Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Факультатив «Мои первые путешествия»




Скачать 243.58 Kb.
Дата25.03.2017
Размер243.58 Kb.
ТипПояснительная записка
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2012-2013 учебный год)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Квитокская средняя общеобразовательная школа № 2 структурное подразделение Борисовская основная общеобразовательная школа.



Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее звено.


Тема: Факультатив «Мои первые путешествия».
Автор: Майстренко Юлия Петровна, учитель географии, биологии,

1 кв. категории.



Место работы: МКОУ Квитокская СОШ № 2 структурное подразделение Борисовская ООШ, Иркутская область, Тайшетский район, с. Борисово, переулок Школьный 2.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение

МОУ «Борисовская ООШ»

Авторская адаптационная педагогическая разработка

факультативного курса по географии для учащихся 5 класса

«Мои первые путешествия»

Форма: учебная.

Автор разработки:

Майстренко Юлия Петровна

Учитель географии 1 кв. категории

МОУ «Борисовская ООШ»

2009


Тайшетский район. С.Борисово.
Пояснительная записка

В базисных учебных программах по гео­графии дает­ся небольшой по объему материал по истории открытий и исследований зе­мель планеты, поэтому предлагаемый курс восполняет некоторые пробелы в обра­зовании школьников в области открытий новых территорий. Курс рассчитан на 34 ч, в нем четко прослеживаются три линии.



Первая — о великих путешественниках, вторая — краткий (начальный) курс ту­ризма, третья — краеведение.

Говоря о путешественнике, раскрываем цели и ход проведения экспедиции, ее результаты для человечества. Таким обра­зом, предоставляется возможность про­следить связь поколений. Вместе с тем выявляются черты характера путеше­ственника: стремление к неизвестному, его большие теоретические и практичес­кие знания, предприимчивость, смелость, настойчивость в достижении цели, муже­ство, чувство товарищества, надежность, любовь к Отечеству. Полученные знания расширяют круго­зор ученика, воспитывают в нем черты характера, необходимые в жизни.

Теоретические знания преломляются в курсе туризма в практические навыки — умелое поведение в природе и бережное к ней отношение.

Задачи курса предусматривают изуче­ние карты в определенном объеме, рас­крытие преемственности поколений в изучении планеты, в воспитании у уча­щихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое, формировать находчивость, смелость, настойчивость, мужество, чувство коллективизма, любовь к Родине через изучение своего края, сво­ей местности. Также в задачи курса вхо­дит воспитание у учащихся умения об­щаться с людьми (например, при посе­щении музеев, выставок и т.д.), логичес­ки мыслить, слушать, рассказывать, в ряде случаев выходить на межпредмет­ные связи (например, с физикой, биоло­гией), владеть некоторыми туристскими умениями.

Программа данного курса рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет. В этот период школьники стремятся к познанию окружающего мира, к своему утвержде­нию в нем через приобретенные знания и практические навыки.

Поставленные задачи можно реализо­вать, используя различные методы рабо­ты: беседы, лекции, комментированное чтение, работа с картой, просмотр диа­фильмов и фильмов, проведение экскур­сий, походов, поездок, а также практичес­ких занятий по выработке некоторых ту­ристских умений укладке рюкзака, под­готовке к походу, оказанию первой меди­цинской помощи, установке палатки, раз­жиганию костра и его тушению.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся должен знать:

1. Имена путешественников, цель, мар­шрут, время и значение их путешествия.

2. Начальный материал из курса ту­ризма.

3. Иметь понятие о географии местно­сти (исходя из программы, это район озе­ра Фиошинское и с.Борисово).


Учащийся должен уметь:

1. Показывать по карте маршрут путе­шествия (уметь пользоваться картой в рамках программы).

2. Правильно писать и произносить имена путешественников, названия гео­графических объектов, туристские тер­мины.

3. Уметь слушать, рассказывать, беседо­вать.

4. Укладывать рюкзак, ставить палатку, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, разжигать и тушить кост­ры, ликвидировать мусор.

Данная адаптационная программа составлена на основе авторской программы А.В. Огородниковой, учителя географии школы № 10 Екатеринбурга. ( напечатано в журнале «География в школе» № 4 – 2001.)



