Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Архитектура мавзолеев на ближнем востоке: от традиции к современности




страница1/3
Дата07.06.2018
Размер0.49 Mb.
  1   2   3


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Санкт-Петербургский государственный университет

Гарлыева Махри

АРХИТЕКТУРА МАВЗОЛЕЕВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ.

Выпускная квалификационная работа по направлению

035300 «Искусства и гуманитарные науки»

Основной профиль подготовки: История и культура ислама

Научный руководитель: Елена Игоревна Малозёмова

старший преподаватель Кафедры

междисциплинарных исследований

в области языков и литературы,

кандидат исторических наук

Санкт-Петербург

2016 г.

Оглавление.

Введение.

Глава первая. Становление и развертывание структуры традиционного мавзолея.


    1. История появления мусульманских надгробных сооружений

    2. Термины и типы погребальных сооружений

      1. Куббат ас - Сулабийя в Самарре

      2. Куббат ас- Сахра в Иерусалиме

1.3 Иранская и Среднеазиатская архитектурная традиция

1.3.1 Мавзолей Саманидов



Глава вторая. Архитектура мавзолеев Средней Азии (на примере Куняургенча) XII-XVI веков.

2.1 Мавзолей ил-Арслана

2.2 Мавзолей Текеша

2.3 Мавзолей Наджм ад-дина Кубра

2.4 Мавзолей Тюрабек-Ханым

Глава третья. Архитектура мавзолеев в начале XXI века.

3.1 Мечеть - мавзолей Шейха Зайда



3.2 Мечеть Туркменбаши Рухы при мавзолее Сапармурада Атаевича Ниязова

Заключение

Список использованной литературы

Интернет - источники

Глоссарий

Актуальность темы обусловлена тем, что архитектурное искусство, как часть культуры, отображает социальные, политические и экономические перемены, происходящие в мире. Таким образом, взаимодействие между европейскими странами и странами Ближнего Востока проявляется в структуре архитектурных сооружений. В процессе укрепления молодых государств и увеличения их территории, мусульмане встречались с другими культурами, что приводило к заимствованиям архитектурных черт других стран.

Новизна исследования заключается в попытке проследить развитие архитектуры мавзолеев в период со второй половины X века по начало XXI века в контексте сохранения местной локальной традиции постройки мавзолеев. Работа в целом посвящена формулированию ответа на следующий исследовательский вопрос: Как в разные эпохи мусульманские мотивы отображались в архитектурных формах мавзолеев? В работе так же рассмотрен процесс сохранения и усовершенствования старых тенденций постройки в современной архитектуре мавзолеев. Объектом исследования являются работы средневековых мусульманских зодчих, декораторов, каллиграфов, в основе которых всегда лежит продуманный и тщательно выполненный чертеж, которые демонстрируют освоение античного наследия, понимание законов геометрии и мастерское владение линейкой и циркулем. Предмет исследования - мавзолеи северных областей стран Средней Азии, Ирана и Ближнего Востока в период со второй половины X века по начало XXIДля достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить политические, социальные и экономические события, способствующие внесению изменений в архитектурные формы мавзолеев стран Средней Азии и Ближнего востока.

  • Выявить тенденции и закономерности образования и формирования пространственной структуры традиционного мавзолея, его важнейшие смыслообразующие архитектурные формы.

  • Проследить сохранение старых тенденций и выявить новые черты в современной мавзолейной архитектуре.

  • Определить роль в создании традиционного мавзолея Средней Азии формы иранского культового здания “ чахор-так”.

  • Соотнести архитектурные приемы, использованные в строительстве мавзолеев Средней Азии с приемами современных построек других культовых сооружений в пространстве мусульманской культуры.

Методология, использованная в работе, опирается на достижения современной исследовательской мысли, приведенной в трудах по теории и истории мусульманской архитектуры, интерпретацию исторических памятников, общий анализ мавзолеев. Используются также труды по теории и истории ислама.


