Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


К. В. Волошенко тестовые задания по курсу «история медицины»




страница1/2
Дата19.03.2017
Размер0.83 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2


ГБОУ ВПО «АГМУ»

министерства здравоохранения рФ


К.В. Волошенко

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «историЯ МЕДИЦИНЫ»

(для студентов медицинских вузов)

Астрахань - 2014


УДК: 61 (091)

ББК: 51.1 (2)

В67


Волошенко К.В. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «история МЕДИЦИНЫ» (для студентов медицинских вузов) / Астрахань: АГМУ, 2014 – 75 с.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта для медицинских вузов по предмету «История медицины».

Данные тестовые задания предназначены для проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний студентов по дисциплине «История медицины».

Автор: Волошенко Кирилл Вадимович – ассистент кафедры латинского и иностранных языков, кандидат медицинских наук

Рецензенты:

Мизулин Н.Н. – зав. кафедрой философии, биоэтики, истории и социологии, кандидат философских наук, доцент

Кириллова Т.С. – зав. кафедрой иностранных языков, доктор филологических наук, профессор

Печатается по решению редакционно-издательского совета АГМУ № 128 от 24.11.2014 г.

© К.В. Волошенко, 2014

© Астраханский государственный медицинский университет, 2014


РАЗДЕЛ I. ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
ТЕМА № 1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ КАК НАУКА
1.1. Что представляет собой медицина:

а) практическая деятельность и одновременно система научных знаний о сохранении и укреплении здоровья, по лечению больных и предупреждению болезней.

б) раздел человеческих знаний, посвященный только изучению строения тела человека;

в) область человеческого бытия.


1.2. Как самостоя­тельный раздел знаний медицина появилась:

а) в IV - III вв. до н.э. во времена Гиппократа;

б) в V - IV вв. до н.э. во времена Гиппократа;

в) в IV - III вв. до н.э. во времена Аристотеля.

1.3. Дайте определение науки «История медицины»:

а) наука, изучающая развитие медицинской науки и практики в различных общественно-экономических формациях в неразрывной связи с общей историей культуры народов;

б) наука, изучающая развитие медицинской науки и практики каждого народа и народности, населяющих нашу планету;

в) наука, изучающая развитие каждой отдельной медицинской специальности.


1.4. На какие разделы подразделяют историю медицины:

а) общая и частная история медицины;

б) общая и специальная история медицины:

в) теоретическая и практическая история медицины.


1.5. Какие наука «История медицины» имеет свои методы. Перечислите их:

а) исторический; б) библиографический;

в) статистический; г) научный
1.6. Исторический метод:

а) рассматривает все явления, происходящие в медицине на протяжении всей истории разви­тия общества;

б) подбор соответствующей литературы по изучаемому историческому факту;

в) анализ цифровых данных, подтверждающих происшедшее событие или факт в медицине.


1.7. Библиографический метод:

а) рассматривает все явления, происходящие в медицине на протяжении всей истории разви­тия общества;

б) подбор соответствующей литературы по изучаемому историческому факту;

в) анализ цифровых данных, подтверждающих происшедшее событие или факт в медицине.


1.8. Статистический метод:

а) рассматривает все явления, происходящие в медицине на протяжении всей истории разви­тия общества;

б) подбор соответствующей литературы по изучаемому историческому факту;

в) анализ цифровых данных, подтверждающих происшедшее событие или факт в медицине.


1.9. Укажите источники изучения науки «История медицины»:

а) письменные;

б) вещественные (материальные);

в) этнографические;

г) устные (фольклорные);

д) лингвистические;

е) кинофотодокументы (фотографии, фильмы, слайды);

ж) музейные.


1.10. Укажите, что относится к письменным источникам:

а) таблицы, ру­кописи, печатные работы врачей, отчеты медицинских обществ, отчеты о лабораторных исследованиях, медицинские пособия, истории болезни и т.д.;

б) протоколы заседаний статистических комитетов и комиссий, органов управления здравоохранением;

в) вся мировая и национальная литература.


1.11. Укажите, что относится к вещественным (материальным) источникам:

а) меди­цинские инструменты, предметы ухода за больным, бытовая ут­варь, останки человека (скелета) с признаками болезни, травмы, от которых наступила смерть;

б) медицинская одежда, обувь, медицинская мебель;

в) только останки скелета первобытного человека.


1.12. Укажите, что относится к этнографическим источникам:

а) созданные народом и унаследованные от предыдущих эпох и поколений медицинские знания;

б) созданные народом и унаследованные от предыдущих эпох и поколений суеверия, обряды, верования, обычаи и поверья;

в) созданные народом и унаследованные от предыдущих эпох и поколений гигиенические навыки.


1.13. Укажите, что относится к устным (фольклорным) источникам:

а) устная форма передачи народом медицинских знаний;

б) устная форма передачи народом заговоров от болезней;

в) устная форма передачи народом пословиц, поговорок, частушек как отраже­ние действительности без наличия автора.


1.14. Укажите, что относится к лингвистическим источникам

а) расшифровка медицин­ских терминов: лаборант (работающий), виварий (помещение для животных), хирургия (рукодействие);

б) расшифровка названий медицин­ских препаратов и изделий медицинского значения;

в) расшифровка записей медицин­ских работников, отчетов, рукописей известных врачей.


1.15. Укажите, что относится к кинофотодокументам:

а) фотографии, фильмы, слайды;

б) лазерные шоу, посвященные медицинским темам;

в) интерактивные медицинские конференции.


1.16. В задачу общей ис­тории медицины, входит:

а) изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера;

б) изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы различных медицинских дисциплин, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера;

в) изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить теоретические основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера.


