Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Директор маоу партизанская




страница1/23
Дата17.06.2017
Размер4.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Утверждаю

Директор МАОУ Партизанская

СОШ

______________Л.В.Юрьева

« » 2011год.




Принята на заседании педсовета

Протокол № __________

От «_____»____________2011 г




Общеобразовательная программа

образования детей дошкольного возраста

структурного подразделения муниципального

автономного общеобразовательного учреждения

Партизанская средняя общеобразовательная школа

детский сад «Алёнушка»

с. Партизан

2011 год.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………….…………3



Раздел I. Условия реализации программы ……………………………………………… …. …8

Раздел II. Организация образовательного процесса……………………………………………………………….………………………………….9

Раздел III. Планирование образовательной

деятельности …………………………………………… …………..………………………………..12

Раздел IV. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей…………………………………………………………………………

Направления развития детей………………………………………..………………………………..14

Группа раннего возраста ……..……………………………………………………………………… 28

Младшая группа ………..……………………………………………………………………………….51

Средняя группа ……………………………………………………………………………………… …73

Старшая группа ….……………………………………………………………………………………...97

Подготовительная к школе группа ……………………………………………………………….. 128

Интересы и предпочтения детей…………………………………………………………………..



Раздел V. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………...…………………………………… 164

Раздел VI. Предполагаемые результаты освоения программы 178

Раздел VII. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения

программы …………………………………………………………………………………………….197

Раздел VIII. … Организация взаимодействия с родителями 207 ……………………...………………………………………………………………….

Региональный компонент по здоровье сбережению

«Здоовье с детства» 212

Пояснительная записка.
Образовательная программа структурного подразделения автономного общеобразовательного учреждения Партизанская средняя общеобразовательная школа детский сад « Алёнушка» является обязательным нормативным документом (закон РФ «Об образовании», п.5.ст 14) и рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса.

Образовательная программа является одним из нормативных документов СП МАОУ Партизанская СОШ детский сад «Алёнушка», регламентирующих его жизнедеятельность. Она разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации № 665 от 23 ноября 2009 года).

Образовательная программа СП МАОУ Партизанская СОШ детский сад «Алёнушка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.

Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Детский сад несколько последних лет работает в условиях разновозрастной группы. Функционирует одна разновозрастная группа. Организация жизнедеятельности детей в разновозрастной группе свои особенности. Группа укомплектована детьми близких возрастов: одна раннего возраста для детей от 2 лет до 3,5лет и вторая от 3,5 до 7лет. В нашем детском саду работает коллектив из шести человек: Заведующая -1, воспитатель- 1, пом. воспитателя -1, повар -1, сторож – 1, дворник -1.Воспитатель детского сада аттестованный



Стаж работы педагогического коллектива.

№п\п

Общий.

Педагогический.

В данном учреждении

1.Заведующая

31

0

10

2.воспитатель.

31

10

10

Содержание образовательного процесса детский сад общеразвивающего типа, осуществляет развитие, воспитание и обучение в рамках государственных стандартов по программе М.А. Васильевой,В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Приоритетное направление работы СП МАОУ Партизанская СОШ детский сад «Алёнушка» - здоровьесбережение детей.

Цели и задачи деятельности СП МАОУ Партизанская СОШ детский сад «Алёнушка» по реализации основной образовательной программы.

Цель: создание условий для повышения качества формирования ключевых компетенций дошкольников в условиях интеграции усилий семьи и детского сада

Задачи:

  • Охрана и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие;

  • Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста;

  • Обеспечение осуществления образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей; самостоятельную деятельность детей;

  • Обеспечение преемственности с основными общеобразовательными
    программами начального общего образования;

  • Развитие системы государственно-общественного управления СП МАОУ Партизанская СОШ детский сад «Алёнушка» на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

Для реализации цели и задач воспитательно – образовательного процесса необходимо соблюдать следующее условия:

  1. Игровая деятельность –важнейший фактор развития личности дошкольника.

