Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


I. Общая характеристика программы аспирантуры




страница1/4
Дата15.05.2017
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4

I. Общая характеристика программы аспирантуры

ООП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее — программа аспирантуры) сформирована в соответствии с Образовательным стандартом, самостоятельно устанавливаемым МГУ имени М.В. Ломоносова по направлению подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, Уставом МГУ имени М.В. Ломоносова в действующей редакции, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013г. №1259).

Объем основных образовательных программ, реализуемых в данном направлении подготовки составляет 180 зачетных единиц1.

Сроки обучения:

по очной форме 3 года; объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

по заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, срок обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения, объем программы аспирантуры в заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется Ученым советом структурного подразделения МГУ.


II. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программы аспирантуры

2.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, — классическая филология, византийская и новогреческая филология, а также смежные сферы научной и практической деятельности.

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен стать квалифицированным преподавателем, способным готовить специалистов по классической филологии, византийской и новогреческой филологии в учебных заведениях высшего и среднего образования. Выпускник должен на высоком уровне читать лекции, проводить практические занятия по дисциплинам специальности и осуществлять все виды учебно-методической деятельности.

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен стать квалифицированным исследователем в области классической филологии, византийской и новогреческой филологии. Он должен овладеть традиционными и современными методами научного изучения древних языков и классической древности, новогреческого языка и византийской словесности, вести самостоятельную научно-исследовательскую в области специальности.

2.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся по программе аспирантуры:

научно-исследовательская деятельность в области языкознания, литературоведения, лингвистических технологий в гуманитарной сфере;

преподавательская деятельность в области высшего и среднего образования;

редакционно-издательская деятельность в области публикации источников, переводной и оригинальной литературы на древнегреческом, латинском и новогреческом языке.


III. Результаты освоения образовательной программы

3.1. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2);

готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

способностью использовать знания в области истории и философии науки для решения проблем в междисциплинарных областях (УК-4);

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке (УК-5);

способностью к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия (УК-6);

способностью планировать, осуществлять и оценивать учебный процесс с учетом специфики образовательной среды (УК-7).

3.3. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способность обоснованно выбирать и эффективно использовать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования (ОПК-1);

способностью разрабатывать комплексное методическое обеспечение образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта (ОПК-2).

3.4. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

способностью планировать и проводить самостоятельные научные исследования в области классической, византийской и новогреческой филологии, опираясь на владение основными понятиями и категориальным аппаратом современной классической филологии и на умение критически анализировать научные теории и гипотезы (ПК-1);

способностью применять при решении теоретических и прикладных задач практическое знание древних языков (латинского и древнегреческого) и новогреческого языка, знание античной и византийской литературы и смежных дисциплин (ПК-2);

способностью осуществлять теоретико-литературный, линвистический, комплексный историко-филологический анализ античного, средневекового и современного текста на латинском и греческом языках и профессиональным образом готовить его к научной публикации, в полной мере используя современный инструментарий (научную литературу, интернет-ресурсы, базы данных, компьютерные программы и технологии) (ПК-3);

способностью представлять результаты собственных научных исследований в различных типах научных и научно-популярных текстов (статей, докладов, тезисов выступлений, презентаций, монографий и пр.) (ПК-4).
IV. Перечень учебных дисциплин профильной части ООП

4.1. Обязательные дисциплины

Дисциплина специальности «Классическая филология. Византийская и новогреческая филология» (6 з.е.) (программа прилагается).
4.2. Курсы по выбору аспиранта (профиль «Классическая филология»):

(предполагается выбор из 2 курсов):

1. Теория и практика комментирования античного текста (3 з.е.) — 3 семестр.

2. Герменевтика и филологическая критика античного текста 2 (3 з.е.) — 4 семестр.


Курсы по выбору аспиранта (профиль «Византийская и новогреческая филология»):

(предполагается выбор из 2 курсов):

1. Греческие лингвистические теории (3 з.е.).

2. Творчество Константиноса Кавафиса в контексте мировой литературы XIX-XX вв. (3 з.е.)


4.3. Практики.

Педагогическая практика (программа прилагается).

Педагогическая практика реализуется в период с 1 курса (1 семестр) по 2 курс (4 семестр).
4.4. Распределение курсов по семестрам

Профиль «Классическая филология»



Курс

Семестр

Дисциплина специальности «Классическая филология. Византийская и новогреческая филология».

1 семестр (3 з.е.)

2 семестр (3 з.е.)


Теория и практика комментирования античного текста

3 семестр (3 з.е.)

Герменевтика и филологическая критика античного текста

4 семестр (3 з.е.)

Профиль «Византийская и новогреческая филология»



Курс

Семестр

Дисциплина специальности «Классическая филология. Византийская и новогреческая филология».

1 семестр (3 з.е.)

2 семестр (3 з.е.)


Греческие лингвистические теории

3 семестр (3 з.е.)

Творчество Константиноса Кавафиса в контексте мировой литературы XIX-XX вв.

4 семестр (3 з.е.)


V. Рабочие программы дисциплин и практик

5.1. Программы кандидатских минимумов:



  • история и философия науки (программа прилагается)

  • иностранный язык (программы прилагаются)

  • специальность.

5.2. Программы дисциплин (модулей), в том числе практики и НИР, обеспечивающих готовность к научно-исследовательской работе



ПРОФИЛЬ «КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»
I. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс по специальности 10.02.14 «Классическая филология. Византийская и новогреческая филология» (профиль «Классическая филология») читается в 1 и во 2 семестрах 1 курса аспирантуры. Курс рассчитан на аспирантов, владеющих латинским и древнегреческим языками в объеме, предусмотренном программами бакалавриата и магистратуры по специальности «Классическая филология», обладающих навыками аналитического чтения и комментирования оригинальных памятников античной литературы, усвоивших основные методы исторического изучения явлений языка, культуры и литературы и получивших базовые навыки работы с научной и справочной литературой по специальности.
II. Цель курса — формирование у аспиранта глубокого понимания процессов языкового, литературного и культурного развития античной цивилизации, а также формирование профессионального умения проводить научные исследования в области классической филологии с применением новейших лингвистических, литературоведческих, культурологических, социологических и исторических концепций и методик.
Указанной целью определяются задачи курса:

– дальнейшее изучение латинского и древнегреческого языков на базе аналитического чтения оригинальных текстов античных авторов с применением научных комментариев, специальной литературы, баз данных и интернет-ресурсов;

– углубленное изучение диахронического развития древнегреческой и римской литературы;

– изучение методологии и истории классической филологии, освоение современных концепций в области филологических и междисциплинарных исследований, усвоение методик вспомогательных историко-филологических дисциплин;

– овладение навыками научной работы с античными текстами: комментированный перевод оригинальных произведений античной литературы, историко-литературный анализ памятников литературы, представление и обобщение результатов корпусных и лексикографических запросов, написание рефератов, рецензий, обзоров литературы, составление библиографий;

– приобретение опыта изложения результатов научной деятельности в форме выступлений на симпозиумах и конференциях.


III. Трудоемкость и формы проведения занятий:

Общая трудоёмкость 3 зачетные единицы. Трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа аудиторной работы, зачет в конце 1 семестра и экзамен в конце 2 семестра.


семинары — 72 часа в 1 семестре; 72 часа во 2 семестре;

самостоятельная работа — 48 часов в 1 семестре; 48 часов во 2 семестре.


IV. Структура курса (тематический план)
1 семестр 1-го курса.

№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины / Наименование разделов (этапов) практики

Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий (для дисциплин) и видам работ (для практик)

Формы контроля

Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)

Самостоятель-ная работа

Лекции

Практические занятия (семинары) / Полевые работы

Лабораторная работа / Камеральная работа

1.

