Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История литературоведческих




Скачать 290.69 Kb.
Дата13.01.2017
Размер290.69 Kb.
ТипПрограмма курса
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ

УЧЕНИЙ

Программа курса

Казань—2007

ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова–Ленина»

Печатается по решению редакционно–издательского совета факультета татарской филологии и истории

Рекомендовано кафедрой методики преподавания татарского языка и литературы (протокол № 9 от 7 мая 2007 г.)

Научный редактор

проф. Галиуллин Т.Н.

Составитель

проф. Загидуллина Д.Ф.

История литературоведческих учений: программа курса / Казан.гос.ун–т им.В.И.Ульянова–Ленина; сост. Д.Ф.Загидуллина; ред. Т.Н.Галиуллин.— Казань: Казан.гос.ун–т, 2007.— 17 с.

ПРЕДИСЛОВИЕ

История науки о литературе — фундаментальная историко-филологическая дисциплина в системе гуманитарного образования. Курс формирует представление о развитии теоретических идей, концепций изучения литературы, об особенностях конкретных литературоведческих исследований с древнейших времен до наших дней, знакомит с основными направлениями и школами литературоведения, с деятельностью отдельных ученых, с характеристикой основных методов, сложившихся в науке о литературе.


Цель курса — ознакомление с основными тенденциями развития науки о литературе в теоретическом и методологическом аспектах; оказание помощи начинающим литературоведам в овладении методами, выработанными в филологии.

Основными задачами курса являются:

  1. определение предмета и задач истории литературоведения;

• выявление места истории литературоведения в системе истории гуманитарных наук;

• ознакомление с научными направлениями, школами и наиболее известными трудами их представителей;

• описание наиболее известных методов изучения литературы;

• овладение навыками анализа и интерпретации литературного произведения в русле определенной научной методологии.


Лекционная часть сопровождается практическими работами, где предполагается применение теоретических знаний при анализе художественных произведений. Анализ и интерпретация произведений при помощи мифопоэтического, культурно-исторического, социологического, психологического, структурного, сравнительного метода должны служить определению механизма функционирования конкретного метода в современных условиях.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

Виды занятий

Кол-во часов

Лекции

34

Самостоятельные занятия

52

ВСЕГО

86

Итоговая аттестация

экзамен


ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса.

Периодизация истории литературоведения. Исторический подход. Типология, связанная с учетом формально-содержательных аспектов литературных явлений: направления, в которых приоритет отдается содержанию (психологическая школа, культурно-историческая, социологическая и др.), и направления, в которых доминантой выступает форма (формальный метод, структурализм, нарратология и др.). Типология, связанная с понятием инстанций: инстанция автора (биографический метод, психоанализ, психологическое направление); инстанция текста (структурализм, постструктурализм); инстанция читателя (рецептивная эстетика, герменевтика); инстанция «внетекстовых рядов» (культурно-историческая школа, социологизм).


  1. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ УЧЕНИЙ В ДРЕВНОСТИ

1.1. Учение о литературе в Древности и Средние века

Литературоведение в Древней Греции. Значение трудов Платона и Аристотеля в развитии науки о литературе в Европе (выявление аспектов научной спецификации литературоведения; разработка проблем эстетического содержания литературы (сущность категории «подражания» Аристотеля и т.п.); определение корпуса проблем науки о литературе).

Возникновение и этапы становления науки о литературе (балягат) на арабском Востоке. Проблемы классификации наук (Ибн Халдун, XIV в.), возникновение теории арабской системы стиха аруз (Х.Фарихиди, Сибаваихи). Интерпретация «Поэтики», «Метафизики» Аристотеля (Аль–Фараби). Энциклопедический труд Абу Али Сины «Китаб-эш-шифа». Обоснование Ас–Саккаки («Мифтах аль–ильм») трех направлений балягат: бадиг, баян, маган, определение их структуры. Труды Р.Ватват, Шамсе Кайс Рази, Насретдина Туси, Вахида Табризи и др.

Проникновение арабско–персидской поэтики в тюркоязычную среду как научной надстройки, теоретического руководства. Существование теоретико-литературной информации в самой структуре литературного произведения (на примере творчества Кол Гали, Рабгузи, Меджлиси, С.Сараи, Мухаммедьяра, Хорезми, Максуди и др.). Труды А.Навои и Захираддина Бабура о тюркском арузе.


2. НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ В XVIII ВЕКЕ
Становление эстетики как учения о прекрасном. «Эстетика» А. Баумгартена.