Глава первая. Становление и развертывание структуры традиционного мавзолея.

Архитектура исламского мира как явление историческое и художественное рождалась и формировалась в лоне первой мусульманской державы – Арабского халифата (632–1258). Владения халифов в период их наивысшего могущества, в VIII веке, простирались до Атлантического океана на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, до побережий Индийского океана на юге и до Кавказских гор на севере.1

Исламская идеология объединила страны, непохожие по географии и климату, и народы, глубоко различные по языку и культуре, в результате создав условия для развития цивилизации с широкими межрегиональными и межконтинентальными контактами и богатейшим интеллектуальным и художественным наследием. Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура.

Следует обратить внимание на особенность архитектурной традиции сооружения исламских культовых построек. С одной стороны, это наличие единых, универсальных для ислама подходов к планировке и возведению различных зданий: мечетей, мавзолеев, медресе, ханака. Эти формы проникают в гражданские и в жилые постройки – дворцы, караван-сараи, водохранилища и другие типы зданий. С другой стороны, на эти общепринятые для ислама приёмы накладывается местная, локальная строительная традиция, формирующая местный, своеобразный архитектурный тип, благодаря которому можно выделять и различать региональные традиции возведения мусульманских религиозных построек.2

Среди них одно из ведущих место занимают мавзолеи. Мавзолей – это мемориальная постройка в память религиозного авторитета или правителя. Идея постройки мавзолеев изначально была чужда духу ортодоксального ислама и, скорее, не должна была стать темой вдохновения и объектом творческой изобретательности мусульманского зодчего. Тем не менее, не позднее IX века появились сооружения, которые со временем стали столь популярны и многочисленны, что количеством могут спорить с мечетями. Создавались здания с целью увековечить память мусульманского святого, праведника, приближенного к Богу и находящегося под его покровительством, или шахида-свидетеля, который мученически погибая в борьбе за веру, кровью свидетельствует истинность своей религии. Гробница святого - нередко возведенная над мнимым захоронением, почиталась при этом не как погребение усопшего, а как место истечения божественной благодати- барака, особой жизненной силы, которую божьи избранники, источают и в земной жизни, и после неё.3

По мнению Татьяны Стародуб, построение композиции любой сложности неизменно базировалось на прямоугольной или косоугольной сетке и строгом соблюдении ориентации главных осей по странам света. Осевая композиция, организующая пространство любого произведения исламского искусства в соответствии с идеей сакральной ориентации, тем самым вводит это произведение в единую универсальную систему пространственных связей, созданную исламской космографией, и, следовательно, в единую универсальную систему духовных ценностей, созданную исламской цивилизацией. Строительное искусство, неразрывно связанное с искусством орнамента и каллиграфии, хотя и не сразу, но заняло в этой системе одно из самых важных и почетных мест.4

Математики и инженеры, мусульманские зодчие изобрели методы преобразования элементарных геометрических фигур - квадрата, треугольника и круга - в сложнейшие строительные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты, используя простые инструменты и дешевые материалы: глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон. Более дорогие материалы - дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику - применяли в основном для отделки. Строители и архитекторы разработали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, гладких или ребристых, ячеистых или ажурных сводов, куполов на тромпах, парусах, консольных конструкциях, конических или многогранных шатров, наборных, резных или расписных деревянных потолков.

Изучение разных по времени создания и местоположению памятников исламского мира говорит о том, что основу мусульманских надгробных сооружений составляет центрально-купольная композиция. В наземной части мавзолея можно выделить три зоны: 1) в основном квадратный в плане погребальный зал, 2) переходная конструкция, имеющая чаще всего форму восьмигранного барабана, 3)купол сферический, реже конической и шатровой формы. Изучение многочисленных хорошо сохранившихся памятников показывает, что архитектурный тип мусульманского мавзолея в своей принципиальной конструктивной основе с центрально-купольной композицией, иконографически акцентирует идею перехода от земного к небесному миру.



