. – середина 1-го тысячелетия н.э.), Средние века (середина 1-го тысячелетия н.э. – середина XVII в.), Новое время (середина XVII в. - начало XX в.), Новейшая история (1918 год - начало XXI в.)


В первобытно-общинном строе фармация существовала в виде лекарствоведения - наблюдения за действием растений и их частей, объектов животного, минерального происхождения на животных и людей, а затем уже целенаправленного их применения (врачевание).
В государствах Древнего мира - Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима лекарствоведение поднялось на более высокий уровень благодаря появлению специалистов – врачей, которые начали развивать фармацию вместе с другими направлениями медицины. Стали появляться законодательные акты государств, регулирующих медицинскую деятельность. А в связи с тем, что изготовлением лекарств продолжали заниматься врачи, как и лечебной деятельностью, развивалась и фармация. Начали появляться аптеки – учреждения для хранения лекарств.
В Средние века при аптеках были лаборатории, где из лекарственного сырья готовились лекарства в виде различных лекарственных форм: порошков, растворов, настоев, отваров, мазей и др. Большой толчок развитию фармации дала химия (алхимия). Её развитие в связи с поисками волшебного камня - панацеи, (лекарства от всех болезней) попутно позволило получить множество химических соединений, которые стали сами лекарственными средствами или основами для получения лекарственных средств.
В Новое время с начала XVIII в. и до настоящего времени врачебная и фармацевтическая деятельность в связи с увеличением номенклатуры лекарственных средств, усложнением технологии их приготовления постепенно начинают разграничиваться, фармация развивается как самостоятельная наука и отрасль знания, частями которой становятся такие самостоятельные науки, как: фармако- гнозия; фармацевтическая технология; аналитическая, фармацевтическая, токсикологическая химия; фармакология.

Часть I

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

очное отделение

Тематический план лекций по изучению дисциплины «История фармации»

1

Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения истории фармации. Организация учебного процесса. Врачевание и лекарствоведение в первобытнообщинном строе. Первые лекарственные средства.


2

2



Фармация в странах Древнего Востока (страны Месопотамии, древний Египет, древняя Индия, древний Китай, Тибетская медицина) Медицина античного мира – Древняя Греция, Древний Рим.


2

3

Фармация раннего (V – X в.в.) и классического

( XI – XV в.в.) средневековья (Византийская



империя, монастырская фармация, Арабские халифаты, Западная Европа, Американский континент).

2

4

Фармация в эпоху Возрождения. Развитие фармации в период теории флогистона (середина XVII - конец XVIII в.в.) и в Западной Европе (на рубеже XVIII – XIX вв.). Ф.Х. Самюэль Ганеман и гомеопатия.

2

5

Фармация в период образования и развития Русского государства (конец XIII - XVII вв.)


2

6

Развитие отечественной фармации в XVIII – XIX вв.


2

7

Аптечное дело и фармацевтическое производство в России в XX веке
Итого

2
14










Тематический план семинарских занятий по изучению дисциплины «История фармации»




Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения истории фармации. Организация учебного процесса. Распределение тем рефератов и требования к их написанию и оформлению.


2



Фармация в эпоху первобытно - общинного строя. Возникновение врачевания в человеческом обществе (матриархат, патриархат). Зарождение народной медицины и фармации. Первые лекарственные средства.


2



Фармация древнего мира: Древний Восток - Египет, Месопотамия, Индия, Китай.


2



Фармация в античном мире – Древней Греции, Древнем Риме. Первые научные труды по фармакологии - Гиппократ, К. Гален, Асклепиад, А.К. Цельс, Диоскорид).


2



Фармация в средние века (Византийская империя, монастырская фармация.)


2



Фармация эпохи раннего и развитого феодализма (V – XV вв.). Фармация в Арабских Халифатах.


2



Фармация народов Америки. ( I в. до н.э.- XVI н.э.)


2



Фармация в Западной Европе. Салернская медицинская школа. (V – XVI вв.)


2



Фармация в эпоху Возрождения. (XIV – XVI в.в.)

2



Фармация мануфактурной стадии капитализма (середина XVII – вторая половина XVIII вв.),


2



Фармация промышленного капитализма (конец XVII вторая по-

ловина XIX вв.),




2

12.


Медицина и фармация Древнерусского (IX – XV вв.) и Московского (XV – XVII вв.) государства. История применения лекарственных растений в народной медицине России. Аптекарская палата, Аптекарский приказ, лекарская школа.


2

13.

Реформы Петра I в области медицины и фармации. Вклад М.В. Ломоносова, его учеников и последователей в фармакогнозию (С.П. Крашенинников, И.И. Лепехин, С.П. Соколов, Н.Я. Озерецковский). И.Т. Ловиц. Профессора фармации Т.А. Смеловский, Н.Э. Лясковский, К.И. Щекин.


2

14

Медицина периода разложения феодализма и зарождения капитализма в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Развитие клинической медицины (Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский) и вклад ее в совершенствование российской фармации. Н.И Лунин и открытие витаминов. Ю.К. Трапп и развитие аптечного дела в России. Дальнейшее развитие высшего фармацевтического образования.


2

15

Советский период развития отечественной медицины и фармации. Советская фармацевтическая наука в ХХ в. З.В. Ермольева и ее роль в открытии отечественных антибиотиков. Роль трудов А.Ф. Гаммермана, С.В. Аничкова, В.В. Закусова в развитии отечественной фармакологии. Лекарственная революция ХХ в. и ее последствия.


2

16


История развития аптечного дела в Карелии

2

17

История медицинской этики и деонтологии. Медицинская этика и деонтология в практической деятельности провизора. Зачёт.

2




И т о г о

34


1.Семинарское занятие № 1

Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения дисциплины. Организация учебного процесса. Распределение тем рефератов и требования к их написанию и оформлению.

Цель занятия:

- ознакомить студентов с предметом «История фармации», требования курса;

- сформировать у студентов понятие о фармации, истории фармации и методах её изучения.

Студент должен знать:

- источники изучения истории фармации (основные и дополнительные);

- требования к написанию и оформлению реферата.

Вопросы к занятию № 1

1)определение фармации как науки. История фармации как предмет для изучения;

2)источники изучения истории лекарствоведения древности (данные археологии, палеопатологии и палеоботаники, этнологии, наскальных рисунков, глиняных табличек, надписей на саркофагах, колоннах храмов, папирусов, летописи);

3)порядок написания и оформления реферата.



Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 8 – 11.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с. Стр. 10 – 13.

3. Материал лекций.

4.Романов Б.Е. Введение в историю медицины и фармации. Методическое пособие П.: ПетрГУ, 2006 - 80с. Стр. 4, 54, 64.

