Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Чайковский образ гения




Скачать 75.18 Kb.
Дата25.02.2017
Размер75.18 Kb.
ТипИсследовательская работа
Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 111

с углублённым изучением немецкого языка

Калининского района Санкт-Петербурга


Исследовательская работа

по истории и культуре Санкт-Петербурга

на тему: «Чайковский – образ гения»

(на примере балетов Б.Эйфмана «Чайковский» и Н. Долгушина «Воспоминания о детстве»)

Работу выполнила ученица 11 класса



Розмыслова Виктория Евгеньевна
Руководитель работы Гончаренко Ирина Геннадьевна,

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

и мировой художественной культуры
консультант работы Розмыслова Лариса Вадимовна

учитель русского языка, литературы ИЗО и МХК

ГБОУ № 27 имени И.А.Бунина
Электронный адрес для связи:

rosmyslowa@yandex.ru

Когда я посмотрела балет Б. Эйфмана «Чайковский», меня заинтересовал образ композитора и то, как передает свое видение образа гения балетмейстер. Ведь каждый из постановщиков видит Чайковского по-разному, и тому ярким примером является второй постановщик – Н. А. Долгушин, у которого даже название кардинально иное - «Сны детства».

Изучая особенности современного балетного искусства, я выяснила, что оно часто обращается не к сюжетным постановкам, а к изображению внутреннего мира ярких личностей через пластику движений. Такими постановками являются «Анна Каренина» Б. Эйфмана и «Есенин» Ю. Петухова. Но и у представителей классического балета иногда тоже можно увидеть балет-биографию, однако эти постановки полностью противоположны постановкам современных балетмейстеров. Среди подобных постановок можно назвать «Анну Каренину» Ф. Григоровича и «Воспоминания о детстве» Н. А. Долгушина. И вот вопрос: «Почему два балетмейстера ставят балет об одной личности, но выражают её гениальность через разные образы?»

А. С. Пушкин писал: «А гений и злодействодве вещи несовместные. Не правда ль?» [1], но в постановке Б. Эйфмана «Чайковский» можно увидеть опровержение этой теории, так как, по мнению автора, гений – это, прежде всего, злодей и сумасшедший, а потому в его балете великий композитор становится порочной личностью. Из этого возникает предположение (гипотеза), что гениальность П.И. Чайковского показана через разные образы потому, что для каждого постановщика самое слово «гений» имеет разные определения.

И, наконец, можно определить цель данного исследования: показать, что Н. А. Долгушин и Б. Эйфман средствами одного и того же вида искусства представляют личность П. И. Чайковского по-разному - гения как человека с чистой и светлой душой у Долгушина и гения как человека, сочетающего в себе и ангела, и демона у Эйфмана. Прежде всего, для Никиты Александровича гений должен всегда оставаться в душе ребёнком. Для Эйфмана – это человек, лишённый рассудка, который соединяет в себе множество людских пороков.

В ходе исследования перед нами были поставлены следующие задачи:


  1. Проанализировать и сопоставить взгляды на искусство Б.Эйфмана и Н.Долгушина

  2. Рассмотреть биографию П.И.Чайковского, неординарность и противоречивость гениальной личности

  3. Сопоставить повторяющиеся элементы в постановках Б.Эйфмана и Н.Долгушина

  4. Сопоставить либретто балета Б.Эйфмана «Чайковский» и Н.Долгушина «Воспоминания о детстве»

  5. Проанализировать пластические средства выразительности балетов Б.Эйфмана и Н.Долгушина в создании образа П.И.Чайковского человека и гения

  6. Сделать выводы, подтверждающие или опровергающие рабочую гипотезу:

гениальность П.И. Чайковского показана через разные образы потому, что для каждого постановщика самое слово «гений » имеет разные определения.

Таким образом, предмет нашего исследования - это постановки Б.Эйфмана «Чайковский» и Н.Долгушина «Воспоминания о детстве», а объектом исследования является образ П.И.Чайковского – человек и гений - воссозданный в балетных постановках Б.Эйфмана и Н.Долгушина.