      1. Куббат ас - Сулабийя в Самарре

Первый сохранившийся мавзолей находится в Самарре – Куббат ас- Сулабийя. План и общий рисунок мавзолея вызывают ассоциации с иерусалимским Куполом Скалы, но здесь сооружение воздвигли не над хранительницей памяти событий священной истории, а над гробницей халифов - «заместителей» (в трактовке Аббасидов) самого Бога5. Куббат ас-Сулабийя осталась в летописи погребальной исламской архитектуры единственным в своем роде памятником. Судя по всему, в качестве модели использовался образ Куббат ас-Сахры, с её структурным модулем – сакральным числом «четыре»- и исламской идеей вселенского центра. (рис.1)



Рис. 1. Куббат ас - Сулабийя в Самарре. Ирак. 860-е г. реконструкция.

Куббат ас-Сахра (ар.«Купол над скалой») - сооружение в Иерусалиме, которое является композиционным и смысловым центром архитектурно оформленного сакрального участка, предназначенного для совершения молитвенного обряда. В основу плана сооружения положен квадрат, одновременно являющийся базовой формообразующей единицей конструкции. Постройки представляют собой объект культа, рассчитанный на круговой обход. Архитектурная форма Куббат ас-Сахры трактована как оболочка, скрывающая и укрывающая сокровище - святыню, окутанную непостижимой духовной тайной и религиозными преданиями. Еще одна чрезвычайно важная черта сооружения - это нарядный наружный декор купола и стен, составляющий, драпировку священной постройки. (рис.2)

Иерусалимский тип мемориала в виде купольного сооружения с восьмигранной галереей для обхода вокруг святыни, несмотря на растущую популярность зийарата, включающего ритуальный обход гробницы, на Ближнем Востоке не получил продолжения.

Рис.2. Купол скалы. 687- 691/692. Иерусалим.



1.3 Иранская и Среднеазиатская архитектурная традиция

Иранскую и Среднеазиатскую архитектурную традицию характеризует становление и развитие купольного мавзолея. В работах по архитектуре мавзолея основное внимание, как правило, уделяется анализу композиционно-планировочных параметров отдельных памятников и описанию их декоративного оформления, раскрытию приёмов художественного построения орнаментов и других изобразительных средств, воздействующих на сознание человека. Иран задолго до прихода Ислама выработал свою собственную традицию центрического четырехстолпного купольного сакрального здания - «чахортак”. В связи с особенностями шиитского ислама в Иране уделяли большое внимание мавзолеям. Исследователи различают несколько типов мавзолеев. Из них основными являются башнеобразные с шатровой кровлей, квадратные или восьмиугольные в плане сооружения, увенчанные куполом, а также портально-купольные здания. Шатровые мавзолеи лучше всего сохранились в Куме – религиозной столице Ирана. Купольные мавзолеи на квадратном основании – наиболее популярный тип мавзолея, он строился повсеместно. А в XIV-XV вв. растет число портально-купольных мавзолеев, воздвигнутых для потомков шиитских имамов (имам-заде-перс.), например, мавзолей в Тусе (XIV в.).

Кирпич был основным материалом в Иране и Средней Азии. Камнем могли пользоваться при закладке фундамента, деревом - при изготовлении опор, крыш и дверей, но преобладал все же кирпич. Малый размер кирпича позволяет наращивать округлые формы, а значит, возводить купола и своды. Маленькие купола не требовали кружала и возводились с краев, кольцо за кольцом. Так же кирпич позволяет создавать поверхностный рисунок узорной кладкой, особенно когда кирпичи кладутся под углом либо утопленными; такого рода орнамент особенно подходит для мест, где ярко светит солнце.6

Эти свойства кирпичной кладки хорошо видны на саманидском мавзолее в Бухаре. Мавзолею удалось сохранить свой первоначальный облик. Мавзолей датируется по надписи на дереве цветущим куфи, содержащей имя Насра ибн Ахмада (914-943). Итак, мавзолей возведен из обожженного кирпича. В плане имеет квадратную форму со стороной квадрата 10 м. (рис.3) Компактный кубический объем увенчан сферическим куполом. Четыре фасада почти идентичны. Углы оформлены в виде мощных приставленных башен, сливающихся с основным объемом.7



Рис.3. Мавзолей Саманидов. IX-X в. Бухара.

