Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Человек среди звезд




страница1/3
Дата30.06.2018
Размер0.64 Mb.
ТипГлава
  1   2   3

Глава 20 Человек среди звезд

20.1 Человек, бегущий среди звезд.


СССР и США к концу –60-х годов прошлого столетия подошли с ощутимыми результатами в освоении космоса. Из числа стран, не имеющих собственных ракетоносителей, но имеющих собственные спутники, первой вышла в космос Великобритания. Она запустила свой спутник « Ариель -1 « 26 апреля 1962 г. Знаменитый тезис об особых партнерских отношениях между США и Великобританией получил реальное наполнение и в космосе. 29 сентября 1962 г. Канада выводит свой спутник « Алуэт «. Франция пошла по пути создания своих собственных ракетоносителей и космических кораблей и развитой наземной испытательной инфраструктуры. Так Франция стала третьей по счету великой космической державой к ноябрю 1965 года. Без двухстороннего сотрудничества сейчас не может обойтись ни одна держава, замыкаясь в собственных рамках развития. Традиционная достаточная близость в отношениях между Францией и Россией всегда имела место, в том числе и для развития отношений в космической области.

От имени Правительства Французской Республики.


Свобода, равенство и братство.
Результаты, полученные французскими исследователями в рамках выполнения национальной программы для технологических и геодезических целей с помощью французских ракет « Диаман», « Диадем «, « Турнесоль « не давали французской науке необходимой полноты данных для движения вперед более быстрыми темпами. Начиная с 1967 г. в космосе прошла серия экспериментов, подготовленных учеными двух стран: изучение полярной атмосферы, определение химического состава верхней части атмосферы на высотах от 100 до 430 км. Французские ракеты « Драгон « запускались с полигона в Ландах, вблизи г. Бордо. А научную аппаратуру разработали и изготовили советские специалисты. Это и есть международная кооперация в действии Французы, в свою очередь, разработали и изготовили лазерные уголковые отражатели на советский луноход « Луна – 1 «. Одно только краткое перечисление проводимых совместных исследований и работ сродни дорогому кольцу, ему требовался бриллиант- полет французского космонавта. Политика и космические исследования не могут быть без друг друга, французский космонавт не мог взлететь в космос на американской ракете. Отсюда и выбор русской ракеты и подготовка французских космонавтов в Звездном городке. Французские летчики - испытатели подполковник Жан лу Кретьен и майор Патрик Бодри в 1980 г. ступили на Подмосковную землю. В Звездном городке в течении года они прошли теоретический курс, а с 1981 г. приступили к тренировкам в составе экипажей. 11 июля Звездный проводил на Байконур шестерых космонавтов, основной и дублирующий экипажи. Ю. Малышев, командир экипажа, его непосредственно перед полетом В. Джанибеков, А. Иванченков и Жан Лу Кретьен. Дублирующий экипаж представляли Л. Кизим, В. Соловьев и Патрик Бодри. В космонавтике существует правило: перед отправкой космических кораблей с завода на Байконур осуществляется авторский надзор.
Начальники отделов вместе с ведущими специалистами проводят контрольный осмотр всех систем корабля, убеждаясь в исправности систем и агрегатов. Вместе с ними в надзоре участвуют космонавты ( им ведь летать на нем ) и упор в осмотре делается на проверке устранения ранее выявленных замечаний и реализации совместно выдвинутых предложений. Этот процесс документируется и скрепляется подписями должностных лиц. После чего техника и вслед за нею космонавты убывают на космодром.

Основной экипаж станции Анатолий. Березовой и Валентин Лебедев с нетерпением ожидали экипаж посещения, соскучившись по живому человеческому общению. На новом транспортном корабле « Союз = Т ( транспортный ) экипаж готовился к полету на станцию. Три кресла, обновленная научная аппаратура, новые и более удобные скафандры улучшали достоинства корабля « Союз – Т».

