Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература входит в образовательную область




Скачать 349.22 Kb.
Дата01.07.2017
Размер349.22 Kb.
ТипЛитература
Аннотация к рабочей программе по литературе 6 класс

1.Пояснительная записка


Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 68 часов, из них по развитию речи - 8 часов.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:



  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ,

  • приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014-2015 учебный год,

  • учебным планом МБОУ ООШ с.Слобода Измалковского района на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом от 24.08.2014 г. № 57);

  • календарным графиком МБОУ ООШ с.Слобода Измалковского района на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом от 24.08.14г. № 58);

  • основной образовательной программой основного общего образования МБОУ ООШ с.Слобода Измалковского района на 2014-2015 учебный год (утверждена приказом от 24.08. 2014 года № 59).

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально и культурно обусловленные различия;

- развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.


Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ


Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения совпадают с критериями, предложенными для образовательных учреждений с русским языком обучения. Однако в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения учащиеся обращаются к материалу русской литературы как иноязычной, изучаемой параллельно с родной, то есть литературное образование осуществляется на бикультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой - возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы.

Недостаточное владение русским языком определяет необходимость некоторого сокращения числа предлагаемых для изучения литературных произведений. Замена отдельных произведений обусловлена следующими факторами: а) языковая сложность произведения; б) необходимость представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести учащихся образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения в контекст менее знакомой для них русской культуры; в) стремление более широко и многогранно отразить своеобразие русского быта, русских национальных традиций, обычаев, особенности русского национального характера, духовные основы русской культуры; г) стремление представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура населяющих ее народов, контакты русских людей с представителями других народов России, стремление народов к взаимопониманию, умение оценить лучшее в обычаях и традициях разных народов.

Спецификой изучения русской литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения является также вынужденная необходимость изучать в сокращении или во фрагментах большие по объему произведения. В частности, в основной школе предполагается обзорное изучение с чтением отдельных фрагментов таких произведений, как "Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Война и мир" Л.Н. Толстого. Это вызвано стремлением подготовить учащихся к полноценному восприятию сложных и объемных текстов в старшей школе, а также необходимостью дать учащимся основной школы, которые не продолжат образование в старшей школе, представление о вершинных произведениях русской классики второй половины XIX в.


Русский фольклор
Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по одной сказке).

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

Одна былина по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
Древнерусская литература
"Слово о полку Игореве" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Три произведения разных жанров по выбору.


Русская литература XVIII века
М.В. Ломоносов

Одно стихотворение по выбору.

Д.И. Фонвизин

Комедия "Недоросль".

Г.Р. Державин

Два произведения по выбору.

А.Н. Радищев

"Путешествие из Петербурга в Москву" (обзор).

Н.М. Карамзин

Повесть "Бедная Лиза".

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.
Русская литература XIX века
И.А. Крылов

Четыре басни по выбору.

В.А. Жуковский

Баллада "Светлана".

Одна баллада по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Два лирических стихотворения по выбору.

А.С. Грибоедов

Комедия "Горе от ума" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

А.С. Пушкин

Стихотворения: "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", а также три стихотворения по выбору.

Одна романтическая поэма по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

"Повести Белкина" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - одна повесть по выбору).

Повесть "Пиковая дама" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

"Маленькие трагедии» («Моцарт и Сольери») (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Романы: "Дубровский", "Капитанская дочка" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении).

Роман в стихах "Евгений Онегин" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с чтением отдельных глав).

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: "Парус", "Смерть Поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Пророк", а также три стихотворения по выбору.

Поэмы: "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", "Мцыри" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения обе поэмы изучаются в сокращении).

Роман "Герой нашего времени" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения изучаются повести "Бэла" и "Максим Максимыч").

Поэты пушкинской поры

Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.

Стихотворения Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкого, А.А.Дельвига (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Н.В. Гоголь

Повести: "Вечера на хуторе близ Диканьки" («Ночь перед Рождеством»), "Тарас Бульба", "Шинель" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении).

