Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» по программе Д. Б. Кабалевского для 4 класс




страница1/4
Дата30.05.2017
Размер0.6 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

по программе Д.Б. Кабалевского для 4 класса



Учитель: Клепцина Наталья Григорьевна
Пояснительная записка

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки в 4 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций обучающихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

  • обогащение первоначальных представлений обучающихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);

  • развитие ассоциативно-образного мышления обучающихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторская программа Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);

  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:



  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Метод создания «композиций»;

  • Метод игры;

  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.


Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.

  • .

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Определять средства музыкальной выразительности;

  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).

  • Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  • CD «Учимся понимать музыку»( Кирилла и Мефодия)

  • CD «Волшебная флейта» обучающая игра.

  • Энциклопедия искусств

  • CD «Музыкальный класс» обучающая программа;

  • Интернет-ресурсы.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные и диагностические материалы

1.

«Музыка моего народа»

9 ч.

Урок-обобщение

2.

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»

7 ч.

Урок-обобщение

3.

«Между музыкой разных народов мира нет

непереходимых границ»

10 ч.

Урок-обобщение

4.

«Композитор-исполнитель-слушатель»

9 ч.

Урок-обобщение




Итого:

35 ч.




Предварительные замечания

Благодаря расширению рамок темы «Музыка моего народа» становиться возможным включение большего количества музыкальных

произведений для различных видов музыкальной деятельности обучающихся. Произведения берутся не только из предлагаемого списка музыкального материала, но и из репертуара программ последующих классов (золотого фонда русской музыки) с целью более углублённого знакомства с ними в вредней школе.

При изучении темы «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ», как было предложено в предыдущих изданиях программы, становится возможным знакомство с музыкой народов, соседствующих с Россией, а также народов европейских стран, Африки, Америки. Важно, чтобы в процессе прохождения темы второго полугодия обучающиеся поняли, насколько богата и многообразна музыкальная культура разных стран и народов.

Тема «Композитор-исполнитель-слушатель» проходит теперь сквозной линией в обеих темах программы IV класса, что даёт возможность в течение года постепенно из урока в урок обобщать первоначальные представления и знания, обучающихся о творчестве ряда композиторов-классиков, их сочинениях и их исполнителях, о народной музыкальной культуре разных стран; стимулирует формирование умений и навыков в области музыкального восприятия (слушание музыки; хоровое, ансамблевое, инструментальное, вокально-инструментальное музицирование).

4 класс

I четверть «Музыка моего народа»



урока



урока

Тема урока

Музыкальный материал

Наглядный материал

Дом. задание

1

1

Музыка народная и композиторская

«Гимн РФ «А. Александров, С. Михалков; «Вниз по матушке по Волге» (р.н.п.);

Гимн, флаг и герб РФ, портреты композиторов




2

2

Настроения, чувства, мысли и характеры людей

Вариации «Вниз по матушке по Волге» А. Даргомыжского; «Светит месяц» (р.н.п).







3

3

Настроения, чувства, мысли и характеры людей

Главная мелодия 1-й части Третьего концерта для ф-но с оркестром» С. Рахманинов; «Тонкая рябина» (р.н.п), «Во кузнице» (трио рожечников).




Сочинить частушку о школе.

4

4

Особенности русской народной частушки

«Плясовые наигрыши»; «Воронежские частушки» В. Викторов; «Озорные частушки» Р. Щедрин.

Портреты композиторов

Диск.


Сообщение. Русские народные инструменты (на выбор уч-ся)

5

5

Новые характеры русской народной музыки

«Со вьюном я хожу» (р.н.п.); «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.); «Эй, ухнем!» (р.н.п.); «Урожайная» И. Дунаевский.

Картина Репина «Бурлаки»,

Т. Яблонской «Хлеб».






6

6

Кантата и неизвестные авторы р.н.п.

Шёл ленинградский паренёк (р.н.п); «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский».







7

7

Музыка ВОВ

Фрагмент поэмы «Василий Тёркин» А. Твардовский.







8

8

Подвиг русских людей

«Новороссийские куранты» Д. Шостакович; «Ария Сусанина». Хор «Слався» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.

Портреты композиторов




9

9

Обобщение темы 1-й четверти

Народная музыка – зеркало жизни народа.









II четверть «Между музыкой моего народа

и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»



урока



урока

Тема урока

Музыкальный материал

Наглядный материал

Дом. задание

10

1

Музыка Закавказья, Молдавии и Украины

«Молдовеняска» и «Лезгинка»; «Веснянка» (укр.нар. песня); Первый концерт для ф-но с оркестром П. Чайковский.