Нормативные поэтики. «Поэтическое искусство» Н. Буало как пример нормативных поэтик «запада».


3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ В XIX ВЕКЕ
Формирование новой научной парадигмы в первой половине XIX века. Значение трудов Шеллинга в истории науки о литературе. Философско-эстетический дискурс в науке о литературе в «Эстетике» Гегеля.
3.1.Литературоведческие направления, школы, методы
3.1.1. Мифологическая школа

Возникновение мифологической школы на рубеже ХYШ–Х1Х вв. Влияние «Немецкой мифологии» братьев Гримм на становление мифологической школы.

Мифологическая школа в русском литературоведении: А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев.

Традиции мифологической школы в трудах К.Насыйри, Ш.Марджани, В.В.Радлова и др.


3.1.2. Биографический метод

Теоретико-методологические основания биографического метода. Жизнь и творчество Ш.О.Сент-Бева. Биографический метод в русском литературоведении Х1Х в. (научная деятельность Н.А.Котляревского).

Трансформация биографического метода во второй половине ХХ века: импрессионистская критика, эссеизм.

Биографический подход при изучении наследия крупных художников слова (Г.Тукая, С.Рамиева, Ш.Бабич и др.) в трудах татарских ученых XX века. Использование биографического подхода при изучении творчества М.Джалиля, Х.Туфана и др. Эссеистика на рубеже ХХ-ХХ1 вв.



3.1.3. Культурно-историческая школа

Предпосылки возникновения культурно-исторического метода. Влияние философии позитивизма на становление культурно-исторической школы. Научная концепция И.А.Тэна.

Культурно-историческая школа в русском литературоведении: А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов и др. Эволюция культурно–исторического метода: взгляды В.В.Плотникова, Л.Е.Комачевского, Б.И.Пуришева.

Идеи культурно—исторической школы в татарском литературоведении. Возникновение школы «общественников». Научная концепция школы. Труд Дж.Валиди «Движение татарской литературы», работы Г.Исхаки, Г.Ибрагимова, Ф.Амирхана, Г.Рахима, Н.Хальфина, Г.Сагди. Э.Р.Галиева о культурно–исторической школе в татарском литературоведении 20–х гг. ХХ в.



3.1.4 Сравнительно-историческое направление.

Становление сравнительно—исторической школы. А.Н.Веселовский как теоретик сравнительно-исторического направления в русском литературоведении Х1Х в.

Трансформации сравнительно-исторической методологии в XX веке: труды В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада.

Проблема сравнительного и сопоставительного изучения литератур.

Изучение взаимодействий татарской литератур с восточными, русской и западноевропейскими литературами в трудах Ю.Г.Нигматуллиной, Х.Ю.Миннегулова, Э. Г. Нигматуллина, О.Х.Кадырова, Н.Ш.Хисамова, В.Р.Аминевой и др.
3.1.5. Психологическое направление

Духовно–историческая школа в Германии (В.Дильтей, В.Вундт), психологическая школа во Франции (Г.Тард, Э.Эннекен). Причины и условия возникновения психологического направления в русском литературоведении. Концепции А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико–Куликовского.

Психологический подход в татарском литературоведении начала ХХ века. Взгляды М.Марджани, Дж.Валиди, Г.Ибрагимова, Г.Губайдуллина, А.Мухетдинии и др. Труд Г.Баттала «Теория литературы».

Концепция психологического анализа литературного произведения в 1920–30–е гг. (Л.С.Выготский). Исследования К.Леонгарда, Мюллер–Фрейнфельс и др.


4. НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ, МЕТОДЫ В XX ВЕКЕ
4.1. Психоанализ

Теоретические основы психоаналитической критики. Жизнь и деятельность З.Фрейда. Психоаналитические труды Фрейда. Психоанализ К.Г.Юнга. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Теория архетипов. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма. Понятие о социальном бессознательном. Исследования Ж.Лакана.

Психоаналитические теории в России в 20–е гг. ХХ в. (И.Д.Ермаков). Психоанализ в современном литературоведении.
4.2. Социологизм

Возникновение социологизма. Различие социологического и культурно–исторического методов. Особенности применения социологического метода в русском и татарском литературоведении. Взгляды П.Н.Сакулина. Труды Г.Нигмати, Ф.Бурнаша.

Вульгарный социологизм: генезис и суть (В.М.Фриче, поздние работы В.Ф.Переверзева). Ф.Г.Галимуллин о вульгарном социологизме в татарском литературоведении.

Социологизм как элемент в литературоведческих концепциях второй половины ХХ века (В.Н.Волошинов, Г.А.Гуковский).

