Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическая разработка по русскому языку «Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»




Скачать 304.19 Kb.
Дата16.03.2017
Размер304.19 Kb.
ТипМетодическая разработка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя общеобразовательная школа»

Губкинский район Белгородская область

Методическая разработка по русскому языку

«Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»
Автор разработки: Лаврентьева Элла Владимировна,

учитель начальных классов, МБОУ «Архангельская СОШ»



Тема урока: «Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»

Примечание: материалы методической разработки можно использовать как на уроках русского языка для обучения учащихся правилам написания и оформления писем, так и во внеклассной работе с учащимися. Методическая разработка включает в себя письма, написанные воинами - белгородцами и участниками Курской битвы в 1941-1945 годах с фронтов Великой Отечественной войны родным, близким, землякам. Это письма, хранящиеся в Центре документации новейшей истории и государственном архиве Белгородской области, в Белгородском государственном историко-краеведческом музее, а также солдатские письма из школьного музея. Обращение к этим удивительным свидетельствам военных лет способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию интереса к истории страны, воспитанию гордости за свой народ.

Разработка урока Письма

Тема: «Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»

Цели: познакомить учащихся с законами эпистолярного жанра; обучать правилам написания письма; формировать и развивать навыки культуры речевого общения; установить взаимосвязь между речевой культурой человека и его общей культурой; повысить интерес учащихся к культуре письменной речи; способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра.

Оборудование: запись эпиграфа на доске, солдатские письма с фронта из школьного музея, благодарственное письмо лейтенанту Симонову В.К., подписанное маршалом К.Рокоссовским, карточки с солдатскими письмами с фронта (из книги «Строки, опаленные войной» Ю.И. Гончаренко и Л.Б. Хромых), картина А.И.Лактионова «Письмо с фронта», выставка книг с письмами известных людей (А.С.Пушкина, А.В.Кольцова, И.С. Никитина, Н.А.Некрасова, и др.)

Примечание: проведению урока Письма предшествует экскурсия в ближайшее отделение связи (с. Архангельского), где дети познакомятся с профессией почтальона, образцами конвертов и правилами их оформления, заранее узнают индексы населенных пунктов, в которые будут писать письма на уроке.

Эпиграф к уроку:

Пишу не для кумиров славы,

Не для блистательных честей,

Для развлеченья и забавы,

Для милых, искренних друзей,

Для памяти минувших дней.

А.В. Кольцов

Ход урока:

I. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята! Наш урок я хотела бы начать с вопроса.

- Вспомните и скажите, когда вы в последний раз получали письмо, адресованное вам?

- А кому и когда вы написали свое последнее письмо?

- Теперь вспомните, когда вы в последний раз звонили по телефону или отправляли SMS?

- Какой вывод вы можете сделать? (В наше время люди чаще общаются по телефону, отправляют SMS, чем пишут письма и пользуются услугами почты).



II. Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя.

Прочтите тему урока, записанную на доске. «Традиции эпистолярного жанра. Личные письма» Да, наш урок сегодня будет посвящен древнему, но, судя по вашим ответам, недостаточно распространенному в наше время, а некоторыми людьми и вовсе неосвоенному искусству – умению писать письма.

Действительно, сегодня современный молодой человек предпочтет общаться с помощью телефонной связи, не постесняется сказать, что он не умеет писать письма.

А ведь не так давно, еще в прошлом XX веке это был самый распространенный вид общения среди людей всех возрастов. Люди писали друг другу письма так же часто, как вы общаетесь сегодня по телефону.

Ребята, давайте подумаем, а нужно ли учиться правилам написания писем, надо ли уметь писать их и когда эти умения могут нам пригодиться? (Ответы детей )

III. Проверка домашнего задания

Домашним заданием была подготовка сообщений об истории возникновения письма. Группам учащихся подготовиться к выступлению

(Класс был разбит на несколько групп, которые под руководством учителя готовили небольшие сообщения об истории возникновения письма)


  • История обмена информацией, известиями начинается с каменного века. Тогда люди передавали информацию с помощью дыма костров (например, в Австралии), звуками труб, ударами в бубен (в Африке). Барабаны тамтамы до сих пор используются африканскими племенами для связи между собой. Индейские племена для сообщений использовали особым образом завязанные узелки. Трудна была дорога этих сигнальных писем и не всегда они могли донести до адресата то, что нужно было сообщить.

  • Позже для передачи информации стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» наизусть, а затем пересказывал адресату. Память об этом периоде до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы и сейчас чаще говорим «в письме…. сказано», чем «в письме… написано»

  • В Древнем Египте для передачи корреспонденции адресату использовали почтовых голубей.

  • Было время, когда люди писали на глиняных дощечках, на камне, бересте, пергаменте. Вначале люди писали письма с помощью знаков, рисунков, иероглифов. Иероглифы – это рисунки, и означали они то, что мы сегодня называем словами. Были иероглифы, обозначающие целое сочетание слов.

  • Письмо с помощью иероглифов было непросто написать, ведь нельзя придумать знаки и рисунки на все случаи в жизни. Тогда появились буквы. Первыми придумали и ввели в обращение финикийцы. В 9 веке до нашей эры древние греки добавили к буквам, обозначающим согласные, обозначения гласных букв. Так появился первый в истории человечества алфавит. Многие народы создали свою письменность на основе финикийско-греческого алфавита.

  • Во второй половине 10 века братьями Кириллом и Мефодием был составлен славянский алфавит, подаривший возможность всем нам иметь такую роскошь, как письменная речь.

IV. Сообщение нового материала

- Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами написания письма. Этикетные нормы письменной речи намного строже норм устной речи. Правильно написать письмо не так легко, как может казаться на первый взгляд. Знаете ли вы, какие бывают письма? (Ответы учащихся)



а) Правила написания письма

Существуют письма деловые, официальные и личные. Письмо состоит из трех частей:

1. Начало письма (форма обращения к адресату)

2. Основная часть

3. Концовка.

Первая часть обязательно включает в себя приветствие и обращение. Дату, место и время написания письма можно указывать как вначале письма, так и в его конце (по желанию)

Вторая часть письма является информационной, т.е. включает в себя личную информацию, сообщения о себе, предложения, просьбы, пожелания.

