Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История журнала «обзор мировых вопросов» Во владениях епископа Альберта




Скачать 337.89 Kb.
Дата30.06.2018
Размер337.89 Kb.
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА

«ОБЗОР МИРОВЫХ ВОПРОСОВ»
Во владениях епископа Альберта

За свою долгую историю латышская земля видела много страданий и слез. Благодаря своему прекрасному географическому расположению, эти земли в различные века становились объектом для вражеских нашествий, самым страшным и длительным из которых было начатое еще в конце XII века вторжение крестоносцев, выжигавших огнем и мечом земли ливов, куршей, земгаллов, латгаллов.

При этом христианизация этих племен была лишь поводом для захвата их богатых и выгодно расположенных земель, которые должны были еще стать и плацдармом для дальнейшей экспансии на Восток, на Русь. Латышские племена сжигали заживо, закапывали в землю, зверски пытали. И все это делалось по указке и благословению епископа Альберта, основавшего в начале XIII века город Ригу и заложившего основу немецкой колонизации всей Прибалтики. При этом в строящихся немцами городах латышам запрещалось селиться, и вообще на протяжении всего немецкого господства, вплоть до XVII века, латыши были людьми второго сорта. Так «в городах латыши принадлежали к низшим слоям населения, в торговле они могли заниматься только подсобными работами ― становились весовщиками, носильщиками, грузчиками; латышей не принимали в гильдии, они не имели права создавать ремесленные цехи и приобретать недвижимость». [Блейере Д., Бутулис И., Зунда А., Странга А., Фелдманис Й. История Латвии. ХХ век. Рига: JUMAVA, 2005. С. 22].

Существовавший на ее землях Ливонский орден вписал много кровавых страниц в хронику средневековья. Страшным смерчем по землям Латвии промчались и войска Ивана Грозного, также нещадно выжигавшего эти земли. Вскоре после этого данные территории переходят в состав Швеции, а с 1721 года включаются в состав России, которая впервые создает приемлемые условия жизни для местного населения. Бурные события 1917 года всколыхнули и Латвию, в которой в этот период образовывается, как и в других регионах империи, бесчисленное количество партий, которые в тот период, несмотря на существенные расхождения в программах, выдвигали лозунги: «Свободная Латвия в свободной России» [История Латвии. Указ. соч. С. 109], т. е., о независимости государства вопроса еще никто не ставил.

И только после того, как стало ясно, что Временное правительство не желает создавать даже автономии, стали раздаваться голоса в пользу провозглашения независимости. Данные тенденции усилились еще более после Октябрьской революции, когда стало понятно, что прежней России, и тем более, России демократической, уже не будет. Наконец, 18 ноября 1918 года провозглашается независимость Латышского государства.

Однако до реальной независимости было еще далеко, ибо ни кайзеровская Германия, ни Антанта, ни большевистская Россия, ни белое движение не желали видеть Латвию независимой. И только столкновение этих гигантов и их взаимоисключающие интересы позволили латвийскому народу обрести подлинную независимость, официально признанную ведущими европейскими державами лишь 26 января 1921 года.

Уже через год в стране была принята первая Конституция ― Сатверсме, в которой, между прочим, не было никаких законов, отнимающих гражданство у нелатышей по национальности или каких-либо требований для его получения только после сдачи экзамена по латышскому языку и истории Латвии. Кстати, и это признают даже ультраправые историки Латвии, вплоть до 1934 года депутаты парламента могли говорить и на русском, и на немецком языках. [История Латвии. Указ. соч. С. 148]. По этой же Конституции Латвия провозглашалась парламентско-президентской республикой, в которой реальную исполнительную власть имел кабинет министров, даже обладающий правом издавать законы в период каникул парламента, а президент, выступая как гарант Конституции, имел право на роспуск парламента в случае кризиса. Первое десятилетие Латышской государственности ― 1920―1930 годы ― называют эпохой хороших лет. И действительно, это было очень спокойное и в политическом и экономическом плане время.

Страна, преодолевая кризис, вызванный Гражданской войной, медленно строила демократию, гарантировавшую свободу собраний, союзов, вероисповеданий, печати. Это время отличалось национальной терпимостью. Более того, на празднествах, посвященных 10-летию независимости, в 1928 году, президент Латвии Густав Земгалс (1871―1939) особо подчеркивал, что «Латвия ― это государство народов Латвии». [История Латвии. Указ. соч. С. 153].

И именно в этот год в Риге начинает издаваться новый адвентистский журнал на русском языке «Обзор мировых вопросов».

У истоков создания этого журнала стояли две эпохальные личности в истории не только русского, но и мирового христианства: Феофил Феофилович Бабиенко (1885―1980) и его ученик Павел Андреевич Мацанов (1903―1989).

Бабиенко приезжает в Прибалтику из Харбина и возглавляет там Балтийский унион, включающий адвентистские церкви, расположенные на территории Латвии, Литвы и Эстонии. Прекрасный администратор и проповедник, Бабиенко в течение последующих лет делает очень многое для становления там церкви, встречая иногда и непонимание, а порой, и национализм некоторых местных служителей, предпочитающих более быть маленькими феодалами, чем работать в единой церкви. Но все эти единичные случаи не препятствуют той великой работе, которую совершает Бабиенко в Прибалтике.

Вскоре по своем приезде туда его опытный пасторский глаз останавливается на молодом преподавателе адвентистской семинарии Сужи, расположенной под Ригой, Павле Андреевиче Мацанове.

Последний родился в 1903 году в местечке Мокшаны под городом Резекне в многодетной семье фермера. Закончив резекневскую гимназию, он поступает на филологический факультет Рижского университета, во время учебы на котором знакомится с адвентистским учением во время посещения одной из лекций, которые проводил тогда пастор Ян Бирзиньш, который в лекционном зале сразу выделил внимательно слушающего его молодого человека. Бирзиньш захотел встретиться с ним, но Мацанов уходил сразу же после лекции. И тогда Бирзиньш разрабатывает интересный план. Когда, Янис Бирзиньш проводил евангелизационные собрания в Резекне, где он в то время был проповедником местной общины АСД, на семинар приходили многие люди и среди приходящих Бирзиньш заметил одного юношу, который приходил на собрания всегда в костюме, с Библией, и живо следил за ходом лекции. Бирзиньш хотел с этим юношей поговорить после лекции, но ему это никогда не удавалось, потому что, как только в конце встречи звучало Аминь, юноша тут же спешил к выходу и Бирзиньш не успевал с ним даже поздороваться. Тогда Бирзиньш придумал вот такую хитрость.

Там в церкви недавно крестились три девушки. Бирзиньш попросил их, чтобы они, когда этот юноша снова придет на лекцию семинара, сели рядом с ним по оба конца скамьи, так, чтобы по окончании у него не было возможности в спешке уйти из помещения и, Бирзиньш смог бы с этим юношей познакомится. Девушки так и сделали. Как только в начале занятия юноша вошёл в помещении и сел, они подсели к нему по оба конца скамьи. Кончилось собрание и прозвучало Аминь. Юноша спешил покинуть помещение, но там по оба конца скамьи сидели девушки, которые, как бы, не обращая на него внимания, не давали ему пройти. Таким образом девушки задержали юношу. Бирзиньш успел подойти к нему и познакомиться. Этим юношей оказался П. А. Мацанов.

