Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Корпускулярная философия» М. В. Ломоносова




Скачать 39.61 Kb.
Дата05.07.2017
Размер39.61 Kb.
ТипНаучная работа
«Корпускулярная философия» М.В. Ломоносова

  1. Биография: (1711-1765), родился в зажиточной крестьянской семье в Архангельской губернии. Обучался в школе, к 12 годам знал наизусть многие страницы, в том числе из «Арифметики» Леонтия Магницкого – очерки по истории философии от Пифагора, о Земле и других планетах и явлениях.

В 1730 г. (19 лет) отправился в Москву, зачислен в Славяно-греко-латинскую академию. Изучал: языки (латынь, греческий, старославянский), риторику, философию, поэтику, механику, физику, математику и этику. В библиотеке академии большинство книг опирались на византийскую традицию, были и западноевропейские источники.

С 1734 учится в Киево-Могилянской академии: латынь, история философии и естествознания.

В 1735 г. направлен в Петербургскую академию наук, включен в число учащихся, готовящихся к поездке в Германию.

С 1736 г. слушал в университете г. Мальбурга лекции.

В 1739 г. переведен в Фрейбургский университет: минералогия, горное дело, химия.

В 1742 г. – адъюнкт в Петербургской академии. Через три года – профессор химии, академик Петербургской академии наук.


2. Научная работа и взгляды: С начала 40-х годов углубляется в проблемы в различных областях знания – естественно-научного, философского, культуроведческого, производственно-хозяйственного. Создает много трудов по физике (твердые и жидкие тела), корпускулярной теории под влиянием Бойля, математической химии. Проявляет интерес к атомистики, природе движения тел, теплоты и холода. При этом для него философия – методологическое начало, содействующее проникновению в суть вещей. Её способность находить общее в единичном является надежным средством понимания мироздания.

Придавал решающее значение детерминизму: считал основания всех явлений качественно устойчивыми.

Философские взгляды: естественно-научный реализм.

Кардинальное понятие: «материя», отождествлял её с «сущностью», «бытием», «вещью».

«Тела состоят из материи и формы… что последняя зависит от первой».

Определение: материя – «есть протяженное, несопроницаемое, делимое на нечувствительные части».

Различал три вида материи:


  • Собственная – та, из которой состоит тело;

  • Посторонняя – та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи (аналог эфира);

  • Тяготительная – носитель эффекта притяжения и отталкивания.

В тесной связи с материей, Ломоносов рассматривал категории «пространство», «протяжение», «время», «сущность», «инерция», «движение». «Все, что есть или совершается в телах происходит от сущности и природы их; но сущность тел состоит в конечном протяжении и силе инерции, а природа – в движении их, и поэтому все, что есть в телах или совершается в них, происходит от конечного протяжения, силы инерции и движения их».

В одной из своих работ обосновал, что первичное движение существует вечно. «Природа тел состоит в движении».

В научных работах допускал существование эфира, при этом исключал устаревшие понятия «флогистон» и «теплород», «флюиды» и «хладожидкость». В работах 1738-39 гг. он обратил внимание на проблемы строения сложного вещества, и на необходимость их решения объединенными средствами математики, механики, физики, химии и философии.

Анализируя свои наблюдения совмещения движущейся Венеры с диском Солнца, Ломоносов сделал открытие о наличии у Венеры атмосферы.

Зачастую опережая время, он изучал грозовые явления, колебательные движения в различных средах, природу тепловой энергии Солнца, причины северного сияния и т.д. Электричество и магнетизм объяснял движением частиц. Природу света, полагал он, составляют процессы, близкие к электромагнитным.

Закладывал новую отрасль знаний – физическую химию, стремясь установить связь между физическими и химическими явлениями.

Естественно-научные представления Ломоносова опираются на его «корпускулярную философию» - единство философских, методологических и прогностических идей. Атомы предлагал различать на два уровня: элементы (делимые) и корпускулы (ассоциации элементов). (предвосхищение атомов и молекул) Здесь он также придерживался детерминистической ориентации.

Опираясь на свое учение о «нечувствительных частицах», Ломоносов последовательно-реалистически рассматривал проблему так называемых первичных и вторичных качеств. Все качества материальных тел первичны, поскольку они обусловлены движением указанных частиц. Отдельных от предмета качеств не существует. Именно в союзе вещей проявляются их качества. Количество и качество существуют вместе. Все эти процессы считал постепенными.

Факты, явления становятся предметом наблюдения, изучения и должны рассматриваться исходя из их натуры, реальных причин их существования. Мистические приемы схоластики не уместны: «дым века прошлого». Исходными для Ломоносова были природа и её «основоположения».

Ощущения – следствие взаимодействия корпускул и элементов в организме человека. Органы чувств лишь приближают человека к природе. Сущность природы познается тогда, когда чувства и разум, опыт и теория связаны в едином акте познания. То есть наблюдение – часть пути познания. Эксперимент по значимости эквивалентен логике.

Важно «историческое познание».

В отличие от Ньютона широко применял гипотезы. Но «один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

Он требовал, чтобы науки отвечали на важнейшие запросы хозяйства страны, потребности населения в области культуры, на запросы армии, торговли, мореплавания и т.д.



Боролся с догматизмом. Создал ряд работ в области языкознания, издал новую грамматику русского языка, высказывал идеи по поводу искусства, литературы. Оказал большое влияние на развитие книжного дела в России. В 1755 основал с Шуваловым университет. Особо подчеркивал необходимость выделения в нем роль философского факультета.


  1. Итог. Область деятельности: физика, химия, геология, астрономия, биология, космогония, история, теория языка и литература, этнография. «Корпускулярная философия» - единство философских, методологических и прогностических идей.

Каталог: articles
articles -> Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт сост
articles -> Приложение к уроку
articles -> Урок литературы в 5 классе «Библия-памятник культуры»
articles -> Кроссворд «Творчество и биография А. А. Фета»
articles -> Пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся 10 классов г. Салават, 2003 г
articles -> История Казахстана
articles -> С этим нельзя не согласиться
articles -> Алексей Лосев Проблема символа и реалистическое искусство
articles -> В порядке разминки
articles -> Сатпрема и Суджаты посвящается

  • Количество и качество существуют вместе