Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кафедра церковно-исторических дисциплин




страница1/20
Дата06.07.2018
Размер3.04 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Московский Патриархат

Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия


Кафедра церковно-исторических дисциплин


на правах рукописи


священник Алексий Колчерин

Архив Н.И. Ильминского как источник

по истории просвещения и христианизации

инородческого населения России



Диссертация


на соискание ученой степени

кандидата богословия

научный руководитель:

профессор Базиленко И.В.,

доктор исторических наук,

кандидат богословия



Санкт-Петербург


2010
Оглавление:

Введение………………………………………………………………………...3


Глава I. 1. Миссионерско-просветительская система

Н.И. Ильминского…………………………………………………………….22

2. Фонд №968 Национального Архива Республики Татарстан…..….…….51
Глава II. Корреспонденты Н.И. Ильминского…………………..…………..61
Глава III. Содержание писем и персоналии корреспондентов……………112
Заключение…………………………………………………………………...164

Список источников и литературы…………………………………………..170


Приложение I. Исследование фонда №968

Национального Архива Республики Татарстан………….….……………..174


Приложение II. Избранные письма………………………………………....244

Введение

Ильминский Николай Иванович (1822 – 1891) – профессор Казанской Духовной Академии и Казанского Государственного Императорского Университета, педагог, православный миссионер, ученый-востоковед, неустанный труженик на поприще народного просвещения. Труды Ильминского ставят его в один ряд с выдающимися личностями не только Поволжья, но и всего нашего Отечества. Он существенно продвинул миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви во второй половине XIX столетия, сформировал свою знаменитую педагогическую систему, повлиял на форму просвещения нерусского населения России, явился инициатором возникновения национальных интеллигенций кряшен (крещеных татар), чувашей, черемисов (марийцев), мордвы, вотяков (удмуртов).

Неисследованным материалом по описанию личности и профессиональной деятельности Николая Ивановича, по большей своей части, остается личный архив. В письмах содержится ценнейший материал по истории миссии в Казанском крае, по истории народного просвещения инородцев и развития педагогики в общегосударственном значении, краеведческие данные. Мы взяли на себя смелость разобрать и систематизировать письменный архив, что предполагает объединение родственных наук – истории, источниковедения, миссиологии, этнографии, педагогики, социологии, культурологии.

Актуальность темы. Исследование направлено на получение новых данных по истории миссионерства Русской Православной Церкви, по истории педагогики и просвещения нерусского населения России, формирования самобытных этнических образований со своими уникальными культурами, письменностью, литературой, появлением национальных интеллигенций, а также неизвестных ранее биографических сведений о Николае Ивановиче Ильминском. Полученные результаты обеспечивают продвижение ведущихся исследований по Истории христианства в Казанском Крае, в частности истории христианизации нерусского населения региона. Предоставляется документальное подтверждение роли Ильминского в миссионерских и просветительских процессах. Работа призвана стать частью проводимых силами научно-исследовательских светских и церковных учреждений фундаментальных этнографических и культурологических исследований по истории кряшен, чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы, киргизов и других народностей, их религиозной принадлежности и самобытности. Также исследование способно дополнить сведения о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви во второй половине XIX – начале XX столетий – пожалуй, последнем, на данный момент, столь масштабном миссионерском проекте, привнесшем в число православных христиан России большое количество верующих.

На сегодняшний день актуальность исследования проявляется также в накоплении сведений по истории кряшен, принятии ими Православия, возникновения алфавита, основанного на кириллице, самобытности их культуры и языка – в контексте искусственного слияния кряшен с нацией татар и, отчасти, исламизацией, проводимыми татарскими учеными и общественными деятелями.



Цель исследования состоит в изучении неопубликованного архивного материала и применении его для продвижения церковно-исторической науки. В этой связи представляется важным решить следующие исследовательские задачи:

- изложить биографию Н.И. Ильминского, его научно-практическую деятельность в качестве православного миссионера и педагога;

- изучить религиозную и культурологическую обстановку во второй половине XIX столетия среди инородческого населения России, историю этих народов, опыт взаимоотношений с русской нацией;

- раскрыть значение проводимой миссионерско-просветительской работы Н.И. Ильминским и его сотрудниками, актуальность его педагогической системы;

- проанализировать современное религиозно-культурное состояние нерусских национальностей – наследников миссионерско-просветительской системы Ильминского;