Раздел I. Древнегреческий язык и древнегреческая литература. Тема 1. (или любая из предусмотренных программой — по выбору кафедры).




36




24

опрос, письменная работа

2.

Раздел II. Латинский язык и римская литература. Тема 1. (или любая из предусмотренных программой — по выбору кафедры).




36




24

опрос, письменная работа




ИТОГО




72




480






ВСЕГО




120












2 семестр 1-го курса.


№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины / Наименование разделов (этапов) практики

Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий (для дисциплин) и видам работ (для практик)

Формы контроля

Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)

Самостоятель-ная работа

Лекции

Практические занятия (семинары) / Полевые работы

Лабораторная работа / Камеральная работа

1.

Раздел I. Древнегреческий язык и древнегреческая литература. Тема 1. (или любая из предусмотренных программой — по выбору кафедры).




36




24

опрос, письменная работа

2.

Раздел II. Латинский язык и римская литература. Тема 1. (или любая из предусмотренных программой — по выбору кафедры).




36




24

опрос, письменная работа




ИТОГО




72




480






ВСЕГО




120












Аннотация. Курс по специальности (профиль «Классическая филология») состоит из двух разделов «Древнегреческий язык и древнегреческая литература» и «Латинский язык и римская литература», каждый из которых включает в себя ряд тем, посвященных ключевым авторам или группам текстов древнегреческой и римской литературы и отражающих актуальные проблемы изучения их языка и творчества. Каждая тема рассчитана на изучение в течение одного или двух (в зависимости от объема материала) семестров. Для каждого семестра предполагается выбор одной темы или нескольких тем на усмотрение кафедры.

V. Содержание дисциплины.
РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Тема 1. Поэмы Гомера (читает ст. преп., к.ф.н. Э.В. Янзина).

Место гомеровских поэм в античной эпической традиции. Поэмы Гомера и проблема догомеровской поэзии. Восприятие гомеровских поэм как исключительного явления у самих греков. Гомер в греческом образовании; ранние литературные отклики на поэмы. Античные и современные критики Гомера. Гомеровский вопрос. Роль венецианской рукописи «Илиады» (Codex Venetus A). Другие важнейшие средневековые манускрипты с текстами поэм Гомера (T, Z, Q и пр.).

Издание и комментирование поэм Гомера в античную и византийскую эпохи. Деятельность учёных-александрийцев Зенодота Эфесского, Аристофана Византийского, Аристарха Самофракийского. Античные папирусы с текстом поэм (доалександрийские, послеалександрийские, «эксцентричные»). Труды Аристоника, Дидима, Геродиана, Никанора и их компиляция, известная под названием «Комментарий четырёх мужей» (Viermännerkommentar). Scholia vetera (A, bT, D) и комментарии к «Илиаде» и «Одиссее» Евстафия как главные источники информации об изучении гомеровских поэм в древности. Scholia recentiora (h). Homerica в сохранившихся античных папирусах и в позднейшей рукописной передаче.

Первые печатные издания «Илиады» и «Одиссеи» (Demetrius Chalcondyles, Флоренция, 1488). Современные критические издания гомеровских поэм: «Илиады» и «Одиссеи» – D.B. Monro – T.W. Allen, H. van Thiel; «Илиады» – M.L. West; «Одиссеи» – P. von der Mühll. Основные современные комментарии: к «Илиаде» – G.S. Kirk, J. Latacz; к «Одиссее» – A. Heubeck, I.J.F. de Jong. Обзор ключевых тенденций в современном гомероведении. История переводов «Илиады» и «Одиссеи» на русский и западно-европейские языки. Дактилический гекзаметр в греческом языке и в современной передаче европейских литератур.

Аналитическое чтение одной песни «Илиады» и избранных отрывков из «Одиссеи».
Тема 2. Древнегреческая лирика (читает к.ф.н. доц. С.А. Степанцов).

Греческая поэзия малых жанров: вопросы терминологии и классификации. Условность термина «лирика» в применении к древнегреческой поэзии малых форм. Роль малых поэтических жанров в архаическом и классическом греческом обществе (прагматика лирических жанров). Древнегреческий эпос и лирика. Язык древнегреческой лирики (диалектная отнесенность жанров). Музыкальное сопровождение и метр (общая характеристика). Текст греческих лириков: фрагменты, свидетельства, рукописное предание (для Феогнидова сборника и Пиндара). Значение папирусных находок для корпуса греческой лирики.

Ямбическая поэзия: понятие, происхождение, исполнение. Аналитическое чтение избранных фрагментов: Архилох, Семонид, Гиппонакт.

Элегия. Вопрос о происхождении элегии. Симпосиальное и публичное исполнение элегии. Тематическое разнообразие элегии. Элегеия и эпиграмма. Чтение избранных фрагментов: Каллин, Титртей, Мимнерм, Архилох, Феогнид и Феогнидов сборник, Солон.

Ранняя хоровая лирика. Обсатоятельства исполнения. Метрические и зыковые особенности. Чтение избранных фрагментов: Алкман, Стесихор, Ивик.

Эолийская мелика. Метрическое и языковое своеобразие эолийской мелики. Чтение избранных фрагментов. Сапфо, Алкей.

Анакреонт и анакреонтика.

Позднейшая хоровая лирика: Симонид, Пиндар, Вакхилид. Чтение избранных од Пиндара и Вакхилида.

Тимофей и конец классической древнегреческой лирики.

Вопросы рецепции древнегреческой лирики (обзор).

Аналитическое чтение избранных произведений.
Тема 3. Трагедия Софокла (читает д.ф.н. Теперик Т.Ф.).

Место трагедий Софокла в истории древнегреческого театра. Рукописная традиция, проблема сохранности текстов. Драматургические инновации Софокла, их влияние на изменение характера конфликта трагедии. Аристотель о Софокле. Софокл на римской сцене.

Современные критические издания текстов трагедий. Софокл в оценке западноевропейских классицистов и романтиков. История изучения греческой трагедии в России. Ф.Ф. Зелинский и его роль в исследовании творчества Софокла. Переводы Софокла на русский и западно-европейские языки. Современные исследования, посвященные греческой трагедии. Работы В.Н. Ярхо о поэтике греческой трагедии. Отражение в содержании трагедий реалий полисной проблематики. Основные мотивы трагедии Софокла. Особенности метрики трагедий.

Художественные приёмы трагедии, языковые и стилистические особенности, влияние эпического языка на формирование языка трагедии. Изменение функции хора от Эсхила к Софоклу. Переосмысление традиционных эпических средств в контексте трагедийной тематики: роль риторических средств, сентенций, номинации. Специфика употребления грамматических форм в поэтическом языке трагедии. М.Л.Гаспаров об основных элементах сюжетосложения древнегреческой трагедии. Гёте о тематике древнегреческого театра

Аналитическое чтение фрагментов текстов трагедий Софокла: «Антигона», «Электра», «Эдип-царь».
Тема 4. Древняя аттическая комедия: Аристофан (читает ст. преп. Э.В. Янзина).

Аттическая комедия. Проблема происхождения. Разделение на древнюю, среднюю и новую комедию. Категории брань (psogos) и смешное (geloion) в «Поэтике» Аристотеля; их значение для развития комедии. Древняя аттическая комедия. Поколения комических поэтов и Аристофан как представитель последнего из них. Структура комедий Аристофана. Парабаза, агон. Роль хора. Комедия и свобода слова в Афинском государстве. Темы комедий Аристофана. Сценические костюмы. Язык персонажей: его стилевая и регистровая характеристика. Особенности комического стиха в разных частях комедии.

