Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Целой жизни не хватит для музыки»




Скачать 128.57 Kb.
Дата17.06.2017
Размер128.57 Kb.
«Целой жизни не хватит для музыки»

по страницам произведений С.В.Рахманинова

 

1. Тема: «Целой жизни не хватит для музыки»



    2. Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского композитора    

                  С.В.Рахманинова

    3. Задачи:

           образовательная: познакомить детей с биографией С.Рахманинова,    

                                          показать, что музыкальные образы его произведений – это

                                          воплощение в музыке части его жизни; развитие

                                          творческих способностей в процессе  

                                          музыкально-театральной деятельности учащихся;

           развивающая:      формировать эмоциональное осознанное восприятие  

                                         музыкального образа на примере произведений  

                                         С.Рахманинова;

          воспитательная: способствовать артистическому развитию учеников и  

                                         их творческой активности

    4. Форма урока: урок-концерт

    5. Тип урока: интегрированный (музыка-театр)

    6. Оформление класса: на столе учителя - портрет С.Рахманинова, книги с   

                                           литературным наследием и письмами, ноты

    7. Предварительная подготовка: разучивание и постановка театральных

                                           инсценировок, стихов, романсов

    8. Оборудование: костюмы героев инсценировок, фонограмма Второго

                                 концерта для фортепиано с оркестром, несколько портретов  

                                 композитора С.Рахманинова, магнитофон, фонограмма записи   

                                 Прелюдий в исполнении самого автора 

    9. Виды деятельности: слушание, исполнение

   10. Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, анализ, обобщения.

 

 



План урока:

 

1. Организационный момент урока       …………………………..….    2 мин.                           



2. Инсценированные страницы биографии С.Рахманинова «Учёба».

     Детские годы композитора ……………………....…………………...6 мин.

3.  Юность С.Рахманинова …… .……....………………………..…. … .5 мин.

4.  Слушание Прелюдии До# минор ...………………………………...   2 мин.

5. Революция в жизни С.Рахманинова………..……………..……….    6 мин.

6. Слушание отрывка из Второго концерта для ф-но с оркестром..... 3 мин.

7. Жизнь С.Рахманинова в эмиграции …….….……………………..    5 мин.

8. Слушание «Музыкального момента» С.Рахманинова…………….. 2 мин.

9.  Стихотворение Б.Пастернака…………………………………………1 мин.

10. Стихотворение И.Северянина………………………………………..1 мин.

11. Последние годы жизни С.Рахманинова……………………………..4 мин.

12. Итог урока                                         ………………………………..   3 мин.

 

 

 



Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычная встреча с музыкой - встреча с красивой музыкой.

Наша творческая группа приглашает вас в гости - в наш «Музыкальный клуб». В истории музыки, а особенно русской музыки, немало личностей, чью одаренность по праву можно назвать гениальной. Это выдающиеся композиторы и пианисты, певцы и дирижеры. Но одно имя находится особняком от остальных.

Звучит музыка С.Рахманинова «Итальянская полька».

 - Сегодня нас ждёт с вами удивительная встреча с музыкой Сергея Васильевича Рахманинова, русского композитора.

      - Близкие, хорошо знавшие его люди вспоминали, что словами о себе и о своих переживаниях Рахманинов почти ничего не говорил, пологая, что всё сказал своими произведениями. И потому, чтобы понять творчество композитора, надо слушать его музыку.

       - Творчество этого мастера проникнуто романтически- возвышенным чувством любви к родной русской земле, к истории нашего народа, у православной вере. Композитором созданы оперы, симфонии, концерты для ф-но с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка. Он был великолепным дирижёром и гениальным пианистом.

 

     Но какими путями шел Сергей Васильевич к этим званиям? Давайте, вернемся к эпи­зодам его детства и юности. Только пусть нам поможет сам компо­зитор - Сергей Васильевич Рахманинов. Ведь в вечере, посвящен­ном его музыке, кому-то из наших ребят нужно было сыграть роль композитора.



 

(Входит исполнитель роли Сергея Рахманинова.)

           Рахманинов: И решили, что эту роль должен сыграть я. Пусть внешне я не совсем похож на композитора Сергея Рахманинова, но я люблю музыку и хочу, чтобы наши сегодняшние слушатели тоже подружились с ней.



Ведущая: Вашему вниманию предлагается сцена

­                                          «Учеба»

 

1885 год. Санкт-Петербург. Мать Сергея Рахманинова встречает свою подругу.



     (Ведущая и Рахманинов уходят. Навстречу друг другу выходят мать

 С. Рахманинова Любовь Петровна и ее подруга. Они обнима­ются.)

        Любовь Петровна: Ах, дорогая, как я рада, что ты заехала ко мне. Сто лет не виделись. Видно, совсем забегалась по урокам.

