Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Басни Крылова. Люблю где случай есть,пороки пощипать




Скачать 126.49 Kb.
Дата17.06.2017
Размер126.49 Kb.
ТипУрок
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ.

Подготовила :Учитель высшей категории средней школы имени Н.Крупской г.Державинска Жаркаинского района Акмолинской области

Почтарук Инна Владимировна

Тема:»Басни Крылова» .»Люблю где случай есть ,пороки пощипать.»

Цель: обогатить знания детей о творчестве И. А. Крылова ,расширить круг читаемых басен , проверить знания фактов биографии Крылова,

развивать умение выразительно читать .вызвать интерес к изучению классической литературе ,как части общей культуры ,развивать умение анализировать ,сравнивать ,сопоставлять ,обобщать ,делать выводы ,инсценировать басни.

воспитывать интерес к чтению басен ,прививать любовь ,воспитывать положительное отношение к честным, благородным ,добрым поступкам.

Содержание урока.



1.Звучат стихотворения Вяземского и Исаковского в исполнении учителя.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова
мы с каждым годом любим всё сильней.


Со школьной парты с ними мы сживались.
В те дни «Букварь» постигшие едва


И в памяти навеки оставались

Бессмертные Крыловские слова!(М.Исаковский.)



Забавой он людей исправил.

Сметая с них пороков пыль:

Он баснями себя прославил .

И слава эта -наша быль

Пока по-русски говорят?

Ёё давно мы затвердили.

Ёё и внуки затвердят.(Вяземский)

 Согласны ли вы со словами русского советского поэта?

- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

2.
Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выра­жаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино (Н. В. Гоголь.).

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года.в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначитель­ных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.

Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по- сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» перевод с итальян­ского «Менос , или Пример сыновней любви к матерям», подписанный «Нави Волырк» (перевернутое «Иван Кры­лов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внима­тельно следила за его развитием.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосре­доточенности проявился у него с детства.

Учение давалось ему легко. Мальчик был исключи­тельно музыкален, трудные математические задачи ре­шал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что «Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнегреческо­му». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства. Появились знакомые, которые давали ему книги. Оче­видно, читательская любознательность Крылова превос­ходила домашние возможности, и он наглел средства удовлетворять ее на стороне. Домашние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях в Твери, Страсть к чтению стала причиной конфликтов с началь­ником, который журил его за пустяк, заставая за кни­гой, иногда бивал по голове и по плечам. Однако впереди были еще более тяжкие испытания: в 1778 году yмер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду. Будущему баснописцу пришлось идти в услужение, а платой за работу была учеба.

Крылов полностью отдается самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учебу становится все труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества — самостоятельность практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, За время своей жизни Крылов был журналистом, из­дателем, автором прозаических и драматических произ­ведений, однако в большей степени стал известен как баснописец. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет
Крылову первому из писателей в 1838 году был устро­ен юбилей, где юбиляр был награжден звездой ордена Святого Станислава. Интересна и такая подробность: на этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»). Баснописца прославляли, за его здравие провозглашал тост министр просвещения С. С. Уваров. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти И. А. Крыло­ва поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться, и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

-Посмотрите на портрет писателя .Что мы видим?

-Мы видим доброе открытое лицо ,добрые открытые глаза мудрого человека .Почему же басни написанные 150 лет назад актуальны и сейчас ?Зачем нам нужно их изучать?(Крылов учит людей узнавать самих себя ,помогает обнаруживать недостатки и подсказывает ,как можно от них избавиться .Он учит мудрости жизни.)

Готовясь к сегодняшнему уроку мы не ограничились только программным материалом .мы перечитали десятки басен ,сумели зажечь искорку в наших родителях .бабушках .Вечерами родители с детьми читали басни которые они и не знали .И при встрече со мной они восхищались талантом Крылова.

Так что же такое басня?(это короткий рассказ ,в котором действуют животные ,растения ,а подразумеваются люди ,их поступки , поведение .В баснях высмеиваются недостатки людей :злоба ,зависть ,жадность ,лень.)

-Ребята скажите ,на что похожа басня?(на сказку).

-Так почему же басню мы никогда не спутаем со сказкой?(в басне есть мораль).