Этапы и методы работы

Данная работа состоит из введения, описания этапов и методов работы над исследованием, основной части в трех главах, разбитых на подглавы, заключения и приложений.



Первый этап исследования (теоретический)

На данном этапе был произведён анализ литературы, посвящённой биографии композитора П.И.Чайковского с целью выявить особенности его как человека , гения и личности. Далее нами были сопоставлены сайты и статьи, содержащие интервью Б.Эйфмана и Н.Долгушина, в которых излагаются взгляды балетмейстеров на искусство и современный балет, а также рассмотрены биографии постановщиков с целью выявления в них черт гения и неординарной личности.

В ходе анализа литературы нами были сделаны выводы о том, что в П.И.Чайковский неслучайно становится объектом их постановок, так как каждый из балетмейстеров также представляет собой гениальную и неординарную личность, каждый из них вносит в балетное искусство нечто новое и по-своему революционное.

Второй этап исследования (экспериментально-аналитический)

На втором этапе мы произвели сопоставительный анализ двух балетов, посвящённых П.И.Чайковскому: история создания, либретто, повторяющиеся элементы.

Используя контент-анализ, были сопоставлены балетные постановки Н.Долгушина и Б.Эйфмана, в ходе которого были выявлены повторяющиеся элементы в постановках этих балетмейстеров.

Через контекстный анализ были сопоставлены либретто двух балетов – «Воспоминания детства» Н.Долгушина и «Чайковский» Б.Эйфмана с целью выявления в них схожих и различных аспектов изображения человека-гения – П.И.Чайковского.



Третий этап исследования (практический)

На данном этапе мною было взято интервью у Потаповой Юлии Викторовны и у Долгушина Никиты Александровича, использован личный опыт участия в постановке Н.А.Долгушина «Воспоминания о детстве», в которой я исполняла роль Ангела, и наблюдения в ходе репетиционного и постановочного процесса , а также рассмотрены видеоматериалы постановок Н.Долгушина «Воспоминания детства» и «Б.Эйфмана «Чайковский» с целью анализа средств выразительности в создании образа П.И.Чайковского.

Искусство не стоит на месте, оно постоянно в движении и ищет новые формы выражения неповторимого и прекрасного. Невозможно в искусстве сказать: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Однако самый изменчивый вид искусства – это балет. Его язык ищет всё более понятные для зрителя формы. Психологизм балета помогает передать не только литературные сюжеты, но и тонкие переживания и страдания гения в мире людей.

Такую возможность, на мой взгляд, смогли осуществить два гениальных балетмейстера Никита Долгушин и Борис Эйфман, воплотившие в своих постановках яркую и гениальную личность П.И.Чайковского.

Проанализировав балеты «Чайковский» и «Воспоминания о детстве», я пришла к следующим выводам:

1. Б.Эйфман и Н.Долгушин выбирают сюжетом своих постановок жизнь и судьбу гениального композитора П.И.Чайковского, так как оба были поглощены чтением его биографии, а также поставили немало балетов на его музыку

2. Переосмысление собственного творчества стало для балетмейстеров импульсом к созданию на сцене отображения своего виденья гения

3. Позиции Долгушина и Эйфмана к гению различны, что и отражается в различии либретто к балетам

4. Каждый балетмейстер вкладывает в изображение гения частицу себя, своего мировоззрения, что и отражается в определённом комплексе выразительных средств, также абсолютно разных

5. Образ Чайковского гармонично вписывается в образную систему и Б.Эйфмана и Н.Долгушина, что подчёркнуто повторяющимися элементами в балетах каждого балетмейстера

6. Получились не просто диаметрально противоположные постановки, а, на мой взгляд, балеты, показывающие разные стороны проявления гениальной личности, дополняющие друг друга и создающие единый образ гения, подтверждающий мысль А.С.Пушкина: «А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?»