В третьей, заключительной части письма, возможны приветы родным и близким, пожелания здоровья и благополучия адресату. Если дата и место написания письма не были указаны в самом начале письма, то возможно указать эти сведения в самом конце письма.

Наши соотечественники на протяжении нескольких столетий умели писать письма, владели культурой письма. Они знали, что нужно уважать не только себя, но и корреспондента, тщательно подбирали слова, нередко бывало так, что вначале писали письмо на черновике, затем переписывали его, чтобы поиск нужного слова, предложения остался тайной писавшего. Алексею Николаевичу Толстому принадлежит следующее высказывание о письме: «Не бывает, чтобы было легко писать… Писать всегда трудно: чем труднее, тем лучше выходит». Эти слова подтверждают выше сказанное – написать письмо – большой труд. Я уверена, что не мешало бы и нам с вами научиться писать письма, позаботиться о возрождении эпистолярного жанра и культуры интеллектуального труда. К счастью, многие литературные произведения позволяют нам познакомиться с образцами эпистолярного жанра, мы будем изучать их в старших классах. Сегодня мы обратимся к опыту переписки известных людей, который нам поможет выработать навыки грамотного написания письма.

Не так давно мне попала в руки книга Виктора Кузнецова «Нетленные строки», посвященная творчеству воронежских поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Строки А.В. Кольцова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, а письма И.С.Никитина к его лучшему другу Н.И.Второву мы с вами будем сейчас читать. Побывав в Петербурге, поэт предпочел светским литературным салонам и поэтическим знаменитостям скромный деревянный домик на Бассейной, семейное общество своего друга Николая Ивановича Второва и его радушной жены Надежды Аполлоновны. До конца своих дней Второв снято хранил память о своем замечательном современнике. Они так и останутся в нашей памяти рядом - поэт-гражданин и его добрый гений. Письма Никитина к Второву относятся к поре их крепнущей дружбы - самой счастливой в их короткой жизни.
Работа в группах.

На каждую парту кладутся тексты писем И.С.Никитина к его лучшему другу Н.И. Второву, ученики читают письма, готовятся к ответу на вопросы (Приложение 1)



Вопросы к текстам писем:

1. Когда было написано письмо?

2. Кто автор письма?

3. Кому оно адресовано?

4. Как обращается автор письма к адресату?

5. О чем узнали из основной части письма?

6. Определите, какое это письмо? (личное)

6. Прочтите, какими словами заканчивается письмо.

7. Какие слова, используемые И.С.Никитиным в письмах к другу сейчас не используются?

8. Каким чувством проникнуто каждое письмо?

9. Можно ли по текстам писем определить, век написания этих писем, хотя бы примерно? С помощью каких слов?

б) Знакомство с разными видами писем

Читает учитель:



Мама писем ждала

От отца с войны –

Четыре тяжелых года,

Четыре весны.

Ждала молчаливо,

Не плакала

И не кляла судьбу…

В те годы четыре морщинки

У мамы легли на лбу.

Четыре тайных тревоги,

Четыре боли жены.

А письма шли очень медленно,

Медленно шли с войны…

И. Чернухин

Эти строки о письмах с войны написал наш с вами земляк, поэт - белгородец Игорь Чернухин. В тяжелые годы войны письмо с фронта было единственной ниточкой, связывающей людей, живущих в тылу с бойцами за линией фронта. Дороже письма, полученного в годы войны с фронта, наверное, ничего не было у матерей, сестер и братьев, с надеждой и тревогой ожидающих ежедневно почтальона у своих дверей. В нашем школьном музее хранятся письма военных лет, которые бережно хранились многие десятки лет после войны. Письма с фронта приходили не часто, поэтому их берегли, много раз перечитывали, и мы с вами имеем возможность увидеть эти солдатские треугольники писем, прочитать их сегодня. (Приложение 2) Показ и чтение солдатских писем их школьного музея.



Беседа по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

Война – это страшное бедствие для всего человечества и для каждого в отдельности. Солдаты ценой собственных жизней защищали родную землю, своих сестер, матерей, детей. На фронте так не хватало самых родных и близких людей. Единственной возможностью поговорить с ними, рассказать о себе и узнать об их жизни были письма. Какими же долгожданными были они по обе стороны фронта! Как ждали бойцы полевую почту и как встречали почтальона с письмами дома жены, матери и дети бойцов! Каждое слово, полученное из дома способно согреть душу бойца, вселить надежду на скорую встречу, на долгожданную победу.

В нашем музее хранится благодарственное письмо лейтенанту Симонову Василию Кузьмичу, подписанное главнокомандующим Северной группы войск маршалом Советского Союза К. Рокоссовским и Членом Военного Совета Северной группы войск генерал-лейтенантом С.Шатиловым. Давайте прочтем его. (Приложение 3)

- И после войны герои получали свои награды. Одной из наград для любого человека можно считать благодарственное письмо, которое получает человек за заслуги и победы на фронте и в мирной жизни. Благодарственное письмо могут получать и дети, и их родители. Скажите, кто из вас или членов вашей семьи получал благодарственные письма, и за какие заслуги? (Ответы детей)

(Стихотворение читает ученик)

Пишу письмо перед началом боя.

Заговорят орудия сейчас.

И, может быть, на солнце золотое

Сегодня я гляжу в последний раз.

Но я пойду, уверенный в победе,

Расстреливать без промаха врага.

Коль сам погибну – живы будут дети,

Моя отчизна будет жить века.

Фатых Карим

- Война давно закончена, прошло много лет, но Родина не забыла своих героев. В г. Белгороде в 1998 году была выпущена книга «Строки, опаленные войной», целиком состоящая из писем наших земляков – воинов – белгородцев с фронтов Великой Отечественной войны, воинов-участников Курской битвы родным, близким, труженикам тыла. У нас есть возможность познакомиться с письмами, хранящимися в государственном архиве Белгородской области, в Белгородском историко-краеведческом музее, напечатанными центральными и местными газетами в разные годы войны. (Приложение 4)



(Учитель раздает письма из книги каждому ученику)

- Ознакомьтесь с содержанием письма и приготовьтесь ответить на вопросы.