- изучить и описать письма Николаю Ивановичу Ильминскому, хранящиеся в Национальном Архиве Республики Татарстан; составить справочное пособие по выявленным материалам для использования данных в дальнейших исследованиях;

- составить список корреспондентов Ильминского, по возможности, определить национальную принадлежность, социальное положение, уровень образования, степень участия в деле миссионерства и просвещения, характер личных взаимоотношений для каждого из них; составить биографические описания корреспондентов;

- предоставить наиболее характерные письма, демонстрирующие положения миссионерской работы, переводческой и издательской деятельности, функционирования национальных школ и приходов, личные отношения к Ильминскому со стороны его корреспондентов.



Объектом изучения стал процесс миссионерства и просвещения среди инородцев Казанского Края, проводимый под руководством Ильминского во второй половине XIX столетия. Педагогическая система Николая Ивановича, формирование литературных языков, переводческая и издательская деятельность, открытие двухуровневой системы образования явились основополагающим принципом в деле сознательного принятия кряшенами, чувашами, марийцами, удмуртами, мордвой и многими другими народами христианства, а также появлению национальных интеллигенций – ученых, врачей, писателей, учителей, священнослужителей. Все это помогло сохранить культурную, языковую самобытность народов.

Предметом изучения явилось эпистолярное наследие архива Николая Ивановича Ильминского, а также материалы, повествующие о самой системе Ильминского и о деятелях миссионерства и просвещения среди нерусского населения. В письмах раскрываются события, мотивы, настроения участников процесса. Как наименее изученная часть документов того времени, письма способны открыть неизвестные ранее факты, аргументировать известные события, дать объяснения происходящим процессам и взаимоотношениям между людьми.

Хронологические рамки исследования охватывают годы профессиональной деятельности Н.И. Ильминского с конца 1840-х годов до его кончины в 1891 году, всего порядка 40 лет. В эти годы Ильминский стал видным ученым, сформулировал задачи православного миссионерства и народного просвещения в отношении инородцев, положил начало литературным языкам и переводам Священного Писания, богослужебных и просветительских книг, сформировал педагогическую систему. В указанный период происходит переписка Николая Ивановича с другими деятелями Церкви и народного просвещения, со своими учениками и соратниками.

Территориальные рамки исследования обусловлены местами распространения системы христианского просвещения, проводимого Н.И. Ильминским, и составляют, кроме границ Казанского Края, еще территорию Алтайской миссии, другие места проживания инородцев в Российской Империи. Письма, подлежащие исследованию, были отправляемы из городов Санкт-Петербург, Москва, Будапешт, Уфа и других селений.

Методология. Проводимое исследование требует применение двух общих методов – исторического и источниковедческого. Используются принципы объективности и историзма научного исследования, обязывающие рассматривать просвещение и христианизацию нерусского населения России в контексте истории этих народов и их взаимоотношения с русским народом, опираться на реальные факты, изучать все имеющиеся мнения, рассматривать каждое событие и явление со всех сторон; изложить зарождение, формирование, развитие системы Ильминского и судьбу структуры после его отхода от руководства.

Часть работы, разбирающая эпистолярное наследие Ильминского, носит источниковедческий характер, соответственно, обработка писем должна соответствовать нормативам исторической науки. Источниковедческая учебная литература ставит перед нами определенные задачи и дает следующее направление исследований.

«Будучи источниками личного происхождения, при этом имеющим частный характер (ибо авторы выступают в них не как официальные, а как частные лица), воспоминания, дневники и письма больше, чем любые другие источники, носят на себе отпечаток личности автора» [31,368]. Переписка несет печать доверительных отношений. Здесь не обязательно придерживаться формы документов. Поэтому в письмах можно прочитать, порой, живописное описание известных событий, дополнения и даже факты, дающие новую интерпретацию уже известного. «Не будучи связаны формальными канонами, авторы приводят сведения, не умещающиеся обычно в официальные документы с их сухими, формальными рамками. Кроме того, частные материалы, в особенности дневники и переписка, носят, как правило, доверительный характер, и авторы их в данном случае более откровенны, правдивы, чем тогда, когда они выступают авторами официальных материалов» [31,368].

Письма дают возможность проникнуть в контекст и дух исторического периода, что сложно сделать, пользуясь лишь учебной литературой. «Нередко в мелких штрихах, случайно оброненной фразе, отдельной строке мемуаров и писем разъясняется то, что остается неясным в целых фолиантах официальных документов» [31,369].

