Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Горьковские истребители над курской дугой




Скачать 56.55 Kb.
Дата02.07.2017
Размер56.55 Kb.
К 70-летию Курской битвы

ГОРЬКОВСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ НАД КУРСКОЙ ДУГОЙ.

1943 год вошел в историю Великой Отечественной войны как год ожесточенных сражений за господство в воздухе на советско-германском фронте. 6-8 мая и 8-10 июня советские ВВС провели две крупные воздушные операции против аэродромов люфтваффе. Первая из них приурочивалась к предполагаемому наступлению немецких войск в районе Курского выступа и имела целью ослабить авиационную группировку противника, чем улучшить условия для завоевания ВВС Красной армии господства в воздухе. Вторая операция проводилась с целью срыва ночных налетов бомбардировочной авиации люфтваффе на промышленные объекты г. Горького. Во всех этих воздушных сражениях активно участвовали истребители Ла-5 производства горьковского авиационного завода № 21.

В конце 1942 года ОКБ С.А. Лавочкина совместно с ЦАГИ, Летно-испытательным институтом и пермским заводом № 19 провело ряд работ по облегчению и совершенствованию самолета Ла-5 и в конце 1942 – начале 1943 года создало модификации Ла-5 с моторами М-82Ф (форсированный) и затем с М-82ФН (форсированный с непосредственным впрыском), с облегченным управлением и новым фонарем, имевшим улучшенный обзор, а также переднее и заднее бронестекла. План выпуска модифицированных истребителей был напряженным: в апреле 1943 года -20 самолетов, в мае – 100 самолетов, в июне – 150 машин, не снижая выпуска самолетов, по установленной на II квартал программе заводу № 21.

В преддверии летней военной кампании 1943 года выходит приказ наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина № 302сс от 19 мая 1943 г. об увеличении выпуска истребителей, заводу № 21 утверждался ежесуточный выпуск истребителей в количестве 15 машин.

Ежедневный выпуск «пятерок» горьковчане в 1943-м году довели до 16 машин. Иными словами, каждые два дня на фронт подавалось количество самолетов, необходимое для укомплектования нового авиационного полка.

За создание модернизированного Ла-5 и освоение его выпуска в июне 1943 года орденами и медалями были награждены многие работники ОКБ и серийного завода № 21, а главный конструктор С.А. Лавочкин удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Число истребительных полков, вооруженных самолетами Ла-5, быстро росло. Так, в марте переучивание на «Лавочкины» прошли шесть истребительных авиаполков, в том числе два гвардейских. В мае ВВС получили 645 Ла-5 и Ла-5Ф. В конце весны в воздушные армии влились 13 авиаполков, закончивших переучивание на Ла-5. В составе каждого из них насчитывалось 32 истребителя. В июне промышленность сдала 373 Ла-5Ф и несколько десятков улучшенных Ла-5ФН, а в запасных авиачастях закончили подготовку еще 5 свежих полков, вооруженных этими машинами.

Конечно, не все было гладко. В начале июня сложилась критическая ситуация, связанная с качеством выпускаемых самолетов, когда на многих штурмовиках и истребителях, выпущенных в январе-марте 1943 года, было обнаружено растрескивание и отставание обшивки, ставшие причиной нескольких катастроф и аварий в строевых частях. В частности, на истребителях Ла-5 были отмечены массовые случаи отставания обшивки и срыва полотна с плоскостей центроплана в полете и на земле, а также коробление фанеры, трещины шпона обшивки фюзеляжа вследствие плохой просушки и обклейки. Причина крылась как в низком качестве клея и лакокрасочных покрытий, так и порой в низком качестве используемой древесины. Все дефектные самолеты принадлежали сериям, выпущенным в феврале-марте 1943 года. В войсках таких самолетов оказалось около тысячи, что грозило руководителям авиапромышленности репрессиями. Тогда срочно сформировали выездные бригады, которые за три недели устранили опасные дефекты. В районе Курского выступа они закончили работу буквально за 3 дня до начала грандиозного сражения.

Готовя операцию «Цитадель», немцы сосредоточили в районе Курского выступа значительные силы, в том числе авиационные: в воздушных группировках насчитывалось около 500 истребителей FW 190 и Bf 109G. Принципиально новых моделей ли модификаций самолетов применено не было. FW 190, немецкий аналог Ла-5, поступивший на вооружение истребительных эскадр Восточного фронта в середине осени 1942-го, к июлю 1943 года состоял на вооружении пяти истребительных групп, четыре из которых были задействованы в наступлении на северном фасе Курской дуги. Силы четырех советских воздушных армий, полностью или частично использованных в Курской битве имели более 600 Ла-5.