Комментарий

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо, в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно прорабатывать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того следует ознакомиться с дополнительными источниками.


2.Семинарское занятие № 2

Фармация в эпоху первобытно-общинного строя. Возникновение врачевания и лекарствоведения в человеческом обществе (матриархат, патриархат). Зарождение народной медицины и народной фармации. Первые лекарственные средства.

Цель занятия:

-охарактеризовать эпоху первобытнообщинного строя как особую общественно-экономическую формацию и общие закономерности развития общества в этот период;

-сформировать у студентов представление о появлении знаний о лекарственных средствах в первобытном обществе.

Студент должен знать:

- периоды появления знаний у первобытного человека о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.



Вопросы к занятию № 2

1)состояние первобытного общества и знаний по лекарствоведению в период матриархата;

2) состояние первобытного общества и знаний по лекарствоведению в период патриархата.

Темы сообщений:

1)Врачевание и лекарствоведение в первобытно - общинном строе. Народная медицина и народная фармация.

2)Народное врачевание и традиционная медицина: связь времён.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 11 - 18

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с. Стр. 13 – 37.
3. Материал лекций.

Комментарий

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо, в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно прорабатывать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того следует ознакомиться с дополнительными источниками. Необходимо отметить, что элементы здравоохранения имелись уже в древности. Например, в период первобытно - общинного строя имеются случаи помощи рожавшей женщине в период матриархата. В период патриархата начали развиваться хирургия и травматология.


3.Семинарское занятие № 3

Фармация древнего мира: Древний Восток (Египет, Месопотамия, Индия, Китай).

Цель занятия:

- сформировать у студентов представления об основных чертах фармацевтической науки в Древнем Мире.



Студент должен знать:

- выдающихся мыслителей, внесших вклад в развитие медицины и фармации Древних государств.



Вопросы к занятию № 3:

1)лекарствоведение Древнего Египта;

2)лекарствоведение Древней Индии;

3)лекарствоведение Древнего Китая;

4) лекарствоведение Тибета.

Темы сообщений:

1)развитие медицины и фармации в странах Древнего Востока;

2)гомеопатия – отражения главного принципа лечения в Тибетской медицине.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 19 - 50

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармацией в странах Древнего Востока мы узнаём из надписей на саркофагах, колоннах храмов, клинописи на скалах и глиняных табличках. Известно свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта – Кахунский, Эберса, Брушга, Имхотепа. Сохранились древние медицинские книги в Индии (Веды), Китае и Тибете. Кроме того археологи обнаружили на территории цивилизаций Древнего Востока в соответствующих слоях сосуды с остатками растений и мазей. Таким образом, сведения о развитии фармации в странах Древнего Востока отрывочны и не систематичны. Тем не менее, из имеющихся источников известно, что к периоду зарождения рабовладельческого строя люди уже имели целый ряд лекарственных средств.


4.Семинарское занятие № 4

Фармация в античном мире – Древней Греции, Древнем Риме.

Первые научные труды по фармакологии. Гиппократ, Гален, Асклепиад, А.К. Цельс, Диоскорид.

Цель занятия:

- сформировать у студентов представления о характерных чертах развития медицины и фармации в античных государствах.



Студент должен знать:

- выдающихся мыслителей, внесших вклад в развитие медицины и фармации античных государств.



Вопросы к занятию № 4:

1)медицина Древней Греции. Асклепейоны. Врачебные школы;

2)Гиппократ и его вклад в развитие медицины и фармации;

3)выдающиеся древнеримские врачи



Темы сообщений:

1)Медицина и фармация Древней Греции. Гиппократ II Великий и его роль в развитии медицины и лекарствоведения.

2)Развитие медицины и фармации Древнего Рима.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд.центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 51-81

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Развитие медицины и фармации Древней Греции было связано с другими науками, которые объединялись общим понятием «философия». Была характерна стихийная диалектика, основой которой служила атомистическая теория Демокрита. Материалистической школе Древней Греции противостояла идеалистическая Пифагора и Платона. Развитие медицинской науки в Древней Греции было обусловлено ростом колоний, развитием торговли, возникновением эпидемий, увеличение численности армии, что обусловливало увеличение численности врачей. Открывается ряд школ по подготовке врачебных кадров – г. Кротон, острова Книдос и Косс.

Лечение осуществлялось или в специальных помещениях храмов - «асклепейонах», или в светских лечебницах на дому у врачей – «ятрейнях».

Врачи Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины и особенно фармации. На практике новые принципы первым применил Гиппократ (460 – 377 д.н.э.) Он дал ключ к пониманию физиологии, патологиии и фармакологии (применению лекарств.) Закончил он медицинскую школу на острове Косс, был врачом в 18 поколении. Огромный интерес представляет фармакотерапия, нашедшая отражение в «Сборнике Гиппократа», который являлся основным источником сведений о состоянии фармации Древней Греции. Сборник даёт нам представление о том, что древнегреческие врачи изготовляли и применяли как простые, так и сложные лекарства. Каждый врач имел свои запасы лекарственного сырья, которые хранились в специально отведённом для этой цели помещении: кладовой, амбаре и.т.д. По-гречески помещения назывались – apotheca.

В этих аптеках каждый врач с помощью своих рабов готовил лекарства. В «Сборнике» имеются довольно подробные описания технологии приготовления сложных лекарств. Применялись твёрдые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственные формы. При приготовлении использовались вспомогательные вещества. Ученик Платона и Аристотеля – Теофраст из Эфеса прожил долгую жизнь и написал большое кол-во трудов по ботанике. Он первым создал классификацию растений. Девятая книга «Исследований о растениях» Теофраста посвящена лекарственным растениям, их заготовке и применению. Крупнейшим эллинистическим центром в Египте была Александрия, которая представлена врачами Эразистратом и Герофилом. Герофил утверждал, что нет такой болезни, против которой нельзя было найти лекарство.

Развитие медицины и фармации в Древнем Риме было связано с богатыми традициями Древней Греции. Большое место в древнеримской народной медицине и фармации занимало лечение травами и сельскохозяйственными растениями. Однако оно имело и свои характерные черты – наследие древней медицины коренного населения Италии – этрусков, сабинян, латинян и др. народов. Виднейшими представителями древнеримской медицины и фармации являются: Асклепиад из Вифинии (128 – 56 д.н.э.), Авл Корнелий Цельс (30-25 д.н.э. – 45-50 н.э.), Клавдий Гален (131 – 201 н.э.), Диоскорид Педаний (I в.). С распадом Римской империи (476 г.) в её восточной части – Византии получило своё завершение развитие медицины и фармации рабовладельческого общества.


5.Семинарское занятие № 5

Фармация в Средние века – Византийская империя, монастырская фармация.