Источники личного происхождения ценны не только вспомогательным для истории материалом, но, зачастую, здесь можно найти и неизвестные факты, невосполнимые другими источниками. «Как исторический источник…письма создаются в разгар самих событий или под свежим впечатлением от них, вследствие чего в письмах значительно меньше неточностей, вызванных ошибками памяти, чем в мемуарах. Письма носят печать злободневности, страстности, обостренного эмоционального восприятия, что требует от исследователя большой осторожности, знания и учета психологического настроя автора и окружающей его обстановки в момент создания письма… Письма, написанные по конкретному частному поводу конкретному лицу, своему современнику, отличаются большей непосредственностью, - это как бы задержанный на миг момент жизни…» [31,394].

«Приемы и методы источниковедческого анализа писем – установление личности автора, степени его осведомленности, времени написания источника, его целевого назначения, сопоставления с другими источниками и выяснение достоверности фактического материала» [31,395]. Таким образом, вырисовывается круг задач при работе с письмами:

1) установить, кем написано данное письмо, если возможно, то выяснить отношение к устроенной Ильминским миссионерской и педагогической системе; насколько корреспондент осведомлен с общим положением вещей;

2) установить датировку письма, сверить по другим историческим источникам, какие события в данный момент времени имели место быть с Ильминским и его школами;

3) установить адрес корреспондента, очертить географический круг мест отправки писем;

4) по возможности, сверить письмо с другими письмами (того же автора, либо имеющими общие области интересов).

Сложность могут составить встречающиеся в тексте сокращения, условные обозначения, употребляемые в то время в эпистолярном жанре, или вообще лишь между участниками переписки. Изучение и использование материалов частной переписки требует большой текстологической работы.

«Все перечисленные выше задачи источниковедческой критики писем подчинены одной конечной цели – установлению их достоверности и полноты как исторического источника. Выполнение этой задачи завершается сравнительным анализом их с другими видами источников, особенно документальными» [31,396-398].



Историография темы диссертации предполагает изучение публикаций авторов, работавших с наследием Ильминского, обсуждавших миссионерско-педагогическую систему и ее жизнеспособность, его собственные монографии, издания, содержащие биографические сведения о корреспондентах Николая Ивановича. Подлежат рассмотрению 1) прижизненные публикации, 2) дореволюционные издания, 3) издания советского периода и 4) современные исследования.

Историография проблемы достаточно подробно изложена Исхаковой Р.Р.П, исследовавшей педагогическую систему Ильминского. В брошюре «Деятельность Ильминского и его системы (Историография проблемы)» (Казань, 2002) Резеда Рифовна провела очень важную работу по анализу изданий о личности Николая Ильминского и его системы. Кроме характеристики изданий, вышедший непосредственно в период жизни данной системы образования – дореволюционных, предлагается также обзор работ и послереволюционных, и современных. В работе учитывается обстановка, в которой развивалась и существовала система, объясняется идеологический негатив изданий советской эпохи, объективность и научность. Необходимо выделить проделанную Исхаковой работу по изучению исследований ученых, работавших над наследием педагогической системы Николая Ивановича вне территории Татарстана, т.е. в Республике Чувашия, Удмуртской Республике, Республике Марий-Эл и др.

Разработка историографии – лишь часть работы, проделанной Исхаковой. В монографии «Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX – начале XX веков» ею произведено исследование по ранее не изученным проблемам формирования педагогического образования в регионе во второй половине XIX – начале XX веков, дана развернутая картина деятельности педагогических учебных заведений, сформулированы принципы подготовки учителей для многонационального населения края. Не станем скрывать, что работа Резеды Рифовны стала во многом опорной для нашего исследования, в силу ее разносторонности, современности, научности, объективности подхода, привлечения наибольшего количества источников. Но в приведенных источниках не значится личного архива Ильминского, хранящегося в Национальном Архиве РТ. Если Резеда Рифовна привлекла в своей работе весь возможный опубликованный материал, то мы взяли на себя труд обработки материала неопубликованного, несомненно, чрезвычайно важного в составлении общего представления по изучаемому вопросу.