История рукописной традиции и важнейшие сохранённые нам её памятники. Античные папирусы. Древнейшие средневековые рукописи: Равенский кодекс R и Венецианский Марцианский кодекс V. Testimonia античного и византийского времени.

Издание и комментирование Аристофана в античную эпоху. Аристотель и перипатетики. Деятельность учёных-александрийцев. Первое критическое издание текстов комедий и hypotheses Аристофана Византийского. Первые hypomnemata: Евфроний, Каллистрат. Комментарий Аристарха Самофракийского и его узкий лингвистически-текстуальный характер. Историко-просопографический комментарий Аммония. Пергамская школа. Кратет из Малла. Тестологические расхождения между «пергамским» и «александрийским» Аристофаном. Метрический комментарий Гелиодора. Компиляции Дидима и Симмаха. Позднеантичный анонимный компилятор. Переход от формата hypomnemata к формату scholia и окончательное оформление scholia vetera.

Традиция издания и комментирования Аристофана в византийскую эпоху. «Византийская триада» («Богатство», «Облака», «Лягушки») и scholia recentiora. Scholia recentiora к другим комедиям Аристофана. Издания и комментарии Иоанна Цеца и Деметрия Триклиния. Комментарий Евстафия. Схолии Фомы Магистра, Мануила Мосхопула и Максима Плануда.

Первые печатные издания комедий Аристофана. Альдинская editio princeps (1498, Marcus Musurus). Первое полное издание Аристофана (1532, apud A. Cratandrum). Первые переводы. Работа с текстом пьес Аристофана в XVII–XVIII вв.: расширение круга используемых рукописей, привлечение дополнительных источников («Суда»), эмендации и конъектуры (Ричард Бентли и др.). Установление современного текста комедий: И. Беккер (1829). Другие издания Аристофана в XIX в. (W. Dindorf 1835–1838; Th. Bergk 1857²; A. Meineke 1860 и пр.).

Издание текстов комедий Аристофана и комментариев к ним в XX–XXI вв. Новейшие полные собрания сочинений Аристофана: новое оксфордское стандартное издание (N. Wilson 2007), лёбовское издание (J. Henderson 1998–2007), комментированная серия (A. Sommerstein 1980–2002). Комментированные издания отдельных комедий Аристофана (C. Austin, D. Olson ‘Thesmophoriazusae’ 2004; D. Olson ‘Pax’ 1998, ‘Acharnienses’ 2002; K. Dover ‘Nubes’ 1968, ‘Ranae’ 1993; N. Dunbar ‘Aves’ 1995; D. MacDowell ‘Vespae’ 1971; R. Ussher ‘Ecclesiazusae’ 1973; J. Henderson ‘Lysistrata’ 1987 и др.). Издание фрагментов полностью не сохранившихся комедий Аристофана в Poetae comici Graeci (R. Kassel, C. Austin 1984). Издание корпуса схолиев к Аристофану (W. Koster, D. Holwerda 1960–2007). Краткий обзор основных исследований, посвящённых Аристофану и его комедиям.

Аналитическое чтение одной комедии Аристофана.


Тема 5. Речи Лисия как филологический и исторический источник (читает доц., к.ф.н. О.М.Савельева).

Судебное, политическое и эпидейктическое красноречие Лисия. Его место и значение в традиции древнегреческой ораторской прозы. Софистика и становление ораторской речи как литературного жанра. Формирование ораторского стиля Лисия в связи с его биографией и развитием традиции судебного красноречия в Древней Греции. Александрийский ораторский канон/ канон Дионисия Галикарнасского, его оценка речей Лисия.

Понятие нормы литературного языка для классического периода развития греческого языка. Характеристики аттического языка и стиля на примере речей Лисия: лексика, семантика, синтаксис, лексическая и синтаксическая стилистика. Значение речей Лисия для изучения истории греческого языка и формирования языковой нормы. Возможность изучения языка Лисия в свете современной лингвистики. Характеристики языка древнегреческого оратора с позиций лингвистической прагматики.

Нарративный и диалогический аспекты построения речей Лисия. Искусство этопеи и политическая (антитираническая) тема в судебных речах Лисия. Мотив патриотизма в эпидейктических речах Лисия. Фактор адресата для организации текста с позиций современного литературоведения.

Речи Лисия как «энциклопедия афинской жизни». Оценка афинской демократии в речах Лисия, оппозиция элевтерия/дулейя, сведения о политической системе, экономике, социальной практике и бытовой жизни Афин классического периода. Критерии афинского общественного идеала и моральной оценки, представленные в речах Лисия.

Юридическая система и судопроизводство в Афинах. Значимость судопроизводства в жизни афинского общества. Становление правовых категорий, определений и терминов в речах Лисия. Обязанности логографа перед клиентом и судом.

Аналитическое чтение избранных речей Лисия.
Тема 6. «Риторика» Аристотеля (читает д.ф.н. Теперик Т.Ф.).

Место «Риторики» среди сочинений Аристотеля, её влияние на риторические трактаты античности. Структура и композиция « Риторики». Аристотель об авторах греческой трагедии в «Риторике» в сравнении с «Поэтикой». Предмет и задачи риторики. Соотношение риторики, диалектики и политики. Общее и различия в совещательных, эпидейктических и судебных речах, их цели. Виды доказательств. Необходимость знания оратором различных черт человеческого характера. Построение и типы энтимем. Использование в речах сентенций, их виды. Эмоциональная сторона речи, характеристика чувств с точки зрения ораторского искусства. Способы преодоления силлогических доказательств. Приёмы и методы аргументации

Условность риторически прекрасного. Стиль 1) как предмет риторической эстетики Аристотеля и 2) как искусство. Сущность теории классического стиля у Аристотеля. Стилистические приёмы и приёмы убеждения. Влияние аристотелевского учения о стиле на последующую греческую и римскую традиции. Терминология трактата.

Аналитическое чтение фрагментов II и III книги «Риторики».


Тема 7. Эллинистическая поэзия: авторы и жанры (читает доц. В.П.Завьялова).

Эпоха эллинизма: проблемы источниковедения и историографии ( древняя, новая и новейшая традиции) в зарубежном и отечественном антиковедении. Проблемы хронологии. Основные концепции эллинизма (И.-Г. Дройзен, М.И. Ростовцев, Кюмон, Ф.Шаму, К. Прео,Э. Вилль), их значение и роль в оценке эллинистической поэзии. Эллинизм как особый этап в духовном развитии древности и эллинистическая поэзия как новый эстетический феномен. Основные этапы изучения эллинистической поэзии в новое время.

Краткий очерк главных исторических событий и основных изменений в социально-экономических отношениях эпохи эллинизма.  Александрия в III в до н.э.  как культурный центр эллинистического мира. Основные предпосылки расцвета эллинистической поэзии. Эллинистическая поэзия времени её наивысшего расцвета. История александрийской поэтической школы. Александринизм как общий стиль эпохи и как определение литературного стиля новой поэзии. Основные черты эллинистической поэзии: отказ от гражданско-политической тематики, обращение не к коллективу сограждан, а камерному миру отдельной личности или небольшой группы людей. Сочетание традиционализма с оригинальностью творческих экспериментов; увлечённость редкими и малоизвестными сюжетами; черты реализма и религиозного синкретизма; усложнённость поэтического видения и поэтического языка. Новые художественно-эстетические принципы эллинистической поэзии: утончённость и изящество, точность и чеканность, лаконизм, поэтическая игра и шутка, поэтическая ирония и её основные варианты: пародия и двусмысленность. Культивирование иносказания и появление литературного подтекста. Ориентация на поэзию «малой» формы. Первые произведения «чистого» искусства – фигурные стихи.