-С каким чувством писатель относится к своим героям?(с иронией.)Ирония-это это скрытая тонкая насмешка .Герои басен -животные наделённые человеческими пороками ,они думают ,говорят и действуют как люди.

-Как в литературе называется этот приём?(олицетворение .аллегория.)

-Сегодня мы познакомимся с баснями И.А.Крылова»Лебедь ,щука и рак»,

«Стрекоза и Муравей»,»Слон и Моська».

Чтение учителем басен наизусть.

Анализ басен.

В басне Слон и Моська – два главных персонажа. Основное действующее лицо – собака Моська, на это указывает то, что она единственная имеет имя. Слон же имени не имеет, оставаясь на втором плане. Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.

Моська – персонаж, на первый взгляд - отрицательный, символизирующий людей, умеющих себя рекламировать на пустом месте. Разговаривая с простой Шавкой, она выдает забавную истину, что хоть и лает на Слона, но не к нему обращены все её старания. Вся игра, на самом деле, устроена для других собак. Не нужно драк или опасностей, достаточно всего лишь произвести впечатление бесстрашия, возможности нападения на Слона, сильного мира сего. Он даже не обратит на маленькую собачку внимания, а Моська добьется цели: покажет свою смелость и силу простым собакам. Удивительно, но, как и в жизни, такими уловками действительно можно достичь поставленной цели. Крылов же с присущей ему остротой сумел показать, насколько смешны и нелепы усилия маленькой Моськи и в то же время, насколько глупы окружающие её собаки, принимающие хитрость за чистую монету .

Мораль басни.( “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”. )


Басня Стрекоза и муравей - анализ


Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Мораль басни Стрекоза и муравей


Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Басня Лебедь, щука и рак - анализ


С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.


Мораль басни Лебедь, щука и рак


Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука .

-Сейчас прослушайте басни в исполнении народного артиста советского союза Игоря Ильинского.

-А сейчас я хочу провести небольшой блиц турнир на знание басен «СОСТАВЛЕНИЕ ПАР БАСЕН.»

ВОЛК И ЯГНЁНОК

КОШКА И СОЛОВЕЙ

МАРТЫШКА И ОЧКИ


ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
КОТ И ПОВАР
ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ
ЧИЖ И ГОЛУБЬ
ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО

ВОРОНА И ЛИСИЦА


КУКУШКА И ПМЕТУХ
СЛОН И МОСЬКА
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
ПУСТЫННИК И МЕДВЕДЬ
МУЖИК И ЗМЕЯ.

-Сколько басен написал КРЫЛОВ?(238)

-КОРЗИНА ИДЕЙ.

--Мы знаем ,что Крылов великий баснописец из России живший в 19 веке.

А кого мы ещё знаем из великих баснописцев (АНРИ ЛАФАНТЕН—Франция -17 век).

--А кто гораздо раньше писал и рассказывал басни?(ЭЗОП.ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.6 век до нашей эры .стихи его сохранились ,басни его дошли до нас в поэтических переработках на других языках .Помните его басню о ЯЗЫКЕ?) Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа .Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее .Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда .Ксанф спросил ,почему Эзоп подаёт только языки ?Эзоп ответил:»Ты велел купить самое лучшее .А что может быть на свете лучше языка !При помощи языка строятся города, развивается культура народов .При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания .При помощи языка люди могут объясняться друг с другом ,решать различные вопросы,просить,приветствовать,мириться,давать,получать,выполнять просьбы ,вдохновлять на подвиги ,выражать радость ,ласку .объясняться в любви. Поэтому нужно думать ,что нет ничего лучше языка .Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился ,чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее .Эзоп снова купил языки и все удивились этому .Тогда Эзоп объяснил Ксанфу:»Ты велел мне сыскать самое худшее .Что может быть хуже языка? Посредством языка люди огорчают друг друга и разочаровывают .посредством языка можно лгать ,лицемерить ,обманывать ,хитрить, ссориться. .Язык может сделать людей врагами ,он может вызвать войну. он призывает разрушать города и даже целые государства ,он может вносить в нашу жизнь горе и зло предавать ,оскорблять. Может ли что –нибудь быть хуже языка?» Предание гласит ,что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.