1.17. Частная история медицины изучает:

а) возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин,

б) биографии ученых, их вклад в науку;

в) формирование и развитие научных школ;

г) историю медицинских учреждений;

д) все перечисленное верно.


1.18. Расставьте правильно периоды всемирной истории и истории медицины.

а) история нового времени;

б) история средних веков;

в) история древнего мира;

г) история первобытного общества;

д) история новейшего времени.


ТЕМА № 2. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ


2.1. Что не относится к антропологической теории формирования человека (гоминидной триаде)?

а) прямохождение;

б) относительно крупный головной мозг.

в) свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем;

г) речь, мышление.
2.2. Что лежит в основе философского подхода к формированию человека:

а) трудовая деятельность; б) общественные отношения;

в) относительно крупный головной мозг; г) мышление;

д) язык (речь).


2.3. Какие факторы не влияли на развитие врачевания в период
становления первобытного общества:

а) повседневная трудовая деятельность;

б) наличие «абсолютного здоровья»;

в) появление абстрактного мышления;

г) эмпирический опыт;

д) всеядность.


2.4. Что способствовало развитию врачевания в период расцвета первобытнообщинного строя?

а) методы оперативного врачевания;

б) изобретение инструментов из камня, кости:

в) изображение наскальных рисунков животных;

г) одежда из шкур животных;

д) получения огня.


2.5. Что способствовало разложению первобытнообщинного строя?

а) развитие земледелия;

б) одомашнивание животных;

в) появление женских статуэток из камня;

г) развитие живописи
2.6. Фетишизм это - вера в сверхъестественные свойства:

а) орудий труда; б) плодоносного дерева;

в) оружия; г) силы духа человека.
2.7. Анимизм это:

а) вера в души, духов;

б) всеобщее одухотворение природы;

в) вера в существование тесной родственной связи между родом чело­века и определенным видом животных или растений.


2.8. К понятию «табу» относится:

а) запрет категорический;

б) запрет никем не мотивированный;

в) запрет, посланный от Бога.


2.9. К разновидностям «табу» относились следующие:

а) половые; б) пищевые; в) психологические; г) лечебные.


2.10. Как отразилось явление «табу» на дальнейшее развитие общества:

а) как средство защиты от опасности;

б) определение источника зла;

в) руководство поведения человека в обществе;

г) нашло отражение в греческой мифологии;
2.11. Какие основные компоненты входят в этапы развития пер­вобытной медицины- магии:

а) магические приемы лечения;

б) применение внушения (гипноза);

в) определение причины болезни (порча или сглаз);

г) мануальные воздействия;

д) хирургическое вмешательство.


2.12. Магия - это:

а) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей;

б) вера в способность орудий труда сверхъестественным образом воздействовать на здоровье человека;

в) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на здоровье людей.


2.13. Лечебная магия это:

а) врачевание ран и недугов, основанное на вере в особые свойства души человека;

б) врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике;

в) врачевание ран и недугов, основанное на традициях народной медицины.


2.14. Кто такие знахари?

а) профессиональные служители культа;

б) первобытные врачи; в) сборщики лечебных трав
2.15. Сфера деятельности знахарей включала в себя:

а) сохранение и передачу положительных знаний;

б) толкование обычаев и религиозных функций;

в) врачевание; г) все перечисленное верно.


2.16. Подготовка знахарей велась:

а) индивидуально;

б) в медицинских школах; в) в семейных школах
2.17. Как передавались знания знахарей:

а) от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени;

б) от представителя одного племени представителю другого;

в) от знахаря его ближайшим родственникам.


2.18. К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится:

а) трепанация черепа; б) кесарево сечение на мертвой женщине;

в) ритуальные пляски и гипноз
ТЕМА № 3. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


3.1. Какие методы диагностики и врачевания относятся к на­правлению «асуту» в Древней Месопотамии?

а) причины болезней, вызванные явлениями природы;

б) лечение болезней лекарствами растительного происхождения;

в) лечение лекарствами животного происхождения;

г) чтение молитв, заклинаний.
3.2. Какие разновидности врачевателей существовали в Древнем Египте?

а) асу; б) ашипу; в) глазные врачи;

г) дворцовые врачи, д) хирурги.
3.3. Какие заболевания были описаны в Древнем Египте?

а) инфекционные; б) паразитарные (глистные);

в) травматологические; г) сердечно-сосудистые.
3.4. Что относилось к гигиеническим требованиям в Древнем Египте.

а) умеренность в пище;

б) опрятность в быту;

в) купание в реке Нил;

г) ношение полотняной одежды;

д) бритье головы и ношение парика.


3.5. В Древнем Египте назывались тарихевтами.

а) служители в храмах; б) глазные врачи;

в) зубные врачи; г) врачи, бальзамировавшие тела умерших.
3.6. В религиозно-философское учение «йога» входит:

а) Хатха-йога - физические упражнения;

б) Раджа-йога - духовное совершенствование;

в) овладение живописью.


3.7. Что входило в источник древнеиндийской медицины «Чарака-Самхита»?

а) описание 600 лекарств растительного и животного происхождения;

б) описание 300 операций;

в) описание 120 хирургических инструментов.


3.8. Лечению каких болезней посвящен источник древнеин­дийской медицины «Чарака-самхита»?

а) хирургическим вмешательствам;

б) родовспоможению; в) лечению внутренних болезней.
3.9.Как рассматривалось здоровье древнеиндийскими врача­ми?