Его очень интересовала Библия. Дальше у него были библейские уроки у Бирзиньша, подготовившие его ко крещению. В 1924 году Мацанов и еще несколько членов его семьи принимает крещение и вскоре поступает в Адвентистскую семинарию Сужи, по окончании которой остается там преподавателем русского языка (см. Опарин А. А. Когда плачут сосны. Харьков: Факт, 2007).

Именно там он и знакомится с приехавшим из Харбина Бабиенко. Последний, имея уже богатый опыт издательского служения, предлагает Мацанову издавать журнал. Павел Андреевч очень загорается этой идеей и после размышлений и молитв разрабатывает принципы и стратегию нового журнала, который по своей структуре и тематике мог соперничать с ведущими аналитическими светскими журналами, и в то же время выступать и как духовно-назидательное издание. Это был уникальный журнал в мировой религиозной журналистике. Уже само его громкое название «Обзор мировых вопросов» говорило о многом. Обзор и анализ событий в мире политики, религии, экономики в контексте библейской истории, философии и пророчеств стали его задачей.

В предисловии к первому номеру, вышедшему в конце 1928 года, Бабиенко написал следующее: «Дорогой читатель, очень много вопросов встречается нам на нашем жизненном пути, и все они чрезвычайно важны; но, к сожалению, не на все мы получаем ответ. Наше сердце волнуется, и наш разум ищет его; но вокруг нас всё молчит, как бы желая этим побудить нас к ещё более усердному исканию. Мы ищем ответа у мудрых людей, но они нам говорят, что и они его не имеют и сами находятся в большом недоумении и ожидают чего-то катастрофического. Весь мир находится в возбуждении от событий последних лет. Шатается все, и устойчивого нет ничего. Страх объял все народы, и они все готовится к защите. От кого же защищаться? — От самих себя. Была еще маленькая надежда, что времена изменятся и обстоятельства улучшатся, да и та уже исчезает. Жизнь тяжела, а на улучшение её надежды нет. Чего же ожидать в конце концов? Наступит ли пора отрады и успокоения в жизни? Кто может создать из этого разбитого, озлобленного и эгоистического человечества одну счастливую семью? Вот именно тот вопрос, на который желательно получить ответ. Мы прислушиваемся к разным идеям и толкам, но замечаем, что они между собою не согласуются. Но ведь существует же ответ? Есть же какой-то выход из нашего положения? — Да, ответ есть, есть и выход из нашего положения. Но не от человека ответ и не от людей зависит дать выход из трудного положения. Нам должно обратиться к Некому, Кто больше нас, людей; к Богу, к Тому, Кто от начала предначертал для нас план счастливой жизни, и который, тем не менее, отвержен людьми. Человек отверг предначертанный Богом план жизни, потому что пожелал пойти по пути своей собственной воли. В настоящее же время уже мало кто и знает тот путь, по которому Бог желает, чтобы человек шёл. Не удивительно, что и весь строй жизни вследствие этого пошёл криво и теперь готов обрушиться. События наших дней полны великого значения, и нам должно их уразуметь.

Цель издания журнала „Обзор мировых вопросов“ и состоит в выяснении значения событий, чтобы понять время, в котором мы живем, предостеречь многих от величайшей катастрофы в этом мире и дать успокоение ищущей душе».

И эти важные и сложные задачи журнал прекрасно выполнял на протяжении всех лет своего выпуска.

Журнал издавался в 1929 году 4 раза в год (в 1928 году вышел один номер), с 1930 по 1936 год ― 6 раз в год, вплоть до 1937 года, когда были изданы только два номера, после чего выпуск журнала будет властью запрещен, о чем будет сказано ниже. Также каждый год выходил один так называемый Жатвенный номер этого журнала, в котором делался обзор проповеди библейской вести во всем мире. Также с 1934 по 1937 гг. вышли специальные номера (№ 3 за 1934 г., № 2 за 1935 г., № 2 за 1936 год и № 2 за 1937 г.), посвященные матери.

Каждый номер журнала обычного выпуска, помимо аналитических и богословских статей, а также, работ, посвященных вопросам библейской археологии и истории, имел рубрики «Семья и воспитание» и «Охрана здоровья», в которых на основании Библии и достижений современной медицины освещались вопросы здоровья и его профилактики.

Сам журнал издавался в Риге, имея издательство в помещении Адвентистской церкви, расположенной в самом центре города по адресу Brivibas ielā, 11 (тел. 27823), а печатался в типографии Valtera un Rapas по адресу Brivibas ielā, 129/133.

Стоимость журнала на год составляла 1,5 лата. При этом на журнал можно было подписаться на трех континентах по следующим адресам:

Гельсингфорс (Helsinki) Финляндия. «Aikain Vartija» Anegatan 7.

Таллин (Tallinn) Эстония. Merepuiestee, 14-a.

Каунас (Kaunas) Литва. Издательство «Уола», Tulpiu g-ve 5.

Варшава, Польша. Polski dom nakladowy, Tureska 1.

Бухарест, Румыния. «Cuvantul Evangheliei» st. Mitrop. Ghenadie Petrescu 116.

Brno-Kralovo Pole, Чехословакия. «Adventni Nakladatelstvi».

София, Болгария. Издательство, ул. Солунска 49.

Белград, Югославия. Издат. «Preporod», Zeleni Venec br. 1.

Brookfield, Illinois U. S. A. Pacific Press Publ Association.

Харбин, Манжу-ди-куо, Китай. Почтовый ящик № 20.

Гамбург, Германия. Grindelberg 15-a (Verlagshaus).

На протяжении десяти лет он прекрасно распространялся во всем мире, являясь своеобразной визитной карточкой адвентистской церкви, проповедующей полноту библейского учения на тех землях, где когда-то епископ Альберт насаждал религию обрядов и ритуалов костром и мечом.

Однако, говоря об этом журнале, мы, конечно же, не можем обойти вниманием и авторов его статей, судьба одних из которых вдохновляет нас на духовные свершения, а других ― заставляет серьезно задуматься над вопросом, а мы не идем ли в своей жизни их роковым путем?


СУДЬБЫ АВТОРОВ ДОВОЕННОГО

ЖУРНАЛА «ОБЗОР МИРОВЫХ ВОПРОСОВ»

Исследуя материалы, публиковавшиеся на протяжении десяти лет в журнале «Обзор мировых вопросов», наше внимание, безусловно, привлекут три имени: Карлис Розе, Герман Линде и Янис Бирзиньш. Их статьи отличаются глубиной исследования, прекрасным знанием Библии и истории, комплексным аналитическим подходом в рассмотрении политических и экономических проблем тогдашнего мира, четкой структурированностью, хорошим литературным языком. И это было неслучайным, ибо это были образованнейшие люди своего времени, прекрасные администраторы, пасторы, евангелисты.

Они вложили огромный вклад в становление церкви в Прибалтике, их имена были широко известны не только в религиозном, но и светском обществе, как в самой Латвии, так и за рубежом.

Это были люди, на которых многие равнялись и благодаря их труду в церковь пришло много замечательных людей, в том числе и религиозных деятелей мирового масштаба, таких, как Павел Мацанов. И вот эти три выдающиеся личности уходят почти одновременно из церкви, причем, один становится вообще ярым врагом христианства, а другой сменяет пасторский костюм на мундир фашистского офицера. Все это многих ввергло в состояние шока. Как? Почему? Неужели это может быть?