Основные жанры эллинистической поэзии: элегия(( Филет, Гермесионакт, Александр Этолийский, Каллимах. Анита, Аркесилай, Дурис,Асклепиад и др); эпиллий(Феокрит, Евфорион, Каллимах); буколика ( Феокрит, Мосх, Бион); гимн ( Каллимах); дидактический эпос (Арат, Накандр, Эратосфен); мифологический эпос ( Филет,Риан, Ликофрон, Евфорион, Аполлоний Родосский); эпиграмма ( Асклепиад, Гедил, Никий, Посидипп, Анита, Леонид Тарентский, Диоскорид, Каллимах) ; мим ( Геронд, Керкид); мелика (Каллимах) и др.

Основные представители эллинистической поэзии:

Каллимах из Кирены, его научная и поэтическая деятельность. Литературное наследие Каллимаха: гимны, эпиграммы, фрагменты. Современные издания Каллимаха и история изучения его наследия в новое время. Литературная программа Каллимаха. Спор с Аполлонием Родосским. Проблемы сравнительной типологии гомеровских гимнов и гимнов Каллимаха. Эпиграммы Каллимаха. Фрагменты других произведений Каллимаха.

Феокрит. Идиллии и буколики. Современные издания и словари. Фольклорные и литературные истоки нового жанра. Становление литературного пейзажа. Человек эпохи эллинизма в творчестве Феокрита .Городские сценки и эпиллии. Литературное творчество Феокрита и новые поэтические принципы эллинистической поэзии. Язык и стиль Феокрита.

Аполлоний Родосский. Литературная судьба «Аргонавтики» Аполлония. Традиции мифологического эпоса и инновации эпоса эллинистического. Художественные особенности «Аргонавтики» Аполлония.

Эллинистическая общность творчества трёх корифеев – Каллимаха, Феокрита и Аполлония Родосского – городская поэзия большого эллинистического города; идиостиль каждого из александрийцев и общий стиль эпохи. Ликофрон и его «загадочная» поэма «Александра».

Аналитическое чтение одного из авторов или сопоставительный анализ отдельных произведений нескольких александрийских поэтов.


Тема 8. Дионисий Галикарнасский как исследователь древнегреческого языка и литературный критик (читает доц. О.М. Савельева).

Греческая культура и словесность эллинистическо-римской эпохи (I в.до н.э – I в.н.э.). Биография и творчество Дионисия Галикарнасского. Дионисий Галикарнасский как филолог, теоретик риторики и литературный критик; его учение о языковом стиле, стилистике, достоинствах речи и средствах художественной выразительности («фигуры слова», «фигуры мысли»). Аттикизм и реформа литературного языка. Значение александрийской школы для Дионисия Галикарнасского и отличия его взглядов от подхода александрийских критиков. Эллинистическая рецепция классической эстетики в творчестве Дионисия. Отражение предшествующего учения о страстях, этосе и формах убеждения по Аристотелю (Rhet. II 1-17).

Трактат «О соединении слов» и его значение для развития античной риторики и становления нормы литературного языка. Единство слова и музыкального сопровождения как традиция греческой поэзии: мелодика, эвритмия, метаболе, колоны и периоды речи, согласованность изображаемого с его образцом, убедительность речи как результат правильного сочетания слов. Единство аспектов содержания и красоты соединения и благозвучия слов как необходимое, по Дионисию, условие построения текста.

Трактат «Об ораторах древности», его место в творчестве Дионисия, его значение для изучения древнегреческой ораторской прозы. Историко-литературный аспект в трактате Дионисия об искусстве красноречия Лисия, Исократа, Исея, Демосфена, Динарха и о мастерстве исторического повествования Фукидида. Критерии оценок языка, стиля и эстетической ценности текста по Дионисию. Характеристика и терминология литературных стилей у Дионисия. Взгляды Дионисия на средства литературного языка: лексика, синтаксис, интонация, фигуры речи и др.

Вклад Дионисия Галикарнасского в развитие античной и европейской науки о языке, теории текста и риторики.

Аналитическое чтение сочинений Дионисия Галикарнасского.


РАЗДЕЛ 2. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Тема 1. Поэтическое мастерство Квинта Энния (читает д.ф.н. доц. А.Е. Кузнецов).

Роль Энния в истории римской литературы: Энний уже при жизни считался выдающимся поэтом и замечательной личностью, сам он называл себя новым воплощением Гомера. Благодаря Эннию, дактилический гекзаметр и элегический дистих стали привычными метрическими формами латинской поэзии, вероятно, столь же значительной была роль Энния в адаптации драматического стиха. Фрагментарность дошедших до нас текстов делает их интерпретацию исключительно сложной филологической задачей.

Курс в теоретической части посвящен следующим вопросам:

«Анналы»: Музы Энния. Композиция и жанровая специфика поэмы. Евфония стиха. Метрические особенности гекзаметра Энния. Opera minora: «Сципион», «Сципион», Сатуры», элегии. Philosophica: «Эпихарм», «Евгемер». Трагедии. Драматический репертуар Энния. Греческие образцы и новаторство в трагедиях. Tumor tragicus и другие элементы жанрового канона. Сочинения Цицерона как источник фрагментов трагедий Энния. Наиболее важные комментируемые фрагменты: Два пролога к «Анналам»: Ann. vv. 1-13 (Skutsch), 206-212. Начало италийской истории: Ann. 14-27; Euhemerus. Сон Илии: Ann. 34-50; 51-56. Основание Рима: 72-94; fr. LI (Skutsch). Апофеоз Ромула: 105-109; 54; Epigrammata. Нума: 113-119. Солнечное затмение 21 июня 400 г. до н.э.: 153. Virtus и vir bonus: 183-190; 247-253; 256; 268-286; 304-308; 389-398. Судьба и необходимость: Medea vv. 208-216 (Jocelyn).

Аналитическое чтение и комментирование драматических фрагментов.
Тема 2. Введение в изучение Плавта: язык и текст (читает д.ф.н. доц. А.Е. Кузнецов).

Задачей курса является изучение основных достижений современной филологической науки в области языка и текстологии Плавта. Значительное внимание уделяется материалам семинаров, проводимых университетом Урбино (Università degli studi di Urbino) на родине Плавта, в Сарсине, а также работе с новым критическим изданием Плавта, выпускаемом в том же университете. Предполагается изучение новейшей библиографии Плавта. Курс предполагает чтение лекций вводного характера и чтение и комментирование избранных текстов Плавта.

Описание театра Плавта как культурного феномена. Editio maior Ричля (1806-1876), Trinummus (1848) и Prolegomena. Рукописная традиция Плавта. Амброзианский палимпсест. Орфография и модернизация. Песенные партии и проблема деления на стихи. Приемы метрического анализа.
Тема 3. Эллинистическая диалектика в Academica Цицеронa (читает д.ф.н. доц. А.Е. Кузнецов).

Под названием Academica (или Academici) издаются два разных текста: диалог Lucullus, который сохранился полностью, но самим автором никогда не был выпущен в свет, и собственно Libri Academici, явившиеся результатом радикальной переработки «Лукулла» (и написанного вместе с ним, но бесследно утраченного «Катула»), – от этой второй редакции сохранился лишь небольшой отрывок: начало первой книги. Цицерон работал над созданием «Лукулла», «Катула» и «Академических Книг» весной и летом 709/45 г. Эти диалоги, посвященные полемике по вопросам гносеологии между двумя направлениями эллинистического платонизма, Академией Новой и Древней, представляют собой один из важнейших документов по истории эллинистической философии. Сочинения Цицерона – самые ранние после Аристотеля связные и целостные античные философские тексты – являются единственными доступными нам образцами жанра эллинистического философского диалога. Среди других цицероновских текстов «Лукулл» выделяется исключительным вниманием к строгой формально-логической разработке обсуждаемых вопросов, что делает этот диалог одним из важнейших источников по эллинистической диалектике. Такой же (быть может, возрастающий со временем) интерес Цицерона к логической технике демонстрируют и другие, несколько более поздние, его книги De Fato и Topica. В силу своей исключительной содержательной сложности «Лукулл» (и – в пределах сохранности текста – отрывок из «Академических Книг») ставит перед нами ряд филологических проблем, которые и являются предметом настоящего спецкурса.