Возникновение новых концепций, направлений, сумевших преодолеть редукционизм социологического подхода. Жизнь и деятельность М.М.Бахтина, концепция диалога. Попытка расширить возможности социологического метода в трудах М.Гайнуллина, Г.Халита, И.Нуруллина.

Социологизм в мировом масштабе: в Германии (Б.Брехт, Г.Лукач), в Италии (Г.Вольпе), во Франции, стремления к синтезу социологизма и структурализма (Л.Гольдман), социологизма и семасиологии.


4.3. Формальная школа.

Научная методология формальной школы. Труды В.Шкловского, Б.Эйхенбаум, Б.Томашевского. Понятия «прием/материал», «мотивировка», «остранение» и др. Формальная школа и литературоведческие методологии XX века.

Влияние формальной школы на взгляды татарских литературоведов. Статьи Х.Такташа, Х.Туфана о стихосложении. Труды Х.Вали. Т.Н.Галиуллин о формализме в татарской литературе и литературоведении.

4.4. Структурализм

Роль пражского лингвистического кружка и женевской лингвистической школы в формировании структурализма. Понятия структуры, функции, элемента, уровня, оппозиции и др. Взгляды Я.Мукаржовского: структурная доминанта и норма.

Деятельность парижской семиотической школы (ранний Р.Барт, К.Леви–Стросс, А.Ж.Греймас, К.Бремон, Ж.Женетт, У.Тодоров), бельгийской школы социологии литературы (Л.Гольдман и др.).

Структурализм в России. Попытки применения структурного метода в изучении татарского фольклора (работы М.С.Магдеева, М.Х.Бакирова, А.Г.Яхина), в школьном анализе (А.Г.Яхин), при изучении истории татарской литературы (Д.Ф.Загидуллина и др.).

Возникновение нарратологии — теории повествовательных текстов в рамках структурализма: П.Лаббок, Н.Фридман, А.–Ж.Греймас, Ж.Женетт, В.Шмид. Терминологический аппарат нарратологии.

Б.С.Мейлах о комплексном методе в литературоведении. Казанская базовая группа Ю.Г.Нигматуллиной. Проблемы прогнозирования развития литературы и искусства. Труды Ю.Г.Нигматуллиной.

Комплексный метод в исследованиях татарских литературоведов Т.Н.Галиуллина, А.Г.Ахмадуллина, Р.К.Ганиевой и др.
4.5. Тартусско-Московская семиотическая школа.

Возникновение тартусско–московской семиотической школы. Деятельность Ю.М.Лотмана, его взгляды относительно применения структурного метода: термины «минус–прием», «доминанта», «внетекстовые связи». Концепция семиосферы.

Работа Б.Успенского «Поэтика композиции». Исследования в области стихосложения в русском и татарском литературоведении (Х.Госман, Н.Г.Юзиев).
4.6. Герменевтика

Первые сведения о проблеме интерпретации в Древней Греции и на Востоке. Взгляды представителей немецкой «духовно–исторической» школы (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей). Концепция Х.Г.Гадамера. Понятие «герменевтического круга». Герменевтическая теория в современном русском литературоведении (Ю.Борев, Г.И.Богин).


4.7. Рецептивная эстетика

Возникновение школы рецептивной эстетики в Констанцком университете. Значение трудов Г.Р.Яусса и В. Изера в истории направления. Аспекты изучения читателя в рамках рецептивной эстетики. Понятия «горизонт ожидания», «коммуникативная определенность/неопределенность», «эстетический опыт».



4.8. Современные направления литературоведения

Постструктурализм. Феноменология. Деконструктивизм. Мультикультурализм.

Возможности использования различных методов в татарском литературоведении.


5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ

№ темы

Количество часов

Введение

1.1.


2.

3.

3.1.1.



3.1.2.

3.1.4.


3.1.5.

4.1.


4.2.

4.3.


4.4.

4.5.


4.6.

4.7.


4.8.

Всего


2 ч.

2 ч.


2 ч.

2 ч.


2 ч.

2 ч.


2 ч.

2 ч.


2 ч.

2 ч.


2 ч.

2 ч.


2 ч.

2 ч.


2 ч.

4 ч.


34 ч.


6. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ1

6.1. N (литературовед) в истории литературоведения — формирование библиографии трудов ученого и публикаций, посвященных его жизни и деятельности, общий обзор.

6.2. Место, роль NN (школы, направления, метода) в истории литературоведения — формирование библиографии трудов ученых и публика­ций, посвященных NN, общий обзор.