Священное Писание на своих страницах освещает, в отличие от Жития святых, не только положительные стороны своих героев, но и отрицательные, рассказывает как о духовном возрастании одних, так и о духовном падении других. И это не случайно, ибо на ошибках других учатся. Ошибки других показывают, что на людей в вопросах веры полагаться нельзя. Только Бог может быть ее основанием. Ошибки и падения других ярко иллюстрируют тот высший накал Великой Борьбы, которая шла и идет между Христом и сатаной за души людей. Елена Уайт пишет, что во время, непосредственно предшествующее II Пришествию Христа, падут великие звезды. И все это не должно стать для нас соблазном или чем-то тем, что подтачивает нашу веру, вызывая вопросы: а истинная ли это церковь? Как такое может быть в церкви? Все это показывает нам и еще раз подтверждает Библейскую истину о том, что дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, и желает прельстить, если возможно, и избранных: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8); «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22). В церкви всегда находятся одновременно и плевелы, и пшеница, и отделены они будут друг от друга окончательно только при запечатлении перед самым II Пришествием Христа, Последним Судом.

И потому мы поместили в данную книгу биографии этих трех человек, избравших свои, а не Божьи пути, по которым, к сожалению, и сегодня идут многие люди. При этом стоит особо оговориться, что мы, безусловно, не знаем мыслей людей, и быть может, в последний час своей жизни кто-то из них покаялся, обратился, и Бог принял это покаяние. Но это уже не наш вопрос, а Бога. Поэтому мы исследуем лишь видимый путь человека, его плоды. Итак, что же за разные факторы заставили покинуть церковь, которую они столь долго созидали, Карлиса Розе, Германа Линде и Яниса Бирзиньша?



Карлис Розе

Родился в 1896 г., 13 июня, в семье мастера каменщика, недалеко от города Алуксне. Родители были богобоязненные лютеране, которые своих детей учили почитать Бога с малых лет. В 1909 г. Карлис присоединился к общине адвентистов, а через три года он согласился на служение в издательстве АСД в Гамбурге. Перед поездкой в Германию, он пришел к двум дубам, которые в свое время в Алуксне посадил Э. Глюк, переводчик Библии на латышский, и там дал обет Богу и молился, чтобы смог возрасти в Его силе, проповедовать Его славу и Его Слово. В 1916 г. Розе закончил свою учебу в Фриденсау. Это было время войны, что вносило свои корректуры в жизнь. Розе работал в санатории, но он чувствовал, что эта работа была не для него. Он искал чего-то большего. У него был девиз ― никогда не останавливаться на достигнутом и всегда идти вперед. В 1917 г. его пригласили стать проповедником в общине г. Дрезден, а в 1921 г. его рукоположили. В этом же году перед ним стоял выбор ― стать учителем в семинарии Неандерталь или же ехать на служение в Латвию. Он выбрал более трудный путь ― ехать обратно на родину.

В Латвии он был проповедником поочередно в общинах г. Риги и г. Лиепае, а потом его пригласили стать преподавателем в училище АСД в Сужи, что в пригороде Риги. С 1929 г. по 1932 г. и с 1933 г. по 1937 г. Карлис Розе являлся директором этого учебного заведения. Прерванный период с 1932 по 1933 гг. появился из-за его несогласия с политикой руководителя Балтийского униона Ф. Бабиенко. Розе хотел получать больше средств для руководимого им учебного заведения и расширяться, но Бабиенко думал о нуждах всемирной организации. Вот поэтому между ними появились довольно натянутые отношения. Бабиенко в этот названный период послал Розе в командировку в США для ознакомления с работой всемирной организации АСД. Розе был очень одаренным проповедником и теологом. Он регулярно писал публикации для газет и журналов АСД, что почти трудно найти хоть одно издание, которое бы не содержало его статьи. Розе имел обширные знания Библии, истории и богословия, что, как он считал, мог обходиться без личной молитвы и зависимости от Бога. Он мог сразу перед своим выступлением за кафедрой на листке бумаги просто написать себе несколько мест в Писании и живо произнести проповедь. Члены церкви считали его экспертом в богословии, но ему все трудней стало скрывать то, что ему, с его познаниями, становится тесно в рамках АСД. Ему просто надоело проповедовать о скором Пришествии Иисуса Христа и толковать все время одни и те же пророчества по-адвентистски. Розе остался верен своему девизу ― не оставаться на месте.

В 1937 г. Розе пишет заявление руководству о своем уходе со служения. Он поступил на учебу по курсу теологии в университет и начал искать возможности карьеры в церкви лютеран. Так погасла одна из ярчайших звезд среди проповедников АСД в Прибалтике. Великая гордыня и самомнение застлали ум этого человека. В свое время ап. Павел писал, что, порой, знание надмевает и что мудрость человеческая становится безумием пред Богом. Он решил, что ему открыто больше, чем в Библии, что он лучше знает, понимает, да и вообще в силу своих энциклопедических знаний он стоит намного выше других. Он не собирается что-либо повторять уже известное, пусть даже и из Библии, он может открыть что-то новое, что именно ему Бог дал особый свет. Сколько богословов ушло из-за этого же из церкви. Ушло из-за того, что их не устраивала простота и величие Библии. Они искали глубин и нашли глубины сатанинские.

Отрицание Божественности Святого Духа, отрицание учения о Небесном Святилище, отрицание историчности периодов церквей, труб и печатей в книге Откровение ― все эти новые лжеучения ждут современных Карлисов Розе, считающих себя умнее и святее всех, и даже Библии. И если вначале они выступают только против одного пункта Библейского учения, затем ― другого и, наконец, большинство из них вообще уходит из церкви. Путь духовной гордыни ― это был тот путь, на который свернул Карлис Розе.

Герман Линде

Родился в 1894 г., 10 января по старому стилю в многодетной семье лютеран недалеко от Риги. С самого детства маленького Германа интересовала Библия и привлекала вера в Бога, и он думал, что, когда подрастет, то станет пастором. С юных лет ему приходилось много трудиться, чтобы заработать свой кусок хлеба. В 1910 г. он стал членом церкви АСД, а в 1913 г. направился на учебу во Фриденсау. После окончания учебы он работал на разных работах, да и война была в разгаре. Он был активным членом общины в Берлине, занимался распространением книг АСД. В 1920 г. его пригласили стать евангелистом в Восточной Силезии. Перед согласием Линде серьезно молился и получил положительный ответ от Бога, читая Библию. Его служение прошло успешно и ему удалось даже создать одну новую общину. В 1924 г. он был рукоположен в проповедники. С 1924 г. Линде служил в Латвии в разных общинах АСД. Он был одаренным администратором и организатором, умел сплачивать народ и призывать на служение. Линде регулярно писал статьи в наши газеты и вместе с Розе он был одним из самых популярных и частых писателей статей.

Постепенно Линде на очередных съездах избирается на разные посты в конференции, а с 1935 по 1936 гг. он ― руководитель конференции Латвии. На посту руководителя конференции Линде был недоволен политикой униона, особенно Ф. Бабиенко, в отношении разделения средств церкви. В 1935 г., во время отсутствия президента униона, был начат аудит униона по наущению Линде государственным ревизором. Ревизор признал, что унион, а также и вся организация АСД не подчиняется всем законам государства. После этой ревизии в правительстве назрел вопрос о закрытии всей организации АСД в Латвии. Это было якобы больше, на что Линде рассчитывал, и он не знал, как в этот момент теперь дальше поступить. Только после вмешательства бывшего руководителя конференции К. Сутты и его прямой контакт с генералом Балодисом привел к тому, что этот вопрос был снят с повестки дня. После этой ревизии последовало закрытие униона и конференция Латвии порвала с унионом.