1) Прижизненные публикации. Педагогические идеи Николай Иванович Ильминский изложил в следующих сочинениях: «О применении русского алфавита к инородческим языкам»; «Об образовании инородцев»; «Православное богослужение на татарском языке»; «О церковном богослужении на инородческих языках»; «Открытие учительской семинарии в Казани»; «Беседы о народной школе». Но педагогические взгляды Ильминского нашли и полемические отклики, а после смерти его и откровенные обвинения в антирусской педагогике. При жизни авторитет Ильминского никому таких заявлений делать не позволял. Была полемика, скажем, со священником села Бурундуки Симбирского уезда А.И. Баратынским, закончившаяся признанием последним правоты Ильминского. Взгляды Баратынского изложены в статье «О народном образовании в Буинском уезде и мерах улучшения его» (Журнал Министерства народного просвещения, 1869).



«Из переписки об удостоении инородцев священнослужительских должностей» (Казань, 1885) – издана еще самим Ильминским. Здесь выписка из определения Святейшего синода от 21 июня/12 июля 1867 года, ученая записка преподавателя Казанского университета Н. Ильминского от 9 декабря 1866 года и отзыв Преосвященнейшего Антония Архиепископа Казанского от 20 марта 1867 года. Вопрос касался постановки инородцев, прошедших уже начальный уровень образования по новой системе просвещения на родном языке, в священнослужительские должности. Главный критерий – высокая нравственная жизнь и начальный уровень знания богословских дисциплин. Постановка единоплеменных священников было важнейшим условием действия миссии – проводить службы на понятном языке, что не удавалось даже, когда русские священники достаточно изучали инородческий язык. По существующей практике рукополагать можно было лишь выпускников духовных семинарий, что нельзя было осуществить для инородцев в быстрые сроки. Более того, Ильминский был противником обучения инородцев в системе образования того времени, это не давало пользы общему просвещению народа, но делало учащихся полностью обрусевшими, да еще и приобретшими известные пороки русских учебных заведений, наподобие духовных семинарий. Как известно, вопрос о рукоположении инородцев, поднятый Ильминским, решился в Святейшем Синоде положительно.

«Воспоминания об И.А. Алтынсарыне инспекторе киргизских школ Тургайской области». Автор – сам Ильминский. Здесь излагает свои воспоминания о сотруднике Ибрагиме Алтынсарине, переписку с ним. Познакомились они еще во время службы в Оренбургской степи, Алтынсарин часто приходил домой к Ильминским, где вел обширные беседы о национальном образовании. Для молодого Алтынсарина эта встреча стала решающей в жизни, он целиком посвятил себя делу народного образования своего народа. Когда Ильминский переехал вновь в Казань, их дружба продолжалась частой перепиской и встречами по мере возможности.

2) Дореволюционные издания. Первым сочинением после смерти Ильминского, которое можно рассматривать не как рядовой некролог, является брошюра сотрудника Николая Ивановича по преподаванию в Казанской учительской семинарии – В.И. Витевского – «Н.И. Ильминский, директор Казанской учительской семинарии». Он много лет знал Ильминского и сообщает подробности о его педагогической деятельности. Витевский настаивает, что подходить к оценке деятельности созданной Ильминским системы следует чрезвычайно серьезно.

Самой важной работой, посвященной личности и деятельности Ильминского, является, конечно, труд профессора Казанской Духовной Академии известного историка Русской Православной Церкви П.В. Знаменского «На память о Николае Ивановиче Ильминском. К 25-летию Братства св. Гурия» (Казань, 1892). Издана эта наиболее полная биография казанского ученого и миссионера – Николая Ивановича – уже спустя несколько месяцев после его кончины. Знаменский лично хорошо знал Ильминского, много общались они при написании ранее Знаменским «Истории Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период 1842-1870» (Казань,1892). Ильминский – студент первого курса Академии (1842-1846 гг. обучения), поведал многое по устройству Академии в первое время, многое рассказал о себе. Состояли оба в Братстве св. Гурия Казанского. Знаменский в книге, посвященной памяти Ильминского, говорит о нем, как о человеке, сознательно занижавшем свое значение в происходивших делах в Академии или по народному образованию. Знаменский сумел уже тогда разглядеть великое значение этой миссионерской педагогической системы. Со страниц книги встает портрет не только ученого, педагога, миссионера, но и своеобразного политика, активного и умелого лоббиста. Знаменский проследил весь путь формирования в Николае Ивановиче взглядов на образование инородцев, начиная со времен учебы в Казанской Академии. Содержится здесь и упоминание о судьбе архива Ильминского. Этот труд вплоть до сегодняшнего дня является самым обстоятельным описанием Н.И. Ильминского, его значения в деле народного просвещения инородческого населения. Позднейшие биографы лишь разрабатывали направления изучения деятельности Ильминского, обозначенные Петром Васильевичем Знаменским.