6.3. N (литературовед) в истории литературоведения — анализ концепции и взглядов.

6.4. Место, роль NN (школы, направления, метода) в истории литературоведения — анализ концепции и взглядов.

6.5. N (литературовед) в Интернете (Рунете) — аннотированное описание Интернет-ресурсов.

6.6. NN (школа, направление, метод) в Интернете (Рунете) — ан­нотированное описание Интернет-ресурсов.

6.7. NNN (публикация по истории литературоведения) — составление реферата / предметного указателя / именного указателя.


7. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ

7.1. N (литературовед) в истории литературоведения.

7.2. Биографический метод в татарском литературоведении.

7.3. Культурно–исторический метод в татарском литературоведении.

7.4. Мифопоэтический метод в татарском литературоведении.

7.5. Сравнительно–исторический метод в татарском литературоведении.

7.6. Психологическое направление в татарском литературоведении.

7.7. Формальная школа в татарском литературоведении.

7.8. Психоанализ в современном татарском литературоведении.

7.9. Структурный метод в современном татарском литературоведении.

7.10. Идеи нарратологии в современном татарском литературоведении.

7.11. Интерпретация в современном татарском литературоведении.

7.12. Трансформация социологического метода в современном татарском литературоведении.

7.13. Идеи рецептивной эстетики в современном татарском литературоведении.

7.14. Сравнительный метод в татарском литературоведении.

7.15. История восточного литературоведения.

7.16. История татарского литературоведения нач. ХХ века.

7.17. История татарского литературоведения 1920–30–х гг.

7.18. История татарского литературоведения 1940–50–х гг.

7.19. История татарского литературоведения 1960–80–х гг.

7.20. История татарского литературоведения 1980–2000 гг.

7.21. Татарское литературоведение в нач. ХХ1 в.


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

8.1. Основная учебная литература

Академические школы в русском литературоведении / П.А.Николаев, А.И.Баландин, А.Л.Гришунин и др.—М.: Наука, 1975 — 515 с.

Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Гл.научн.ред. Е.А.Цурганова. — М.: Интрада, 2004.— 560 с.

Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х–ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. Сост., общ.ред. Г.К.Косикова.— М.: Изд–во МГУ, 1987.— 510 с.

Зинченко В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход / В.Г.Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе.— М.: Флинта: Наука, 2002.— 200 с.

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии) / Г.К.Косиков. — М.: Прогресс, 1998.— 221 с.

Крупчанов Л.М. Культурно–историческая школа в русском литературоведении / Л.М.Крупчанов.— М.: Просвещение, 1983.— 223 с.

Мусульманкулов Р. Персидско–таджикская классическая поэтика Х–ХУ вв./ Р.Мусульманкулов.— М.: Наука, 1988.— 240 с.

Основы сравнительного и сопоставительного литературоведения: Учеб.пособие по спецкурсу. Автор–сост.В.Р.Аминева.— Казань: Казан.гос.ун–т, 2007.— 48 с.
Б) на татар.языке
Галиева Э.Р. Татар әдәбият белемендә культура–тарих мәктәбе / Э.Р.Галиева.— Казан: «Фән» нәшр., 2002.— 360 б.

Галимуллин Ф. Әле без туганчы… (1920–1930 еллар әдәби хәрәкәтенә бер караш) / Ф.Галимуллин.— Казан: Татар.кит.нәшр., 2001.— 320 б.

Галимуллин Ф.Г. Эстетика һәм социологизм / Ф.Г.Галимуллин.— Казан: Мәгариф, 1998.— 222 б.

Заһидуллина Д. Әдәбият кануннары һәм заман (Татар әдәбият нәзариясенең барлыкка килүе һәм үсеш баскычлары) / Д.Заһидуллина — Казан: Татар.кит.нәшр., 2000.— 271 б.


8.2. Труды литературоведов
Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.:Прогресс, 1989.— 615 с.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М.Бахтин. — М.:«Худож.лит–ра», 1975.—502 с.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. — М.: «Сов. Писатель», 1963.— 369 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. — М.: Искусство, 1979.— 423 с.

Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы: Статьи / П.Н.Берков. – Л.: «Худож.лит–ра», 1981.— 495 с.

Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев. – М.: Политиздат, 1975.— 270 с.

Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. – М.:Искусство, 1968— 576 с.

Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика нач. ХХ века / М.Гайнуллин.— Казань: Тат.книж.изд–во, 1983.— 352 с.

Гадамер Х.–Г. Истина и метод Основы философской герменевтики / Х.–Г.Гадамер.— М.: Прогресс, 1988.— 704 с.