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятие о развитии фармации в начале Средних Веков – Византийская империя, монастырская фармация.



Студент должен знать:

- состояние фармации в Византийской империи, монастырскую фармацию.



Вопросы к занятию № 5:

1) состояние и развитие медицины и фармации в Византии. Основная заслуга медицины и фармации средневековой Византии;

2) понятие о средневековых монастырях, состояние монастырской медицины и фармации.

Темы сообщений:

1)К.Гален. Его учение и вклад в развитие фармации;

2)Состояние фармации в Византийской империи.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд.центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 82 - 92

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Возникшая Византийская империя в основном унаследовала медицину и фармацию Древней Греции и Древнего Рима. Однако на развитие лекарствоведения в этот период существенное влияние оказывала алхимия - поиски философского камня «панацеи» - лекарства от всех болезней. Такого лекарства открыто не было, но были получены химические вещества, в том числе и лекарственные. Так же крупной заслугой средневековой медицины Византии явилось создание гражданских больниц и аптек. Монастырская медицина так же дала определённыё толчок в развитии фармации. При монастырях закладывались огороды лекарственных растений, составлялись книги – зелейники. Монастырские аптеки готовили лекарства для обитателей монастыря и монастырских больниц.



6.Семинарское занятие № 6

Фармация эпохи раннего и развитого феодализма (V – XV вв.). Фармация в Арабских Халифатах

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятие о фармации в Арабских Халифатах;

- определить выдающихся учёных начла Средних веков, внесших вклад в средневековую медицину и фармацию.

Студент должен знать:

- выдающихся учёных, внесших значительный вклад в средневековую медицину и фармацию.



Вопросы к занятию № 6:

1)характеристика общественной формации в Арабских Халифатах;

2)что внесли в медицину и фармацию учёные Средней Азии и Закавказья?

Темы сообщений:

1)фармация в Арабских Халифатах;

2)развитие медицины и фармации средневекового Востока. Труды Ар-Рази, Ибн-Сины, Ибн-Аббаса.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 93 – 129.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Господство арабов и их государства – халифаты – сохранялись до XII – XIII вв. Начиная с XII века, в странах Ближнего и Среднего Востока возникла, сложилась и развивалась богатая и разносторонняя культура, называемая арабской. К числу народов средневекового Востока относились не только арабы, но и таджики, туркмены, узбеки, грузины, армяне, азербайджанцы, иранцы и др. Наравне с философией, математикой, естествознанием медицина и фармация составляли часть общего образования в Арабских халифатах. На медицину и фармацию в этот период значительное влияние оказывали арабские алхимики. Ар – Рази или Разес – Классификация веществ, известных в то время. Ему принадлежит до 200 трудов, в которых он описывает действие химических веществ на обезьян. Первая аптека – 754 год Багдад. В Европе первая аптека появилась в VIII веке.

Замечательным учёным, энциклопедистом, мыслителем и медиком Средней Азии был Ибн – Сина (Авиценна). Его при жизни называли Князем Науки. Его произведение «Канон медицины» переиздавалось только в Европе 30 раз вплоть до эпохи Возрождения. Заметный вклад в развитие

средневековой арабской фармации внёс Райхан Бируни. Его ценнейший труд «Фармакогнозия» является памятником средневекового восточного учения о лекарственных растениях, которые применялись в медицине и фармации. Значительный вклад в развитие медицины и фармации стран Закавказья внесли грузинские (Кананели «Несравненный карабадин») и армянские (Григор Магистр, Мхитар Гераци, Амирдовлат Амасиаци) учёные медики.


7.Семинарское занятие № 7

Фармация народов Американского Континента (I в. д.н.э. – XVI н.э.)

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятие о состоянии культуры народов доколумбовской Америки;

- понятие студентов о состоянии медицины и фармации того периода.

Студент должен знать:

- состояние культуры периода доколумбовской Америки;

- состояние фармации этого периода.

Вопросы к занятию № 7:

1)культура инков, ацтеков и народов племени майя;

2)состояние медицины и фармации этих народов до конкисты.

Темы сообщений:

1)культура и религия доколумбовсой Америки;

2)медицина и фармация этого периода.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 130 – 140.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Многие сведения о культуре, медицине и фармации доколумбовской Америки были утрачены в результате жёсткого захвата Американского континента конкистодорами. На период открытия Америки Колумбом было выявлено, что культура, медицина и фармация народов Америки находилась на уровне стран Древней Греции и Египта. Было определено, что коренным населением Американского континента использовалось большое количество лекарственных растений, т.к. флора континента была гораздо разнообразнее, чем в Европе.


8.Семинарское занятие № 8

Фармация в Западной Европе. Салернская медицинская школа. (V – XVI вв.)

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятия о состоянии религии, культуры и фармации в средневековой Западной Европе.



Студент должен знать:

- состояние медицины и фармации средневековой Европы.



Вопросы к занятию № 8:

1)состояние религии и культуры стран западной Европы;

2)состояние фармации в этих странах.

Темы сообщений:

1)Медицина и фармация раннего и развитого средневековья(X – XV века) Первые аптеки. Регламентация фармацевтической деятельности;

2)Салернская медицинская школа и её роль в становлении фармации.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 141 - 160

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Вся духовная культура средневековой Европы находилась под гнётом церковной идеологии. Официальная церковь боролась против ересей- попыток критически относиться к Священному писанию. Для подавления ересей была создана инквизиция. Признавалась только та наука, которая была освещена церковью, в частности признавались труды Гиппократа и Галена, выхолощенные Платоном. Господствовала схоластика. Университеты в Западной Европе представляли собой корпорации учащих и учащихся, в известной мере, аналогичные ремесленным цехам в соответствии с общим цеховым строем средневековья. Экспериментальные методы в науке были отброшены. На фармацию средневековья огромное влияние оказывала алхимия – поиски панацеи – лекарства от всех болезней. Была распространена серо – ртутная теория металлов. Из числа выдающихся личностей того времени известны алхимики Раймунд Лулий, Арнольдо да Вилланово, Альберт Великий, Роджер Бекон, Василий Валентин. Наряду с заблуждениями в фармации того периода были и положительные моменты. С помощью химических реакций было получено значительное количество химических соединений, в том числе используемых до настоящего времени как лекарственные средства или как основы для получения лекарственных средств. Медицинская школа в Салерно на юге Италии известна своими передовыми взглядами по подготовке врачебных кадров. В области фармации – создание первого «Антидотария», первой фармакопеи, значительное время используемой врачами и аптекарями средневековой Западной Европы. Вес веществ в «Антидотарии» впервые указывался в установленных этой школой весовых единицах. До этого количество лекарств определялось на глаз – пригоршня, щепотка и др. Кроме лекарственных средств в «Антидотарий» входили продукты диетической терапии. Дальнейшим дополнением к «Антидотарию» (1140) были рецепты приготовления лекарственных вод, масел, сиропов, клизм, суппозиториев, некоторых лекарственных форм для наружного применения. Приготовление лекарств в аптеках было подчинено контролю, при этом были приняты меры к недопущению преступного соглашения между врачами и аптекарями. Фармацевтам запрещалось лечить. Были установлены ревизии аптек, клятва фармацевтов, правила хранения и отпуска ядовитых средств. Образование в Салерно происходило на светской основе. Медицинская школа (позднее университет) была основана не духовенством, как другие средневековые школы, а носила светский характер. В её становлении деятельное участие принимали многие граждане города. Деканами – приорами Салернской школы были не католические монахи, а светские люди.