Все четыре стороны открыты для обзора. Они не имеют ни декоративных оснований, ни возглавий - капителей. Завершает кубический объем аркада, имеющая по 10 арок с каждой стороны. На углах кровли расположены малые купола, которые немного сдвинуты к центру от осей колонн. В центре кровли – главный купол с небольшим фонарем. В зависимости от освещения, внешний облик Мавзолея Саманидов меняется, благодаря искусно выполненной декоративной кирпичной кладке.

Архитектурно здание Мавзолея Саманидов относится к типу зданий, который известен со времен Сасанидов, как зороастрийский храм огня «чахортак». Таким образом, Мавзолей Саманидов неразрывно связан с традициями доарабского времени, в чем убеждают общая композиция и многие элементы архитектурного декора. Внутри здания, четыре угловые арки придают залу восьмиугольную форму. По углам восьмиугольника расположены малые декоративные колонны с капителями. Поверх колонн расположен узкий шестнадцатиугольный фриз, который переходит в свод купола.

В то же время в архитектурных решениях мавзолея ярко выражены и прогрессивные тенденции, определившие дальнейшее развитие среднеазиатского архитектурного стиля, поиски новых форм и новых решений. Мавзолей стал фамильной усыпальницей саманидов: в нем был погребен и сам Исмаил, а затем, согласно упомянутым надписям над входом, внук Исмаила. До 1920 года Мавзолей Саманидов находился в запущенном состоянии и использовался в религиозных целях. В 1934 году мавзолей был отреставрирован и территория вокруг мавзолея была расчищена от могил.

Глава вторая. Архитектура мавзолеев Средней Азии (на примере Куняургенча) XII-XVI веков

В 712 году весь Хорезм принял ислам, после чего Гургандж стал называться на арабский лад Джурджанийа8. Он быстро рос, так как занимал выгодное положение на перекрестке торговых путей с юга на северо-запад – к реке Волге, и на восток - в Монголию и Китай. В X веке город назывался Ургенчем и был хорезмской столицей, куда переселились ученые, философы и поэты. В связи с тем, что в городе жили такие знаменитые философы и ученые Востока, как Авиценна, ал-Фараби, ал-Хорезми, город прозвали «городом тысячи мудрецов». Начало XI века, наполненного грозными военными событиями, дальними походами и сложными политическими интригами, ознаменовано блестящим периодом правления хорезмшаха Ма’муна ибн Ма’муна. В соответствии с традициями исламского периода, ученые и образованные люди, как правило, сосредотачивались во дворцах падишахов и султанов. Эту традицию возглавил халиф ал-Ма’мун (813-833).9 Следующий период необычайного подъема культуры Хорезма связан с огузской династией хорезмшахов – Ануштегинидов.10 В XII веке им даже удалось расширить свои владения до размеров средневековой империи. Два первых десятилетия XIII века, когда у власти стоял султан Ала ад–Дин Мухаммед II, она достигла наибольшего могущества, простираясь от северных районов Прикаспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. Весь этот период Ургенч был имперским центром, в котором процветали искусства, ремесла и торговля.

В 1221 году после полугодовой осады город был взят и разрушен монголами. Однако благодаря своему удобному местоположению Ургенч, сравнительно быстро смог возродиться и сохранить значение торгово- ремесленного и административного центра. С начала XIV века весь Хорезм вступил в благополучную фазу, продолжавшуюся вплоть до походов Тимура.

