Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Коллоквиум I курс, 1 полугодие




Скачать 269.06 Kb.
Дата03.07.2017
Размер269.06 Kb.
КОЛЛОКВИУМ

I курс, 1 полугодие

1. С. Казачков «Дирижерский аппарат и его постановка» Глава I «Строение и



функции дирижерского аппарата» (стр. 22-28)
2. Терминология:

  • Тактовая черта – вертикальная линия, пересекающая нотный стан и отделяющая один такт от другого.

  • Такт (от лат. tactus – прикосновение, касание) – единица метра

  • Длительность – продолжительность звучания звука.

  • Произвольные длительности – половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д.

  • Непроизвольные длительности – дуоли, триоли, квартоли и т.д.

  • Метр – чередование равных по длительности сильных и слабых долей в ритмическом движении.

  • Ритм – организация музыкальных звуков в их временной последовательности.

  • Тональность – конкретная высота звуков лада, определяемая высотным положением главного тона (тоники)

  • Лад – система высотных связей музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых (опорных).

  • Размер – выражение метра определёнными длительностями.

  • Простые размеры – 2/4; 3/4.

  • Сложные размеры – 4/4; 5/4; 6/4 7/4 и тд.

  • Темп – скорость движения в такте

  • Пауза (от греч. pausisостановка, прекращение) перерыв звучания на определенную длительность времени в одном, нескольких или во всех голосах музыкального произведения, (виды пауз).

  • Музыка – это эмоционально – увлекающий вид искусства. Художественное отражение действительности в звуках.

  • Фермата (от итал. fermata – остановка)это знак, который продлевает длительность звучания ноты ровно на половину её длительности. Фермата над тактовой чертой (или между нотами) воспринимается как своеобразная выразительная пауза.

  • Хоровая партия – группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию.

  • Партитура (от итал. partitura – разделение, распределение) – нотная запись ансамблевой музыки, в которой сведены партии всех голосов.

  • Аннотация – краткое изложение содержания произведения. Включает следующие сведения: полное название хора, автор музыки и текста, даты их жизни; жанр, форма, фактура, тональность, темп, метр, ритмические особенности, динамика, звуковедение, состав хора, диапазон каждой партии и общий, тесситура, приемы хорового изложения.

3. Таблица темпов
Медленные темпы

  • Grave – тяжело

  • Largo - широко

  • Lentoпротяжно

  • Adagioмедленно


Умеренные темпы

  • Andante – не спеша (в темпе обычного шага)

  • Andantinoскорее чем «Andante», но медленнее чем «Allegretto»

  • Sostenutoсдержанно

  • Tranquilloспокойно, безмятежно

  • Moderatoумеренно

  • Allegrettoоживленно, медленнее чем «Allegro»


Быстрые темпы

  • Allegro – скоро (весело, радостно)

  • Vivo – живо

  • Vivace – живее

  • Presto – быстро

  • Prestissimo – быстрее


I курс, 2 полугодие

1. С. Казачков «Дирижерский аппарат и его постановка» Глава III

«Дирижерский взмах» (дыхание, стремление, точка, отдача) (стр. 48-56).
2. История создания государственного академического театра оперы и балета

имени Абая (руководители, хормейстеры).


3. Терминология:

  • Штрих – способ извлечения звука на инструменте или голосом.

legatoсвязно. Главная особенность штриха легато состоит в том, что соединение звуков происходит слитно, плавно. В дирижировании штрих выражается непрерывностью, округленностью движений и мягкой «точкой». При освоении штриха легато надо следить за тем, чтобы мягкость движения рук сочеталось с точностью перехода от одной метрической доли к другой. Легато чаще выполняется кистью в сочетании с предплечьем и плечом. При освоении данного штриха особенно важно постоянно сохранять мышечную свободу рук во всех сочленениях.

non legatoне связно

marcatoподчеркивая

staccatoотрывисто, легко. Штрих стаккато отличается твердой атакой и сокращенной длительностью звучания. В дирижировании это достигается коротким «замахом», острой «точкой» и быстрым «отражением». При овладении жестом стаккато особое внимание следует обратить на характерное движение кисти, которое заключается в мгновенном отскоке от «точки».

  • Аккомпанемент (франц. accompagnement – сопровождение) сопровождение хорового пения звучанием какого-либо инструмента (рояля, органа, баяна и др.) или оркестра. В хоровой партитуре обычно встречаются аккомпанирующие голоса. Хоровой аккомпанемент может исполняться с текстом, а также на какой-либо гласный звук (чаще всего на «а») или с закрытым ртом. Обязанность дирижера управлять аккомпанементом, дополняющим, украшающим пение хора или солиста.