     Подруга: Да, совсем, как Фигаро - то здесь, то там! И поесть бывает некогда. Петербург - город огромный. Ученики мои в разных концах живут - пока доедешь!



Любовь Петровна: Ну, присаживайся, выпей чашку шоколада. (Садятся на стулья.) Как твоя работа в консерватории?

Подруга: Трудно, конечно, но куда ж от этого денешься.

Любовь Петровна: Да вот и Сережа наш третий год как в кон­серватории учится. Почти совсем дома не бывает. Думаю, что ему суждено стать большим музыкантом. Да он ведь с раннего детства большие надежды подавал. С семи лет любую музыку мог в точности исполнить, а с дедушкой уже тогда Бетховена в «четыре руки» ра­зыгрывал. И знаешь, у нас в семье для него оригинальное наказание было. Всех детей в угол ставили за провинность, а его под рояль сажали. Да ты и сама помнишь, как говорила: «Музыка обязательно поведет его за собой». Что ты хмуришься?

Подруга: Как, Любовь Петровна, вы ничего не знаете? Ах, ужасно, ужасно мне жаль Сережу!

Любовь Петровна: Сережу? Жаль? Отчего?

Подруга: Не может быть, чтобы вы ничего не знали.

Любовь Петровна: Да не пугай меня, что случилось?

Подруга: Разве он не рассказывал? Значит, он скрывает. Да ведь его из консерватории отчислить собираются.

Любовь Петровна: Отчислить? За что? Что он мог сделать?

Подруга: Я и не подозревала, что это для вас новость. Ведь у него никуда негодные дела по научным предметам. Но все смотрели на это сквозь пальцы: очень уж мальчик одаренный. А тут выяснилось: почти по всем дисциплинам, кроме музыки, единицы.

Любовь Петровна (достает ученическую сумку сына): Постой, вот его дневник. Давай, посмотрим. Гляди - четыре. Четыре, четыре, три, правда, с плюсом.

Подруга: Да ты видишь, что это поддельные отметки. Четверки переправлены из единиц, а тройки из двоек.

(Начинает звучать соната Моцарта.)

Любовь Петровна: Какой ужас! Сейчас же потребую от него ответа! Вот, видимо он вернулся - Моцарта разыгрывает!

(Звонит в колокольчик. Входит горничная.) Сережу позовите!

 

(Горничная кивает и уходит.  Музыка   обрывается.



Входит Сергей Рахманинов. Он в глухо застегнутом сюртуке.)

 

Любовь Петровна: Сережа! Как ты мог решиться на такое? (По­казывает дневник.) О чем ты думал? У меня уже сил никаких нет. Имение наше разорено, у нас столько проблем! Что произошло, по­чему у тебя такие плачевные дела в консерватории?



Рахманинов: Ну и что особенного, подумаешь, что я занятия по музыке пропускал. (Внезапно вновь начинает звучать музыка.) И ничего особенного.

Любовь Петровна: Боже мой, ты стал настоящим уличным маль­чишкой. Ведь в тебе все видели музыканта. А ты, на кого у меня была вся надежда ... (Закрывает глаза руками и плачет.)

Рахманинов: Да ничего особенного. Ну, я вместо уроков на ка­ток ходил.

Любовь Петровна: Какое горе, какое горе! Не представляю, что я с тобой дальше буду делать. Ступай! Нет, постой! (Звонит в коло­кольчик. Входит горничная.) Кто это там играет?

Рахманинов: Это Саша Зилоти приехал!

Подруга: Кто? (Встает со стула.)

Сам Александр Зилоти. Он, что, ваш родственник?



Любовь Петровна: Сережин двоюродный брат.

Подруга: Знаменитый пианист Александр Зилоти - кузен Се­режи?

Любовь Петровна: Да, (горничной) пригласи его сюда. (Горнич­ная делает книксен и уходит.)

Подруга: Об Александре Зилоти говорит вся Европа. Ведь он учился у самого Ференца Листа, и тот прочит ему блестящий успех пианиста.

(Вбегает Александр Зuлоти. У него романтический вид арти­ста - на шее бант. Он целует руку у Любови Петровны, кланяется Подруге.)

Зилоти: Здравствуйте, Любовь Петровна. Слушал сегодня игру вашего сына. Вот что: я его забираю в Москву. Немедленно, сегодня. В Московскую консерваторию, в класс профессора Зверева.

Любовь Петровна: Постойте, Александр. Все так неожиданно.

Зилоти: Что ж тут долго говорить? Дарование его велико, без­условно. Но порядка, выучки, техники мало. Даже не в этом дело. Я душу его понял: ведь уже сейчас в нем виден прирожденный му­зыкант.

Любовь Петровна: Саша, милый, да вы не знаете, какой он озор­ник. Прежде его, бывало, от рояля не оторвешь, а теперь вот все ленится.

