Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Информатика и основы компьютерного моделирования. Модуль Жизнь и личная драма Льюиса Кэрролла




Скачать 105.5 Kb.
Дата03.07.2017
Размер105.5 Kb.


Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет городского хозяйства

имени А.Н.Бекетова

Кафедра прикладной математики и информационных технологий

Информатика и основы компьютерного моделирования.

Модуль 1.



Жизнь и личная драма Льюиса Кэрролла

Выполнила:

Студентка группы А2013-1

Новицкая Мария Андреевна

Проверил:

Яковицкий И.Л.

Харьков – ХНУГХ им. А.Н.Бекетова

2014

Детство и ранние годы


Ч
Молодой Льюис Кэрролл


арльз Лютвидж Доджсон, которого мы все знаем под псевдонимом Льюис Кэрролл, появился на свет 27 января 1832 года в маленькой деревне Дэрсбери, что находиться в графстве Чешир. Он был первым ребенком приходского священника Чарльза Доджсона. Мать будущего писателя звали Фрэнсис Джейн Лютвидж. Ребенок при крещении получил два имени: первое, Чарльз — в честь отца, второе, Лютвидж — в честь матери. Позже у Чарлза появились еще семь сестер и три брата - в то время большие семьи были обычным делом, и по старшинству он приглядывал за детьми поменьше. И вот Лютвидж уже соорудил первый в своей жизни театр марионеток, написал для него несколько пьес, которые сам и разыгрывал. Кроме того он уже с пяти лет издаёт на территории семь рукописный журнал, в котором всё: иллюстрации, тексты стихи, забавные заметки из естественной истории, исторические хроники. Сочиняет и рисует сам!  Все дети в семье Доджсонов получали домашнее воспитание: отец сам обучал их закону Божьему, словесности и основам естественных наук, “биографии” и “хронологии”.Довольно заметная асимметрия лица мальчика объясняется тем, что он родился с двойным обвитием пуповины вокруг горла, и во время родов головка не смогла стать точно в проём, и кости черепа немного сместились. Как вы понимаете врачей, которые правили череп в те времена ещё на существовало, и всё срослось, как случилось. В итоге всю его жизнь один уголок рта будет смотреть вверх, другой – вниз, один глаз будет выше другого. Глухой на одно ухо, из-за повреждения слухового нерва также при родах, и страдает катастрофическим заиканием, особенно когда волнуется. Тем не менее во время учебы учителя отметили выдающиеся способности мальчика к богословию и математике и он с отличием заканчивает школу, а затем и Оксфордский университет где ему предлагают должность профессора, что по тем временам, а это 19 век, автоматически означает принятие сана и обет безбрачия. Но страшно не это, а то, что он вынужден навсегда распростится с обожаемым им театром.

Профессор Джонсон



Профессору Доджону здесь 25
Математические работы Доджсона не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории математики. Его математическое образование исчерпывалось знанием нескольких книг «Начал» древнегреческого математика Евклида, основ линейной алгебры, математического анализа и теории вероятности; этого было явно недостаточно для работы на «переднем крае» математической науки 19 века, переживавшей период бурного развития (теория французского математика Галуа, неевклидова геометрия российского математика Никлая Ивановича Лобачевского и венгерского математика Януша Бойяи, математическая физика, качественная теория дифференциальных уравнений и др.). Сказывалась и по существу полная изоляция Доджсона от научного мира: не считая непродолжительных визитов в Лондон, Бат и к сестрам, Доджсон все время проводил в Оксфорде, и только в 1867 году привычный уклад его жизни был нарушен поездкой в далекую Россию (впечатления от этой поездки Доджсон изложил в знаменитом «Русском дневнике»). В последнее время математическое наследие Доджсона привлекает все большее внимание исследователей, обнаруживающих его неожиданные математические находки, так и оставшиеся невостребованными. Достижения Доджсона в области математической логики намного опередили свое время. Он разработал графическую технику решения логических задач, более удобную, чем диаграммы математика, механика, физика и астронома Леонарда Эйлера или английского логика Джона Венна. Особого искусства Доджсон достиг в решении так называемых «соритов». Сорит — это логическая задача, представляющая собой цепочку силлогизмов, у которых изъятое заключение одного силлогизма служит посылкой другого (к тому же оставшиеся посылки перемешаны; «сорит» по-гречески означает «куча»). Свои достижения в области математической логики Ч. Л. Доджсон изложил в двухтомной «Символической логике» (второй том был найден недавно в виде гранок в архиве научного оппонента Доджсона) и — в облегченном варианте для детей — в «Логической игре». Доктор Доджсон часто страдал сильной бессонницей. Ночью, пытаясь уснуть, он выдумывал, «полуночные задачи» — различные математические головоломки, и сам решал их в темноте. Собрав эти задачи вместе, Кэрролл издал их отдельной книгой «Математические курьезы».

