Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История Казахстана кАмЕнный век археология




страница1/16
Дата17.01.2017
Размер3.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

testent.ru стр. 17.01.2017

История Казахстана
кАмЕнный ВЕК

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по веще­ственным историческим источникам. Человек существует на земле более 2 миллионов лет. Останки ископа­емого человека найдены на юге Африки. Этого ископаемого человека назвали «южная обезьяна» - связующее звено между вы­сшей обезьяной и низшим человеком.

Формирование современного чело­века происходило в Северо-Восточной Африке и Юго-За­падной Азии. В Кении между горой Килиманджаро и оз. Виктория в Олдовайском ущелье сохранились останки «человека умелого», возраст которых 1 млн. 750 тысяч лет. Объем мозга этого человека был 652 куб. см (больше, чем у человекообраз­ных обезьян). Прародиной человека является южная и юго-во­сточная Африка.

Дальнейший шаг развития человека - «человек выпрямленный». Представителями его были питекантроп и синантроп. На острове Ява найдены останки питекантропа, который жил около 1 млн. лет тому назад. По сравнению с «человеком умелым», питекантроп имел больший объем мозга - 950 куб. см, череп и челюсти его были менее массивными, ноги стали длиннее, а руки короче. Синантроп («китайский человек») был найден в 1927 году недалеко от Пекина.

Следующей ступенькой в эволюции человека был неандерталец. Первая находка такого человека была сде­лана в местечке Неандерталь в Германии. Объем мозга­ 1300-1400 куб. сантиметров. В 1938 г. в пещере Тешик-Таш в Южном Узбекистане был найден скелет маль­чика-неандертальца 8-9 лет.

В Южном Казахстане (хребет Каратау вблизи Жамбыла) археолог Х.А. Алпысбаев в 1958 г. нашел стоянки первобытного человека древнекаменного века (около 1 млн. лет).

Каменный век получил свое название от каменных орудий, первых орудий, которые сделал чело­век. Каменный век подразделяется на палеолит – древний каменный век и неолит - новый каменный век. Палеолит делится на нижний (ран­ний), средний (мустье) и верхний (поздний). Переходная эпоха между палеолитом и неолитом называется мезолит. Каждый из этих периодов отличается от предыдущего более совершенными орудиями труда, производи­тельностью труда, уровнем развития ма­териальной и духовной культуры.

Древний (нижний) палеолит (2 млн.-140 тыс. лет до н.э.)

Первые следы человека на террито­рии Казахстана относятся к раннему палеолиту (на терр Казахстана 800-140 тыс. лет назад). Древнейшие люди Казахстана были современниками питекантропа и синантропа. Наиболее благоприятными местами для расселения че­ловека были горы Каратау в Южном Казахстане. Здесь на террасах реки Арыстанды (Жамбылская область) были обнаружены наиболее ранние каменные орудия.

Первые люди были охотниками и собирателями. Первые люди жили стадами, т.к. сообща легче охо­титься, противостоять опасности. Первобытные обитатели Каратау уже были знакомы с огнем.

Пользовались древние люди в работе грубыми рубящими орудиями дисковидной формы. Основным поделочным материалом для изготовле­ния орудий служили кремень, кварцит, обсидиан, сланцы. Эти минералы удобны при обработке и при раскалывании дают острые режущие края. Главным сырьем слу­жила речная галька. Гальку, обработанную с одной стороны крупными сколами, на­зывают чоппер, обработанную с двух сторон чередую­щими сколами - чоппинг. Найдены стоянки Шабакты, Бары­казган в Жамбылской области. На них собрано свыше пяти тысяч разнообразных орудий из кремня - ручные рубила, остро­конечники, отщепы (т. е. каменные пластины).

На стоянке в урочище Казангап на р. Чу было найдено около 300 каменных изделий. Около 15 тысяч камен­ных изделий собрано на стоянке Карасу.

Каменные орудия, найден­ные на палеолитических стоянках на территории Казахста­на, представляют тип рубящих орудий. Эти орудия изготовлялись методом скалывания заготовок от краев к центру. В качестве отбойника использовались орудия из камня, кости, рога, в качестве сырья - кремень и близкие ему породы камня. Отщепы, которые откалывались в результате ударов, также имели острые края, их использовали в качестве орудия.

Острые края для уве­личения прочности подправляли рядом мелких ударов. Такая обработка называется ретушью.

Одним из достижений нижнего палеолита, говоря­щем о заметном развитии сознания первобытных лю­дей, было то, что они научились при изготовлении орудий из большой разновидности камней выбирать кремний, т. к. он очень крепок, при ударе раскалы­вается на плоские и острые части, легко обрабатыва­ется.



