Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Информация для студентов по дисциплине «история медицины» Специальность 060101. 65 – «Лечебное дело» Цели и задачи освоения дисциплины




Скачать 202.94 Kb.
Дата13.01.2017
Размер202.94 Kb.
Информация для студентов по дисциплине

«ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

Специальность 060101.65 – «Лечебное дело»

Цели и задачи освоения дисциплины

Цели: Воспитание высоквалифицированных специалистов старшего медицинского звена, с системой знаний о мире, о социальных нормах, привитие любви к избранной профессии. Создание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека, что определяется направленностью активности студента на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих историю медицины.

Задачи: изучение общих закономерностей развития медицины;

  • усвоение студентами основных фактических данных из прошлого медицинских наук;

  • воспитание исторического мышления и понимание процесса развития медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями;

  • содействие идейно-политическому воспитанию студентов;

  • усвоение положительных традиций отечественной медицины и ознакомление с жизнью и заслугами ее лучших представителей.

  • воспитание специалистов, умеющих строить собственные программы изменений и развития основных структур самосознания.

  • развивать умение планировать, организовывать, соподчинять свои действия и варьировать способы их выполнения.

  • способствовать формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии.

  • затронуть в сознании студентов вопроса бережного отношения к истории медицины и необходимости переноса опыта прошлых лет в сегодняшнюю практическую медицину.


Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки специальности 060105 «Стоматология»


а) общекультурных (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

- способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
б) профессиональных (ПК):

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК 4)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать: Историю отечественной медицины в контексте всемирной истории.

  • Достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры.

  • Уметь: Определять приоритеты научных открытый.

  • Прослеживать преемственность в передаче медицинской информации.

  • Владеть: Логикой развития медицинского знания в целом.

  • Системностью и динамичностью знаний по аспектам исторического развития медицины.

Приобрести опыт деятельности в сфере овладения знаниями по курсу истории медицины, являясь направляющим и связующим звеном в изучении всех отраслей медицины. И тем самым способствовать формированию диалектико-материалистического мышления и этики студентов, расширять их идейно-политический, медицинский и общекультурный уровень.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для студентов 1 курса, специальности «Лечебное дело», дисциплины «История медицины»
Тестовый контроль(примеры)
I:

S: ### - наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины (2 слова)

+: история медицины

I: ТЗ 2 Тема 1-0-0

S: История медицины как наука и предмет преподавания сформировалась в:

-: 2-й половине 18 века

+: 1-й половине 19 века

-: 2-й половине 19 века

-: 1-й половине 20 века

I:


Q: Установите соответствие пяти основным периодам всемирной истории

L1: первобытное общество

L2: древний мир

L3: средневековье

L4: новое время

L5: новейшая история

L6:

L7:


R1: около 2 млн. лет назад - I тысячелетие до н.э.

R2: I тысячелетие до н.э. - 476г. н.э.

R3: 476 – 1640 гг. н.э.

R4: 1640 - 1918 гг. н.э.

R5: с 1918г. до наших дней

R6: около 2 млн. лет назад - I тысячелетие н.э.

R7: с 1640 г. до наших дней

ЗАДАЧА:


В этот бурный период первобытного общества возник общинно-родовой строй - сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем - в форме развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

Для ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов было характерно простое присваивающее хозяйство. Это был коллектив равных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково общественно полезных сферах трудовой деятельности. Причем, коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере распределения продукта.

Наряду с первобытным коллективизмом, одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства.


  1. Что означают два представления об окружающем мире?

  2. Как зарождались первые религиозные представления? Особенности врачевания в данный период первобытного общества.

Эталоны ответов:



  1. Студент должен определить, что данные события относиться к периоду расцвета первобытного общества и дать характеристику рациональному и иррациональные представлениям о причинах возникновения болезней.

  2. Раскрыть сущность первых религиозных представлений таких, как: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.


Контрольные вопросы
I рейтинговая точка:
1.История культуры и медицины Киевской Руси.

2.Развитие врачевания в Киевской Руси.

3.Развитие монастырских больниц.

4.Народное врачевание по традициям языческих верований.

5.Санитарное дело. Эпидемии повальных болезней.