Фотография


В Оксфорде Чарльз Доджсон жил в небольшом уютном доме с башенками. В юности он хотел выучиться на художника, поэтому много рисовал, преимущественно углем или карандашом. Однажды он послал несколько своих рисунков в юмористическое приложение к газете «Тайм», но редакция их не опубликовала. Потом Чарльз познакомился с искусством фотографии, увлечение которым он сохранил на всю жизнь. Он приобрел аппарат и всерьез занялся фотографией. В эпоху зарождения фотографии процесс фотосъемки был необычайно сложным: фотографии нужно было снимать с огромной выдержкой, на стеклянные пластинки, покрытые коллодиевым раствором. Пластинки потом нужно было очень быстро проявлять после съемки. Долгое время фотографии Доджсона не были известны широкому кругу, позже, увидела свет книга «Льюис Кэрролл — фотограф», которая раскрыла Доджсона как талантливого фотографа


Эми Хьюз 1863

El Arte en la Vida


Л
Гертруда Дьюкес 1862

Экси Китчен в греческом платье 1873
ьюис Кэрролл выступает нетипичной фигурой в фотографическом мире середины XIX века. Дети были его любимым сюжетом, и для тех, кого он фотографировал, процесс был удовольствием, а не пыткой (по воспоминаниям той самой Алисы Лидделл, которая стала прообразом героини знаменитого сюжета одной из самых известных детских книг). Настраивая фотокамеру, Кэрролл не переставал развлекать своих маленьких натурщиц интересными историями и смешить их. Он придумывал нестандартный антураж, выстраивал живые картины и наряжал девочек в костюмы, которые мастерил сам, заимствовал у друзей или из оксфордского музея Ашмола. Также он постоянно экспериментировал с композицией. Лучшие фотографии Кэрролла характеризуют его как изобретательного художника, не боявшегося нестандартных ходов. У него есть фотографии, сделанные как в студии, так и на открытом воздухе. Его дети улыбаются, смеются, грустят, хмурятся, притворяются спящими, играют, читают, стоят на подоконниках и выглядывают из-за деревьев. Кэрролл был знаком с работами современных фотографов круга английской художественной интеллигенции, таких как уже упоминавшиеся Рейлаидер и Кэмерон или Генри Робинсон и леди Хоуарден. Однако нельзя сказать, что он хоть в чем-то испытал их влияние. Он разрабатывал собственный стиль.

Смеющаяся модель — также довольно редкий случай для фотопортрета 19 века. Дети на фотографиях Кэрролла вообще часто выражают живые эмоции, несмотря на довольно долгую выдержку. Не всякая взрослая модель могла сохранить выражение живого и непосредственного чувства в течение 10-20 секунд.


Собственно, в чём же драма?


Первое, что приходит в голову, когда упоминают Льюиса Кэрролла – это, как ни странно, его любовь к маленьким девочкам, в том числе к Алисе Лиддел, семилетней красавице с широко раскрытыми глазами, дочери ректора, которая благодаря Кэрроллу превратилась в Алису сказочную.