  • Динамика (греч. dynamis - сила) – совокупность явлений, связанных с громкостью - силой звучания. Динамические нюансы делятся на подвижные (crescendo, diminuendo) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые):

f (форте)сильно, громко

p (пиано)слабо, тихо

mf (меццо-форте)умеренно громко

mp (меццо-пиано)умеренно тихо

ff (фортиссимо)очень громко

pp (пианиссимо)очень тихо

crescendo (крещендо)постепенно усиливая звучность

diminuendo (диминуэндо)постепенно уменьшая звучность

sf (сфорцандо)внезапно громко (резкий акцент)

sp (субито пиано)внезапно тихо

  • Ауфтакт (нем. auf – над и лат.tactus – трогание, прикоснавение) – жест, показывающий исполнительскую задачу и точное время её выполнения (по Альхову).

  • Диапазон – общий объем звукоряда, выражающийся в расстоянии от самого нижнего до самого высокого верхнего его звука.

  • Камертон (нем. Kammer – комната, Ton - звук)источника звука (в виде металлической вилки, трубочки и др.), служащий эталоном высоты при настройке пения. Дирижеры обычно используют камертон в тоне «Ля». Имеются камертоны способные издавать все звуки гаммы, а также камертоны издающие трезвучия. Камертон изобрел в 1711 году Дж. Шор (Англия) тогда высота тона «Ля» составляла 420 герц (колебаний в сек.). Высота тона современного камертона составляет 440 гц.

  • Метроном (греч. metron - мера, nomos - закон) прибор для определения темпа. Усовершенствован венским мастером И.Н. Мельцелем (1816), отсюда иногда обозначение (М.М. – метроном Мельцеля).Отсчет тактовых долей производится при помощи маятника с передвижным грузиком и шкалы с делениями и числами, указывающими число ударов маятника в минуту.

  • Жанр (франц. genre – род, тип, манера) вид произведения какого-либо искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилевыми признаками. В широком смысле этот термин применяют к оперной, симфонической, хоровой музыке. В узком смысле - к разновидностям этих основных разделов (например: хор, песня, миниатюра, обработка, переложение). Встречаются также синтетические жанры – симфония-кантата, поэма-кантата, прелюдия-кантата, оратория-поэма, гимн-марш и др.

  • Фактура (лат. factura – обработка, изготовление) конкретное оформление музыкальной ткани.

  • Гамма – звукоряд в пределах октавы.

  • Хор (от греч. choros – собирательное понятие)это собрание поющих в звучности, которых есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй, и художественные, отчетливо выверенные нюансы. (П. Г. Чесноков)

  • Однородный хор – хор, состоящий только из мужских, женских или детских голосов.

  • Мужской хор – хор состоящий из мужских голосов: теноров (1-е, 2-е, тенор-альтино), баритонов, басов, бас-профундо (октависты). Благодаря диапазону до 3-х октав и более обладает значительными исполнительскими возможностями.

  • Дирижер (от франц. diriger – управлять) руководитель коллективного исполнения музыки (оркестром, хором, ансамблем).

  • Тембр – окраска звука. Тембр зависит от различных сочетаний обертонов.

  • Регистр (лат. registrum – список, перечень) участок звукового диапазона музыкального инструмента или певческого голоса, занимающий определенное положение по высоте. В голосе различается грудной (нижний) или головной (верхний) регистр. У мужских голосов имеются 2 природных регистра: грудной и головной (фальцет); у женских – 3 регистра: грудной, смешанный, головной.

  • Дирижерская постановка – набор двигательных приёмов.

  • Затакт - неполная доля такта, предшествующая первой доле последующего такта. «Затактом» также называют один или несколько звуков в начале пьесы, которые записываются перед первой тактовой чертой.

  • Тональности до 2 знаков в сторону диезов и бемолей:

С dur, a moll, G dur (1#), e moll (1#), D dur (2#), h moll (2#)

F dur (1Ь), d moll (1Ь), B dur (2Ь), g moll (2Ь)


КОЛЛОКВИУМ

II курс, 1 полугодие
1. С. Казачков «Дирижерский аппарат и его постановка» Глава IV

«Элементарные вспомогательные упражнения по постановке

дирижерского аппарата» (стр. 82-90).
2. Развитие оперного жанра в Казахстане 3 этапа (стр. 3-5). Оперно-хоровое

творчество Е. Г. Брусиловский (стр. 5-10). Хоры в опере А. Жубанова и Л.