Содержание курса

Тема 1. Введение (1ч).

Название спецкурса. Три его составные части. Краткое содержание материала о путешественниках, о туризме. Знакомство с литературой по спецкурсу. Значение знаний о путешественниках, об истории исследования планеты, о полезности зна­ний поведения в природе.

Викторина на тему «Знаешь ли ты род­ной край?»

Наглядность. Обзор литературы, необ­ходимой для изучения данного курса.

Тема 2. Экскурсия на тему: «Река Бирюса» (2 ч).

Истоки, устье, длина реки. Природа в долине реки: горные породы и минералы, растительный и животный мир. Эко­логические проблемы.



Тема 3. Подготовка к походу выход­ного дня «Фиошинское озеро» (1ч).

Информация о месте похода. Образование озера, его размеры, объяснение названия озера, его использование, вопросы экологии. Историческое про­шлое данной территории. Разбор маршта движения, обсуждение индивидуаль­но и группового снаряжения. Распределение обязанностей.



Тема 4. Поход выходного дня «Фиошинское озеро» (9ч).

Практическое занятие: повторение географического и исторического материала во время маршрута (в виде бесед и вопросов к учащимся).

Тема 5.Что такое туризм? (1 ч).

Туризм и отдых в свободное время, значение туризма для человека. Виды туристских путешествий по продолжительности, по способу передвижения, по характеру организации, по количеству участников, по территориальному при­знаку.

Обсуждение совершенного похода: до­стоинства и недостатки. Определение цели похода: кольцевой или линейный, дальность (км), изучаемые объекты. На­значение похода: тренировочный, оздоро­вительный, прогулочный.

Практическое занятие: укладка рюк­зака.

Тема 6. Путешественник М.Поло (1 ч)

Краткая биография М.Поло. Цель его путешествия, маршрут, годы странствий, значение путешествия.



Наглядность. Книжная выставка, карта, атлас.

Тема 7. А.Никитин. «Хождение за три моря» (1ч).

Первый русский человек, побывавший в Индии. Цель путешествия, маршрут, годы странствий, трудности и приключения в походе; черты характера АНикитина. Зна­чение его путешествия.

Индивидуальное (личное) снаряжение туриста. Вещи, необходимые в походе, и их назначение.

Тема 8. Путешественник Васко да Гама (1 ч).

Историческая справка XV в. Плавание Бартоломеу Диаша. Плавание Васко да Гамы: цель, маршрут, годы плавания, зна­чение путешествия.

Групповое снаряжение для пешего од­нодневного и многодневного похода. Не­обходимые вещи и их назначение.

Тема 9. Поиски Южной Земли (1 ч).

ФДрейк, АТасман, Д.Кук. Годы плаваний, цели и маршруты путешествий, итоги.

Режим в походе, значение режима.

Викторина на тему «Туристские тер­мины».



Тема 10. Походная аптечка, ее со­став, назначение (1 ч).

Оказание первой медицинской помощи в походе при растяжении связок, ушибе, солнечном ударе, обморожении, укусе змеи или клеща, пищевом отравлении, простуде. Обеззараживание воды.

Гигиена туриста.

Практическое занятие: накладывание бинтов, изготовление носилок из подруч­ного материала.

Тема 11. Открытие северо-восточно­го пути между Евразией и Север­ной Америкой (1 ч).

С.Дежнев. Маршрут, цель путеше­ствия.

Питание в походе. Нормы питания. Важность этого вопроса. Продукты. Меню. Предотвращение негативных явлений.

Наглядность. Диафильм «С. Дежнев».

Тема 12. Н.Н.Миклухо-Маклай (4 ч).

Биографическая справка. Путешествие на Красное море. Цель путешествия на остров Новая Гвинея. Подготовка к плава­нию. Жизнь среди папуасов. Итоги экспе­диции. Черты характера ученого.



Тема 13. Первое кругосветное путе­шествие русских (1ч).

Русский флот начала XIX в. Путеше­ствие Ю.ФЛисянского и И.Ф.Крузенштер­на. Время, цели, маршрут, значение путе­шествия. Трудности плавания.

Типы костров. Место выбора кострища, его подготовка, кострища, топливо, назна­чение костров.

Просушивание одежды, обуви, спальни­ка. Тушение костра. Решение проблем му­сора.