9.Семинарское занятие № 9

Фармация в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.)

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятие о состоянии общественного строя, культуры, медицины и фармации этого периода.



Студент должен знать:

- культуру, медицину и фармацию в эпоху Возрождения.



Вопросы к занятию № 9:

1)состояние общества в Западной Европе в период Возрождения;

2)развитие фармацевтической науки и практики в этот период.

Темы сообщений:

1)медицина и фармация эпохи Возрождения (XV – XVII вв.)

2)Парацельс и ятрохимия.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 161 – 184.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Эпоха «Возрождения» - время коренных изменений в социально - экономической жизни многих стран Европы. В этот период появляются первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Идейной основой ренессансной культуры является гуманизм. Появились писатели и поэты нового типа - Данте, Бокаччо, художники – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Иоган Гутенберг изобрёл книгопечатание. Были совершены великие географические открытия: Марко Поло, Васко да Гама, Колумб, Магеллан и др. Интерес к античным произведениям распространился и на медицину и фармацию. Но противником возвращения к прошлому в медицине стал Парацельс – выдающийся ятрохимик – врач. Заболевание он считал - есть химическое изменение в организме. Медицинское образование Парацельс получил в Ферраре (Италия). Он считал, что при лечении больных действенно могут служить только лекарства, полученные химическим путём, и в соответствии с этим привлёк на службу медицине химию. Так было дано серьёзное направление развитию фармации. Последователь Парацельса врач – ятрохимик Андреас Либавий написал обширный курс химии «Алхимия», в котором изложил сведения для химика и врача. Значительный вклад в медицину и фармацию внесли Ван Гельмонт (существование газа), Франсуа Де Сильвий (дыхание = горение), Отто Тахений (соли – продукты кислот и щелочей), Иоганн Рудольф Глаубер (концентрированная серная, соляная кислота, натрия тиосульфат - глауберова соль, бензол, толуол, фенол и др.), Джилорамо Фракасторо (лекарства при заразных болезнях, более эффективное действие водорастворимых лекарств, широкое применение сборов трав и настоев и др.) В этот период так же большое внимание уделялось лекарственным растениям. Создавались сады и огороды этих растений, гербарии, что способствовало возникновению и развитию такой научной отрасли фармации, как фармакогнозия.


10.Семинарское занятие № 10

Фармация мануфактурной стадии капитализма (середина XVII вторая половина XVIII вв.)

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятие о медицине и фармации начальной стадии капитализма.



Студент должен знать:

- состояние развития естественных наук, медицины и фармации в период мануфактурной стадии капитализма.



Вопросы к занятию № 10:

1)состояние общества в Западной Европе в период мануфактурной стадии;

2)развитие фармацевтической науки и практики в этот период.

Темы сообщений:

1)основные естественнонаучные открытия XVIII – начала XIX вв. и их значение в развитии медицины и фармации;

2)Карл Вильгельм Шееле и его роль в развитии фармации.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 185 – 200.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Середина XVII века в Европе характеризовалась значительным развитием капиталистического производства, что значительно влияло на развитие естественных наук, медицины и фармации. У.Гарвей - законы кровообращения. Был изобретён термометр. Наука стала принимать международный характер. В странах Европы начали открываться Академии.

Девиз Лондонского Королевского общества – «Ничьих слов не принимать на веру». В развитии химии основополагающая роль принадлежит английскому учёному Р.Бойлю. Он отверг учение алхимиков о трёх началах – сере, ртути, соли; корпускулярная теория; качественный химический анализ; химия стала наукой. Французский учёный Николя Леметри – врач и фармацевт (отрицательное отношение к алхимии), Вильгелм Гомберг первым получил борную кислоту, один из родоначальников количественного химического анализа; Георг Эрнест Шталь - теория флогистона «огненная материя» - заменённая в последствии на кислородную. Теория Шталя получила широкое международное распространение и содействовала дальнейшему развитию химии и фармации. Одновременно и учёные – фармацевты Э.Ф. Жоффруа, К.В. Шееле, А.С. Марграф способствовали развитию фармации. Жоффруа (таблицы сродства кислот и щелочей, основы титрометрического метода объёмного анализа). Ближе всех к фармации в этот период стоял ненмецкий учёный Андреас Марграф (Химико-аналитические исследования в качественном анализе, инструментальные исследования в фармакогнозии.) Его зять Франц Карл Ахард - работы посвящены химической (фармацевтической) технологии.

Карл Вильгельм Шееле, швед, величайший европейский фармацевт, один из последних сторонников теории флогистона. В 32 летнем возрасте он был избран членом Стокгольмской академии наук, будучи при этом управляющим аптекой. Он получил винную, щавелевую, молочную, лимонную, яблочную, галловую и мочевую кислоты. Открыл и получил глицерин. Получил он и работал с ними, ядовитые вещества - мышьяковую кислоту, сенильную кислоту, углекислый газ, водород, сероводород, хлор, кислород и др. Обнаружил способность свежепрокалённого древесного угля поглощать газы. Шееле является основоположником фитохимии. Разработал способы получения лекарств в закрытых сосудах (асептика). Интенсивная и непрерывная работа, в т.ч. и, с особо

ядовитыми химическими веществами, привела к тому, что умер он на 44 году жизни. На его памятнике в Стокгольме выбиты слова: «Гения украшает слава бессмертия»
11.Семинарское занятие № 11

Фармация промышленного капитализма (конец XVIII – вторая половина XIX в.в.)

Цель занятия:

- сформировать у студентов знания о виднейших фармацевтах этого времени



Студент должен знать:

- выдающихся фармацевтов и их вклад в европейскую экономику XVIII и начала XIX вв.)



Вопросы к занятию № 11:

1)социально – экономическое положение Франции и имена выдающихся фармацевтов- химиков того периода;

2)деятельность выдающихся фармацевтов Англии, Германии, Швеции и Италии конца XVIII века

Темы сообщений:

1)вклад в развитие фармации XVIII – XIX вв. учёных фармацевтов Сертюрнера, Пелетье, Кавенту и др.