Портрет композитора

Сообщения. Обычаи, обряды, традиции народов , нац. Костюмы (на выбор уч-ся)

11

2

Музыка России и Украины

«Ревёт и стонет Днепр широкий» Д. Крыжановский, «Песня о Днепре» М. Фрадкина.







12

3

Близость русской, украинской и белорусской музыки

Первый концерт для ф-но с оркестром П. Чайковский; Вариации на тему «Перепёлочки».







13

4

Музыка Армении

«Бульба» (укр.нар песня); «Колыбельная» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна.







14

5

Музыка Армении и Узбекистана

«Русская пляска» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна; «Мавриги» (узбекская нар. песня-танец).







15

6

Музыка Латвии и Литвы

«Вей ветерок» (латышская нар. песня); Пролог и фрагмент 2-й части кантаты «Не смейте трогать голубой глобус» Э. Бальсиса.







16

7

Урок-обобщение пройденного материала за четверть

Повторение пройденного материала за четверть







III четверть

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»



урока



урока

Тема урока

Музыкальный материал

Наглядный материал

Дом. задание

17

1

Музыка США и Норвегии

«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина; «Заход солнца» Э. Григ.

Презентация «Путешествие по странам мира




18

2

Музыка России и Германии

«Осеняя пе6сня» П. Чайковский; Вариации на русскую тему «Камаринская» Л. Бетховен; «Баркарола» июль Чайковский.

Портрет композитора




19

3

Музыка Венгрии и Чехии

«Полька» (чешская нар. песня); «Чардаш» З. Кодая

Презентация «Путешествие по странам мира




20

4

Музыка Италии и России

«Летите, голуби» И. Дунаевского; «Венецианская ночь» М. Глинка; «Песня итальянских пианеров» «Санта-Лючия.

Портрет композитора




21

5

Музыка Франции

Вариации на тему французской песни В. Моцарт.







22

6

Музыка Японии

«Катюша» М. Блантер; Вариации на японскую тему Д. Кабалевский; «Вишня» (яп.нар.песня).







23

7

Музыка Африки

«Урок в школе», «Танец чёрных», сцена грозы балет «Тропою грома» Кара Караев







24

8

Музыка Польши

«Жаворонок» (польск. Нар. песня); «Музурка №47, 43» Ф. Шопен







25

9

Музыка Австрии

«Рондо в турецком стиле» В. Моцарта







26

10

Обобщение материала за четверть

Музыкальная викторина







IV четверть «Композитор-исполнитель-слушатель»



урока



урока

Тема урока

Музыкальный материал

Наглядный материал

Дом. задание

27

1

Музыка

В.А. Моцарта



«Симфония №40» 1ч. В. Моцарта; «Саира» (франц. нар. песня).







28

2

Музыка В. Моцарта

Рондо в турецком стиле







29

3

Музыка

Л. Бетховена



Фрагмент 2-й части Четвёртой сонаты Л. Бетховен







30

4

Музыка Ф. Шопена

«Прелюдия №15» Ф. Шопен







31

5

Музыка

И. Дунаевского



«Улица-хмурится» (попевка-скороговорка); «Марш весёлых ребят» И. Дунаевского







32

6

Кантата Д.Кабалевского

«Песня утра, весны и мира»







33

7

Обобщение тем четверти

Слушание и исполнение музыки по выбору учащихся и учителя







34-35

8-9

Обобщение тем года

Слушание и исполнение музыки по выбору учащихся и учителя









Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

по программе Д.Б. Кабалевского для 5 класса

Учитель: Клепцина Наталья Григорьевна
Предварительные замечания

Программа музыкальных занятий в V классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.



Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Задача педагогического работника заключается в том, чтобы научить обучающихся читать книжки не только глазами, но и «вслушиваться» в них, помочь обучающимся понять, что не будь музыки, не было бы очень многого и в литературе. Надо, чтобы обучающиеся задумались над тем, что не только писатель, поэт помогает музыке, но и музыкант, композитор помогает поэзии, литературе.

Второе полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь нужно прежде всего, чтобы обучающиеся почувствовали, что у каждого из них есть не только внутренний слух (то есть способность внутри себя, мысленно услышать музыку, которая на самом деле в данный момент не звучит), но и внутреннее зрение ( то есть способность внутри себя, мысленно увидеть то, чего глазами в данный момент не видно). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он не работал.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные и диагностические материалы

1.

«Что стало, бы с музыкой, если бы не было литературы»

9 ч.

Урок-обобщение

2.

«Что стало бы с литературой, если бы на было музыки»

7 ч.

Урок-обобщение

3.

«Можем ли мы увидеть музыку»

10 ч.

Урок-обобщение

4.

«Можем ли мы услышать живопись»

9 ч.

Урок-обобщение




Итого:

35 ч.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»
  1   2   3   4