Еще накануне сражения началась настоящая охота за немецкими самолетами-разведчиками. Особенно трудной целью считалась «рама» - FW 189. В перехватах «рам» особо отличились летчики 88-го гвардейского авиаполка, вооруженного Ла-5. С 22 мая по 1 июля они сбили четыре FW 189 и несколько разведчиков других типов, а за июль самый горячий месяц Курской битвы, специально выделенная эскадрилья этого полка уничтожила 10 ненавистных «рам».

Ла-5 вступили в бой уже в первый день битвы. На Ла-5 с бортовым номером «75» одержал первую победу Иван Никитович Кожедуб, сбив на Курской дуге Ju 87. В том же 240-м истребительном авиаполку начал боевую работу другой советский ас, дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев. 7 июля 1943 года он одержал свою первую победу, сбив ведущего бомбардировщиков противника. На следующий день, сражаясь против девятки пикировщиков Ju 87, он сбил ведущего и, преследуя противника, уничтожил еще два «Юнкерса». В последующие дни счет побед летчика пополнился тремя Bf 109.

Обе стороны в воздухе над Курской дугой несли тяжелейшие потери. Так, 5 июля в бою с Ла-5 были сбиты командир I группы 54 истребительной эскадры майор Цейлер (102 победы) и его ведомый Хюнерфельд (28 побед). С советской стороны 8 июля погибли командиры 40-го и 88-го гвардейских авиаполков. Общая убыль в самолетах в ВВС Красной армии на всех фронтах за июль-август превысила 3500 самолетов, из которых до 500 составляли истребители Ла-5. За июль и август из состава одной эскадры «Мельдерс» около 280 FW 190 были сбиты и до 150 получили повреждения и нуждались в ремонте. Более половины потерь пришлось на район Орла, где невероятно ожесточенное сражение бушевало на протяжении нескольких недель.

В разгар боев под Курск прибыл 32-й гвардейский авиаполк, воевавший на Ла-5ФН. В 25 воздушных боях летчики этого прославленного полка сбили 33 вражеских самолета, из них 21 «Фокке-Вульф-190».

И все же, на Курской дуге немецкие пикировщики, штурмовики и даже неповоротливые «Хейнкели-111» чувствовали себя весьма вольготно. А то, что вермахт не смог реализовать план «Цитадель», стало главным образом, заслугой сухопутных войск.

Курская битва стала первой крупной операцией, в которой участвовали Ла-5Ф и ФН. Они вели воздушные бои на оптимальных высотах, как правило, в условиях численного перевеса, так почему же им е удалось достичь господства в воздухе? Причин несколько. На протяжении всей операции действия ВВС Красной армии носили, основном, оборонительный характер, а инициатива принадлежала врагу. Противник использовал более прогрессивную тактику. Советские летчики все еще дрались на виражах. Противник лучше использовал аэродромную сеть и наведение самолетов с земли. Плохое материальное снабжение обусловило большой процент небоеготовых советских самолетов. И еще один немаловажный аспект. На фронте оказалось немало молодых летчиков, которые не только не имели ни одного боевого вылета, но до прибытия в строевую часть в глаза не видели Ла-5. Однако так было не везде. Участвовавший в Курской битве 116-й авиаполк, где вводу в строй молодежи уделялось большое внимание, а в самое трудное время действовал принцип «в бой идут одни «старики», за период с 5 июня по 15 октября 1943 года сбил 71 самолет противника, потеряв всего три Ла-5. По мнению немецкого аса Гюнтера Ралля, советские летчики во второй половине войны на Восточном фронте заметно «подтянулись»: «Они учились невероятно быстро. Уже к середине 1943 года их тактика стали близка к тактике люфтваффе, а также стали появляться современные истребители Яковлева и Лавочкина – мощные верткие машины. Я неоднократно пробовал превзойти различные типы Ла-5 и Як-9 в горизонтальных маневрах на Bf 109G, и это оказывалось практически невозможно, даже когда рычаг газа выдвигался вперед до упора».



Господству люфтваффе пришел конец. Воздушные силы Германии были вынуждены уступить воздух над полем боя советской авиации. Начиная с 1943 года, и немецкие авиаконструкторы не смогли больше преподнести ВВС Красной армии каких-то новых технических «сюрпризов», как это случалось раньше.
Е.И. Подрепный, доцент ННГУ им. Н.И.Лобачевского

Подписи к фото: Ла-5Ф на конвейере завода № 21 , лето 1943 г.; Ла-5 на фронтовом аэродроме, 1943 год.



Каталог: sites -> default -> files -> archiv -> texts
files -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
files -> Бочарникова Наталья Викторовна Перевод названий текстов массовой культуры как инструмент лингвистического маркетинга
files -> Транскрибированный текст
files -> Биография арвинд джейн адрес: f 144 Нанакпура
files -> Ученая степень: кандидат исторических наук Другие должности: Сопредседатель Республиканской партии России Член попечительского совета «Федерации Интернет-образования»
texts -> «смутное время» инижегородское поволжье в 1608-1612 гг
texts -> К 90-летию со дня рождения Константина Иосифовича Рязанова