Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Литература» для обучающихся дневного отделения специальности




Скачать 448.54 Kb.
страница1/3
Дата15.05.2017
Размер448.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»

ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине «Литература»

для обучающихся дневного отделения специальности

39.02.01 «Социальная работа»

Составитель:

преподаватель русского языка и литературы Тихонова А.С.

г. Н.Тагил

2016г.

УТВЕРЖДЕНО:

Зам. директора по УМР

_____________ Фищукова О.А.







РАССМОТРЕНО:

на заседании ПЦК

Протокол № ________

«___» ______________
Председатель ПЦК

Дойникова Н.В.























Пояснительная записка

Одним из видов учебной деятельности студентов согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям СПО является внеаудиторная самостоятельная работа (далее ВСР). Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая обучающимися во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Программа самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) студентов: подготовить студентов к самостоятельному общению с искусством слова; знать содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.

Задачами ВСР являются:

-развитие общекультурных компетенций в области самообразовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

-систематизация и закрепление полученных знаний;

- развитие познавательных способностей;

-формирования самостоятельности мышления , способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Задачи преподавателя литературы связаны с созданием условий для самостоятельной внеаудиторной работы, т.е. для воспитания в каждом студенте потребности в самообучении, самовоспитании и саморазвитии; для широкого взгляда на мир.

В целом, самостоятельная работа по литературе является эффективным средством, способствующим удовлетворению, развитию и углублению интересов студентов в выбранной ими области знания, в частности, как получение профессионально значимой информации. Самостоятельная неаудиторная работа студента по литературе должна иметь личностно-ориентированную направленность, т.е. нужно учитывать мотивы, интересы, потребности студента. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для развития и реализации индивидуальных особенностей и способностей каждого студента.

Контроль выполнения ВСР осуществляется на аудиторном занятии. Оценка ставится по 5-балльной системе. Результаты выполнения студентом заданий ВСР учитываются при выставлении итоговой оценки по дисциплине.



Тематический план учебной дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем

Самостоятельная работа студента

(час)

РАЗДЕЛ I.

Русская литература первой половины

XIX века


8

РАЗДЕЛ II.

Русская литература второй половины 19 века



32

РАЗДЕЛ III.

Зарубежная литература (обзор)



6

РАЗДЕЛ IV.

Литература XX века. Русская литература

на рубеже веков


12

РАЗДЕЛ V.

Поэзия начала XX века



8

РАЗДЕЛ VI.

Литература 20-х годов (обзор)



8

Раздел VII.

Литература 30-х – начала 4о-х годов (обзор)



17

РАЗДЕЛ VIII.

Литература периода ВО войны и первых послевоенных лет



16

РАЗДЕЛ IX.

Литература 50-80-х годов (обзор)



8

РАЗДЕЛ X.

Зарубежная литература



2

Всего:

117


Содержание самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

РАЗДЕЛ I. Русская литература первой половины XIX века



Самостоятельная работа 1

Тема 1.1. А.С.Пушкин.

Цель: изучение жизни и творчества А.С.Пушкина, научиться анализировать лирическое произведение, создавать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), подготовка рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: составление плана, анализ лирического произведения;

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), подготовка рефератов с компьютерными презентациями.


Задание 1. Прочитайте раздел учебника об А.С.Пушкине. Выделите основные этапы биографии поэта. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А.С.Пушкина».

Задание 2. Соотнесите периоды жизни и творчества А.С.Пушкина с историко-культурной жизнью России начала Х1Х века. Составьте план ответа на тему «Основные исторические и культурные события пушкинской эпохи».

Задание 3. Проанализируйте стихотворение «И вновь я посетил…».

Задание 4. Прочитайте поэму «Медный всадник». Какие проблемы, темы, мысли характерны для того этапа творчества поэта, когда была создана поэма?
Проверь себя на знание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

Выполни тест:

1. Образ какого города рисует поэт во «Вступлении» поэмы «Медный всадник»?