Таким образом, исходя из полученных результатов и сопоставив выводы исследования с гипотезой, целью и задачами, можно заключить, что рабочая гипотеза оказалась верной: гениальность П.И. Чайковского показана через разные образы потому, что для каждого постановщика самое слово «гений» имеет разные определения.

Данное исследование, на наш взгляд, соответствует цели: показать, что Н. А. Долгушин и Б. Эйфман средствами одного и того же вида искусства представляют личность П. И. Чайковского по-разному - гения как человека с чистой и светлой душой у Долгушина и гения как человека, сочетающего в себе и ангела, и демона у Эйфмана.

В ходе исследования мы проанализировали и сопоставили взгляды на искусство Б.Эйфмана и Н.Долгушина; рассмотрели биографию П.И.Чайковского, выявив неординарность и противоречивость гениальной личности; сопоставили повторяющиеся элементы в постановках Б.Эйфмана и Н.Долгушина; сопоставили либретто балета Б.Эйфмана «Чайковский» и Н.Долгушина «Воспоминания детства»; проанализировали пластические средства выразительности балетов Б.Эйфмана и Н.Долгушина в создании образа П.И.Чайковского человека и гения, что соответствовало поставленным задачам.

Данное исследование имеет следующую практическую значимость: через сопоставительный анализ либретто и пластических средств выразительности двух балетов о П.И.Чайковском можно создать, на мой взгляд, новую постановку о гениальной личности композитора, учитывая трактовку гения и Н.Долгушина, и Б.Эйфмана. Мне кажется, что в новой постановке можно было бы показать в первом акте молодого композитора, мятущегося между дьявольским и божественным началом, а во втором акте мудрого гения в старости, сохранившего детскую открытую душу, очистившуюся от искушения Дьявола.

Данная работа отражает только один эпизод из сопоставления пластических средств выразительности двух балетмейстеров Н.Долгушина и Б.Эйфмана. В предыдущей работе я сопоставляла балеты этих же постановщиков «Дон Кихот» и «Я Дон Кихот». Перспективой моей работы является полный сопоставительный анализ средств выразительности балетного искусства у Б.Эйфмана и Н.Долгушина с целью выявления двух противоположных, но дополняющих друг друга тенденций в современном русском балете.



Сноски к тексту

[1] Пушкин А.С. Моцарт и Сальери. Маленькие трагедии, т.5. Л.: Наука, 1978. С.314



Библиография

Биография. Музыка Чайковского на CD и DVD. Интернет-магазин шедевров исполнительского искусства. URL: http://www.tchaikov.ru/biography.html ( дата обращения: 3.11.2011)

Дон-Кихот или Фантазии безумца. Репертуар. Эйфман-балет. URL: http://www.eifmanballet.ru/repertoire/don-quixote (дата обращения: 18.12.2011)

Красная Жизель. Репертуар. Эйфман-балет. URL: http://www.eifmanballet.ru/ru/repertoire/red-giselle (дата обращения: 18.12.2011)

Пушкин А.С. Моцарт и Сальери Маленькие трагедии, т.5. изд. Л,: Наука,1978. 314 с.

Рождественские превращения Щелкунчика. Балет-арт. URL: http://www.balletart.ru/rus/news/2006/06_06.htm (дата обращения: 10.09.2011)

Розмыслова В.Е. Интервью с белетмейстером-постановщиком Потаповой Юлией Викторовной. СПб, 09.01.2012

Розмыслова В.Е. с народным артистом СССР и РСФСР Никитой Александровичем Долгушиным. Спб, 28.11.2011

«Танцы машин» в техногенную эпоху: новый «Болт» Д.Д.Шостаковича. URL: http://baletoved-spb.narod.ru/Nomer_2_2006/vspominaem_premiery/Vspominaya_premiery2004_2005.htm

Тарасов.Н., Классический танец школа мужского исполнительства. М.: Искусство,1981. 440 с.







Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»

  • Исследовательская работа по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему: «Чайковский – образ гения»
  • Первый этап исследования (теоретический)
  • Второй этап исследования (экспериментально-аналитический)
  • Третий этап исследования (практический)
  • Сноски к тексту