В 1937 г. во время съезда конференции Латвии Линде очень волновался. Он из-за этой ревизии и последующего расследования требовал от властей отсрочки для проведения съезда. Он боялся, что не будет переизбран на этот пост. Так и случилось. Он не был переизбран на пост руководителя и даже не был назначен на любой другой пост в конференции. Линде почувствовал себя недооцененным и разочарованным в собратьях. Его направили простым проповедником в общину г. Цесиса. Его жена посчитала его неудачником и изменила ему, после чего была исключена из церкви. Линде впал в депрессию, перестал интересоваться делами общины и прекратил свое служение, к которому он так и не вернулся. В 1937 г. был созван внеочередной съезд, на котором с Линде был снят сан проповедника, а через 4 месяца он был уже исключен из церкви.

Последний раз с Линде наши собратья встретились в Риге во время нацисткой оккупации, когда он в немецкой военной форме пришел поздороваться в офис конференции. Обида ― это то чувство, которое съедает человека изнутри, подобно опухоли, оно прорастает составы человеческого тела, его мозг, сердце. Обида лелеется, возгревается. Как они могли так поступить со мной? Как могли не оценить? Как могли не заметить? Как они могли избрать того, кто знает и может намного меньше, чем я? Как часто эти вопросы будоражат души людей! Но одни, с Божьей помощью, их гонят от себя, а другие, как Линде, лелеют. Его зависть, обида вначале на Бабиенко, а затем и на всю церковь дошла до того, что он стал использовать против нее даже тоталитарный режим президента Латвии Карлиса Улманиса, захватившего в 1934 году власть в стране в результате государственного переворота и создавшего диктатуру и культ своей личности, став «маленьким» Сталиным.

И вот с режимом такого человека Линде идет на сговор, причинив церкви много бед. Но если она, не оставляемая никогда Богом, выстояла, то Линде, оставивший Бога, пал, сменив в конце концов пасторский пиджак на китель фашистского офицера! Путь обиды, уязвленного самолюбия стал роковым для Германа Линде, и будет таковым для всякого, кто обиду, месть лелеет в своем сердце.



Янис Бирзиньш

Родился в 1891 г., 8 июля в уезде Вентспилса в семье лютеран. Отец Яниса хотел дать хотя бы одному из сыновей образование и выбрал Яниса, которого отвез учиться в Вентспилс по юриспруденции. Во время учебы в 1906 г. Янис заметил объявление о лекциях на разные актуальные темы. Лекции оказались занимательными и Янис все проповеданное сравнивал с Библией. Руководил этим семинаром Е. Шнейдерс.

В том же году Янис принял крещение. Шнейдерс заметил способности юноши и предложил ему направиться в адвентистское издательство в г. Гамбург, поэтому Янису надо было поехать домой и все рассказать своему отцу. Для Яниса это было тяжелое задание. Он обо всем рассказал матери и сестре, но только не отцу. За обедом все сели за столом, а Янис остался в стороне, потому что на столе была свинина. «Ты что?» ― спросил отец. Янис взял Библию и ответил, что по Библии свинину нельзя есть. Отец ответил: «Не хочешь, не ешь. Но у нас принято, что едим все, что на столе». Янис остался без обеда.

После обеда его сестра говорила с матерью, и они сошлись мыслями, что им тоже кажется свинина не особо нравится, и мать дала молоко и хлеб для Яниса, чтобы его сестра тайком принесла ему. Впредь мать готовила еду для всех без свинины. Пришел день, когда Янис должен был ехать в Германию. О своих планах он рассказал матери и сестре, а отцу оставил записку и тайком, рано утром, ушел. Отец был сердит, но потом только сделал вывод: «Я его посылал учиться на судью, но ― вышел священник». В 1912 г., когда Янис приехал домой, отец уже смирился. В конце концов у сына было образование. Он спросил у Яниса при всех, почему нельзя есть свинину. У Яниса была возможность свидетельствовать. Впоследствии вся его семья приняла адвентистскую весть, хотя отец был последним, кто принял крещение. Он решил: «Ну как долго можно кушать эту свинину, она мне тоже уже претит».

С 1912 г. Янис Бирзиньш ― в активном служении как проповедник. Создал несколько общин по всей Латвии, проводил Библейские семинары, сочинял стихи и песни, которые в общинах поют до сих пор. Во время гражданской войны Бирзиньш был переведен на служение в общину г. Валмиера, но был взят в армию Латвии на войне с немцами. Начальник округа адвентистов не знал, но через какое-то время Янис был освобожден по приказу главнокомандующего, потому как существовал закон, что проповедников, даже адвентистских, в армию не брали. В 1922 г. Бирзиньш создал общину в г. Резекне. Там он в 1924 г. крестил П. А. Мацанова. В Резекне у него было много приключений, например, он был приглашен на диспут с православным попом, потому как в городе, из-за проповеди адвентистской вести, народ начал волноваться. Во время диспута Бирзиньш свою речь основывал только на Библии. Слушателей было много, они пришли посмотреть, как батюшка утрет нос сектанту, но получилось, что батюшка на диспуте не может опровергнуть слова адвентиста. Поднялся шум, некоторые грозились побить Бирзиньша палками и собрание распалось, а Бирзиньш вышел посреди толпы и никто не тронул его. С 1929 г. Бирзиньш служил в Риге, то редактором издательства и газет, то руководителем конференции. В середине 30-ых у Бирзиньша был конфликт с проповедниками Розе и Линде. Он, как редактор, даже отказывался публиковать некоторые их статьи в газетах, что у них вызвало возмущение. Бирзиньш начал вести себя странно.

Сталкиваясь с трудностями, он начал отказываться от служения проповедника. Так он поступил в общине г. Лиепае, но его умоляли остаться, потом в 1937 г. он повторно отказался от служения, но его уговорили, и он в 1938 г. с большим рвением вернулся на служение и был избран на разные посты в конференции. Но стала сказываться его духовная усталость. На своих проповедях он начал критиковать собратьев, ставил под сомнение некоторые пункты учения. В 1942 г. конференция освободила Бирзиньша от обязанности проповедника. Находясь в 7-ой общине г. Риги Бирзиньш старался настраивать членов церкви против тогда молодого проповедника Херберта Дрикиса, но ему это не удалось и он оставил церковь. В 1947 г. Бирзиньша исключили из церкви. Сразу после войны органам госбезопасности удалось завербовать Бирзиньша на служение по пропаганде атеизма. Бирзиньшу предложили выбор ― поехать к «белым медведям», так как в свое время Бирзиньш писал статьи против идеологии коммунизма, даже называя мавзолей Ленина поклонением идолу лже-бога, или же второе ― стать рупором в борьбе с религией. Бирзиньш выбрал второе.

Правда, надо признать, что на посту агитатора атеизма у Бирзиньша было меньше успеха, чем на посту вестника Христа. Он писал статьи против религии, и эти статьи публиковались в центральных газетах Латвии. В них он признавался, что отдал лучшие свои годы на служение лжи и неправде, поэтому он обязан теперь исправить свою допущенную ошибку и предупредить других о вреде религии. Он руководил семинарами по атеизму, где в обязательном порядке созванные на них члены наших общин негодовали. Они возмущались: как можно так искажать простые истины Библии?! Однажды на одной лекции Бирзиньш сказал, что пророчества Библии никогда не исполнялись.