А хлебосольный экипаж « Салют – 7 « встречал экипаж посещения новинкой: впервые опробовалась гастрономическая или буфетная раскладка пищи, т. е. Каждый космонавт набирает для себя сам набор готовых блюд, « обязаловка « отменена. 24 июня 1983 г. экипаж Владимира Джанибекова стартовал к станции, а состыковался с ней 25 июня. Первые радостные минуты прошли. И пришла пора всем приступать к работе, программа работы была сжата в тугую пружину действия двух экипажей. Медико – биологические исследования, изучение земной коры и Мирового океана составляли основу работы в космосе экипажа посещения.
С первых минут совместного пребывания экипажей на борту станции установилась дружеская обстановка искреннего общения, только помогающая в работе. Словом, все как на надписи, нашитой на рабочий костюм Кретьена: « Свобода, Равенство и Братство. « Реакция Франции на запуск своего космонавта была отражена в короткой фразе посла Франции в СССР Клода Арню: « Франция приобрела своего космонавта. « Жан лу Кретьен прошел трудное горнило отбора – из 460 кандидатов – мужчин и 26 кандидатов- женщин было отобрано более 10 человек. Проведение астрофизических исследований требовало соблюдения на станции полной темноты. Но при этом космонавтам необходимо было перемещаться от прибора к прибору внутри станции. Главный нерегулируемый перекресток был в люке между кораблем и станцией, где и происходили столкновения друг с другом, сопровождаемые взрывом хохота. Проблему решили просто, при помощи ручных фонарей. Хоть ставь пост ГАИ. Кстати, точно такую же систему подсветки транспарантов( подсвечиваемые надписи), как и при подсветки светофора, применяют и в космосе. Удобно для восприятия: горит желтая подсветка- внимание, космонавт, зеленовато –голубой- спокойный и уверенный тон подсветки, позволяющий глазу воспринимать его как разрешающий.
Красная подсветка горит для космонавта тревожным, аварийным цветом. Для экипажа Джанибекова красный свет не загорелся ни разу, весь полет прошел спокойно и организованно .Эмблема полета, нашитая рядом с надписью о свободе, братстве и равенстве, заканчивалась фигуркой человека, летящего среди россыпи звезд. Действительно, космонавт, работая в космосе, летит среди звезд.