Зилоти: Ничего, это пройдет. Зверев лени не терпит. Я сам вместе с другими учениками все восемь лет учебы у него в доме прожил. Знаете, как называли нас? Зверята. Но, уж Зверев сам график наших занятий составлял. Коли назначит тебе с шести утра идти заниматься, так без возражений. Знаете, какая у него любимая поговорка: только труд пьет мед, а лень пьет воду.

 

(Уходят все, кроме Рахманинова, который присаживается в стороне в кресле.)

 

     -Среди первых творений молодого 19-тилетного композитора 



   Прелюдия До#  минор, ставшая самой популярной из его десяти прелюдий.

(Слушание Прелюдии До# минор.)

     -Мрачный, тревожный характер пьесы как-бы предвещает «неслыханные» перемены, невиданные мятежи. В основе пьесы лежит короткий мотив, его набатная звучность пронизывает всю музыкальную ткань.

      - Бездомного Рахманинова всегда тянуло к земле. Наконец-то он смог ощутить свою давнюю мечту, откупив у тестя любимую Ивановку. Он выписал из-за границы трактор, один из первых в России - новейшие сельскохозяйственные машины, а для личного пользования - легковой автомобиль, став вскоре виртуозным водителем. Он привез сюда великолепный рояль «Стейнвей» и установил в кабинете на втором этаже.

    - Ранняя осень1917 года. Рахманинов ехал на машине в Ивановку. По сторонам дороги - неубранные хлеба, заглушённые сорняком картофельные поля, гречиха, просо. Сиротливо торчат столбы на месте растащенного крытого тока.

    - Рахманинов притормозил. Обочь дороги, задрав колеса, беспомощно, словно опрокинутый на спину жук, валялся покалеченный трактор.

 - Машина подъехала к усадьбе. И здесь приметны следы разора. Возле дома размахивали руками какие-то мужики, а другие мужики выносили оттуда вазы, кресла, свёрнутые ковры, разную утварь.

       Но не это потрясло Рахманинова: широкие окна во втором этаже распахнулись, там показалось нечто большое, чёрное, сверкающее, надвинулось на подоконник, выпятилось наружу и вдруг

грохнулось вниз. И лишь ударившись о землю и взныв оборванными струнами, обнаружило свою сущность кабинетного рояля «Стейнвей».

- Волоча ноги, как дряхлый старик, Рахманинов побрел к дому. Мужики заметили его, когда он показался рядом с трупом рояля, и оцепенели. У них не было личной ненависти к Рахманинову, и если в отсутствие он становился «барин», «помещик», то живой его образ напоминал, что он не просто барин, а нечто другое, далеко не столь им враждебное.

-Ничего, продолжайте,- рассеянно проговорил Рахманинов и остановился над чёрными блестящими досками, чей смертный взвой продолжал звучать в его ушах.

- Он глядел на … ещё дрожащие струны, на разбросанные везде клавиши… и понимал, что никогда не забудет этой минуты.

- Беспокойная и напряжённая обстановка России действительно обусловила конфликт Рахманинова с органами крестьянской бедноты в столь дорогом и милом его сердцу имении в Ивановке. Всё происходящее в России в те годы воспринималось Рахманиновым только отрицательно, как всенародное бедствие.

 

-Не в силах понять происходящего, Рахманинов принимает решение временно покинуть Россию. И уезжает с тяжёлым чувством, ещё не зная, что уезжает навсегда, и что много раз пожалеет, что сделал этот шаг. Впереди его ждала новая жизнь, громкий успех, слава и безмерная тоска по родине.



 

       Звучит отрывок из Второго концерта для фортепиано с оркестром., названный когда-то – «гениальная поэма о родине».

 

     - Уехав из России, Рахманинов будто лишился корней и долгое время ничего не сочинял, занимаясь лишь концертной деятельностью. Для него были распахнуты двери лучших концертных залов Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго… И только одно место было закрыто для Рахманинова - его родина, где лучшим музыкантам было предложено бойкотировать его произведения.



           Газета «Правда» писала: «Сергей Рахманинов, бывший певец русского купечества и буржуазии, давно исписавшийся композитор, имитатор и реакционер, бывший помещик…- заклятый и активный враг советского правительства». «Долой Рахманинова! Долой поклонение Рахманинову!» - призывали харьковские «Известия».

         Сейчас прозвучит «Музыкальный момент» Рахманинова

    в исполнении педагога Ласыгиной Ольги Витальевны. (Слушание)

                

    Музыка отличается мужественным волевым тоном, с мятежными призывами, бурлящими ритмами, душевной встревоженностью.

- Строго упорядоченную жизнь Рахманинова украсила нежная тайна. Где бы он не выступал, после концерта ему преподносили букет белой сирени от неизвестной дарительницы. Это трогало его. Он так никогда и не увидел «фею сирени».