Как известно, защитники системы Ильминского от нападок ее противников использовали сочинения самого Ильминского – в его неопубликованных трудах нашлись ответы на все возражения, издавали и письма к нему. В первой половине 1890-х годов авторитет Ильминского и ценность его системы не ставились под сомнение. Критика началась в консервативных кругах общества – среди деятелей народного просвещения, на заседаниях земств и дворянских собраний и носила характер обвинений в антирусской пропаганде национального сознания. Первым сочинением в защиту системы инородческого образования явилась объемная книга Н.А. Спасского (1900 г.) – «Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский», во многом повторяющая книгу П.В. Знаменского и сочинения самого Николая Ивановича. В книге прослеживается полемический настрой автора.

А.А. Воскресенский в ответ на обвинения, выдвинутые профессором Казанского университета В.Ф. Залесским публикует подборку из сочинений Ильминского и из официальных документов (1913г.).

«Письма Н.И. Ильминского к крещеным татарам» - сборник, составленный А. Воскресенским (Казань, 1896). Издание было предпринято уже вскоре после смерти Ильминского, в 1896 году, при содействии супруги Екатерины Степановны Ильминской и приемного сына Николая Алексеевича Бобровникова. Ценность книги – факт работы над архивом писем Ильминского. Содержание – приводятся письма Ильминского к крещеным татарам и небольшое объяснение ситуаций и участвовавших в них лиц. Особо примечательна предваряющая письма статья Воскресенского, где он отмечает особенности стиля писем Ильминского, значение писем для крещеных татар, да и вообще влияние Николая Ивановича на инородцев.

В сборнике Воскресенского упоминается брошюра, изданная самим Ильминским «Переписка о трех школах Уфимской губернии» (Казань, 1885). Обнаружить ее не удалось. Известно, что в ней приводится свидетельство того, какое большое значение в руках Ильминского могли иметь эти письма.

«Извлечения из писем Н.И. Ильминского к Н.П. Остроумову» (первое приложение к статье П.В. Знаменского: «Участие Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае» Прав. Собес. 1900 г. Часть I). Публикуются письма Ильминского к Николаю Петровичу Остроумову. В них можно прочесть много ценного материала, есть и пояснения к некоторым персоналиям, упоминаемым в письмах.

«Материалы для истории христианского просвещения инородцев казанского края» И.А. Износкова (Москва, 1893). В книге подчеркивается решающее значение системы народного образования, созданной Ильминским. Раскрываются светлые черты его личности, уважительное отношение к Николаю Ивановичу его сподвижников.

Большое значение имеют сочинения Софьи Васильевны Чичериной, успешно занимавшейся публицистикой и заинтересовавшейся системой инородческого просвещения, о которой велись споры. Она навестила Казанский край, общалась с инородцами, посетила Казань и общалась с наследниками системы Николая Ивановича (за Николая Алексеевича Бобровникова, сына Ильминского, она вышла замуж). Обширный доклад, который Софья Васильевна предоставила в столице – «У приволжских инородцев» и «Положение просвещения у поволжских инородцев» - отбросил все возможные нападки на инородческое образование, введенное Ильминским. Чичерина приводит обширный статистический материал по состоянию школ, уровень грамотности инородцев, подготовку национальных педагогических кадров, критикует недостаточную поддержку государством системы образования нерусского населения.



«Ильминский Н.И. Материалы для сравнительного изучения церковно-славянских форм и оборотов, извлечения из Евангелия и Псалтири/ Размышления о сравнительном достоинстве в отношении языка», «Ильминский Н.И. Обучение церковно-славянской грамоте. Книга для учеников, 1901. - 143с.» - это учебные пособия для русских школ, разработанные Ильминским. В реальности, эти две брошюры – лишь малая часть изданных педагогом-лингвистом учебников.

