Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011




Скачать 388.39 Kb.
страница1/3
Дата21.06.2017
Размер388.39 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет



ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ
Методические указания к семинарским занятиям

Красноярск

СФУ

2011
Составитель: В.А.Кратасюк



Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология биологии». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология».

Дисциплина «История и методология биологии» играет объединяющую и централизующую роль в системе биологических и физических дисциплин, составляющих основное содержание современной биофизики. Этот курс также призван установить взаимосвязь между естественнонаучными и гуманитарными предметами, помочь студентам, выполняющим свою научную работу, овладеть методологией научного творчества.

В рамках методологической части курса дается развернутое определение биофизики, характеризующее специфику и место этой науки среди других естественных наук, рассматриваются важнейшие понятия и модели, используемые в главных биологических и физических дисциплинах, и их отражение в системе подходов и методов, используемых в биофизике. Методология биофизики рассматривается не только как раздел философии, но и как часть биологии и физики, соотнесенная с общей методологией естествознания. При этом биофизика не является простой суммой биологии и физики, а имеет свою хорошо развитую методологию.

Основная задача исторической части курса состоит в том, чтобы представить формирование биофизических понятий на основе исторического развития биологии, физики и химии не только во времени, но и в пространстве (кроме «истории» здесь подразумевается и ее «география»). Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира – эти центральные стержневые темы – основываются на фактах, датах, именах, представленных в истории биологии. Одной из целей курса является тщательный подбор фактического материала, стремление к отражению лишь капитальных обстоятельств истории, включение только тех данных, которые необходимы для убедительного изложения основных идей. В то же время обстоятельно представлены биографии величайших биофизиков, биологов и физиков прошлых веков и настоящего времени, тех, кто определил магистральные направления развития науки. Для того чтобы их имена, заслуги и биографические сведения запомнились, студентам предоставляется возможность самостоятельно подготовить презентации о великих ученых, провести исторический анализ отдельных отраслей биофизики и биологии вплоть до современности для понимания неразрывной связи прошлого и настоящего науки, практической ценности предмета для становления и воспитания молодого ученого. Презентации и новые материалы, подготовленные студентами, будут способствовать постоянному расширению и совершенствованию курса.

Главное место в курсе (по значимости и по объему) занимает история биологии и биофизики. Изложение вопросов истории и методологии опирается на конкретные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных представлений. Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако биофизика находится в этом отношении в особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней весьма различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов далеко не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации научных концепций в биологии, физике и химии очень помогает разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Курс «История и методология биологии» изучается в 12 семестре.

Трудоемкость каждого вида учебной работы дисциплины в часах и зачетных единицах приведена в табл. 1.

Таблица 1.

Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)


Семестр

12

Общая трудоемкость дисциплины

3,000

(108)

3,000

(108)

Аудиторные занятия:

0,888

(32)

0,888

(32)

лекции

-

-

семинарские занятия (ПЗ)

0,888

(32)


0,888

(32)


Самостоятельная работа:

1,11

(40)

1,11

(40)

изучение теоретического курса (ТО)

0,5

(18)


0,5

(18)


реферат

0,55

(20)


0,55

(20)


промежуточный контроль

0,055

(2)


0,055

(2)


Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

1,000

(36)

Экзамен

1,000

(36)



Каталог: files
files -> Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
files -> Краткая биография Пушкина
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Обзор электронных образовательных ресурсов
files -> Внеклассное мероприятие Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник – маринист Цель
  1   2   3

  • Общая трудоемкость дисциплины 3,000 (108) 3,000 (108)
  • Самостоятельная работа: 1,11 (40) 1,11 (40)
  • Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Экзамен 1,000 (36)