Комедия "Ревизор" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Поэма "Мертвые души" (первый том) (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - отдельные главы).

А.Н. Островский

Одна пьеса по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

И.С. Тургенев

"Записки охотника" ( «Бежин луг», «Хорь и Калиныч»).

"Стихотворения в прозе («Воробей», «Русский язык»).

Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: "С поляны коршун поднялся...", "Есть в осени первоначальной...", а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет


Стихотворения: "Вечер", "Учись у них - у дуба, у березы...", а также три стихотворения по выбору.

А.К. Толстой («Князь Серебряный» «Василий Шибанов»)

Н.А. Некрасов

Стихотворения: "Крестьянские дети", "Железная дорога", «Тройка», «Размышления у парадного подьезда»

(«Школьник», «Дедушка»).

Н.С. Лесков

(«Левша»).

М.Е. Салтыков-Щедрин

(«Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»).

Ф.М. Достоевский

(«Белые ночи»)

Л.Н. Толстой

(«Детство»).

(«После бала»).

В.М. Гаршин

(«Городок в табакерке»).

А.П. Чехов

Рассказы: "Смерть чиновника", "Хамелеон", «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия».

В.Г. Короленко

(«Парадокс», «Огоньки»).


Русская литература XX века
И.А. Бунин

(«Чистый понедельник», «Легкое дыхание»).

А.И. Куприн

(«Мой полет»).

М. Горький

(«Песнь о Соколе», «Челкаш»).

А.А. Блок

(«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Утро в Москве»).

В.В. Маяковский

(«Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение…», «Разговор на одесском рейде…») .

С.А. Есенин

(«Отговорила роща золотая…», «Голубень», «Собаке Качалова»).

А.А. Ахматова

(«Мужество», «Клятва».)

Б.Л. Пастернак

(«Доктор Живаго», «Охранная грамота»).

М.А. Булгаков

Повесть "Собачье сердце".

М.М. Зощенко

(«Великие путешественники», «Золотые слова»).

А.П. Платонов

(«Корова», «Котлован»).

А.С. Грин

(«Алые паруса»).

К.Г. Паустовский

(«Телеграмма»).

М.М. Пришвин

(«Времена года»).

Н.А. Заболоцкий

(«Журавли», «Я воспитан природой суровой…»).

А.Т. Твардовский

Поэма "Василий Теркин" («Переправа», «О награде», «Гармонь»).

М.А. Шолохов

Рассказ "Судьба человека".

В.М. Шукшин

(«Ванька Тепляшин», «Дядя Ермолай»).

А.И. Солженицын

Рассказ "Матренин двор" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Рассказ "Как жаль" (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

Русская проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.

(В.П.Астафьев «Васюткино озеро», В.И.Белов «Скворцы», В.Г.Распутин «Уроки французского»).

Русская поэзия второй половины XX века

И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.

(Н.М.Рубцов «Русский огонек», В.С.Высоцкий «Штафные батальоны», Б.Ш.Окуджава «Досвидания, мальчики» ) .
Литература народов России

Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.


Героический эпос народов России: "Гэсэр", "Джангар", "Калевала", "Маадай-кара", "Меге баян-тоолай", "Нарты", "Олонхо", "Урал-Батыр".

(«Гэсэр»).

Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.

(Р.Гамзатов «Варварство», Г.Тукай «О свободе»).


Зарубежная литература
Гомер

"Илиада", "Одиссея" (фрагменты).

Античная лирика

Данте


"Божественная комедия" (Фрагменты).

М. Сервантес

Роман "Дон Кихот" (Фрагменты).

У. Шекспир

Трагедии: "Ромео и Джульетта", "Гамлет" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения обе трагедии изучаются в сокращении).

(«130 сонет», «66 сонет»)

Ж.Б. Мольер

(«Тартюф»).

И.В. Гете

"Фауст" (фрагменты).

Ф. Шиллер

(«Разбойники»).

Э.Т.А. Гофман

(«Крошка Цахес»).