Кэрролл, действительно, дружил с ней – многие годы, и в том числе после того, как она успешно вышла замуж. Он сделал много замечательных фотографий маленькой и большой Алисы Лиддел. И других знакомых девочек. Но «совы не те, кем они кажутся». Как отмечает в своем исследовании королева отечественного кэрролловедения Н.М. Демурова, всем известная версия о «педофилизме» Кэрролла – мягко говоря, сильное преувеличение. Дело в том, что родственники и друзья специально сфабриковали множество свидетельств о якобы великой любви Кэрролла к детям (и к девочкам, в частности) с целью скрыть его излишне активную светскую жизнь, которая включала множество знакомств с «девочками» вполне зрелого возраста – поведение, в то время абсолютно непростительное ни для дьякона, ни для профессора.

Выборочно уничтожив сразу после смерти Кэрролла многое из его архива и создав сильно «припудренную» биографию, родственники и друзья писателя сознательно мумифицировали память о нём как об этаком «дедушке Ленине», который очень, ну очень любил детей. Излишне говорить, насколько двусмысленным стал такой образ в двадцатом веке! (Согласно одной из «фрейдистских» версий, в образе Алисы Кэрролл вывел свой собственный детородный орган!) Репутация писателя, по иронии судьбы, пала жертвой сарафанного заговора, как раз и созданного с целью защитить его доброе имя и представить в выгодном свете перед потомками…

Да, уже при жизни Кэрроллу приходилось «соответствовать» и прятать свою разностороннюю, активную и где-то даже бурную жизнь под непроницаемой маской викторианской респектабельности. Что и говорить, неприятное занятие; для такого принципиального человека, как Кэрролл, это было, несомненно, тяжелым бременем. И все же, думается, в его личности скрывалось и более глубокое, более экзистенциальное противоречие, кроме постоянного страха за свою профессорскую репутацию: «ах, что будет говорить княгиня Марья Алексеевна».



Тут мы вплотную подходим к проблеме Кэрролла-Невидимки, Кэрролла-третьего, живущего на темной стороне Луны, в Море Бессонницы.

Впрочем, даже если Кэрролла и в самом деле мучила по ночам бессонница, он так же не мог найти покоя и днём: ему постоянно надо было себя чем-то занять. На самом деле, Кэрролл за свою жизнь придумал и написал столько, что просто диву даёшься (опять невольно вспоминается дедушка Ленин, также отличавшийся литературной плодовитостью!). Но в центре этого бурного творчества был конфликт. Что-то тяготило Кэрролла: что-то помешало ему, например, жениться и завести детей, которых он так любил. Что-то отвратило его от пути священника, на который он было ступил в молодости. Что-то одновременно подорвало его веру в самые основы человеческого бытия и дало ему силу и решимость идти по своему пути до конца. Что-то – громадное, как целый явленный нашим глазам мир, и непостижимое, как мир незримый! Что это было, мы можем теперь только догадываться, но в существовании этой глубочайшей «пропасти» сомневаться не приходится. Так, например, в отрывке, который Кэрролл (по совету Дж. Тенниела, художника, создавшего «классические» иллюстрации к обеим книгам про Алису) убрал при окончательной правке, содержится горькая жалоба на двойную – чтобы не сказать «двуличную», жизнь, которую ему пришлось вести под давлением общества. Приведу стихотворение полностью (в переводе О.И. Седаковой):

Когда легковерен и молод я был,
Я кудри растил, и берег, и любил.
Но все говорили: «О, сбрей же их, сбрей,
И желтый парик заведи поскорей!»

И я их послушал и так поступил:
И кудри обрил, и парик нацепил –
Но все закричали, взглянув на него:
“Признаться, мы ждали совсем не того!»


«Да, — все говорили, — он плохо сидит.
Он так не к лицу вам, он так вас простит!»
Но, друг мой, как было мне дело спасти? –
Уж кудри мои не могли отрасти…


И нынче, когда я не молод и сед,
И прежних волос на висках моих нет.
Мне крикнули: «Полно, безумный старик!»
И сдернули мой злополучный парик.


И все же, куда бы ни выглянул я.
Кричат: «Грубиян! Простофиля! Свинья!»
О, друг мой! К каким я обидам привык,
Как я поплатился за желтый парик!
Вот он, «видимый миру смех и невидимые миром слезы» Кэрролла-невидимки! Дальше следует уточнение:

- Я вам очень сочувствую, — сказала Алиса от души. — По-моему, если бы ваш парик сидел лучше, вас бы так не дразнили.

