Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Экономические и политические аспекты миграции 1960-70е гг




страница1/13
Дата22.01.2017
Размер0.9 Mb.
ТипОбзор
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики»

Факультет Социологии

Кафедра методов сбора и анализа социологической информации


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Применение биографического метода для изучения образовательной миграции российских студентов

Студентка группы № 433

Головкова Анастасия Олеговна

Руководитель ВКР:

Доцент, к.с.н.

Савинская О. Б.

Москва, 2014



Содержание


Введение 4

Проблема исследования и ее актуальность 4

Цель, объект и предмет исследования 5

Задачи исследования 6

Базовые утверждения 6

Глава 1. Биографический метод в качественном исследовании: сущность метода и познавательные возможности 8

История биографического метода 9

Преимущества и ограничения биографического метода 9

Нарративное биографическое интервью 10

Особенность анализа биографических нарративных интервью 11

Глава 2. Теоретические подходы к изучению образовательной миграции и их применение в эмпирических исследованиях 14

Обзор теоретических подходов к исследованию образовательной


миграции через межкультурную коммуникацию 14

Теоретические подходы к исследованию миграционных процессов 22

Чикагская школа 23

Школа культурной антропологии 23

Школа социальной антропологии 24

Экономические и политические аспекты миграции (1960-70е гг.) 24

Эмпирические исследования образовательной миграции 26

Основные плюсы и минусы образовательной миграции


для принимающих стран и стран – реципиентов 26

География международной академической мобильности и наиболее 29

предпочтительные сферы образования 29

Стадии адаптации «чужака» в новой стране 31

Мотивы зарубежных образовательных и научных стажировок 31

Оценка полученного образования за рубежом 32

Глава 3. Методика и результаты исследования 34

Обоснование типа интервью в изучении образовательной миграции 34

Особенности работы в поле 35

Описание выборки 35

Методика анализа данных 37

Открытое и осевое кодирование.


Конструирование маркеров нарративной идентичности 37

Избирательное кодирование. Построение парадигмальной модели 39

в виде структурной схемы 39

Результаты анализа данных 43

Категория – семья 43

Категория – школа 45

Категория – университет 46

Категория - работа 48

Категория - стажировка 49

Категория – мировоззрение 51

Концепт – свободное времяпрепровождение 53

Заключение 54

Библиография 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Гайд интервью 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Транскрипт интервью с анализом отдельного случая 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Сводная таблица (открытое и осевое кодирование) 70

Введение

Проблема исследования и ее актуальность


После завершения политики железного занавеса и вступления в силу закона о «Порядке выезда из СССР» в 1993 году сильно видоизменились не только политические и экономические базовые институты, но и социо-культурные установки и ценности российского общества, в том числе и образования.

В настоящий момент все больше и больше студентов уезжают на учебу за рубеж. Одни едут по обмену, другие - на стажировки, третьи – получать степень бакалавра, магистра или PhD. Следовательно, увеличивается и количество программ, способствующих международному академическому обмену между вузами, и организаций, поддерживающих иностранных студентов.

Данная проблема весьма актуальна и злободневна и ей посвящено множество исследований, в основном количественных. Так, например, Денисова А.В. в своей статье «Зарубежные практики Российского студенчества: индивидуальные и социокультурные смыслы» пишет, что «различные социологические опросы среди учащихся школ и институтов фиксируют, что около 75% респондентов были бы рады поработать за рубежом по временному соглашению, а около 50% поучиться; на постоянную работу по специальности готовы уехать около 40% респондентов»1. Кроме того, данной проблематике посвящены работы Леденевой Л. И., Тюрюкановой Е. В., Арефьева А.Л., Дмитриева Н.М., Бекетова Н. В., Цапенко И. П. и др. Но каждый из исследователей рассматривает международную студенческую миграцию в своем контексте. Леденева Л.И. делает акцент на исследовании последствий образовательной миграции – проблеме «утечки умов», работы Тюрюкановой Е.В., в основном, посвящены трудовой миграции, Арефьева А.Л., Дмитриева Н.М. и Цапенко И.П. анализируют статистические социально-демографические показатели, основную географию международных образовательных стажировок и различные барьеры, с которыми сталкиваются студенты, приезжающие на учебу в другую страну, а Бекетов Н.М. исследует рынок образовательных услуг и подробно расписывает выгоды международной академической мобильности, как принимающих стран, так и стран–реципиентов.

Другие исследователи, например, Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д. и Чередниченко Г.А. в своей работе «Интернационализация образования и российская молодежь: открытия, обретения, результативность»2 исследуют образовательную миграцию качественными методами, с помощью глубинного интервью, но с точки зрения воспроизводства и влияния определенных социо-культурных институциональных образцов поведения, привычек и навыков, приобретенных в ходе обучения за границей, на карьерные траектории и мировоззрение уже после возвращения на родину.

Никто из исследователей не делает акцент на изучении мотивов, повседневных поведенческих практик, основных черт характера и динамики изменения мировоззренческих установок, побуждающих молодежь получать образование за рубежом. Именно глубинному и детальному изучению с помощью биографического интервью жизненных траекторий студентов до поездки, практик проведения свободного времени, влияния социальных институтов, воспитания, процесса обучения, профессиональной деятельности, межличностных отношений, формирования и изменения основных ценностей посвящена моя ВКР.

Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины Западная философия до середины ХХ века для направления
2014 -> Программа дисциплины "История дизайна"
2014 -> Программа дисциплины «Социология»
2014 -> Программа дисциплины «Духовная культура и интеллектуальная традиция изучаемого региона»
2014 -> Программа дисциплины «Духовная культура и интеллектуальная традиция изучаемого региона»
2014 -> Программа дисциплины «Методы практического pr»
2014 -> При информационной поддержке журнала «Вопросы культурологии»
2014 -> Программа и приглашение Казань, 27-29 ноября 2014 г. Сопредседатели конференции
2014 -> Программа дисциплины «История русской литературы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Введение