ДЖ.Г. Байрон

(«Паломничество Чайльд- Гарольда») .

П. Мериме

(«Таманго»).

Э.А. По

(«Лягушонок»).



О. Генри

(«Дары волхвов»).

Д. Лондон

(«Любовь к жизни»).

А. Сент-экзюпери

Сказка "Маленький принц".

Х.К. Андерсен, Р. Бернс, У. Блейк, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А.К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэрролл, Ф. Купер, ДЖ. Свифт, ДЖ. Сэлинджер, В. Скотт, Р.Л. Стивенсон, М. ТВЕН, Э. Хемингуэй.

(Х.К.Андерсен «Снежная королева», Ж.Верн «Таинственный остров», Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все большие по объему произведения изучаются во фрагментах.
Основные историко-литературные сведения
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе и <литературе других народов России>.


В треугольные скобки заключены позиции, имеющие отношение только к образовательным учреждениям с родным (нерусским) языком обучения.
Русский фольклор
Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.
Древнерусская литература
Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
Русская литература XVIII века
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру "частного" человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы "человек и природа". Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Русская литература XIX века
Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и <литературе других народов России>. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема "маленького человека" и ее развитие. Образ "героя времени". Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и <литературе других народов России>, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А. Гончаров о Грибоедове, В.Г. Белинский о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.
Русская литература XX века
Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и <литературе других народов России>. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и <литературе других народов России>. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.
Литература народов России
Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. <Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира.> Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями - представителями других литератур народов России. <Духовные истоки национальных литератур.>


Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и <литературы других народов России>, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

Общее и национально-специфическое в литературе.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:

Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально обусловленных различий.

Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;



- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

- сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

- создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Главная цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования - способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

В 6-ом классе предложенная программа реализуется на материале произведений, в центре рассмотрения которых герой. Особую роль на данном этапе обучения играет обращение к ученическому творчеству, что позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Мир литературы, который иногда кажется читателю-подростку чуждым миром взрослых людей, вместе с героем-ровесником приближается к каждому ученику.

Программа этого класса знакомит учеников с появлением в XIX веке специальной и увлекательной литературы для детей и юношества, которая завоевывает всемирное признание. При этом учащиеся попутно наблюдают за тем, как разнообразна литература для юных читателей.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общености их тематики, проблематики, идейно-эстетических авторов. Русский язык. Систематизация к сочинению, сложный план; подробное, сжатое или выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения, природы; сочинение-рассуждение. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Диалог. История. Великая Отечественная война. Изобразительное искусство. В.Перов «Тройка»; В.Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»; Б.Памфилов «Знамя Победы». Музыка. «Украинские народные песни и танцы».

Необходимо использовать учебник-хрестоматию, который входит в серию учебных пособий, создаваемых по единой программе литературного образования (5- 11 кл.), составленной Т.Ф.Курдюмовой. Хрестоматия направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко- литературном процессе. Автор обращен внимание учащихся на образ их ровесника в

художественной литературе. Данная хрестоматия соответствует ныне действующей программе по литературе (5-11кл.) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Необходимо применять следующую методическую литературу:



  • «Литература. 6 класс», М. «Дрофа», 2000г. Данное пособие предназначено работающим по программе Т.Ф.Курдюмовой. В методических рекомендациях учтены требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, даны варианты ведения уроков, дополнительные сведения для учителей.

  • «Литература в 6 классе», авторы Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова. Е.А.Виноградова, Е.В.Комиссарова (Урок за уроком). Предлагаемое пособие должно помочь преподавателю построить собственную педагогическую систему. Авторы предлагают дополнительный материал для учителя, два варианта изучения одной темы. Для коррекции учебной деятельности разработана система зачетов.

  • Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе», 6 класс. Пособие содержит два компонента планов, подробные поурочные разработки, методические советы и' рекомендации, проверочные тексты, справочные материалы, игровые и нестандартные варианты уроков, биографии писателей, библиографию.

