Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исторический факультет




Скачать 323.08 Kb.
Дата06.07.2018
Размер323.08 Kb.
ТипРабочая программа курса
Федеральное агентство по образованию

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет


Кафедра мировой истории и международных отношений

ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОЧНОЙ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ В ХХ В.

Федерального компонента цикла ОПД.Ф.09 второго поколения


по специальности – "История"

Автор - составитель – канд. исторических наук, доцент Т.П. Кальянова

Иркутск 2009

Программа дисциплины «История Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии в ХХ веке» цикла ОПД.Ф составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «История». Программа включает в себя краткое содержание разделов курса, примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тематику рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к экзамену и рекомендуемый список литературы.



Предназначена для студентов 4 курса, а также преподавателей, ведущих подготовку специалистов по данной дисциплине.

Рабочая программа курса
ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОЧНОЙ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ В ХХ ВЕКЕ.

Курс: 4


Семестр: 7

Общее количество часов: 105

в том числе:

лекции: 36

практические занятия: 36

самостоятельная работа: 26

КСР: 7
Отчетность:

экзамен, 7 семестр


1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

  1. Основная цель преподавания и изучения истории - сформировать у учащихся навыки исторического мышления, умение анализировать прошлую и настоящую историческую реальность. Для этого необходимо не просто овладеть некой суммой знаний о прошлом. Гораздо более важным представляется умение устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений и событий, анализировать факты, а также понимать мотивацию человеческого поведения в разные эпохи. Непременным условием адекватного понимания прошлой жизни является также знание об исторической обусловленности действий личностей и масс. Большую роль в формировании такого знания играет знакомство с основными этапами развития социально-философской мысли.

  2. Изучение истории занимает центральное место в системе гуманитарного образования, в развитии у учащихся рационального взгляда на мир и социальную действительность, в формировании гуманистических нравственных принципов.

  3. Главным принципом исторического образования является научность, предполагающая рационально-критическое осмысление изучаемого материала, умение выделять исследовательские цели и задачи, строить систему доказательств с использованием результатов комплексного анализа фактов.

  4. Важным принципом исторического образования признается также историзм, то есть понимание того, что социальная реальность и человеческая природа не являются изначально данными и неизменными. Они представляют собою постоянный процесс изменения, развития, творчества с непредсказуемым заранее результатом.

  5. Изучение истории в данном курсе строится на основе принципа синхронизма, который предусматривает исследование одновременного существования разных типов цивилизаций. Поэтому история стран Азии и Африки изучается на фоне основных тенденций мирового развития. Изучение материала предполагает проблемное освещение основных разделов учебного курса, предусмотренного государственным стандартом. Главное внимание уделяется исследованию сложных переломных моментов истории мира в данное время, предопределивших, во многом, историю человечества в ХХ веке. Для более адекватного восприятия исторического материала используются достижения современного обществознания, методика исследования, применяемая в современных общественных науках.

2.Уровень знаний и основные умения учащихся.


  1. Учащийся должен иметь полное представление об основных блоках информации

  2. Социально-экономическая ситуация в стране. Внутренняя политика.

  3. Основные направления и цели внешней политики.

  4. Партийно-политическая система и эволюция государственных структур.

  5. Социальная структура общества. Общественные движения.

  6. Развитие культуры. Религия в жизни общества.

  7. Учащийся должен владеть терминологическим и понятийным аппаратом исторической науки.

  8. Уметь анализировать факты и события, давать им оценку.

  9. Уметь выявить причинно-следственные связи события, определить его значение в истории страны и мира.

  10. Иметь представление о деятельности исторических личностей и народных масс в истории стран Азии и Африки в ХХ в.

  11. Учащийся должен приобрести навыки работы с учебной и научной литературой по истории, освоить приемы анализа источников, документальных материалов, уметь пользоваться картами, периодической печатью.

  12. Учащийся должен уметь выступать с докладом, участвовать в дискуссии, написать курсовую работу, реферат, составить конспект, тезисы.

  13. Учащийся должен применять полученные знания при изучении других гуманитарных дисциплин и в социальной практике.

3. Объем дисциплины по видам учебной работы.

Темы

Лекции

Семинары

Самостоят. работа

Тема 1. ХХ век как особый этап мировой истории.

2

2

2

Тема 2. Страны Азии в первой половине ХХ в.

6

6

2

Тема 3. Распад колониальной системы и становление национальной государственности.

8

8

6

Тема 4. Страны Восточной Азии в 60-90 гг.

8

8

4

Тема 5.Страны Юго-Восточной Азии в 60-90-е гг. ХХ в.

6

6

6

Тема 6. Страны Южной Азии в 60-90-е гг. ХХ в.

6

6

6

Итого:

36

36

26



4. Содержание дисциплины «История стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии в ХХ в.».
Тема 1. ХХ век как особый этап мировой истории.

