Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Аналитическая группа




страница1/3
Дата17.01.2017
Размер0.62 Mb.
  1   2   3

Аналитическая группа «Кипр»


4 сентября 2015 года аналитическая группа «Кипр», Министерство культуры и спорта и Институт общественной политики партии «Нұр Отан» предложили экспертам обсудить проблемы коррупции и возможности их решения через антикоррупционное образование.

Эксперты обратили внимание на связь распространенности коррупции и степени цивилизационного развития общества. По мнению участников, в Казахстане проблема коррупции, несмотря на предпринимаемые шаги со стороны властей и позитивные изменения в рейтингах, стоит довольно остро и может быть решена только путем системных, длительных, эволюционных преобразований. Одним из таких путей было названо образование. Было отмечено, что обсуждение могло бы иметь более конкретное наполнение, если бы приняли участие представители Министерства образования и науки. С другой стороны, было озвучено мнение, что централизованно вопросы изменения среды не могут быть решены – ситуация востребует личных усилий каждого гражданина.



Экспертное обсуждение

«Антикоррупционное образование в РК: проблемы и перспективы развития.

Образовательные методики»

Стенограмма





Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Сегодняшняя тема – антикоррупционное образование – это одно из базовых оснований борьбы с коррупцией, чтобы прививать антикоррупционное сознание, культуру, развивать правовую среду. Предлагаю отойти от эмоций и деталей, сконцентрироваться на конструктиве, предложениях и решениях. Мирового опыта достаточно много, можем обсудить разные методики. Поэтому предлагаю обсуждать в таком ключе, чтобы выйти на максимальный КПД – все предложения мы отразим в рекомендациях для наших партнеров.

Сегодняшнее обсуждение мы проводим в партнерстве с Министерством культуры и спорта Казахстана, Институтом общественной политики партии «Нұр Отан». И, прежде чем мы начнем, хотел бы предоставить приветственное слово Батыржану Ашитову от лица наших партнеров.
Батыржан АШИТОВ, руководитель службы партийного контроля Центрального аппарата партии «Нұр Отан»:

Сегодняшняя встреча проводится в рамках реализации партийного проекта «Страна без коррупции – процветающая страна», который осуществляется в соответствии с программой партии по противодействию коррупции на ближайшее десятилетие.

Почему была выбрана эта тема? На первый взгляд, можно сказать, что она не конкретная и не может иметь четких рекомендаций. Но международным сообществом проводится большая работа в этом направлении. Всем известна международная организация Transparency International, в 2010 году она презентовала свою большую программу по борьбе с коррупцией в образовании. Одним из главных лейтмотивов этой деятельности были слова Нельсона Манделы, что образование является самым мощным орудием, которое может использоваться, чтобы изменить мир. Видите, какая глубокая мысль. Проект получил широкое международное распространение. Transparency International утверждает, что если граждане знают, что делать, когда сталкиваются с этической дилеммой – дать или не дать взятку, это более эффективный инструмент предотвращения коррумпированности, неэтичного поведения госслужащих, чем целый свод кодексов о поведении, законов и правил. Антикоррупционные законы, инструменты неэффективны без людей, которые не будут мириться с коррупцией.

Тема антикоррупционного образования сильно продвигается в странах ЕС в рамках их конвенции по противодействию коррупции. В их лице это Литва и Польша. Они предусмотрели три уровня антикоррупционного образования: 1) система среднего образования, 2) подготовка и переподготовка преподавателей, 3) проведение комплексной широкой антикоррупционной пропаганды.

Также мы видим, что очень серьезно этой деятельностью занимается Индонезия, из числа близких нам стран это Татарстан, который провел много научных исследований, издал много методической литературы в этом направлении. Наша страна также отмечается, как одна из тех, кто занимается продвижением темы антикоррупционного образования.

В прошлом году вопрос серьезно обсуждался в Санкт-Петербурге на конференции «Актуальные вопросы антикоррупционного воспитания и обучения». Как видите, мы поставили во главу вопроса пути и решения. Там были обозначены три главные проблемы: 1) определение роли государственной политики в сфере противодействия коррупции в образовании, 2) модели противодействия коррупции в сфере школьного образовании, 3) методическое сопровождение антикоррупционного просвещения и воспитания, 4) возможность участия гражданского общества во взаимодействии с системой образования в противодействии коррупции.

В начале этого года Республиканский общественный совет по противодействию коррупции партии «Нұр Отан», секретарем которого являюсь я, рассматривал эти вопросы и, к сожалению, были высказаны серьезные замечания, что работа ведется очень не системно. В том числе по усилению роли образования в антикоррупционном процессе.

На сегодня у нас есть много методических разработок, которые внедряются в системе образования, по инициативе партии разработан целый курс, который будет внедряться с этого года. Но мы думаем, надо избежать такой опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррупционного поведения. Шум вокруг коррупции приводит в некоторой степени к уничижению госаппарата и общества. Это может вызвать у молодежи ощущение, что ничего нельзя сделать.