а) уравновешенность трех субстанций: праны, слизи, желчи;

б) пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира;

в) различие комбинаций частицы «ану»


3.10. На чем основывалась диагностика болезней в Древней Ин­дии:

а) подробный опрос больного;

б) измерение пульса; в) выслушивание сердца.
3.11. Древнеиндийский источник «Сушрута-самхита» посвящен:
а) хирургии; б) обезболиванию; в) гигиене.
3.12. Какие советы беременным содержатся в древнеиндийском источнике «Сушрута-самхита»?

а) соблюдение чистоты и правильного образа жизни;

б) занятие физкультурой;

в) применение лекарственных средств растительного происхождения: алоэ, сандала, мускуса.


3.13. Какие признаки не входят в стадии воспаления, описанные древнеиндийским врачом Сушрутой?

а) незначительные боли;

б) стреляющие боли, припухлость, местный жар;

в) появление кровоподтека;

г) уменьшение припухлости, появление гноя.

3.14. Из перечисленных гигиенических требований в древнеин­дийский сборник Ману не входило:

а) запрет выброса нечистот на улицы городов;

б) появление богаделен;

в) отведение мест для сжигания трупов.
3.15. По мнению врачевателей древнекитайской медицины основу здоровья человека составляет:

а) равновесие частиц «ян» и «инь» с пятью стихиями «у-син»;

б) нахождение в организме около 400-х активных точек;

в) разработка упражнений дыхательной гимнастики.


3.16. Что из древнекитайской медицины вошло в мировую ме­дицинскую практику?

а) обезболивание с помощью иглоукалывания;

б) цжень-дзю-терапия (иглоукалывание);

в) применение в качестве наркоза опиума.


3.17. Какой метод диагностики болезней был широко распро­странен в древнекитайской медицине:

а) массаж;

б) пульсовая диагностика; в) описание пяти темпераментов.
3.18. Какие методы оздоровления входили в предупредительную (профилактическую) медицину Древнего Китая:

а) использование настойки лимонника;

б) массаж и лечебная гимнастика (у-син-шу);

в) подчинение канонам учения Конфуция.


3.19. Первые специальные медицинские школы появились в Китае:

а) в средние века; б) в древнем мире; в) в первобытном обществе


3.20. В каком году в Древнем Китае была создана первая фармакопея, где были описаны 730 лекарств:

а) 510 г. н.э; б) 502 г. н.э.; в) 522 г. н.э.


ТЕМА № 4. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
4.1. Укажите правильное перечисление периодов развития Древней Греции:

а) Царский. Греко-римский. Византийский;

б) Хараппский. Ведийский, Классический;

в) Крито-Микенский, Предполисный. Полисный, Классический, Элли­нистический.


4.2. Укажите письменные источники по истории врачевания в Древней Греции:

а) «Одиссея» и «Илиада» Гомера, труды Геродота, Гиппократов сбор­ник;

б) Предписание Ману, Чарака-самхита, Сушрута-самхита;

в) библиотека Ашшурбанапала, исторические - записи «Ши-узи», «Ка­нон врачевания желтого предка»


4.3. Чему покровительствовали дети бога Асклепия:

а) охоте; б) плодородию земли;

в) медицине; г) воинской доблести
4.4. Детьми бога медицины Асклепия были:

а) Панакея – богиня лекарственного врачевания;

б) Гигиея – богиня здоровья;

в) Махаон – известный военный хирург;

г) Подалирий – покровитель внутренних болезней;

д) все перечисленное верно


4.5. В честь какого бога-целителя были названы святилища врачевания в Древней Греции?

а) Гермеса; б) Асклепия; в) Геры; г) Аполлона.


4.6. Самый величественный асклепион находился в:

а) Эфесе; б) Книде; в) Кротоне; г) Оливии; д) Эпидавре.


4.7. В Древней Греции при выборе места для сооружения хра­ма обязательным ориентиром являлось наличие:

а) кипарисовой рощи; б) побережье моря;

в) минерального источника; г) гор.
4.8. Какие приемы сочетало в себе врачевание в асклепионах?
а) эмпирические; б) магические.
4.9. Какие из ниже перечисленных школ являются врачебными школами Древней Греции?

а) Кротонская; б) Книдская;

в) Косская; г) Сицилийская;

д) все перечисленное верно


4.10. Какие из перечисленных работ принадлежат Гиппократу?

а) «Афоризмы»;

б) «Прогностика»;

в) «Эпидемии»;

г) «О воздухах, водах, местности»;

д) «О переломах»;

е) все перечисленное верно.
4.11. Кто из ученых Древней Греции (IV-III вв. до н.э.) сделал первые шаги к науке патологической анатомии:

а) Герофил; б) Эразистрат; в) Гиппократ.


4.12. Кто из ученых Древней Греции был основателем описа­тельной анатомии? а) Герофил; б) Эразистрат; в) Гиппократ.
4.13. Представителями Александрийской школы эпохи Элли­низма являются: а) Герофил; б) Эразистрат; в) оба врача
4.14. Какие ниже перечисленные труды входят в «Гиппократов сборник»?

а) «Афоризмы»;

б) «Прогностика»;

в) «Эпидемии»;

г) «О переломах»;

д) все перечисленное верно

4.15. Представителем какой врачебной школы был Гиппократ?
а) Сицилийской; б) Книдской; в) Косской; г) Кротонской.
4.16. В каком своем труде Гиппократ уделяет внимание анализу причин возникновения болезней:

а) «Эпидемии»;

б) «Прогностика»;

в) «О воздухах, водах, местностях»


4.17. В каком своем произведении Гиппократом представлены сочинения по терапии?

