Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока чтения в 9 классе по теме «Е. Носов «Трудный хлеб \. Цель: познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб»




Скачать 62.39 Kb.
Дата06.07.2018
Размер62.39 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока чтения в 9 классе

по теме «Е. Носов «Трудный хлеб ".Цель:познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».Задачи:• повторить краткие сведения из биографии Е. И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;

• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся;

• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах. ХОД УРОКА1. Вступительное слово о писателе Е. И.Носове.- Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.

- Почему я начала урок с этой фамилии?

- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.2. Опрос дом. задания - из автобиографии писателя.- Откуда родом Е. Носов?

- В каком классе учился Е. Носов, когда началась Великая Отечественная война?

- В каких войсках воевал Е. Носов?

- Что случилось с Е. Носовым в конце войны?

- О ком и в связи с чем так писалЕ. Носов:«Я был старше их на целую войну…»



Вывод:Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е. И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.

- Сегодня нам предстоит познакомиться с егорассказом.3.Подготовка к восприятию текста.- Найдите способ прочитать название рассказа.

-Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».

- Что мы называем хлебом, какой он бывает?

- Что обозначает слово «трудный?(Требующий большого труда, напряжения.)

- может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?

- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?

- Что вы любите в животных?

- Чувствуют ли животные любовь? Как?

- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью…

- Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.4. Словарная работаА)Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.

Б)Работа по карточке 1.

Карточка 1.



I вариант

Дополни выраженияподходящими по смыслу словарными словами.

Глухой лесной ___________

Прилетела пара __________

Растёт прибрежный __________

Длинный чёрный ____________

Охотник достал ломоть хлеба из ______________

II вариант

Дополни выраженияподходящими по смыслу словарными словами.

Прилетела пара __________

Растёт прибрежный __________

Длинный чёрный ____________

Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.



(Коллективная проверка)

- Крохаль – это порода диких уток.А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?



В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.

- Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?

- Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.

- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг. 4. Физминутка для глаз 5. Чтение текста сильными учащимися6.Работа по тексту.



А) Анализ рассказа.

- О ком этот рассказ?

-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?

- Как охотник ведет себя сЧангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)

- Продолжите фразу:

Охотник относился к Чангу … (как?)(по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т. п.)

- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?

- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)

- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)

- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.

- Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)

- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т. е. рассказчика.)

- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)

- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)

- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе

кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)

- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).

- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).

- За что можно уважать хозяина Чанга?


Б)Закрепление

-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?

Карточка 2.

Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.

Короткий стёганый ватник Чанг

Чёрный шелковистый жилет крохаль

Чёрный сюртук, белая рубашка охотник

(Коллективная проверка)8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб» I вариант



1. Осень в лесу развешивает…:

А)дождинки

Б)кормушки

В)хрустальные сети паутины



2.Какие гости прилетели с далёкого севера?

А)крохали

Б)гуси

В)рябчики



3.Как звали спаниеля?

А)Ганг


Б)Чанг

В)Манч


4.У Чанга были…:

А)короткие гладкие уши

Б)длинная рыжая шерсть

В)длинные лохматые уши



5. Охотник достал из ягдташа…:

А)убитую птицу

Б)ломоть хлеба

В)ружьё


6.При виде летящего хлеба Чанг…:

А)спокойно стоял, глядя на хозяина

Б)побежал к хозяину

В)кинулся ловить хлеб



7.Автор поймал в реке…:

А)мелкую плотву

Б)крупного карася

В)крупную плотвицу



II вариант

1. Осень в лесу развешивает…:

А)дождинки

Б) хрустальные сети паутины

2.Какие гости прилетели с далёкого севера?

А)крохали

Б)гуси

3.Как звали спаниеля?

А)Ганг


Б)Чанг

4.У Чанга были…:

А) длинные лохматые уши

Б)рыжая шерсть

5. Охотник достал из ягдташа…:

А)убитую птицу

Б)ломоть хлеба

6.При виде летящего хлеба Чанг…:

А)спокойно стоял, глядя на хозяина

Б)побежал к хозяину

7.Автор поймал в реке…:

А)крупную плотвицу

Б)крупного карася

(Самопроверка по слайду)9.Итог урока. Рефлексия.- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?

- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?

(Учащиесяотвечают)

-Чему научил вас сегодняшний урок?



Обобщение учителя:

Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.10. Домашнее задание:стр. 208 -212, вопр. 1-5, (1 группа-пересказ).
Каталог: attachments -> article
article -> Книги об Анне Ахматовой, изданные в XXI веке
article -> А. А. Фета в двух предложенных источниках. Составить опорный конспект
article -> Систематизация знаний по теме «южные материки»
article -> Программа по кружку «Литература Испании»
article -> Урок литературы 01. 02. Тема урока: «В. Г. Короленко. Краткие сведения о писателе». Задание Прочитать краткую биографию писателя
article -> «Дети и взрослые в повести. Система образов» Проверка знания текста. Отметить номера правильных утверждений
article -> Моя родина поселок Шольский завод Белозерского (до августа 1959 года Шольского) района Вологодской области, где в самое Рождество по старому стилю 25 декабря 1939 года, я родился в семье сельских интеллигентов
article -> Программа для взрослой молодёжи. Маук «Центр досуга и кино

  • Б)Работа по карточке 1.
  • В) Работа над определением значения трудных слов
  • А) Анализ рассказа.
  • Б)Закрепление