В 1388 году Тимур подверг Ургенч опустошению и вывез отсюда целые артели мастеров – архитекторов и строителей. После этого события древний Ургенч уже не отправился, хотя не раз предпринимались попытки его восстановления. С XV века начались процессы глобального характера, мешавшие возрождению города. Во-первых, изменилось русло Амударьи: река отошла от города почти на 40 километров. Во-вторых, политический и экономический центр региона переместился из Хорезма в Мавераннахр (область Самарканда и Бухары).11 Спустя еще почти столетие общий кризис усугубился полным обезвоживанием окрестностей, и населению Ургенча пришлось покинуть родные места. В 1646 году они поселились вдали от родных мест между Хивой и основным руслом Амударьи. Там и был основан новый город, который также получил название Ургенч, а развалины некогда великого Гурганджа с тех пор именуются Старым Ургенчем (Куняургенчем). Жизнь стала возвращаться сюда после того, как в 1831 году севернее мавзолея Наджм ад-дина Кубра был прорыт обводной канал Хан-яб. У его берегов сложился небольшой поселок, ставший основой нынешнего города Куняургенча.

И именно здесь, в самом «сердце» среднеазиатского Востока, была развита архитектура. Особого внимания заслуживают великолепнейшие по архитектуре постройки – это мавзолей Наджм ад-дина Кубры, мавзолей Текеша, Мавзолей Тюрабег-Ханум, минарет Кутлуг Тимура, средневековый мавзолей Гульгердан, мавзолей ил-Арслана и крепости Кыркмолла и Ак-кала.

Яркие следы эпохи хорезмшахов остались на городище Куняургенча в виде археологических и архитектурных памятников. Среди них – два шатровых мавзолея, которые называют по-разному, потому что сами они не сохранили никаких надписей с указанием каких-либо конкретных имен. Первый, более ранний, условно принято называть мавзолеем хорезмшаха ил-Арслана, однако в народной традиции бытует название Пахрази-мазар, по имени жившего в Гургандже знаменитого ученого энциклопедиста Фахр ад-Дина ар-Рази12. Хотя известно, что он умер и похоронен в 1209 году в Герате, в те времена на всем Востоке была традиция возводить символические гробницы в память особо чтимых земляков, чей прах остался на чужбине.



2.1 Мавзолей ил-Арслана

Мавзолей ил-Арслана (XII в) (рис.4)–одна из самых выдающихся построек всей домонгольской Центральной Азии, сочетающая в себе уникальные технические и художественные особенности с идеями и образами будущей, еще не воплощенной архитектуры. Вот почему уже несколько поколений искусствоведов на протяжении последних ста лет снова и снова возвращаются к этому миниатюрному и неповторимому чуду средневекового зодчества, пытаясь разгадать тайну его происхождения и гармонии его простых форм, пропорций и облицовки.



13

Рис.4. Мавзолей ил-Арслана. Вид с Востока. XII в. Куняургенч.

Кроме того, мавзолей ил-Арслана (Фахр ад-Дина Рази)–это старейшее из уцелевших зданий столицы хорезмшахов, датируется серединой XII века. Форма мавзолея отличается почти кристаллической четкостью и простотой композиции: куб, на нем двеннадцатигранная призма барабана и внешний купол в виде двенадцатигранного шатра. Квадратный план (6,6х6,3м) внутри усложнен четырьмя нишами в каждой стене единственного помещения размерами 3,5х3,6. (рис.5)

Рис.5. Мавзолея ил-Арслана. План.

Двеннадцатигранный барабан на фасаде по осям прорезан прямоугольными оконными проемами, которые в интерьере выходят к началу внутреннего сфероидного купола. Купол мавзолея иль-Арслана – самое древнее из уцелевших в этом регионе покрытий пирамидальной формы. В отличие от центрических усыпальниц в этом мавзолее особо акцентируется главный вход. Он разбит на три глубокие арочные ниши и оформлен плитами резной терракоты с растительным орнаментом.14 Завершает всю композицию фасада рельефная надпись в керамике. (рис.6 и 7)

Рис.6. Разрез Мавзолея ил-Арслана.