1. Кому чаще всего писали письма солдаты? (матери, отцу, членам семьи, друзьям, подругам) Приведите примеры обращений.

2. Скажите, почему мы не встретили ни одного не датированного письма? (во-первых, этого требуют правила эпистолярного жанра, во-вторых, дата написания письма на фронте очень важна, т.к. боец может погибнуть в любую минуту, а родственники будут точно знать, что в этот день и час он был еще жив)

3. Что общего и чем отличаются прочитанные вами письма? Приведите примеры.(общее - готовность защищать Родину, патриотизм, любовь к своей Родине, тревога о близких. Различаются письма личными сведениями об отправителе письма, фактами из его биографии).

4. Скажите, важно ли было солдату, чтобы его письмо дошло до адресата? Почему? (очень важно, т.к. у каждого человека есть родные, близкие, знакомые и друзья, которым небезразлична его судьба).

5. Кто доставлял письма адресатам по обе линии фронта? (почтальоны)

6. Кто приносил в каждый дом счастливые, радостные, горькие, тревожные вести? (почтальоны)

7. Как вы думаете, труд почтальона легок или тяжел? (тяжел, так как сумка с газетами, журналами, письмами достаточно тяжела, и почтальон чаще всего должен не только доставить прессу адресату, но и поговорить с человеком, порадоваться вместе с ним радостному известию или поддержать в трудную минуту)

Человек, наделенный литературными и творческими способностями может написать письмо не только в прозе, но и в стихах. Примером этому служит письмо Любы Ясинской с фронта матери, написанное 1 апреля 1943 года. (см. Приложение 4)



V. Повторение правил оформления конвертов и написания письма (по материалам экскурсии на почту с.Архангельского, выступления подготовили несколько учеников. Учитель по необходимости дополняет или поправляет их)

Этикет написания письма

1 ученик: Этикет составления писем существовал еще во времена античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего наилучшего, и только затем шел текст. Это хорошая традиция. Мы и сегодня желаем друг другу здоровья, счастья, доброго дня. А часто еще поздравляем друг друга, если письма поздравительные.

2 ученик: Письмо скажет о тебе больше, чем ты можешь себе представить! Для тебя главное, - чтобы почерк был четким. Чтобы твой друг не тратил время и силы, пытаясь разобрать небрежно написанные буквы. И строчки чтобы не ползли “вниз”, а лист бумаги был аккуратным. Постарайся также не делать слишком много ошибок.

Письмо начинается с обращения “здравствуй”, “добрый день”, “привет”. К близким людям обращайся так, как обращаешься всегда. А вот к малознакомым пишут гораздо сдержаннее. Если же ты отвечаешь на чье-то письмо, поторопись: ответ нужно отправить не позже 5–7 дней после того, как получил послание. Заставить человека ждать, проявить равнодушие - невежливо.



3 ученик: Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, надоевшие и общеизвестные шутки. Пусть и письмо и шутки будут только твоими, «настоящими». Заканчивай письмо пожеланием здоровья и удачи. Например: «всего доброго», «счастливо», «до свидания», «до скорой встречи».

Теперь подпись и число. В письме к близким людям достаточно имени, а к малознакомым - имени и фамилии. Уже стоит подпись, но… Вот тут-то в голову и приходит самая главная мысль. Что же делать? В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы "P.S.", которые называются «поскриптум» и после них пишут все забытое.



4 ученик: Но вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось заклеить конверт и опустить в почтовый ящик. Но может быть и так: кто-то из знакомых любезно предложил письмо передать. Тогда конверт не заклеивают! Это знак доверия, поступить иначе некрасиво. Ведь воспитанный человек не читает чужих писем, даже если это сделать очень легко и “никто все равно ничего не узнает”.

Учитель: Давайте коротко сформулируем правила написания письма:

- Во-первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;

- Во-вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность;

- В-третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.

Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до адресата.

- Кого мы называем адресатом? ( «Адресат» — тот, кому адресовано письмо.

«Адресат» переводится с немецкого языка как “получатель”).

Назовите возможных адресатов личного письма.

- Что такое адрес? (надпись на письме указывает получателя и место назначения. «Адрес» — от французского слова, означающего “надпись”.

- Есть ли правила написания адреса? (Ответы детей)



- Сейчас мы повторим правила написания адреса:

1. Писать правильно, разборчиво, грамотно, аккуратно.

2. Названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя в дательном падеже; отправителя — в именительном падеже.

3. Вверху, в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи отправителя, состоявший из шести цифр (образец написания дан на обратной стороне конверта) и заполняются строки «от кого» и «откуда».

4. Располагаются части адреса в строго установленной последовательности. В адресе отправителя, живущего в сельской местности, вначале указывается почтовый индекс, название населенного пункта, района, области, далее фамилия, имя, отчество отправителя. (На больших конвертах демонстрируются образцы их заполнения )

Например:

309153, с.Архангельское

Губкинский район

Белгородская область

Лаврентьева Элла Владимировна

5. В правой части конверта ставят индекс места назначения, заполняют строку «Кому», ставя фамилию, имя и отчество адресата в дательном падеже. В строке «Куда» указывают вначале улицу, дом, номер квартиры. Затем наименование населенного пункта (города), района, затем области.

Если населенный пункт — областной город, то наименование области опускается; сразу же за названием улицы, номерами дома и квартиры следует наименование населенного пункта.

Например:

115035, ул.Садовническая, д.82, корп.8.

г. Москва.

Петрову Алексею Ивановичу.

(Все примеры демонстрируются на больших конвертах.)

5. Закрепление изученного материала

Работа в группах:

Предлагаю вам написать письмо. Письмо другу, семье, учителю, ветерану, президенту…При желании вы можете отправить свои письма на конкурс

Затем разборчиво, грамотно и аккуратно по всем почтовым правилам оформите конверт.

VI. Итог урока

Учащиеся 5 класса Архангельской СОШ читают свои письма

(Приложение 5)

VII. Заключительное слово учителя

- Ребята, наш урок подошел к концу.