2)С. Ганеман и гомеопатия.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 201 – 220.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Важнейшим событием первого периода новой истории явилась буржуазная революция во Франции (1789 – 1794 г.г.) В первые годы революции Франция вела оборонительные войны, которые потребовали огромного напряжения сил всей страны. Гитон де Морво - химик, юрист, основал производство селитры и соды. К.Л. Бертоле - химик, доктор медицины, под его руководством было увеличено производство стали. С 1794 года он стал членом государственной Комиссии по подъёму сельского хозяйства и промышленности.

Военный фармацевт Пармантье - введена культура картофеля, страна избавлена от голода. Военный фармацевт Кавенту - получение мыла из отходов жиров и золы. Фармацевт Меж - Мурье разработал получение маргарина, что частично заменило потребность в сливочном масле. Лавуазье

изучил состав воздуха и получение кислорода и развенчал теорию флогистона, установил состав воды, органические соединения – соединение кислорода с углеродными радикалами. Отрицательное отношение к революции привело к тому, что он был осуждён и 8 мая 1794 года в возрасте 51 г. казнён. Большой вклад в развитие химии и фармации внесли Пруст, Луи, Воклен, Декруазиль, Серюлла, Николя Леблан. Основные задачи, которые решались немецкими, английскими, шведскими и итальянскими учёными химиками и аптекарями были те же самые. С.Ганеман создал новую систему – гомеопатическую терапию и фармацию: лечение подобное подобным. Огромную работу по открытию, анализу, медицинскому применению алкалоидов проделали французские фармацевты Сертюрнер, Пелетье и Кавенту.


12.Семинарское занятие № 12

Медицина и фармация Древнерусского (IX – XV вв.) и Московского (XV – XVII вв.) государства. История применения лекарственных растений в народной медицине России. Аптекарская палата, Аптекарский приказ, лекарская школа.

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятие о возникновении России, как государства. Возникновение и развитие лекарствоведения.

Студент должен знать:

- возникновение Древней Руси, развитие медицины и лекарствоведения в государстве. Фармация в Московском государстве.



Вопросы к занятию № 12:

1)развитие лекарствоведения в Древней Руси;

2)развитие медицины и фармации в Московском государстве;

3)роль Аптекарского приказа.



Темы сообщений:

1)медицина и фармация в Древнерусском и московском государстве. Аптекарский приказ, лекарская школа;

2)история применения лекарственных растений в народной медицине России.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 313 – 335.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Из трудов греческого историка Геродота было известно, что степи Причерноморья были заняты скифскими племенами, которые пришли туда в 6 – 5 столетии д.н.э. В связи с разделением труда в Скифском государстве уже имелась профессия врача. Скифские врачи были известны в Греции задолго до приезда на Русь Геродота. При раскопках кургана вблизи Керчи была найдена ваза, изготовленная в 5 – 4 столетии до н.э., на которой была изображена процедура оказания мед. помощи скифским врачом скифскому воину. Во второй половине IX в. образовалось Древнее государство – Киевская Русь, просуществовавшее 300 лет до завоевания татаро-монголами. В этом государстве в медицине существовало 2 направления – церковно-монастырское и светское. Первыми русскими врачами были монастырские «лечцы» из монахов. В первую очередь древнерусские врачи обращались к народной медицине. На Руси стали создаваться травники и лечебники. В районе Пятигорья использовались минеральные источники. Особое место в медицине занимали Русские бани. В ней не только мылись, но и укрепляли здоровье. На Руси процветала хирургия , как важнейшая отрасль врачевания. В сообщениях летописей говорится о распространении на Руси заразных заболеваний, что побуждало русичей к проведению соответствующих противоэпидемических мероприятий. В 15 столетии после свержения татаро-монгольского ига образовалось Московское государство с сильной централизованной властью. В XV – XVI веках Московская Русь переживала период своего возрождения. В Москве в этот период появились иностранные специалисты, в т.ч. и врачи. Получили самое широкое распространение на Руси травники, лечебники и зелейники. Выдающимся событием века был перевод книги «Вертоград здоровья». Затем в 1672 году на Руси появилась ещё одна книга – «Прохладный вертоград», уникальный труд по истории лекарствоведения. При Иване Грозном медицинскими и аптекарскими делами управляла «Аптекарская палата», переименованная Борисом Годуновым в «Аптекарский приказ». Среди служащих приказа преобладали иностранцы, но руководили образованные бояре, приближенные к царю. Важнейшей функцией «Аптекарского приказа» была лекарственное и медицинское обеспечение армии, а так же царя и придворных. Для производства различного медицинского и аптечного оборудования и посуды были построены заводы. В середине 17 столетия в Москве была открыта первая аптека, в 1672 году была открыта вторая аптека. Таким образом, обзор состояния лекарствоведения показывает, что, несмотря на 300-летие татаро-монгольского ига Россия довольно быстро становилась на путь экономического прогресса.


13.Семинарское занятие № 13.

Реформы Петра I в области медицины и фармации. Вклад М.В. Ломоносова, его учеников и последователей в фармакогнозию (С.П. Крашенинников, И.И. Лепёхин, С.П.Соколов, Н.Я. Озерецковский) И.Т. Ловиц. Профессора фармации Т.А. Смеловский, Н.Э. Лясковский, К.И. Щекин.

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятия о реформах Петра I в областях медицины и фармации, о вкладе М.В.Ломоносова, его учеников и последователей в фармацевтическую науку.



Студент должен знать:

- основные реформы Петра I в областях медицины и фармации, а так же вклад М.В.Ломоносова, его учеников и последователей в разделы фармации.



Вопросы к занятию№13

1)основные реформы Петра I в области медицины и фармации;

2)вклад М.В.Ломоносова в фармацевтическую науку;

3)вклад в фармакогнозию С.П.Крашенинникова, И.И.Лепёхина, С.П.Соколова; Н.Я. Озерецковского и др.



Темы сообщений:

1)реформы Петра I в области медицины и фармации и их значение;

2)М.В.Ломоносов (1711 – 1765) и значение его работ для развития фармации;

3)последователи М.В.Ломоносова в области ботаники и фармакогнозии С.П. Крашенинников(1712 – 1765), И.И.Лепехин(1740 – 1802), Н.П.Соколов (1749 – 1796), Н.Я. Озерецковский (1750 – 1827):

4)профессора фармации Т.А. Смеловский(1722 – 1815) и Н.Э. Лясковский (1818 – 1871).