Рис.7. Куняургенч. Мавзолей ил-Арслана.Купол внутри.



2.2 Мавзолей Текеша

Второй по времени постройки в Куняургенче мавзолей, (XIIв.) Шарап баба или Гёк–Гумбез (туркм. голубой купол) (рис.8), не менее привлекателен, письменные источники указывают, что это ничто иное как мавзолей хорезмшаха Текеша, сына иль- Арслана , того самого хорезмского шаха, который при жизни еще возвел себе усыпальницу. Раскопки подтвердили, что возвышающийся ныне в гордом одиночестве мавзолей, увенчанный куполом в виде конуса, изначально был частью какого-то большого здания, от которого остались только несколько участков фундамента.15 Как бы то ни было, до нас дошло в почти полной сохранности величественное монументальное сооружение, не имеющее себе равных по оригинальности замысла и мастерству исполнения, смелости инженерной мысли, красоте деталей и изяществу внутреннего убранства. Здесь многое необычно и, на первый взгляд, не вписывается в каноны архитектуры того времени. Однако, если сопоставить эту постройку с другими памятниками исламского мира от Малой Азии и Закавказья до границ Китая и Индии, можно увидеть, как органично связана она со многими из них, в чем-то предвосхищая лучшие достижения мастеров строительного искусства.



Рис.8. Мавзолей Текеша. XII в. Куняургенч.

Мавзолей Текеша расположен в 300 м северо-западнее мавзолея ил- Арслана . Имеет квадратное в плане помещение (рис.9), расширенное за счет больших стрельчатых ниш со сталактитовыми сводами (рис.10), внури которых арочные проемы, квадрат переходит в арочный восьмерик, затем в шестнадцатигранник, оформленный нишками в виде семилопастных вогнутых раковин. Дальше начинается внутренний сферический купол. Мавзолей отличается своей величиной и оригинальной трактовкой верхней части.

Рис.9. и 10. Куняургенч. План и разрез Мавзолея Текеша.

Архитектура мавзолея Текеша необыкновенна тем, что она сочетает в себе два приема орнаментации. Одни части облицованы изразцами, а другие – полированным неполивным кирпичем и резными неполивными терракотами. Его конический купол облицован изразцами бирюзового цвета (с легким зеленоватым оттенком) причем кирпичи положены по диагоналям, образуя сочетание прямых углов, а нижнюю часть купола охватывает пояс, состоящий из ромбиков. 16

Особый интерес представляет ребристая отделка барабана, не имеющая аналогий в среднеазиатской архитектуре. Он богат пластикой нарастающих вверх форм: сначала сильно выступающие двугранные ребра, затем два ряда сталактитов между каждой парой ребер, взятые в рамки из фигурного кирпича. Эффект усиливает западающие панно между ребрами, обрамленные фигурной терракотой.17 (рис.11)



Рис.11. Куняургенч. Внутри Мавзолея Текеша.

Утраты и ремонты несколько обеднили облик мавзолея, но это не мешает и сейчас по достоинству оценить оригинальность замысла, смелые поиски и конструктивные решения неизвестных мастеров, свидетельствующие об их высоком профессионализме.

Мусульмане до сих пор приезжают, чтобы совершить паломничество или « зыярат», обращаются к Богу с просьбой о ниспослании здоровья родным и благополучия в семье. И одно из главных целей «зыярата» является загадывание желаний.