-Сейчас мы приступим к очень интересному этапу нашего урока «Инсценирование любимых басен»Ребята разделились на 4 группы и каждая из групп представит басню.»СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»,»ВОРОНА И ЛИСИЦА»,»ОБЕЗЬЯНА И ЗЕРКАЛО»,» МУЖИК И ОСЁЛ».

Работа над басней «Ворона и Лисица


^ Словарная работа 

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление; 

Льстец – льстивый человек; 

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный; 

Пленил – привлёк внимание, привели в восторг; 

Вещуньина – принадлежащая вещунье; 

Зоб– у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. 

Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.


^ Чтение басни учителем с показом анимационного фильма 

Вопросы и задания классу
-Что особенно понравилось в басне? 

-Скажите, как Лисица обманула Ворону? 

-Расскажите, какая история приключилась с Вороной? 

-Как Лиса обращалась к Вороне?

-.Как называла Ворону?

-Что говорила о её красоте?

-Какой Лиса изображала Ворону?

-Для чего она это делала?

-Какова ворона в действительности?


- Прочитайте первые две строчки. Какое интересное слово встретилось в басне? 


Взгромоздясь

-Давайте сопоставим это слово с другими словами близкими по значению.

-взлетела, 

-уселась, 

-взобралась, 

-примостилась, 

-села, 

-опустилась, 

-пристроилась. 


-Постарайтесь в басне заменить слово «взгромоздясь» любым словом.

Вывод: Крылов мастерски использовал это слово, оно позволяет нам увидеть неуклюжую громоздкость птицы, которая предвкушает удовольствие от случая полакомиться кусочком сыра. 


-Прочитайте первые три строчки басни (мораль басни) 

-Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А.Крылов. 

-Что он советует помнить постоянно? 


-Замените словосочетания дословными фразами из басни

Смотрит пристально, не отрываясь – «глаз не сводит»;

Подходит тихо, осторожно – «на цыпочках подходит»;

Утратила способность здраво рассуждать – «вскружилась голова»;

Каркнула очень громко – «во всё воронье горло»;

Исчезла, скрылась – «была такова»;

Трудно стало дышать – «дыханье спёрло»;

Нашёл случайно, без особого труда – «бог послал».


^ Задания для обсуждения в группах:


- Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия вороны?

- Опишите, какова ворона по внешнему виду (Этой группе необходим рисунок, представленный на слайде).

-Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

-Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона?

-Какими качествами вы наделите Лисицу? 

-Что означает выражение «Бог послал»

Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

-Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово? Давайте послушаем, как Лиса льстила Вороне.

- Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает. 


-Сделайте вывод: чему учит эта басня?

И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.) .

Составление синквейна к басне «Ворона и лисица.»

1 строчка-существительное .

2 строчка -два прилагательных.

3 строчка три глагола .

4 строчка- смысловое предложение.

5 строчка -эмоциональное отношение.

1ВОРОНА 2.ЛИСИЦА.

2.глупая.доверчивая 2.хитрая,коварная

3.верит.слушает.каркает 3обманывает,льстит .лукавит.

4.Вороне нравятся льстивые слова 4.Лисица всегда добивается своего.

5.Простофиля 5.Плутовка.

Составление памятки к басне» МАРТЫШКА И ОЧКИ.»

Чтобы вы посоветовали Мартышке?.Как нужно правильно обращаться с очками?

НЕ НУЖНО-----------------------------------------------------------

НУЖНО----------------------------------------------------------------

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ!!!!!!!!!!

Подумайте кто мог дать эти объявления.

1,ВОЗЬМЁМ УРОКИ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ!!!!!

2ИЩУ ПОСОБИЯ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЧКОВ.ПИШИТЕ КРУПНЕЕ Я ПЛОХО ВИЖУ,!!!


3.ПОСТУПИМ УЧИТЬСЯ В АВТОШКОЛУ С ЦЕЛЬЮ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ТРАНСПОРТОМ И ПОЛУЧИТЬ ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА.!!!

4.СРОЧНО СНИМУ ТЁПЛУЮ КВАРТИРУ ДО ВЕСНЫ.

5.СЯДУ НА ДИЕТУ И ЗАПИШУСЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДЛЯ ОХРАНЫ ДУБОВ.!!