В ответ на это одна пожилая женщина, член церкви АСД, сказала: «Как пророчества не исполняются? Вот доказательство ― мы видим перед собой лжепророка». В 50-е годы Бирзиньш написал книгу «Рыбаки душ», где в искаженном виде описал создание церкви АСД в Латвии. Занимался изучением лекарственных трав, о чем тоже писал книгу. Потомки его братьев до сих пор в церкви, но потомки Яниса Бирзиньша ― нет. Трудно судить, о чем Бирзиньш думал перед своей кончиной, но в церковь он так и не возвратился.

Умер он в 1987 г. в возрасте 96 лет. А члены церкви АСД Латвии до сих пор на своих собраниях поют песни, когда-то сочиненные Бирзиньшем: «Веруй и не бойся, стой крепко и не страшись, веруй, хоть исчезнет все, так Иисус учил нас всех». Страх… Страх за свою жизнь, потеря в этот момент из вида Бога стали трагедией для пастора Бирзиньша. После присоединения Латвии к СССР он столкнулся со страшной тоталитарной атеистической системой, системой, о которой много знал, читал, писал, но, находясь при этом вне сферы ее досягаемости. И вот теперь, в кабинете руководителя НКВД он столкнулся с ней воочию. Он знал о страшных ГУЛАГах, о зверских пытках, моральном унижении, которые использовала данная система. И он дрогнул, он пал.

Да, по-человечески, ему было очень тяжело. По-человечески, его в случае отказа стать атеистическим агитатором ждала смерть, но Библия пишет, что Бог никогда и ни одному человеку не даст быть искушаемым сверх сил: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор 10:13). Он забыл, что в кабинете в НКВД с ним был Христос, были Его ангелы. Но их Бирзиньш потерял из виду.

Он взирал на проблему сугубо по-человечески, и страх победил его. История христианства нам дает и удивительные примеры мужества героев веры, сохраняющих верность своему Богу на кострах инквизиции, в застенках ГУЛАГов и одновременно примеры духовного падения. И в тех, и в других случаях это были обычные люди, с одинаковой остротой ощущающие боль, имеющие нужду в еде и питье. Но в одном случае люди держались за руку Божию и Бог даровал им победу, а во втором ― люди теряли из вида Бога и страх побеждал в них все человеческое, низводя, порой, до уровня животного, убивая все лучшее и доброе, что у них было. Так страх победил и Яниса Бирзиньша.

Три пути падения: духовная гордыня, обида и страх. Не идем ли и мы, порой, по этим страшным путям?!...

_________________________________________
Однако, продолжая исследование жизненного пути тех, кто печатал свои статьи и проповеди в «Обзоре мировых вопросов», мы встречаем куда больше светлых и добрых личностей, остававшихся верными своему Богу в самые критические моменты своей жизни, встречаем тех, кто смог с помощью Христа победить гордыню, обиду и страх. Победить ГУЛАГ и пережить его. «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, ― через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2).

Именно о биографиях этих людей, принимавших самое непосредственное участие в написание статей для «Обзора мировых вопросов», мы и расскажем ниже.


Дмитрий Яковлевич Платонов

Родился Дмитрий Яковлевич Платонов в 1886 г. 27 сентября в Костромской губернии в России. Пока неизвестно, как он прибыл в Латвию, тогда еще входящую в состав Российской империи. Помолвлен он был с Бертой Густовской в 1913 г. 10 ноября.

Работал Платонов поваром в одном из ресторанов Риги. Готовил блюда очень качественно и из-за этого ресторан посещали многие известные люди того времени и заграничные гости.

Однажды на улице к Платонову подошла одна женщина (литературный евангелист) и пригласила его посетить богослужения на улице Маскавас в Риге. Примерно в то же время Платонов в трамвае слышал разговор между адвентистским пастором Суттой и одним мужчиной. У Платонова появился интерес, особенно к пророчествам книги Даниила. Далее следуют Библейские уроки у пастора Карлиса Сутты и крещение. Он вместе с женой крестился в Риге по улице Дзирнаву, 34 в помещении богослужений в 1920 г. 1 октября. Крестил их пастор Карлис Сутта.

На работе в ресторане Платонов решил соблюдать субботу, за что немедленно был уволен. Однако Платонов вместе с женой решил, что поступил правильно, оставаясь верным по отношении субботы. Посетители ресторана это увольнение почувствовали сразу по качеству блюд. Владелец ресторана Кувалди испугался, что потеряет посетителей, послал за Платоновым повозку и просил, чтобы он вернулся на работу в ресторан. Владелец согласился с условием Платонова, что у него будут свободные субботы.

Осенью 1925 г. Платонова призывают на служение. Первое его место служения в общине города Даугавпилс. Работа шла хорошо и многие в городе принимали весть адвентистов. В то время издавались особые номера журналов с миссионерским уклоном т.н. жатвенные издания. Однажды Платонов собирался с этими номерами ехать за город, но чувствовал себя не особо хорошо. Мучил ревматизм. А также он боялся проспать эту свою поездку. Пробудился он утром от видения ангела, который вскричал: «Вставай!» Поездка оказалась очень удачной, и даже ревматизм его не мучил.

В 1929 г. Платонова переводят в г. Резекне. Там он успешно трудится до 1934 г., когда его переводят в русскую общину г. Риги. До него в этой общине Риги трудился Павел Мацанов, которого в этом же году перевели в г. Резекне. Они были хорошо знакомы друг с другом и успешно продолжали начатое в этих церквях – Платонов - в Риге, а Мацанов - в Резекне. Летом, во время детских лагерей у города Риги, в миссионерском училище Сужи Платонов работал на кухне, готовил детям еду. Его вкусные блюда любили также работники училища и служители.

У Платоновых были три дочери – Вера, Тамара и Ирина.

В 1937 г. Платонов жил в Печорах (тогда на территории Эстонии). Потом поселился в городе Питалово (в то время город называли Абрене - на территории Латвии). В Питалово Платонов находит людей, с которыми ведет разговоры о Библии. В издании жатвенного номера журнала от 1937 г видно фото Платонова с детьми города Питалово. Его дочь помнит город как очень чистый, со многими садами и цветами. Казалось, что труд в этом городе принесет добрые плоды. Была и группа верующих, которая по субботам собиралась в доме у рынка, численностью, примерно, 10-20 человек, в основном из сельских жителей. В 1940 году с приходом советской власти начальник милиции города приказал ему и его семье в течение 3 суток оставить Питалово. Им пришлось оставить мебель и квартиру и переехать жить в Ригу. С начала они жили у проповедника Сутты. А потом по улице Кулдигас, 32. Там они жили и во время войны.

После войны Платонов продолжает трудиться в русской общине города Риги вместе с пресвитером Сенявским. Когда в Москву уезжал Мацанов, он пригласил к себе и Платонова. Он гостил у Мацановых, но в России не остался.