а) «Эпидемии»;

б) «Прогностика»;

в) «Афоризмы».


4.18. В каком своем труде Гиппократ говорит о науке климатогеографии:

а) «Эпидемии»;

б) «Прогностика»;

в) «О воздухах, водах, местностях»


4.19. Как правильно называлась кульминация обряда храмового врачевания.

а) энкомисис; б) абатоне; в) гипноз; г) анастезия


4.20. При раскопках асклепионов были найдены в большом количестве изображения исцеленных частей тела. Сделанные из мрамора, золота, серебра они дарились храму в благодарность за услуги. Как они назывались:

а) экспонаты; б) вативы; в) драхмы; г) контурны


ТЕМА № 5. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ


5.1. Укажите правильное перечисление периодов развития Древнего Рима:

а) Царский; Период республики; Период империи;

б) Крито-Микенский; Предполисный; Полисный; Классический; Элли­нистический;

в) Хараппский; Ведийский; Классический.


5.2. Как называлась система сточных каналов в Древнем Риме:
а) термы; б) клоака максима (cloaca maxima); в) валeтудинарий.
5.3 Кто такие гаруспики?

а) знахари; б) врачи-профессионалы; в) жрецы-гадатели.


5.4. Какое растение было самым популярным в медицине Древ­него Рима? а) морковь; б) капуста; в) картофель.
5.5. Какой государственный документ в период Республики (VIII-VI вв. до н.э.) регламентировал мероприятия санитарного характера?

а) Гиппократов сборник;

б) Предписание Ману;

в) Закон 12-ти таблиц


5.6. Как назывались в Древнем Риме городские магистры, кото­рые следили за выполнением «Закона 12-ти таблиц» и других законов? а) эдилы; б) гаруспики; в) жрецы.
5.7. Что такое акведук? а) канализация; б) водопровод; в) терма
5.8. Чем в Древнем Риме являлись термы?

а) гигиенический центр; б) лечебный центр;

в) культурный центр; г) все перечисленное верно.

5.9. Кто занимался лечением древних римлян:

а) врачи-рабы;

б) врачи-отпущенники;

в) свободные врачи;

г) все перечисленное верно.


5.10. Как назывались военные учреждения для раненых в Древ­нем Риме (периода Империи)?

а) асклепейоны; б) валетудинарии; в) ятреи.


5.11. Оказание медицинской помощи в римской армии было возложено на младших медиков, которые оказывали первую медицинскую помощь раненным на поле битвы. Укажите, как их называли:

а) капсарии; б) экономы; в) инструментарии; г) эдилы.


5.12. Обслуживающий персонал валетудинариев состоял из:

а) врачей, капсариев, эдилов и младшего персонала

б) врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала.

в) врачей, гаруспиков, архиатров и младшего персонала


5.13. Как назывался остров, куда отправляли безнадежного больного раба:

а) остров Эскулапа; б) остров Галена; в) остров Тарквиния


5.14. Первым императорским архиатром в Риме считается:

а) грек Герофил – личный врач императора Юстиниана;

б) грек Ксенофон – личный врач императора Клавдия;

в) грек Герострат – личный врач императора Аппия Клавдия.


5.15. Укажите чем занимались архиатры:

а) работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках;

б) имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой;

в) обслуживали раненых во время войн


5.16. Известным врачевателем Римской республики был:

а) Асклепиад; б) Диоскорид; в) Гиппократ; г) Эразистрат.


5.17. Каким было обязательным объединение гражданских врачей в Римской империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.):

а) корпорация; б) коллегия; в) ассоциация


5.18. Чтобы иметь право работать, что должен был получить гражданский врач в Римской империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.): а) лицензию; б) диплом; в) категорию
5.19. Перечислите ученых-медиков работы которых отражают развитие медицины в период Римской империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.):

а) Корнелий Цельс (30/25 гг. до н.э. – 45/50 гг. н.э.);

б) Плиний Старший (24-79 гг.);

в) Диоскорид Педаний (I в. н.э.);

г) Соран Эфесский (98-138 гг.);

д) Гален (131-201 гг.);

е) все перечисленное верно
5.20. Как назывался первый акведук (водопровод):

а) «Аппиев водопровод»;

б) «Акведук Тарквиния Гордого»;

в) «Водопровод Эскулапа»

ТЕМА № 6. МЕДИЦИНА В ПЕРИОД РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
6.1. Главными источниками медицинских знаний в Византии служили.

а) «Гиппократов сборник»;

б) сочинения Галена;

в) труды Эразистрата.


6.2. Выдающимися врачами-энциклопедистами Византии явля­лись:

а) Орибасий;

б) Аэций;

в) Александр Траальский;

г) Павел Эгинский;

д) Феофраст.


6.3. Какие труды по медицине принадлежат врачу Византии Орибасию (325-403 гг.)?

а) «Врачебное собрание» в 72 книгах;

б) «Синопсис» в 9 книгах

в) «Общедоступные лекарства»;

г) «Четверокнижие».
6.4. Кого из византийских врачей (IV-VII вв.) называли целите­лем? а) Александра Тралльского; б) Павла Эгинского; в) Аэция.
6.5. Какие вопросы медицины составляли основу трудов Павла Эгинского (625-690 гг.)?

а) профилактика болезней;

б) медико-хирургический сборник из 7 книг;

в) труд о женских болезнях.


6.6. Что такое ксенодохии (IV-VII вв.):

а) первые богадельни в Византии;

б) первые пустынножители;

в) монастырские больницы.