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: гносеологическая и логическая терминология Цицерона, структура и аргументации, композиция и диалектическая стратегия, эмендация и критика текста. Помимо основных текстов Цицерона читаются и комментируются греческие источники: Секст Эмпирик, Диоген Лаэрций и другие.
Тема 4. Письма Цицерона (читает д.ф.н. проф. А.И. Солопов).

Место писем в творчестве Цицерона. Уникальность переписки Цицерона для античной литературы, ее значение в литературном, историческом, культурном аспектах. Отличие писем писем Цицерона от жанра литературных писем (например, от писем Платона, Сенеки, Плиния Младшего). История возникновения корпуса писем Цицерона. Роль Тирона. Структура сохранившегося корпуса писем Цицерона. Хронологический охват сохранившейся переписки. Корреспонденты Цицерона и основные лица, упоминаемые в его переписке. Способы пересылки в эпоху Цицерона и их влияние на оформление текста.

Рукописная традиция переписки Цицерона. Петрарка и обнаружение рукописей писем Цицерона в новое время. Современные критические издания писем Цицерона (Шёгрен, Ш. Бейли, Констан и др.). Основные современные комментарии (Тиррелл, Тиррелл-Пёрсер, Ш. Бейли). История изучения писем Цицерона. Гастон Буасье и роль в исследовании корреспонденции Цицерона. История переводов писем Цицерона на русский и западно-европейские языки. Современные исследования, посвященные переписке Цицерона.

Языковые и стилистические особенности писем Цицерона. Роль греческого языка. Элементы разговорного языка как важная характеристика писем. Специфика употребления времен (эпистолярные времена). «Зашифрованный» характер значительной части текста писем. Юмор и ирония в переписке. Отличия языка и стиля самого Цицерона от языка его корреспондентов (например, Целия).

Аналитическое чтение избранных писем Цицерона.
Тема 5. Bellum Gallicum Цезаря как образец стиля (читает д.ф.н. доц. Е.В. Антонец).

Рукописная традиция корпуса сочинений Цезаря и проблема названия произведений. Субскрипции средневековых рукописей как источник изучения античной традиции сочинений Цезаря. Уникальность Bellum Gallicum, его место в истории римской и мировой литературы. Commentarius: история жанра и его преломление в Bellum Gallicum. Проблема создания Bellum Gallicum (основные теории, хронология повествования, случаи описания позднейших событий в хронологически предшествующих книгах). Продолжатели Цезаря. Авл Гирций как историческая личность и как писатель. Специфика задачи Гирция при составлении VIII книги Bellum Gallicum. Сопоставительный анализ стиля Гирция и Цезаря (композиционные принципы, этнографические экскурсы, пейзаж, речи, образ Цезаря).

Литературные взгляды Цезаря и их отражение в языке Bellum Gallicum. Особенности стиля Bellum Gallicum. Элементы канцелярского языка и их функции. Традиционность военной терминологии (Цезарь и Плавт). Период и его разновидности в Bellum Gallicum. Стилистические отличия начальных и заключительных книг. Отражение политики и идеологии в композиции и стиле произведения.

Аналитическое чтение III–VII и VIII книг Bellum Gallicum.


Тема 6. Овидий и эллинистическая мифография (читает д.ф.н. доц. А.Е. Кузнецов).

Задача выявления связей поэзии Публия Овидия Назона с энциклопедической эллинистической мифографией, известной по таким трудам, как Библиотека Аполлодора. Такие связи обычно понимаются очень ограниченно: Овидий излагает множество мифов, но единство мифологического мира остается для читателя скрытым. Между тем, античная мифография всегда опиралась на универсальные космологические и исторические концепции, и влияние этих идей на поэтику Овидия очень велико. Предметом спецкурса являются «Метаморфозы» Овидия, в связи с проблемами римской истории привлекается также материал поэмы «Фасты».

Предметом спецкурса являются «Метаморфозы» Овидия, в особенности те части, в которых излагается непрерывная мифологическая история, связанная с определенным мифологическим циклом, прежде всего, фиванские мифы (кн. III, IV) в начале поэмы и троянско-италийские мифы, ее завершающие.

Глобальная композиция «Метаморфоз»; мифографическая логика размещения отдельных эпизодов; поэма Овидия, как всеобщая история, соотношение в ней мифологического и исторического планов; хронология и генеалогия. “Изготовление мира”. Мифологический ландшафт и мифологическая топография.

Аналитическое чтение «Метаморфоз» Овидия.
Тема 7. Язык помпейских надписей (читает д.ф.н. доц. Е.В. Антонец).

История и политическое устройство Помпей. Катастрофа 79 г. н.э. и ее отражение в античных источниках. История раскопок. Архитектура города, живопись, декоративно-прикладное искусство. История издания и изучения надписей и других письменных памятников из Помпей и Геркуланума. Крупные архивы документов. Настенные надписи: граффити и дипинти. Надписи на предметах. Классификация надписей по содержанию. Виды эпиграфического письма. Культурно-историческое и лингвистическое значение надписей.

Посвятительные надписи (на алтарях, храмах, постаментах статуй). Строительные надписи (посвященные постройке и благоустройству терм, амфитеатра, дорог, солнечных часов, святилищ и пр.). Надгробные надписи. Предвыборные надписи. Объявления о гладиаторских играх, гладиаторские надписи. Клейма на предметах. Деловые, хозяйственные надписи и объявления. Частные надписи. «Школьные надписи». Стихотворные надписи.

Орфография надписей. Особенности морфологии и синтаксиса. Лексика. Элементы народной латыни в помпейских надписях (фонетика, морфология, лексика, синтаксис). Лингвистический сопоставительный анализ эпиграфических и литературных источников.

Аналитическое чтение и комментирование избранных надписей.
Тема 8. Латинский язык как метаязык науки (читает д.ф.н. проф. А.И. Солопов).

Латинский язык как основной язык науки в Новое время. Принципиальные различия в использовании латинского языка учеными в период до 1830-х гг. и после. Основные сферы применения латинского языка в науке. Гуманитарные науки: классическая филология, востоковедение, финно-угроведение и др., история, философия, вспомогательные исторические дисциплины, юриспруденция, социология. Точные науки: математика (Гаусс). Естественные науки: ботаника, зоология, прочие разделы биологии, химия, физика, медицина, горное дело, астрономия и др. Основные представители этих наук, писавшие по-латински.

Анализ научных латинских текстов Нового времени с точки зрения стилистики: соблюдение норм классической латыни; степень соответствия стандартам, принятым в каждой конкретной науке; способы передачи имен собственных, географических названий, неологизмов; типичные ошибки.

Аналитическое чтение и комментирование сочинений избранных представителей различных наук, таких как: предисловия к изданиям классиков Тейбнеровской серии (например, предисловие К. Циглера к изданию «О государстве» Цицерона), книга Г.Ф. Церетели и С.И. Соболевского по греческой палеографии, «Система природы» К. Линнея, 30-томная «Флора СССР», одно из математических сочинений К.Ф. Гаусса, анатомическое сочинение Н.П. Пирогова.



