Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Эрзякс поговорим по-эрзянски




страница1/37
Дата12.01.2017
Размер4.3 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
КОРТАТАНО

ЭРЗЯКС

ПОГОВОРИМ

ПО-ЭРЗЯНСКИ

TARTU ÜLIKOOLI PAUL ARISTE SOOME-UGRI PÕLISRAHVASTE KESKUSE ÜLLITISED 8



КОРТАТАНО

ЭРЗЯКС

ПОГОВОРИМ

ПО-ЭРЗЯНСКИ


2015

TARTU ÜLIKOOLI PAUL ARISTE SOOME-UGRI PÕLISRAHVASTE KESKUSE ÜLLITISED 8


КОРТАТАНО ЭРЗЯКС. ПОГОВОРИМ ПО-ЭРЗЯНСКИ
Редактор: Тыну Сейлентхал

Автор: Нина Аасмяэ

Перевод: Денис Тептюк, Тони Келлер

Редакция: Нина Аасмяэ

Оформление: Сулев Ива

Публикуется при поддержке Программы коренных народов (Эстония)




© Niina Aasmäe 2015


ISSN 1406-7706

ISBN 978-9985-4-0800-1 (pdf)




ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие „Кортатано эрзякс – Поговорим по-эрзянски“ знакомит читателя с основными элементами структуры эрзянского языка, знание которых необходимо для развития элементарных навыков разговорной речи и чтения текстов средней степени сложности.

Дидактический материал, включённый в данное учебное пособие, состоит из 10 уроков, которым предшествует краткий обзор звуков речи и структуры словa в эрзянском языке. В каждом уроке содержатся сведения об элементах грамматики и лексики, употребление которых в речи иллюстрируется на примере учебных текстов. Простые тексты на темы повседневной жизни (учёба, работа, семья, свободноe время, путешествия и др.) предназначены для развития навыков разговорной речи. Более сложные тексты знакомят читателя с явлениями культуры эрзянского народа. Чтение этих текстов способствует расширению словарного запаса, овладению особенностей структуры фразы и развитию навыков чтения литературы. Грамматический комментарий и тексты снабжены сериями упражнений различной степени сложности. Для контроля за закреплением материала в учебном пособии имеется раздел, в котором даны ответы на задания, предложенные в упражнениях (Приложение 1). В пособии имеются ссылки на аудиозаписи текстов и упражнений, а также ссылки на источники, которыми располагает Интернет. По этим материалам предусмотрено выполнение упражнений, способствующих развитию навыков слушания и говорения. Эрзянско-русский и русско-эрзянский словарь (Приложение 2) содержит перечень слов из всех уроков и дополнительную лексику для чтения самостоятельно выбранной литературы.

Основой для составления данного курса послужило учебное пособие „Kortatano erźaks – Räägime ersa keelt“ (Тарту, 2012), изданное Центрoм родственных народов имени Пауля Аристэ Тартуского Университета. Составитель – Аасмяэ Нинa, научный сотрудник Института эстонского и общего языкознания Тартуского университета, носитель эрзянского языка. Разработка первоначального учебного пособия (на эстонском языке) проходила при участии студентов в курсах эрзянского языка, предусмотренных учебной программой отделения финно-угорских языков Тартуского Университета.

Данный вариант учебного пособия составлен с учётом типологических особенностей эрзянского и русского языков. Он адресуется широкому кругу читателей, которые владеют русским языком и знакомы с общеизвестной терминологией языковедческого содержания. Курс рассчитан как для самостоятельной, так и для группoвой работы под руководством преподавателя.

Материалы учебного пособия находятся в Архиве электронных материалов Института эстонского и общего языкознания Тартуского университета (адрес: www.murre.ut.ee/arhiiv, поиск: DS0169-01 дo DS0169-24)), где имеется также вариант учебного пособия на английском языке (адрес: http://www.murre.ut.ee/arhiiv/naita.php?t=kasikiri&id=5504).

Нина Аасмяэ
e-mail: niina.aasmae@ut.ee


СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

ПРОИЗНОШЕНИЕ И ОРФОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . 9

Звуки и буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Структура слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Употребление гласных и согласных фонем и гармония гласных . . . . . . 10

Позиционные изменения согласных и вариация суффиксов . . . . . . . . . 10

Выпадение и вставка гласных . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Ударение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Упражнение 1–4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

СЛОВАРЬ Валкс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Исконная и заимствованная лексика . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Словарь Валкс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11



Первый урок Васенце пелькс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

ГРАММАТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Существительные и прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Показатель множественного числа . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Глаголы: мс- инфинитив и формы настоящего/будущего времени . . . . . . 19

Формы спряжения и функции глагола улемс: настоящее/будущее время . . . . 19

Упражнение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

ЧТЕНИЕ И РЕЧЬ Ловнома – кортамо . . . . . . . . . . . . . . . 19

Здравствуй, -те! Шумбра/т, -тадо! . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Текст 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Текст 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 11 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 12 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 13 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 14 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Упражнение 15 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

  • СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ
  • СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ
  • Первый урок Васенце пелькс