Тема 1. ХХ век как особый этап мировой истории.
Часы
Лекции

2

Практические занятия

2

Самостоятельная работа

2

Хронологические рамки данного периода: от начала ХХ в , когда в основном завершилось включение стран Азии и Африки в мировую экономическую систему, до 90-х гг. ХХ в., обозначивших новую геополитическую ситуацию в мире.

Колониальные войны на рубеже ХIX-ХХ вв как свидетельство обострения противоречий между великими державами. Разнообразие форм реакции азиатско-африканского мира на новые условия его существования.

Возникновение в странах Востока многоукладных структур, в том числе капиталистических анклавов. Политическая роль социальных групп, рожденных буржуазной трансформацией восточных обществ: военной, гражданской бюрократии, национальной интеллигенции, предпринимательства.

Распространение националистических, религиозно-реформистских идей. Появление общественных организаций и политических партий, боровшихся за пробуждение национального самосознания, национальное возрождение и обретение политического суверенитета.



Тема 2. Страны Азии в первой половине ХХ в.

Тема 2. Страны Азии в первой половине ХХ в.

Часы

Лекции

6

Практические занятия

6

Самостоятельная работа

2

Период «Пробуждения Азии». Влияние итогов русско-японской войны и российской революции 1905-1907 гг на пробуждение Азии. Синьхайская революция в Китае. Национально-освободительное движение в Индии.

Межвоенный период. Социально-экономические последствия первой мировой войны для стран Востока. «Рисовые бунты» в Японии. «Движение 4 марта» в Китае. Борьба за независимость в Монголии. Социально-политическая напряженность в странах Востока в межвоенный период. Версальская система и страны Востока. Создание Советского государства и возможность выбора путей развития стран Востока.


Процесс вестернизации в странах Востока. Национализм и усиление его влияния на духовную жизнь стран Востока. Восток в канун второй мировой войны.

Вторая мировая война. Кризис мандатной системы. Японская агрессия в Китае. Нападение на Пирл-Харбор и начало войны на Тихом океане. Захват Филиппин, Бирмы, Индонезии, Малайзии. Попытка создания «восточно-азиатской сферы совместного процветания». Сотрудничество азиатских националистов с японской военной администрацией. Военные поражения Японии. Развал японской колониальной системы. Углубление кризиса колониальной системы.


Тема 3. Распад колониальной системы и становление национальной государственности.

Тема 3. Распад колониальной системы и становление национальной государственности.

Часы

Лекции

8

Практические занятия

8

Самостоятельная работа

6

Китай: гражданская война и поражение Гоминьдана. Образование КНР. Преобразования 1950-1953 гг. Складывание культа личности Мао Цзэдуна. Огосударствление экономики. Коллективизация деревни. «Большой скачок» и «народные коммуны».

Корея: разделение страны на оккупационные зоны. Корейская война 1950-1953 гг.

Япония: демилитаризация и демократизация. Роль США в восстановлении японской экономики. Сан-Францисский мирный договор и «Договор безопасности» между США и Японией.

Монголия: развитие в рамках мировой системы социализма.

Страны Южной Азии. Раздел Британской Индии. Провозглашение Индии республикой. Курс Дж.Неру. Административно-территориальные реформы.

Возникновение Пакистана. Нестабильность гражданских правительств и установление военных режимов. Исламский фактор в партийно-политической жизни.

Особенности развития малых стран региона: Шри Ланка, Непал, Бутан и Сикким. Получение независимости Мальдивами. Кашмирская проблема и индо-пакистанские конфликты.

Тема 4. Страны Восточной Азии в 60-90 гг.

Тема 4. Страны Восточной Азии в 60-90 гг.

Часы

Лекции

8

Практические занятия

8

Самостоятельная работа

4

Поиск политических альтернатив развития. Особенности западной модели развития на Востоке. Социалистическая модель как вариант общественного развития: его социо-культурные особенности и притягательность для Востока.

Япония: научно-техническая революция и её социальные последствия. Возрастание роли Японии в мировой разделении труда. Роль Либерально-Демократической партии в политической системе Японии. Усиление японского влияния в АТР. Вопрос о «северных территориях» и его влияние на российско-японские отношения.

Монголия. Политический курс Ю. Цеденбала. Нарастание кризисных явлений в обществе и попытки осуществления монгольской «перестройки» Поиск путей национального обновления. Развитие отношений с Россией и КНР.

КНР. «Культурная революция». Обострение внутрипартийных разногласий. Смерть Мао Цзедуна и свержение «банды четырех». Хау Гофэн и проблемы реабилитации жертв «культурной революции». Начало рыночных реформ. Аграрные преобразования. Дэн Сяопин как теоретик «социализма с китайской спецификой». Политика «открытых дверей». Тяньаньмэньские события и борьба с «духовным загрязнением». Возвращение Сянгана(Гонконга) и Аомэня ( Макао).