2. О чем мечтает герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» мелкий чиновник Евгений?

3. Что случилось с Евгением после наводнения и гибели невесты?

4. Монументальную фигуру какого царя рисует А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник»?

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался...

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

5. Какую оценку дает А.С. Пушкин Петру I в поэме «Медный всадник»?

1) Великая личность

2) Тиран

3) Деспот и просветитель одновременно

4) Отец и покровитель своего народа


Индивидуальные задания: Подготовить рефераты.

• Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

• Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

• Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

• Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).
Самостоятельная работа 2

Тема 1.2. М.Ю.Лермонтов.

Цель: изучение жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, научиться анализировать лирическое произведение, создавать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), работа над лексикой поэтического текста, подготовка рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: составление плана устного ответа, заучивание стихотворения наизусть, самостоятельное прочтение произведения;

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (ответы на вопросы учебника), подготовка рефератов с компьютерными презентациями.
Задание 1. Обратившись к хронологической таблице, соотнесите периоды жизни и творчества М.Ю.Лермонтова с историко-культурными событиями России начала Х1Х века. Составьте план устного ответа.

Задание 2. Прочитайте стихотворения: «Молитва», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу». Выучите одно наизусть. Поработайте над лексикой стихотворения, объясните значение трудных для понимания слов.

Индивидуальные задания: Подготовить рефераты:

- Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

- Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

- Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.




Самостоятельная работа 3

Тема 1.3. Н.В.Гоголь.

Цель: изучение жизни и творчества Н.В.Гоголя, научиться анализировать произведение прозы, создавать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), подготовка рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: подготовка связного ответа на вопрос;

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), подготовка рефератов с компьютерными презентациями.
Задание 1. Прочитайте в учебнике раздел о Н.В.Гоголе ( с. 89 – 105). Вспомните, с какими произведениями Н.В.Гоголя вы знакомы.

Задание 2. Подготовьте связный ответ на вопрос: в чём, на ваш взгляд, заключается уникальность Н.В.Гоголя как человека, мыслителя и писателя?

Индивидуальные задания: Подготовить рефераты:

-Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя и его поэтического видения мира.

-Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

-Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.


РАЗДЕЛ II. Русская литература второй половины 19 века

Самостоятельная работа 4.

Тема 2.1. А.Н.Островский.

Цель: изучение жизни и творчества А.Н.Островского, научиться анализировать произведение прозы, создавать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), подготовка рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: подготовка связного ответа на вопрос, подготовка сообщений;

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), подготовка рефератов с компьютерными презентациями.
Задание 1. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А.Н.Островского»

Задание 2. Какие персонажи пьесы олицетворяют собой «тёмное царство»? Почему Кабаниха так рьяно защищает худшие стороны патриархальной старины? Какова особенность её тирании?

Задание 3. Каков внутренний мир Катерины? Почему её так ненавидит Кабаниха? Как складываются отношения Катерины с другими членами семьи? В чём различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

Индивидуальные задания:

1. Подготовить рефераты:

- Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

- Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

- Драма «Гроза» в оценке критиков.



2. Подготовь сообщение – характеристику героев пьесы «Гроза» по своему выбору (Тихон, Кабаниха, Варвара, Дикой, Кулигин), основываясь на рекомендациях.

Образец:

Катерина – жена Тихона и невестка Кабанихи. 

Образ Катерины выражает сильный характер, просыпающуюся личность в патриархальных условиях. Автор раскрывает истоки характера героини в рассказе Катерина о своей жизни в девичестве. В этом рассказе рисуются идеальный патриархальный мир. Главное в нем – огромное чувство взаимной любви. 

