Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы




страница1/3
Дата05.07.2017
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3


РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)

Т.М. Пимшина
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Методические указания

Ростов-на-Дону

2007



УДК 332.3 (072)

Пимшина, Т.М.

Управление земельными ресурсами: методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы (для студентов заочной формы обучения специальности 120302 - Земельный кадастр) / Т.М. Пимшина ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2007. - 34 с.

Содержатся сведения об особенностях развития земельных отношений в России и за рубежом в современный период. Дана организационная структура системы управления земельными ресурсами, раскрыт правовой и экономический механизмы регулирования земельных отношений. Разработаны задания для выполнения контрольной работы по дисциплине.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Управление земельными ресурсами» и требованиями нормативно-правовых документов.

Рецензент д-р техн. наук, проф. Н.Ф. Добрынин (РГУПС)

Учебное издание

Пимшина Татьяна Михайловна

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы (для студентов заочной формы обучения специальности 120302 - Земельный кадастр)

Редактор Т.М. Чеснокова

Корректура Т.М. Чеснокова

Подписано к печати 18.05.2007. Формат 60´84/16.

Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,9.

Уч.-изд. л. 2,7. Тираж 50 экз. Изд. № 60. Заказ № .

Ростовский государственный университет путей сообщения

Ризография РГУПС.

Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.
ã Ростовский государственный университет путей сообщения, 2007

Оглавление


Введение. Общие методические рекомендации по изучению курса

1. Методические указания по изучению тем

1.1 Понятие об общественных и земельных отношениях

1.2 Особенности развития земельных отношений в России в современный период

1.3 Система, принципы и методы управления земельными ресурсами

1.4 Правовой механизм управления земельными ресурсами

1.5 Организационная структура управления земельными ресурсами

1.6 Экономический механизм регулирования земельных отношений

1.7 Основные формы платы за землю

1.8 Развитие земельного рынка и его регулирование

1.9 Регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения

1.10 Особенности регулирования земельных отношений в условиях разграничения земель по формам собственности

1.11 Особенности управления земельными ресурсами городов и иных поселений

1.12 Понятие государственного контроля, функции, порядок и принципы его проведения

1.13 Опыт регулирования земельных отношений в зарубежных странах

2. Методические указания по выполнению контрольной работы

3. Библиографический список

Введение.



Общие методические рекомендации по изучению курса
«Управление земельными ресурсами» является теоретической дисциплиной, в которой раскрываются основные вопросы построения организационной структуры государственной власти, решаемые данными структурами задачи на основе современ­ных технологий государственного управления, кадрового и инфор­мационного обеспечения управления.

Изучая данную дисциплину, студент должен получить необходимые знания по во­просам правового обеспечения управления земельными ресурсами применительно к новому земельному законодательству, а также по проблемам разграничения государственной и муниципальной собственности на земельные участки, вопросам формирования системы управления зе­мельными участками, как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Результатом изучения должно быть овладение методами и мо­делями управления земельными ресурсами, знаниями в области организационно-право­вого и экономического обеспечения управления землями различных категорий и форм собственности.

Для студентов-заочников основной формой изучения курса является самостоятельная работа с литературой. Рекомендации по изучению каждой темы изложены в настоящих методических указаниях. По основным темам курса читаются лекции и проводятся практические занятия. Студент выполняет одну контрольную работу.

При самостоятельном изучении курса сначала нужно ознакомиться с программой и методическими указаниями, предусмотреть сроки изучения тем и подготовки контрольной работы, проработать литературу, рекомендуемую по каждой теме. При этом основные вопросы нужно законспектировать и ответить на вопросы самопроверки.

Контрольная работа выполняется по индивидуальному заданию, в соответствии с рекомендациями, изложенными в последнем разделе методических указаний.

По дисциплине «Управление земельными ресурсами» сдается экзамен.

К экзамену необходимо представить зачтенную контрольную работу.


1. Методические указания по изучению тем
1.1 Понятие об общественных и земельных отношениях
Общественные отношения это отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практи­ческой и духовной деятельности.

Они бывают материальными и идеологическими.

Поскольку основу существования и развития человеческого общества составляет производство материальных благ, то общественные отношения формируются на основе мате­риально-производственной деятельности.

Производственные отношения определяют характер всех других общественных отно­шений – политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

Земельные отношения являются разновидностью общест­венных отношений.

Земельные отношения возникают между людьми при их взаимодействии по поводу владения, пользова­ния и распоряжения земельными ресурсами, которые выступают в роли:

1) общественного базиса для осуществления любой деятельности, существования растительного и животного мира, размещения и функционирования созданных человеческим трудом рукотворных объектов;

2) уникальной «самопроизводимой машины», способной обеспечивать растения необходимыми для их развития питательными веществами (главного средства производства в сельско- и лесохозяйственных процессах);

3) вовлечение в многочисленные связи природного компонента, уязвимого в результате нерационального антропогенного воздействия.