Хамиди «Абай» (стр.10-12). (учебник - Оперно-хоровое творчество

композиторов Казахстана Л. А. Айдарбекова).


3. Краткие биографические данные композиторов: Е.Г. Брусиловский, А.

Жубанов, Л. Хамиди.



4. Терминология:

  • Хормейстер (от хор и нем. meister — мастер, начальник) хоровой мастер, управляет (дирижирует) хором на репетиции во время разучивания новых и повторном исполнении старых хоровых партий.

  • Многоголосие – склад музыки, основанный на сочетании несколько самостоятельных голосов (полифония) или на соединении главного голоса – мелодии и аккомпанирующих голосов (гомофония).

  • Дивизии – временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов.

  • Строй – система звуковысотных отношений – интервалов. Различают два вида строя:

1) Мелодический строй (горизонтальный) – строй отдельной хоровой партии;

2) Гармонический строй (вертикальный) – строй всего хора.

  • Обертон (буквально высокий тон, высокий звук)призвуки, входящие в спектр музыкального звука. Обертоны образуются в результате колебания вибратора (струны воздушного столба)

  • Тесситура (итал. tessitura - ткань)высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента.

  • Цепное дыхание – специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания. Правило для певцов при цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше – в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до «истощения».

  • Цезура (от лат. caesura - рассечение) грань между частями музыкального произведения; исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается (в пении) сменой дыхания. Обозначается «галочкой»

  • Люфтпауза (нем. Luftpausa – воздушная пауза) небольшой перерыв звучания (не обозначается знаком паузы), применяемый для выделения начала новой части или фразы; обычно сопровождается неглубоким вдохом. Обозначается запятой – ,



  • Акцент (лат. accentus – ударение)выделение, подчеркивание звука или аккорда. В вокальной музыке также подчеркивание наиболее значительного по смыслу слова или слога при произнесении текста.

  • Тутти (итал. tutti – все) – исполнение музыки всем составом оркестра, хора.

  • Синкопа (греч. syncope - сокращение)перенесение сильной доли на слабую. Возникает из-за укорочения сильной доли и удлинения слабой доли.

  • Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста.

  • Ансамбль (франц. ensemble – вместе) – группа исполнителей вступающих одновременно. Виды ансамбля:

1) Частный ансамбль – ансамбль отдельной хоровой партии;

2) Половинный ансамбль – ансамбль однородных хоровых групп;

3) Неполный ансамбль – ансамбль разнородных хоровых групп;

4) Общий ансамбль – согласованность всех партий (хор);

5) Естественный ансамбльансамбль при равномерном использовании тесситурных условий (или все высоко, или все низко, или все голоса находятся в средних регистрах).

6) Искусственный ансамбльансамбль при неравномерном использовании тесситурных условий (т.е., когда одни партии поют высоко, другие низко).

7) Высотно-интонационный ансамбль – это полная слитность всех голосов хоровой партии между собой по высоте, без неё невозможен чистый обшехоровой строй.

8) Метроритмический ансамбль – единое ощущение темпа, метра и

ритма всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесении слов. В работе над этой формой ансамбля полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей, особенно в медленном темпе.

9) Динамический ансамбль – это уравновешенность по силе и громкости голосов внутри партии и согласованность интенсивности звучания хоровых партий при исполнении всего сочинения. Во многом динамический ансамбль зависит от точного выполнения динамических нюансов, представленных в партитуре, а также косвенно от осознания хором художественного замысла произведения и роли динамики в его воплощении.

10) Артикуляционный ансамбль – полное единство дикции (произношения) и штрихов при предельной ритмической дисциплине. Для его достижения важны: единая манера произношения гласных и согласных звуков, начала и окончания фраз, начала и снятия выдержанных звуков.

11) Тембровый ансамбль – один из наиболее тонких видов ансамбля. Трудно уровнять голоса по высоте, ритму, силе. Намного сложнее избежать тембровой пестроты. Тембровый ансамбль хоровой партии успешно осуществляется двумя способами:

1. Путем подбора певцов с похожими тембрами;

2. Путем стирания тембровых особенностей голосов, сведения их к звучанию, близкому инструментальному («дудочка»). Такой ансамбль называется однотембровым. На практике чаще ограничиваются достижением элементарной слитности. Во имя, которой приносится в жертву тембровое богатство.