В советское время атеистическая власть использовала разные методы по искоренению христианской веры. В 1949 г. в Латвии власти провели масштабные репрессии и выселение жителей Латвии в Сибирь. В это же время в русской общине появилась некая Ольга Васильева. Эта особа выделялась ярким организаторским талантом, музыкальностью и чувством вкуса. Она начала посещать богослужения и быстро вошла в доверие к членам церкви. Ее крестили в ванне, потому что она отказывалась принять крещение публично. Благодаря общительности она стала руководителем церковного хора, имела доступ к списку членов церкви, ходила в гости к членам церкви. Платонов ей рассказывал многое из жизни церкви, а брат Сенявский всё радовался, что «удалось поймать большую рыбу».

Через какое то время эта «сестра» исчезла. Перед своим уходом она только сказала Платонову, что он ещё заплатит за то, как живет. После её ухода следует арест Платонова, Сенявского и сестры Пекарняк, которая в церкви занималась Библейскими уроками с детьми. Дмитрия Платонова на скрытом суде осудили на 5 лет и выслали в лагерь в г. Кемерово. В заключении Платонову удалось сохранить Библию, и он умело проповедовал заключённым о Боге. В 1953 г. последовала амнистия, и Платонов возвратился в Ригу.

Жизнь в лагере сильно повлияла на состояние здоровья Платонова. У него был диабет. Но, не смотря на это, Платонов трудился в русской общине до своей кончины. Его помнят как принципиального человека, строгого в учении и характере. У него был хороший контакт с молодёжью, и его слово имело авторитет среди молодых.

Однажды разразился спор между участниками хора молодёжи и старыми членами церкви в отношении содержания песенного репертуара. Совет церкви решил, что молодые участники спора должны просить прощения у старших, но молодые отказывались это делать. Решение спора оказалось в тупике. В это время заболел пастор Платонов, и молодёжь отправилась навестить его к нему на квартиру. Одна из участниц тогдашнего спора вспоминала, что Платонов чувствовал себя плохо, и он сидел на своей кровати. Когда вошли посетители и рассказали о своей проблеме, Платонов грустно посмотрел на них и сказал: «Христос на кресте простил всем, а вы не хотите просить прощения». Внешний вид старого пастора им показался так похожим на образ страдающего Христа, что у них появилось чувство покаяния и желание уладить спор.

Умер Платонов в Риге в 1962 г. 2 августа.
Янис Олтиньш

Родился 10 мая 1902 г. в Витебской губернии, в Двинском (Даугавпилсском) округе, в Акнисте. Отец Бертулис, мать Минна, в семье кроме Яниса имелись три брата и четыре сестры. Одно время они жили в Литве, потому что отец работал в государственной сети торговли спиртными напитками. В семье отец ввел закон, чтобы каждую неделю семья говорила на другом языке ― на латышском, русском, немецком. Если кто-либо это правило не соблюдал, следовало наказание. Ходили по воскресеньям в церковь ― лютеранскую. Когда перебрались жить в г. Каунас, отец впервые в дом внес Библию.

Тогда в детстве заложились первые представления о Боге, и хоть отчасти и фрагментарно, но Янис начал осознавать значение вечности. Янис учился в начальной школе в г. Биржаи, а потом учился в гимназии в г. Каунасе, но не окончил. Отец потерял работу в Литве и семья вернулась в Латвию, но был уже 1914 г. и они бежали в Россию, в Старую Руссу, где Янис окончил среднюю школу. Потом переехали в Витебскую обл., в г. Освея, где Янис поступил учиться на чиновника почты, и сдал экзамен, дав клятву верности государству и поцеловав крест на груди священника. На экзамене ему надо было написать текст телеграммы на Морзе. Олтиньш написал: «Телеграф дал Бог. Самуил Морзе». Начальник экзамена сказал: «Отлично!». Олтиньшу тогда было только 15 лет.

После возвращения на родину в 1918 г. он работал на почте в пос. Элкшни, недалеко от места роджения, а с 1920 г. в Иерики на почте цензором писем. Он должен был открывать каждое 10-е письмо и докладывать о содержании письма. Однажды он открыл письмо некоего Роока из Германии, где он излагал созвучие библейских пророчеств с историческим исполнением. Олтиньш интересовался историей, и написал этому г-у Рооку, не путает ли он историю с Библией? Скоро он получил ответ от этого Роока, где он высказал благодарность Богу, что именно его письмо было открыто и так заинтересовало библейской истиной. Началась переписка на немецком, где Роок писал и о субботе, и о пророчествах Библии. Олтиньш принял истину о субботе и пророчествах. Об этих истинах он рассказывал и своим товарищам по работе, но, когда начал соблюдать субботу, ему пришлось должность на почте оставить.

Олтиньш поехал домой к отцу. Когда отец узнал о причине его ухода с работы, он Яниса избил. Олтиньш начал проповедовать об адвентизме в семье, но старший брат решил его проучить, закрыл его в субботу на чердаке, сжег его Библию. Потом Олтиньш получил письмо от Роока, что в г. Екабпилсе есть церковь, где проповедником был Шнейдерс, и там он может креститься. Олтиньш решил направиться туда, но отец не дал ему лошади. Олтиньш пошел пешком 52 км до Екабпилса. Там он нашел место собрания церкви. Он не ожидал, что церковь, которая проповедует свою весть в мире на более чем 100 языках, будет здесь так мала и будет собираться на квартире. Олтиньш был немного смущен, но проповедник укрепил его веру. Тогда в 1921 г. 30 августа Шнейдерс его крестил. В своей семье он не скрывал, что стал адвентистом, и по субботам не работал, хотя семья продолжала трудиться в поле и по субботам. С февраля 1922 г. последовал призыв в армию. Там он сказал, кем является, и что по субботам не будет работать. Так каждую субботу он сидел в карцере, его стыдили и били. Его спас офицер, который ранее вместе с Олтиньшем работал на почте и о субботе знал.

Он взял Олтиньша на должность кассира-писаря. Каждую субботу он посещал церковь в Даугавпилсе, но из-за субботы ему пришлось служить в армии сверх срока до августа 1923 г. После службы в армии он пошел учиться в миссионерское училище в Сужи. После его окончания он начинает пасторское служение. С 1937 г. по 1942 г. Олтиньш был избран на пост президента конференции Латвии. Это было сложное время для церкви ― давление режима Улманиса на церковь, аннексия Прибалтики войсками СССР и начало войны.

В 1986 г. Олтиньш ушел на пенсию. Умер Олтиньш дома в 1997 г. под Ригой в Приедайне в возрасте 95 лет. Сам Олтиньш заметил, что за время его служения он имел возможность крестить 826 душ. Это были латыши, литовцы, русские, немцы, эстонцы, цыгане, поляки, евреи. Это были бывшие католики, православные, староверы, лютеране, баптисты, методисты, пятидесятники, мусульмане, иудеи. Проповедовал на латышском, литовском, русском, немецком, польском. Выступал на английском в Лондоне, проповедовал в Латвии, в Литве, на Украине, на Кавказе, в Азербайджане, в Швеции, в Польше, в Австрии, в Бельгии, в Белоруссии, в Эстонии. Олтиньш подводит итог своего служения в своей автобиографии такими словами: «Как пространно Бог использует немощное дитя сей земли, чтобы благовествовать Его последнюю Трехангельскую весть сему миру перед Его близким пришествием во славе. И сколько у Него таких слуг во всем мире! Как чудно и мощно исполняется великое пророчество ― Откр. 14:6―12».
Эрнест Клотиньш

Родился Эрнест Клотиньш в в Лифляндской губернии в волости Вецлаицене в 1905 г. Отец был лютеранином, пил. Когда в 1927 г. 22 июня Эрнест в возрасте 15 лет крестился в адвентистской церкви, отец его прогнал из дома. Позднее отец с этим смирился и Эрнест Клотиньш навещал родителей, но они все же оставались закрыты для благовестия. В 1928 г. он окончил миссионерское училище в Сужи. В том же году на конгрессе он был избран на должность библейского работника. В 1930 г. на конгрессе его рукополагают в проповедники. В 1929 г. в октябре он женился на Зелме Кункулис (род. 1909 г.). С 1937 по 1942 г. он был выбран на пост заместителя президента (Олтиньша) конференции Латвии, а с 1940 г. исполнял обязанность кассира конференции. Эрнест Клотиньш публиковал свои статьи в периодике АСД Латвии вплоть до ее закрытия в 1940 г. советской властью. С 1938 по 1940 гг. Эрнест Клотиньш был директором миссионерского училища в Сужи. В его время в 1940 г. Красная Армия забрала у церкви училище в Сужи.