  2. Создание предметно- развивающего пространства, способствующего личностному и познавательному развитию дошкольника с целью обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе, атмосферы эмоционального комфорта.

3. Разработка и внедрение новых организационных форм и методов воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (личностно- ориентированное взаимодействие)

  1. Формирование единого подхода педагогов и родителей на воспитание, обучение и развитие личности дошкольника с учетом его интересов и состояния здоровья.

Предметом педагогической деятельности является:

- воспитание, обучение, присмотр, уход, оздоровление детей дошкольного возраста.

-реализация программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ физкультурно- оздоровительного, интеллектуально – личностного и эстетического направления.

- целевые ориентиры педагогического коллектива дошкольного учреждения направлены на достижение конечного результата – «портрета» личности выпускника, что служит основанием для качества образования.

Кадрами детский сад укомплектован.

Особенности образовательного процесса

Принципиальным отличием Программы является исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 7 лет учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребёнка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности — один из планируемых итоговых результатов освоения Программы.

При организации воспитательно-образовательного процесса СП МАОУ Партизанская СОШ детский сад «Алёнушка» учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка).

Основу интеграции образовательного процесса составляет комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

«проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;

технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику — проведение праздника, подготовка к следующему празднику — проведение следующего праздника и т. д.);

выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей.

Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования (научность, доступность, комплексность, преемственность, результативность, гарантированность, культуросообразность), целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Максимальная учебная нагрузка на детей определена с учетом современных санитарно – гигиенических норм и требований, возрастных особенностей детей



Учебная нагрузка на месяц.

Образовательные области

Количество часов

Четвертый год жизни

Пятый год жизни

Шестой год жизни

Седьмой год жизни




Познание

Предметное окружение / конструирование



1

1

2

2

Природное окружение (экологическое воспитание)

1

1

4

4

Формирование математических представлений

3

3

3

7




Социализация

3

3

3

3




Коммуникация

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте



2

2

4

4

Художественная литература

2

2

4

4




Художественное творчество

Изобразительная деятельность



4

4

8

8

Лепка

4

4

2

2

Конструирование

2

2

4

4

Аппликация

2

2

2

2

Физическая культура/ Безопасность

8

8

8

8

Музыка

8

8

8

8

Общее количество часов в месяц

40

40

52

56

Циклограмма образовательной деятельности построена в соответствии с учебным планом, комплексно – тематическим планированием материала, построенного на основе интеграции содержания образовательных областей (социализация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность, коммуникация, художественное творчество, музыка) с учетом возрастных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста, при выделении недельной темы. В основе организации образовательного процесса лежит игровая деятельность, а решение программных задач осуществляется через рациональные формы и методы работы: занятия, экскурсии, исследовательскую и практическую работу, занятия путешествия по природноклиматическим зонам нашего края, театрализованные игры, игры- драматизация, игры- импровизация, творческие мастерские, фольклорные занятия, календарно – обрядные праздники, тематические развлечения, спортивные праздники и соревнования, самостоятельную деятельность детей и т.д. занятия проводятся в первой и второй половине дня. В зависимости от температуры воздуха и времени года.

Распорядок дня дошкольного учреждения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям, способствует гармоничному развитию детей дошкольного возраста.



В распорядке дня обеспечивается баланс между образовательной, игровой, физкультурно- оздоровительной, творческой деятельностью, кружковой деятельностью и свободным временем ребенка.

Распорядок дня младшей разновозрастной группы.

Прием детей (общение с родителями, игры малой подвижности, настольно – печатные развивающие игры, хозяйственно – бытовой труд)

С 7.30

Утренняя гимнастика

С 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

С 8.10

Организация игровой, познавательной, продуктивной, творческой образовательной деятельности с детьми.

С 8.30

Прогулка (подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность, экспериментирование и игры с природным материалом) На период неблагоприятных погодных условий динамический час.