Викторина на тему «Великие путеше­ственники».

Наглядность. Портреты мореплавате­лей. Рисунки костров, виды просушивания одежды.

Тема 14. В.Н.Татищев — первый ис­следователь Урала (1 ч).

Эпоха Петра I. Личность В.Н.Татищева. Основатель казенных заводов. Поиск руд. Составление карт. Описание рек. Изуче­ние карста в районе г. Кунгура. Определение границ частей света: Европа и Азия. Создание основы для гео­логического музея. Меры по охране лесов. В.Н.Татищев — крупный государственный деятель.

Техника безопасности в походе: при подборе группы, при работе с пилой и топором, учет качества одежды и обуви, соблюдение правил при работе с костром, правила поведения в транспорте.

Наглядность. Карта.

Тема 15. Путешественники нашего времени (1 ч).

Викторина на тему «Великие путеше­ственники».



Наглядность. Портреты мореплавате­лей. Рисунки костров, виды просушивания одежды.

Тур Хейердал. Биографическая справ­ка. Цели его научной работы. Полинезия. Гипотезы о ее заселении. Первое путеше­ствие на «Кон-Тики» (1947). Второе пу­тешествие на «Ра» (1969-1970). Охрана океана.

Обзор книг о Т.Хейердале.

Тема 16. Обобщение пройденного материала о путешественниках и о туризме (1 ч).

Изучение брошюры «Рюкзачок».



Тема 17. Рекомендации по походам выходного дня в окрестностях с. Борисово. (1 ч).

Тема 18. Поход «Окрестности с. Борисово». (3ч).

Практическая работа: установление палатки.
Краткое содержание курса по трем направлениям:


Открытие новых земель.

Великие путешественники.



Краткий начальный курс туризма.

Краеведение.

13 в. Марко Поло.

1. Понятие «туризм».

1. Поход выходного дня «Озеро Фиошинское».

15 в. А. Никитин,

Васко да Гама.



2. Значение туризма.

2. Экскурсия по окрестностям

с. Борисово.



16 в. Ф. Дрейк.

3. Организация похода выходного дня.

17 в. В. Тасман, С. Дежнев.

4. Рюкзак. Укладка.

18 в. Д. Кук, В.Н. Татищев

5. Индивидуальное снаряжение.

19 в. И. Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Н,Н, Миклухо-Маклай.

6. Групповое снаряжение пеших туристов.

20 в. Тур Хейердал.

7. Режим в походе.

8. Оказание первой медицинской помощи в походе.

9. Питание в походе.

10. Типы костров.

11. ТБ в походе.

12. установка палатки.






Календарно- тематическое планирование


п/п

Разделы, темы уроков

ччасы

ддата

в том числе

формы контроля

викторины

пр. работы

лекции

11

Тема 1: Введение.

Название факультатива. Краткое содержание факультатива. Викторина на тему «Знаешь ли ты родной край?»



11




1







викторина

2,3

Тема 2. Экскурсия на тему: «Река Бирюса».

Истоки, устье, длина реки. Природа в долине реки: горные породы и минералы, растительный и животный мир. Эко­логические проблемы



12







2




опрос

44

Тема 3. Подготовка к походу выход­ного дня «Фиошинское озеро».

Информация о месте похода. Образование озера, его размеры, объяснение названия озера, его использование, вопросы экологии. Историческое про­шлое данной территории. Разбор маршрута движения, обсуждение индивидуаль­но и группового снаряжения. Распределение обязанностей.




11







1




составление плана похода

55-13

Тема 4. Поход выходного дня «Фиошинское озеро»

Практическое занятие: повторение географического и исторического материала во время маршрута


99







9




опрос учащихся,

беседа, повторение географического и исторического материала во время маршрута.




114

Тема 5.Что такое туризм?

Туризм и отдых в свободное время, значение туризма для человека. Обсуждение совершенного похода: до­стоинства и недостатки. Практическое занятие: укладка рюк­зака.




11







1




Зачет: Укладка рюкзака.

115,16

Тема 6. Путешественник М.Поло.

Краткая биография М.Поло. Цель его путешествия, маршрут, годы странствий, значение путешествий.



22










2

Тест.