В 1942 г. на конгрессе конференции он был избран на пост президента конференции АСД Латвии. Он находился на этом посту вплоть до его ареста в 1949 г. В 1949 г. власти от Эрнеста Клотиньша требовали отдать для нужд милиции дом в Риге на ул. Бривибас 11 (теперь Базницас 12а). Это было главное здание АСД Латвии и других помещений в Риге у церкви не было. Эрнест Клотиньш, конечно, не согласился. Рано осенью того же года милиция здание забрала, а в ноябре последовал арест Эрнеста Клотиньша, А. Медниса, Д. Платонова и др. Поводом для ареста послужило то, что во время оккупации немецкими войсками, немецкие власти от церквей в обязательном порядке требовали собирание пожертвований для нужд немецкой армии. Собирали деньги, одежду и т. д. Этого было достаточно для получения срока за решеткой уже в советское время. Эрнеста Клотиньша выслали в Архангельскую область, пос. Ерцево.

Оттуда он писал письма своей семье и получал посылки. В своих письмах он мало писал об обстоятельствах жизни в лагере, это не допускала цензура, но меж строк можно понять, что у него была хорошая должность в лагере, что он мог соблюдать субботу. Писал семье на латышском, в основном на нейтральные темы. В одном письме от 1953 г. 31 января он писал следующее: «Заново подтверждаю, что нахожусь в добром здравии. На работе все благополучно сложилось и мое сердце чувствует облегчение. Кроме мирского труда есть возможность одной-другой душе рассказать о той надежде, которая живет в сердцах детей Б. и послужить тем даром, который Б. нам даровал». В письмах имеются ссылки на библейские тексты, что подразумевает то, что он в лагере имел доступ к Библии. В 1954 г. его освободили и он вернулся в Латвию к семье.

Ему позволили вернуться на пост проповедника. Его как проповедника характеризуют как сердечного, нежного человека. Он имел хороший контакт с людьми и имел успех, навещая членов церкви. Его называют «проповедником любви». Его проповеди были эмоциональные, немного поэтичные. Особо ласково и смиренно он рассказывал об Иисусе, что иногда вызывало даже слезы сочувствия у слушателей. Хотя его манера проповеди была эмоциональна, но речи были содержательны, классически адвентистские, и весть он проповедовал, как большую ценность. Не зря некоторые современные проповедники до сих пор пользуются записями его проповедей. Для Эрнеста Клотиньша самым больным вопросом было отношение его детей к религии и церкви. Они все ушли из церкви. Хотя в церкви именно Клотиньш до и в послевоенное время имел успех в организации мероприятий среди церковной молодежи. Может быть, он слишком много времени уделял другим, а для своих детей времени не оставалось? Эрнест Клотиньш старался не конфликтовать с людьми и находить компромисс, но, где это не было возможно, держался мнения «старших братьев». Он всегда предлагал своим оппонентам молиться Богу, даже в ситуациях, когда просто надо было стать на одну или другую сторону во имя истины. Последние годы жизни он провел в г. Цесисе. В доме для работника церкви у него была комната. Жил он один. Умер он в 1996 г.

Арвидс Чолдерс

Родился в 1899 г., 22 октября в Лифляндской губернии, уезд Валка. С адвентистской вестью он познакомился от брата Яниса и сестры Луции. Крещен в 1917 г., 5 апреля. Служил в армии и дослужился до чина сержанта. Обучался профессии маляра. Когда была приобретена школа в Сужах, он был одним из добровольцев, кто принимал участие в ремонте помещений. Он же был и одним из первых учеников училища в Сужах и окончил его в 1927 г.

В 1925 г. он женился на однокурснице Луизе Валенчук. В семье родились две девочки ― Эстере (1927) и Мирдза (1931). Чолдерс владел несколькими языками ― латышским, русским, немецким, английским и эстонским. С 1927 г. по окончании училища его во время конгресса назначают библейским работником и в том же году его направляют в церкви Руйиени и Валка.

С 1930―1935 гг. он трудился в Риге уже в качестве евангелиста. Потом его направили в церковь Валмиери и Рижскую 7-ю церковь. В 1939 г. на конгрессе его пригласили в совет конференции, а в 1940 г. он становится заместителем руководителя конференции. Мацанов в 1950 г. направил Чолдерса в Ригу на пост уполномоченного ВСАСДа. Однажды на квартиру Чолдерса в Елгаве пришел некий работник КГБ и говорит, что в такого и такого-то числа Чолдерс на богослужении сказал фразу против советской власти. Чолдерс спокойно записал названное число и выпроводил «гостя». Потом подошел к окну и сказал дочери, чтобы та вызвала милицию. Участок милиции был рядом и милиционер пришел быстро. Ему Чолдерс сказал, что пришел человек, который его обвинил в преступлении, которое он не мог совершить, потому что в тот день был в Москве, и требовал задержать его обвинителя, который все еще находился на улице. Милиционер ушел и подошел к этому работнику КГБ. «Дело» утихло.

Как руководитель, Чолдерс был последовательным, крепко стоял за столпы веры, Чолдерс считал своим долгом навестить каждого заболевшего проповедника и его укрепить. Как проповедник, Чолдерс был сильным в проповедях, с четким и строгим языком, его проповеди были содержательными и сильными, он был требователен к себе и другим. В 1966 г. 26 мая его не стало. Похоронен он в Риге.

Александр Эглит

Прекрасный след в истории церкви, причем, не только Латвии, но и России и США, оставил пастор Александр Эглит, родившийся в 1884 году и в ранней юности принявший истину. С 1910 года находился на служении в церкви, вначале в городе Цесисе, потом в Петербурге, Новгороде, Ростове. В 1922 году вновь возвращается в Латвию, служа как пастор во многих церквях, а также в семинарии Сужи. В 1941 году с женой эмигрирует в США, где умирает около 1970 года.



Артур Юркевиц

Много сделал для созидания церкви и пастор Артур Юркевиц (1903―1978), трудившийся в церкви с 1923 года. Его глубокие проповеди и интересные темы по истории религии в памяти до сих пор у старых членов церкви.



Генрих Руди

Родился в 1901 году, происходя из поволжских немцев России. С 1933 по 1936 гг. возглавлял Балтийский унион. Затем был переведен в США в Вашингтон, где был избран перед самой войной руководителем Среднеевропейского дивизиона. Однако из-за войны этот дивизион был распущен, но Руди продолжал служение в США, принимая активное участие в проведении евангельских программ. Умер в 1982 году, в США.