20.2 Сенкевич- человек, танкер, самолет и ….космонавт



Из «объективки»: «Опыта космических полетов не имеет»
#В конце октября 2007 г. в России компания «Аэрофлот» назвала новый пассажирский авиалайнер именем Юрия Сенкевича, известного во всем мире путешественника и телеведущего знаменитого «Клуба путешествий». Ведущие телеканалы России и Украины, освещая это событие, напомнили, что в 2005 г. его именем назван танкер, спущенный на воду в Корее. Но никто не обмолвился даже словом, что Сенкевич был еще и космонавтом, к сожалению, так и не взлетевшим в космос.
Семейная традиция
Юрий Сенкевич родился 4 марта 1937 г. в г. Баин-тумен (ныне г. Чойболсан, Монголия) в семье авиационного врача и медицинской сестры. Типичное детство и юношеские годы, как у большинства советских людей того времени - школа, работа, институт или высшее военное учебное заведение. В 1954 г. Сенкевич поступил в Военную медицинскую академию, в которой обучался по специальности «врач по авиационной и космической медицине». В 1960 г. он заканчивает курс обучения в академии и назначается начальником медицинского пункта в войсковую часть, что базировалась в районе Бологого. Спустя два года его переводят в распоряжение Главкома ВВС с дальнейшим назначением в НИИ-7 – Институт авиационной и космической медицины (Москва), который остро нуждался в специалистах-врачах, специализировавшихся в области авиационной и космической медицины- время тогда такое было, что называется, космическое. Отныне вся его жизнь будет посвящена исследованию поведения человеческого организма в экстремальных условиях. В 1963 г. Сенкевича прикомандировывают к Институту Медико-биологических проблем(ИМБП), Минздрав СССР с оставлением на военной службе. Тогда в Союзе практиковалось наиболее ценных военных специалистов в различных отраслях знаний направлять на работу в Минздрав, Министерство общего машиностроения и другие министерства и главки, НИИ, что только шло на пользу стране в целом. Так сложилось по жизни, что в НИИ-7 и ИМБП ему пришлось заниматься медико-биологической подготовкой космонавтов. Общаться с ними и не мечтать слетать в космос для старшего лейтенанта медслужбы Сенкевича стало делом просто невозможным. Тогда многие молодые летчики и инженеры, работающие в ракетно-космической отрасли, врачи из ИМБП рвались слетать в космос. Молодой врач из ИМБП 26 летний лейтенант Борис Егоров небезуспешно продвигал идею посылки в космос врача в составе экипажа. Со стороны молодых специалистов-инженеров, работающих в ОКБ-1 главного конструктора ракетно-космической техники Сергея Королева, аналогичную идею о посылке в космос инженеров- разработчиков космической техники предложил и настойчиво отстаивал ее один из создателей космического корабля «Восток» Константин Феоктистов.
Но первый в мире пилотируемый корабль «Восток» предназначался для полета всего лишь одного космонавта- командира. Для врача или инженера в нем места не было. Как всегда, выручили американцы, которые после 16 мая 1963 г. прекратили пилотируемые полеты на устаревших кораблях- одиночках «Меркурий». Они держали паузу до 23 марта 1965 г., когда на космическую орбиту был выведен их двухместный корабль «Джемини» с экипажем Вирджиллом Гриссомом и и Джоном Янгом. Знало ли советское руководство, что США мобилизовали все свои ресурсы на создание многоместного корабля? Знало. Поэтому самый большой космический романтик в мире советский лидер Никита Хрущев буквально «задавил» С. Королева своей просьбой-требованием - надо утереть нос «американам» и запустить в космос многоместный корабль. В СССР уже шла работа по созданию многоместного транспортного корабля «Союз», но ожидать его появления в ближайшие год-два было делом нереальным. И Хрущев постоянными и настойчивыми требованиями заставил Королева пойти на создание многоместного корабля «Восход» волевым решением. Сергей Королев вызывает к себе К.Феоктистова и спрашивает у него - не изменил ли тот своего решения слетать в космос. Феоктистов ответил, что не изменил. Тогда и предложил ему хитромудрый Королев модернизировать одноместный «Восток» в трех и двухместный « Восходы», в котором ему будет обеспечено место бортинженера. Кто же из талантливых проектантов откажется от мечты всей жизни. И Феоктистов сделав такой корабль, реализовал ее. Вторым члена экипажа на «Восходе» уже тогда планировался один из врачей ИМБП, которое возглавлял полковник Олег Газенко. Нет, Газенко не настаивал, но настоятельно просил учесть его просьбу- послать в космос врача ИМБП. Королев учел просьбу-требование Газенко. В апреле 1964 г. в рамках запланированного на лето 1964 г. полета экипаж многоместного корабля «Восход» в составе: командир- военный летчик-космонавт и гражданские специалисты, врач и инженер, прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале в Москве и получил положительное медицинское заключение об его готовности к полету в космос.