Средний палеолит (мустье, 140-40 тыс. лет до н.э.)

Основными способами добычи пищи для человека оставались охота и собирательство. Люди этого периода жили большими общинами, т.к. загон­ная охота на крупных животных требовала участия боль­шого количества охотников.

Крупнейшим достижением мустьерского человека бы­ло открытие способа добывания огня трением. Он уже строил себе жилище из костей крупных животных.

В этот период появилась начальная форма матриархальной родовой общины. Появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований (в захороне­ниях умерших клали набок с подогнутыми нога­ми, а в гроте Тешик-Таш умерший мальчик был положен в яму, огражденную рогами козла).

Древние люди мустьерского времени, жившие на тер­ритории Казахстана, были современниками неандер­тальцев.

Получает распространение прием изготовления орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ). Пластины с таких нукле­усов (заготовок) получались посредством сколов, направ­ленных от краев к центру. Широкие отщепы, отколотые таким путем, затем оббивались по краям, из­готавливались остроконечники и скребла, которые стали ве­дущими типами орудий.

Одним из центров расселения человека оставались горы Кара­тау в Южном Казахстане. Стоянки: в урочище Токалы, Кзылрысбек (оз. Аккуль). Наиболее изученным памятником мустьерского времени является стоянка в урочище Арыстанды (им. Ч. Валиханова). В урочище Ушбулак обнаружены разра­ботки поделочного камня - халцедона.

Стоянки: сопка Обалысай (Жезказганская обл.), в местности Музбель (среднее течение р. Са­рысу), в урочище Батпак (в верховьях р. Ишим, севернее Караган­ды), в районе аула Канай (в верховьях Иртыша).



Верхний палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.)

Мамонт - наиболее распространенное животное пале­олита. Последние мамонты жили 11-12 тысяч лет тому назад.

Появились новые виды оружия: копье с деревянным древком, каменным или костя­ным наконечником, дротик, гарпун, копьеметалка, бола или болас (связка из трех шаров, использу­емая как метательный снаряд). Более совершенные орудия, владение огнем, умение строить жилище позволили человеку из южных районов расселиться на север, до ледников, где обитали мамонты, северные олени, бизоны, гнездились перелетные птицы.

С этой эпохой связано появле­ние человека современного физического типа или, как его назвали ученые - «человек разумный». Первые останки такого человека были обнаружены во Франции, в пещере Кро-Маньон, поэтому этого человека называют еще и кро­маньонцем (объем мозга, как и у нас, 1500-1800 см³).

Новые орудия: копье, дротик, гарпун для охоты на крупную рыбу.

Идет формирование матриархаль­ной родовой общины с возникновением рода.

Люди жили в построенных жилищах. На территории Казахстана пока не раскопали жилища этого времени, но бесспорно, они существовали и были по­хожи на те, которые строились в соседних регионах.

Скребки и резцы были ведущими ору­диями в трудовых процессах.

Совершенствовалась техника обработки камня. Те­перь не только сколы, но и отжимная ретушь­ - оформление лезвия путем отделения или скорее отдав­ливания тонких чешуек камня с помощью костяных и роговых пластин позволило изготавливать разнообразный набор орудий. Теперь с одного нуклеуса скалывают не две-четыре пластины, а по нескольку десятков острых, тонких пластин, которые использовались в качестве но­жей. Археологи называют такие орудия ножевидные пластины. Основным поделочным материалом были кре­мень и яшма.

Древняя живопись на стенах пещер изображала животных, сцены охоты и ритуальные пляски. Из кости вырезали фи­гурки. Особенно популярным был образ женщины-матери, которая символизировала прародительницу рода, племени. Черепа животных и берцовые кости использовали в каче­стве барабанов.

О развитии сложных религиозных представлений гово­рят находки погребений. Вместе с умершим в могилу клали украшения, посыпали тела красной охрой, символизирующей жизнь.

Стоянки: в Южном Казахстане - Ачисайская стоянка, в Центральном Казахстане - Батпак 8, Карабас 3, Агренсор 2. На стоянке Карабас 3 собрано 172 порфиритовых изделия.

Эпоха палеолита была эпохой становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры.

Мезолит (12 тыс.- 5 тыс. лет до н.э.)

14-12 тыс. лет назад началось резкое потепление кли­мата, бурное таяние ледников. Изменился растительный и животный мир, вы­мерли мамонты. Количество многих животных сократилось. Охотиться стало труднее, прокормиться на одном месте сложнее, люди стали кочевать вслед за животными.