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 336 – 376.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

Начало XVIII столетия в России связано с решительными преобразованиями Петра I. Были созданы мощная армия, военный и торговый флот, реорганизован государственный аппарат, создан целый ряд новых промышленных предприятий, проведена денежная реформа. На Балтике было открыто «окно» в Европу. В 1703 году начато строительство Петербурга. Преобразования коснулись не только культурной, государственной и промышленной жизни страны, но и медицинской и фармацевтической (открытие госпиталей и аптек, спец. школ для подготовки лекарей и аптекарей). С аптечным делом Пётр знакомился, пребывая заграницей. При всех открывающихся госпиталях были аптеки, которые подчинялись воинскому уставу. Высочайшим указом в Москве было открыто 8 частных аптек. С открытием аптек закрывались зелейные лавки и прочая розничная продажа. Открывались аптекарские сады и огороды. Наряду с этим исследовалась дикорастущая флора во всех регионах России. Строились предприятия по изготовлению медицинских инструментов. Развивалось и химическое производство в Петровскую эпоху. Пётр I проявлял интерес к химии и «пробирному» искусству. Как частные, так и казённые аптеки требовали значительное количество химикалиев. Некоторые поступали с химических предприятий. Например, поташ с поташных станов. Но большинство химических веществ готовили и очищали в аптеках.

В области науки Пётр требовал 2 направления развития: «науки производить и совершать» и «оные в народе размножать». Эти направления деятельности должна была совершать Академия наук. В этой области большой вклад осуществил М.В.Ломоносов, его ученики и последователи.

М.В.Ломоносов: его научная деятельность – 25 лет; Его цель – сделать из химии – искусства химию – науку. С помощью химии (физической химии) повлиял на развитие фармации. Его ученики оказали огромную помощь в развитии фармакогнозии. С.П.Крашенинников(1713 – 1755) описал флору Сибири, Камчатки и Петербургской губернии. И.И.Лепехин (1740 – 1802) совместно со студентами Н.Озерецковским и Т. Мальгиным описал флору Урала, Вятской и Архангельской губернии. Т.Е. Ловиц занимался вопросами кристаллизации и работами с активированным углем по очистке различных растворов. Т.А.Смеловский – родоначальник высшего фармацевтического образования в России. Н.Э. Лясковский – выдающийся профессор фармации. Таким образом, благодаря вышеперечисленным учёным и политическим деятелям в России быстрыми темпами начала развиваться фармацевтическая наука и практика.


14.Семинарское занятие № 14.

Медицина периода разложения феодализма и зарождения капитализма в России (вторая половина XIX – начало XX вв.). Развитие клинической медицины (Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский) и вклад её в совершенствование фармации. Н.И.Лунин и открытие витаминов. Ю.К. Трапп и развитие аптечного дела в России. Дальнейшее развитие высшего фармацевтического образования.

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятие о медицине периода разложения феодализма, выдающихся учёных – медиках, учёных – химиках и фармацевтах, о дальнейшем фармацевтическом образовании в России.



Студент должен знать:

- выдающихся учёных – медиков, химиков и фармацевтов периода зарождения капитализма. Развитие фармацевтического образования.



Вопросы к занятию№14

1) состояние медицины периода зарождения капитализма;

2) выдающиеся клиницисты, внесшие вклад в медицину и фармацию;

3) выдающиеся химики и фармацевты, внесшие вклад в развитие фармации;

4) дальнейшее развитие фармобразования в России.

Темы сообщений:

1)Н.Н. Зинин (1812 – 1880), его вклад в развитие медицины и фармации;

2)Развитие клинической медицины в России во второй половине XIX в. Школы Г.А. Захарьина и С.П. Боткина, их вклад в развитие фармации;

3)Н.И. Лунин (1853 – 1937). История открытия витаминов;

4)Ю.К. Трапп (1815 – 1905) и его роль в становлении аптечного дела в России.

Список рекомендуемой литературы

2.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 377 – 486.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

4. Материал лекций.



Комментарий

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских научных медицинских школ: в области терапии - Г.А. Захарьина – Московский университет; С.П.Боткина – Военно – медицинская академия; в области хирургии – Н.И. Пирогов – Петербургская Медико-хирургическая академия, Н.В.Склифосовский – Московский университет. Развивая клинические терапию и хирургию, эти выдающиеся учёные так же способствовали совершенствованию и созданию инструментов, медицинской аппаратуры, а так же новых лекарственных средств и их применению. Большой вклад в развитие фармации внесли химики - органики. Н.И.Лунину (1853-1937) принадлежит приоритет открытия витаминов. Название «витамин» было предложено позже польским биохимиком К. Функом. Академик Петербургской военно-медицинской академии Юлий Карлович Трапп по отзывам современников являлся « Нестором» фармации. Этот талантливый учёный написал 7 российских фармакопей. Им было издано несколько руководств по управлению в области фармации. Большой вклад его труды внесли в такие разделы фармации, как фармакогнозия, фармацевтическая и судебная химия. Им было издано « Наставление для фельдшеров о собирании лекарственных растений для сельских аптек» - 1860г. Ю.К.Трапп был избран почётным и действительным членом многочисленных медицинских и фармацевтических обществ как отечественных, так и зарубежных (Берлинского, Лондонского, Парижского, Венского, Копенгагенского).

В течение длительного периода в России аптекарскому искусству обучали в аптечных огородах и аптеках. По указу Петра I аптекарскому искусству стали обучать в госпитальных школах, преобразованных в последствие в медико-хирургические школы с фармацевтическими отделениями. В Петербурге и в Москве училища были переименованы в медико-хирургические академии, при которых читался курс по фармацевтическим наукам (фарм. отделение) для подготовки провизоров. (1808) Большой вклад в подготовку провизоров внёс Тимофей Андреевич Смеловский- профессор, зав кафедрой фармации. В 1885 году Медицинский совет признал право женщин на фармацевтическое образование. Первой женщиной-фармацевтом была А.М.Макарова, которая сдала экзамены на звание аптекарского помощника в Киевском университете в 1892 году, звание провизора первыми получили в 1897году А.Б. Лесневская и З.И. Аккер. В 1911 году было уже 85 женщин – провизоров после окончания Харьковского и Московского университетов.
15.Семинарское занятие № 15.

Советский период развития отечественной медицины и фармации. Советская фармацевтическая наука в XX в. З.В. Ермольева и её роль в открытии отечественных антибиотиков. Роль трудов А.Ф. Гамерман, С.В. Аничкова, В.В. Закусова в развитии отечественной фармакологии. Лекарственная революция XX в. и её последствия.

Цель занятия:

-сформировать у студентов понятие о развитии фармации в советский период (организационная структура);



Студент должен знать:

-структуру фармации при советской власти;

-развитие химико-фармацевтической промышленности;

-фармацевтическое образование в СССР;

-выдающихся представителей фармации СССР.