Тайвань. Реформы Чан Кайши и Цзян Цзинго. Тайваньское «экономическое чудо». Модернизация Тайваня. Проблема объединения Китая.



Корея. Ким Ир Сен и «социализм корейского типа». Идеи «чучхэ». Южнокорейский авторитаризм. Причины экономического роста. Студенческое движение против военной диктатуры. Новые тенденции в политической жизни.
Тема 5.Страны Юго-Восточной Азии в 60-90-е гг. ХХ в.

Тема 5.Страны Юго-Восточной Азии в 60-90-е гг. ХХ в.

Часы

Лекции

6

Практические занятия

6

Самостоятельная работа

6

Индокитай. «Американизация» вьетнамской войны. Роль СССР во Вьетнаме. Гуамская доктрина Никсона. Вывод американских войск. Крах правительства Нгуен Ван Тхиеу (1975). Объединение страны и провозглашение Социалистической республики Вьетнам. Особенности современных экономических реформ. Политика обновления («Дой Мой»). Противоречия с Кампучией и КНР и пути их преодоления.

Камбоджа. Оформление диктатуры Народома Сианука (1960). Возникновение коммунистической оппозиции. Режим Лон Нола. Установление диктатуры «Красных кхмеров». Война с СПВ. Вьетнамская оккупация (1979-1989). Проблемы внутриполитического урегулирования.

Индонезия. Государственный переворот 1965 г. Генерал Сухарто и усиление роли армии в общественной жизни страны. «Новый порядок». Кризис 1998 г. и проблемы политического развития на современном этапе.

Таиланд, Малайзия, Сингапур, Мьянма, Филиппины. Формирование АСЕАН (1967 г.). Проблемы регионального развития.
Тема 6. Страны Южной Азии в 60-90-е гг. ХХ в.

Тема 6. Страны Южной Азии в 60-90-е гг. ХХ в.

Часы

Лекции

6

Практические занятия

6

Самостоятельная работа

6

Индия. Индира Ганди и её роль в истории Индии. Обострение демографической ситуации. Общественно-политический кризис 1975 г. и введение в стране чрезвычайного положения. Формирование политической оппозиции. Бхарата Джаната Парти и индусский коммунализм. Межэтнические, межконфессиональные и национальные проблемы. Сепаратизм и Кашмирская проблема.

Пакистан. Обострение отношений с Индией. Кризис Мусульманской Лиги. Межэтнические противоречия. Социально-экономические преобразования З.А. Бхутто и «исламский социализм». Военный переворот 1977 г. и его последствия. Авторитаризм и политика исламизации государства. ППН и Мусульманская Лига в конце 80-х – 90-х гг.

Бангладеш. Провозглашение независимости Трудности социально-экономического и политического развития.
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Вариант 1.



1. Укажите книгу, почитаемую сикхами:

а. Киссан-Санджан

б. Гуру Грантх Сахиб ( Ади-Грантх)

в. Бхагаватгита

г. Виная-питака

2. Кто возглавлял Индонезию во времена "нового порядка"?

а. Сукарно

б. Сукхраварди

в. Сукарнопути

г. Сухарто

3. Кто входил в "группу по делам культурной революции" в Китае?

а. Чэнь Бода

б. Бо Цзюйи

в. Кан Шэн

г. Тао Юаньмин

д. Цзян Цинь

4. Когда была война Франции против Демократической Республики Вьетнам?

а. 1945-1951

б. 1946-1954

в. 1947-1956

г. 1951-1975

5.Распределить по странам следующих исторических деятелей:

Нго Динь Зьем, Лю Шаоцы, Такин Тан Тун, Раджендра Прасад, Ли Сынман, Аун Сан, Пибун Сонгкхрам, Джавахарлал Неру, Бао Дай.
Вариант 2.

1.Объясните понятие сатьяграха.

2. Какой план стал Законом о независимости Индии:

а. План Пидота

б. План Дауэса

в. План Маунтбеттена

г. План Маршалла

3.Укажите даты Корейской войны

а. 1949-1954

б. 1950-1953

в. 1948-1956

г. 1950-1959

4.В какой стране национально-освободительное движение было представлено такинами?

5.Перечислите основные принципы Панча Сила:


Вариант 3.

1.В каком году в Индии проводилась операция "Голубая звезда" и против кого она была направлена?

2. Кто стал Председателем ЦК КПК после смерти Мао Цзэдуна?

а. Ли Лисань

б. Яо Вэньюань

в. Хуа Гофэн

г. Дэн Сяопин

3. Распределите по странам следующих исторических деятелей:

Дж. С. Бхиндранвале, И. Ганди, Ли Сынман, Бао Дай, Аун Сан, П. Паномионг, Ле Зуан, Не Вин, Хо Ши Мин, Цзян Цинь, П. Сонгкхрам, Сунь Ятсен, Сукарно, Такин Тан Тун.