Екабс Шнейдерс

Родился в 1877 г., 13 февраля в Риге и был 13-м ребенком в своей семье. У его отца было небольшое предприятие по изготовлению пробок. Так что Екабс смолоду трудился на этом предприятии отца. Уже с юношества Екабс интересовался духовными вещами. В этих поисках он со своей женой побывал даже у спиритистов и там слышал голоса, но они в это же время услышали и адвентистскую весть.

В 1897 г. они присоединились к адвентистам. После крещения, когда они шли домой, его жена почувствовала как бы удар в спину. Таким образом духи «распрощались» со своими жертвами. С тех пор Шнейдерс во время молитвы, когда предлагалось всем взяться за руки, от этого отказывался, потому что такая практика существовала у спиритистов. Сразу после крещения Шнейдерс занялся активным служением. Он был книгоношей в Риге, был пресвитером в общине Риги и одним из первых латышских проповедников. Создавал новые общины АСД, руководил библейскими уроками. С 1906 г., когда появилась такая возможность, стал редактором газеты «Страж Сиона» на латышском. В этой газете в основном были статьи Шнейдерса о пророчествах Библии, и эту газету, вместе с книгами и брошюрами, распространяли книгоноши.

В 1914 г., из-за военных действий, издание газеты было прервано, но с 1916 г. Шнейдерс стал издавать новую газету «Адвентистский Вестник» на латышском. Эта газета не переставала издаваться даже несмотря на трудности гражданской войны. Почти в каждом номере была статья Л. Конради о пророчествах и статья Е. Уайт. В газете рассматривались разные темы, не только о субботе и заповедях, но и о Евангелии, жизни Христа, о практическом христианстве, о здоровье, были статьи для детей и молодежи. В 1923 г. возобновили издание газеты «Страж Сиона» на латышском. С этого момента редактор Шнейдерс отвел для газеты «Страж Сиона» темы по пунктам учения АСД и знамениям времени, а газета «Адвентистский Вестник» стала отражателем жизни общин Латвии, но и в ней находилось место для статей на актуальные для церкви темы. С 1912 г. Шнейдерс был руководителем Балтийского объединения, а потом во время войны и Даугавского объединения. Во время войны Шнейдерс сначала уехал во Псков, а потом разместился в г. Валка. В это время он был единственным рукоположенным проповедником на территории Прибалтики. На этом посту Шнейдерс был руководителем местного объединения до 1922 г., а после этого года он продолжил служение лишь в качестве проповедника и редактора газет.

В 1930 г. Шнейдерс уходит на пенсию, став рядовым членом церкви в Риге. Его выбирали то пресвитером, то кассиром общины. Он был человеком, кто умел копить средства и для себя довольствовался малым, а для служения общинам проявлял высокое самоотречение. Коротко перед своей смертью он писал воззвание на юбилей 1-ой общине г. Риги: «Дорогие братья и сестры, в нашей святой вере ожидайте прихода нашего Господа во славе. Сегодня мы с глубокой благодарностью вспоминаем, как Всевышний семьдесят лет назад прислал нам вестника Трехангельской вести и нашел в нашей стране поклонников и соблюдателей заповедей.

Чудесная была помощь Бога. Несмотря на трудности и сопротивление, число адвентистов умножилось. Прославьте Его святое имя и в первой любви восстановите ваш завет сердца. Освящайтесь для времени просеивания, что наступит во всем мире, когда устоят только те, в чьих сердцах будет сиять пламя веры. Будем верны до смерти! Восстановим перед Богом свои обеты и с помазанием Святого Духа возрастем, потому что мы ближе к Пришествию Христа, чем раньше. Мир Бога, что превыше всего понимания, пусть проявится на всех ваших путях. Ваш старший брат во Христе. Екабс Шнейдерс. 1966. Рига». Умер он в 1968 г. в возрасте 91 года. Кстати, Шнейдерс в конце 1920-х годов основывает русскоязычный журнал «Знамение времени», выходивший на протяжении нескольких лет и вместе с «Обзором мировых вопросов» тайно провозился в СССР.



Янис Спрогис

Родился в 1871 г., 29 мая в Риге. В молодости работал на металлолитейном предприятии, имел хороший оклад и жил довольно хорошо. В 1895 г. принял адвентистскую весть и крестился. Из-за Христа бросил свою хорошо оплачиваемую работу и стал одним из первых латышских адвентистских проповедников. В 1901 г. Спрогис был избран на пост в совете Севернорусского миссионерского поля. В служении находился в церквях г. Елгавы и Лиепае с 1902―1905 гг. В 1906 г. рукоположен в Фриденсау (Германия) и выбран на пост секретаря Севернорусского миссионерского поля. Жил Янис со своей семьей в г. Елгаве и был проповедником в общине этого города.

В 1910 г. выбран на пост руководителя Балтийской конференции. В 1911 г. основал общину в г. Цесисе. В 1912 г. выслан в ссылку в г. Пятигорск из-за того, что на него поступила жалоба в полицию, что он без разрешения на то церковных властей крестил члена лютеранской церкви. Вместе с ним в Пятигорск переселилась вся его семья. В г. Пятигорске они жили по ул. Подгорная 12, а потом поселились на ул. Базарной, 50. Эти адреса указаны, как места, где можно приобрести журналы «Страж Сиона». Его дети посещали школу, а старшая дочь вышла замуж и осталась в России. В Пятигорске Спрогис был избран на пост руководителя Севернокавказской конференции. Незадолго до начала войны Спрогис получил разрешение вернуться обратно в Елгаву. Здоровье у Спрогиса было плохое, так что г. Пятигорск для него не был курортом. С началом войны Спрогис с семьей переселился в Тарту.

В 1915 г. Спрогиса арестовали и сослали в Иркутск, где он пробыл до февральской революции. После амнистии он вернулся на родину. Имел публикации в церковных газетах и журналах, его мнение уважали и с ним в общинах считались. Здоровье его ухудшалось и его частично парализовало. Его радостью было слышать рассказы о том, что Трехангельская весть имеет успех. Болезнь не отставала. В 1928 г. на 57-м году жизни Спрогиса не стало. В начале 30-х его сын стал миссионером в Восточной Африке и имел успех в служении. Во время войны г. Елгава много раз переходил из рук в руки и город был сильно разрушен. Его дом и архив погиб. Не уцелела даже его могила. В памяти он остался как первопроходец адвентизма в Латвии и активный проповедник Трехангельской вести.



В 2010 году по инициативе и под руководством Алексея Викторовича Исакова и с согласия дочери первого главного редактора П.А. Мацанова Гончар Надежды Павловны профессором А.А. Опариным возобновляется выпуск журнала «Обзор мировых вопросов».
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Организация самостоятельной работы учащихся
2014 -> Пояснительная записка Программа Гусаковой В. О. «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии»
2014 -> Дэн Иванов Вальдшмидт Будь лучшей версией себя
2014 -> Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
2014 -> Осьмнадцатое столетие непреходящее значение
2014 -> -
2014 -> «Деятельность Абылай хана по укреплению казахского ханства»
2014 -> Великие личности в потоке национальной истории
2014 -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литература»

  • СУДЬБЫ АВТОРОВ ДОВОЕННОГО ЖУРНАЛА «ОБЗОР МИРОВЫХ ВОПРОСОВ»
  • Дмитрий Яковлевич Платонов