Гадамер Х.—Г. Актуальность прекрасного/ Х.–Г.Гадамер.— М.: Искусство, 1991.—367 с.

Гачев Г. Национальные образы мира: Общие вопросы / Г.Гачев. – М.: «Сов.писатель», 1988.— 445 с.

Гачев Г. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама (интеллектуальные путешествия) / Г.Гачев. – М., 2002.— 326 с.

Гринцер П.А. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада / П.А.Гринцер. – М.: Наука, 1997.— 213 с.

Грюнебаум Э.Ф. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Статьи разных лет / Э.Ф.Грюнебаум. – М.: Наука, 1981.— 227 с.

Грякалов А.А. Структурализм в эстетике. Критический анализ / А.А.Грякалов. — Л.: Изд–во ЛГУ, 1989.— 173 с.

Давлетшина Л.Х. Мифологизм в татарской прозе конца ХХ–начала ХХ1 вв./ Л.Х.Давлетшина.— Казань: РИЦ« Школа», 2006.— 140 с.

Дильтей В. Описательная психология / В.Дильтей.— М.: Русский книжник, 1924.— 118 с.

Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. Пер. с румын. М.В.Фридмана / А.Дима. — М.: Прогресс, 1977.— 229 с.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. Пер.со словац. / Д.Дюришин — М.: Прогресс, 1979.— 320 с.

Ермаков И.Д. Психоанализ литературы: Пушкин, Гоголь, Достоевский / И.Д.Ермаков. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.— 511 с.

Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Пер. С фр. /Жерар Женетт.— т.1-2.— М.: Изд–во им.Сабашниковых, 1998.— 470 с.

Мукаржовский Я. Структурная поэтика / Я.Мукаржовский.— М., 1996.— 324 с.

Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. – М.: Наука, 1976.— 359 с.

Нигматуллин Э. Татарская литература нач.ХХ века (до 1917 года) в ее отношении к западноевропейской литературе и философско–эстетической мысли / Э.Нигматуллин.— Казань, 1972.— 232 с.

Нигматуллина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного творчества/ Ю.Г.Нигматуллина. — Казань: Изд–во Казан.ун–та, 1983.—104 с.

Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии русской и татарской литератур / Ю.Г.Нигматуллина. — Казань: Фэн, 1997.— 189 с.

Овсянико–Куликовский Д.Н. Литературно–художественные работы / Д.Н.Овсянико–Куликовский. В 2–х тт.— М.: Худож.лит–ра, 1989.— Т.1.— 541 с.; Т.2.— 525 с.

Осьмакова Л.Н. Хрестоматия по теории литературы / Л.Н.Осьмакова. — М.: Просвещение, 1982.— 448 с.

Пропп В.Я. Морфология сказки / В.Я.Пропп.— М.: Наука, 1969.— 168 с.

Саяпова А. Поэзия Дардменда и символизм/ А.Саяпова.— Казань, 1997.— 210 с.

Смирнов И.П. Смысл как таковой / И.П.Смирнов. — СПб.: Акад.проект, 2001.— 344 с.

Сравнительное и сопоставительное литературоведение. Хрестоматия. – Казань: Изд–во «ДАС, 2001.— 390 с.

Сравнительное литературоведение: теоретический и исторический аспекты: Материалы Международной конференции «Сравнительное литературоведение» (V Поспеловские чтения) /Ред. коллегия: П.А.Николаев, М.Л.Ремнева, А.Я. Эсалнек. — М., 2003.—682 с.

Структурализм: «за» и «против»: Сб.статей под ред. Е.Я.Басина, М.Я.Полякова. — М.: Наука, 1975.— 302 с.

Тодоров Ц. Понятие литературы / Ц.Тодоров // Семиотика: Анталогия. — М.: Акад.проект, 2001.— С.376-391.

Тодоров Ц. Теории символов / Ц.Тодоров.— М.: Дом.интеллектуальной книги, 1998.— 384 с.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н.Топоров. — М.: Прогресс, 1995.— 623 с.

Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы/ Ю.Н. Тынянов. — Л.: Прибой, 1929.— 596 с.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино/ Ю.Н. Тынянов. — М.: Наука, 1977.— 574 с.

Тэн И. Философия искусства /И.Тэн.— М.: Республика, 1996.— 351 с.

Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей А.П.Чехова») / В.И.Тюпа. —Тверь, 2001.— 123 с.

Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А.Успенский. — СПб.: Азбука, 2000.— 348 с.

Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вструп. ст. Г.К.Косикова.— М.: Прогресс, 2000.— 533 с.

Фрейд З. Художник и фантазирование / З.Фрейд. — М.: Республика, 1995.— 398 с.

Фромм Э. Психоанализ и этика/ Э.Фромм.— М.: Прогресс, 1998.— 453 с.

Халит Г. Многоликая лирика / Г.Халит.— Казань:Таткнигоиздат, 1990.— 405 с.

Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим; Монологи.— Пер. с нем. И предисл. С.Л.Франка.— М.; Киев: REFL-Book: ИСА, 1994.— 417 с.

Шкловский В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский — М.: Сов.писатель, 1983.— 383 с.

Шмид В. Нарратология / В.Шмид. — М., 2003.— 643 с.

Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. — М.: Сов.писатель, 1987.— 540 с.

Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб.статей / Б.М. Эйхенбаум. — Л.: Худож.литература, 1986.— 453 с.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVIII–ХIХ вв./ Е.Г.Эткинд — М.:Выс.школа, 1999.— 312 с.

Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г.Юнг. — М.: Наука, 1991.— 512 с.

Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К.Г.Юнг. — М., 1995.— 132 с.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г.Юнг.— М.: Совершенство, 1997.— 383 с.

Якобсон Р.О. Работы по поэтике / Р.О.Якобсон.— М.: Прогресс, 1987.— 460 с.

Яусс Г.Р. История литературы как провокация литературоведения / Г.Р.Яусс // Новое литературное обозрение. — М., 1995. —№ 12. — С.57-78.

Б) на татар.языке2:
Әмирхан Ф. Әсәрләр. 4 томда / Ф.Әмирхан.— Т.3.— Казан: Тат.кит.нәшр., 1994.— 511 б.

Бакиров М. Х. Фольклор жанрларын система итеп тикшерњ / М.Х.Бакиров. — Казан: КДУ нђшр.,1987. – 164 б

Баттал Г. Габдулла Тукаев / Г.Баттал.//Мирас.— 1996.—№ 4.— 64–68 бб.

Бурнаш Ф. Әдәбият һәм сәнгать турында: Мәкаләләр һәм рецензияләр / Ф.Бурнаш.— Казан: Тат.кит.нәшр., 1963.— 576 б.

Вәли Х. Татар шигырь төзелеше (метрикә) / Х.Вәли.— Казан: Яңалиф, 1929.— 134 б.

Вәлиди Җ. Татар әдәбиятының барышы / Җ.Вәлиди.— Оренбург, 1912.— 122 б.

Газиз Г. Яшь әдәбиятыбызда — яшь йөрәкләр / Г.Гобәйдуллин. // Аң.— 1913.— № 11.— 189–192 бб.

Галиуллин Т.Н. Шигърият баскычлары: Әдәби тәнкыйть мәкаләләре / Т.Н.Галиуллин.— Казан: Мәгариф, 2002.— 231 б.

Ганиева Р.К. Татар әдәбияты: традицияләр, багланышлар / Р.К.Ганиева.— Казан: Казан ун–ты нәшр., 2002.— 272 б.

Гафиятуллина Н.М. ХХ гасыр татар шигъриятендә Тукай / Н.М.Гафиятуллина. – Казан: «Матбугат йорты», 2002.– 152 б.

Госман Х. Егерменче еллар татар поэзиясе / Х.Госман.— Казан: КДУ нәшр., 1964.— 395 б.

Гыйльманов Г. Образ. Символ. Рухи кодлар / Г.Гыйльманов //Казан утлары.– 1999.– № 4.– 146–152 бб.

Ибраһимов Г. Әсәрләр. 8 томда./ Г.Ибраһимов.— т.5.— Казан: Тат.кит.нәшр., 1978.— 615 б.

Исхакый Г. Татар әдәбияты. «Үги балалар» / Г.Исхакый // Мирас.— 1998.— № 2.— 45–47 бб.

Насыйри К. Сайланма әсәрләр. 2 томда. / К.Насыйри.— Т.1.— Казан: Таткитнәшр., 1974.— 339 б.; Т.2.— 1975.— 317 б.

Нигъмәти Г. Әдәбият һәм тормыш./ Г.Нигмәти.— Казан: Яңалиф, 1931.— 107 б.

Нуруллин И. ХХ йөз башы татар әдәбияты / И.Нуруллин.— Казан: КДУ нәшр., 1966.— 427 б.

Рәхим Г. Халык әдәбиятыбызга бер караш / Г.Рәхим.//Мирас.— 1996.— № 5–6.— 42–63 бб.