  • Фразировка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путём разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

  • Период – наименьшая из композиционных форм (обычно в виде завершенного полным кадансом музыкального построения), излагающая более или менее законченная мысль. Являясь одночастной простой формой, период подразделяется на предложения, фразы, мотивы.

  • Предложение – музыкальное построение, ограниченное кадансом, отличается от периода меньшими размерами, меньшей сложностью и завершенностью. Лишь изредка приобретает самостоятельное значение.

  • Фраза – относительно завершенная часть мелодии, темы. Композиторы часто используют «лиги» для обозначении фразировки в их музыке.

  • Мотив – наименьший музыкально-смысловой элемент.

КОЛЛОКВИУМ

II курс, 2 полугодие
1. С. Казачков «Дирижерский аппарат и его постановка» вместо заключения

«О самостоятельных занятиях по развитию дирижерской техники» (стр.

105-109).
2. История создания хоровой капеллы им. Б. Байкадамова (руководители).

(Методическая разработка – «Заслуженный коллектив Республики –

Казахская государственная хоровая капелла» 1939-1989 гг. Лебедев И. Б.,

Погодин С.М.)


3. Строение голосового аппарата (полость носа, полость рта, гортань (виды

хрящей), трахея, легкие, бронхи)


4 Терминология;

  • Гортань – начальный хряшевой отдел дыхательной системы у человека. Расположена между глоткой и трахеей, приводит воздух в трахею и выводит из неё. Участвует в образовании звуков, составляющих голос.

  • Трахея – дыхательное горло – часть дыхательных путей у человека расположена между гортанью и бронхами, впереди пищевода.

  • Диафрагма – грудобрюшная преграда.

  • Легкие – органы дыхания у человека. В легкие кислород воздуха переходит в кровь, а двуокись углерода из крови воздух. Легкие расположены в грудной полости. Состоит из 3-х долей в правом и 2-х в левом. Основу их образуют разветвляющая бронхи и бронхиолы, которые переходят в альвеолярные ходы с альвеолами, увеличивающими поверхность тела.

  • Голосовые связки – парные эластичные тяжи, заключенные в складки слизистой оболочки боковых стенок гортани при колебании голосовые связки и сужении голосовой щели образуются звуки, составляющие голос.

  • Виды и длинна голосовых связок – высота голоса зависит от длины голосовых связок. Если связки короткие, то частота их колебаний будет больше, и, соответственно, голос выше. Голосовые связки у женщин короче, чем у мужчин, поэтому их голос всегда выше.

Бас – 23-25 мм.

Баритон – 22-24 мм.

Тенор – 18-21 мм.

Контральто – 13-15 мм.

Меццо-сопрано – 18-21 мм.

Сопрано – 14-19 мм.



  • Фальцет (от итал. falso - ложный) один из регистров мужского певческого голоса (верхний), в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного; голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, в результате чего фальцет звучит слабо, бесцветно.

  • Резонатор – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающий ему силу и тембр. Резонанс возникает при совпадении частоты собственного тона с частотой звука.

  • Агогика (греч. agoge - движение)одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающиеся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма, при условии их сохранения в целом. Так например, устремление к кульминации может сопровождаться ускорением или, наоборот замедлением темпа. Ускорение должно, как правильно, уравновешиваться последующим замедлением.

  • Акколада – скобка прямая или фигурная, которая объединяет несколько нотных станов в партитуре.

  • Аппликатура (от лат. applico – прикладываю, прижимаю) – способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном интструменте.

  • Вольта (итал. volta, букв. – поворот, раз) в нотном письме обозначение, указывающее наповторение небольшого раздела музыкального произведения, каждый раз с иным окончанием, которое обозначается цифрами 1 и 2.

  • Аранжировка (франц. arranger – приводить в порядок, устраивать)

переложение музыкального произведения для хора, инструмента, облегченное или усложненное.

  • Пронация (лат. pronus – наклоненный вперед)– в анатомии вращение вперед и внутрь: у человека – вращение предплечья в локтевом суставе, при котором ладонь обращается вниз, а большой палец направлен внутрь.

  • Супинация (лат. опрокидывать) вращение предплечья в локтевом суставе, при котором ладонь обращается вверх, а большой палец направлен к наружи от срединно плоскости тела.