С 9.30

Возращение с прогулки

С 12.00

Подготовка к обед, обед

С 12.15

Дневной сон (перед сном: чтение, слушание аудиозаписей)

С 12.45

Пробуждение, гимнастика после сна, закаливающее процедуры

С 14.45

Организация игровой, физкультурно оздоровительной, творческой деятельности с детьми.


С 15.00

Подготовка к полднику, полдник.

С 15.45


Прогулка (подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность, экспериментирование и игры с природным материалом) На период неблагоприятных погодных условий динамический час.

С 16.00

Уход детей домой.

С 16.30




Распорядок дня старшей разновозрастной группы.

1

Прием детей (общение с родителями, игры малой подвижности, настольно – печатные развивающие игры, хозяйственно – бытовой труд)

С 7.30

2

Утренняя разминка

С 8.00

3

Подготовка к завтраку, завтрак

С 8.15

4.

Организация игровой, познавательной, продуктивной, творческой образовательной деятельности с детьми

С 8.30

5

Прогулка (подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность, экспериментирование и игры с природным материалом) На период неблагоприятных погодных условий динамический час.

С 10.00

7

Подготовка к обед, обед

С 12.30

8

Дневной сон (перед сном: чтение, слушание аудиозаписей)

С 12.45

9

Пробуждение, гимнастика после сна, закаливающее процедуры

С 14.45

10

Организация игровой, физкультурно оздоровительной, творческой деятельности с детьми.

Кружок «Умелые ручки»

С 15.00

11

Полдник

С 15.45

12

Прогулка (подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность, экспериментирование и игры с природным материалом) На период неблагоприятных погодных условий динамический час.

С 16.00




Уход детей домой.

С 16,30



Принципы и подходы к формированию образовательной программы

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.



1.Условия реализации программы.

Организация жизни детей в детском саду начинается с организации адаптационного периода ребёнка, пришедшего в детский сад, и направлена на обеспечение плавного и безболезненного вхождения в новые условия коллективной жизни. Задача педагога на этом этапе – создать атмосферу доброжелательного общения с детьми, родителями, атмосферу психологического и физиологического комфорта.

Условиями успешной адаптации ребёнка к детскому саду являются:

- информированность воспитателя о семье ребёнка, о состоянии здоровья и индивидуальных особенностях развития, о привычках, увлечениях и предпочтениях ребёнка (любимые игры, книжки, занятия), привычках задолго до прихода ребёнка в детский сад;

- постепенность вхождения в новый коллектив: плавное увеличение времени пребывания и уменьшение времени повышенного внимания, мягкое отвлечение от «вредных» привычек (сосание соски, использование памперсов и т.п.), нивелирование ситуации «расставание с мамой»;

- установление доверительного контакта с окружающими ребёнка взрослыми;

- вовлечение ребёнка в наиболее привлекательные, интересные виды деятельности;

- положительное эмоциональное подкрепление режимных моментов, вызывающих у ребёнка негативные реакции (дневной сон, умывание, питание и др.).

Адаптация ребёнка связана не только с приходом ребёнка в детский сад, но и с любой новой ситуацией (переход из группы в группу, перевод ребёнка из одной группы в другую, смена воспитателя, долгое отсутствие по причине болезни и др.). В этом случае педагогу необходимо проявлять повышенное внимание с учётом конкретной ситуации.

В целом при организации жизни детей в течение всего времени их пребывания в детском саду необходимо учитывать возрастные и гендерные особенности, состояние здоровья и возможности детей, специфику каждого этапа дошкольного детства (кризисные и сенситивные периоды развития, ведущий вид деятельности, потребности и т.д.).


Важным условием организации жизни детей является создание и дальнейшее гибкое проектирование развивающей среды детского сада и каждой дошкольной группы.