Но, кроме медицинской комиссии, есть еще и Мандатная, которая в свое время из 29 летчиков, прошедших медицинскую комиссию для полета первого человека в космос, рекомендовала в первый отряд 20 человек. Заседание Мандатной комиссии прошло 26 мая 1964 г, но кандидатура Ю. Сенкевича не была рекомендована для зачисления в группу подготовки к этому полету. Мол, все хорошо, претензий нет никаких, но не рекомендуем. И все объяснения. Пришлось Сенкевичу вновь приступить к работе в ИМБП в качестве младшего научного сотрудника группы изучения гипокинезических (малоподвижных)состояний человека. Он является одним из авторов и непосредственным исполнителем экспериментов на борту биоспутника «Космос 110», а также разработал методики проведения на борту транспортных кораблей «Союз» и будущих орбитальных станций «Салют» сложных клинико-физиологических экспериментов. Летом 1965 г. прошел отбор среди врачей ИМБП в рамках запланированного на 1967 г. полета корабля «Восход» с медицинским экипажем длительностью 5 суток.
Сенкевич получил положительное медицинское заключение о годности к полету в космос, прошел без сучка и задоринки Мандатную комиссию. К 22 сентября 1965 г. были отобраны военные врачи Василий Лазарев и Алексей Сорокин и трое так называемых «гражданских» врачей – военных врачей Евгения Ильина, Александра Киселева и Юрия Сенкевича, прикомандированных к Минздраву (ИМБП). Программа полета медицинского экипажа заключалась в проведении многосуточных экспериментах над собой. Кроме того, планировалась в условиях невесомости проведение врачом-космонавтом (командиром экипажа был также врач) хирургической операции на животном – кролике. Кролик, помимо всех необходимых качеств подопытного животного, в невесомости вел себя спокойно по сравнению с другими животными. Коты, например, во время кратковременной невесомости на борту самолета- лаборатории Ил-76 постоянно орали и крайне беспокойно себя вели, впрочем, как и собаки. Главное, что кролик быстро приспосабливался к невесомости, уютно устроившись в устойчивом положении «лежа». В этой летающей лаборатории космонавты – врачи, как кандидаты на полет в медицинском экипаже, на операциях в условиях невесомости «набивали себе руку и вострили глаз». Но программу «Восход» в 1966 г. закрыли, подготовка к полету в составе медицинского экипажа была прекращена. Все космонавты, готовящиеся к полету в космос по этой программе, вернулись на свое место работы, кроме В. Лазарева, которого зачислили в отряд космонавтов. Сенкевич после всей этой двухлетней нервотрепки под девизом: летим (не летим) в космос, воспользовался случаем и в 1966 г. убыл в 12 антарктическую экспедицию, подальше от людей «зализывать» свои душевные космические раны. Так мир потерял космонавта, но приобрел знаменитого путешественника и телеведущего. Следует сказать, что Сенкевич обладал твердым и целеустремленным характером – он не оставил свою мечту слетать в космос. В рамках второго набора космонавтов из ИМБП он вновь прошел Главную врачебно- экспертную медкомиссию ИМБП и 8 июля 1970 г. решением Главной медицинской комиссии был допущен к специальной подготовке. 22 марта 1972 г. он был представлен для прохождения Главной врачебно-экспертной медкомиссии, но в отряд космонавтов ИМБП отобран не был- вечно быть абсолютно здоровым невозможно…
Путешествие длиной в жизнь
Оно у Сенкевича началось в 1966 г. на антарктическую станцию «Восток». В условиях изоляции от цивилизации и каждодневного общения с узким кругом лиц, входящего в состав экспедиции, спасение от скуки и ссор между участниками экспедиции было в работе. К, счастью, ее хватало. Именно тогда накопленные материалы по изучению физиологического состояния и межличностных отношений в экстремальных условиях при длительной изоляции помогли ему, как врачу, в последующих длительных путешествиях на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2», «Тигрисе» поддерживать удовлетворительное моральное и физическое состояние экипажа. В многочисленные экспедиции, возглавляемые Туром Хейердалом, Сенкевич