6.Развитие зубоврачевание на Руси.

7.Народная медицина в Московском Государстве.

8.Эпидемии в Московском Государстве.

9.Первые аптеки и Аптекарский приказ.

10.Подготовка Российских лекарей.

1.Утверждение клинического метода.

2.Реформы Петра 1 и становление медицины в России.

3.Русские госпитальные школы 18 века.

4.Развитие медицинского дела в России.

5.М.В.Ломоносов – выдающийся представитель естественнонаучного материализма 18 в.

6.Выдающийся деятель отечественной медицины 18 века – К.И.Щепин.

7.С.Г.Зыбелин – выдающийся русский врач 18 века.

8.Н.М.Максимович-Амбодик – выдающийся акушер – гинеколог 18 века.

9.А.М.Шумлянский и его вклад в экспериментальную гигиену.

10.Д.С.Самойлович – выдающийся врач-эпидемиолог 18 века.

11.Состояние зубоврачебной практики и науки в России 18 века.

I I рейтинговая точка:
1.Общественно-политическая обстановка.

2.Материалистические взгляды А.Н.Радищева, отношение его к вопросам медицины.

3.Филосовские взгляды В.Г.Белинского и А.И.Герцена как основа передового естествознания и медицины в России в первой половине 19 века.

4.И.В.Буялиский – выдающийся анатом хирург.

5.М.Я.Мудров – выдающийся терапевт и гигиенист 19 века.

6.Е.О.Мухин – как теоретик, клиницист и организатор медицинского образования.

7.Н.И.Пирогов – великий хирург и анатом.

8.А.М.филомафитский – основоположник экспериментальной физиологии.

9.Развитие зубоврачевания на фоне развития хирургии и терапии.

1.Социально-экономические сдвиги, происшедшие в России во второй половине 19в.

2.И.М.Сеченов и влияние его научных трудов на развитие физиологии и медицины.

3.И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог.

4.И.И.Мечников – основоположник учения о фагоцитозе.

5.С.П.Боткин – выдающийся клиницист и общественный деятель.

6..А.Захарьин – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования.

7.Роль А.А.Остраумова для развития терапии в России 19 века.

8.А.П.Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России.

9.Ф.Ф.Эрисман и его вклад в экспериментальную и общественную гигиену.

10.Н.В.Скливософский, значение его деятельности для развития отечественной медицины.

11.Земская медицина.


I I I рейтинговая точка:
1.Роль ученых в развитии зубоврачевании.

2.Развитие одонтологии.

3.История развития зубоврачебных школ.
4.История создания Наркомздрава РСФСР.
5.Н.А.Семашко - первый нарком здравоохранения.
6.Принципы советского здравоохранения.
7.Стоматология в предвоенные годы.
8. Отечественная стоматология в годы ВОВ (1941-1945 гг.).
9. Организация стоматологической помощи в послевоенный период.
10.Успехи и проблемы отечественной медицины (1945-1990 –е годы).
11.Развитие медицинской науки на современном этапе.
12.История создания Международного Красного Креста.
13.Всемирная Организация Здравоохранения, ее развитие.

Программные вопросы к экзамену по истории медицины

для студентов 1 курса специальности «Лечебное дело»

1. Становление первобытного общества и первобытного врачевания.

2. Врачевание в период расцвета первобытного общества.

3. Врачевание в период разложения первобытного общества.

4. Врачевание в Шумере. История и развитие медицинских знаний.

5. Врачевание в Вавилонии и Ассирии. История и развитие медицинских знаний.

6. Врачевание в древнем Египте. История и развитие медицинских знаний.

7. Санитарное дело периода хараппской цивилизации в древней Индии.

8. Врачевание в ведийский период древней Индии.

9. Врачевание классического периода древней Индии.

10. Врачевание в древнем Китае. Традиционная китайская медицина.

11. Врачевание крито-микенского периода в древней Греции.

12. Врачевание предполисного периода в древней Греции.

13. Врачевание полисного периода в древней Греции.

14. Медицина классического периода в древней Греции.

15. Медицина эллинистического периода в древней Греции.

16. Врачевание в царский период древнего Рима.

17. Медицина периода республики в древнем Риме.

18. Медицина периода империи в древнем Риме.