VI. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины специальности 10.02.14. «Классическая филология. Византийская и новогреческая филология» (профиль «Классическая филология») направлен на формирование следующих компетенций:


способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2);

готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

способность использовать знания в области истории и философии науки для решения проблем в междисциплинарных областях (УК-4);

готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке (УК-5);

способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия (УК-6);

способность планировать, осуществлять и оценивать учебный процесс с учетом специфики образовательной среды (УК-7).

способность обоснованно выбирать и эффективно использовать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования (ОПК-1);

способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного опыта (ОПК-2).

способность планировать и проводить самостоятельные научные исследования в области классической, византийской и новогреческой филологии, опираясь на владение основными понятиями и категориальным аппаратом современной классической филологии и на умение критически анализировать научные теории и гипотезы (ПК-1);

способность применять при решении теоретических и прикладных задач практическое знание древних языков (латинского и древнегреческого) и новогреческого языка, знание античной и византийской литературы и смежных дисциплин (ПК-2);

способность осуществлять теоретико-литературный, линвистический, комплексный историко-филологический анализ античного, средневекового и современного текста на латинском и греческом языках и профессиональным образом готовить его к научной публикации, в полной мере используя современный инструментарий (научную литературу, интернет-ресурсы, базы данных, компьютерные программы и технологии) (ПК-3);

способность представлять результаты собственных научных исследований в различных типах научных и научно-популярных текстов (статей, докладов, тезисов выступлений, презентаций, монографий и пр.) (ПК-4).
В результате освоения дисциплины специальности 10.02.14. «Классическая филология. Визвантийская и новогреческая филология» (профиль «Классическая филология») аспирант должен:
Знать:

- основные понятия и категориальный аппарат современной классической филологии;

- традиционную и современную методику научного исследования в области классической филологии;

историю классической филологии в России и за рубежом;


Уметь:

- осуществлять теоретико-литературный, линвистический, комплексный историко-филологический анализ античного, средневекового и современного текста на латинском и греческом языках и профессиональным образом готовить его к научной публикации;

- планировать и проводить самостоятельные научные исследования в области классической филологии;
Владеть:

- латинским и древнегреческим языком в степени, позволяющей читать, переводить и комментировать тексты любой сложности без словаря;

- современным инструментарием классической филологии (научной литературой, интернет-ресурсами, базами данных, компьютерными программами и технологиями4

- традиционными методами научного исследования в области классической филологии и смежных дисциплин.


VII. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ I.

Тема 1.

D.B. Monro and T.W. Allen (eds.) 1917-1920, Homeri Opera (5 volumes: Iliad = 3rd edition, Odyssey = 2nd edition), Oxford.

H. van Thiel 1996, Homeri Ilias; 1991, Homeri Odyssea, Hildesheim.

M.L. West (ed.) 1998-2000, Homeri Ilias (2 volumes), Munich/Leipzig.

P. von der Mühll 1993, Homeri Odyssea, Munich/Leipzig.

G.S. Kirk (gen. ed.) 1985-1993, The Iliad: A Commentary (6 volumes), Cambridge.

J. Latacz (gen. ed.) 2002-, Homers Ilias. Gesamtkommentar. Auf der Grundlage der Ausgabe von Ameis-Hentze-Cauer (1868-1913), Munich/Leipzig.

A. Heubeck (gen. ed.) 1990-1993, A Commentary on Homer's Odyssey (3 volumes; orig. publ. 1981-1987 in Italian), Oxford.

I.J.F. de Jong (ed.) 2001, A Narratological Commentary on the Odyssey, Cambridge.

I. Morris and B. Powell 1997, A New Companion to Homer, Leiden.

A.J.B. Wace and F.H. Stubbings 1962, A Companion to Homer, London.
Тема 2.

Iambi et elegi Graeci ante Alexandrum cantati / Ed. M.L. West. Vol. 1–2. Oxf. 1989–1992.

Poetae melici Graeci / Ed. D.L. Page. Oxf., 1962.

Supplementum lyricis graecis. / Ed. D.L. Page. Oxf., 1974.

Poetarum melicorum Graecorum fragmenta / Ed. M. Davies. Vol. 1. Oxf., 1991.

Poetarum elegiacorum testimonia et fragmenta / Ed. B. Gentili, C. Prato. Leipzig, 1988–2002 .

Sappho et Alcaeus / Ed. E.-M. Voigt. Amsterdam, 1971.

Bacchylides: carmina cum fragmentis / Ed. H. Maehler. Leipzig, 2003.

Pindari carmina cum fragmentis. Vol. 1, ed. B. Snell, H. Maehler, Leipzig, 1987; Vol. 2, ed. H. Maehler, Leipzig, 1989.

G.O. Hutchinson. Greek Lyric Poetry: A Commentary on Selected Larger Pieces. Oxf., 2001.

D.A. Campbell. Greek Lyric: A Selection of Early Greek Lyric, Elegiac and Iambic Poetry. Bristol, 1982.

Pindar. Victory Odes / Ed. by M.M. Willcock. Cambridge, 1955.

А.И. Доватур. Феогнид и его время. Л., 1989/

Ранняя греческая лирика (миф, культ, мировоззрение, стиль). СПб., 1999.

Н.П. Гринцер. Древнегреческая лирика: смысл термина и суть явления // Лирика: генезис и эволюция. М., 2007, сс. 13–53.

Greek Lyric / Ed. F. Budelmann. Oxf., 2009.

M.C. Bowra. Greek Lyric Poetry from Alcman to Semonides. Oxf., 1961.

B. Gentili. Poesia e Pubblico nella Grecia Antica. Roma, Bari, 1988, 2006.

Обновляемая библиоргафическая информация – на сайте «Network for the Study of Archaic and Classical Greek Song» (http://greeksong.ruhosting.nl/).
Тема 3.

В.Н. Ярхо. Трагический театр Софокла. Комментарии. // Софокл. Драмы. Изд. подготовили М. Л. Гаспаров и В. Н. Ярхо. М., 1990, с. 467-508, 542-602.

А.Ф.Лосев. Аристотель и Софокл. // А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975, с. 498 - 503.

Ф.Ф.Зелинский. Софокл и героическая трагедия. // Софокл. Драмы. В трех томах. М,, 1914, С. 11-66.

М.Л.Гаспаров. Сюжетослозжение греческой трагедии. // Новое в современной классической филологии. М., 1979, с. 126-165.

Sophoclis Tragoediae . T I – II. Ed. R.D. Dawe. Leipzig, Teubner, 1979 .

Taplin O. Greek Tragedy in action. Berkeley. Univ. Of Caliv. Press, 1978.

Winnington- Ingram R.P. Sophocles. An Interretations. Cambridge Univ.Press. 1988


Тема 4.

N.G. Wilson (ed.) Aristophanis Fabulae. T. I–II. Oxford: Oxford University Press, 2007.

N.G. Wilson. Aristophanea. Studies on the Text of Aristophanes. Oxford: Oxford University Press, 2007.

J. Henderson (ed.), Aristophanes. Loeb Classical Library.   Cambridge, MA:  Harvard University Press, 1998–2007.

A.M. Bowie, Aristophanes: Myth, Ritual, and Comedy (Cambridge: Cambridge University Press, 1993).

P. Cartledge, Aristophanes and his Theatre of the Absurd (London: Bristol Classical Press, 1990).

K.J. Dover, Aristophanic Comedy (London: Botsford, 1972).

T.K. Hubbard, The Mask of Comedy: Aristophanes and the Intertextual Parabasis (Ithaca, NY: Cornell University Press, 1991).