попал благодаря пожеланию знаменитого норвежца видеть в составе интернационального экипажа русского врача, который обязательно знал английский язык и имел экспедиционный опыт и, желательно, был бы коммуникабельным человеком. Таким человеком и был Сенкевич. Как вспоминал сам Сенкевич, предыстория его приглашения в экспедицию на «Ра» восходит ко времени посещении Норвегии советским лидером Никитой Хрущевым. На дипломатическом приеме, который дал Хрущев в советском посольстве, в числе почетных норвежцев находился Хейердал. Хрущев, со свойственной ему непосредственностью, подошел к знаменитому норвежскому путешественнику и спросил у него: «А меня вы бы взяли в экспедицию»? Хейердал тут же задал ему вопрос : А что вы умеете делать»? Хрущев ответил, что умеет готовить вкусный борщ, и мог бы быть поваром.
В ответ Хейердал высказал свое согласие, но при одном условии: Хрущев должен был взять с собой в экспедицию как можно больше черной икры, которую Хейердал просто обожал поедать в больших количествах. Следует сказать, что Хрущев не забыл это шутливое пожелание норвежца, и вскоре прислал ему большой бочонок черной икры. Тур был растроган таким подарком. Надо ли говорить, что в мире почитателем СССР стало на одного человека больше – оказывается, в Советском Союзе живут нормальные люди, имеющие чувство юмора, и с которыми можно было пообщаться в неформальной обстановке вне зависимости от того, кто какую занимает должность или знаменит он или нет. Эта история с черной икрой имела продолжение в 80-х гг. прошлого века, когда в Москве проходил Московский кинофестиваль художественных и документальных фильмов. Фильм о плавании на «Ра» на кинофестивале получил первую премию. Так вот, практически все полученные в качестве премии деньги Хейердал употребил на устройство грандиозного банкета в гостинице «Россия». Приглашенные буквально онемели, когда в банкетный зал длинной чередой вошли официанты с подносами, на которых стояли только шампанское и невероятное количество вазочек с черной икрой и ложками. Многое в жизни забывается, но только не такие случаи. Попасть в то время за границу советскому гражданину было достаточно непросто. В первую очередь, на первом месте стоял вопрос – сумеет ли этот человек достойно представить СССР за рубежом. Сенкевич не мог поехать как турист за рубеж, т. к. он был знаком с совершенно секретными материалами, связаными с подготовкой советских космонавтов. Даже посылка в научную экспедицию в Антарктику считалась загранкомандировкой. Но после Антарктиды, куда его послали после рассмотрения кандидатуры в ЦК, на нем уже лежала печать благонадежности. Но, как вспоминает Сенкевич, качество печати благонадежности проверялось каждый раз. Это стало ему окончательно понятно, когда Сенкевич готовился к третьему путешествию с Хейердалом на «Тигрисе». О том, что кандидатура Сенкевича утверждена на секретариате ЦК, ему сообщил председатель Гостелерадио Лапин. Отличительной чертой характера Сенкевича была личная скромность и доброжелательность, особенно выпукло проявляемая в экстремальных условиях. Люди моего поколения запомнили на всю жизнь его репортажи с борта большой лодки «Ра», сделанной из папируса умельцами на озере Чад. При изготовлении лодки местные мастера посчитали, что «Ра» не нужна высокоподнятая, сплетенная из папируса, корма. Они ее обрезали, считая, что так лодка будет более устойчивой к океанским волнам. В плаванье обнаружилось, что из-за плоской кормы «Ра» постоянно заливало. А спустя месяц корма лодки намокла так, что стала погружаться в воду. На лодке был спасательный плот из пеноспласта, рассчитанный, на шесть человек, хотя членов экипажа «Ра» было семь. Собственно, даже не семь, а девять - обезьянка Сафи, которую принес на лодку Хейердал и неизвестно, как попавший на борт вместе с продовольствием селезень, которого тут же нарекли Синдбадом-Мореходом.
