Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ( с использованием тркм). Тема урока: «Журнал Печорина» как средство характеристики героя. Главы «Тамань», «Княжна Мери»,




Скачать 88.21 Kb.
Дата03.07.2018
Размер88.21 Kb.
ТипМетодическая разработка
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

( с использованием ТРКМ).


Тема урока: «Журнал Печорина» как средство характеристики героя.

Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Цели урока:


  • рассмотреть образ главного героя через взаимодействие с окружающими;

  • углубить умение отбирать материал, работать с текстом, уметь характеризовать героя по его поступкам, составлять портретную характеристику;

  • воспитывать толерантность к мнению окружающих, уважение к высказываниям одноклассников, интерес к изучаемому предмету.


Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного.

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Место работы в учебном плане: 4 и 5 уроки в процессе изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский

Подготовительная работа:

Изучение теоретико-литературоведческих и лингвистических понятий.


Внимательное прочтение романа Лермонтова. Изучение биографического материала автора.

Оборудование урока: фотография поэта, карточки с заданиями для групп, книжно-иллюстративная выставка произведений автора, книг, музыкальное сопровождение.

Актуальность урока:

Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах… Несомненно, формирование интереса к чтению – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

«Чтобы много добиться, необходимо хорошо учиться».

Этими словами создаю рабочую атмосферу начала урока.
2. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

(выявление знания текста)


«Герой нашего времени»

в/н

1. Место действия- кавказ

2. Печорин приехал отдыхать

3. М.М –генерал

4. Печорин украл Бэлу.

5. Последовательность глав:

«Бэла»


«Тамань»

«Максим Максимыч»

«Фаталист»

«Княжна Мери»





- Проверяем работу коллективно, выставляют оценки.


Эпиграф:

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»

- Как вы понимаете смысл данной фразы?

Глоссарий

- эгоизм


- равнодушие

- расчёт


- лицемерие

-какое толкование вы можете дать этим словам?

3. Активизация мыслительной деятельности.

-Почему мы обратили внимание на этот эпиграф и слова?

- Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь на уроке?

- Так о ком же мы говорим? Как зовут этого человека?


4. Реализация знаний.

- Поскольку роман прочитан, учащиеся самостоятельно работают парами, анализируя поступки главного героя.

- Наблюдаю за работой, оказываю помощь, если это необходимо.

5. Рефлексия.

Вернемся к нашему эпиграфу.

-Есть ли в романе люди, готовые дружить с Печориным?

- Почему же он один?

- Наш эпиграф, как нельзя лучше, раскрывает сущность характера главного героя.

6. Домашнее задание.

Сообщения по теме урока: -Печорин и контрабандисты;

- Печорин и «водяное общество»;

- Можно ли изменить характер Печорина?




- учащиеся готовы к началу урока, у них рабочее настроение

- заполняют таблицу ответами «верное» или «неверное» суждение

- пытаются найти нужное объяснение фразе: по себе других не судят, никто не виноват в твоих ошибках или неудачах и др.

-объясняют значение слов, выслушивая мнения одноклассников;


- посовещавшись между собой, пытаются сказать , что речь пойдёт о герое, который одинок по своей инициативе, равнодушен, эгоистичен и всё делает для личной выгоды;

- это герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин;

- работают в парах:

Мирясов Д- Адигамов Т (гл. «Тамань»)

Сальмаев А- Ляпкина К (гл. «Княжна Мери»)

Рахматуллин В- Файзуллина И (гл. «Фаталист»

- делают записи в тетрадях, задают вопросы при затруднении;

- после завершения работы каждая пара высказывает мнение о поступках героя, пытается найти объяснение его поведению и отношению к людям;

приходят к выводу о том, что Печорин – личность сложная, страдающая от собственного равнодушия, но не желающий изменить своё отношение к окружающим; около него нет людей, которым он доверяет и в это виноват он сам.


- называют героев, с которыми Печорин проводит немало времени (Грушницкий, Максим Максимыч, доктор Вернер)

- он боится подпустить людей к себе близко, поэтому и один;

-некого винить в его одиночестве, о котором он пока не догадывается.


Самоопределение, смыслообразование(Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П), фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция (Р)

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Поиск и выделение информации, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К)


Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

Контроль, коррекция и оценка знаний (Р)

Выражение своего мнения и учет разных мнений (К)

Р

Методическая разработка урока литературы в 9- м классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

(с использованием ТРКМ)


Тема урока: «Печорин и его отношение к дружбе» (гл. «Княжна Мери»).