2.3 Мавзолей Наджм ад-дина Кубра

Уже к монгольскому периоду древнего Ургенча относится мавзолей–ханака Наджм ад-дина Кубра (1321-1333 гг) – комплекс на северной окраине Гурганджа. (рис.12 и 13) Он включает четыре купольных помещения: вестибюль (дехлиз), две одинаковые комнаты размером 6х6 м слева и справа от него (в левой – 8 скромно оформленных поздних захоронений) и усыпальницу (гурхана), расположенную на центральной оси (9,3х 9,3м). В ней было надгробие, установленное, по преданию, над могилой знаменитого шейха Наджм ад-Дина Кубра (1145-1221) – теоретика и практика исламского мистицизма, основавшего в Гургандже ханаку и суфийское братство «кубравийа».



Рис.12. Мавзолей Наджм ад-дина Кубра напротив мавзолея Султана Али. IVв. Куняургенч.



Рис. 13 Куняургенч. План мавзолея Наджм ад- Дина Кубра.

Конструктивно этот мавзолей, таким образом, отличается от мавзолеев предшествующего периода. Пештак(входная арка) главного фасада со слегка заметным перспективным сужением кверху и стрельчатым сводом,(рис.14) увенчан трёхъярусным карнизом со сталактитами «ираки», ячейки которых состоят из трех частей резной терракоты, а между ними расположены через одну терракотовые и майоликовые плитки глубокого синего цвета, чья полива в особой технике нанесения дает рисунок «изморози», то есть плитки как бы покрыты инеем. Вся поверхность пештака была облицована майоликовыми плитками, большинство которых утрачены, но остались арабские надписи, главным образом цветочно-растительные элементы, характерные для хорезмийской архитектурной керамики.18

Портальная стена мавзолея Наджм ад-Дина Кубра состоит из расписных изразцов и терракотовых плит очень изящной работы. Весь портал в арабской надписи, выполненной белыми буквами по синему фону. По записи видно, что здание было построено при Кутлуг Тимур над могилой шейха. Конец надписи: «на ристалище счастья, покровителя царей, звезды земного мира и веры Кутлуг Тимура бен-Наджм ад-Дин бен- Тойды-Ака.»19 (рис.12)

По бокам помещены двери, а там, где расположены упомянутые надписи, вставлены две большие плиты. Также хорош верх стрельчатой арки, где выложено шестиугольными расписными плитками. По краю тонкой композиции же расположена куфическая надпись: «Царство принадлежит богу и т.д.»20 (рис.15)

Рис.14. Куняургенч. Мавзолей Наджм ад-дина Кубра.



Рис.15. Куняургенч. Вход в Мавзолей Наджм ад-дина Кубра.

Глазурованное фаянсовое панно составило роскошную облицовку надгробия. Рядом с надгробием стояла точно также декорированная высокая (около 2 м) четырехгранная призма, отмечающая, как принято считать, место захоронения или падения отрубленной головы шейха, по преданию погибшего в бою с монголами во время обороны Гурганджа.21 Столб вместе с кенотафом вдребезги разбил рухнувший в середине XX в. купол гурханы, после чего куски их были закрыты временным деревянным саркофагом. (рис.16)

Рис.16. Куняургенч. Мавзолей Наджм ад-дина Кубра. Надгробие.

Мавзолей Султан-Али (XIV- XVIвв.) (рис.17) – расположен напротив мавзолея Наджмад- дина Кубра, образуя с ним ансамбль кош. Также как и мавзолей Тюрабег- ханум, в плане имеет шестигранную зияратхану и прямоуголбную гурхану. Объемную же композицию образуют два портала между которыми заключены две сопряженные призмы - двеннадцатигранная и восьмигранная, увенчанные куполами. (рис.18) Высокий входной портал с вписанными друг в друга П-образными рамами схематично воспроизводит портал Тюрабег-ханум, но его величина и формы сводчатой ниши больше соответствует архитектуре Наджм ад-Дина Кубра. Здесь отсутствуют богатые ганчевые узоры, замысловатые арабские надписи, украшенные мозаикой стены порталов. Скорее всего предусматривалась облицовка мавзолея, но из-за неспокойной политической обстановки в регионе строительные работы не были завершены. Тем не менее, мавзолей Султан Али входит в число наиболее посещаемых памятников, главным образом из-за того, что находится возле мавзолея великого суфия и основателя ордена Кубравийа- Наджм ад-Дина Кубра, места поломничества мусульман со всего мира.22

Рис.17. Мавзолей Султан – Али. XIV-XVIвв. Куняургенч.