19. Развитие медицины в Византийской империи (395-1453).

20. Медицина в арабоязычных халифатах (VII-X вв.).

21. Медицина в государствах Средней Азии: Авиценна, его основной труд.

22. Медицина в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья(V-XV вв.).

23. Лекарственное врачевание, лекарственные сады и огороды у аборегенов Американского континента.

24. Развитие оперативного врачевания у ацтеков и в Империи инков.

25. Медицина в Киевской Руси.

26. Развитие зубоврачевания на Руси.

27. Медицина в Московском государстве.

28.Выдающиеся деятели отечественной медицины 18 века: Н.М.Максимович-Амбодик, К.И.Щепин, С.Г.Зыбелин и др..

29. Становление медицины и медицинского дела в связи с реформами Петра 1 (1682-1725 гг.). Подготовка отечественных врачей в госпитальных школах.

30.Состояние зубоврачебной практики и науки в России 18 века.

31. Н.И.Пирогов - крупнейший представитель отечественной медицины 19в.

32. Развитие зубоврачевания на фоне развития хирургии и терапии.

33. Физиология в России: И.М.Сеченов, И.П.Павлов и др..

34. Основные черты отечественной терапии второй половины 19 века: С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов и др.

35. Достижения отечественной микробиологии: И.И. Мечников.

36. Развитие гигиенической мысли в России: А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман и др.

37. Развитие общественной медицины, ее влияние на развитие земской медицины.

38.История культуры и медицины Киевской Руси.

39.Развитие врачевания в Киевской Руси.

40.Развитие монастырских больниц.

41.Народное врачевание по традициям языческих верований.

42.Санитарное дело. Эпидемии повальных болезней.

43.Развитие зубоврачевание на Руси.

44.Народная медицина в Московском Государстве.

45.Эпидемии в Московском Государстве.

46.Первые аптеки и Аптекарский приказ.

47.Подготовка Российских лекарей.

48.Утверждение клинического метода.

49.Реформы Петра 1 и становление медицины в России.

50.Русские госпитальные школы 18 века.

51.Развитие медицинского дела в России.

52.М.В.Ломоносов – выд-ся представитель естественнонаучного материализма 18 в.

53.Выдающийся деятель отечественной медицины 18 века – К.И.Щепин.

54.С.Г.Зыбелин – выдающийся русский врач 18 века.

55.Н.М.Максимович-Амбодик – выдающийся акушер – гинеколог 18 века.

56.А.М.Шумлянский и его вклад в экспериментальную гигиену.

57.Д.С.Самойлович – выдающийся врач-эпидемиолог 18 века.

58.Состояние зубоврачебной практики и науки в России 18 века.

59.Общественно-политическая обстановка.

60.Материалистические взгляды А.Н.Радищева, отношение его к вопросам медицины.

61.Филосовские взгляды В.Г.Белинского и А.И.Герцена как основа передового естествознания и медицины в России в первой половине 19 века.

62.И.В.Буялиский – выдающийся анатом хирург.

63.М.Я.Мудров – выдающийся терапевт и гигиенист 19 века.

64.Е.О.Мухин – как теоретик, клиницист и организатор медицинского образования.

65.Н.И.Пирогов – великий хирург и анатом.

66.А.М.филомафитский – основоположник экспериментальной физиологии.

67.Развитие зубоврачевания на фоне развития хирургии и терапии.

68.Социально-экономические сдвиги, происшедшие в России во второй половине 19в.

69.И.М.Сеченов и влияние его научных трудов на развитие физиологии и медицины.

70.И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог.

71.И.И.Мечников – основоположник учения о фагоцитозе.

72.С.П.Боткин – выдающийся клиницист и общественный деятель.

73.А.Захарьин – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования.

74.Роль А.А.Остраумова для развития терапии в России 19 века.

75.А.П.Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России.

76.Ф.Ф.Эрисман и его вклад в экспериментальную и общественную гигиену.

77.Н.В.Скливософский, значение его деятельности для развития отечественной медицины.

78.Земская медицина.

79.Роль ученых в развитии зубоврачевании.

80.Развитие одонтологии.

81.Развитие зубоврачебных школ.

82.Подготовка зуботехников.

