Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


ИМ. Ф. М. Достоевского юридический факультет




страница1/25
Дата24.06.2017
Размер5.48 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Е.Л. Невзгодина, Н.А. Темникова


СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Учебное пособие
к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр

направление подготовки «Юриспруденция» 030900.62

профиль подготовки бакалавров 030900_02.62 Гражданское право

Омск 2012

ББК Х623.2

Н402

УДК 347
Семейное право Российской Федерации. Учебное пособие. Автор к.ю.н., профессор Е.Л. Невзгодина и к.ю.н., доцент Н.А. Темникова. Омск. ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2012. с. 329


Учебное пособие подготовлено с учетом новейшего законодательства и предназначено для использования при изучении курсов «Семейное право» бакалавриата, а также курсов «Защита прав несовершеннолетних», «Ювенальная юстиция» при обучении магистров юриспруденции. Предназначено для преподавателей, аспирантов, магистров, студентов юридических вузов, а также граждан, интересующихся вопросами семейного права и проблемами защиты прав ребенка.

Рекомендовано к опубликованию Ученым советом юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.


Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор

кафедры теории и истории государства и права

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Т.Ф. Ящук;

кафедра гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России

(начальник кафедры – доктор юридических наук М.А. Бучакова)

Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.Л. Слесарев.

© Е.Л. Невзгодина, Н.А. Темникова, 2012

© Юридический факультет

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2012


СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………

Требования к уровню освоения дисциплины……………………………

Учебно-тематические планы учебной дисциплины «Семейное право».

Учебная программа по семейному праву (содержание дисциплины)…


Тема 1. Предмет и метод семейного права

План лекции………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы……………………………….…

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 2. История развития законодательства о браке и семье

План лекции ………………………………………………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 3. Действующее семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

План лекции .………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………..

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………


Тема 4. Семейное правоотношение. Осуществление и защита семейных прав

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 5. Брак. Заключение брака

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………

Тема 6. Прекращение брака

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 7. Недействительность брака

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 8. Права и обязанности супругов

План лекции ………………………………………………..........................

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 9. Установление происхождения детей

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 10. Права и обязанности родителей и детей

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ……………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 11. Алиментные обязательства членов семьи

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 12. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ……………………………………………..

Задачи и задания для практического занятия ………………………….

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме .……………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 13. Усыновление (удочерение) детей

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ……………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 14. Опека и попечительство над детьми

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ……………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы .…………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 15. Акты гражданского состояния

План лекции ………………………………………………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 16. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Методические указания по изучению отдельных разделов

Тема 1-3 Предмет и метод семейного права ……………………………

Тема 4. Семейное правоотношение. Осуществление и защита семейных прав ……………………………………………………………………….



Тема 5. Брак. Заключение брака…………………………………………

Тема 6. Прекращение брака ……………………………………………..

Тема 7. Недействительность брака………………………………………

Тема 8. Права и обязанности супругов …………………………………

Тема 9. Установление происхождения детей …………………………

Тема 10. Права и обязанности родителей и детей ……………………

Тема 11. Алиментные обязательства членов семьи ……………………

Тема 12. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………

Тема 13. Усыновление (удочерение) детей ……………………………

Тема 14. Опека и попечительство над детьми …………………………

Тема 15. Акты гражданского состояния ………………………………

Тема 16. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства …………………………………………………………………………….


Методические указания и задания для выполнения студентами контрольной работы ………………………………………………………
Вопросы для подготовки к экзамену…..………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей

Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об актах гражданского состояния»

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Семейное право» являются;

- всесторонне развитие личности обучающегося;

- приобретение знаний о правовой природе брака, сущности родительских отношений, специфике алиментных отношений, видах и особенностях форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, о современном состоянии, содержании и направлении дальнейшего развития семейно-правового регулирования;

- формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности;

- подготовка к прохождению производственной практики в государственных, муниципальных, правоохранительных органах, судах и в организациях.