Новые орудия охоты: лук со стрелами, бумеранг, ловушки и силки. Луки были про­стые (из одного куска дерева) и сложные (из нескольких кусков дерева, обложенных пластинами из кости и рога). Наконечники стрел в виде шарика использовались для охо­ты на пушного зверя, чтобы не испортить мех. Использовались отравленные и зажигательные стрелы. Дальность боя лука составляла 80-100 м, а тя­желого сложного лука - до 450 м. Скорострельность составляла до 20 выстрелов в минуту.

Развивалось рыболовство, изобретена рыболовная снасть, а затем и лодка.

Люди научились шли­фовать, сверлить, пилить камень.

Ножевидные пластины и пластинки все больше вытес­няли все остальные орудия, появились так называемые вкладышевые орудия, у которых основа сделана из дерева, а в нее вставлялись каменные пластины. Однако широкое распространение такие орудия получили в следующую эпоху - эпоху неолита.



Неолит (5 тыс.- 3 тыс. лет до н.э.)

Люди на­чинают заниматься скотоводством и примитивным земледелием. Появился настоящий производительный труд. В науке это событие называется неолитической революцией.

Техника обработки камня достигла высочайшего уровня. Люди научились пилить, шлифовать, полировать камень, изготавливать миниатюрные каменные пластины (микролиты), которые служи­ли вкладышами составных орудий - но­жей, серпов. Это деревянная или костя­ная основа ножа, в которой пропилива­лись пазы, куда вставлялись и закрепля­лись с помощью смолы или рыбьего клея пластины. Получалось удобное лег­кое орудие с острыми режущими краями.

Новые приемы обработки камня: от­жимная ретушь, а позднее шлифовка и сверление постепенно приводят к большей специализа­ции в производстве неизвестных ранее орудий труда, та­ких, как зернотерки, ступки, топоры, мотыги.

Из глины научились лепить и обжигать на кострах прочную посуду - керамику. Сделанная вручную, она от­личалась ассиметричностью линий, несложный геометрический орнамент нано­сился по сырой глине.

Появились зачатки горного дела, началось освоение металла: меди, золота, свинца. Из меди изготавливались первые орудия и боевое оружие, из золота - украшения. Из шерсти и растительных волокон люди стали ткать и шить одежду с помощью костяных шильев и игл.

Расширилась сфера деятельности женщин, изменилось их положение в обществе. Родо­вая община представляла собой материнский род (родственников по линии матери). На орудия и средства производства сохранялось обще­ственная собственность. Дела решал родовой совет.

Погребения эпохи неолита свидетельствуют о возникновении зачаточных религиозных представлений. Усопших укладывали в могилы, иногда обложенные камнями, а иногда оставляли в пещере, закрытой большим камнем. В могилу клали различные дары - ук­рашения, каменные орудия, пищу. В Северном Казахстане у с. Железинки обнаружено погребение с сожжением (кремацией) трупа.

Наиболее известная неолитическая стоянка является Саксаульская (Кзылординская обл.) в Приаралье, где найдены кварцитовые изделия. Стоянки: Ботай (Костанайская область), Каратургай (Центр. Каз.), Караунгур (Каратау, Юж. Каз.).

БРОНЗОВЫЙ ВЕК (II -I тыс. до н.э.)

Во II тысячелетии до н.э. была изобретена тех­нология получения бронзы - сплава меди и олова. Орудия из металла стали вытеснять каменные. Это время названо бронзовым веком (II-I тысячелетия до н.э.)

Эпоха бронзы делится на три периода: ранний, сред­ний и поздний.

Главной отраслью у племен, населявших территорию Казахстана в период бронзы, было скотоводство. Постепенно создавались условия для перехода к коче­вому скотоводству. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в 4 тысячелетии до н.э., т.е. люди вели комплексное хозяйство.

Развитие скотоводства требовало больше мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе. Происходит крушение матриар­хального рода. На смену ему пришли патриархальные се­мейно-родовые отношения. Зарождается первое общественное разделение труда, пастушеские племена выделяются из остальной массы населения.

На базе трех составляющих: древней металлургии бронзы, пастушеского скотоводства и мотыжного зем­леделия происходит ускоренное развитие человеческого общества эпохи бронзы.