117

Тема 7. А.Никитин. «Хождение за три моря».

Первый русский человек, побывавший в Индии.

Зна­чение его путешествия.

Индивидуальное (личное) снаряжение туриста. Вещи, необходимые в походе, и их назначение.




11







1

1

Практическая работа.

118

Тема 8. Путешественник Васко да Гама

Плавание Бартоломеу Диаша. Плавание Васко да Гамы: цель, маршрут, годы плавания, зна­чение путешествия.

Групповое снаряжение для пешего од­нодневного и многодневного похода. Не­обходимые вещи и их назначение.


11










1

Опрос

119

Тема 9 Поиски Южной Земли

ФДрейк, АТасман, Д.Кук. Годы плаваний, цели и маршруты путешествий, итоги.

Режим в походе, значение режима.

Викторина на тему «Туристские тер­мины».




11




0,5




0,5

Викторина

120

Тема 10. Походная аптечка, ее со­став, назначение

Оказание первой медицинской помощи в походе при растяжении связок, ушибе, солнечном ударе, обморожении, укусе змеи или клеща, пищевом отравлении, простуде. Обеззараживание воды.

Гигиена туриста.

Практическое занятие: накладывание бинтов, изготовление носилок из подруч­ного материала.


11







1




Практическое занятие: накладывание бинтов, изготовление носилок из подруч­ного материала.


221

Тема 11. Открытие северо-восточно­го пути между Евразией и Север­ной Америкой

С.Дежнев. Маршрут, цель путеше­ствия.

Питание в походе. Нормы питания. Важность этого вопроса. Продукты. Меню. Предотвращение негативных явлений.


11










1

Беседа

222-25

Тема 12. Н.Н.Миклухо-Маклай

Биографическая справка. Путешествие на Красное море. Цель путешествия на остров Новая Гвинея. Подготовка к плава­нию. Жизнь среди папуасов. Итоги экспе­диции. Черты характера ученого



14

1

1

1

2

Тестирование

226

Тема 13. Первое кругосветное путе­шествие русских

Русский флот начала XIX в. Путеше­ствие Ю.ФЛисянского и И.Ф.Крузенштер­на. Типы костров. Место выбора кострища, его подготовка, кострища, топливо, назна­чение костров.

Просушивание одежды, обуви, спальни­ка. Тушение костра. Решение проблем му­сора.

Викторина на тему «Великие путеше­ственники».




11




0,5




0,5

Викторина на тему «Великие путеше­ственники».


227

Тема 14. В.Н.Татищев — первый ис­следователь Урала

Эпоха Петра I. Личность В.Н.Татищева. Техника безопасности в походе: при подборе группы, при работе с пилой и топором, учет качества одежды и обуви, соблюдение правил при работе с костром, правила поведения в транспорте.




11










1

Беседа

228

Тема 15. Путешественники нашего времени

Викторина на тему «Великие путеше­ственники».

Тур Хейердал. Биографическая справ­ка. Полинезия. Гипотезы о ее заселении. Первое путеше­ствие на «Кон-Тики» (1947). Второе пу­тешествие на «Ра» (1969-1970). Охрана океана.


11




0,5




0,5

Викторина

229

Тема 16. Обобщение пройденного материала о путешественниках и о туризме.

Изучение брошюры «Рюкзачок».




11




1







Тестирование

230

Тема 17. Рекомендации по походам выходного дня в окрестностях с. Борисово.


11




1







Викторина.

231-33

Тема 18. Поход «Окрестности с. Борисово».

Практическая работа: установление палатки.


33







3




Практическая работа.

334

Итоговое занятие.

21










1

  1. Защита рефератов «Великие путешественники».





Приложение

  • Перечень учебно-методического обеспечения

1. Настольная карта полушарий.

2. Атласы VI класса по географии (на каждую парту).

3. Технические средства обучения.

4. Диафильм «С. Дежнев».

5. Рюкзак, одеяло, обувь, посуда.

6 Шины, бинты, жгуты.

7 Палатка, колья.

8 Плакаты по технике безопасности.




  • «Великие путешественники».

Тестовые задания. Выберите правильный ответ.