Требования к организации предметно-развивающей среды:

- безопасность и соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;

- соответствие мебели физическим параметрам развития детей (рост, ограниченные возможности здоровья и т.п.);

- соответствие игрового оборудования возрасту детей и образовательным задачам;

- использование компактной легко трансформируемой детской мебели (трёхъярусные и раскладные кровати, складные столы и стулья, ширмы для зонирования и др.) в целях обеспечения оптимальной двигательной активности детей в течение дня, высвобождения дополнительных площадей для полноценной игровой деятельности, а также гибкого моделирования образовательного пространства;

- наличие различного «неоформленного», «бросового» материала для организации творческого ручного труда, проведения опытов и экспериментирования (шишки, пуговицы, бусины, кусочки кожи и ткани, камешки, брусочки, нитки, солома и др.);

- наличие материала для зонирования пространства (ширмы, перегородки, игровые модули и др.);

- изменение предметно-развивающей среды не реже одного раза в неделю;

- доступность игрового оборудования, материалов для творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, танцевальной, театральной и др.), игрушек, дидактических материалов, их размещение в поле зрения ребёнка;

- вовлечение детей в изменение и проектирование образовательного пространства группы, поощрение активности.

Необходимо уделять особое внимание созданию развивающей речевой среды как фактору развития речи и общения. Среда общения строится всеми участниками образовательного процесса: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, педагог-родитель, ребенок-родитель.

Требования к организации среды общения:

- доброжелательный, спокойный тон воспитателя;

- культура речи взрослых;

-соответствие содержания речи взрослого возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;

- умение слушать и слышать ребенка;

- своевременно реагировать, поддерживать детские высказывания, вступать в диалог;

- создавать ситуации для свободного высказывания;

- отвечать на детские вопросы;

- допускать возможность существования разных точек зрения;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- проявлять толерантность в общении;

- умение ориентироваться на процесс непосредственной ситуативной коммуникации;

- умение посредством речи посочувствовать, порадоваться, поощрить и т.п.
Раздел II. Организация образовательного процесса

Модель образовательного процесса

В образовательном процессе ребенок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае -

помочь ребенку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребенок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определенными способами деятельности, с другой - педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребенок стремится познавать, преобразовать мир самостоятельно за счет возникающих инициатив.



Спектр привлекательных для ребенка видов деятельности в модели образовательного процесса представлен в виде цветных секторов:




Двигательная деятельность




Игровая деятельность




Трудовая деятельность




Познавательно-исследовательская деятельность




Предметная деятельность




Коммуникативная деятельность




Чтение художественной литературы




Продуктивная деятельность




Театрализованная деятельность




Музыкальная деятельность







Все виды деятельности используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др.

Игровая деятельность должна пронизывать весь образовательный процесс, становиться образом жизни для ребенка.



Требования к развитию и поддержке игровой деятельности:

- избегать представления об игре как регламентируемом процессе «коллективной проработки знаний»;

- не подчинять игру дидактическим задачам;

- содействовать «проживанию» ребенком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей;

- предоставлять выбор игрового оборудования;

- способствовать отражению событий в игре;

- изучать и переносить семейный опыт различных видов игр (подвижных, настольных и др.) в группу;

- поддерживать и поощрять инициативу детей в организации игр;

- руководить игрой на основе предложенной детьми или выбранной роли.

Взрослым надо отучить себя от спешки: не стараться все сразу показывать и объяснять, скоротечно преподносить какой-то сюрпризный момент, шумовой эффект и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети прислушивались и сами догадывались, получали удовольствие от самостоятельного решения, придуманной игры, выполнения какого-либо задания.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной лично и социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, в его эмоциональном развитии.



Структура события:

- подготовка к событию

- непосредственное событие (кульминация)

- отражение впечатлений о событии в продуктивной деятельности детей и общении.