Андроновская культура - самая крупная культура эпохи бронзы, распространенная от Енисея до Урала. Первые памятники андроновской культуры обнаружены у села Андроново близ города Ачинска в Южной Сибири. Один из основных районов расселения - Центральный Казахстан, где изу­чено свыше 30 поселений и более 150 могильников. Культура эпохи бронзы в Казахстане названа Бегазы-дандыбаевской по названию памятников – мавзолеев Бегазы и Дандыбай. В Северном и Западном Казахстане открыты андроновские памятники: Алексеевское и Сад­чиковское (близ р. Тобол), Петровка и Бого­любово (Приишимье). Предшественник древних городов - Аркаим на границе Костанайской и Челябинской области. В Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопления рисунков в Тамгалы и в горах Каратау. В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыт памятник эпохи поздней бронзы - мав­золей Тегискен. Покойника сжигали вместе с мавзолеем.

Важную роль играло в жизни андроновцев скотоводст­во. Разводили, в основном, коров, также овец, коз и лошадей, двугорбых верблюдов – бактрианов (верблюд был приручен в III тыс. до н. э., в Казахстане - во II ты­сячелетии).

Первые пастушеские племена были оседлыми. Земледелие бы­ло примитивным (мотыжным) и играло в хозяйстве вспомогательную роль. Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячеле­тия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводст­ва, увеличивается поголовье скота. Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. При нем женщины и дети занимаются земледелием, а мужчины весной уходят со стадами на дальние пастбища, а осенью возвращаются домой. Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при кото­ром использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад. По мере перехода к кочевому и полукочевому ското­водству менялся состав стада, в нем уменьшалось количе­ство крупного рогатого скота, зато увеличивалось число баранов и коней. В Х - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Глиняную посуду лепили вручную, гончарного круга не знали, затем обжигали. Керамику украшали геометрическим орнаментом, фестонами и меандрами. Орнамент оберегал содержимое сосудов от «сглаза» и «порчи».

Горное дело и древняя металлургия в эпоху бронзы были широко распространены на территории Ка­захстана и играли важную роль в хозяйстве андронов­ских племен. Рыхлые руды добывали «кайлованием». В плотных породах использовали ме­тод «огневой проходки», при котором разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой и рудное тело давало трещины.

Остатки пла­вильных печей обнаружены на Атасу, Суукбу­лаке, у аула Канай. Использовались ковка, литье, тиснение и чеканка. Развивалось ткацкое ремесло. Анд­роновцам уже были известны ткац­кий станок и веретено. На стоянках Атасу, Канай, Алексеевское найдены каменные и костяные дета­лей от веретен.

Ювелирное искусство на территории Казах­стана зародилось во II тысячелетии до н.э. (XVI-XIV вв.). Среди андроновских украшений наиболее часто встре­чаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами из медной проволоки, обернутой листовым золотом. Археологическим символом андроновской культуры яв­ляются серьги и подвески в полтора оборота, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым зо­лотом.

Жили андроновцы в землянках и полуземлянках, они же исполь­зовались для содержания скота зимой. Юрта возникла в древности, и прототипом ее, прообразом было легкое круглое жи­лище андроновцев.

Поселение Аркаим имеет признаки города: система фор­тификаций – укреплений; наличие строгого плана застройки; деление на несколько зон - жилую, производственную, обществен­ную.

Переход к скотоводству положил начало патриархаль­но-родовым отношениям. На смену материнскому роду пришел отцовский род. Весь скот, излишки продуктов и товары, полученные в обмен, принадлежали мужчине, потому что он стал главным производителем материальных благ. Орудия труда, домашнее имущество и животные были общими. Про­дукты коллективного труда делились поровну. Все дела решало народное собрание. Оно изби­рало старейшин рода и смещало их, строго следило за соб­людением родовых обычаев и традиций.

Труд человека стал производительнее. Те­перь отдельная семья могла прокормить себя. На смену родовой коллективной собственности пришла собственность отдельной семьи. Вторым следствием перехода племен к скотоводству было зарождение семейной, а затем частной собствен­ности и имущественного неравенства. Появились родо­вые вожди, жрецы и военачальники.

У андроновцев культ мертвых занимал особое место. В раннем периоде андроновской культуры (XVIII-XIV вв. до н.э.) покойника сжигали на костре. Этот ритуал был связан с культом огня. Позже обычай трупосожжения сменился новым: умершего клали в камен­ный склеп в скорченном состоянии на левом или правом боку. Все погребения андроновских могил ориентированы го­ловой на запад или на юго-запад, потому что круглый курган с могилой в центре считался подобием мира. Ориентация на за­пад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром. Труп в могилу клали в скорченном виде - это поза младенца в утробе матери. Покойника связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку. Духам умерших поклонялись, верили в их покрови­тельство и защиту, могилы считались священными. Это был культ предков.