Во все времена человечество стремилось максимально упорядочить и определенным образом регламентировать отно­шения по поводу земли.

Поэтому отношения по поводу земли имеют объективную (экономическую) и волевую (правовую) ос­нову.

Это относится, в первую очередь к отношениям собствен­ности на землю, которые, фактически, определяют земельный строй общества.

Эти отношения состоят из:

– отношений по владе­нию (фактическому обладанию) землей;

– пользованию землей (извлечению дохода в процессе ее использования);

– распоряже­нию землей (ее отчуждению – продажа, дарение, завещание, обмен, залог и другие земельные сделки).

Основными элементами системы земельных отношений являются:

1) их объект земля (отдельные участки, их части, земельные доли, земельные ресурсы в целом.

В земельные отношения также во­влечены прочно связанные с земельными участками объекты (объекты недвижимости) – водоемы, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и т.п., перемещение которых не­возможно без нанесения несоразмерного ущерба их назначению и состоянию;

2) субъекты этих отношений (граждане, юридиче­ские лица, их объединения, государство и муниципальные обра­зования, а также органы, выступающие от имени государства или муниципий);

3) отношения собственности на землю;

4) другие виды гражданско-правовых отношений, например, возникающие при аренде земли, предоставлении ее в пользова­ние или пожизненное наследуемое владение или установлении сервитутов;

5) отношения по поводу присвоения и распределе­ния дохода, полученного благодаря использованию земли, в том числе земельных платежей;

6) процесс хозяйственного исполь­зования земли;

7) процедуры регулирования земельных отноше­ний.

Характер земельных отношений определяется уровнем развития производительных сил: развиваются производительные силы – изменяются и земельные отношения.

Как правило, раз­витие и совершенствование земельных отношений носит эволю­ционный характер. Однако на определенных этапах эволюцион­ное развитие нарушается и происходит резкое изменение сло­жившегося земельного строя (земельные реформы, писцовые межевания, реформа 1861 года, Столыпинская реформа, нацио­нализация и коллективизация земли).

Развитию земельных отношений свойственен ряд законо­мерностей, в том числе:

1) необходимость соответствия соци­ально-экономических форм землепользования сложившемуся уровню развития производительных сил и производственных отношений;

2) более высокая доходность земельных участков, обладающих лучшими плодородием, местоположением, конфи­гурацией, рельефом, т.е. лежащее в основе земельно-оценочных работ понятие земельной ренты;

3) основные момен­ты и условия процесса труда: земля, средства производства, ра­бочая сила должны быть сбалансированными и находиться в оп­ределенных пропорциях;

4) необходимость выделения опреде­ленных территорий для использования их в установленных го­сударством целях;

5) эти отношения в значительной степени подвержены регулирующему воздействию со стороны общества и государства.

Управление земельными ресурсами (УЗР) - это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов.
Литература: [4], [7].
Вопросы для самопроверки:


  1. Что такое – общественные отношения и их виды?

  2. Когда возникают земельные отношения?

  3. Перечислить основные элементы системы земельных отношений.

  4. Чем определяется характер земельных отношений?

  5. Назвать ряд закономерностей, которые свойственны развитию земельных отношений.

  6. Цель государственного регулирования земельных отношений?

  7. Перечислить отличительные черты в использовании земли.

  8. Что такое – управление земельными ресурсами?


1.2 Особенности развития земельных отношений в России

в современный период
Более десяти лет в нашей стране продолжается земельная реформа, направленная на решение таких задач как:

1) преобразование сложившихся земельных отношений, введе­ние многообразия и равноправия форм собственности на землю;

2) создание условий для развития многоукладной экономики, становления более эффективных форм хозяйствования;

3) прекращение деградации земель и обеспечение их рациональ­ного и экологически безопасного использования;

4) обеспечение потребности граждан и юридических лиц в земельных участках различного целевого назначения (в первую очередь под сады и огороды для городских жителей).

Необходимость проведения земельной реформы была оп­ределена причинами социально-экономического характера:

1 Низкая эффективность использования земли в дорефор­менный период.

2 Неудовлетворенный на протяжении многих лет спрос горожан на сады и огороды, а также недостаточность зе­мельных площадей под приусадебными участками сельских жи­телей.

3 Необходимость экономического стимулирования вла­дельцев заброшенных и неиспользуемых земель к добровольно­му отказу от таких «излишков» с целью их последующего пере­распределения.

Если выделять различные этапы в ходе осуществления ре­формы, то период 1990 1991 годов можно охарактеризовать как этап наработки нового земельного законодательства и перерас­пределения угодий.