6.7. Чем занимались монахи в монастырях Византии (IV-IХ вв.):

а) принимали и лечили больных детей, стариков во время эпидемии и войны;

б) участвовали в управление государством;

в) переписывали церковные книги


6.8. Описание клинической картины каких заболеваний при­надлежит Авиценне (980-1037 гг.)?

а) признаков чумы; б) признаков плеврита;

в) сахарного диабета; г) туберкулеза.
6.9. Какие операции описаны в четвертой книге "Канона вра­чебной медицины" Авиценны (980-1037 гг.):

а) кровопускание; б) вправление вывиха плеча;

в) камнесечение; г) полостные операции.
6.10. Как рассматривал Авиценна (980-1037 гг.) причины нерв­ных и психических заболеваний:

а) как заболевания мозга; б) как священную болезнь.


6.11. За основу теории развития болезней врачи арабских Хали­фатов в VIII -XI вв. брали:

а) учение о четырех телесных соках:

б) учение о четырех темпераментах;

в) изменение химических процессов.


6.12. Достижениями в алхимии арабского средневековья (IХ-ХI вв.) являлись:

а) изобретение водяной бани и перегонного куба;

б) получение азотной, соляной кислот и хлорной извести;

в) получение спирта;

г) получение драгоценных металлов из недра го ценных сплавов.
6.13. С именем арабского врача Разеса (850-923 гг.) в средневе­ковых Халифатах связано:

а) применение в медицинской практике ваты;

б) изобретение инструментов для извлечения инородных тел из горта­ни;

в) издание «Медицинской книги» в 10 томах;

г) издание трактата «Об оспе и кори»;

д) написание «Меморандума для окулиста».


6.14. Кто из врачей Арабоязычных Халифатов (VIII -XI вв.) пер­вым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал название его частям?

а) Разес (850-923 гг.); б) Алхацен (965-1039 гг.);

в) Нафис (1210-1238 гг.); г) Аз-Захрави (936-1013 гг.).
6.15. Какие достижения в области офтальмологии имели место в Арабоязычных Халифатах (VIII -XI вв.)?

а) коррекция зрения при помощи двояковыпуклых линз;

б) разработка операции по удалению катаракты путем отсасывания при помощи полой иглы;

в) издание учебного пособия по офтальмологии;

г) имплантация искусственного хрусталика.
6.16. Какие достижения в хирургической практике принадлежат врачу Аз-Захрави (936-1013 гг.) в Арабоязычных Халифатах:

а) применение кетгута в абдоминальной хирургии;

б) применение лежачего положения при операциях на органах малого таза;

в) введение метода прижигания местных воспалительных процессов;

г) разработка более 150 хирургических инструментов.
6.17. Содержание какой из пяти книг «Канона врачебной науки» Авиценны указано неправильно:

а) 1 книга - общие понятия о медицине и сведения по анатомии;

б) 2 книга - учение о простых лекарствах;

в) 3 книга - частная патология и способы лечения отдельных болезней;

г) 4 книга - хирургия и учение о лихорадке;

д) 5 книга - гигиена и профилактика болезней.


6.18. Первые лазареты были предназначены для:

а) лечения чумных больных; б) призрения прокаженных;

в) содержания больных оспой; г) лечения монахов
6.19. Старейшей светской медицинской школой Западной Евро­пы была:

а) Салернская врачебная школа;

б) Болонский университет;

в) Падуанскнй университет.


6.20. Автор «Салернского кодекса здоровья» (1480):

а) Роджер Бэкон;

б) Арнольд из Виллановы;

в) Джироламо Фракасторо.


6.21. Салернской врачебной школе (IX в) были даны все пере­численные права, кроме:

а) присвоения звания врача;

б) выдачи лицензии на занятие медициной;

в) осуждения за «общение с нечистой силой» на тюремное заключение или на сожжение.


6.22. Как правило, количество факультетов в первых средневе­ковых университетах составляло:

а) два основных;

б) четыре: подготовительный и три основных;

в) пять и более.


6.23. После окончания подготовительного факультета учащийся получал:

а) степень магистра (доктора) в соответствии с профилем факультета;

б) степень магистра искусств и право продолжать обучение на любом основном факультете;

в) степень бакалавра и право преподавать на основных факультетах.


6.24. Первые попытки анатомических вскрытий предпринима­лись в университетах:

а) Салерно и Монпелье;

б) Падуи и Сорбонны;

в) Оксфорда и Кембриджа.


6.25. Автором первого в Западной Европе учебника анатомии был:

а) Роджер Бэкон; б) Френсис Бэкон;

в) Мондино де Луцци; г) Арнольд из Виллановы.
6.26. По примеру Востока в западноевропейских городах:

а) возводились санитарно-гигиенические сооружения;

б) организовывались больницы в монастырях;

в) строились больницы светского типа.


6.27. Причинами эпидемий и пандемий повальных болезней в развитом западноевропейском средневековье были:

а) гепатиты; б) «испанка»; в) лепра; г) ОРВИ; д) чума.


6.28. Прокаженные - больные лепрой:

а) носили платье из черной материи, шляпу с белой лентой;

б) публично прижизненно отпевались в церквях, после чего считались мертвыми;

в) могли заниматься лечебной деятельностью.


6.29. «Черной смертью» или «черным мором» в Западной Евро­пе называли: а) оспу; б) холеру; в) лепру; г) чуму.
6.30. Система задержания людей и товаров на пограничных пунктах средневековой (Х-ХV вв.) Западной Европы в течении 40 дней для снижения распространения вводимых повальных полезней полу­чила название:

а) антисептика; б) карантин;

в) вариоляция; г) диспансеризация.
ТЕМА № 7. МЕДИЦИНА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7.1. Кому принадлежит изобретение прибора, с помощью кото­рого стали измерять температуру тела:

а) французскому физику Паскалю;

б) итальянскому физику Торричелли;

в) итальянскому физику Санторио.