Казахстан богат наскальными рисунками - петроглифами. Ри­сунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбага­тая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район Семиречья (урочище Тамгалы). Изображение дикого быка-тура - один из наиболее распространенных рисунков на скалах Казахста­на. Бык - символ плодородия, могущества и силы. Главное божество – солнцеголовый Митра сравнивается и отождествляется с быком.

На рисунке в горах Ешкиольмес Митра с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоя­щим на быке. Излюбленным сюжетом в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда - бактриана. Распространено изображение колесниц, в Каратау их 49.

Проведение первой борозды должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю.

Люди имели европеоидный антропологический тип, язык - индоиранский.

В эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производства металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и укра­шений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родопле­менных союзов, к миграции племен в поисках новых зе­мель для заселения. Культурные и экономические связи со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцве­ту культуры племен эпохи бронзы.

СОЮЗЫ ПЛЕМЕН И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА

Саки

В начале I тысячелетия до н.э. люди освоили казахстанские степи. VIII - VII вв. до н.э. для племен, населявших террито­рию Казахстана, началась эпоха от­крытия и широкого использования железа. В Казахстане были богатые месторождения меди и олова, и железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу.

Развивалось кочевое скотоводство. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходит борьба за землю, начинаются войны. Побежденные племена вынуждены уходить в дру­гие районы. Выделяются более сильные племена. Внутри союза племен происходит постоянно процесс хозяйст­венного, политического и культурного взаимодействия, духовного сближения, слияния языков.

Уникальные памятники раннежелезного века – курганы (долина Чиликты, южнее оз. Зайсан; на правом берегу р. Или; Тасмола в Центральном Казахстане).

Сведения об эпохе раннего железа на территории Казахстана встречаются в священной книге древних иранцев – Авесте, греческих и латинских трудах Геродота, Страбона, Птолемея. Наиболее интересны тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса

Территории Казахста­на в VII - IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточ­ного и Центрального Казахстана. Были и другие племена, но о них нет исторических сведений.

Саки говорили на вос­точно-иранских и протюркских языках, имели монголоид­ные черты. Многие греческие авторы называли их восточ­ными скифами. Материальная культура и об­щественный строй сакских племен имеет сходство со скифами, населявшими степные районы ев­ропейской части России и Украины.

Древние персидские письменные источники называют саков «могучие мужи», иранские источники - «туры с быст­рыми конями».

Сакские племена делились на три группы:

1. Заморские саки-тарадарайя проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи).

2. Саки-тиграхауда, носящие остроконечные шапки - в районе средней Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане. Их изображение встречается на рельефах дворца Ксеркса в Персеполе.

3. Саки-хаомаварга, изготовляющие напиток хаому, рас­селялись в долине Мургаба.

Господствующее место в хозяйстве саков занимало ско­товодство, в сочетании с земледелием, образ жизни: оседло-кочевой.

Существовало три вида скотоводства:

1. Кочевое скотоводство (Западный и Центральный Казахстан). Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд - наиболее приспособленные для дальних кочевок.

2. Полукочевое скотоводство (Восточный Казах­стан, Семиречье, районы Центрального и Западного Казахстана, подножие Тянь-Шаня и Алтайских гор).

3. Оседлое (юг Казахстана, долины Сырдарьи, Чу, Келеса). Здесь преобладало поливное земле­делие, а в стаде было много крупного рогатого скота.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Важную роль играли бараны, верблюды разводились в Западном и Южном Казахстане. Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, поля орошались с помощью каналов. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ре­месла и торговля.

Высокого уровня развития у сак­ских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла и его обработкой. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, нако­нечники стрел и копий, предметы конской упряжи, укра­шения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются произведениями искусства. Саки совершенствовали обработку железа и производ­ство железных изделий.

В


Каталог: ld
ld -> Классный час «Александр Невский личность нации»
ld -> Методические рекомендации по созданию и ведению официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет г. Дубна 2013
ld -> 1. Основная часть. Изучение творчества Андерсена-поэта
ld -> 1802–1870 Тюрколог, иранист, арабист и исламовед
ld -> Контрольная работа по биографии и творчеству поэтов А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, В. В. Маяковского
ld -> Ю. В. Лебедев >(д ф. н., проф. Костромского Государственного университета), А. Н. Романова >(к ф. н., учитель Костромской гимназии №15) Методические рекомендации
ld -> Поэтика современной башкирской прозы
ld -> Учебно-методический комплекс дисциплины русская литература ХХ века
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16