В 1992 1993 годах большая часть из остав­шихся в государственной собственности сельскохозяйственных земель была распределена между работниками сельскохозяйст­венных предприятий, пенсионерами этих хозяйств, работниками сельской социальной сферы в виде земельных долей.

Начиная с 1993 1994 годов, в стране стал формироваться рынок земельных участков, находящихся в пользовании населения (используемые для индивидуального жилищного строительства, ведения лично­го подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства) и к настоящему времени рынок таких участков достаточно раз­вит и для некоторых из них является наиболее распространенной формой перераспределения.

В период 1995 1996 годов основное внимание было уделено упорядочению взаимоотношений между собственниками земельных долей (работники бывших колхозов и совхозов, пенсионеры этих хозяйств, сельские врачи, учителя и другие лица, занятые в социальной сфере села) и созданными на базе бывших колхозов и совхозов новыми сельскохозяйствен­ными организациями.

В 1997 году был сделан вывод о сущест­венном отставании земельных преобразований в городах и поселках от реформы на селе. Поэтому в 1997–1998 годах было принято несколько решений по упорядочению землепользования в городах и поселках.

В результате осуществления земельной реформы сложил­ся новый тип земельных отношений. Произошли принципиаль­ные изменения в формах собственности на землю: ликвидирова­на монополия государственной собственности, в стране образо­ван значительный слой собственников земельных участков (бо­лее 30 млн. человек) и земельных долей, образованных при ре­организации сельскохозяйственных предприятий (более 10 млн. человек).

Земельная реформа стала важнейшим элементом структурной перестройки экономики страны, одним из основных направлений государственной политики.

Основны­ми задачами земельной реформы на современном этапе являют­ся:

1) повышение эффективности использования земли;

2) создание условий для увеличения социального, инвестицион­ного и производительного потенциала земли;

3) превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельная политика в России сегодня должна способствовать решению двух взаимосвязанных задач:

1 Она должна помочь справиться с первоочередными задачами экономического кризиса и его социальными последствиями.

2 Она должна создавать территориальные предпосылки для радикальной структурной перестройки в экономике.

Меры решения первоочередных задач в период кризиса должны быть нераздельно связаны с мерами по решению основополагающих проблем будущего.
Литература: [4], [7].
Вопросы для самопроверки:


  1. Этапы осуществления земельной реформы.

  2. Основные задачи земельной реформы на современном этапе.

  3. Главная цель земельных преобразований?

  4. Перечислить задачи совершенствования земельных отношений в России.


1.3. Система, принципы и методы управления земельными ресурсами
Управляют земельными ресурсами законодательные и исполни­тельные органы власти, которые регулируют земельные отношения и определяют общую стратегию землепользования, нормотворчества, правоохранительной деятельности. Содержание деятельности исполнительно-распорядительных органов по управлению земель­ными ресурсами заключается в прогнозировании и планировании использования земельных ресурсов, установлении норм и порядка землепользования, распределения и перераспределения земель, опе­ративно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности за использованием и охраной земель.

Управление земельными ресурсами обеспечивается путем созда­ния норм, организационных структур и процедур, позволяющих выявлять, накапливать и обновлять информацию о земельных уча­стках. Практическое решение этой проблемы предполагает созда­ние в рамках системы управления подсистем учета и регистрации прав, формирующих организационно-правовое пространство, в ко­тором осуществляют свою деятельность пользователи земельной собственности, настоящие и потенциальные субъекты прав.

В системе управления земельными ресурсами мо­жет быть выделено несколько подсистем с точки зрения их значения в процессе выработки и реализации управленческих решений:

1) подсистема правового, организационного и экономического обеспече­ния (земельный учет, регистрация прав на земельные участки, оценка земельных участков и земельных массивов), создающая необходи­мую методическую базу и инфраструктуру управленческих решений;

2) подсистема массового регулирования (налогообложение земли, зо­нирование территорий, регулирование деятельности профессиональ­ных участников сферы управления земельной недвижимостью), обеспечивающая воздействие органов управления на множество субъектов прав на землю, землепользователей и через них на функ­ционирование и развитие землепользования региона;

3) подсистема индивидуального регулирования, предназначенная для воздействия на отдельные земельные участки или отдельных субъ­ектов социально-экономической деятельности.

Реализуют управленческие решения, особенно при непосредст­венном управлении, с помощью директивного, правового, эконо­мического методов.



Административный (директивный) метод связан с принятием и реализацией непосредственных управленческих решений-директив. Этот метод основан на реализации государством своих функций по управлению, отраженных в законодательстве. Это акты прямого действия: изъятие, отвод, зонирование, мероприятия по изучению земель и их реализация.

Правовой метод проявляется при опосредованном управлении, когда создаваемое законодательство и нормативы использования земель вынуждают субъектов земельных отношений принимать нужные государству решения.