В «Казанском сборнике статей» епископа Никанора (Каменского) содержится ряд публикаций о Николае Ивановиче. Владыка Никанор хорошо знал Ильминского – он, еще не став монахом, был законоучителем в Казанской Учительской Семинарии вплоть до избрания его ректором Казанской духовной семинарии. Епископ Никанор приводит краткий биографический очерк Николая Ивановича и выборочно ученые статьи.



«Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар». Книгу обнаружить не удалось, но несколько раз встречались упоминания о ней. Чрезвычайно важна по вопросам жизни школы священника Василия Тимофеева, значения в ее существовании Ильминского и вообще по истории просвещения кряшен.

«Николай Иванович Ильминский. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни»/ Издание почитателей покойного (Казань, 1892. - 132с.). Тон издания – почтительное отношение к личности Ильминского, защита его системы, воспоминания о нем разных современников и сотрудников.

«Переписка с К.П. Победоносцевым» - была издана вскоре после смерти Ильминского. Тогда в этих письмах обнаружились факты, не выставлявшиеся публично самим Ильминским, в частности его влияние на избрание мусульманского руководства. Переписка позволяет утверждать, что Ильминский оказывал серьезное влияние на церковную политику по отношению к миссионерской деятельности, доказывая Победоносцеву необходимость применения родных языков в обучении, организации переводов богослужебных книг и самих богослужений на языках нерусского населения России, формирования национальных кадров духовенства.

В 1916 году вышло в свет сочинение священника К.П. Прокопьева, в котором автор раскрывает роль Николая Ивановича в просвещении чувашского народа: педагогическое образование, устройство богослужения на чувашском языке и развитие церковного пения. Выступает Прокопьев и против нападок на систему Ильминского.

Константин Васильевич Харлампович, видный деятель дореволюционного Казанского университета, оставил после себя впечатляющее количество исследований по истории миссии в регионе, по значению роли Николая Ивановича Ильминского в этом деле и о его переписке в частности. В 1916 году он издал некролог «Светлой памяти Н.И. Ильминского» на 4-х страницах, где придает личности Николая Ивановича центральное место в просвещении и христианизации казанских инородцев. Раньше, в 1905 году вышла в свет другая его работа - «Ильминский и алтайская миссия» - дополнение к статье П.В. Знаменского «Несколько материалов для истории алтайской миссии и участия в ее делах Н.И. Ильминского», составленной по переписке Николая Ивановича с деятелями алтайской миссии, хранящейся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Харлампович отмечает, что Знаменский не ознакомился со всем наследием переписки Ильминского с духовной миссией на Алтае, и в своей работе описывает события, ставшие ему известными из писем (их всего 14) Ильминского к начальнику алтайской миссии – архимандриту Владимиру (Петрову), в последствии архиепископу Казанскому (умер в 1897 г.). Харлампович обнаружил письма Ильминского в бумагах почившего владыки в библиотеке Казанской Духовной Семинарии. Датировка этой переписки – с 24 февраля 1866 г. по 11 апреля 1883 года. Более всего нас интересует издание Харламповичем переписки Ильминского с отцом своей жены – «П.П. Масловский и его переписка с Н.И. Ильминским (Материалы для истории русской миссии)» (Казань, 1907). Здесь он приводит жизненный путь протоиерея Петра Петровича Масловского (1843-1889), участие в его судьбе Николая Ивановича. Работа произведена на основании 20-ти писем Масловского и 10-ти Ильминского. Масловский получил духовное образование, проявил интерес к языкознанию, явился впоследствии видным деятелем противораскольнической полемики и христианской миссии. Упоминаются сподвижники Николая Ивановича, учитель татарского языка Абдул Кайюм Насыров и др. персоналии. Масловский, занимая пост по части народного образования, помогал в устройстве и деятельности выпускников учительской семинарии Ильминского. Ильминский способствовал принятию священного сана Петром Масловским, его переводом на служение в Казань.