83.Стоматология в предвоенные годы.

84.Отечественная стоматология в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.).

85.Организация стоматологической помощи в послевоенный период.

86.Система подготовки специалистов стоматологического профиля. Подготовка зубных врачей и врачей-стоматологов.

СТРУКТУРА РЕЙТИНГА




Наименование темы

Баллы

1.

Введение. История медицины как наука и предмет преподавания.

0.5

1

1.5


2.

Медицина в эпоху феодализма в России. Медицина в Киевской Руси (9-12 вв.) и Московском государстве (15-17 вв.).

0.5

1

1.5

3.

Медицина в эпоху феодализма в России. Медицина в Московском государстве (15-17 вв.).

1

2

3

4.

Медицина в России в эпоху развитого феодализма (18в.).

0.5

1

1.5

5.

Медицина в России в эпоху развитого феодализма (18в.).

0.5

1

1.5




Текущий контроль

3

6

9

6.

История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

Врачевание в Древней Месопотамии.

Врачевание в Древнем Египте. (коллоквиум по лекционному материалу)


2

3

4




Тестирование

5

6

7




Посещение

3

3

3




I рейтинговая точка

13

18

23

7.

Медицина в период разложения феодализма в России (конец 18 – первая половина 19 вв.).

1

2

3


8.

Медицина в период развития капитализма в России (вторая половина 19 – начало 20 вв). Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиологии, патологии, терапии).

0.5

1

1.5

9.

Медицина в период развития капитализма в России (вторая половина 19 – начало 20 вв). Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиологии, патологии, терапии).

0.5

1

1.5

10.

Продолжение темы 5. Развитие клинических дисциплин (хирургии), общественной гигиены, земской медицины..

0.5

1

1.5

11.

Продолжение темы 5. Развитие клинических дисциплин (хирургии), общественной гигиены, земской медицины.

0.5

1

1.5




Текущий контроль

3

6

9

12.

Врачевание в Древней Индии.

Врачевание в Древнем Китае.

Медицина и врачевание в Древней Греции.

(коллоквиум по лекционному материалу)



2

3

4




Тестирование

5

6

7




Посещение

3

3

3




II рейтинговая точка

13

18

23

13.

Зубоврачевание в период развития капитализма (2 половина 19 века) в России.

1

2

3

14.

Медицина и здравоохранение в России и СССР (первые годы советской власти).

0.5

1

1.5

15.

Создание зубоврачебной подсекции при наркомздраве РСФСР и ее значение в организации стоматологической помощи в России.

0.5

1

1.5

16.

Успехи отечественной медицины.

0.5

1

1.5

17.

Международное сотрудничество в области здравоохранения.

0.5

1

1.5



Текущий контроль

3

6

9

18.

Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания.

Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Американского Континента.

Медицина народов Средневекового Востока.

(коллоквиум по лекционному материалу)



1

2

4




Посещение

4

4

4




Тестирование

5

6

7




III рейтинговая точка

14

19

24




ИТОГО

40

55

70


Методическое обеспечение дисциплины

(печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)



Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. Москва 2011г.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. - 2-е изд. М.: Гэотар-Мед, 2011 г.

3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир.

3-е изд., переработ, и дополн. — М.: 2011 г.

4. Эберхард – Метцгер К. История медицины. Москва 2010 г.

5. Чиж И.М., Шелепов А.М., Веселов Е.И. История военной медицины . Москва 2010 г.

Дополнительная литература:


  1. Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2008.

  2. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик , 2008, 30 с.

  3. Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2009г.

  4. Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2008г.

5. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2011.

6. Арнольд из Виллановы. Салернский кодекс здоровья; Цвет медицины Салерно; Стихотворные предписания Салернской школы; просьба по возвращению из Салерно./Пер. с лат. Ю.Ф. Шульца. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2009. – 176 с.

7. Аронов Г.Е, Грандо А.А., Мирский М.Б., Сорокина Т.С., Шилинис Ю.А., Жуковский Л.И., Коган В.Я. Выдающиеся имена в мировой медицине - Great Names in the World History / Под ред. проф. А.А. Гракдо. - Киев: РИА «Триумф», 2002. - 495 с. (на русск. и англ. языках).

8. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. - М.: Присцельс, 2010. - 368 с.

9. Гиппократ. Этика и общая медицина; Письма./пер. с древнегреч. В.Руднева. – М.: Мир книги, Литература, 2008. – 336 с.

10. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. - М.: Медицина, 2010. – 206 с.

11. Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. 1849-1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. К 150-летию со дня рождения.  - М.: Наука, 2010. - 312 с.

12. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2009. – 464 с.

13. Каган-Пономарев М.Я. Литераторы-врачи: Очерки и подходы с приложением Биобиблиографического словаря. М.: Дашков и К, 2008. – 438 с.

14. Кованов В.В. Хирургия без чудес. Очерки, воспоминания. Изд.2-е, доп. – М. 2010. - 352 с.

15. Кузьмин В.Ю. История земской медицины России и влияние на неё государства и общественности (1864-февраль 1917 гг.). – М. 2008. - 44 с.

16. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. – СПб.: Европейский дом, 2008. – 272 с.

17. Медицина и милосердие Москвы в зеркале столетий (к 850-летию столицы России)./Б.Ш. Нувахов и др. - М. 2010. – 191 с.

18. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востока и классической древности). – 2-е изд., испр. – М.: Вузовская книга, 2009. – 120 с.

19. Мейер-Штейнег Т. Медицина XVII-XIX веков. – 2-е изд., испр. – М.: Вузовская книга, 2011. – 120 с.

20. Мечникова О.Н. Жизнь Ильи Ильича Мечникова. - Изд.2-е, – М.: КомКнига, 2009.  -240 с.

21. Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. – СПб.: СПбГПМА, 2008. – 156 с.

22. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. - М.: Наука, 2010. - 798 с.

23. Ноздрачев А.Д., Марьянович А.Т., Поляков E.О., Сибаров Д.А., Хавинсон В.Х. Нобелевские премии по физиологии и медицине за 100 лет. - СПб.: Гуманистика, 2009. - 688 с.

24. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. Изд. 2-е, испр. и доп. /Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. - М.: Наука, Главная редакция восточной  литературы, 2010. – 319 с.

25. Семенченко В.Ф. История фармации. – М.: ИЦК «МарТ», 2012 – 639 с.

26. Сеченов И.М. Биография. Главные труды. – М.: ДЕАН, 2008. - 816 с.

27. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. 2-е изд., доп. - М.: Шико, 2011. - 338 с.

28. Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к семинар­ским занятиям по истории медицины для студентов и преподавателей стоматологического факультета. - М.: ВУНМЦ, 2010. - 176 с.

29. Шойфет М.С. 100 великих врачей. – М.: Вече, 2008. – 528 с.
Интернет-ресурсы

Профильные web – сайты Интернета:

1.http://www.bibliotekar.ru/423/index.htm – Сорокина

2.www.medvuz.ru

3. www.historemed.ru

4.Министерство здравоохранения и социального развития РФ

(http//www.minzdravsoc.ru).

5.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и 6.благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)

7.ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

(http//www.fcgsen.ru).

8.Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru).

9.Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения

(http//www.mednet.ru).




  1. www.studmedlib.ru;

  2. www.e.lanbook.com;

  3. www.knigafund.ru;

  4. www.elibrary.ru

  5. www.sciencedirect.ru

  6. www.mkb-10.com

  7. www.gks.ru

  8. www.consultant.ru

  9. www.journals.medi.ru

  10. www.nemb.ru

  11. www.socmed.narod.ru

Каталог: docs -> medf -> kovp
docs -> Состав делегации Кыргызской Республики для участия в работе девятого заседания Межправительственной кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству
docs -> Города десногорска
docs -> Датировка в лирике: типология и поэтика
docs -> «Жизнь замечательных людей»
docs -> Книга для чтения в семье и в школе скромное приношение детям, вступившим в XXI столетие По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
docs -> Программа по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного отделения с дистанционной формой обучения
kovp -> Информация для студентов по дисциплине «история медицины» Специальность 060201. 65 – «Стоматология» Цели и задачи освоения дисциплины
medf -> Пропедевтика клинических дисциплин
medf -> Самостоятельная работа студентов на кафедре пропедевтики внутренних болезней is