Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кудря Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы Фоминых Галина Михайловна




Скачать 74.63 Kb.
Дата06.07.2017
Размер74.63 Kb.
ТипКонкурс
Кудря Оксана Викторовна,

учитель русского языка и литературы



Фоминых Галина Михайловна,

учитель истории и обществознания



Мыцык Вера Викторовна,

руководитель школьного музея,

классный руководитель 9 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №8»

Конкурс чтецов, посвященный 190 - летию

со дня рождения Н.А. Некрасова

Цель: систематизирование и расширение знаний обучающихся о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.

Задачи:


  1. повышение образовательного уровня обучающихся;

  2. развитие творческого мышления, умения и навыков самостоятельной работы школьников;

  3. развитие умения публичных выступлений.

Оборудование:

  1. Портрет Н.А.Некрасова.

  2. Тексты стихотворений Некрасова Н.А.

  3. Выставка книг Некрасова Н.А. и о Некрасове Н.А..

  4. презентация Н.А. Некрасов «Жизнь и творчество» http://pedsovet.su/load/31-1-0-8998

Ход мероприятия:

Слайд №1


    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

      Н.А. Некрасов

 

Ведущий. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Наш конкурс чтецов, посвящается этому знаменательному событию.



Имя Н.А.Некрасова известно каждому человеку с детства. Сегодня мы вспомним основные вехи биографии поэта, ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, услышим те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической литературы.

Ведущий. Прежде чем перейти к конкурсу чтецов, мы перелистаем страницы биографии и творчества Николая Алексеевича Некрасова. Вам будет предложено посетить следующие станции:



  1. Биографическая – на этой станции вы должны показать знание биографических данных Николая Алексеевича;

  2. Творческая мастерская – на этой станции мы еще раз назовем основные вехи творческого пути поэта.

  3. Станция знатоков творчества Н.А.Некрасова.

  4. Поэтическая – здесь вам предоставляется возможность продемонстрировать любимые вами стихотворения Н.А. Некрасова.

Ведущий. А теперь получите маршрутные листы, в которых указан маршрут следования по станциям.

Биографическая станция. На этой станции обучающиеся должны назвать основные вехи жизни поэта.

Примерные ответы детей  

Слайд 2. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю – 28 ноября) 1821 в местечке Немирове Подольской губернии в семье небогатого мелкопоместного дворянина. Слайд 4. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, служил офицером. Слайд 5. Мать - Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого помещика Херсонской губернии, была прекрасно воспитана.  Отец поэта был груб и малообразован, крестьяне ненавидели его за жестокость. Не любила его и семья. Он бил детей, несправедливо обращался с женой. Неприютно, страшно было жить в доме. 

 Мать поэта – удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная женщина. Елена Андреевна – полная противоположность своему грубому и ограниченному мужу. Всю свою любовь и нежность она отдавала детям, серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла на фортепиано и пела.

Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней он проводил долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна была и первой ценительницей его ранних стихотворных опытов. Она мечтала, чтобы её сын стал образованным человеком, и подала ему мысль о необходимости поступить в университет.

Через всю жизнь пронес Некрасов любовь и благоговейное отношение к своей матери и с поразительной, щемящей нежностью воспел её во многих своих стихотворениях.

Слайд 6 Детство Некрасова прошло в родовом имении отца – в деревне Грешнево  (ныне село Некрасово), куда переселился отец после того, как ушел в отставку. Сельцо Грешнево было расположено неподалёку от города Ярославля, на берегу Волги.  Прогулки по волжским берегам были  любимым занятием маленького Николая.

  Грешнево было окружено лугами и полями,   а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса,   в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек.

 В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

 Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии.

Уже в раннем детстве Некрасов был сильным и смелым, умел грести и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд. Но, в конце концов, добился своего: сделался хорошим наездником.

Когда поэту исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Слайд 22. Там он учился 5 лет. В эти годы Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечением  читает Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах.

В 1838 г. Некрасов будучи 16-летним юношей поехал в Петербург для определения в дворянский полк. В Петербурге он познакомился с группой студентов и, отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, решил готовиться к вступительному экзамену, чтобы учиться дальше. В 1839 пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал.

  В течение двух лет Некрасов, определившийся вольнослушателем в университет, посещал лекции на филологическом факультете.  Средств к существованию не было, так как отец лишил сына всякой поддержки. Из воспоминаний Некрасова…

"Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь".

Ответы детей дополняются и уточняются ведущими.

2. Творческая мастерская

На этой станции обучающимся нужно ответить на вопросы о творчестве Н.А.Некрасова.