1. Америку открыл:

1. В. Янсзон 3. X. Колумб

2. Дж. Кук 4. И.Ф. Крузенштерн

2. Австралию открыл:

1. В. Беринг 3. Р. Амундсен

2. Дж. Кук 4. Ф. Магеллан

3. Антарктиду открыли:

1. В. Янсзон и Дж. Кук 3. Ф. Беллинсгаузен и

2. X. Колумб и Ф. Ma- M. Лазарев

геллан 4. Р. Амундсен и Р. Пири



4. Первое кругосветное путешествие совершил:

1. М. Лазарев 3. X. Колумб

2. И.Ф. Крузенштерн 4. Ф. Магеллан

66

5. Пролив между Азией и Америкой открыл:

1. В. Беринг 3. Н.М. Пржевальский

2. А. Никитин 4. М. Поло

6. Первым проложил морской путь в Индию:

1. В. Беринг 3. Васко да Гама

2. А. Никитин 4. М. Поло

7. Первым достиг Южного полюса:

1. Р. Амундсен 3. И.Ф. Крузенштерн

2. Р. Пири 4. М. Поло

3, Исследовал труднодоступные районы Азии:

1. В. Беринг 3. Н.М. Пржевальский

2. А. Никитин 4. Ф. Магеллан

9. Возглавил первое русское кругосветное плавание:

1. И.Ф. Крузенштерн 3. Н.М. Пржевальский

2. А. Никитин 4. Д. Ливингстон

10. Первым достиг Северного полюса:

1. Р. Пири 3. X. Колумб

2. Д. Кук 4. И.Ф. Крузенштерн

Подберите пару.

1. Найдите соответствие: материк — первооткрыватель

1. X. Колумб

2. В. Янсзон

3. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев

а) Антарктида б) Америка в) Австралия

2. Найдите соответствие: открытие — путешественник

1. Первым достиг Северного полюса

2. Первым достиг Южного полюса

3. Совершил первое кругосветное путешествие а) Р. Пири б) Ф. Магеллан в) Р. Амундсен



3. Найдите соответствие: открытие — путешественник

1. Первым проложил морской путь в Индию

2. Открыл водопад «Виктория»

3. Открыл пролив между Азией и Америкой

а) В. Беринг б) Д. Ливингстон в) Васко да Гама


  • Список литературы

Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были откры­ты Уральские горы. Южно-Уральское кн. изд-во, 1982.

Афанасенко Е.И., Благой Д. Д. П.А. Воронцов-Вельяминов. «Детская энциклопедия». - М.-. Просвещение, 1965. Т. 1.

Злацен М. Карманный справочник туриста. -М.: Профиздат, 1963-

Коструб АА. Медицинское обеспечение ту­ристского похода. - М.-. Просвещение, 1991.

Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. - М.: Про­свещение, 1982.

Мышинская Р.П., Панчешникова Л.М., Ще-нев В.А. Методика обучения географии. - М.: Просвещение, 1990.

Практикум по географическому краеведе­нию / Под ред. И.Петрова. - М.: Наука, 1990.

Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение. -М.: Просвещение, 1982.

Орлов О. Возвращайся к нам, Маклай! - М.: Детская литература, 1987.

Симаков В.И. Походы выходного дня. - М.: Советская Россия, 1984-

Соколова ДЮ. Сборник кроссвордов по гео­графии. - М.: Новая школа, 1994-

Скок КВ., Гранин В.Г. Практикум по курсу «Организация туристско-краеведческой рабо­ты». - Екатеринбург, 1992.

Критерии оценки по факультативному курсу

«Мои первые путешествия».

Наиболее подходящий формат аттестации курса является 5-ти бальная система оценки. Контроль промежуточных результатов реализации программы будет осуществляться по итогам викторин, тестовых заданий и практических работ. Итоговые результаты будут выставляться за написание рефератов по темам курса и итоговым практическим работам.

В ходе проведения практических работ обучающиеся должны четко и последовательно выполнять задание и делать выводы.

Оценки будут выставляться по итогам четвертей и уч. года.



ПАСПОРТ

на авторскую адаптационную педагогическую разработку факультативного курса «Мои первые путешествия».



I раздел
а) Майстренко Юлия Петровна, учитель географии.

МОУ «Борисовская ООШ».