7.2. К представителям ятрохимического направления эпохи Возрождения (XV-XVII вв.) относят:

а) Парацельс; б) Джованни Борели;

в) Рене Декарт; г) Франциск Сильвий.
7.3. К представителям ятрофизического направления эпохи Возрождения (XV-XVII вв.) относятся:

а) Леонардо да Винчи; б) Парацельс;

в) Рене Декарт; г) Джованни Борели.
7.4. Утверждая опытный метод в науке, одним из первых в Европе (XV-XVII вв.) стал вскрывать человеческие трупы и систематиче­ски изучать строение человеческого тела:

а) В.Гарвей; б) Д.Фабриций;

в) Ф.Бэкон; г) Леонардо да Винчи.
7.5. Автор трудов «Эпитоме» и «О строении человеческого тела» (1543): а) Везалий; б) Гален; в) Гарвей; г) Евстахий.
7.6. Андреас Везалий (1514-1564 гг.).

а) создатель теории кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам кровообращения;

б) основоположник научной анатомии, доказавший ошибочность взглядов Галена на строение тела человека;

в) естествоиспытатель, разработавший в простейшем виде первую схему рефлекторной дуги.


7.7. Вильям Гарвей (1578-1657 гг.):

а) создатель теории кровообращения, согласно которой кровь возвра­щается к сердцу по малому и большому кругам кровообращения;

б) основоположник научной анатомии, доказавший ошибочность взглядов Галена на строение тела человека;

в) естествоиспытатель, разработавший в простейшем виде первую схему рефлекторной дуги.


7.8. Рене Декарт (1596-1650 гг.):

а) создатель теории кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам кровообращения;

б) основоположник научной анатомии, доказавший ошибочность взглядов Галена на строение тела человека;

в) естествоиспытатель, разработавший в простейшем виде первую схему рефлекторной дуги.


7.9. Основатель ятрохимии и фармацевтической химии, автор труда о болезнях литейщиков и рудокопов, высказавшийся об объеди­нении внутренней медицины и хирургии в одну науку:

а) Н.Коперник; б) Д.Фракасторо; в) А.Паре; г) Парацельс.


7.10. Врач, придавший значение предупредительной медицине автор труда «Об обращении небесных сфер»:

а) Галилей; б) Коперник; в) Джоуль.


7.11. Наука и практическая деятельность, которая считалась в средневековой Европе ремеслом и в университетах не преподавалась - это: а) хирургия; б) терапия; в) педиатрия.
7.12. В эпоху раннего Возрождения (ХV-ХVII вв.) лечение огнестрельных ран осуществлялось:

а) с применением обезболивания;

б) прижиганием каленым железом и кипящим маслом;

в) с применением мер асептики.


7.13. Три сословия врачей выделялись в:

а) акушерстве; б) терапии; в) педиатрии; г) хирургии


7.14. Выдающийся хирург и акушер Возрождения, автор гуманного метода лечения огнестрельных ран, первичной хирургической обработки ран, перевязки сосудов в ране, сконструировавший искусст­венные конечности и суставы - это:

а) Амбруаз Паре; б) Георгий Агрикола;

в) Мигель Сервет; г) Рене Декарт.
7.15. Особенности развития эпидемий в эпоху Возрождения со­стояли в следующем, кроме:

а) ослабления эпидемии проказы и чумы;

б) появления новых заболеваний (сифилис, сыпной тиф);

в) ликвидации натуральной оспы.


7.16. Причинами эпидемий в средневековой Европе считались:

а) «миазмы» - заразные испарения; б) землетрясения;

в) вирусы; г) особое положение звезд.
7.17. Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг.):

а) пионер клинического преподавания в Западной Европе:

б) автор первого медицинского стетоскопа;

в) автор первой научно обоснованной концепции распространения за­ разных болезней.


7.18. Д.Фракасторо (1478-1553 гг.) первым ввел термин:

а) дератизация; б) инфекция; в) вакцинация; г) дезинфекция.


7.19. Согласно учению Д.Фракасторо (1478-1553 гг.) существу­ют следующие способы передачи инфекционного начала:

а) при непосредственном контакте с больным;

б) через зараженные предметы;

в) через медицинские инструменты;

г) через кровь;

д) по воздуху на расстоянии


7.20. Какие новые методы анатомического исследования внедрил Леонардо да Винчи:

а) промывание органов проточной водой;

б) инъецирование воском желудочков мозга и сосудов;

в) распилы костей и органов;

г) распилы замороженных человеческих трупов
7.21. В 1545 г. Шарль Этьен опубликовал прекрасно оформленный учебник анатомии с многочисленными рисунками органов брюшной полости, грудной клетки, головы и конечностей. Укажите его название:

а) «О рассечении частей тела человека»;

б) «Об устройстве тела человека»;

в) «О строении частей тела человека»

7.22. Что описал в 1553 г. испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет (1509-1553) впервые в Европе в своей книге «Восстановление христианства»:

а) малый круг кровообращения;

б) большой круг кровообращения;

в) капилляры


7.23. Кто изучил движение крови в легких и описал свои наблюдения в труде «Об анатомии в 15 книгах» (1559):

а) Р. Коломбо; б) Мигель Сервет; в) Шарль Этьен


7.24. Иероним Фабриций (1533-1619):

а) первым продемонстрировал в эксперименте (1603) и описал венозные клапаны;

б) доказал одностороннее движение крови по венам;

в) открыл боталлов проток


7.25. Кто из ученых в 1563 г. впервые дал подробное описание органа слуха у человека, включая слуховую трубу, названную его именем.