Вопросы


1.Как поступил огорчённый автор с нераспроданным тиражом первой книги?
2. Что сочинил молодой Некрасов под псевдонимами Иван Бородавкин, Перепельский, Назар Выволочкин, Стукотнин и др.?
3. Какие песни на некрасовские стихи вы знаете?
4. Какие стихи Некрасов написал о детях и для детей?
5. Как зовут Мужичка с ноготок и сколько ему лет?
6. Что называл Некрасов своей колыбелью, признаваясь в любви к ней: «Любил ли кто тебя, как я?»
7. Почему поэт назвал Волгу «рекою рабства и тоски»?
8. «И Музе я сказал: „Гляди! Сестра твоя родная!"» Кто родная сестра некрасовской поэзии?
9. О чем рассказал ямщик лирическому герою в стихотворении «В дороге»?

10. А кто «вынесет всё - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»?


11. Знаете ли вы русскую народную сказку, герой которой напоминает некрасовского Мороза?

ответы
1. Сжег его в печке.


2. Фельетоны, водевили, сказки, рассказы и даже афиши в стихах.
3. «Тройка», «Коробушка», «Похороны», «Песня Еремушке».
4. «Крестьянские дети», «Плач детей», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Накануне светлого праздника».
5. Влас, «шестой миновал».

6. «О Волга!.. колыбель моя!» («На Волге»).


7. Увидел измученных, измождённых бурлаков, услышал их песни и разговоры.
8. Молодая крестьянка, которую били кнутом на площади («Вчерашний день...»).
9. О своей жене Груше, воспитанной в господском доме.

10. А кто «вынесет всё - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»?


11. «Морозко».

Ведущий.   Несмотря на постоянные лишения, он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал литературно-журнальную деятельность: он давал уроки, писал статейки для "Литературного прибавления к Русскому Инвалиду" и для "Литературной Газеты", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.

Ведущий.   Первые стихи были написаны еще в годы учебы в гимназии. В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный "Н. Н.". Сборник успеха не имел и после критики В.Г.Белинского в "Отечественных Записках" был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью

Ведущий.   С 1840 Некрасов начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 - в «Литературной газете» и «Отечественных записках».. В 1842-1843 Некрасов сблизился с кружком В.Г.Белинского. В 1845 и 1846 Некрасов опубликовал несколько альманахов.

Ведущий.  В конце 1846 Некрасов, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева журнал "Современник", в который перешли многие сотрудники "Отечественных Записок", в том числе и Белинский.

Ведущий. Слайд 27. Решающая роль в становлении поэта принадлежит В. Г. Белинскому. Некрасов вспоминал:

Чтец 1.«Моя встреча с Белинским была для меня спасением. Ясно припоминаю, как мы с ним вдвоем часов до двух ночи беседовали о литературе. После этого я долго бродил по улицам в каком-то взбудораженном настроении, сколько для меня нового было в высказанных им мыслях».

Ведущий. В 1847-1866 Николай Алексеевич Некрасов являлся издателем и фактическим редактором "Современника", на страницах которого печатались произведения лучших и наиболее прогрессивных литераторов того времени. Сейчас мы окажемся в некрасовской квартире на Литейном, в которой хозяйничала гражданская жена Некрасова Авдотья Яковлевна Панаева (слайд 29)  и где собирались сотрудники журнала  Современник.

3.Станция знатоков творчества Н.А.Некрасова.

Участникам отдельно даются даты создания стихотворений, названия стихотворений Н.А. Некрасова и стихотворные строки – необходимо их соединить.

4.Поэтическая станция

Ведущий. А сейчас перейдем к конкурсу чтецов. Перед  вами члены жюри, которые будут давать оценку правильности, выразительности чтения выбранных вами стихотворений. Ребята, соберитесь, настройтесь. Не забывайте следить за речью. Желаю всем удачи.

Выступления участников должны отвечать следующим критериям:

1. артистичность исполнения;


2. эмоциональность исполнения;
3. внешний вид участника конкурса.

Жюри подводит итоги конкурса чтецов, и лучшие чтецы награждаются грамотами.                        

Ведущий. Наше мероприятие – лишь малая дань уважения народному поэту.

Я еще раз обращаюсь к вам от лица Н.А. Некрасова и призываю вас:  «Сейте разумное, доброе, вечное …».



 Список литературы

  1. Времена года: Русские поэты о родной природе [Текст] / сост. - Лениздат, 1985. – 238 с.

  2. Путешествие в страну Поэзия: В 2 кн. Кн1 [Текст] /сост. Л.А Соловьева. Ю.Б Соловьев. –Л. Лениздат, 1988. – 511с.

  3. Русская поэзия второй половины ХIХ [Текст] / М. Дрофа: Вече, 2002. – 352с.

4. Полянских, Н.Н. Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» [Текст] / Н.Н. Полянских // Литература в школе. – 2001 - №1.c.24-40.

  • Конкурс чтецов, посвященный 190 - летию
  • Задачи