Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 класс




страница1/2
Дата05.07.2017
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2


Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной 2009г.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

Плановых уроков: на изучение произведений в классе – 50



  • внеклассное чтение – 6

  • развитие речи – 8

  • тесты - 4



Четверть

Внеклассное чтение

Развитие речи

Тесты

1




2




2

2

5

1

3

2

1

2

4

2




1

Календарно-тематическое планирование

урока


Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашняя работа

Дата проведения

План

Факт

1.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Изучение нового материала

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал



- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?



Прочитать «Слово о полку Игореве»







Из древнерусской литературы


2.

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы


Изучение нового материала

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.


Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.


Выразительное чтение отрывков







3.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Изучение нового материала

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

Письменно доказать, что «Слово…» - воинская повесть







4.

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

Комбинированный урок

Знать: жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.




Сопоставительные характеристики героев







5.

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения


Комбинированный урок

Знать: нрав­ственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?

Ответить на вопрос «Как проявляется в золотом слове Святослава идея произведения?»







6.

Поэтическое искусство автора в «Слове…»


Комбинированный урок

Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».

Анализ образа ав­тора. Почему мож­но сказать, что ав­тор - патриот? До­казать это приме­рами из текста.




Выразительное чтение «Плача Ярославны»







7.

Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»


Развитие речи

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.

Уметь комментировать и анализировать эпизод.

Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.

Наизусть «Плач Ярославны»







8.

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»


Развитие речи

Знать текст произведения, его художественные особенности.

Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая

и превращая в связный текст.



Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению.

сочинение







Русская литература ХVIII века (9ч.)

9.

Характеристика русской литературы ХVIII века


Изучение нового материала

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.


Ст. учебника о Ломоносове – конспект, пересказ







10.

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка


Изучение нового материала

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?


Выразительное чтение стихов по выбору







11.

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.


Комбинированный урок

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Уметь назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.










12.

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).


Изучение нового материала

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?


Ст. учебника о Державине – конспект, пересказ







13.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).


Комбинированный урок

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.


Выразительное чтение стихотворения







14.

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.




Изучение нового материала

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

Сжатый пересказ главы «Любани»







15.

А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.


Комбинированный урок

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.


Ст. учебника о Карамзине – конспект, пересказ







16.

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.


Изучение нового материала


Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.


Прочитать «Бедная Лиза»







17.

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.


Комбинированный урок


Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?



Ст. учебника о Жуковском – конспект, пересказ







Из русской литературы I половины ХIХ века (3ч.)

18.

Золотой век русской литературы (обзор)


Изучение нового материала


Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

Выразительное чтение ст. Жуковского по выбору







19.


В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.


Изучение нового материала


Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.


Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?

Чтение баллады «Светлана»







20.

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

Комбинированный урок


Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

Статья учебника о Грибоедове







А.С.Грибоедов «Горе от ума» (5+3р.р.)

21.

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.


Изучение нового материала


Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Прочитать 1 действие комедии, выписать крылатые выражения







22.

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».


Изучение нового материала


Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

Прочитать 2 действие и выписать крылатые выражения, выразительное чтение наизусть монолога Чацкого или Фамусова







23.

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии


Комбинированный урок


Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

Прочитать 3 действие и выписать крылатые выражения







24.

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия


Комбинированный урок


Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

Прочитать 4 действие и выписать крылатые выражения







25.

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия


Комбинированный урок


Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

Письменный ответ на вопрос «Как я понимаю смысл названия комедии?»







26.

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой


Развитие речи

Знать основные положения статьи.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)


конспект







27-28.

Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»


Развитие речи

Знать содержание комедии.
Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение


Статья учебника о Пушкине







Каталог: graffiti
graffiti -> Программа по учебному предмету «Музыкальная литература»
graffiti -> Граффити новый облик городов
graffiti -> Страница из проекта «Люби и знай свой край» Заочная экскурсия на 29 Купринский праздник
graffiti -> Рабочая программа по искусству родного края за курс 8 класса
graffiti -> Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Костромской области в 2010 – 2011 учебном году содержание билеты для проведения государственной (итоговой)
graffiti -> Образовательная программа основного общего образования мбоу «Пролетарская сош» Троицкий район
  1   2

  • Календарно-тематическое планирование
  • Из древнерусской литературы
  • Русская литература ХVIII века (9ч.)
  • Из русской литературы I половины ХIХ века (3ч.)
  • А.С.Грибоедов «Горе от ума» (5+3р.р.)