4. Назовите основные принципы мархаэнизма.

5. Из перечисленных выбрать партию, представляющую интересы сикхов Пенджаба:

а. Дравида мунетра кажагам

б. Бхаратия джаната парти

в. Акали дал

г. Раштрия сваям севак сангх
Вариант 4.

1. В какие годы и в какой стране проводилась политика, получившая название "курс Неру"?

2. В каком штате Индии действовала партия, называвшаяся Национальная конференция?

3. Назовите дату возникновения Китайской Народной Республики

а. 1951

б. 1947


в. 1949

г. 1948


4. Распределите по странам следующих исторических деятелей:

Бхагат Сингх, Коджон, Ле Зуан, Не Вин, П. Сонгкхрам, Ким Ир Сен, Аун Сан, Хо Ши Мин, А. Гхош, И. Ганди.

5.В какой стране существовал политический режим, называвшийся "направляемая демократия"?
Вариант 5.

1.Из перечисленных выбрать имена первого президента и первого премьер-министра Республики Индия:

Мохандас Карамчанд Ганди, Валлабхай Патель, Дадабхай Наороджи, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Раджендра Прасад, Абул Калам Азад.

2. Назовите основные принципы мархаэнизма

3. В какие годы проводилась в Китае "культурная революция"?

4. В какой стране и в какие годы существовало движение Ыйбён?

5.В каком году возникла Социалистическая Республика Вьетнам?
Вариант 6.

1.Объясните понятие сатьяграха.

2. В какой стране действовали такины? Кто они?

3.В каком году возникла Китайская Народная Республика?

4. Укажите мероприятия, проводившиеся в Японии в соответствии с "обратным курсом" и "линией Доджа"

а. Аннулирован план взимания репараций с Японии

б. Начали перевооружать Японию

в. Стабилизировали денежное обращение

г. Пересмотрели закон, распускавший дзайбацу

е. Поддержали политическую оппозицию

ж. Обеспечили выполнение демократических прав и свобод граждан Японии.

5.Когда возникла Демократическая Республика Вьетнам?
Вариант 7.

1.Когда возникло государство Пакистан?

2. В каком году был подписан договор о протекторате между Кореей и Японией?

3. В каком году возникла партия Мусульманская Лига?

а.1907

б.1882


в.1906

г.1885


4.Распределить по странам следующих исторических деятелей:

Н.Сианук, Дж. Неру, Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ли Сынман, Не Вин, Аун Сан, Дж. С. Бхиндранвале, И. Ганди, Ху Цзиньтао, Р. Прасад, Такин Тан Тун, Сухарто, Бао Дай, Нго Динь Зьем, Сукарно, Дэн Сяопин.

5. Объяснить понятие ахимса.
Вариант 8.

1.В каком году была принята Конституция, объявившая Индию независимой республикой?

2. В каком году в Китае была принята Программа четырех модернизаций? Что она предусматривала?

3. Укажите политических деятелей, стремившихся к созданию государства Пакистан:

Джавахарлал Неру, Баракатулла, Мухаммад Али Джинна, Абул Калам Азад, Ага-хан Ш, Реза-шах, Ауробиндо Гхош.

4. В какой стране существовало движение такинов? Назовите представителей этого движения.

5. В какой стране существовала идеология мархаэнизм? Назовите её основные принципы.
Вариант 9.

1.В каком году в Индии проводилась операция "Голубая звезда" и против кого она была направлена?

2. Кто стал Председателем ЦК КПК после смерти Мао Цзэдуна?

а. Ли Лисань

б. Яо Вэньюань

в. Хуа Гофэн

г. Дэн Сяопин

3. Распределите по странам следующих исторических деятелей:

Дж. С. Бхиндранвале, И. Ганди, Ли Сынман, Бао Дай, Аун Сан, П. Паномионг, Ле Зуан, Не Вин, Хо Ши Мин, Цзян Цинь, П. Сонгкхрам, Сунь Ятсен, Сукарно, Такин Тан Тун.

4. Назовите основные принципы мархаэнизма.

5. Из перечисленных выбрать партию, представляющую интересы сикхов Пенджаба:

а. Дравида мунетра кажагам

б. Бхаратия джаната парти

в. Акали дал

г. Раштрия сваям севак сангх
Вариант 10.

1.Из перечисленных выбрать имена первого президента и первого премьер-министра Республики Индия:

Мохандас Карамчанд Ганди, Валлабхай Патель, Дадабхай Наороджи, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Раджендра Прасад, Абул Калам Азад.

2. Назовите основные принципы мархаэнизма

3. В какие годы проводилась в Китае "культурная революция"?