D.M. MacDowell, Aristophanes and Athens (Oxford: Oxford University Press, 1995).

K. McLeish, The Theatre of Aristophanes (London: Thames and Hudson, 1980).

G. Murray, Aristophanes (Oxford: Oxford University Press, 1933);

K.J. Reckford, Aristophanes’ Oldand-New Comedy (Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1987).

C.F. Russo, Aristophanes, an author for the stage (London: Routledge, 1992).

R.G. Ussher, Aristophanes (Oxford: Oxford University Press, 1977).


Тема 5.

Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. // Поэтика древнегреческой литературы. М.1981.

Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 1999.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная риторика: Риторическая теория и литературная практика. М., 1991

Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Предисловие к Изданию 1994г.// Лисий. Речи. М., 1994. Сс.5-33.

Олейников А.А. Теория наррации О.М. Фрейденберг и современная нарратология: попытка сравнительного анализа. // Русская теория: 1920-1930 годы. М.: Издательство РГГУ, 2004. С. 124-146.

Соболевский С.И. Лисий и его речи// Лисий. Речи.М., 1994.Cc. 36-47.

Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян во вт. пол. V в. до н. э. М.: Изд-во ИВИ РАН, 2002. 304 стр.

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

Allan, R.J., 2012, 'Clause Intertwining and Word Order in Ancient Greek', Journal of Greek Linguistics, 12, 5-28.

Denniston J.D. The Greek Particles. 2-nd edn. Oxford University Press. 1950 (repr. 1991).

Herman G. Morality and Behavior in Democratic Athens. Cambridge University Press. –New York. 2006.

Horrocks G. C. A History of the Language and Its Speakers. Second Edition.   Chichester/Malden, MA:  Wiley-Blackwell, 2010.  Pp. xx, 505.  

Kuehner R., Gerth B. Ausführliche Grammatik der griechischen Sprache. Teil 1-2. Hannover-Leipzig. Hahnsche Buchhandlung. 1898 – 1904. (repr. Hannover, 1976).

Schwyzer E., Debrunner A. Griechische Grammatik. 6 Aufl. Muenchen. Verlag C.H.Beck. 1950 (repr. 2013).

Speech act theory and pragmatics. — Dordrecht — Boston, 1980.

LYSIAS. With an English translation by W.R.M. Lamb// The Loeb Classical Library. Cambridge, Massachusets. Harvard University Press. London. 1988.

Liddel H.G., Scott R. Greek-English lexicon. Oxford. Clarendon Press. 1996.


Тема 6.

Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981.  с. 15-46

Античные теории языка и стиля / Под ред. О. Фрейденберг. М. - Л., 1936 .

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система.// Античная поэтика, М., 1991, с. 28-46.

Лосев А.Ф. Риторическая эстетика. |// А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975, с.522-545.

Лосев. А.Ф. Античные теории стиля в их исторической значимости// Античные риторики. Собр. текстов, статьи, комментарии и общая редакция А.А.Тахо-Годи. М., 1978, с. 5- 14

Aristotelis Ars rhetorica, ed, A. Roemer, Lipsiae, 1985.

Aristotelis Ars rhetorica, rec., W.D. Ross, Oxonii, 1988

Bonitz. Index Aristotelicus. AkademieVerlag. Berlin.1955
Тема 7.

Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М.1983.

Блаватский В.Д.Культура эллинизма.// Советская археология ХХ11 М.1955.

Бенгстон Г.Правители эпохи эллинизма / пер. с нем. Предисл. Э.Д.Фролова М.1982

Грабарь-Пассек М.Е.Буколическая поэзия эллинистической эпохи.//Феокрит.Мосх.Бион.Идиллии.Эпираммы. М.1989 стр.189-229.

Грабарь-Пассек М.Е. Александрийская греческая литература.// Александрийская поэзия М.1972 стр.5-21.

Завьялова В.П.Каллимах. Гимн к Артемиде. М.2002.

Завьялова В.П.Каллимах и его гимны. М.2009

Зелинский Ф.Ф.Религия э.ллинизма.Петербург. 1922; переиздание: Томск 1996

Левек. П.Эллинистический мир. М.1989

Меликова-Толстая С. Античные теории художественной речи./ Античные теории языка и стиля. М-Л.1936

Павловская А.И.Эллинистическая цивилизация.// Древние цивилизации.М.1989

Тарн.В.Эллинистическая цивилизация.М.1949

Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве. / Эстетика и искусство. М.1966.

Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия.Л.1988

Чистякова Н.А .Античная эпиграмма М.1979.

Шаму Ф.Эллинистическая цивилизация. Екатеринбург- Москва. 2008.

Эллинизм: экономика, политика, культура / отв.ред.Е.С.Голубцова т.1-2 М.1990-1992

Ярхо В.Н.Древнегреческая литература.Обретённые страницы.М.2001.

Barber E.A. Hellenistic poetry. Oxford, 1954.

Bowra C.M. Problems in Greek poetry. Oxford, 1953.

Reitzenstein R.Epigramm und Skolien:ein Beitrag zur Geschichte der alexandrinischen Dichtung. Giessen.1893.

Wendel C. Uberlieftrung und Entstehung der Theokrit-Scholien. Berlin.1920.

Callimaque. Sept exposés suivis de discussions par L. Lehnus, A.S. Hollis, F. Montanari, P.J. Parsons, R. Hunter. Introduzione de F. Montanari. Coclusions de L. Lehnus. Geneve, 2002.

Claud Meillier. Callimaque et son temps. Recherches sur la carriere et la condition d un ecrivain a l’epoque des premiers Lagides. Publications de l Université de Lille. 3. 1979.

Hunter R. The Shadow of Callimachus. Studies in the reception of Hellenistic poetry in Rome. Cambridge, 2006.

Montanari F. Filologi alessandrini e poeti alessandrini. La filologia sui “cotemporanei”. 1995.

Pfeiffer R. The Future of Studies in the Field of Hellenistic Poetry. 1955.

Pfeiffer R. History of classical Sholarship from the Beginnings to the End of the Hellenistic. Oxford,1968.

Fantuzzi Marco and Hunter Richard. Tradition and Innovation in Hellenistic Poetry. Cambridge, 2004.


Тема 8.

Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма. М., 1991.

Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981

Античные теории языка и стиля. 2-е изд. СПб. 1996. / Сб. под общей редакцией О.М.Фрейденберг. Л.1936.

Античные риторики. Собрание текстов, статья, комментарии и общая редакция проф. А.А.Тахо-Годи. М.1978.

Верлинский А.Л. Античные учения о возникновения языка. СПб, изд-во СПбГУ; изд-во филологического факультета СПбГУ, 2006.



Гаспаров М. Л. Фигуры стилистические // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Гаспаров М.Л.  Дионисий Галикарнасский// Античные риторики. М., 1978. С.319-322.

Грабарь-Пассек М.Е. Гаспаров М.Л. Эллинистическая литература III–II вв. до н.э. // История всемирной литературы. – Т.1. – М.: Наука, 1983.

Женетт Ж. Фигуры. Т. 1-2. Пер. с франц. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.

Европейская поэтика. От античности до эпохи Просвещения. Энциклопедический путеводитель. М. 2010.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Топоров В.Н. Фигуры речи// Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.

DIONYSIOS of HALICARNASSUS. The Critical Essays in two volumes with an English translation by Stephen Usher// The Loeb Classical Library. Cambridge, Massachusets. Harvard University Press. London. 1974.

Liddel H.G., Scott R. Greek-English lexicon. Oxford. Clarendon Press. 1996.