  1. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Дисциплина «Семейное право» преподается в 6-м семестре. Ее освоение базируется на результатах образования, достигнутых по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов. Изучение дисциплины «Семейное право» непосредственно взаимосвязано с изучением таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Гражданское право», «Жилищное право», формирующих сходные компетенции выпускников, ориентированных на личностное развитие, практическую и педагогическую деятельность. Изучение семейного права увеличивает информационную емкость основных теоретико-правовых понятий, углубляет сущностную сторону основных цивилистических понятий, таких как обязательство, ответственность, собственность и т.д. Осознание учебной дисциплины «семейное право» в общей системе других наук позволяет студентам осознать системность приобретаемых ими знаний и развить познавательную деятельность обучающихся. В целом изучение дисциплины способствует в формировании современного стиля мышления студентов.



Дисциплина «Семейное право» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к практической деятельности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


оды компетенций

Название компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции.

Характеристика (обязательного)

порогового уровня сформированности компетенции у выпускника


Средства и технологии оценивания

1

2

3

4

ПК–05

ПК–07


ПК-15

ПК-16




Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Владеет навыками подготовки юридических документов

Способность толковать различные правовые акты

Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

Знает –

-основные российские и международные документы, регулирующие семейные отношения;

-место преподаваемой дисциплины в структуре ООП;


  • формулирует основные положения семейного законодательства;

  • перечисляет условия, препятствия для заключения брака; условия брачного договора, имущество, являющееся совместной собственностью, основания возникновения алиментного обязательства; условия усыновления, виды опеки (попечительства);

  • описывает особенности применения правовых норм при разрешении семейных споров;

  • описывает порядок возникновения, изменения и прекращения обязательства;

  • определяет права и обязанности субъектов гражданско-правовых отношений.


Умеет-

-использовать знания из разных отраслей для составления плана решения семейного спора;

-соотносить наименование семейно-правовой конструкции с ее содержанием;

-выявлять факты, имеющие юридическое значение;

- применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях;
Владеет –


  • навыками обобщения судебной практики отдельных категорий дел по применению норм СК РФ;

  • навыками составления проектов брачных договоров, алиментного соглашения, соглашения о разделе имущества и иных семейно-правовых сделок;

  • навыками получения и обработки необходимой информации;

  • навыками исследования обстоятельств дела и принятия обоснованного решения;

- навыками использования нормативных правовых актов в профессиональной деятельности;

-приемами использования информационных ресурсов и технологий.


Пороговый уровень –

знает содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности, основные юридические понятия и категории;

умеет толковать и применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях;

владеет навыками исследования обстоятельств дела для принятия обоснованного решения.

Знает-

  • основные элементы составляемого юридического документа;

  • источники правового регулирования общественных отношений, нормы которых используются при составлении юридического документа;

- реквизиты, элементы, условия и форму составляемого документа
Умеет-

  • систематизировать составляемые документы в зависимости от цели регулирования, источников правового регулирования и сферы общественных отношений;

  • учитывать особенности правового регулирования общественных отношений нормами других отраслей права.

  • составлять различные документы семейно-правового характера;


Владеет -

  • навыками аргументирования необходимости включения в юридический документ различных положений (условий), позволяющих обосновать составление конкретного юридического документа для разрешения возникшей проблемы;

  • навыками работы на компьютере, поиска, сбора и анализа правовой и иной необходимой для профессиональной деятельности информации, в том числе в поисковых системах и Интернете;

- навыками разработки и составления документов правового характера

- навыками оценки выполненной работы.


Пороговый уровень -

знает требования к форме, условиям и реквизитам, юридического документа при правильной квалификации общественных отношений, подвергающихся правовому оформлению;

умеет составить семейно-правовой договор, алиментное соглашение, исковое заявление;

владеет навыками выбора применяемых норм права, способов защиты семейных прав.
Знает-

Способы толкования норм права;


Структуру норм семейного права;
Этапы толкования норм права..
Умеет-

демонстрировать навыки уяснения, разъяснения норм семейного права;

применять грамматический, систематический, логический, исторический, функциональный и другие способы толкования
распознавать особенности аудитории, на которую рассчитано правовое воздействие;
дискутировать по правовым вопросам;
Владеет –

способностью уяснить содержание нормы и доступно разъяснить её содержание аудитории;


способностью дать письменное толкование, с соблюдением необходимой формы;
способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения.
Пороговый уровень

знает способы толкования;

умеет выбирать необходимый способ толкования, разъяснить содержание нормы аудитории;

владеет различными способами толкования.
Знает:

- перечисляет формы и механизмы защиты прав граждан и юридических лиц;

- знает основное содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности;