Прозвучит стихотворение Бориса Пастернака

в исполнении Татьяны Ильиничны Шеиной

 

        Лишь одним напоминала швейцарская усадьба, вилла Сенар старую Ивановку: кустом белой сирени, некогда привезенным из России…



        - Ради Бога, не повредите корней! – умолял он старика садовника.

        - Не бойтесь, герр Рахманинов. Ваш прекрасный куст будет в полном порядке.

        - Я не сомневаюсь. Но сирень - нежное, хотя и выносливое растение. Если Вы повредите корни, всё пропало.

 

Стихотворение Игоря Северянина прочитает



Порывкина Мария

 

Весенний день горяч и золот



Весь город солнцем ослеплен

Я снова - я, я снова молод!

Я снова весел и влюблен!

 

Душа поет и рвется в поле,



Я всех чужих зову на «ты»…

Какой простор! Какая воля!

Какие песни и цветы!

 

Шумите вешние дубравы!



Расти, трава! Цвети сирень!

Виновных нет: все люди правы

В такой благословенный день!

 

 



      Рахманинов любил Россию, а Россия любила Рахманинова.

И потому, вопреки всем запретам, музыка Рахманинова продолжала звучать, так как запретить её невозможно.

 

-1942 год. В России идёт Великая Отечественная война. Сергей Васильевич уже давно обосновался в Калифорнии. Холмы над океаном, апельсиновые деревья. Американский корреспондент берёт интервью у Рахманинова.



Кор.: Ой! Ну и рука у Вас, мистер Рахманинов.

Рах.: Какие у Вас ко мне вопросы?

Кор.: О Вашем заявлении давать концерты в пользу Красной Армии говорят повсюду. Вы не боитесь, что публика не пойдет Ваши концерты?

Рах.: Напротив, я поднимаю цены на билеты. Но я буду играть. В помощь армии моей родины.

Кор.: Разве Америка не стала для Вас второй родиной?

Рах.: Я благодарен Америке за приют, но второй родины не бывает, как и второй матери. И потом, разве Америка не союзница России в этой войне?

Кор.: Влиятельные круги Америки не хотят помогать России и препятствуют всякой помощи.

Рах.: В России решается, быть или не быть человечеству. Пишите: весь сбор от моих концертов пойдет в фонд Красной Армии.

Кор.: Ну и характер.

(Кланяется и уходит)

        … По обыкновению строгий, подтянутый, в безукоризненном фраке, он появлялся на сцене, отвешивал короткий поклон, расправлял фалды, усаживался, пробовал ногой педаль- всё, как всегда, и лишь близкие люди знали, чего стоит ему каждое движение, как затруднена его поступь и какими

 Нечеловеческим усилием воли скрывает он от публики свои муки.

 На концерте, в Мэдисон- гарден, сыграв на бис прелюдию До# минор, Рахманинов не смог встать из-за рояля. Тщетно он отталкивался от табуретки: скрюченный непереносимой болью позвоночник не давал распрямиться. Охваченный восторгом зал не замечал мучений музыканта. Но за кулисами почуяли недоброе и дали занавес. К Рахманинову кинулись люди, помогли распрямиться. «Носилки!»- крикнул кто-то. Рахманинов остановил доброхотов властным жестом.

         - Я должен поблагодарить публику …И попрощаться.

          Люди покинули сцену. Подняли занавес. Рахманинов вышел к рампе и поклонился на три стороны.

Когда его несли к машине, он посмотрел на свои руки, большие, прекрасные, измученные бесконечными кровоизлияниями - дивные, мощные и мягкие, руки, доставившие столько высокой радости людям, и прошептал:

                 - Милые мои руки, бедные мои руки, прощайте!...

 

    Умер Рахманинов 28 марта 1943 года, не дожив несколько дней до своего семидесятилетия. Отпевали его в православной церкви на окраине Лос-Анжелеса. Гроб был цинковый, чтобы осталась возможность хоть когда-нибудь перевезти тело в Россию.



 

    Рахманинова не стало, а его музыка продолжала согревать души исстрадавшихся от войны соотечественников. ..

 

На фоне музыки Второго концерта звучит стихотворение:



 

«…И нота каждая его кричит: - Прости!

И крест над холмиком кричит: - Прости!

 

Он на чужбине столько прогрустил!



Он на чужбине только погостил…»

 

Продолжает звучать музыка второго концерта.

  • Ведущая
  • Любовь Петровна
  • Подруга
  • (Начинает звучать соната Моцарта
  • Рахманинов
  • Звучит отрывок из Второго концерта для фортепиано с оркестром.
  • Сейчас прозвучит «Музыкальный момент» Рахманинова
  • Стихотворение Игоря Северянина прочитает Порывкина Мария
  • «…И нота каждая его кричит: - Прости! И крест над холмиком кричит: - Прости!