  • В.П.Полухина «Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература. 6 класс». В книге раскрывается содержание программы, ее основные принципы и особенности. Методические рекомендации построены по принципу вариативности, наиболее подробно разработаны темы, ранее не входившие в учебные пособия.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа предусматривает овладения знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:


  • авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, Предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений - литературных героев, (герой литерный, имя героя, портрет, поступки, характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)

Ученик должен уметь:

  • Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.

  • Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.

  • Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).

  • Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.

  • Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо- тонического стихосложения.

  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.

  • Работать со справочными материалами.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному

изучению:

  • Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • Основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

Работать с книгой;

Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;


  • Выявлять авторскую позицию;

  • Выражать свое отношение к прочитанному;

  • Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • Владеть различными видами пересказа;

  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Практическое направление:



  • Создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Определять свой круг чтения и давать оценку литературному

произведению;

Находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе, используя справочную литературу, периодику, телевидение, ресурсы Интернета.

3. Содержание тем учебного курса
Герой художественного произведения.

Герой-подросток в мире художественного слова

Герои художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.

Далекое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям прошедших времен. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории (Рони-старший. «Борьба за огонь» Д, Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика и др.) и на уроках внеклассного чтения. Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом.

Теория.'>Теория. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.

Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н.Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.

Теория. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).

Т.Х.Уайт. «Свеча на ветру», тетралогия Теренса Хенбери Уайта «Король былого и грядущего», «Свеча на ветру» И «Рыцарь, совершивший поступок» как части этой популярной тетралогии. ЕЕ герои – король Артур и рыцарь-подросток Ланселот. Сочетание в произведении разных жанров: сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

Теория. Тетралогия.

В.А.Жуковский. «Кубок», «Роланд-оруженосец». Годы учебы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных героев баллад. Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского.

Теория. Баллада. Герой художественного произведения и его имя.

Литература ХIХ века

Незабываемый мир детства и отрочества



С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», «Буран». Читатель-подросток в автобиографическом произведении (фрагмент из «Детских годов Багрова-внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.

«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе ХIХ века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.



Теория. Пейзаж и приемы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.

И.А.Крылов. «Два мальчика», «Волк и Ягненок». Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и Змея», «Вороненок», «Два мальчика»). Басня «Два мальчика». Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягненок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.

Теория. Мораль в басне.

Владимир Федорович Одоевский. «отрывки из журнала Маши». «Пестрые сказки» В.Д.Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединенные в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

Теория. Дневник как жанр художественного произведения.

Портрет героя литературного произведения

Герой литературного произведения и описание его внешности.



Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послания близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Теория. Гимн.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утес». «Листок» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой…»). «Панорама Москвы», Эпиграммы. «Утес», «Листок» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой…») – стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов (решение вопроса об эгоизме). «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученического сочинении поэта.

Теория. Эпиграмма.

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Ильюша, Костя, Ванечка и Федя – герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья и былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и ее инсценировка. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.

Теория. Былички.

Речевая характеристика героев

Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.



Иван Захарович Суриков. «В ночном». Суриков и тематика его произведений: быт деревни, народное творчество. «Бабушкины сказки» в ночном. Отличие этих сказок от историй, которые прозвучали у речки Снежить в рассказе Тургенева.

Теория. Определение жанра стихотворения: рассказ в стихах или лирическое произведение?

Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник». Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка из народа.

Теория. Сюжет в лирическом произведении.

Лев Николаевич Толстой. «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Николенька Иртеньев. Семья. Друзья. Учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Теория. Автобиографическая трилогия.

Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». «Мальчики». «Хамелеон». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комментарий к творчеству Наденьки. Творческие состязания учеников с ровесницей – Наденькой. «Мальчики». Сюжет рассказа. Герои – гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» (в домашнем обиходе Чечевицын) и его друг Володя (Королев). Их мечты и планы. Неудавшийся побег в Америку. «Хамелеон». Смысл заголовка. Юмор сменяет сатира. Герои сатирического рассказа. Особенности сюжета с многочисленными кульминационными моментами. Художественная деталь в рассказе. Говорящие фамилии.