  • Тональности до 4 знаков в сторону диезов и бемолей:

A dur (3#), fis moll (3#), E dur (4#), gis moll (4#)

Es dur (3Ь), c moll (3Ь), As dur (4Ь), f moll (4Ь)



КОЛЛОКВИУМ

III курс, 1 полугодие

1. Л.Андреева «Методика преподавания дирижирования» -стр. 82-91

2. Хоры в опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» (стр.12-15). Оперно-хоровое

творчество С. Мухамеджанова (стр. 15-19). Оперно-хоровое творчество К.

Кужамьярова (стр. 19-23) (учебник – Оперно-хоровое творчество

композиторов Казахстана Л. А. Айдарбекова).


3. Краткие биографические данные композиторов: М. Тулебаев, С.

Мухамеджанов, К. Кужамьяров.

4. Хоровая музыка эпохи Возрождения.

а) культовые жанры: хорал, псалмы, мотет, stabat mater, miserere.

б) светские: баллада, фроттолла, вилланелла, мадригал. В творчестве каких

композиторов встречаются.


5. Дополнительные темповые обозначения:

  • assai - весьма

  • molto - очень

  • con motoс движением

  • comodoудобно (непринужденно)

  • non troppoне слишком

  • non tantoне столь

  • sempreвсегда

  • semplice – просто

  • mosso - оживленно

  • meno mossoменее повижно

  • piu mossoболее подвижно

  • poco - немного

  • poco a pocoмало помалу

  • quasi – как бы

6. Терминология:



  • Ауфтакт – это жест, предваряющий момент исполнения каждой из долей такта, по временной продолжительности равный длительности определенной доли. Ауфтакт несёт в себе:

1) Дыхание

2) Темп


3) Динамику

4) Характер звука (штрих)



5) Образную конкретность
Временная длительность ауфтакта равна одной счетной доли тактирования. Одна счетная доля тактирования равна единице дирижерского жеста.

  • Хор – более или менее многочисленная группа певцов, исполняющая вокальное-произведение (Г.А. Дмитриевский).

  • Хор – коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении (В.Г. Соколов).

  • Хор – певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или a’cappella. (Н.В. Романовский).

  • Артикуляция – способ исполнения звуков на инструменте или певческим голосом. В пении с применением органов речи при произношении того или иного звука, речи и со способами использования голосового аппарата.

  • Атака – самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука. Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться. Бывает три вида атаки звука: 1) твердая; 2) мягкая

3) придыхательная
Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.
Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.

  • Вокальная позиция – наличие в тембре достаточного количества высокочастотных обертонов делает звук более ярким, звонким, светлым, полетным, то есть высоким по позиции. При недостатке высокочастотных обертонов он при той же абсолютной высоте воспринимается как более глухой, низкий.


КОЛЛОКВИУМ

III курс, 2 полугод

2. Понятие строй. (Учебник П. Чесноков «Хор и управление им»,

Романовский «Принципы работы над строем»).
3. Оперно-хоровое творчество Е. Рахмадиева (стр.23-27). Оперно-хоровое

творчество Г. Жубановой (стр. 27-35). (Учебник – Оперно-хоровое

творчество композиторов Казахстана Л. А. Айдарбекова).
4. Краткие биографические данные композиторов: Е. Рахмадиев, Г.Жубанова.

5. Термины ускорения, замедления и возврата темпов



  • ritenuto - замедляя

  • ritardandoопаздывая, постепенно замедляя

  • rallentando - замедляя

  • allargandoрасширять

  • accelerando - ускоряя

  • stringendo - ускоряя

  • strettoсжато (отсюда ускоренно)

  • a tempoв темпе (возврат в предыдущий темп)

  • tempo Iв первоначальном темпе

6. Терминология:

Первоначально консерватории назывались городскими приютами для детей сирот в Италии, где их обучали музыке. Первая консерватория была основана в Неаполе (Италия) в 1537 г.

В России первая консерватория была открыта в Санкт-Петербурге в 1862 г. А. Рубинштейном, затем в Москве в 1866 г. Н. Рубинштейном.

Алматинская консерватория была открыта в 1944 г.


  • Опера – вид музыкально-театрального искусства, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16-17 вв.