Лента событий:

- события основные (календарные праздники Новый год, 23 февраля, 8 Марта и др,);

- события, произошедшие в стране, в мире (землятресение, крушение самолета и т.д);

- события региональные (праздники – даты области, мероприятия);

- муниципальные: городские, сельские (праздник урожая, День города, села и т.п.);

- события учреждения (День рождения детского сада, День рождения педагога, экскурсии, постановки приглашенного театра и т.п.);

- события личностные (День рождения ребёнка, его близких, проведение отпуска, мероприятия выходного дня и т.п.).

Педагогические требования к организации образовательного процесса:

- доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей;

- вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность;

- рациональное использование педагогического воздействия: решение образовательных задач путём «вплетения» развивающих приемов в реальные (режимные моменты, естественное общение с ребенком и его семьей) и специально моделируемые жизненные ситуации (организуемые педагогом игры, экскурсии, наблюдения, эксперименты);

- эмоционально-образное подкрепление получаемой информации (все, что получает эмоциональный отклик ребенка, ориентировано на его жизненный опыт, надолго остается в памяти);

- создание условий для выбора наиболее предпочтительных занятий (организация одновременно нескольких видов деятельности);

- организация разновозрастного общения (с возможностью организации семейных групп);

- соответствие формы одежды воспитателей (дресс-код) специфике работы с детьми дошкольного возраста, позволять принимать различное положение тела при взаимодействии с детьми (сесть, лечь на ковер, ползать, прыгать и т.п.).



Психологические требования к организации образовательного процесса:

- развитие базовых психических процессов: восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мышления (наглядно-действенного, логического, абстрактного, креативного), памяти (зрительной, слуховой, двигательной), внимания (концентрации, переключаемости), речи, воображения;

- своевременное реагирование на возникающие проблемы, профилактика и ранняя коррекция нарушений;

- разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка, повышение уровня психологической компетентности взрослых;

- проведение диагностики, не нарушающей комфортного состояния ребенка, с целью выработки конкретных рекомендаций по дальнейшему образованию ребенка.

Здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса:

- информированность педагогов о состоянии здоровья ребенка, владение способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи;

- учет индивидуальных особенностей физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;

- гибкая режимная организация жизнедеятельности, обеспечение физиологически необходимой двигательной активности.

При организации образовательного процесса необходимо создавать благоприятные условия для разнообразной свободной самостоятельной деятельности детей, поощряя детское творчество, обогащая личный опыт детей.

Раздел III. Планирование образовательной деятельности.
В планировании образовательного процесса принимают участие директор МАОУ

Партизанская СОШ, воспитатель.



Ответственный

Временной период

Содержание

Директор школы

1 раз в год

Утверждает годовой план


Директор школы

В течение года

Контроль за выполнением договорных отношений с родителями

заведующая

1 раз в год

Составляет годовой план на основе проблемно-ориентированного анализа деятельности ДОУ за прошлый год

Заведующая

1 раз в год

Составление примерного плана мероприятий взаимодействия с родителями на учебный год в дошкольном учреждении

Заведующая.

1 раз в месяц (неделю)

Контроль и регулирование образовательного процесса: наблюдения за воспитателем и детьми, экспресс-опрос детей

Воспитатель

1 раз в неделю

Отбор, формулировка образовательных задач для своей возрастной группы, постепенность и последовательность их усложнения; проектирование и изменение предметно-развивающей среды, подготовка материалов для организации детской деятельности, общение, игры с детьми.

Воспитатель

В течение недели

Проектирование и изменение предметно-развивающей среды, подготовка материалов для организации детской деятельности, общение, игры с детьми.

Планирование образовательного процесса строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип последовательности. В основе – отход от формального параллельного планирования с большими временными затратами на написание планов к последовательному (сквозному) планированию образовательной деятельности с детьми:

- неделя - временной период планирования;

- формулируются образовательные задачи (специфические) на этот период, решение которых предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми:

- подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;

- вводятся новые слова в активный словарный запас;

- изменяется (пополняется) предметно – развивающей среды;

- осуществляется коррекция развития (индивидуально или для всей группы).