а) Габриэль Фаллопий (1523 – 1562);

б) Бартоломео Евстахий (1510-1574);

в) Мигель Сервет (1509-1553)


7.26. Габриэль Фаллопий (1523 – 1562):

а) изучал строение репродуктивных органов;

б) изучал развитие человеческого зародыша и его сосудистой системы;

в) впервые описал строение и функцию маточных труб;


7.27. Английский философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561-1626) в своем труде «Новый Органон» сформулировал три основные цели медицины. Укажите их:

а) первая – сохранение здоровья, вторая – излечение болезней, третья – продление жизни;

б) первая – уничтожение болезней, вторая – создание эликсира вечной молодости, третья – создание универсального лекарства;

в) первая – совершенствование системы здравоохранения, вторая – создание «универсального врача», третья – открытие новых лекарств


7.28. Основные положения ятромеханики были изложены в сочинении «О движении животных». Укажите автора этой книги:

а) итальянский анатом и физиолог Альфонсо Борелли (1608-1679);

б) итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642);

в) профессор Падуанского университета С. Санторио (1561-1636)


7.29. Начиная с ХV в. в Европе появляются аптекарские ботанические сады. Как их называли:

а)«сады здоровья»;б)«врачебные сады»;в)«лекарственные сады»


7.30. В середине ХVI в. начали появляться первые фармакопеи, в которых перечислялись:

а) используемые в данном городе или государстве лекарства;

б) состав лекарств;

в) применение и стоимость лекарств.

ТЕМА № 8. МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ
8.1. Определяющее значение для развития диалектических взглядов на природу и развитие медицины в целом имели естественнонаучные открытия Нового времени, среди которых основными были:

а) закон сохранения и превращения энергии;

б) теория клеточного строения живых организмов;

в) открытие метода электрокардиографии;

г) открытие химической природы нервной реакции;

д) эволюционное учение.


8.2. Крупнейшая анатомическая школа сфор­мировалась в:

а) Сорбонне; б) Оксфорде; в) Лейденскому университете


8.3. Создателем первого анатомического музея, выполнившим коллекцию препаратов врожденных аномалий и пороков развития, широко использовавшим метод инъекции кровеносных сосудов окра­шенными и затвердевающими жидкостями был:

а) Николас Тюльп; б) Фредерик Рюйш; в) Джованни Морганьи.


8.4. Термин «биология» - совокупность наук о живой природе - был предложен: а) Ж.Ламарком; б) К.Линнеем; в) Ч. Дарвином.
8.5. Карл Линней (1707-1778):

а) первым разделил животных на позвоночных и беспозвоночных, и ввел эти понятия;

б) впервые предложил основы классификации трех царств природы, каждое из которых разделил на классы, отряды, роды, виды;

в) доказал, что существующие виды животных растений произошли от ранее распространенных в результате эволюции, главными факторами которой он определил изменчивость, наследственность и естественный отбор в условиях борьбы за существование.


8.6. Жан Ламарк (1744-1829):

а) первым разделил животных на позвоночных и беспозвоночных, и ввел эти понятия,

б) впервые предложил основы классификации трех царств природы, каждое из которых разделил на классы, отряды, роды, виды;

в) доказал, что существующие виды животных растений произошли от ранее распространенных в результате эволюции, главными факторами которой он определил изменчивость, наследственность и естественный отбор в условиях борьбы за существование.


8.7. Чарльз Дарвин (1809-1882):

а) первым разделил животных на позвоночных и беспозвоночных, и ввел эти понятия;

б) впервые предложил основы классификации трех царств природы, каждое из которых разделил на классы, отряды, роды, виды;

в) доказал, что существующие виды животных растений произошли от ранее распространенных в результате эволюции, главными факторами которой он определил изменчивость, наследственность и естественный отбор в условиях борьбы за существование.


8.8. Основоположником генетики, определившим, что орга­низмы содержат наследственные факторы, передающиеся при скрещи­вании потомству, и что эта передача определяется вариационно-статистическими закономерностями, был:

а) Матиас Шлейден; б) Марчелло Мальпиги; в) Грегор Мендель


8.9. Грегор Мендель (1822-1824) - автор труда:

а) «Система природы»;

б) «Опыты над растительными гибридами»;

в) «Философия зоологии».


8.10. Врач и анатом, открывший капилляры, описавший фор­менные элементы крови, почечные тельца и слой эпидермиса:

а) Ян Пуркинье (1787-1869);

б) Теодор Шванн (1810-1882);

в) Марчелло Мальпиги (1628-1694).


8.11. Автор теории клеточного строения растений, показавший что растительная клетка имеет ядро и определивший его роль в разви­тии и делении клеток:

а) Теодор Шванн (1810-1882);

б) Матиас Шлейден (1804-1881); в) Ян Пуркинье (1787-1869).
8.12.Теодор Шванн (1810-1882):

а) открыл животную клетку;

б) открыл растительную клетку;

в) определил клетку как структурную универсальную единицу расти­тельного и животного мира;

г) открыл волокна проводящей системы сердца.
8.13. Ян Евангелист Пуркинье (1787-1869):

а) открыл эффект «животного» электричества;

б) впервые описал нервные клетки в сером веществе головного мозга;

в) открыл волокна проводящей системы сердца;

г) впервые описал яичники.
8.14. В истории микробиологии выделяются периоды:

а) микроскопический; б) макроскопический;

в) эмпирический; г) экспериментальный.
8.15. Автор метода вакцинации:

а) Луи Пастер (1822-1895); б) Эдвард Дженнер (1749-1823);

в) Джозеф Листер; г) Роберт Кох (1843-1910).
8.16. Луи Пастер (1822-1895):

а) открыл возбудителя туберкулеза и холерный вибрион;

б) организатор первой в мире антибарический станции;

в) основоположник представлений об искусственном иммунитете;

г) создатель фагоцитарной теории иммунитета;

д) создатель вакцин против сибирской язвы и бешенства.