Приняли решение: плот распилить на отдельные элементы, при помощи которых укрепить корму. Эта мера продлила жизнь лодки на две недели. Послали «SOS». Откликнулась яхта американской миллиардерши, которая обещала оказать помощь. Радость от предстоящего спасения охватила весь экипаж. Чтобы облегчить лодку и не дать ей уйти на дно, выбросили бочку с солониной, кувшины с водой, и хлеб. Но прошло еще четверо суток, а яхта так и не подошла. Спать на тонущей лодке было негде. Сенкевич спал, точнее, плавал на связанных вместе пустых канистрах, часть экипажа привязала себя к мачте, чтобы их не смыло океанской волной за борт. А до этого американец Джон Норман получил сильнейший ожог от медузы- физалии. На счастье Нормана, такой же ожог ранее получил и Сенкевич, который на собственной шкуре испытал, что никакие лекарства не спасают от действия яда физалии, кроме одного средства. Им был аммиачный раствор. Его не было в аптечке на лодке, но его мог выделить каждый из экипажа лодки. Приспособили в качестве емкости скорлупу кокосового ореха и члены экипажа наполняли его спасательной жидкостью из собственного организма, что и спасало Нормана от страданий. Все это, случившееся на «Ра», рассказал зрителям Сенкевич в присущей ему мягкой, слегка ироничной манере, не нагнетая страстей, чтобы не портить нервы своих зрителей. Очень часто тогда и сейчас, когда речь заходила о цели путешествий Хейердала и его команд на плотах и лодках по океану, звучал вопрос: «А зачем ему это надо было делать»? В 1969 и 1970 гг. Хейердал организовал путешествие на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» через Атлантику, чтобы доказать возможность трансокеанских контактов древних народов. В 1977-1978 гг. он совершает путешествие через Индийский океан, чтобы доказать- древние шумеры совершали длительные океанские переходы. Менялись в этих путешествиях члены экипажа, но только Сенкевич всегда был с ним рядом. Свой космос Сенкевич нашел в океане. И еще неизвестно, где ему было менее опасно.
Он был один из самых скромных рассказчиков, никогда не выпячивал свою особу на первый план. Каждый из тех, кто общался с Сенкевичем, как с собеседником или, как зритель его замечательной передачи «Клуб путешествий», может это подтвердить. Никогда ни единым словом Сенкевич не дал понять, что он, как космонавт или, как начальник Учебно-тренировочного специализированного центра медико-биологической подготовки космонавтов, непосредственно причастен к реализации космической программы в СССР. К нему приходили на передачу всемирно известные путешественники- Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жан Мэлори, Федор Конюхов, Яцек Палкевич, Михаил Малахов и др. Любимая книга Сенкевича – «Робинзон Крузо. Он, как путешественник, побывал в 125 странах из более, чем 200. У него всюду были друзья - со Стасом Намином он летал в одной корзине воздушного шара и всегда Намин обращался к Сенкевичу только по имени- отчеству. По словам Намина,»… Сенкевич был, с одной стороны потрясающе сильный духом и телом, а с другой стороны, очень романтической натурой». В Тянь-Шане Сенкевич создавал школу выживания, через которую прошли многие космонавты. Знаменитый космонавт - врач из ИМБП, Валерий Поляков единственный в мире человек, который совершил непрерывный космический полет длиной в 437 суток, всего в нескольких словах представил нам Сенкевича. »Юрий Александрович ходил наравне с нами (речь шла о времени пребывания группы космонавтов в школе выживания в Тянь- Шане), с вертолета нам сбрасывал еду, дрова. Вечером, спустившись с небес, у костра Сенкевич неизменно был в центре компании». К нему действительно применимо понятие - ОН ХОДИЛ С НАМИ НАРАВНЕ, ОСТАВАЯСЬ ВЕЛИКИМ ПУТЕШЕСТВЕННИКОМ. Теперь танкер и самолет, названные в его честь, смотрят на мир глазами Сенкевича. В Москве и Санкт-Петербурге теперь говорят: «Сенкевич» прилетел или ушел в море. Сенкевич очень хотел попасть на острова Россиян – это часть архипелага Туамоту в Тихом океане, открытые в 1816 г. российским исследователем и путешественником Отто Коцебу на корабле «Рюрик». Эти 20 островов носили имена Кутузова, Аракчеева, Суворова…


Каталог: docs
docs -> Малярова Татьяна (гобой)
docs -> Сто восемь минут…
docs -> Коммуникативная стратегия славянофильского журнала «русская беседа» (1856-1860 гг.) 10. 01. 10 Журналистика
docs -> Кристева Любовь Петровна (фио учителя, составившего рабочую программу учебного предмета) г. Москва 2016 год. Пояснительная записка рабочая программа
docs -> Состав делегации Кыргызской Республики для участия в работе девятого заседания Межправительственной кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству
docs -> Города десногорска
docs -> Датировка в лирике: типология и поэтика
docs -> «Жизнь замечательных людей»
docs -> Книга для чтения в семье и в школе скромное приношение детям, вступившим в XXI столетие По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
docs -> Программа по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного отделения с дистанционной формой обучения
  1   2   3