В девическом мире Катерина были те же порядки, что и в мире Кабанихи. Просто в родительском доме она занимала положение любимой дочери, а в доме Кабанихи – подчиненной невестки. Именно поэтому в ее прошлой жизни не было места принуждению и насилию. Гармония патриархальной семейной жизни – нравственный идеал Катерины. Этой гармонии она не находит в доме своего мужа: «Да здесь все как будто из-под неволи». Её отдали замуж юной, судьбу ее решила семья. Тогда она воспринимала это естественно, ведь таков обычай. Катерина готова подчиняться, но подчиняться с уважением и любовью. Попав к Кабановым, она видит, что уважать и любить ей здесь некого. Со временем в её душе рождается новое отношение к миру и к себе: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…» Оно проявляется в ее самостоятельном выборе - любви к Борису. Но эту проснувшуюся любовь религиозная Катерина воспринимает как страшный грех. Поэтому она всячески сопротивляется своему чувству, но ей не хватает сил и поддержки: «точно я стою над пропастью…, а удержаться мне не за что». Религиозность Катерины усиливается по мере нарастания ее душевной грозы. Героиня чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, связанным с ее «грешной» любовью: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». После своей измены мужу Катерина кается всенародно в своем грехе без надежды на понимание и прощение. Именно полное отсутствие надежды толкает героиню на еще более тяжкий грех – самоубийство. Полная невозможность примирить свою любовь к Борису с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, куда ее заточила Кабаниха, убивает Катерину.


Самостоятельная работа 5.

Тема 2.2. И.А.Гончаров.

Цель: изучение жизни и творчества И.А.Гончарова, научиться анализировать произведение прозы, создавать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, критических статей, с материалами, полученными по сети Интернет) , рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: анализ эпизода;

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), подготовка рефератов с компьютерными презентациями.
Задание 1. Выполнить письменный анализ главы «Сон Обломова»

Индивидуальные задания: подготовить рефераты:

- Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

- Роман «Обломов» в оценке критиков.

Самостоятельная работа 6

Тема 2.3. И.С.Тургенев .

Цель: изучение жизни и творчества И.С.Тургенева, научиться анализировать произведение прозы, создавать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), подготовка рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: подготовка связного ответа на вопрос;

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), подготовка рефератов с компьютерными презентациями.
Задание 1. Перечисли эпизоды, в которых раскрывается кризис Базарова.

Задание 2. Напишите сочинение по роману «Отцы и дети». Темы сочинений:


  1. Смысл названия романа «Отцы и дети».

  2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий.

  3. Тема любви в романе.

  4. Нужен ли Базаров России?

Задание 3. Самостоятельно прочитайте: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе;

Индивидуальные задания: Подготовить рефераты:

-Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

- Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

- Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».



Самостоятельная работа 7

Тема 2.4. Ф.И.Тютчев .

Цель: изучение жизни и творчества Ф.И.Тютчева, научиться анализировать лирическое произведение, создавать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), подготовка рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: анализ стихотворения;

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), подготовка рефератов с компьютерными презентациями.
План анализа лирического произведения:

1. Дата написания.

2. Реально биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие. (любовь, политика, пейзаж...).

4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска, чувства;

г) внешние впечатления, внутренняя реакция на него.

5. Структура стихотворения:

а) основные образы стихотворения;

б) основные изобразительные средства (примеры, эпитеты, метафора, литота,ирония,сарказм, олицетворение, гипербола и т.д);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (анафора, эпифора, антитеза;

г) стихотворный размер.

д) рифма (мужская, женская, точная, не точная), способы рифмовки: аабб, абаб, абба, смежная: вв.

6. Звукопись (аллитерация (на солгласную) , ассонанс (на гласную)).

7. Строфика (2х, 3-х, 4-х стишье).
Задание 1. Прочитать (выучить) стихотворения «Silentium», «Я встретил вас. И всё былое…, «О. как убийственно мы любим…».

Задание 2. Выполнить анализ одного стихотворения Ф.И.Тютчева (по выбору).

Индивидуальные задания: подготовить рефераты:

-Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

- Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).
Самостоятельная работа 8

Тема 2.7. Н.А.Некрасов.