Вопросы к занятию №15:

1) организационная структура фармации СССР;

2)фармацевтическая промышленность СССР;

3)фармацевтическое образование в СССР.



Темы сообщений:

1)государственные формы организации здравоохранения;

2)З.В. Ермольева(1898 – 1974) и её роль в создании отечественных антибиотиков;

3)А.Ф.Гамерман и развитие отечественной фармакогнозии;

4)развитие отечественной фармакологии: С.В.Аничков(1892 – 1984), В.В. Закусов (1903 – 1986);

5)лекарственная революция XX в. и её последствия.



Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 487 – 536.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.



Комментарий

В СССР здравоохранением руководило министерство здравоохранения, в состав которого входило несколько управлений, в том числе и Главное аптечное управление (ГАПУ), которое руководило аптечной сетью страны. В республиках осуществляли руководство аптечной сетью ГАПУ союзных республик. В краях и областях республик осуществляли свою деятельность аптечные управления (АПУ) краёв и областей, которые осуществляли руководство аптечной сетью края и области. Основными задачами аптечного дела в СССР являлись: разработка показателей перспективного планирования развития сети и организационных форм лекарственного обслуживания населения и ЛПУ; разработка положений, правил и инструкций по организации лекарственного обслуживания населения и т.д. В ведении АПУ областей и краёв находились: аптеки; аптекарские магазины, контрольно-аналитические лаборатории, аптечные склады, галеновые, оптические и другие производственные предприятия, а так же межрайонные конторы и базы. В АПУ были организованы отделы: аптечной сети (организационно – фармацевтический), торговый, плановый, бухгалтерия. В крупных краях и областях создавались межрайонные конторы МРК. В связи с тем, что за годы советской власти количество аптек значительно увеличилось, в сельских районах создавались ЦРА, которые руководили аптечной сетью района. Возглавлял ЦРА опытный провизор, имеющий определённый стаж практической работы. Снабжение аптек медтоварами осуществлялось с областных аптечных складов по заявкам – требованиям, или складов МРК, которые в свою очередь получали медтовары по разнорядкам и требованиям Главмедснабсбыта Минздравов СССР и союзных республик с центральных складов, предприятий медицинской, химической промышленности и др. предприятий, выпускающих по плановым заданиям правительства страны медицинскую продукцию.

В советское время учеными – медиками страны создавалось значительное количество новых лекарственных средств. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Так под руководством д.м.н. профессора З.В. Ермольевой из плесени, собранной со стен бомбоубежища, был получен пенициллин (1942), который был испытан осенью 1944 года на раненых бойцах 1 – го Прибалтийского фронта, и оказал неоценимый положительный эффект при воспалительных процессах. Воспалительные заболевания, при которых ранее люди погибали, излечивались и военные возвращались в строй. Присуждена Сталинская премия. В послевоенные годы огромная работа проводилась по созданию и внедрению в практику новых лекарственных средств. Академиком С.В.Аничковым был создан и внедрён в практику ряд нейротропных препаратов. Присуждена Сталинская премия. Академик В.В. Закусов, зав. кафедрой фармакологии 1-го Московского медицинского института, посвятил свои работы созданию и внедрению в практику лекарственных средств, действующих на центральную нервную, сердечно-сосудистую системы и пищеварения. Награждён орденом Ленина и др. орденами и медалями за большой вклад в фармакологию. Создание современных лекарственных средств является одним из крупнейших научных достижений XX века. Недаром в специальной литературе 30-е годы этого столетия считают началом «фармакологической революции».

Количество лекарственных средств продолжает увеличиваться. Создаются усовершенствованные препараты известных фармакотерапевтических групп, а дальнейшее развитие фармакологической науки обеспечивает условия для поисков препаратов принципиально новых групп. Имеются научные «заделы» для создания других новых лекарственных средств. Любое «орудие» требует умелого с ним обращения. Это тем более относится к лекарствам — средствам, вводимым в организм больного. Давно известна родственность понятий «Pharmaeon» и «Toxicon». Лечебное действие любого лекарства может сопровождаться нежелательными побочными явлениями, а при «неумелом» применении лекарственных средств возможен риск токсического действия. С увеличением количества лекарств и повышением их активности проблема риска приобретает все большую актуальность. Умело обращаться с лекарственными средствами должны все «участники» лечебного процесса: врач, фармацевт (провизор) и сам «потребитель» лекарства — больной. Наиболее сложной в этом процессе является, естественно, роль врача. Врачу надо разобраться в массиве («джунглях») лекарств, в их классификации.


16.Семинарское занятие № 16.

История развития аптечного дела в Карелии.

Цель занятия:

-сформировать у студентов понятия о становлении аптечного дела в Карелии с 1917 года.



Студент должен знать:

-развитие аптечного дела в Карелии.



Вопросы к занятию №16:

1)организация и развитие аптечного дела в Карелии до 1945 года;

2)состояние аптечного дела в Карелии в послевоенный период до 1990 г.

Темы сообщений:

1)история развития аптечного дела в Карелии.



Список рекомендуемой литературы

1)С.М.Левин «История развития больничного дела в Карелии»

Петрозаводск 1957год;

2)журнал «Аптечное дело» №6 1957г.

3)Л.Е.Баташова. Материалы НОФ Карелии 1999г. «Развитие аптечного дела в Карелии (1917 -1991 годы)».

Комментарий

Первая вольная аптека на территории Олонецкой губернии (Карелии) была открыта в 1785 году. Её открытие связано с именем Г.Р.Державина – великого русского поэта, занимавшего в конце XVIII в. в Петрозаводске пост Олонецкого наместника (губернатора). В конце XIX в. уездными земствами открываются аптеки в Петрозаводске, Пудоже, Олонце, Кеми, Повенце. Товар в аптеки завозился в основном летом, пока ходили пароходы, из Петербурга. Поэтому при строительстве земских аптек большое внимание уделялось наличию хороших складских помещений. Согласно существующему тогда положению, лекарства из земских аптек для городских жителей отпускалось за плату, а для крестьян – бесплатно.

После Октябрьской революции на 1-м съезде медико–санитарных отделов, проходившем в г.Москве 15-18 июня 1918 года была принята резолюция, в которой указывались необходимые меры, связанные с подготовкой к проведению национализации аптек. Декрет о национализации аптек был подписан В.И.Лениным 28 декабря 1918 года. В январе 1918 года в Карелии был образован Губздравотдел, при котором создаётся аптечная комиссия, в ведении которой находилось управление аптеками. В состав комиссии вошли фармацевты Грабе и Юрьева. В конце 1918 года на заседании Олонецкого Губздравотдела было принято решение о созданиии при уездных медико-санитарных отделах фармацевтические подотделы для решения в уездах вопросов по аптечным делам. В 1918 – 1920 годах Карельская фармация испытывала большие трудности по фарм. кадрам и материальной базе, так как шла гражданская война с иностранной интервенцией. В 1922 году в связи с проведением НЭП аптечная сеть переводилась на хозяйственный расчёт. С октября 1923 года Постановлением СНК КАССР при наркомздраве республики было образовано Аптечное правление в составе 3-х фармацевтов. В октябре 1924 года отделение ручной продажи аптеки № 1 было преобразовано в магазин санитарии и гигиены.