6,ПОТЕРЯЛА СЫР,ПОКА ПЕЛА,ПРОСЬБА К ТОМУ ,КТО НАШЁЛ –ВЕРНИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА НА ЕЛЬ.!!!

КРОССВОРД.

1.КТО СМЕЯЛСЯ ВПЕРЁД ЧУЖОЙ БЕДЕ?(ГОЛУБЬ).

2.ГЕРОИНЯ УВИДЕВШАЯ ОБРАЗ В ЗЕРКАЛЕ?(ОБЕЗЬЯНА)

3.У КОГО К ЗИМЕ ПОД ЛСТОМ БЫЛ ГОТОВ И СТОЛ И ДОМ?(СТРЕКОЗА).

4.ОНА ОСТАЛАСЬ БЕЗ ОБЕДА ИЗ-ЗА СВОЕЙ ГЛУПОСТИ.(ВОРОНА).

5.КТО БЕЗ ДРАКИ ХОЧЕТ «ПОПАСТЬ В БОЛЬШИЕ ЗАБИЯКИ?»(МОСЬКА)

6.ОДИН ИЗ ГЕРОЕВ КОТОРЫЕ»ВЕЗТИ С ПОКЛАЖЕЙ ВОЗ ВЗЯЛИСЬ».

7.КОГО «ПО УЛИЦАМ ВОДИЛИ,КАК ВИДНО НАПОКАЗ?»(СЛОН)

3 Заключительная часть.

--Назовите ваши любимые басни..

А как люди проявляют любовь к творчеству Крылова?9Ему поставили памятники в Москве,в Санкт-. Петербурге.У этих памятников всегда лежат живые цветы.и рядом играют дети.Его басни читают и помнят наизусть.

---Сегодня мы начнём проектную деятельность по басням Крылова.Сейчас я раздам вам листы а4.на которых будут написаны буквы алфавита. И вы должны за 1 минуту написать как можно больше крылатых выражений или моралей на эту букву из басен Крылова…А пока игра с гостями.Сколько басен сочинил Крылов?На каком муз.инструменте играл Баснописец?Загадки. ШУТКИ КРЫЛОВА.

(Чтение учащимися вслух устойчивых выражений.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:ВЫУЧИТЕ ОДНУ ИЗ БАСЕН НАИЗУСТЬ.



ЧИТАЙТЕ МНОГО КНИГ.ВЕДЬ ТОТ КТО ЧИТАЕТ,ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.БУДЬТЕ НАЧИТАННЫМИ И С ВАМИ ПРЯТНО БУДЕТ ОБЩАТЬСЯКАЖДОМУ.ПРОЧИТАЙТЕ БАСНИ ДРУГИХ АВТОРОВ..

ЗАКОНЧИЛСЯМ НАШ УРОК КОТОРЫЙ НЕ ОСТАВИЛ НИ ОДНОГО --РАВНОДУШНОГО.КТО--ТО УЗНАЛ В ГЕРОЯХ БАСЕН СВОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ,ДРУЗЕЙ И ДОБРОДУШНО ПОСМЕЯЛСЯ ,А КТО-ТО ОБНАРУЖИЛ ТАМ И СЕБЯ И ЛЕГОНЬКО ВЗГРУСТНУЛ,ГЛУБОКО ЗАДУМАЛСЯ.ЕСЛИ ВАМ НЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО НА УРОКЕ,ТО ПОДНИМИТЕ РУКУ И ПОМАШИТЕ ,А ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ-ТО ПОАПЛОДИРУЙТЕ СТОЯ САМИ СЕБЕ И СВОИМ ТОВАРИЩАМ.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Биография Фёдора Конюхова это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны
2017 -> Дагестанская медицинская академия
2017 -> Кабардино-балкарский государственный
2017 -> Новая дипломатия
2017 -> Рабочая программа дисциплины «Литература» для 5 – 9 классов
2017 -> Материальные и социокультурные интенции евразийской интеграции: о чем говорит историческая память

  • Басня Стрекоза и муравей - анализ
  • Мораль басни Стрекоза и муравей
  • Мораль басни Лебедь, щука и рак