Основой реализации диалогового общения с родителями, формирования у них представления о возрастной норме является ежедневная информация воспитателя о том, чем дети занимались в течение дня: в какие игры играли, какое (какие) произведение читали, какую песню пели, какое новое слово узнали и запомнили и т.п.

2. Принцип интеграции. В основе - установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение.

Так, освоение пространственных представлений, знакомство с математическими понятиями формируется в конструировании, формировании математических представлений, на занятиях музыкой и физкультурой, а ориентировка на плоскости осваивается как в процессе рисования, так и в плоскостном конструировании, так и на занятиях по математике.

Кроме того, в одном виде деятельности можно решать несколько задач развития. Например, в продуктивных видах (лепка, рисование, аппликация) кроме технического освоения самой деятельности решаются задачи социализации (взаимодействие детей, передача своего эмоционального состояния), задачи формирования творческих способностей, развития речи (дети рассказывают о своей работе, придумывают дальнейшие события, разыгрывают диалоги с созданными персонажами), игровой деятельности, если созданная поделка включаются в игровую ситуацию.

При определенном построении образовательного процесса образовательные задачи способны обогащать друг друга. Так, если при организации продуктивной деятельности (например, изготовление фоторамки к празднику 8 Марта) детей объединить парами или небольшими подгруппами, решаются еще и определенные задачи социального направления (обучение детей договариваться, согласовывать свои действия с партнерами). Такие возможности взаимообогащения образовательных задач следует учитывать при планировании образовательного процесса.

Разные виды деятельности при планировании могут стать инициирующим началом интеграции. Например, чтение рассказа о природе может активизировать детей в исследовательской деятельности в ближайшем природном окружении, передачу образов животных в лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов рассказа в свободной сюжетной игре. А представления детей о театре, обобщенные в познавательной деятельности, могут найти отражение в детских рисунках, сочинении рассказов, конструировании театральной сцены, изготовлении афиши постановки на занятии по аппликации и завершиться проведением театральной постановки, досуга.

В программе для каждой возрастной группы приведен примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности с детьми, не жестко фиксированный, а подвижный, что поможет воспитателю самостоятельно определять последовательность непосредственно организованной деятельности, обеспечивая баланс разных видов активности детей. Воспитатель для решения тех или иных задач может заменять одни виды деятельности другими в рамках времени, отведенного для них в режиме дня.

Обязательной должна быть связь специально организованной деятельности с детьми с их повседневной жизнью, предусматривающая возможность еще раз вернуться к тому, что происходило на занятиях, продолжить работу над своей поделкой, практически использовать полученные знания (например, учились устанавливать взаимно однозначное соответствие двух групп предметов на математике, а затем сравнивали количество машин и «водителей» в игровом уголке, количество чашек и блюдец при сервировке стола).

3. Комплексно-тематический принцип. В основе выбор определенной темы в соответствии с интересами и возможностями детей. Событийная организация образовательной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования расширяет многочисленные возможности для детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм, методов, видов деятельности, их количество может быть уменьшено или увеличено с учетом заинтересованности детей. Для реализации содержания программы рекомендуется внедрять в педагогическую практику следующие формы организации: совместная занимательная деятельность (экскурсии, исследования и опыты, наблюдения с комментариями происходящего и обсуждениями, путешествия по природно-климатическим зонам нашего края); театрализованные игры, игры-драматизации, игры-импровизации; творческие мастерские; фольклорные игры, фестивали народного творчества; календарно-обрядовые праздники; создание коллективных продуктов (тематических плакатов, атрибутов для оформления среды группы), музыкально-литературные гостиные для детей и родителей; тематические развлечения, спортивные праздники, соревнования и другие. Выбор той или иной формы должен быть педагогически обоснован и целесообразен.