4. В какой стране и в какие годы существовало движение Ыйбён?

5.В каком году возникла Социалистическая Республика Вьетнам?

а. 1945


б. 1973

в. 1976


г. 1969
Вариант 11.

1.Что такое Халифатское движение?

2.Кто возглавлял Индонезию во времена "нового порядка"?

3. Кто входил в "группу по делам культурной революции" в Китае?

а. Чэнь Бода

б. Бо Цзюйи

в. Кан Шэн

г. Тао Юаньмин

д. Цзян Цинь

4. Когда была война Франции против Демократической Республики Вьетнам?

5.Распределить по странам следующих исторических деятелей:

Нго Динь Зьем, Лю Шаоцы, Такин Тан Тун, Раджендра Прасад, Ли Сынман, Аун Сан, Пибун Сонгкхрам, Джавахарлал Неру, Бао Дай.


Вариант 12.

1.Объясните понятие сатьяграха.

2. Какой план стал Законом о независимости Индии:

а. План Пидота

б. План Дауэса

в. План Маунтбеттена

г. План Маршалла

3.Укажите даты Корейской войны

4.В какой стране национально-освободительное движение было представлено такинами?

5.Назовите основные принципы Панча Сила.


Вариант 13.

1. В какие годы и в какой стране проводилась политика, получившая название "курс Неру"?

2. В каком штате Индии действовала партия, называвшаяся Национальная конференция?

3. Назовите дату возникновения Китайской Народной Республики

4. Распределите по странам следующих исторических деятелей:

Бхагат Сингх, Коджон, Ле Зуан, Не Вин, П. Сонгкхрам, Ким Ир Сен, Аун Сан, Хо Ши Мин, А. Гхош, И. Ганди.

5.В какой стране существовал политический режим, называвшийся "направляемая демократия"?

Вариант 14


Из перечисленных выбрать имена первого президента и первого премьер-министра Республики Индия:

Мохандас Карамчанд Ганди, Валлабхай Патель, Дадабхай Наороджи, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Раджендра Прасад, Абул Калам Азад.

2. Назовите основные принципы мархаэнизма

3. В какие годы проводилась в Китае "культурная революция"?

4. В какой стране и в какие годы существовало движение Ыйбён?

5.В каком году возникла Социалистическая Респу

блика Вьетнам?
Вариант 15.

1.В каком году была принята Конституция, объявившая Индию независимой республикой?

2. В каком году в Китае была принята Программа четырех модернизаций? Что она предусматривала?

3. Укажите политических деятелей, стремившихся к созданию государства Пакистан:

Джавахарлал Неру, Баракатулла, Мухаммад Али Джинна, Абул Калам Азад, Ага-хан Ш, Реза-шах, Ауробиндо Гхош.

4. В какой стране существовало движение такинов? Назовите представителей этого движения.

5. В какой стране существовала идеология мархаэнизм? Назовите её основные принципы.

5.2. Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ.

1. Вторая мировая война на Тихом океане



  1. Мухаммад Али Джинна : политический портрет основателя Пакистана.

  2. Кашмирская проблема и история индо-пакистанских конфликтов.

  3. Роль армии в политике Пакистана.

  4. Зульфикар Али Бхутто : история восхождения к власти и гибели.

  5. Движение такинов в Бирме : история становления и идейная эволюция.

  6. Сикхский сепаратизм и пенджабская проблема во внутренней политике Индиры Ганди.

  7. Династия Бандаранаике в политической истории Шри Ланки.

  8. Династия Неру-Ганди: демократия и наследственность власти в Индии.

  9. "Культурная революция" в Китае в освещении советской прессы.

  10. Японский экспансионизм в ХХ веке: люди и идеи.

  11. Корейская война в освещении советской историографии.

  12. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма.

  13. Экономические реформы в КНР в 80-90-е гг. ХХ в.: достижения и проблемы.

  14. Борьба с коррупцией в КНР: уроки китайского опыта.

  15. Политический кризис 1983-1986 гг. и падение диктатуры Ф. Маркоса на Филиппинах.

  16. Проблема Тибета в международных отношениях во второй половине ХХ в.

  17. Политический портрет Чан Кайши.

  18. Армия в политике Таиланда в первой половине ХХ века.

  19. "Новый порядок" в Индонезии: эволюция политического режима генерала Сухарто.



5.3.Перечень вопросов к экзамену по дисциплине "История стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии в ХХ в.".

Т.П. Кальянова

Экзаменационные вопросы по курсу "История стран Азии и Африки в ХХ в.".

4 курс, 7 семестр

  1. Распад колониальной системы: причины, динамика, противоречия.

2. Национально-освободительное движение в Индии в перв. половине ХХ в.

3. "Курс Неру»: основные направления, сущность, результаты.

4. Социально-экономическое и политическое развитие Индии в 1980-90-е гг.