В 1926 году при аптечном складе открывается небольшая оптическая мастерская, которая дала значительное удешевление очковой оптики при несравненно более быстром темпе удовлетворения таковою населения, чем это наблюдалось при получении очков через Ленинград. С 01 апреля 1926 года аптекоуправление открывает 2-ю хозрасчётную аптеку для обслуживания населения Зареки и Голиковки. Открывал аптеку фармацевт Тервинский Б.Ф., ассистентом работала Рясенцева Г.И. Открыть большее количество аптек не представлялось возможным из-за нехватки кадров. В 1926 -1927 годах импорт занимал весьма незначительное место, всего 1,2%. 25 декабря 1939 года была открыта аналитическая лаборатория при Кондопожской аптеке. Но это создавало огромные неудобства в работе, как для аптечной сети, так и для лаборатории. Складское хозяйство находилось в неудовлетворительном состоянии, что беспокоило правительство КАССР, наркомздрав и аптечное управление.

По состоянию на 01.01.41 года аптечная сеть республики насчитывала 35 аптек, 2 а/п первой группы, аптечный склад, оптическая мастерская, 7 магазинов санитарии и гигиены. В Республике работало 10 провизоров и 99 фармацевтов. С началом войны аптечный склад с аптечным управлением эвакуируются в г. Беломорск, размещается в 2-х тесных комнатах. Очень большое количество мед. имущества и лекарственных средств осталось на территории, оккупированной врагом. Зав складом был провизор Фёдоров И.Н., начальником аптекоуправления провизор Тервинский Б.Ф. По окончании войны, как и во всех отраслях, стал вопрос о восстановлении аптечного хозяйства. За 1945 год все аптеки, которые возобновили работу, были снабжены самым необходимым оборудованием, здания отремонтированы.

Аналитическая лаборатория открылась в г. Петрозаводске, в помещении аптеки №1. За 1946 – 1950 годы было открыто 10 аптек. В 1948 году в Карелию прибыло 23 фармацевта и 12 провизоров. В июле 1952 года аптечный склад переехал в новое помещение по ул. Володарского,3. В 1953 году в Петрозаводском медицинском училище было открыто фармацевтическое отделение с первым набором - 32 человека. На 01.01.61 г. в Карелии работало 42 аптеки, 239 фармацевтов и 29 провизоров. В 60 – е годы началась организация работы ЦРА, при которых открывались оптические отделы, чтобы приблизить оптическую помощь населению в районах.

К 60-летию советской аптеки в1978 году аптечная сеть республики насчитывала уже 84 хозрасчётных аптеки, в том числе 19 в сельской местности, работает 106 провизоров и 543 фармацевта. Большое внимание всегда уделялось качеству лекарств. В 1976 году % неудовлетворительно изготовленных лекарств снизился до 0,046% против 3% в 1955 году. В 1977 в аптеках брака не обнаружено. Большую помощь в решении организационно фармацевтических вопросов руководству аптечной сети республики оказывало НОФ (научное общество фармацевтов), возглавляемое провизором Либманом Львом Ароновичем, заведующим аптекой №1.Самое активное участиие в работе общества принимали провизоры Кропанёва М.Б., Лепишинская Д.Г, Гевондян Г.Г., Каракозов Р.А., Дмитриева С.Н., Кузнецов С.И., Баженичева Г.А., ГорбачёваГ.В., фармацевты Яблонская В.В. и Баташова Л.Е. В 1990 году государственная аптечная сеть республики Карелия заканчивала работу советского периода в составе 103 аптек и 12 аптечных магазинов. Начался новый период развития «Фармации» в России.
17.Семинарское занятие № 17.

История медицинской этики и деонтологии. Медицинская этика и деонтология в практической деятельности провизора. ЗАЧЁТ.

Цель занятия:

-сформировать у студентов понятие о медицинской этике и деонтологии

как составной части морали и общей культуры врача и провизора(фармацевта)

Студент должен иметь:

-понятие о медицинской этике и деонтологии.



Вопросы к занятию №17:

1)дать понятие о медицинской этике и деонтологии.



Темы сообщений:

1)этика и деонтология в практической деятельности провизора.



Список рекомендуемой литературы

2.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

Комментарий

Медицинская этика является частью общей морали. Высокие этические требования, выдвигаемые демократическим обществом, неизбежно оказывают влияние и на представления о правильном поведении медицинских работников. А.П.Чехов, будучи прекрасным врачом – гуманистом, писал: «Профессия врача – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и помыслов, не всякий способен на это». Морально – этические принципы врачебной деятельности были изложены в индийской «Аюрведе», в трудах Гиппократа и Авиценны. Значение врачебного долга по отношению к больному нигде не было поднято на такую высоту, как в отечественной медицине. Видные научные деятели М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, В.М. Бехтерев, Н.А.Семашко и др. уделяли большое внимание соблюдению и развитию норм и принципов медицинской этики. Жизнь и деятельность многих выдающихся медиков России (Д.С. Самойлович, М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, Н.Н.Петров, Д.И.Косарев и др.) являет собой пример беззаветного и преданного служения людям и науке. Постоянное совершенствование системы медицинской помощи в нашей стране и нарастающие возможности оказания её на самом высоком уровне обязывают как врача, так и провизора, использовать эти преимущества в максимальном объёме. С полным осознанием своей ответственности не только перед больными, но и перед обществом. Огромные перспективы открывает врачу и провизору нашего времени активное участие в работе по воспитанию человека.




Каталог: Chairs
Chairs -> Лекции по подземной гидромеханике на механико-математическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова 1955 1967 по совместительству в Институте механики ан СССР
Chairs -> Методические указания для студентов по дисциплине «История России
Chairs -> «свое» И«чужое» в культуре народов европейского севера
Chairs -> Базарова Е. Н. Воспитание чувств по Толстому о глубинном психологизме повести
Chairs -> А. П. Новосельцев Образование древнерусского государства и первый его правитель в статье поставлены более широкие проблемы, нежели просто биография
Chairs -> Православие в карелии
Chairs -> Темы рефератов по курсу история экономических учений для студентов факультета экономики и управления
  1   2