Мы живем с вами в XXI веке, веке скоростного Интернета, мобильной связи, информационных технологий. Все, чего достигло человечество за историю своего существования, несомненно, облегчает жизнь каждого из нас. Но мне хотелось бы, чтобы вы помнили, что русского интеллигентного человека всегда выгодно отличало от других наличие ума, культуры, начитанности, умения вести переписку. Да, гораздо проще взять открытку с написанным текстом поздравления и, подписав ее, отправить адресату. Но тогда получатель прочтет, быть может, и красивые, но чужие, сухие строки, а самого главного – душевной теплоты, ласковых слов, посвященных только ему, будет лишен.

Я всегда с нетерпением жду писем от своих родных и друзей, с удовольствием пишу ответы. Я уверена, что несмотря на быстрое развитие прогресса, настоящее, «живое» письмо невозможно заменить ничем.

Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением собственного сочинения:

Письма писали Пушкин,

Лермонтов, Маяковский,

Есенин, Некрасов, Тургенев,

Никитин, Кольцов и Жуковский.

Писали родным и любимым,

Друзьям и даже врагам.

Писали стихами и прозой,

Перу неподвластны века.

Возьмите перо и бумагу,

Сумейте и вы написать

Письмо свое другу, подруге,

Родных не забудьте и мать.

Откроют конверт долгожданный

Пусть те, кто вас любит и ждет.

И с яркою маркой почтовой

Ответ вам, конечно, придет.

Нельзя нам утратить уменья

Читать, говорить и дышать.

Нельзя не уметь писать письма!

И дар этот нам потерять.

Пусть головы светлые ваши

Запомнят теперь навсегда:

С письмом наша жизнь станет краше

Бесценными будут года.

Учитесь с письмом обратиться,

Поведать, спросить, ободрить

Над каждой строкой потрудиться,



Чтоб людям тепло подарить!
- Дорогие ребята! Урок окончен. Спасибо за хорошую работу!

Приложение 1

ПИСЬМА И.С. НИКИТИНА К ДРУГУ Н.И. ВТОРОВУ

Милостивый государь,

Николай Иванович.

Будьте так добры, дайте мне прочесть одному приехавшему ко мне приятелю стихотворения «Купец на пчельнике» и «Жену ямщика». Кстати: посоветуйте, что мне делать? Рукавишников говорит, что весьма было бы хорошо стихотворение «Донцам» посвятить наследнику Александру Николаевичу. Если Вы изъявите на это свое согласие, я постараюсь его исправить, прочту Вам и тогда была не была. Сделайте милость потрудитесь известить меня через подателя этой записки, хорош или нет совет Рукавишникова и нужно ли мне ему следовать.

С глубочайшим уважением имею честь быть

Вашим покорнейшим слугою

И. Никитин.

1854. июня 10 дня.
Милостивый государь,

Николай Иванович.

Посылаю к Вам при сем стихотворение «Вечер после дождя». «Кулака, сделайте милость, не забудьте как-нибудь у графа. Всех стихов наизусть я не могу припомнить. Кстати, позвольте узнать: говорят, в ноябре этого года снова начнется рекрутский набор; что это частный слух или официальное известие? Мне бы нужно об этом знать.

С глубочайшим к Вам уважением имею честь быть

Вашим покорнейшим слугою

И. Никитин.

1854, июля 15 дня.
Милостивый государь,

Николай Иванович.


Имею честь поздравить Вас с Новым годом. Прошу у Вас извинения за неисполнение своего слова: вчера я не мог прислать французской азбуки, потому что умерла моя родная тетка, в доме которой я пробыл довольно долго. Теперь я возвращаю Вашу книгу с глубокою благодарностью. Как бы я желал знать, что сказал князь о моей поездке в Сибирь!


Имею честь быть Вашим покорнейшим слугою

И. Никитин.

1855г., январь 2 дня
Милостивый государь,

Николай Иванович.

Как жаль, что я не имею удовольствия видеть Вас у себя! Я пришел несколькими минутами позже Вас. Возвращаю Вам «Отечественные записки». Статью Гёте я списал, и от всей души Вас благодарю за нее.

Всею душою преданный Вам

И. Никитин

15 марта 1855 г.
Добрейший, милый Николай Иванович!

От души благодарю Вас за подарок, который с гордостью и с восхищением я показываю в эту минуту Александру Петровичу.

У меня есть дело до Вас, да никак не вырвусь из дому. Да! Книгу Вашу я принесу назад, зачем это Вы делаете сейчас: там недостает почерка Вашей драгоценной для меня руки.

Всею душою преданный Вам Иван Никитин

1856 г., 8 февраля

Приложение 2

Солдатские письма из школьного музея МОУ «Архангельская СОШ»




Приложение 3

Благодарственное письмо лейтенанту Симонову В.К.

(копия из школьного музея МОУ «Архангельская СОШ»




Приложение 4
ПИСЬМА ЛЮБЫ ЯСИНСКОЙ, УЧАСТНИЦЫ БОЕВ НА КУРСКОЙ ДУГЕ, ФРОНТОВОЙ МЕДСЕСТРЫ РОДНЫМ.

Люба Ясинская, санинструктор 32-й танковой бригады, вынесла за период боев более 100 раненых солдат и офицеров, особо отличилась в боях под Прохоровкой. Погибла в 1943 г. при освобождении Запорожской области.

1 апреля 1943 г.



Здравствуй, милая мама

Шлю, родная, привет

Самый, пламенный, самый,

Самый... слов даже нет.

Мама, честное слово,

Ты б хоть раз поняла:

Я жива, я здорова,

Я - какая была.

Впрочем та ли, другая,

Разберешься сама.

Я, как раз, отдыхала

Добралась до письма.

Тихо-тихо в землянке

Чуть не чувствуешь тут,

Как тяжелые танки

По дороге пройдут.

Столик - ящик на ящик.

Вата, бинт под рукой.

Вот и весь наш образчик,

Мой приемный покой.

На печурке кирпичной

Круглосуточный чай.

Все обычно, привычно

И живи, не скучай.

Знаешь, милая мама,

Нет, послушай сперва,

Не девчонки упрямой-

Это друга слова.

В пережитых тревогах

Мой порыв не ослаб.

Я работаю много,

Но и больше могла б.

Я в пути возмужала.

Был не легок мой путь.

Стала крепче, пожалуй,

И постарше чуть-чуть.

Нынче все ничего мне,

А бывало нет сил.