5. Проблемы истории Китая (первая половина ХХ в.)

6. Политика "трех красных знамен» в Китае (1959-1961 гг.)

7. КНР: характер социально-политических и экономических преобразований 1950-х годов.

8. «Культурная революция» в Китае: причины, события, результаты.

9. Китай после 1978 г.: проблемы, достижения и противоречия «социалистической модернизации».

10. Режим «направляемой демократии» в Индонезии (1957-1965 гг.): основные характеристики и противоречия.

11. Политическое и социально-экономическое развитие Индонезии после установления «нового порядка» (1965-1980-х).

12.Вьетнам: борьба за национальное освобождение и единство страны (50-70-е гг. ХХ в.).

13.Камбоджа в 70-90-е гг. ХХ в.

14.Монголия: тенденции и противоречия развития во второй половине ХХ в..

15.Пакистан в 50-60-е гг.: ислам и армия в жизни страны.

16.Мусульманская Лига и возникновение Пакистана.

17.Кашмирская проблема и история индо-пакистанских конфликтов.

18.Движение такинов в Бирме: история становления и идейная эволюция.

19.Сикхский сепаратизм и пенджабская проблема во внутренней политике Индиры Ганди.

20.Проблемы истории Кореи в первой половине XX в.

21.Армия в политике Японии в 30-40-е гг. ХХ в.

22.Социально-экономическое и политическое развитие Японии в 50-70-е гг. ХХ в.

23.Проблемы социально-экономического и политического развития Филиппин во второй половине ХХ в.

24.Проблемы истории Таиланда (Сиама) во второй половине ХХ в.

25.Бирма (Мьянма) во второй половине ХХ в.: проблемы социально-экономической и политической истории.

26.Индокитайский союз в первой половине ХХ века.

27.Страны Юго-Восточной Азии в годы второй мировой войны: политика японских оккупационных властей и национально-освободительное движение.

28.Проблемы политической истории Непала в ХХ в.

29.Проблемы истории Тибета в ХХ в.

30. Шри Ланка: политическое развитие и тамильская проблема во второй половине ХХ в.
6. Форма итогового контроля – экзамен.

7. Список рекомендуемой литературы.

7.1. Основная

Учебники


Васильев Л.С. История Востока. – М., 2004.

История Востока: В 6 т. – М.,1995-2004.

Новейшая история Азии и Африки: В 3 т. – М.,2003.

Юрьев М.Ф. История стран Азии и Африки после Второй мировой войны. М.,1994



7.2. Дополнительная.

Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. – М., 2003.

Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. – М., 2003.

Индия: социально-экономические проблемы и пути их решения. – М.,2003.

Индия: общество, власть, реформы. – М.,2003.

Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в конце ХХ- начале ХХ1 в. – М.,2004.

Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – М.,2004.

Котин И.Ю. Побеги баньяна. Миграция населения из Индии и формирование "узлов" южноазиатской диаспоры. – СПб., 2003.

Кредер А.А. Словарь по новейшей истории. – М.,1999.

Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. – М.,2000.

Ли Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР. – М., 2000.

Мещеряков А.Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. – М.,2003.

Петров В.И. Мятежное "сердце" Азии: Синьцзян: краткая история народных движений и воспоминания. – М., 2003.

Продовольственная безопасность КНР и роль государственного регулирования. - М., 2002.

Революция и реформы в Китае новейшего времени: поиск парадигмы развития. – М., 2004.

Социальные последствия рыночных преобразований в КНР ( 1978-2002). – М.,2004.

Сумский В.В. Фиеста Филиппина: Реформы, революции и активное ненасилие в развивающемся обществе. В 2-х кн. – М., 2003.

Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь. – М., 2003.

Усов В.Н. Советская разведка в китае. 20-е годы ХХ века. – М.,2002.

Шорт Ф. Мао Цзэдун. – М., 2005.

Юрлова Е.С. Индия: от неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии, политики. - М., 2003.


  1. Методические рекомендации преподавателям.

Данная программа - составная часть общего курса истории Азии и Африки в XX веке. Преподавание этой дисциплины предполагает, что курс истории Азии и Африки в ХХ веке должен стать не набором разрозненных тем, важных для истории той или иной страны, а единым комплексом взаимосвязанных проблем, рассматриваемых на страноведческом материале. Важной методической задачей, решаемой в ходе преподавания, является углубленный анализ некоторых наиболее сложных и принципиально важных в теоретическом и практическом плане проблем, в той или иной степени общих для данного региона. Зачастую эти проблемы являются дискуссионными. В данном курсе сделана попытка рассмотреть их через конкретный фактический материал отдельных стран.