  • Балет – искусство театрального танца. Спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

  • Симфония – крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра. Ведущий жанр оркестровой музыки сформировавшийся в середине 17 века. Классический облик симфония приобретает у представителей Венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Принцип построения:

1-я часть – в быстром темпе (аллегро) иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;

2-я часть – в медленном движении, в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты (сложной трёхчастной), реже в сонатной форме;

3-я часть – менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;

4-я часть – в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

  • Оратория – монументальное произведение для хора, оркестра и певцов-солистов, опирающееся на определенное сюжетное содержание и предназначенное для концертного исполнения.

  • Ария – законченный по построению эпизод, номер, исполняется одним певцом с сопровождением оркестра. Драматический раздел оперы.

  • Ариетта – небольшая ария, песенка.

  • Ариозо – небольшой вокальный номер в опере, напевный речитатив.

  • Песня – наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический образ с музыкальным. Существуют: народные песни, профессиональные, революционные, хоровые. По происхождению: крестьянские, городские, бурлацкие, солдатские, детские. По складу: одноголосные, многоголосные. По формам исполнения: коллективные, сольные, хоровые, ансамбль.

  • Гимн – торжественная, хвалебная песня. Существуют гимны государственные, революционные, религиозные и т.д. Государственные гимны, являясь музыкальной эмблемой государства, имеются во всех странах.

  • Канон (греч. kanon – правило, образец) многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого; иначе – каноническая имитация.

  • Кант (от лат. cantus – пение, песня) песня-гимн религиозного содержания.

  • Кантата – произведение торжественного пения или лирико-эпического характера, имеющее несколько частей, выполняется солистами, хором и оркестром.

  • Тональности до 6 знаков в сторону диезов и бемолей

H dur (5#), gis moll (5#), Fis dur (6#), dis moll (6#)

Des dur (5ь), b moll (5ь), Ges dur (6ь), es moll (6ь)



КОЛЛОКВИУМ

IV курс, 1 полугодие

  1. Л. Андреева «Методика преподавания хорового дирижирования»

Стр.94-101.

2. Дать определение музыкальных жанров – «Messa», «Requiem». Название

частей и их перевод. Отличительные особенности мессы и реквиема. В

творчестве каких композиторов встречается жанр «Messa» и «Requiem».

3. Дикция и орфоэпия в пении хоровых произведений, (курс лекций -

«Хороведение и методика работы с хором»).

4. Основы методики преподавания предмета «Музыка в

общеобразовательной школе:

1) Система музыкального воспитания З. Кодая.

2) Система музыкального воспитания К. Орфа.

3) Музыкальная программа Д.Б. Кабалевского, 1981 год (три принципа).

4) Программа по музыке Ш.Б. Кульмановой.

5) Музыкальная программа «Елим-ай», автор М.Х. Балтабаев.

6) Музыкальная программа «Мурагер», авторы А. и С. Раимбергеновы

(Курс лекций – «Методика детского музыкального воспитания»).

5. Таблица темпов



Медленные темпы

  • Grave – тяжело

  • Largo - широко

  • Lentoпротяжно

  • Adagioмедленно


Умеренные темпы

  • Andante – не спеша (в темпе обычного шага)

  • Andantinoскорее чем «Andante», но медленнее чем «Allegretto»

  • Sostenutoсдержанно

  • Tranquilloспокойно, безмятежно

  • Moderatoумеренно

  • Allegrettoоживленно, медленнее чем «Allegro»


Быстрые темпы

  • Allegro – скоро (весело, радостно)

  • Vivo – живо

  • Vivace – живее

  • Presto – быстро

  • Prestissimo – быстрее

6. Дополнительные темповые обозначения:

  • assai - весьма

  • molto - очень

  • con motoс движением

  • comodoудобно (непринужденно)

  • non troppoне слишком

  • non tantoне столь

  • sempreвсегда

  • semplice – просто

  • mosso - оживленно

  • meno mossoменее повижно

  • piu mossoболее подвижно

  • poco - немного

  • poco a pocoмало помалу

  • quasi – как бы

7. Термины ускорения, замедления и возврата темпов

  • ritenuto - замедляя

  • ritardandoопаздывая, постепенно замедляя

  • rallentando - замедляя

  • allargandoрасширять

  • accelerando - ускоряя

  • stringendo - ускоряя

  • strettoсжато (отсюда ускоренно)

  • a tempoв темпе (возврат в предыдущий темп)

  • tempo Iв первоначальном темпе

8. План работы с хором над хоровой партитурой:

Г.А. Дмитриевский – Хороведение и управление хором.



