Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Тема: А. Н. Плещеев




Дата28.05.2017
Размер44.9 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока литературного чтения, 4 класс.
Тема: А.Н. Плещеев «Былое».
Цели: совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать монологическую речь, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения. Продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму. Обогащать словарный запас. Формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление. Воспитывать любовь к малой Родине, внимательность, сотрудничество в процессе работы в парах, группах.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

1. словесные (беседа, пересказ)



2. наглядные (запись на доске, иллюстрации, предметные картинки, портрет автора)

Оборудование: портрет писателя, предметные картинки для моделирования иллюстраций, иллюстрация портрета мальчика, памятка «читай правильно и выразительно».


Оформление доски: запись темы урока, портрет поэта, краткие сведения из биографии; новые слова, с объяснениями; предметные картинки.
I. Организационный момент. (1 мин.)

Проверка готовности к уроку.


II. Проверка домашнего задания.(10 мин.)

- Какое произведение читали дома?

- Какое оно, по вашему мнению, по настроению?

1. Выборочное чтение.

- Как представил это художник?

- Какие бы строчки из стихотворения вы подобрали бы к иллюстрации?

- Кто из друзей был особенно дорог писателю? Почему?

Нарисуем портрет. Детям предлагаются рисунки лица мальчика, рисунки нескольких вариантов глаз, рта. Дети выбирают, пользуясь строками учебника.


2.. Постановка цели. Актуализация знаний.

- Какие же приемы использовал писатель?

Он использовал сравнение и олицетворение.

(На доске запись: сравнение и олицетворение)



(сравнение одного ( одушевление неживых

предмета с другим) предметов, наделение

характеристиками)


- Давайте при чтении стихотворения и попытаемся найти их.
3. Выразительное чтение стихотворения.

Выделение приемов сравнения и олицетворения.(огнем загорался взор, рассеялась семья, кровь приливала к векам, угрюмые своды).

III. Работа над новым материалом.(20 мин)

- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением А.И. Плещеева.

Постараемся увидеть картины, нарисованные поэтом, понять чувства героев.
1. Вступительная беседа.

А. И. Плещеев был известен как переводчик и критик. Он выпустил сборник стихов для детей «Подснежник». С одним стихотворением из этого сборника мы сегодня и познакомимся. Называется оно «Былое».


2. Самостоятельное чтение стихотворения.

- Прочитайте самостоятельно все три части стихотворения «Былое» Плещеева.

3. Беседа по содержанию прочитанного.

- Какая из этих частей вам понравилась больше? Почему?

- О чем вспоминает поэт в первой части?

- Какие чувства испытывает поэт к этому уголку сада? Докажите.

- Кто внимателен, в каком слове ударение не совпадает с нормой? (Дубов)

Отметьте карандашом.

- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этой части стихотворения?

- Какие краски вы возьмете?

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Нравится ли она вам?

Соответствует ли той картине, которую вы нарисовали в своем воображении?

- В чем сходство и в чем разница?

- Перечитайте вторую часть стихотворения. О чем вспоминает поэт в этой части?

- Какие чувства он испытывает? Почему вы так думаете?

- Встретились ли вам незнакомые слова?

(Киот – ящик со стеклом для икон, лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами, очи – глаза.)

- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этой части?

- Какие слова помогают нам «увидеть» цвет на этой картине?

- Перечитайте третью часть.

- Какие приемы использует поэт, рисуя картину тихой морозной ночи?

- Какие слова помогают нам увидеть и услышать эту картину?

(Сравнение – как скатерть, эпитет–метафора – немая тишина, много глаголов, передающих звуки…)

- Какое настроение у героя в этой части?

- Какие чувства он испытывает?

- Вспомните биографию Плещеева. Какой момент жизни он описывает в этом стихотворении?

(Скорее всего, когда его везут в военную школу в Петербург, ему 14 лет)

- Какие строки прямо говорят об этом?

- Как вы считаете, это три разных стихотворения или три части одного? Докажите.

(Главный герой один, вспоминает детство, вспоминает с грустью – это основное настроение. Одинаковый ритм во всех частях и одинаковая рифмовка – рифмуются только 2 и 4 строки в каждом четверостишии).

Физминутка (3 мин).

4. Подготовка к выразительному чтению.

При подготовке пользуйся памяткой:

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

в) Выбери силу голоса (громко, тихо).

г) Определи темп (быстро, медленно)

д) Читай эмоционально.

е) Покажи интонацией свое отношение к произведению.

5. Выразительное чтение.

а) Чтение про себя.

б) Чтение в парах.

в) Чтение за диктором (вполголоса).

IV. Моделирование стихотворения (работа в группе). (4 мин)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Удалось ли представить вам эти картины?

- Давайте смоделируем это стихотворение.

(Дети моделируют иллюстрации из заготовок отдельных рисунков на доске)

V. Итог урока (2 мин).

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке?

Приведите примеры сравнений, олицетворений из стихотворения, прочитанного сегодня.

- С какой целью поэт их использовал?

(Они помогают увидеть и услышать картину)

- Чему нас может научить это стихотворение?

VI. Оценивание работы учащихся на уроке. (1 мин)

VII. Домашнее задание. (2 мин)



Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Былое».

Проиллюстрировать понравившуюся часть в тетрадях для чтения.