Сәгъди Г. Символизм турында / Г.Сәгъди.— М.: Центр.издат, 1932.— 132 б.

Такташ Һ. Әсәрләр. 3 томда / Һ.Такташ.— Т.3.— Казан: Тат.кит.нәшр., 1983.— 478 б.

Урманче Ф. Борынгы миф һәм бүгенге шигърият / Ф.Урманчеев.— Казан: РИЦ Школа», 2002.— 260 б.

Халит Г. Яңа гасыр поэзиясе: ХХ гасыр башы ?1905–1917 еллар). Татар поэзиясендә иҗат методы, лирик герой, традиция һәм новаторлык мәсьәләләре. / Г.Халит.— Казан: Тат.кит.нәшр., 1979.— 167 б.

Юзиев Н. Шигърият дөньясы / Н.Юзиев.— Казан: Тат.кит.нәшр., 1981.— 312 б.

Яхин А.Г. Әдәбият дәресләре / А.Г.Яхин.— Казан: Мәгариф, 2003.— 159 б.

Яхин А.Г., Мәһдиев М.С. Халык иҗаты әсәрләрен система итеп тикшерү тәҗрибәсе / А.Г.Яхин, М.С.Мәһдиев.— Казан: Казан ун–ты нәшр., 1982.— 128 б.
8.3. Исследования по истории школ, направлений
Автономова Н. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н.Автономова.— М.: Наука, 1977.— 271 с.

Аллахвердиев Т. Труд Хатиба Тебрези «Китаб ал–кафи фи–л–аруз ва–л–кавафи» как источник по восточной поэтике / Т.Аллахвердиев.— Баку: Элм, 1992.— 232 с.

Богин Г.И. Филологическая герменевтика / Г.И.Богин. — Калининград, 1982.— 87 с.

Возникновение русской науки о литературе / Редколл. Николаев П.И. и др.— М.: Наука, 1975.— 464 с.

Герменевтика: история и современность.— М.: Мысль, 1985.—304 с.

Козлов А. Мифологическое направление в литературоведении / А.Козлов.— М.: Высш.школа, 1984.— 175 с.

Косиков Г.К. Методология «генетического структурализма» Л.Гольдмана и его школы / Г.К.Косиков // Социология художественной литературы в современном зарубежном литературоведении. —М., 1976. —С.97-129.

Косиков Г.К. От Проппа к Греймасу/ Г.К.Косиков // Вестник МГУ. Сер. Филология. —1996. —№ 1.— С.48-61.

Кузнецов В. Герменевтика в России / В.Кузнецов.— Воронеж: Изд–во Воронеж.гос.ун–та, 2002.— 269 с. Куделин А. Средневековая арабская поэтика (вторая пол.УШ–Х вв.)/ А.Куделин.— М.: Наука, 1983.— 261 с.

Курилов А. Литературоведение в России ХУШ века / А.Курилов.— М.: Наука, 1981.— 263 с.

Литературно—эстетические концепции в России конца Х1Х–нач.ХХ вв.— М.: Наука, 1975.— 251 с.

Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М.: Гнозис, 1994.—547 с.

Митина С.М. Генетический структурализм: Критический очерк / С.М.Митина.— М.: Наука, 1981.— 96 с.

Нигматуллина Ю.Г. Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного направления в Казанском университете/ Ю.Г.Нигматуллина. — Казань: Фэн, 2004.—249 с.

Николаев П.А. История русского литературоведения / П.А.Николаев и др.— М.:Высш.школа, 1980.— 349 с.

Николаев П. Возникновение марксисского литературоведения в России (Х1Х–ХХ вв.) / П.Николаев.— М.: Изд–во МГУ, 1983.— 366 с.

Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении / Н.В.Осьмаков. — М.:Просвещение, 1981— 160 с.

Пасичный В.Развитие теоретико–литературной и эстетической мысли в Х1Х– первой половине ХХ вв./ В.Пасичный.— Харьков, 1974.— 313 с.

Пресняков О.П. А.А.Потебня и русское литературоведение конца ХIХ – начала ХХ века / О.П.Пресняков. — Саратов: Изд–во Саратовского ун–та, 1978.— 227 с.

Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока.— М.: Наука, 1964.— 340 с.

Пражский лингвистический кружок: Сб.статей — М.: Прогресс, 1967.— 559 с.

Раков В.П. Из истории советского литературоведения. П.Н.Сакулин./ В.П.Раков.—Иваново: ИвГУ, 1984.— 95 с.