Иван Яковлевич Яковлев, сподвижник Ильминского, организатор просвещения чувашского народа, получил достойную оценку чувашских исследователей. Нельзя даже сравнить, насколько обстоятельно изучена его личность, и насколько незаслуженно забыта личность Ильминского, оставившего своей след и в чувашском, и во многих других народах. Все наследие Яковлева, в том числе и эпистолярное, издали, инициаторами чего явилась чувашская интеллигенция уже советской эпохи. Проводятся исследования по составу учащихся из чувашей в Симбирской школе Яковлева и учительской семинарии Ильминского. В 1985 году вышла в свет книга «Яковлев И.Я. Письма», составленная Н.Г. Красновым, где публиковались письма Яковлева к директору народных училищ Симбирской губернии Илье Николаевиче Ульянову, председателю Совнаркома РСФСР В.И. Ленину и его сестре А.И. Ульяновой-Елизаровой, учителю Н.И. Ильминскому, первому ученику и соратнику А.В. Ракееву и сыну А.И. Яковлеву. В 1989-1992 гг. вышло новое издание переписки Яковлева с разными лицами – «С думой о народном просвещении», где кроме прочих писем, публикуются не изданные в предыдущем сборнике письма к Николаю Ивановичу. Заранее оговоримся, что писем Яковлева в исследуемом нами фонде Ильминского нет, вероятно, они были выбраны чувашскими исследователями и помещены в архивах чувашских исследовательских центров.

Блок дореволюционных изданий завершают воспоминания Ивана Яковлевича Яковлева, выдающегося чувашского просветителя-педагога, ученика Николая Ивановича. Он работал над ними в 1916-1922 годах, подводя итоги своей общественной и педагогической деятельности. Ильминскому посвящена глава «Мой учитель». Деятельность Ильминского и ее значение Яковлев не просто описывает как очевидец, а анализирует как педагог, историк, языковед, что дает воспоминаниям статус авторитетного научного труда. Яковлев описывает процессы в сфере образования, давая характеристики участникам их, в том числе и самому Ильминскому. «Привлечение мемуаров позволяет понять механизмы формирования политики, а в данном конкретном случае, следует говорить именно о политике правительственных кругов по отношению к системе, понять расстановку политических и общественных сил». [32,14]

3) В советский период исследования по данной проблеме могут нас заинтересовать лишь изложенными событиями и их следствиями, а само отношение к личности Николая Ивановича и к созданной им системе было резко отрицательным, как к явлению реакционному и вообще враждебному советской идеологии. В уже указанной нами монографии Исхаковой Р.Р. излагается работа В.М. Горохова, кряшена, некогда окончившего и Центральную крещено-татарскую школу, и Учительскую семинарию, специалиста в области образования и истории народного образования татарского народа - «Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья». Ильминский заодно с муллами объявлялся слугой самодержавия. Неизвестно зачем он ставил в основу своей системы такие «возмутительные» вещи как миссионерство, вводил православный характер во всех образованных учебных заведениях. Преступным делом ему приписали также близость к правительственным и губернским властям, и даже одобрение его деятельности высокопоставленными «реакционерами» Обер-прокурорами Синода графом Толстым и Константином Петровичем Победоносцевым. Работа идеологизирована, однако, ценность представляет в ней данная достоверная картина складывания и развертывания системы образования инородцев Ильминского, а также объективная оценка масштабов и значения системы. Другие монографии, критически относящиеся к деятельности Ильминского, дают ложное представление о самой сути идеи Николая Ивановича. Его обвиняли в унижении национальных меньшинств навязыванием православной идеологии, в отсутствии создания реального образования для них, и, что уж совсем несостоятельно, в принижении национальных культур.

Реальную оценку деятельности Ильминского и его системе дает Я.И. Ханбиков (Казанский Педагогический Институт). В целом педагогические взгляды Николая Ивановича изложены объективно, его деятельность признана чрезвычайно важной и в целом положительной. Казанский педагогический институт, ныне вошедший в структуру Татарского Государственного Педагогического Университета, воспринял и развил это направление: работы Н.М. Прусс и Т.Г. Чекменевой, учениц Ханбикова, продолжили изучение деятельности Ильминского.

4) В современных изданиях личность Н.И. Ильминского и его деятельность вновь вызывают интерес. Штампы предыдущих политических периодов более не влияют на содержание научных исследований, так что появилась возможность в полноте осветить все положительные стороны педагогической системы и учесть ее недостатки. Из современных работ можно назвать исследование С.М. Михайловой и О.Н. Коршуновой «Традиции и взаимовлияния культур народов Поволжья».