Ankersmitt F.R. Narrative Logic. A semantic Analysis of the Historian`s Language. Amsterdam.1981.// Рус. пер.:Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. Перевод с англ. О. Гавришиной, А. Олейникова под науч. ред. Л.Б. Макеевой.– М.: Издательство «Идея-Пресс», 2003. – 360 с.

Kuehner R., Gerth B. Ausführliche Grammatik der griechischen Sprache. Teil 1-2. Hannover-Leipzig. Hahnsche Buchhandlung. 1898 – 1904. (repr. Hannover, 1976).

Lopez, Fr. «Sounds Carefully Crafted: Dionysius Halicarnassus and Literary Composition». Thesis., Georgia State University, 2011.

Pelling Chr. «Learning from that violent schoolmaster»: Thucydidean Intertextuality and some Greek Views of Roman Civil War». Oxford University Press. 2010. In: Citizens in Discord, ch.6630w.

Schwyzer E., Debrunner A. Griechische Grammatik. 6 Aufl. Muenchen. Verlag C.H.Beck. 1950 (repr. 2013).

Whitmarsh T. Beyond the Second Sophistic: Adventures in Greek Postclassicism, Berkeley: University of California Press, 2013.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ II.

Тема 1.

Carminum Reliquiae. Accedunt Naevii Bellum Punicum. Ed. Lucianus Mueller. Petropoli, 1884.

Ennianae poesis reliquiae iteratis curis recensuit Ioannes Vahlen. Lipsiae, 1903.

The Annals of Quintus Ennius. Edited by Ethel Mary Steuart. Cambridge, 1925.

E. Bolsani. Ennio minore. Padova, 1935.

I Frammenti degli Annale. Commento e note di Luigi Valmaggi. Torino, 1958.

The Tragedies of Ennius. The Fragments edited with an Introduction and Commentary by H. D. Jocelyn. Cambridge, 1967.

The Annals of Q. Ennius. Edited with introduction and commentary by Otto Skutsch. Oxford, 1985.



A. Cordier. Les débuts de l'hexamètre latin. Ennius. Paris, 1947

C. O. Brink. Ennius and Hellenistric Worship of Homer // The American Journal of Philology. 93, 1972. — P. 547-567.

C. Conrad. Traditional patterns of word-order in the Latin epic from Ennius to Vergil // Harvard Studies in Classical Philology. 69,1965. — P. 195-258.

H. I. Flower. Fabulae Praetextatae in Context: When Were Plays on Contemporary Subjects Performed in Republican Rome. II // The Classical Quarterly. New Series. 45,1995. — P. 170-190.

A. Grilli. Studi enniani. Brescia, 1965.

J. Hellegouarc’h. Les structures verbales de l’hexamètre dans les Annales d’Ennius et la création du vers epique latin // Latomus. 41, 1982. — 743-765.

H. D. Jocelyn. Ancient Scholarship and Virgil’s Use of Republican Roman Poetry. II // The Classical Quarterly. New Series. 15,1965. — P. 126-144.

H. D. Jocelyn. Ennius, V 14 V // The Classical Review. New Series. 15, 1965. — P. 146-149.

H. D. Jocelyn. The Poems of Quintus Ennius // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. T. I, Bd. 2. Berlin, New York, 1972. — S. 987-1026.

E. Laughton. The Prose of Ennius // Eranos. 49, 1951. — P. 35-49.

W. Suerbaum. Untersuchungen zur Selbstdarstellung älterer römischer Dichter. Livius Andronicus, Naevius, Ennius, Hildesheim 1968.
Тема 2.

Lecturae Plautinae Sarsinates a cura di R. Renato, A. Tontini. Urbino, 1998- Vol. 1: Amphitruo. 1998. — Vol. 2:. Asinaria. 1999. — Vol. 3: Auluraria. 2000. — Vol. 4: Bacchides. 2001. — Vol. 5: Captivi. 2002. — Vol. 6: Casina. 2003. — Vol. 7: Cistellaria. 2004. — Vol. 8: Curculio. 2005. — Vol. 9: Epidicus. 2006. — Vol. 10: Menaechmi. 2007.

Трубочкин Д. В. «Все в порядке! Старец пляшет...» Римская комедия плаща в действии. М., 2005.

Anderson W. S. Barbarian Play: Plautus’ Roman Comedy. Toronto, 1993.

Beare W. The Roman Stage. A Short History of Latin Drama in the Time of the Republic. London, 1950.

Bieber M. The History of the Greek and Roman Theatre. Princeton, 1939.

Fraenkel E. Plautinisches im Plautus. Berlin, 1922. — Дополненное итальянское издание: Elementi plautini in Plauto. Firenze, 1960.

Lindsay W. M. An Introduction to Latin Textual Emendation, Based on the Text of Plautus. Oxford, 1896.

Plautus. Comoediae. Recensuit, instrumento critico et prolegomenis auxit Fr. Ritschelius, sociis operae adsuptis G. Loewe, G. Goetz, Fr. Schoell [editio maior]. Lipsiae, 1871-1893.

Plautus. Comoediae. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit W. M. Lindsay. 2 vol. Oxonii, 1904-1905.

Comoediae. Recensuit et emendavit Fr. Leo. 2 vol. Berolini, 1905-1906.

Plaute. Texte établi et traduit par A. Ernout. T. 1-7. Paris, 1932- (T. 7. 21961).



Каталог: dcx
dcx -> Регламент 10 мин. Алтухова Ольга Игоревна (мгу) Creative writing by English-speaking and Russian-speaking children: a comparative study
dcx -> Кафедра истории русской литературы Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру
dcx -> Программа дисциплины «Русская драматургия ХХ-ХХI вв.: тенденции развития и основные имена»
dcx -> Кафедра истории русской литературы Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру
dcx -> Программа дисциплины Наименование дисциплины: «Современная русская литература»
dcx -> Программа переводного испытания (комплексного собеседования) по предметам «русский язык и его история» и «русская литература»
dcx -> «державин в истории русской литературы»
  1   2   3   4

  • II. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программы аспирантуры
  • III. Результаты освоения образовательной программы
  • IV. Перечень учебных дисциплин профильной части ООП
  • V. Рабочие программы дисциплин и практик
  • ПРОФИЛЬ «КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ» I. Место дисциплины в структуре ООП
  • III. Трудоемкость и формы проведения занятий
  • IV. Структура курса (тематический план) 1 семестр 1-го курса.
  • Раздел I . Древнегреческий язык и древнегреческая литература. Тема 1.
  • Раздел II . Латинский язык и римская литература. Тема 1.
  • V. Содержание дисциплины. РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Тема 1. Поэмы Гомера
  • Тема 2. Древнегреческая лирика
  • Тема 3. Трагедия Софокла
  • Тема 4. Древняя аттическая комедия: Аристофан
  • Тема 5. Речи Лисия как филологический и исторический источник
  • Тема 6. «Риторика» Аристотеля
  • Тема 7. Эллинистическая поэзия: авторы и жанры
  • Тема 8. Дионисий Галикарнасский как исследователь древнегреческого языка и литературный критик
  • РАЗДЕЛ 2. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Тема 1. Поэтическое мастерство Квинта Энния
  • Тема 2. Введение в изучение Плавта: язык и текст
  • Тема 3. Эллинистическая диалектика в Academica Цицеронa
  • Тема 5. Bellum Gallicum Цезаря как образец стиля
  • Тема 6. Овидий и эллинистическая мифография
  • Тема 7. Язык помпейских надписей
  • Тема 8. Латинский язык как метаязык науки
  • VI. Требования к результатам освоения дисциплины.
  • VII. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ I. Тема 1.
  • ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ II. Тема 1.