ГЛАВА VI. РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРА НАД ПАРТИТУРОЙ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

§ 1. ИЗУЧЕНИЕ ПАРТИТУРЫ ДИРИЖЕРОМ

 Прежде, чем приступить к разучиванию хорового произведения с хором, дирижер должен сам хорошо изучить это музыкальное произведение.


Он должен отчетливо представить себе все этапы, которые он пройдет, работая над партитурой, от выучивания нотного и литературного текста до момента исполнения его на эстраде.
Работа дирижера над партитурой хорового произведения, следовательно, имеет два периода: первый — предварительное изучение партитуры дирижером лично и второй — разучивание данного произведения с хором.

Чтобы усвоить музыку изучаемого произведения, нужно не только знать музыкальный и литературный текст произведения. Весьма полезно познакомиться также с творчеством данного композитора (а если это народная песня, то и с песенным творчеством данного народа). Необходимо усвоить стиль, приемы письма и творческое направление автора изучаемого произведения, ознакомиться с историческими данными об авторах как музыки, так и текста.


К музыкально-теоретическому анализу произведения следует переходить лишь после детального изучения его литературного текста.

Музыкально-теоретический анализ должен включать следующее: нужно сделать музыкально-тематический разбор произведения и установить связь его музыкального и литературного текстов, разобрать его музыкальную форму, ладотональный план, метр и ритм. Определить темп или темпы, подробно познакомиться с гармонией и голосоведением, установить цезуры между музыкальными фразами и т. д.


После этого музыкальное произведение следует изучить с вокально-хоровой точки зрения.
Вокально-хоровой анализ должен коснуться всех сторон произведения. Сюда относится: изучение вокальных особенностей каждой партии — объем, диапазон, тесситура, степень использования каждого голоса, трудности интонирования со стороны интервальной или ритмической. Надо проверить фразировку со стороны дыхания и сделать нужные обозначения в голосах партитуры. Разобрать литературный текст со стороны его вокальности и дикции. Определить тип ансамбля между хоровыми партиями как со стороны технической (тесситурные условия), так и со стороны музыкальной (значение партии по музыкально-тематическому материалу) и т. д.

Словом, данная хоровая партитура должна быть разобрана настолько подробно, чтобы были предусмотрены все ее вокально-хоровые особенности.


Когда будет сделан музыкально-теоретический и вокально- на столько подробно, чтобы были предусмотрены все ее во-художественного исполнения произведения, продумать содержание литературного текста и его связь с музыкой, установить темпы, динамические оттенки, приемы исполнения, продумать музыкальную фразировку в связи с фразой литературного текста, определить приемы дирижирования и т. д. И, наконец, дирижер должен составить план репетиций по разучиванию данного произведения с учетом их количества и содержания.
Этим заканчивается изучение партитуры дирижером и наступает период разучивания произведения хором.

 § 2. РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


С ХОРОМ

 Этот период можно разделить в основном на две фазы. Первая фаза — это «выучка» произведения с хором со стороны технической: разучивание нотного и литературного текста, работа над чистотой интонации, четкостью ритма, дикцией, звуком, ансамблем и т.д.

Вторая фаза — это работа с хором в художественном плане, освоение произведения хором как художественного целого. Это — фаза творческой работы как дирижера, так и коллектива. Если первую фазу можно как-то расчленить по отдельным звеньям работы, то художественный период в работе над произведением совершенно нельзя разбить на какие-то разделы. Не следует, однако, думать, что фаза технического разбора и фаза художественной работы могут быть разделены механически. Нельзя, проработав произведение с технической стороны, отбросить эту сторону в период художественной обработки произведения, и, обратно, в период технического изучения — забыть о содержании произведения, Это было бы совершенно неправильно.

Предложенное расчленение на техническую и художественную фазу дается лишь для того, чтобы указать, на что следует обратить внимание на данном этапе разучивания произведения с хором.


Отсюда и роль дирижера на хоровых репетициях и его приемы дирижирования в различных фазах изучения произведения с хором не одинаковы.

В фазе технического освоения произведения в работе дирижера преобладает педагогическая сторона его деятельности. Дирижер, как хороший педагог, выучивает музыку с коллективом певцов. Поэтому и дирижирование его будет отличным от того, какое он будет применять в дальнейшем — в фазе художественной работы и в момент исполнения этого произведения на эстраде.