При проведении семинарских занятий и организации самостоятельной работы важно то обстоятельство, что студенты работают самостоятельно, анализируя источники и литературу, а затем обсуждая их в аудитории. Этим достигается не только более глубокое знание ими конкретного вопроса, но и приобщение их к атмосфере научного поиска, дискуссии, что служит развитию привычки и навыков теоретического мышления.

Курс занятий по проблематике истории стран Азии и Африки в ХХ веке не может быть до конца устоявшимся и неизменным. Будут изменяться и дополняться списки литературы, возможна постановка новых проблем. Постоянный процесс обновления курса создает большие трудности для составления рассчитанной на несколько лет программы. Для того, чтоб реальность стран Азии и Африки воспринималась более живо, зримо и осязаемо, важную роль играет художественная литература, мемуары, записки путешественников.


  1. Методические указания студентам.

При подготовке к семинарским занятиям и при организации самостоятельной работы важно прилагать усилия к формированию навыков анализа источников и прочитанной литературы. Эти навыки и умения проверяются в ходе дискуссии на семинарском занятии, при проведении контрольных работ. От участников семинара требуется не просто прочитать, законспектировать и старательно пересказать несколько монографий, статей. Важно стремление выделить и представить проблему, определить ее место, роль и значение в общей тематике курса, проанализировать имеющиеся разногласия и противоречия, четко сформулировать суть различных концепций и свое отношение к ним. Этой цели и должно служить изучение конкретного фактического материала. Таким образом, достигается не только более глубокое знание конкретного вопроса, но и приобщение к атмосфере научного поиска, формирование привычки и навыков теоретического мышления.

Поскольку в данной дисциплине рассматривается хронологический период, наиболее близкий к современности, это неизбежно потребует постоянного обновления и дополнения знаний по данному предмету. В ходе изучения необходимо учитывать постоянные перемены, происходящие в изучаемых странах. Таким образом, требуется определенная гибкость мышления и навыки хроникального реферирования текущих событий, составления страноведческих справок.



9.1. Темы для самостоятельной работы.

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН» В СОВЕТСКОМ ВОСТОКОВЕДЕНИИ. 70 - 80-е гг. ХХ в.

Вопросы.


  1. Формационная природа развивающихся стран

  2. «Зависимость» : сущность, история формирования системы «метрополия - колония», основы сохранения зависимости.

  3. « Отсталость» : сущность, основные параметры.

  4. Многоукладность и ее специфика в развивающихся странах.

  5. Своеобразие социальных структур развивающихся стран.

Литература.

Восток : рубеж 80-х. - М.,1983.

Зарубежный Восток и современность. - М.,1981 .

КРЫЛОВ В.В. Характерные черты социально-экономических процессов в обществах развивающихся стран.// Вопросы философии.1976. № 9.

КРЫЛОВ В.В. Особенности развития производительных сил и воспроизводственного процесса в развивающихся странах // Экономика развивающихся стран : теория и методы исследования. - М.,1979.

ЛЕВКОВСКИЙ А.И. Социальная структура развивающихся стран. - М..1978.

Развивающиеся страны : закономерности, тенденции, перспективы. - М.,1974.

Развивающиеся страны в современном мире : единство и многообразие. -М.,1983.

СИМОНИЯ Н.А. Страны Востока : пути развития. - М.,1975.

СЛАВНЫЙ Б.И. Немарксистская политэкономия о проблемах отсталости и зависимости в развивающемся мире. - М.,1982.

Эволюция восточных обществ : синтез традиционного и современного. - М.,1984.


МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В БРИТАНСКОЙ ИНДИИ / первая половина ХХ в./ .

Вопросы.


  1. Специфика становления новой элиты в индийском обществе ХХ в.

  2. Национально-освободительное движение и формирование новой политической элиты.

  3. Национальное предпринимательство как новая элита.

  4. Влияние западной культуры на модернизацию высших слоев индийского общества.

Литература.

АНТОНОВА К.А.,БОНГАРД-ЛЕВИН Г.М., КОТОВСКИЙ Г.Г. История Индии. -М.,1973.

ВОЛОДИН А.Г. Индия : становление институтов буржуазной демократии. - М..1989.

ЗУБОВ А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. - М., 1990.

КОМАРОВ Э.Н. Элитарная модернизация как форма и результат общественного развития в Индии в колониальный период. // Россия и окружающий мир : контуры развития. Вторые павловские чтения. - М., 1996. С.167-197.

ПАВЛОВ В.И. Формирование индийской буржуазии. - М.,1958.

Политическое развитие и общественная мысль в Индии в новое и новейшее время. -М.,1976.

РЕГИНИН А.И. ИНК : очерки идеологии и политики. - М.,1978.

ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИНДИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Вопросы.


  1. ИНК : история возникновения

  2. Эволюция отношения ИНК к британскому владычеству.

  3. ИНК и национально-освободительное движение

  4. Лидеры ИНК : биографические справки и политические портреты.