Первый раненый, помню,

Мне воды подносил.

Я вздохнуть избегаю,

Это можно потом.

Я сестрою ведь стала,

И военной притом.

А когда перевязка

Затяжная идет

Тут и ласка, и сказка,

Тут и присказка в ход.

Мамочка, это стихотворение так подходит к моей фронтовой жизни, прочти его а ты все поймешь. Пока нахожусь на старом месте, природа здесь хорошая, белые домики, сады. Мама, только скучаю и беспокоюсь о Вас.

До свидания, мама.

Не грусти от письма.

Люба

31 мая 1943 г.



Здравствуйте, мамочка!
Получила Ваше письмо и очень рада, что оно написано твоей рукой.
Мамочка, сегодня мы все переживаем большое горе: у нас берут доктора Савельева Сергея Ильича начальником госпиталя. Он передает свои дела другому врачу. Мамочка, ныне можете представить, как мы все его любим, как отца.
Мама, Люба Голованова мне прислала письмо, она уже была в боях два раза; а сейчас пашет, предстоит еще более серьезное дело, это воевать не так, а в тылу врага. Она гордится своей службой и обещает с честью выполнить свой долг перед Родиной.
Наши конаковские девчата пока все вместе, нам выдали новое обмундирование, одели с ног до головы во все хорошее.
Мамочка, выслала Вам свое фото, получили ли вы его.
Шлю привет тебе самый, самый… знаешь сама.
Крепко целую Вас.


Люба.

25 июня 1943 г.



Здравствуйте, дорогие родные!

Получила от Вас сразу три письма и была очень рада, а когда прочитала их, расстроилась и целый день плакала. Я очень жалею Вас, и почему-то у меня сильно болит сердце.

Мамочка, обо мне не беспокойся, работаю я на старом месте. С конаковсками девчатама вижусь каждый день.
Я подружилась с Николаем Шатуновым, он капитан, разведчик, очень хороший человек.


Папочка, узнав о вашей болезни очень расстроилась и плакала, при первой возможности буду проситься домой на побывку. Очень, очень по Вас соскучилась. Вспоминаю вечерами о Вас, посмотрю на фотографии иа сделается так грустно и плачешь потихоньку о Вас.

Ну ничего, скоро увидимся.

Крепко целую Вас.

Люба.

Государственный архив Белгородской области

(в дальнейшем ГАБО), ф. Р-1612 (личный фонд Сабельникова М. А.),

оп. 1, д. 17, лл. 52—54. Рукописные копии.


ОТ СТАРШЕГО СЕРЖАВТА Н. А. БЕЛОЗЕРЦЕВА К ЖЕНЕ

с. Ракитное Курской обл.



Белозерцев Николай Александрович, командир взвода пешей разведки 955-го

стрелкового полка 309-й стрелковой дивизии, которая в период Курской битвы сражалась под Белгородом. Погиб 30 августа 1943 года, подорвавшись на мине. Похоронен в городе Лебедин Сумской области. За проявленное высокое мужество и героизм в боях на Курской дуге ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

Письмо написано Н. А. Белозерцевым в селе Ракитное (ныне РПГТ), где находилось подразделение, в котором он служил.

ЩЖниБ0, ф. 1140, оп. 8, д. 21. Подлинник.


10 мая 1943 г.

Здравствуй, Мое Золотко! Шлю тебе свой горячий армейский фронтовой привет и желаю наилучших успехов в твоей повседневной жизни и работе. Леля! Все время я шлю тебе свои письма, но от тебя не имею на одного ответа. Скажи, что это значит? Ты болеешь? Или что-либо с тобой случилось тяжелое? Меня крайне интересует, почему ты молчишь? Вот уж месяц, как я нахожусь на отдыхе, за это время я отослал тебе шесть писем, а ответа не получил ни одного.

Леля! Я жду твоих писем как воздух, меня крайне интересует состояние здоровья твое и Вовы с Колей, а также все новое в семье.

Прошу тебя написать пару слов обо всем, что у тебя нового в доме и как ты живешь? Учти, Леля, что своим молчанием ты обижаешь меня.

Потом сообщи, как растут ребята, и что ты думаешь делать в этом году с Вовуськой? Ведь о нем, Леля, нужно особенно позаботиться. Его нужно подготовить к школе. Леля,, это нужно сделать, родная, обязательно. Не жалей его, не думай, что он у тебя еще мал - он должен учиться и обязательно. Об этом, Лелек, Золотко, подумай, милая, заблаговременно. Я знаю, что тебе трудно - труднее, чем мне на фронте, но мы привыкли к этим невзгодам, научились переживать трудности - переживем и это несчастье. Все равно: как он, враг, не хотел закабалить нас, сделать нас рабами - этого ему не удастся. Он погибнет скорее сам, чем мы будем его жертвой.

Верь, родная, в одно, что мы победим врага. Пусть он объединит все свои черные силы - это будет его последним вздохом перед смертью. Будь, мое Золотко, здорова, обо мне не беспокойся, я бил врагов и буду бить их с тройной энергией. Я жив, здоров, чувствую себя хорошо. Готовлюсь к решительной схватке с фашистами. На днях уйду в тыл к врагу, и буду бить их с тыла.

Привет маме с папой и Зинушке с Алексеем.

На прощание крепко, крепко целую и Вову с Колей.

Пиши, жду ответа.

Остаюсь твой Н. Белозерцев

ИЗ ПИСЕМ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Г. Т. ТКАЧЕНКО МАТЕРИ МАРФЕ ВАСИЛЬЕВНЕ.

Ткаченко Григорий Тихонович родился в 1923 г. в поселке Красная Яруга Ракитянского района. В сентябре 1941 г. был призван в Красную Армию. 18 января 1944 г. в бою за село Троща на Украине повторил подвиг Александра Матросова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 г. ефрейтору комсомольцу Г. Т. Ткаченко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен он в селе Поповка Липовецкого района Винницкой области, В поселке Красная Яруга именем Г. Т. Ткаченко названа улица, у здания средней школы, которая носит его имя, установлен бюст Героя. Мать Ткаченко Марфа Васильевна умерла в 1965 г.

Подлинник. Хранится у родственников Г. Т. Ткаченко.