Цели урока:





  • углубить знания учащихся о характере Печорина;

  • рассмотреть взаимоотношения Печорина с Грушницким, определить его роль в жизни Грушницкого,

  • воспитывать чувство уважения, дружбы, солидарности друг к другу.

Ход урока




Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

В класс вошли, тихонько сели, друг на друга поглядели, закрываем тихо дверь, поработаем теперь.

2. Актуализация знаний.

(проверка домашнего задания)

Спрашиваю по одному представителю от пары.

Задаю доп.вопросы: Почему П. пошёл за мальчиком? Какую цель он преследовал? Можно ли Печорина назвать человеком образованным, умным? Почему он разрушил свои отношения с Мери? Как отреагировал на резкий тон со стороны матери Мери? и др.

(ответы учащихся оцениваем вместе)
3. Активизация мыслительной деятельности.

Эпиграф: Друзья познаются в беде (пословица)
Глоссарий


  • дружба

  • согласие

  • взаимовыручка

- Какой теме мы посвятим разговор на нашем уроке?

- О дружбе между какими героями пойдёт речь?
- А были ли рядом с Печориным ещё люди, которые считали себя его друзьями?
4. Реализация знаний.

А сейчас мы попытаемся проследить за развитием отношений между Печориным и Грушницким. Вы будете работать привычными для вас составами (парами)


Слежу за работой учащихся, отвечаю на вопросы, если они возникают у учащихся.

Начинаем обсуждение вопросов по истечении 7 минут.

Предлагаю охарактеризовать Печорина с помощью кластеров и синквейнов.

5. Рефлексия.

Вернемся к нашему эпиграфу. Может ли человек с такими характеристиками быть кому-либо другом?
Домашнее задание: сочинение «Дружба и Печорин – несовместимы»


- ребята с хорошим настроением приступают к уроку;

- выступают с сообщениями по заданным темам, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, ответы дают содержательные, что говорит о хорошей подготовке задания


- легко подбирают пояснение к эпиграфу ( друг в трудную минуту протянет руку помощи, друга не нужно просить о помощи; когда нужно, он рядом)


- не вызывает затруднения объяснение слов из глоссария к уроку

- дружба между героями: есть она или о ней только существует представление?


- называют героев, которые могли быть друзьями, но увы… (Печорин и Грушницкий)
-называют героя, который помог Печорину освоиться с условиями жизни на Кавказе (Максим Максимыч)

- 1-я пара: встреча Грушницкого и Печорина на «водах»;

- 2-я пара: поведение Печорина по отношению к Грушницкому на балу;

- 3- я пара: Грушницкий, Печорин, Мери.


- каждый высказывает свое мнение о Печорине, указывая те черты характера, которые раскрывают его внутренний мир, внимательно выслушивая друг друга, отмечают, что дружить бескорыстно этот человек не умеет.

Синквейн

Печорин


Смелый, умный

Знакомится, располагает, предает

Он добивается целей любым способом

Эгоист.



Кластер
Умный образованный целеустрем-й

Печорин

расчетливый

смелый одинокий
- у таких людей не может быть друзей, и свое плечо, плечо друга, ему подставить некому, и руку помощи подать некому


Самоопределение, смыслообразование(Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П), фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция (Р)

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Поиск и выделение информации, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К)


Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

Контроль, коррекция и оценка знаний (Р)



Выражение своего мнения и учет разных мнений (К)



Каталог: metod kopilka
metod kopilka -> Словом, звуком, кистью
metod kopilka -> Программа по бурятскому языку за курс 9 класса, согласно Базисному учебному плану мбоу «Кяхтинская сош №1»
metod kopilka -> Методические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
metod kopilka -> История одной любви
metod kopilka -> Утенкова Валентина Ивановна, учитель географии маоу «сош№45» Петропавловск Камчатского городского округа Тема урока
metod kopilka -> Лепидоптерология увлечение или профессиональная деятельность Владимира Набокова?
metod kopilka -> Отечественная война 1812 года
metod kopilka -> «Карамзин историограф Государства Российского»
metod kopilka -> «Учёный, труженик…монах»
metod kopilka -> Урок литературы в 10 класса (форма урока брифинг) Тема урока: «Литературные направления» Учитель первой категории Забровская Светлана Анатольевна 22 ноября, 2013г

  • Тип урока
  • Методы обучения
  • Оборудование урока
  • Эпиграф
  • Синквейн
  • Умный образованный целеустрем-й Печорин