Иркутская область

Тайшетский район

С. Борисово

Пер. Школьный, 2


б) География.
в) Разработка предназначена для обучающихся 5 класса.
г) Планируется использоваться в 2009-2010 уч. году.
д) Данный курс соответствует положению о составлении авторской адаптационной педагогической разработки факультативного курса.

Составлен он логично, имеет целостную программу, которая выделяет три направления и является законченной.

Данную программу можно использовать для различных категорий учащихся, т.к является интересной и имеет большую практическую направленность.

Материал программы включает новые для уч-ся знания, не содержащиеся в базовой программе.

Им предоставляется возможность про­следить связь поколений. Вместе с тем темы курса позволяют выявить черты характера путеше­ственника: стремление к неизвестному, его большие теоретические и практичес­кие знания, предприимчивость, смелость, настойчивость в достижении цели, муже­ство, чувство товарищества, надежность, любовь к Отечеству. Полученные знания расширяют круго­зор ученика, воспитывают в нем черты характера, необходимые в жизни.

Теоретические знания преломляются в курсе туризма в практические навыки — умелое поведение в природе и бережное к ней отношение.

Задачи курса предусматривают изуче­ние карты в определенном объеме, рас­крытие преемственности поколений в изучении планеты, в воспитании у уча­щихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое, формировать находчивость, смелость, настойчивость, мужество, чувство коллективизма, любовь к Родине через изучение своего края, сво­ей местности. Также в задачи курса вхо­дит воспитание у учащихся умения об­щаться с людьми (например, при посе­щении музеев, выставок и т.д.), логичес­ки мыслить, слушать, рассказывать, в ряде случаев выходить на межпредмет­ные связи (например, с физикой, биоло­гией), владеть некоторыми туристскими умениями. Данная программа соответствует заявленным целям и задачам, они понятны и проверяемы, что подтверждается приложением:

курс содержит проблемные задачи теоретического и практического характера, включает тестовые задания, викторины, задания творческого характера, играет большую роль в организации целостного педагогического процесса.

Имеется ресурсное обеспечение программы: литература, оборудование для походов, ТСО.

II раздел
а) Содержание программы факультативного курса «Мои первые путешествия» соответствует целям общего образования и действующим образовательным стандартам. Для обучающихся данная программа будет интересна, так как содержит интересный теоретический материал и достаточное количество заданий практического характера, учит правильному поведению в природе и бережному отношению к ней.

Программа возможна для использования различных категорий уч-ся, встраивается в расписание образовательного учреждения.

Темы факультатива интересны, разнообразны и включают новый для обучающихся материал, не содержащийся в учебных программах по географии. По содержанию он соответствует поставленным целям, разработаны критерии оценивания и соответствуют возрастным особенностям уч-ся.

Методы, выбранные учителем, направлены на реализацию программы и являются оптимальными.

План факультатива содержит экскурсии, походы в окрестности села Борисово, где будут выполняться различные задания, связанные с туризмом и краеведением. При составлении программы учитывались все принципы обучения, соблюдается научность содержания обучения, связность и систематичность материала.

Для лучшего усвоения материала предполагается ресурсное обеспечение курса: ТСО, литература, туристическое оборудование.


б) Форма: учебная.
в) Разработка планируется быть использованной для проведения факультатива.
Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Дополнительного образования детей «первоуральская детская школа искусств» музыкальная гостиная
article -> Биография может служить примером настойчивости, упорства и веры в победу русского оружия
article -> «Фольклорные традиции в сказках Пушкина»
article -> Методическая разработка по русскому языку «Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»
article -> Магнитное поле. Линии магнитного поля
article -> «Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» Учитель: Никифорова Е. А
article -> А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
article -> Тема: «Афанасий Афанасьевич Фет. Личность, судьба и творчество. Цели: познакомиться с биографией и личностью Афанасий Афанасьевич Фета; познакомиться с основными темами и мотивами лирики поэта, с понятием «импрессионизм»
article -> Толмачева Раисия Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Оршанка 22 января 2013 г. Паспорт урока Класс 8б Дата проведения 22 января 2013 г. Дисциплина литература
article -> Харитошина Н. М. урок по внеклассному чтению для 2 класса по фгос «Перспективная школа» Внеклассное чтение Тема: о любви, в произведениях современных поэтов и писателей.