- объясняет особенности применения правовых норм в конкретных практических ситуациях;

- описывает последовательность действий, необходимую для защиты прав и законных интересов субъектов

Умеет:


  • применяет на практике гражданско-правовые нормы;

  • составляет различные документы правового характера;

  • использует знания из разных отраслей для составления плана решения юридической проблемы;

  • использует профессионально-ориентированные информационные технологии в юридической сфере, а также базы данных


Владеет:

-навыками составления обоснованного юридического заключения по запросу граждан и юридических лиц;

-Навыками интервьюирования и консультирования по правовым вопросам;

- юридической техникой;

-навыками исследования всех обстоятельств юридического дела
Пороговый уровень:

знает основное содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности; умеет: самостоятельно анализировать информацию,

логично и грамотно излагать свою точку зрения.



Владеет навыками консультирования по правовым вопросам

Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, тестирование

анализ, обсуждение и оценка выполненной самостоятельной работы,

зачет,

защита курсовой работы или ВКР



итоговая государственная аттестация

Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, тестирование,

подготовка проекта брачного договора, искового заявления,

анализ, обсуждение и оценка выполненной самостоятельной работы,

зачет,

защита курсовой работы или ВКР



итоговая государственная аттестация

Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка решенных задач,

Зачет,

Защита курсовой работы или ВКР,



Итоговая государственная аттестация

Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка решенных задач,

Зачет,

Итоговая государственная аттестация





Виды аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ

Целью самостоятельной работы студентов является освоение в полном объёме основной образовательной программы; систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; формирование умений использовать нормативные акты и специальную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа студентов в рамках курса «семейное право» делится на два вида: аудиторную; внеаудиторную. Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и предусматривает: выполнение самостоятельных работ; составление схем, таблиц; решение задач; работу с нормативными актами и научной литературой; деловые игры, дискуссии, конференции; тестирование. Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «семейное право» студент должен иметь представление о специфике семейного права и семейных правовых отношений. Студент должен знать: систему семейного права; источники семейного права; понятие и признаки брака, порядок его заключения и прекращения; семейные права супругов и режим их совместной собственности, который может быть изменен брачным договором; права и обязанности родителей и детей и последствия нарушений родительских обязанностей; основания возникновения, изменения и прекращения алиментных обязательств; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Студент должен уметь: ориентироваться в структуре Семейного кодекса РФ; различать среди юридических фактов действия, события и состояния; применять сроки исковой давности в семейных отношениях; определять обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, и основания для признания брака недействительным; определять правовые последствия прекращения брака, момент прекращения брака; различать общее имущество супругов и имущество каждого из супругов, общие и личные обязательства; изложить перечень личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей; определять лиц, являющихся алиментополучателями и алиментоплательщиками, условия уплаты алиментов; определять особенности форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; определять законодательство, подлежащее применению к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.



По окончании изучения курса обучающиеся должны приобрести следующие навыки: разграничения отношений, регулируемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ; выявления юридических фактов, требующих государственной регистрации; подачи заявления о признание брака недействительным и применения правовых последствий; оформления документов, необходимых для расторжения брака; составления брачного договора, оформления сделок, совершаемых с общим имуществом супругов; разрешения споров между родителями, связанные с воспитанием детей; определения размеров алиментов, составления соглашений об уплате алиментов; рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей применения международных договоров и коллизионных норм семейного права.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»



Каталог: metod
metod -> Александр Сергеевич Пушкин
metod -> Классный час «Александр Невский личность нации»
metod -> Методические рекомендации по созданию и ведению официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет г. Дубна 2013
metod -> Пособие по работе со зрительской аудиторией среднего школьного возраста к 210-летию со дня рождения датского сказочника Г. Х. Андерсена
metod -> Г. Х. Андерсен писал:,,Да, мой отец был честным ремесленником, всему, чего я достиг, я обязан самому себе, а не деньгам или происхождению. Думаю, что я в праве этим гордиться
metod -> «Как памятник началу века, Здесь этот человек стоит…» А. Ахматова
metod -> Биография. Рассказы: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»
metod -> Города десногорска
metod -> Разработка урока Искусство для 8 класса по теме: «Следствие ведут »
metod -> Произведения об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве ббк 83. 3Р1 а 187 Авдеев, М. В
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25