Твой-то парик сидит прекрасно, — пробормотал Шмель, глядя на Алису с восхищением. — Это потому, что у тебя форма головы подходящая.

Сомнений быть не может: парик – это, конечно, совсем не парик, а социальная роль вообще, роль в этом сумасшедшем спектакле, который в старых добрых Шекспировских традициях разыгрывается на сцене целого мира. Кэрролла – если, конечно, принять на веру, что в образе Шмеля Кэрролл изобразил себя самого, или свою «тёмную» половину (вспомните знаменитый автопортрет Кэрролла, где он сидит в профиль – да-да, это Луна, тёмная сторона которой никогда не будет видна!), – так вот, Кэрролла мучает и парик, и отсутствие кудрей, а также красота и лёгкость детства – этих идеально сидящих «париков» прелестных маленьких девочек.

В
Фрагмент рукописи


от какая «одна, но пламенная» страсть мучает дьякона: он хочет вернуться в детство, идеализированное в образе семилетней Алисы с «широко закрытыми глазами», которая естественным образом погружена в свою собственную Страну чудес! Ведь маленьким девочкам даже не надо прыгать в кроличью нору, чтобы оставить мир взрослых где-то там, далеко. А мир взрослых, со всеми его условностями – стоит ли он того, чтобы тратить на него жизнь? И вообще, чего на самом деле стоит весь этот мир, социальная жизнь и т.п., — спрашивает себя Кэрролл. Ведь люди вообще странные существа, которые ходят все время головами вверх и проводят половину жизни лежа под одеялом! «Life, what is it but a dream?» («Жизнь, это всего лишь сон») — так заканчивается первая сказка про Алису.

Жизнь в датах


Так как вышеприведённый текст был написан мною в виде рассказа, увлекательного повествования, сознательно избегая сухих цифр дабы не напустить скуку на читателя теперь, мне всё же придётся внести определённую конкретику. В этой таблице представлены основные даты из жизни грустного чудака.

Жизнь в датах

27 января 1832

Родился Чарльз Лютвидж Доджсон

1845 г.

Поступил в школу Рагби

Начало 1851

Переехал в Оксфорд, где поступил в Крайст-Чёрч

1854

Работы появляются в серьёзных английских изданиях: «Комик таймс» (англ. The Comic Times), «Трейн» (англ. The Train).

1856

Познакомился с четырёхлетней Алисой

1864

Написал знаменитую «Алису в стране чудес»

1867

Посетил Россию

 14 января 1898

К Джонсону пришла смерть.


Оглавление


Детство и ранние годы 3

Профессор Джонсон 4

Фотография 5

Собственно, в чём же драма? 8

Жизнь в датах 12

Оглавление 13






Каталог: images -> refdoc
refdoc -> Реферата: «Биография творческой личности.»
refdoc -> Биография Никоса Сафронова Студентка группы а-2009-1 Луцкая Е. О. Проверил: Яковицкий И. Л. Харьков 2010
refdoc -> Реферат по информатике По теме: «Биография творческой личности Франсиско Пачеко»
refdoc -> Я. Г. Лихтенберг, В. Г. Кричевский
refdoc -> Информатика и основы компьютерного моделирования Рембрандт Харменс ван Рейн великое явление живописи Нового времени
refdoc -> Біографія Олександра Романовича Бєляєва Виконала: студентка групи Ае2010-2 Носовська Марія В’чеславівна Перевірив: Яковицький І. Л. Харків хнамг 2011 биография
refdoc -> Жизнь и творчество Рахманинова С. В
refdoc -> Реферат «Автобиография творческой личности. А. Н. Бекетов»
refdoc -> Информатика и основы компьютерного моделирования. Модуль Куинджи. От раскрашивания стен до великого художника
refdoc -> Информатика и основы компьютерного моделирования Модуль Биография творческой личности Заха Хадид

  • Детство и ранние годы
  • Профессор Джонсон
  • Фотография
  • Собственно, в чём же драма
  • Жизнь в датах
  • Оглавление