Литература.

ГАНДИ М.К. Моя жизнь. - М.,1969.

ДЬЯКОВ А.М., РЕЙСНЕР И.М. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии // Советское востоковедение. 1956. № 5. С.21-34.

КОМАРОВ Э.Н. Просветительство, либерализм, демократизм в индийском национально-освободительном движении // Узловые проблемы истории Индии. - М., 1981. С 172-203.

КУТИНА М.М. К истории национально-освободительного движения в Индии в Х1Х в. - Ташкент, 19965.

ЛУНЕВ С. ИНК : сто лет истории. // Азия и Африка сегодня. 1986. № 1. С. 19-21.

НЕРУ Дж. Автобиография. - М.,1955.

ПРАСАД Р. Автобиография. - М.,1961.

РАЙКОВ А.В. Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу. - М.,1979.

РАЙКОВ А.В. Амритсарская трагедия 1919г. и освободительное движение в Индии. - М.,1985.

РЕГИНИН А.И. ИНК : очерки идеологии и политики. - М., 1978.

РЕЙСНЕР И.М. Выдающийся индийский патриот и демократ Бал Гангадхар Тилак.// Советское востоковедение. 1956. № 4. С.78 - 89.

ШОРР Б. Независимость и прогресс : об эволюции программных установок ИНК до завоевания независимости. // Узловые проблемы истории Индии. - М.,1981. С.209 - 230.


ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ.
Вопросы.

  1. Парламентская демократия и ее особенности в Индии.

  2. ИНК и оппозиционные партии в 50 - 70 -е гг. : изменения в структуре власти.

  3. Кастеизм в политике.

  4. Коммунализм в индийской политической жизни.

Литература.

БЕЛЬСКИЙ А.Г. Мусульманский коммунализм в Индии . - М.,1988.

ВОЛОДИН А.Г. Буржуазная оппозиция в социально-политической структуре Индии. - М.,1982.

ВОЛОДИН А.Г. Индия : становление институтов буржуазной демократии. - М..1989.

ЗУБОВ А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. - М.,1990.

Идеологические проблемы современной Индии. - М.,1976.

Индия : религия в политике и общественном сознании. - М.,1991.

КУЦЕНКОВ А.А. Эволюция индийской касты. - М.,1983.

КУЦОБИН И.В. Политическая борьба в Индии на современном этапе. // Народы Азии и Африки. 1985. № 4. С. 39-43.

МЕЗЕНЦЕВА О.В. Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии. - М., 1985.

ПРАЗАУСКАС А.А. Этно-социальные конфликты и политический процесс в современной Индии . // Рабочий класс и современный мир. 1984. № 3.С.120-132.

ЮРЛОВА Е.С. Кастеизм - фактор политической жизни. // Экономическое, социальное и политическое развитие Индии. М.,1989. С. 241-263.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ.


Вопросы.

  1. Промышленная политика правительства во времена «курса Неру».

  2. Доктрина «смешанной экономики», планирование и политика национализации в 50-60-е гг.

  3. Эволюция экономической политики в 60-70-е гг.

Литература.

БРАГИНА Е. Развитие государственного сектора в промышленности Индии .// Современный Восток. 1957. № 5. С.7-9.

БРОДОВИЧ Б.Н. Денежно-кредитная система республики Индии. - М.,1964.

ГАДГИЛ Д.Р. Планирование и экономическая политика в Индии. - М.,1963.

ГРОДКО Н.Д. Кредитно-денежная система Индии в период колониальной зависимости. - М.,1956.

ЕГОРОВ И.И. Государственный капитализм в развивающейся экономике Индии. М,.1978.

МАЛЯРОВ О.В. Роль государства в социально-экономической структуре Индии.- М..1978.

МАЛЯРОВ О.В. Государство и частный сектор экономики Индии. - М.,1984.

РЕЙСНЕР Л.И., ШИРОКОВ Г.К. Планирование в Индии. - М.,1969.



ШИРОКОВ Г.К. Индустриализация в Индии. - М.,1971.
График организации самостоятельной работы.

Виды работы

Время проведения.

Распределение тем семинаров, докладов и заданий

первая неделя сентября

Контрольная работа № 1.

третья неделя сентября

Консультации по докладам и рефератам

в течение семестра

Контрольная работа № 2

Третья неделя октября

Проверка страноведческих справок

первая неделя ноября

Контрольная работа № 3

третья неделя ноября

Проверка рефератов

первая неделя декабря

Итоговая контрольная работа

третья неделя декабря

Каталог: Files
Files -> Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
Files -> Краткая биография Пушкина
Files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
Files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
Files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
Files -> Обзор электронных образовательных ресурсов
Files -> Внеклассное мероприятие Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник – маринист Цель

  • Курс: 4
  • Часы
  • Вариант 14
  • 7.1. Основная