Экономический метод предполагает создание экономических сти­мулов и показателей, обеспечивающих реализацию государствен­ной политики в области землепользования.

При УЗР необходимо применять все методы на каждом терри­ториальном уровне.

К общим принципам управления земельными ресурсами относят:

1 Приоритет государственного управления зе­мельными ресурсами.

Система УЗР функционирует на трех взаимосвязанных уровнях: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном (местном), комплексно реализующих единую госу­дарственную земельную политику. Такой подход обеспечивает за­щиту прав собственности и владения землей, охрану земель, эффек­тивное развитие инфраструктуры на любых территориях, надежное функционирование системы налогообложения земли, формирует порядок продажи или сдачи в аренду государственных и муници­пальных земель.

Важнейшие элементы государственного управления земельными ресурсами - проведение рационального землеустройства, органи­зация и ведение государственного земельного кадастра, регистра­ция прав на землю и формирование земельного оборота, кадастро­вая оценка земли, информационное обеспечение и подготовка кадров, государственный земельный контроль.

2 Дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов.

Согласно этому подходу обеспечивать правовое управление землями должны с учетом их экономических, природных и социальных особенностей.



3 Принцип рационального использования зе­мель.

Земельная политика государства должна ориентироваться на формирование комплекса факторов, обеспечивающих рост эффек­тивности производства. Так, без крупных капитальных вложений в мероприятия по мелиорации земель, повышению культуры земледе­лия, использованию средств защиты растений и других действий не может быть эффективного сельскохозяйственного землепользования.



4 Единство управления земельными ресурсами и управления территориями.

Оно определяет, что земля является важнейшим фактором эффективного развития террито­рии. Незаменимость и ограниченность земли как компонента при­роды, средства производства, территориального базиса и объекта не­движимости, а также необходимость отвода территорий для размещения объектов промышленной и социальной инфраструкту­ры требуют: рационального распределения и перераспределения зе­мельных ресурсов между отраслями хозяйственного комплекса; со­здания организационно-территориальных условий, способствующих эффективному использованию и охране земли; формирования эко­номического механизма, определяющего целесообразность получе­ния земельного участка для каждой отрасли и сферы хозяйственного комплекса соответствующей площади и качества.



5 Организационная согласованность использо­вания земель и управления территориями.

Этот принцип заключается в том, что управляющая система должна обес­печивать повышение эффективности системы объектов и субъектов земельных отношений, выполнение ими определенных прав и обя­занностей по использованию земельных ресурсов, формирование правильной организации системы управления для нормального функционирования хозяйственного комплекса территории в целом.



6 Систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами.

Оно обеспечивается внедрением достижений научно-технического про­гресса в систему управления земельными ресурсами.



7 Экономически эффективное сочетание госу­дарственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами.

Его обеспечивают вертикальным и горизонтальным разделением властных полномо­чий между субъектами РФ и муниципальными образованиями.



8 Разграничение функций по управлению ре­сурсами между органами исполнительной и пред­ставительной власти одного административно-тер­риториального уровня.

Законодательная база должна определять компетенцию органов исполнительной и законодатель­ной власти, так как отсутствие разграничения приводит к ухудше­нию управления, что отрицательно сказывается на эффективности системы.



9 Разделение функций между различными ве­домствами на федеральном, региональном и му­ниципальном уровнях (например, между территориальными органами Роснедвижимости, органами архитектуры, жилищно-ком­мунального хозяйства и управления государственным имуществом). Для выполнения этого принципа необходимо разграничение функ­ций различных органов по управлению земельными ресурсами.

10 Правовая обеспеченность управления зе­мельными ресурсами

Только при наличии необходимой нормативно-право­вой базы государство может управлять земельными ресурсами в условиях формирования рыночных отношений. При этом необхо­димо обеспечить соответствие законодательству Российской Феде­рации законов и иных нормативно-правовых актов, принятых субъ­ектами Российской Федерации и местными органами власти и управления, а также соответствие земельному законодательству РФ и ее субъектов законодательной базы других отраслей, связанных с регулированием земельных отношений.



11 Принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и де­централизации.

Этот принцип способствует разделению стра­тегических, тактических и текущих задач в управлении.


Каталог: site -> assets -> files
files -> «Одиссея» Апулей «Золотой осёл» Данте, Алигьери «Божественная комедия»
files -> Методические указания по выполнению контрольных работ Ростов-на-Дону 2005 ббк 65. 01(07)+06 Дьякова, Е. В
files -> Учебно-методический комплекс для очной и заочной форм обучения специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
files -> Деловое письмо. Правила оформления
files -> История развития средств связи
files -> Учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
files -> 6. Исследование проблем классификации науки и путей эволюции структуры отдельных наук или областей научного знания
  1   2   3