Теория. Псевдоним. Герой и сюжет. Поступки героев и их характер.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Иванов». «Ябеда». «В Америку». «Экзамены» (главы из повести «Детство Темы»). Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Годы учебы как цепь тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. «В Америку» - описание подготовки и неудачи юных путешественников. «Экзамены» как описание преодоления собственных слабостей и «проверка на прочность».

Теория. Диалог в прозе.

Литература ХХ века


ХХ век и культура чтения. Юный читатель ХХ века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература ХХ века и читатель ХХ века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. Михаэль Эндэ. «Бесконечная книга». Путешествие мальчика Бастиана по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.

Теория. Творчество читателя. «Бесконечная книга» как символ активного чтения.

Аркадий Тимофеевич Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность. Посещение цирка и встреча с актерами цирка. Первое и второе разочарования увлеченного любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Теория. Эпилог. Название произведения и его роль в произведении.

Александр Иванович Куприн. «Чудесный доктор». Рассказ о новогодней ночи и неожиданном спасении семьи Мерцаловых. Герои рассказа. Название рассказа.

Теория. Рождественский, новогодний и святочный рассказ.

Константин Георгиевич Паустовский. «Гардемарин». «Как выглядит рай» (главы из «Повести о жизни»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далекие годы» как первая из шести частей «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок» Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Теория. Роль пейзажа в прозе.

Фазиль Абдулович Искандер. «Чик и Пушкин» (рассказ из сборника «Детство Чика»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Игра со словом в прозе Искандера (имя героя, название города детства и др.). Смысл названия главы «Чик и Пушкин». Трудности актерского мастерства. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркий характер героя.

Теория. Инсценировка. Герой и автор.

Великая Отечественная война. Лирика и проза о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны. Б.А.Лавренев. «Разведчик Вихров», К.М.Симонов. «Сын артиллериста». Е.К.Винокуров. «В полях за Вислой сонной…». Песни военных лет. «Моя Москва» (стихи М.Лисянского, музыка И.Дунаевского). Чтение произведений по выбору учителя и учащихся.

Теория. Быстрота отклика искусства на события жизни. Герой художественного произведения.

Мир приключений

Приключения в нашем чтении

Мы – читатели книг о приключениях героев. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джина по многоводной реке Миссисипи. Гек и Том в новой повести: становление и изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена-юмориста. Природа на страницах повести.

Теория. Юмор.



Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и его «Необыкновенные путешествия» (65 романов). «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы в романе великого фантаста. Названия романов и имена героев.

Теория. Научно-фантастический роман и Жюль Верн как создатель этого жанра.

Оскар Уайльд. «Кентервильское приведение». Рассказы и сказки О.Уайльда. Рассказ «Кентервильское приведение» как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе. Ироня и веселая пародия на страницах рассказа. Юные герои и воинствующее кентервильское приведение. Их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории. Ирония автора.

Теория. Виды жанра рассказа. Герой среди героев.

Итоги

Чтение и обсуждение произведений классики юношеской литературы: К.Г.Паустовский («Повесть о жизни»), Ф.А.Искандер («Детство Чика»), Френсис Бернетт («Маленький лорд Фаунтлерой») и др.

Важнейшие проблемы в жизни подростка.

Тема защиты природы в литературе нашего века. Произведения М.М.Пришвина и В.В.Бианки. Книга Бенни Андерсена «Простите, где здесь природа?», созданная по письмам ребят Дании.



Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

  • Требования к уровню подготовки выпускников
  • 3. Содержание тем учебного курса
  • Далекое прошлое человечества
  • Теория.
  • Теория
  • Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам».
  • Теория. Гимн. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утес». «Листок» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой…»). «Панорама Москвы», Эпиграммы.
  • Теория. Былички. Речевая характеристика героев
  • Иван Захарович Суриков. «В ночном».
  • Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
  • Жюль Верн. «Таинственный остров».