Рис.18. План Мавзолея Султан – Али. Куняургенч.

2.4 Мавзолей Тюрабек-Ханым

Мавзолей Тюрабек-Ханым(рис.19)–это самый известный памятник Куняургенча, сочетающий в себе изящество и монументальность, уникальную объемно-планировочную композицию и великолепный декор.



Рис.19. Куняургенч. Мавзолей Тюрабек-Ханым.

Он демонстрирует уникальный для Хорезма прием анфиладной планировки с продольно–осевой схемой трехчастного плана.(рис.20)

Рис.20. План Мавзолея Тюрабек-Ханым.

За выдвинутым вперед порталом с глубоким айваном находится купольный вестибюль с комнатой-худжрой слева. В ней примечателен оконный проем очень архаичной формы.

Справа от вестибюля – винтовая лестница, ведущая на плоскую кровлю. На главной оси - шестигранный в плане зал (возможно зияратхана) площадью около 100м2. Снаружи он разбит по внешнему контуру на двенадцатигранник, 4 грани которого (одна с севера и три с юга) как бы утоплены в примыкающие части здания (план, рис.20). Грани восточного и западного фасадов оформлены четырьмя глубокими арочными нишами, между которыми – проемы четырех больших окон.23 Эти приемы делают внутреннее пространство необычайно светлым и придают центральному объему форму почти ротонды, а благодаря шестигранной форме центрального зала проще, чем при квадратном плане, решается переход к куполу. Над центральным залом словно парит перевернутая сфероидная чаша,(рис.21 и 22) на которую нанесено мозаичное панно тончайшей работы – интенсивный по цвету и пространственно сложный гирих из звезд и многогранников с цветочно-растительным заполнением.



Рис.21 и 22. Куняургенч. Мавзолей Тюрабек-Ханым внутри.

За этим большим и торжественным залом – прямоугольное помещение, под которым расположен склеп. Все фасады, включая барабан, украшали изразцы в четких кирпичных обрамлениях. Стены и потолки интерьеров также обильно украшены резной кашинной мозаикой.

Мавзолей Тюрабек-Ханым сочетает в себе изящество и монументальность, безудержную игру цвета в классических арабесках, представляющих собой филигранные мозаичные панели. Со вкусом и чувством меры зодчие использовали здесь блеск глазури в строгом обрамлении благородной матовой терракоты облицовок из шлифованных кирпичей. Никогда раньше архитектура Центральной не знала такой творческой свободы в организации пространства, подчиненного решению единой художественной задачи. (рис. 23 и 24)





Рис. 23 и 24 Фрагменты наружной декорации мавзолея Тюрабек Ханым.




  1   2   3

  • Оглавление. Введение. Глава первая. Становление и развертывание структуры традиционного мавзолея.
  • Глава вторая. Архитектура мавзолеев Средней Азии (на примере Куняургенча) XII-XVI веков.
  • Глава третья. Архитектура мавзолеев в начале XXI века.
  • Заключение Список использованной литературы Интернет - источники Глоссарий Актуальность темы обусловлена тем
  • Глава первая. Становление и развертывание структуры традиционного мавзолея.
  • Куббат ас - Сулабийя в Самарре
  • 1.3 Иранская и Среднеазиатская архитектурная традиция
  • Глава вторая. Архитектура мавзолеев Средней Азии (на примере Куняургенча) XII-XVI веков
  • 2.3 Мавзолей Наджм ад-дина Кубра
  • 2.4 Мавзолей Тюрабек-Ханым