Цель: изучение жизни и творчества Н.А.Некрасова, научиться составлять план ответа, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества поэта, составлять характеристику литературного героя, писать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), подготовка рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: составление плана ответа, составление хронологической таблицу жизни и творчества поэта, составлять характеристику литературного героя, писать реферат.

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), подготовка рефератов с компьютерными презентациями.

Задание 1. Составить план развёрнутого ответа на вопрос Стиль поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Задание 2. Составь план сочинения «Тема поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова».

Задание 4. Выучить одно стихотворение (на выбор).

Индивидуальные задания: подготовить рефераты:

-Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

- Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины Х1Х века.
Самостоятельная работа 9

Тема 2.10. Ф.М.Достоевский..

Цель: изучение жизни и творчества Ф.М.Достоевского, романа «Преступление и наказание», научиться составлять план ответа, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества поэта, составлять характеристику литературного героя, писать реферат.

Виды и формы самостоятельной работы:

-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), чтение романа, подготовка рефератов (с презентациями);

-для формирования умений и владений: составление плана ответа, составление хронологической таблицу жизни и творчества поэта, составлять характеристику литературного героя, учиться писать сочинение.

-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), выполнение теста, написание сочинения, защита рефератов с компьютерными презентациями.
Задание 1. Выполни тест на знание романа «Преступление и наказание».

1. Какое определение романа «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру?

1) Криминальный роман.


  1. Социально-психологический философский роман.

  2. Авантюрный роман.

  3. Сентиментальный роман.

  4. Философский роман

2. Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание»


(до эпилога)?

1) Один год.



  1. Полгода.

  2. Три недели.

  3. Пять дней.

  4. Четырнадцать дней.

3. Р.Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы из-за:

  1. Желания обогатиться.

  2. Желания отомстить Алёне Ивановне за унизительное положение, в котором он оказался

  3. Желания проверить теорию.

  4. Необходимости помочь близким.

4. Что порождает «бунт» Раскольникова?

  1. Патологическое стремление к насилию.

  2. Стремление обогатиться.

  3. Озлобление против общества и его морали.

  4. Желание обратить на себя внимание.

5. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

  1. В спешке забыл взять деньги.

  2. Деньги не являлись целью преступления.

  3. Из-за страха быть разоблачённым.

  4. Герой, спрятав деньги, не мог потом вспомнить место тайника.

6. Соня Мармеладова – это воплощение:

  1. Христианского смирения.

  2. Лицемерия.

  3. Пошлости.

  4. Кротости.

  5. Человеколюбия.

7. После совершённого преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что:

  1. Она тоже «преступила» нормы человеческой морали.

  2. Нуждается в чьём-либо участии.

  3. Она не выдаст его.

  4. Ему больше некуда идти.

8. Определите основной конфликт романа:

  1. Раскольников и старуха-процентщица.

  2. Раскольников и Порфирий Петрович.

  3. Борьба одинокой личности с окружающим её миром.

9. Первая жертва Раскольникова – Алёна Ивановна, вторая –



  1. Катерина Ивановна.

  2. Семён Мармеладов.

  3. Свидригайлов.

  4. Лизавета и младенец.

  5. Миколка.

10. Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Достоевского?

  1. Красный.

  2. Чёрный.

  3. Жёлтый.

  4. Синий.

  5. Изумрудный.

Задание 2. Написать сочинение по произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Темы сочинений:

- Смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

- Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

- Женские образы романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

- Значение снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Индивидуальные задания . Подготовить рефераты:

- Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

- Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Самостоятельная работа 10


Каталог: upload -> server -> php -> files
upload -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
upload -> Урок: Ледовое побоище (6 класс)
upload -> Александр невский в русской дореволюционной историографии
upload -> «Тосненские генералы -герои Отечественной войны 1812 года»
upload -> Г. С. Гадалова ангел–хранитель Тверского княжеского двора: Софья Ярославна княжна Тверская
upload -> Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах
upload -> Диалог культурных традиций в поэтическом мире и. А. Бродского
files -> Зачётная работа
files -> Зачётная работа
  1   2   3