Освоение детьми определенного содержания может завершаться организацией того или иного итогового события - праздника, соревнования, досуга, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи. Подобные мероприятия могут служить своеобразным средством контроля за ходом педагогического процесса, если в сценарий включить соревновательные моменты, элементы викторин, практические задания, требующие применения полученных знаний.

При организации совместной деятельности с детьми необходимо учитывать:

- размещение детей: столы кругом, полукругом, веером; на ковре, у окна, на улице и т.п.;

- организацию коллективного просматривания детских работ, обращать внимание на успех того или другого ребенка, оригинальность решения;

- предоставление возможности каждому ребенку осуществить самоконтроль результатов деятельности, возможности сравнить свой результат с результатом других детей.

Проектируя образовательный процесс, важно через планирование объединять деятельность воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда и др. Необходимо предусмотреть соответствие содержания деятельности педагогов с учетом тематики , недели, выбора итогового мероприятия, реализации интеграции образовательных задач и видов деятельности, соответствующих форм работы с детьми, устранив повторы и дублирование материала.



Раздел IV. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей

Направления развития детей

В региональной программе ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта – носителя активности, выраженной как потребности в деятельности. Содержание образовательных областей направлено на появление у ребенка новых личностных качеств и способов поведения:

- эмоционально-ценностное отношение к миру и культуре;

-знания о мире, природе, обществе, искусстве;

- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- творческая деятельность.



Физическое развитие

Физическое развитие детей основывается на разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации образовательной работы с воспитанниками и их семьями. Двигательная активность, здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в ДОУ должна этому способствовать. В основе создания образовательной среды со здоровьесберегающими функциями лежит тесное сотрудничество воспитателей, специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, логопеда), а также родителей. Такое взаимодействие предусматривает охрану жизни ребенка, профилактику негативных эмоций, поддержание бодрого, жизнерадостного настроения, создание условий, когда детская заинтересованность, предметная и социальная умелость становится личным достоянием ребенка, выраженным в желании заниматься физической культурой не только на занятии, но и в свободной деятельности как в группе, так и дома.

Цель физического развития дошкольников состоит в формировании потребности в здоровом образе жизни, в расширении индивидуального двигательного опыта, в развитии способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды.


Образовательные задачи:

  • содействовать разумному физическому развитию, предупреждать и реабилитировать различные отклонения в двигательном развитии и здоровье детей, повышать общую жизнестойкость организма ребенка;
  • обогащать двигательный опыт детей, создавая ситуации радости и удовольствия в движении;
  • целенаправленно развивать у детей физические  и волевые качества;
  • развивать интерес к спортивной жизни; выявлять раннюю талантливость к спортивным дисциплинам;

  • обеспечивать охрану жизни детей;

  • формировать основы культуры здоровья;

  • создавать условия для предупреждения детского травматизма (в помещении, на прогулке, во время занятий и самостоятельной деятельности);

  • формировать у детей представления об опасных формах поведения;

  • учить основам безопасного поведения на улице, в общественном транспорте, в помещениях;

  • познакомить с некоторыми правилами противопожарной безопасности.

Специфика реализации данного направления включает формирование интереса к физической культуре с учетом климатических условий, спортивных традиций региона.


Формы реализации:

- естественные природные условия, специальные физкультурных занятия, утренние оздоровительно-физкультурные встречи, игровая деятельность, повседневная жизнь детей;

- занятия в кружках и секциях, спортивно-игровые праздники, развлечения, дни здоровья;

- обучение спортивной игре «Футбол», туризму, шахматам, акробатике, упражнениям на тренажерах, фитнесу, степ-аэробике, плаванию.

Основным результатом физического развития детей дошкольного возраста является формирование здоровьесберегающей, деятельностной компетентности, воспитание у ребенка потребности быть здоровым, развитие моторных функций и сенсорных способностей, выявление двигательных особенностей и способностей в определенном виде основных движений.
Образовательная область «Физическая культура»
Основные задачи психолого-педагогической работы:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.