Август 1943 г. Дорогая мама, теперь я воин нашей доблестной Красной Армии. ФЗУ буду кончать после победы над заклятым врагом. Учиться буду обязательно. Участвовал в боях. Ранен. Подлечусь и снова пойду в бой. Я этих проклятых фашистов ненавижу. Как только испортила они нам жизнь! Если буду проходить где-то рядом с домом, постараюсь забежать и посмотреть на тебя, на соседей, на поселок. А ты, мама, и не узнаешь своего Гришутку. Теперь я, Григорий Ткаченко, боец Красной Армии, участник Великой Отечественной войны. По тебе соскучился крепко-накрепко. Трудно тебе одной без нас. Знаю, родная. Потерпи. Не плачь. Не надо. Жди, мама. Надейся на встречу. Верь, дорогая, вернемся.

Пропиши мне о братьях, о себе, о нашем поселке, о колхозных делах. Скучаю, хотя и некогда скучать. Мама, целую тебя. А ты целуй всех за меня. Жди с победой.

Твой Гришуха.


Не позднее 18 января 1944 г.

Это письмо датируется по времени гибели Григория Ткаченко: пробитое пулями и залитое кровью, оно было найдено в кармане погибшего.

Дорогая, любимая мама! Мне кажется, что я не видел тебя целую вечность. Как хочется снова очутиться дома...

За все совершенные зверства враг получает сполна. Мы гоним гитлеровцев с нашей земли. Быть может, когда-нибудь меня заденет фашистская пуля, но я не боюсь смерти. До свидания, мама. Крепко целую и обнимаю.

Твой сын Григорий.

Герои-белгородцы. Сборник материалов о

Героях Советского Союза. Воронеж, Центр. –

Черноземное издательство. 1972, с. 232.


ОТ КУРСАНТОВ-КОМСОМОЛЬЦЕВ 1-й РОТЫ

УЧЕБНОГО БАТАЛЬОНА 8-го АРМЕЙСКОГО ЗАПАСНОГО СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА 38-й АРМИИ

МАРФЕ ВАСИЛЬЕВНЕ ТКАЧЕНКО - МАТЕРИ ПОГИБШЕГО ГЕРОЯ.

23 января 1944 г.



Здравствуйте, многоуважаемая Марфа Васильевна! Шлем Вам свой комсомольский привет и желаем Вам в жизни самых наилучших успехов. Крепко целуем Вас, как родную мать. Вам трудно будет читать это письмо, но наберитесь сил. Мужайтесь, родная. Ваш сын комсомолец Григорий Тихонович, наш боевой товарищ, погиб смертью героя... 18 января 1944 года на винницком направлении шел жаркий бой за село Троща. Нашему подразделению надо было выбить фашистов с занимаемых ими позиций. Когда рота пошла в атаку, вражеский пулемет преградил ей дорогу. Бойцы залегли. Танкам здесь не пройти: не позволяла местность. Ваш сын Григорий с автоматом и гранатой в руках выскочил аз воронки и бросился вперед, на огневую точку врага. От взрыва гранаты пулемет замолчал. Но стоило роте подняться, как он снова застрочил. Григорий, на ходу стреляя из автомата, прыгнул к амбразуре и закрыл ее своим телом. Рота с криком “Вперед! Отомстим за погибшего воина-героя”

- ворвалась в траншеи врага. Фашисты с большими потерями отступили. Дорогая Марфа Васильевна, Григорий погиб смертью героя. Мы гордимся Вами, Марфа Васильевна. Это Вы вырастили и воспитали такого сына-героя, смелого, верного защитника Родины, преданного Родине, партии, комсомолу.
Дорогая наша мать, Марфа Васильевна! Где бы мы, воины-комсомольцы, ни были: в трудных походах, в жарких боях- никогда не забываем и не забудем Григория. На его подвиге мы учимся мужеству и геройству, любви к Родине, к своему народу и ненависти к врагу.


Пройдут годы, но никогда не померкнут имена героев, среди которых и имя Григория Ткаченко. Закончится война, и о наших подвигах, о подвигах героев будут написаны книги и сложены песни.

Имя Вашего сына зовет нас, воинов, на новые подвиги. Сражаясь с фашистами, мы каждый день им мстим за смерть нашего друга-комсомольца.

Заверяем, Марфа Васильевна, что отдадим все свои силы для разгрома врага. Умножим славу сына-героя. Мы разгромим захватчиков и водрузим Знамя Победы над Берлином. Это письмо приняли и обсудили на комсомольском собрании.

Подписи (следует 19 подписей)

Подлинник. Хранится у родственников Г. Т. Ткаченко.


ОТ ГВАРДИИ ЛЕЙТЕНАНТА Н. А. РУБАНА РОДНЫМ.

Рубан Николай Афанасьевич, уроженец города Алексеевки Белгородской области. В феврале 1942 г. был призван в Красную Армию. В августе 1943 г. окончил Ульяновское танковое училище и направлен на фронт. В августе 1944 г., командуя взводом тяжелых танков 64-го отдельного танкового полка, старший лейтенант Н. А. Рубан героически погиб в бою за освобождение от фашистских оккупантов города Елгавы Латвийской ССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На родине в городе Алексеевка установлены мемориальная доска и бюст Героя, его именем названа одна из улиц города.

21 августа 1943 г.

Здравствуйте, дорогие мама, Рая, Клава!

Посылаю вам гвардейский командирский привет и массу наилучших пожеланий в вашей жизни, работе и здоровье. Мама, я жив и здоров, нахожусь на Западном фронте, громлю немецких оккупантов. Мой танк стал грозой для немцев. Я вам посылаю вырезку из газеты, где пашут о моем подвиге. Мама, за это меня командование представило к награде. Прочитайте эту вырезку из газеты и дайте почитать моим землякам.

Мама, на фронте приняли меня в ряды Коммунистической партии. Я теперь член ВКП(б) и надеюсь, что это звание я оправдаю в следующих боях. Мама, вырезку обо мне Клава может отнести в редакцию газеты «Алексеевская коммуна”. Писать больше нечего. Только часто вы вспоминаетесь. Ну, ничего, скоро разобьем сволочей. Они все дальше отходят под нашим натиском на запад. А пока до свидания.