В фазе художественной работы у дирижера преобладает исполнительская сторона его дарования. Он, как режиссер, «ставит музыкальную пьесу». Поэтому и приемы дирижирования его будут такими, какими дирижер будет управлять исполнением произведения на эстраде.

Завершением всего сложного процесса работы над партитурой является исполнение произведения на эстраде перед аудиторией слушателей, в котором и дирижер и хоровой коллектив выступают в качестве исполнителей.

 § 3. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДИРИЖЕРА НАД ПАРТИТУРОЙ
 А. Изучение партитуры дирижером
1) Анализ содержания литературного текста, на который написана музыка хорового произведения. Исторические сведения об авторах музыки и текста.
2) Анализ музыки и музыкально-теоретический разбор произведения.
Музыкальная форма, музыкальные темы, ладотональный план, метр, ритм, темпы (агогика), динамика, интервалика, гармония, голосоведение, музыкальная фраза в связи с фразой литературного текста и т. д.
3) Анализ вокально-хоровой. Тип и вид хора— однородный, смешанный, на сколько голосов. Ансамбль.
Строй (интонирование), диапазон каждой партии, степень использования каждой партии и тесситура, особенности дыхания, характер звука, вокальность текста и особенности дикции и т. д.
4) План художественного исполнения. Музыкальная фразировка и связь текста с музыкой. Приемы дирижирования.
5) Составление плана хоровых репетиций и метода их проведения.

Б. Разучивание музыкального произведения с хором
1) Вступительная беседа о композиторе, о его жизни, творчестве и данном музыкальном произведении.
Краткое сообщение об авторе литературного текста.
2) Технический  разбор  произведения:
а) раздельно по голосам каждой партией (если занятия можно организовать в разных помещениях одновременно, или занимаясь с каждой партией в специально отведенное время);
б) группами: мужской и женской или сопрано с тенорами в одной группе, альты с басами в другой (такое деление зависит от фактуры произведения); в) на общем хоре по отдельным закопченным музыкальным построениям (порядок прохождения партий на общем хоре также зависит от фактуры музыкального произведения).
3) Работа над строем и ансамблем.
4) Работа над дикцией. Чтение текста с хорошей артикуляцией в ритме музыки под дирижирование. Проработка отдельных построений, слогов и слов в целях выработки ясной дикции. Связь проработанного с пением.
В течение всех занятий необходимо следить за качеством звука поющих и не допускать крикливого пения. Правило — экономить голосовые средства—должно всегда иметь в виду при работе с хором, особенно в период технического разбора произведения.

В. Работа с хором в художественном плане
1) Художественная обработка произведения. Разбор с хором содержания литературного текста в целях осознания художественных задач в исполнении.
2) Установление плана художественного исполнения на основе синтеза содержания литературного и музыкального текстов: динамические оттенки, темп (темпы), характер звука, нюансировка отдельных партий, звуковое равновесие, музыкальная фразировка в целом.
3) Генеральные репетиции (не менее двух) и исполнение разученного произведения на
эстраде.

Задача 1. Разберите партитуры двух хоровых произведений, намеченных вами к разучиванию с хором, и опишите процесс вашей личной предварительной подготовки, как дирижера. Описание должно содержать: а) анализ литературного текста; б) музыкально-теоретический разбор партитур; в) вокально-хоровой разбор партитур; г) план художественного исполнения произведения.


Задача 2. Составьте план репетиционных занятий по разучиванию намеченных вами к исполнению хоровых произведений (см. задачу 1) с подробным указанием содержания каждой из репетиций.
Задача 3. Заведите дневник хоровых занятий по разучиванию намеченных по задаче 1 произведений, занесите в него весь процесс выполнения намеченного плана. Когда произведения будут готовы к исполнению их на эстраде, сопоставьте данные предварительного плана и дневника. Установите расхождения в них и объясните их причину.
Каталог: storage -> pck
storage -> Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература: современное эстрадное и джазовое искусство»
storage -> ""Имя прилагательное" 6 класс
storage -> Русскийenglishقازاقشا中文 Международное Информационное Агентство
storage -> Отчет о реализации Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы
storage -> Учебно-методический комплекс риц тгаки тюмень 2007 в оформлении обложки использована работа Натальи Леонтьевой
storage -> Объекты недвижимости находящиеся в пользовании
pck -> В структуре ппцк «Струнные инструменты» являюсь зав. Умс
pck -> Литература по дисциплине «Методика преподавания эстрадного пения» С. Я. Лемешев "Путь к искусству", М. 1974 г