Большое распространение данная тема получила в исследованиях национальных историков образования чувашей, удмуртов, марийцев и прочих народов, принявших воздействие просветительско-педагогической системы Ильминского. Николая Ивановича представляют здесь как выдающегося педагога, учителя, этнографа и наставника деятелей национального общественно-политического движения, писателей, просветителей. Педагогические учебные заведения системы Ильминского считают основой формирования литературных национальных языков, письменности, книгопечатания и т.д. Здесь можно указать на работы Москвиной Л.П., Суворовой З.В., Беззубова В.И., Федотова М.Р., Краснова Н.Г., Александрова Г.А., Кутевина А.Н.

Источники. Источниковая основа работы, прежде всего, представлена исследуемым фондом Национального Архива РТ, а также биографическими публикациями о самом Николае Ивановиче Ильминском и его корреспондентах, издания, посвященные исследованию и разработке миссионерско-просветительской системы, аналитические работы по значению деятельности Ильминского в сохранении национального самоопределения нерусских народов России.

Новизна диссертационного исследования заключается в обработке неопубликованных писем Ильминскому, систематизации имеющегося в архиве материала, а также внедрении полученных сведений в общее изучение личности и миссионерско-просветительской деятельности Николая Ивановича. Впервые производится описание всего архива переписки Ильминского, составляется список корреспондентов с указанием исходного письма в деле фонда, публикуется большое количество архивных материалов.

Практическая значимость работы заключается в выявлении новых архивных данных и возможности использования их в исследованиях по истории, этнографии, истории педагогики и другим дисциплинам. В ходе работы создаются справочные пособия по корреспондентам Николая Ивановича Ильминского и по хранящимся в архиве письмам.

Апробация исследования была проведена автором в форме публикации в журнале «Православный Собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии» в номерах 2 (12) и 3 (13) за 2006 год, где была представлена статья «Николай Иванович Ильминский» общим объемом 188 страниц. В дипломной работе автора в Казанской Духовной Семинарии, опубликованной на сайте Семинарии (www.kds.eparhia.ru), нашли отражение некоторые материалы исследования архива писем Ильминскому, избранные письма. Список корреспондентов и исследовательские материалы, предоставленные автором, опубликованы на сайте кряшенской православной общины города Казани (www.kryashen.ru).

Положения заявленной темы исследования были изложены в форме докладов «Основные вопросы, поднимаемые в письмах Н.И. Ильминскому деятелями миссионерства и народного просвещения» на I студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии в мае 2009 года (18 страниц авторского текста), а также «О решающем значении миссионерских переводов на примере христианизации нерусского населения Казанского Края во второй половине XIX века» на IX ежегодной научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» в ноябре 2009 года в г. Казани (6 страниц авторского текста), отражены в публикациях.

Основные результаты работы изложены в статье «Материалы по народам Поволжья в письмах Н.И. Ильминскому», опубликованной в журнале «Этнографическое обозрение» Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук №2 2010 года (утвержден ВАК).

Архитектоника работы. Решение предложенных задач исследования обусловило следующую структуру диссертации. В работе содержится, кроме Введения, – 3 Главы, Заключение, Список источников и литературы, 2 Приложения. В Главе I излагаются биографические данные о Николае Ивановиче Ильминском, а также раскрывается содержание фонда №968, посвященного Ильминскому. Глава II – выявленные в ходе исследования корреспонденты в фонде Ильминского в алфавитном порядке, соотношение их по профессиональным и личным характеристикам. В Главе III раскрывается значение фонда Ильминского, его основное содержание, сведения об основных корреспондентах. Список источников и литературы включает 46 наименований. В Приложении I мы приводим проделанную работу в Национальном Архиве Республики Татарстан РФ, информацию о составе фонда, посвященного Ильминскому, содержание проработанных дел в фонде. В Приложении II помещены несколько писем, способных проиллюстрировать содержание архива.

Глава I



Каталог: doc
doc -> Александр Сергеевич Пушкин
doc -> Малярова Татьяна (гобой)
doc -> Г. Х. Андерсен писал:,,Да, мой отец был честным ремесленником, всему, чего я достиг, я обязан самому себе, а не деньгам или происхождению. Думаю, что я в праве этим гордиться
doc -> А. С. Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа
doc -> Сто восемь минут…
doc -> Коммуникативная стратегия славянофильского журнала «русская беседа» (1856-1860 гг.) 10. 01. 10 Журналистика
doc -> Александр II и отмена крепостного права в россии объект исследования
doc -> Установите соответствие между войнами, которые вела Россия и мирными договорами. Ответ оформите в виде таблицы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

  • Санкт-Петербург
  • Введение