Крепко жму ваши руки и всех вас крепко целую.

Ваш сын гвардии лейтенант Рубан.

Подлинник. Письмо хранится в Алексеевском

народном музее Белгородской области.
ОТ МЕДСЕСТРЫ В. Е. ГРЕБЕННИКОВОЙ

МАТЕРИ В. В. ГРЕБЕННИКОВОЙ.

Комсомолка Гребенникова Вера Емельяновна, уроженка с. Артельное Шебекинского района Белгородской области, добровольно ушла на фронт. Служила в 117-й стрелковой дивизии. Погибла 16 сентября 1943 г. в г. Геленджике Краснодарского края.


Не позднее 16 сентября 1943 г. Родная мама, жива ли ты?

Пишу тебе и моим родным артелянцам. Посылаю всем вам мой горячий привет от всего сердца.

Помните октябрь 1941 года? Я ушла аз села в райвоенкомат и долго просила, чтобы послала меня на фронт. Помните, вы говорила мне: ну какой из тебя фронтовик? Но я настояла на своем, окончила курсы медсестер и уехала на передовую. Как было тяжело, очень тяжело -немцы занимали города и подходили к Москве. Я в то время была уже под Москвой и очень гордилась тем, что принимаю участие в ее защите. Немцы не увидели Москву. Я была ранена, но быстро поправилась и уже почти два года на передовой. Так сроднилась с фронтом, что и представить не могу, как бы я его могла покинуть.

Все это время я ничего не знала о вас. Знаю, что много горя перенесла вы, когда немцы была в Артельном. Может, очень тяжело было тебе, мама. Но за тебя бьются на фронте три твоих сына и дочь.

Мамочка, я стараюсь все силы отдать Красной Армии, чтобы она скорее победила. И если бы ты знала, какое счастье испытываешь, когда из самого пекла боя, из огня вынесешь бойца. Его доставят в госпиталь, и тогда я знаю этот не погиб, его вылечат и вернут в строй. Я и не задумывалась раньше, какая благодарная работа медицинской сестры.

Жду от вас писем.

Ваша Вера.
ОТ РЯДОВОГО Т. А. АЛФЕРОВА РОДНЫМ В СТАРЫЙ ОСКОЛ

Алферов Тимофей Анисимович служил рядовым в гвардейской противотанковой дивизии, воевал на 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах, дошел до Берлина. После войны вернулся на родину.

9 ноября 1944 г.



Действующая армия, 4 ч. ЗО мин.

Здравствуйте, дорогие мои Сонечка, Сережа, Люба! Я живу хорошо: здоров, питание хорошее. Как вы встретили и праздновали 27-ю годовщину Великой 0ктябрьской революции? Вчера получен доклад тов. Сталина к 27-й годовщине Октября. Нам его прочитали. Каждое слово Сталина содержит глубокую истину. “Волка бьют не за то, что он сер, а за то, что он овцу съел “. Вот так и немцев бьют не за то, что они немцы, а за то, что они много зла причинили. Немчуру жмем. Они говорят: “Капут, Гитлеру “. Теперь уж и в самом деле капут. Скоро получим награды. Мне тоже есть небольшая. Хочется еще больше делать для дела уничтожения мерзких гитлеровцев. Надо бороться. Мы тут с немчурой, а вы там с бедностью, нуждой. О вас беспокоюсь, что вы раздеты (потому что нет багажа, нет топлива.
Я спешу закончить, скоро еще напишу.


До скорого свидания.

Целую вас крепко, крепко. Пишите.

Тима.

Приложение 5

Сопроводительное письмо к конкурсной работе

Количество слов – 240

Фамилия, имя – Хайбуллина Альфия

Дата рождения – 25.07. 1997г

Домашний адрес – 309153 Белгородская область, Губкинский район, село Лопухинка

Класс – 5

Школа – МОУ «Архангельская СОШ»

Адрес школы - 309153 Белгородская область, Губкинский район, село Архангельское

Номинация – «Письмо моей семье»
457601

Челябинская область,

Кизлявский район,

пос. Новопокровский


Здравствуйте, мои дорогие

бабушка и дедушка, тётя Эльмира, дядя Рамиль, сестрёнка Лира и брат Дамир!

Пишет вам Альфия. Я очень соскучилась и решила написать вам письмо. Хочу узнать, как ваше здоровье, дорогие мои дедушка и бабушка? Надеюсь, что вы здоровы и все у вас в порядке. Как учатся Лирочка и Дамир? Наверное, без троек. Они всегда были умницами, мама часто ставит их в пример для нас с Айгуль. Как дела на работе у дяди и тёти?

Теперь расскажу немного о нас. У нас все хорошо. Я учусь прилежно, в школе получаю хорошие отметки. Мама сейчас работает в Губкине, папа уже целых три месяца в командировке и мы все очень скучаем по нему. Он часто звонит нам, говорит, что здоровье у него хорошее, но мама все равно тревожится о нем, а нам очень скучно без него.

У моих сестер все в порядке. Вы, конечно, знаете, что у Гузель появилась маленькая дочка, она - всеобщая любимица. Маленькая Виктория не болеет, она веселая и спокойная, крепкая и совсем не плаксивая. А недавно мы заметили, что у нее зубки режутся!

В школе у нас скоро будут каникулы, и мы всем классом поедем на экскурсию в Старый Оскол. Сразу после экскурсии я заеду в Губкин к своей любимой племяннице. Я очень ждала этих каникул и до сих пор жду.

Ну вот и все новости и я с вами прощаюсь, а не хочется. Будьте все здоровы, не болейте и пишите нам чаще. Я вас всех очень люблю.

До свидания.

Альфия 16 март 2009 г.

Сопроводительное письмо к конкурсной работе

Количество слов – 213

Фамилия, имя – Васипов Исмаил

Дата рождения – 11.04.1997г

Домашний адрес – 309153 Белгородская область, Губкинский район, село Архангельское

Класс – 5

Школа – МОУ «Архангельская СОШ»

Адрес школы - 309153 Белгородская область, Губкинский район, село Архангельское

Номинация – «Письмо моему учителю»

Здравствуйте, Эллина Владимировна!

Пишет Вам Васипов Акрам. Сегодня мне очень захотелось написать Вам письмо, поговорить с Вами, пусть даже на листе бумаги.