Формы организации детей

Образовательный эффект

Качества личности

Воспитательный

Развивающий

Обучающий

Подвижные игры

Спортивные игры

Гимнастика

Упражнения на тренажерах

Танцевальные движения (аэробика, танцы)

Физкультурные минутки

Физкультурные занятия

Спортивные и физкультурные развлечения и праздники

Соревнования, олимпиады

Элементарный туризм



Забота о физическом облике и здоровье

Способность следовать установленным правилам

Положительные черты характера


Устойчивая мотивация к физической культуре

Формирование моторно-двигательной координации

Развитие произвольности психических процессов (тренировка памяти, внимания)

Гармонизация развития левого и правого полушарий головного мозга

Развитие произвольности и саморегуляции

Способность адекватно реагировать на окружающее



Владение двигательными навыками

Владение своим телом

Умение ориентироваться в пространстве

Умение работать в коллективе, брать на себя различные роли

Умение отбирать необходимые средства для достижения цели

Отражение внутреннего состояния через мимику, позы, жесты




Выносливость

Активность

Настойчивость

Самостоятельность

Смелость

Ловкость


Быстрота

Сила


Взаимопомощь

Эмоциональность





Образовательная область «Здоровье»
Основные задачи психолого-педагогической работы:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-воспитание культурно-гигиенических навыков;

-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.



Формы организации детей

Образовательный эффект

Качества личности

Воспитательный

Развивающий

Обучающий

Гибкий режим дня

Ежедневная зарядка

Закаливание

Двигательная деятельность

Подвижные игры

Беседы


Чтение художественной литературы


Сознательное отношение к своему здоровью

Самостоятельное и осознанное выполнение правил личной гигиены

Забота о физическом облике и здоровье

Культура питания

Культура деятельности и общения

Культура здорового образа жизни в семье



Стремление к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами)

Самостоятельное познание окружающего

Развитие самосознания и саморегуляции


Знания и представления о здоровом образе жизни

Гигиенические навыки и знания

Представления о собственном теле

Сохранение правильной осанки

Осторожность в потенциально опасных ситуациях


Самостоятельность

Адекватность в поведении

Активность

Осторожность

Бодрость

Хорошее самочувствие




Образовательная область «Безопасность»

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.



Формы организации детей

Образовательный эффект

Качества личности

Воспитательный

Развивающий

Обучающий

Игры-занятия

Беседы


Разыгрывание ситуаций

Чтение литературных произведений

Просмотр мультфильмов


Выполнение элементарных правил гигиенического поведения (отворачиваться при кашле, прикрывать рот при чихании)

Негативное отношение к вредным привычкам




Физическое и психологическое благополучие

Понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья

Способность обратиться за помощью к взрослому


Знание норм безопасного поведения на природе (в лесу, у водоема, на льду), при пожаре, других сложных ситуациях

Представления о приемах самозащиты в экстренных случаях

Знания о лекарственных растениях, овладение простейшими способами их использования для лечения

Элементарные знания о строении человеческого тела

Представления об опасности огня, газа, ядовитых растений


Самостоятельность

Ответственность

Осторожность

Внимательность

Аккуратность

Адекватность в поведении

Заботливость


Каталог: media -> cms page media
cms page media -> Урок-открытие творческого портрета М. Цветаевой (Подтема закрыта) Проблемно диалогическая технология открытия новых знаний
cms page media -> «Власть и церковь. Церковный раскол»
cms page media -> Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
cms page media -> Биография директора будаева ивана никитича каскаринской средней общеобразовательной школы №1
cms page media -> Литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения
cms page media -> Die Woche der deutschen Sprache! Неделя немецкого языка
cms page media -> Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе
cms page media -> Тематика произведений
cms page media -> Здоровый образ жизни. Рабочая тетрадь для учащихся 5 6-х классов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23