Раков В.П. Из истории советского литературоведения. Социологическое направление / В.П.Раков.— Иваново– ИвГУ, 1982.— 87 с.

Раков В.П. Из истории советского литературоведения. Формальная школа / В.П.Раков.— Иваново– ИвГУ, 1982.— 87 с.

Раков В.П. Новая «органическая» поэтика (Литературные теории В.Ф.Переверзева, В.М.Фриче, П.Н.Сакулина).— Иванова: Изд–во ИвГУ, 2002.— 350 с.

Ревякина А. Новые тенденции в методологии советского литературоведения и литературной критики. Научно—аналитический обзор / А.Ревякина.— М.: ИНИОН АН СССР, 1985.— 56 с.

Русская наука о литературе в конце Х1Х–начале ХХ в./Отв.ред. П.А.Николаев.— М.:Наука, 1982.—389 с.

Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней / И.П.Смирнов. — М.: Наука, 1994.— 363 с.

Советское литературоведение за 50 лет (Д.Д.Благой, А.И.Николюкин и др.).— Л.: Наука, 1968.— 428 с.

Современные литературоведческие концепции.— М.: Наука, 1983.— 183 с.

Соловьев Г. Дильтей и Адарно: категория понимания / Г.Соловьев // Проблемы философской герменевтики.— М.,1990.— С.60–115.

Фридлендер Г. Методологические проблемы литературоведения / Г.Фридлендер.— М.: Наука, 1984.— 236 с.

Ханзен-Леве О. Русский формализм: Методология реконструкции развития на основе принципа остранения / О. Ханзен-Леве. — М.: Языки рус.культуры, 2001.— 669 с.

Чиковани Б.С. Современная французская литературная критика и структурализм Ролана Барта / Б.С.Чиковани. — Тбилиси: Изд–во Тбил.ун–та, 1981.— 83 с.



8.4. Справочники

Лейбин В. Постклассический психоанализ. Энциклопедия / В.Лейбин.— Т. 1. — М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006.— 470 с.; Т. 2. — М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006.— 564 с.

Зарубежный психоанализ / Сост. и общ.ред. В.М.Лейбина. — СПб: Питер, 2001.— 505 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. — М.: НПК «Интелвак», 2001. — 1595 с.

Отечественный психоанализ / Сост. и общ. ред. В.М.Лейбина. — СПб.: Питер, 2001.— 445 с.

Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США. Концепции. Школы. Термины /И.П.Ильин, Б.А.Цурганова. — М.: Прогресс, 1995. — 186 с.

Современная литературная теория. Антология. /Сост., прим. Н.В.Кабановой. — М: Флинта: Наука, 1999. — 342 с.

Терминология современного зарубежного литературоведения: Страны Западной Европы и США.— М., 1992. — Вып.1. — 193 с.

Художественное восприятие: основные термины и понятия (Словарь–справочник).— Тверь, 1991. — 123 с.

Энциклопедия глубинной психологии. — Т. 1.— М., 1998; Т. 3. — М., 2002; Т. 4.— М., 2004.




1 Выбор N. NN. NNN по согласованию с преподавателем.

2 Татар телендәге хезмәтләрдән, исемлеккә методларны «чиста» хәлдә кулланган кайберләре генә кертелде. Методларның элементларын файдаланган хезмәтләр гомуми күзәтү өлешендә карала, алар күп булганлыктан, монда саналмыйлар.


  • История литературоведческих учений
  • Основными задачами курса являются
  • ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
  • ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ УЧЕНИЙ В ДРЕВНОСТИ 1.1. Учение о литературе в Древности и Средние века
  • 2. НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ В XVIII ВЕКЕ
  • 3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ В XIX ВЕКЕ
  • 3.1.Литературоведческие направления, школы, методы 3.1.1. Мифологическая школа
  • 3.1.2. Биографический метод
  • 3.1.3. Культурно-историческая школа
  • 3.1.4 Сравнительно-историческое направление.
  • 3.1.5. Психологическое направление
  • 4. НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ, МЕТОДЫ В XX ВЕКЕ 4.1. Психоанализ
  • 4.5. Тартусско-Московская семиотическая школа.
  • 4.7. Рецептивная эстетика
  • 4.8. Современные направления литературоведения Постструктурализм. Феноменология. Деконструктивизм. Мультикультурализм
  • 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ
  • 6. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • 7. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ
  • 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 8.1. Основная учебная литература
  • 8.2. Труды литературоведов
  • Б) на татар.языке
  • 8.3. Исследования по истории школ, направлений