Как у Вас дела? Нравятся ли Вам новые ученики? Скажите, они учатся лучше, чем мы?

Я и весь наш пятый класс очень любим Вас, часто вспоминаем, как мы вместе ходили в походы, как жарили шашлыки, как катались на коньках в «Кристалле». А помните, у нас было прощание с начальной школой, и мы танцевали вальс с девочками? Сначала мы не хотели с ними танцевать, но Вы убедили нас, и никто об этом не пожалел. Мои родители часто смотрят видео с этого праздника. Спасибо Вам за все, что Вы для нас сделали. Мы Вас очень любим и всегда будем любить.

Я давно хотел рассказать Вам один случай, который произошел со мной этим летом. Вы часто учили нас, как себя вести на дороге, в лесу, на реке. Мне казалось, что мы всё это давно знаем и с нами никогда не может случиться ни пожара, ни аварии – вообще ничего плохого. Но теперь я знаю, что такое беда, и что она может случиться тогда, когда о ней совсем не думаешь. Однажды я, мама, папа и братики поехали на плотину купаться. Там было так хорошо и весело! Я недавно научился плавать и был этому рад. Сначала мы плавали у берега, но потом я предложил братикам заплыть подальше и похвастал, что доплыву до середины реки. Мы поплыли. Река наша широкая, но я доплыл до середины, а когда я поплыл обратно, я понял, что сил у меня не осталось. Еще чуть-чуть, и я точно утонул бы. Мне было очень страшно, но, спасибо братикам, они рассказали обо всем папе. Папа бросился в воду, быстро поплыл и спас меня!!!

Теперь я всегда буду осторожен и никогда не стану заплывать далеко. Вот какой случай я хотел рассказать Вам.

До свидания. Не забывайте нас.

Ваш ученик Васипов Акрам

Сопроводительное письмо к конкурсной работе

Количество слов – 229

Фамилия, имя – Мунтян Роман

Дата рождения – 23.01 1998г

Домашний адрес – 309153 Белгородская область, Губкинский район, село Архангельское

Класс – 5

Школа – МОУ «Архангельская СОШ»

Адрес школы - 309153 Белгородская область, Губкинский район, село Архангельское

Номинация – «Письмо другу. Однажды со мной случилось…»
Привет, Серега!

Пишет тебе твой друг, Рома. Спасибо за твое письмо, извини, что не смог сразу ответить на него, было много дел. Осенью в селе с утра до вечера есть чем заняться: то копали морковку и свеклу, то сажали чеснок под зиму, убирали во дворе и на огороде. Когда кажется, что все дела уже переделаны и можно отдохнуть, оказывается, что ты еще не сходил за коровой, не убрал в сарае и забыл покормить кроликов. А утром снова в школу, опять много уроков, а на рыбалку сходить - ну страсть, как охота! Мишка, наш сосед, был вчера в дальнем лесу на рыбалке. Наловил целое ведро карасей, окуней и даже толстолобиков штук пять. А когда я выберусь на рыбалку – не знаю. Слушай, Серега, тут со мной недавно история приключилась. Хочешь - верь, а хочешь – нет. После дождиков на прошлой неделе пошел я в лес за грибами. Сначала думал пойти в ближний лес, но погода стояла теплая, хорошая и я пошел в дальний. Там грибов – видимо-невидимо! Сначала я рвал все подряд, потом стал выбирать только маленькие. Когда ведерко было почти полно и ходить с ним стало тяжело, я вдруг вышел на поляну и глазам своим не поверил – лежат поваленные деревья, а под ними опят – еще ведра на два. И все молоденькие, чистые – один к одному. Тут я пожалел, что пошел один, хоть бы Лешку брата взял, все больше набрали бы. Что мне делать? Посидел я на пеньке, добрал свое ведро с верхом и пошел домой. Иду, стараюсь запомнить, как найти эту полянку. Шел, шел, а когда вышел из леса – оказалось, я заблудился. Вместо того, чтобы выйти на поле, я оказался с другой стороны леса. Никогда со мной такого не было. Уже вечерело, а до дома было далеко. Нужно было обойти весь лес, чтобы выйти ближе к дому. Я побежал. Уже стемнело, когда я вышел на нашу дорогу. Я ужасно устал и уже не рад был, что нашел так много грибов. А когда я уже шел по селу, было темно и на меня напали собаки. Их было очень много, я побежал, споткнулся, упал прямо в грязь вместе с ведром. Грибы рассыпались, я все бросил и бежал до самого дома. Когда мама увидела меня грязного, сначала хотела ругать, но когда я рассказал ей обо всем, то она испугалась, что меня могли покусать собаки. Вобщем, я помылся, поел и уснул мертвым сном. А когда утром пошел искать свое ведро на ту дорогу, то нашел его висящим на дереве. Грибов в нем было только полведра, но я был ужасно рад. Кто подобрал его и повесил на дерево, я так и не узнал. А дорогу к той полянке с грибами думаю, что найти не смогу. Вот такая история случилась со мной недавно. Когда будут каникулы, приезжай, Серега, к нам в Архангельское. А пока не забывай, пиши.

До свидания.

Твой друг Ромка.








Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Дополнительного образования детей «первоуральская детская школа искусств» музыкальная гостиная
article -> Биография может служить примером настойчивости, упорства и веры в победу русского оружия
article -> «Фольклорные традиции в сказках Пушкина»
article -> Магнитное поле. Линии магнитного поля
article -> Факультатив «Мои первые путешествия»
article -> «Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» Учитель: Никифорова Е. А
article -> А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
article -> Тема: «Афанасий Афанасьевич Фет. Личность, судьба и творчество. Цели: познакомиться с биографией и личностью Афанасий Афанасьевич Фета; познакомиться с основными темами и мотивами лирики поэта, с понятием «импрессионизм»
article -> Толмачева Раисия Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Оршанка 22 января 2013 г. Паспорт урока Класс 8б Дата проведения 22 января 2013 г. Дисциплина литература
article -> Харитошина Н. М. урок по внеклассному чтению для 2 класса по фгос «Перспективная школа» Внеклассное чтение Тема: о любви, в произведениях современных поэтов и писателей.