8.17. Первооткрыватель ферментативной природы молочнокис­лого, спиртового и маслянно-кислого брожения:

а) Д. Листер; б) П. Эрлих; в) Л. Пастер


8.18. Джованни Батиста Морганьи (1682-1771) - основоположник:

а) теории органопатологии; б) теории тканевой патологии;

в) теории целлюлярной патологии.
8.19. Мари Франсуа Биша (1771-1802) - основоположник:

а) теории органопатологии; б) теории тканевой патологии;

в) теории целлюлярной патологии.
8.20. Рудольф Вирхов (1821-1902) - основоположник:

а) теории органопатологии; б) теории тканевой патологии;

в) теории целлюлярной патологии.
8.21. Основоположник европейской клинической школы, один из первых применивший в клинике термометр, сочетавший тщатель­ное обследование больного с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями:

а) Леопольд Ауэнбруггер; б) Герман Бурхааве;

в) Николай Бидлоо; г) Даниэл Фаренгейт
8.22. Даниэл Фаренгейт (1686-1736):

а) автор метода аускультации;

б) предложил стоградусную шкалу в градировании термометра;

в) автор первого надежного спиртового и ртутного термометра.


8.23. М. Штремер:

а) модифицировал термометрическую градуировку А. Цельсия;

б) соавтор Р. Реомюра в разработке спиртового термометра со шкалой от 0° до 80°;

в) возродил метод аускультации Л. Ауэнбруггера.

8.24. Перкуссия - это:

а) «метод выслушивания для распознания болезней легких и сердца»;

б) «метод выстукивания для обнаружения скрытых внутри болезней».
8.25. Аускультация - это:

а) «метод выслушивания для распознания болезней легких и сердца»;

б) «метод выстукивания для обнаружения скрытых внутри болезней».
8.26. Автор метода перкуссии грудной клетки:

а) Жан Корвизар; б) Рене Лаэннек;

в) Леопольд Ауэнбруггер; г) Джозеф Листер.
8.27. Метод перкуссии Л. Ауэнбруггера возродил:

а) Рене Лаэнек; б) Уильям Мортон;

в) Игнац Земмельвейс; г) Жан Корвизар.
8.28. Изобретатель стетоскопа и метода опосредованной аускультации:

а) Леопольд Ауэнбруггер; в) Теодор Шванн:

б) Рене Лаэннек; г) Джозеф Листер.
8.29. Автор антисептического метода борьбы с хирургической инфекцией с применением раствора хлорной извести:

а) И. Земмельвейс; б) Д. Листер; в) У. Мортон


8.30. Джодзеф Листер:

а) автор антисептического метода борьбы с хирургической инфекцией с применением раствора хлорной извести;

б) основоположник антисептического метода борьбы с хирургической инфекцией с применением раствора карболовой кислоты.
8.31. Комплекс методов по уничтожению микробов (инфекционного начала), находящихся в самой ране - это:

а) асептика; б) стерилизация; в) антисептика.


8.32. Методы обработки предметов, соприкасающихся с раной (инструментов, перевязочного материала, рук хирурга) с целью преду­преждения ее инфицирования - это:

а) пастеризация; б) антисептика; в) асептика.


8.33. Впервые закись азота для обезболивания была применена:
а) в зубоврачебной практике; б) в акушерстве; в) в хирургии.
8.34. Впервые закись азота с целью обезболивания применил:

а) Х. Дэви; б) М. Фарадей; в) Г. Уэллс; г) У. Мортон.


8.35. Впервые эфирный наркоз при проведении операции при­менил: а) Дж. Бланделл: б) Лонг; в) М. Фарадей.
8.36. Первое успешное переливание крови ягненка человеку удалось: а) Дж. Бланделлу; б) X. Дэви; в) Дели, г) Поттеру.
8.37. Джордж Бланделл:

а) открыл группы крови;

б) доказал видоспецифичность как основной принцип переливания крови; в) открыл резус-фактор.
8.38. Научно обоснованное переливание крови стало возмож­ным благодаря всему перечисленному, кроме:

а) создания учения об иммунитете Мечниковым и Эрлихом;

б) открытия групп крови;

в) становления научных взглядов в области кроветворения.


8.39. Группы крови системы АВО открыл:

а) Поттер; б) Т.Кохер; в) Дж.Бланделл; г) К.Ландштейнер.


8.40. Впервые произвел резекцию желудка, пищевода, гортани, обширное иссечение языка при раке:

а) Теодор Кохер; б) Амбруаз Паре; в) Теодор Бильрот.



Каталог: bibliotxt
bibliotxt -> Урок 1 Посмотрите в словаре значение следующих слов и выражений: Атом
bibliotxt -> Методическое пособие по написанию истории болезни для студентов медицинских вузов
bibliotxt -> Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов III-IV курсов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»
bibliotxt -> Курс лекций по истории медицины для студентов стоматологического факультета Под редакцией
bibliotxt -> Учебное пособие по чтению и развитию речи для иностранных студентов
  1   2