Таким образом, надо развивать у молодежи ценностные установки и гражданскую позицию в отношении борьбы с коррупцией. Это, на наш взгляд, это будет иметь большое значение для реализации всей государственной политики в области борьбы с коррупцией.

Уверен, сегодняшнее обсуждение даст нам возможность выработать конкретные предложения, которые мы в последующем будем реализовывать на практике.


Арман УТЕПОВ, руководитель управления антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, спикер:

Уважаемые участники дискуссионного клуба! Позвольте выразить, прежде всего, благодарность организаторам данного мероприятия, партии «Нұр Отан», Институту общественной политики, АГ «Кипр» за активное участие в реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан в части антикоррупционного образования.

В декабре прошлого года указом главы государства утверждена Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы. Целью Стратегии является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции. Одним из ключевых направлений определено формирование антикоррупционной культуры в обществе.

Формирование стойкого неприятия и иммунитета ко всем проявлениям коррупции у личности обусловлено наличием четких морально-нравственных ориентиров.

Антикоррупционная культура личности отражает ее гражданскую активность и содействует реализации ее прав, безопасности и правовой защиты. В основе антикоррупционной культуры лежит правовая культура каждого человека, что ведет в конечном счете к укреплению принципов верховенства закона, уважению к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности.

Необходимо отметить, что, когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то культурная преемственность не осуществляется сама по себе, здесь необходима организация специальной системы образования и воспитания молодежи. Образование каждого индивида складывается в ходе взаимодействия его с обществом, где главная роль принадлежит образовательным институтам: школам и вузам.

Таким образом, антикоррупционное образование и воспитание является сегодня одним из важнейших факторов формирования антикоррупционной культуры, что в свою очередь способствует противодействию коррупции, уважительному отношению индивида к правам других, признанию необходимости права, сознательному соблюдению правовых норм.

Образовательная и воспитательная работа с учащимися по формированию антикоррупционного мировоззрения является частью государственной политики по противодействию коррупции.

Я рад, что сегодняшнее обсуждение проходит именно в Алматы, так как именно этот город является культурной столицей нашей страны. Именно здесь могут быть выработаны действенные, инновационные подходы в противодействии коррупции посредством образования и воспитания подрастающего поколения.

С начала текущего года Агентством совместно с Министерством образования и науки проводится активная работа по внедрению антикоррупционного обучения и воспитания на различных уровнях системы образования. Данным вопросом занимается специально образованное в нашем Агентстве Управление антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью.

Проанализировав формат учебно-образовательного процесса в образовательных учреждениях страны, нами выбраны предметы и дисциплины, наиболее подходящие для антикоррупционной тематики. Так, на уровне дошкольного образования выбраны средняя и старшая возрастные группы, а в них – образовательные области «Социум» и «Познание» (темы: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие навыков культуры поведения», «Взаимодействие со взрослыми и сверстниками», «Представление о нравственных нормах»). В них ненавязчиво, понятным для ребенка языком вводятся понятия о труде, результатах своего и чужого труда, уважения к нему, необходимости соблюдения правил и норм, общее благо и важность сохранения его. Даются основные представления о государственной службе. Используются максимально аккуратные и щадящие подходы.

На уровне начальных классов средних школ выбран предмет «Познание мира». В нем также максимально органично отражены антикоррупционные моменты. Так, особый акцент делается на уважении к собственному и чужому труду, ценности общественных благ, умении человека из природных ресурсов создавать блага и их использовании для общей пользы. Ключевым в данном подходе является формирование исключительно позитивных, правильных эмоциональных установок без негатива и, тем более, без непонятных для маленького школьника понятий и категорий.

Вместе с тем, на уровне старших классов в предмете «Человек. Общество. Право» решаются уже более сложные задачи. В 9-11 классах учащиеся уже способны воспринимать сложные определения и давать свою морально-нравственную оценку негативным явлениям. Можно уже выстраивать в мировоззрении молодого человека четкую взаимосвязь между активным, деятельным патриотизмом и его антиподом – коррупционным и иным антиобщественным, антигосударственным поведением. На данном этапе у молодого человека формируются основы профессиональной этики, он начинает выбирать свою будущую профессию. Именно на этом этапе крайне важно, чтобы будущий специалист сделал осознанный выбор в пользу неприятия коррупции.

В апреле текущего года министром образования и науки утверждены «Концептуальные основы воспитания», которые являются основой для разработки планов воспитательных работ для всех организаций образования нашей страны. В них впервые дано определение понятию антикоррупционной культуры – это система ценностей, выражающаяся в публичном порицании коррупции, отражающая нетерпимое отношение к коррупции, предполагающая стойкую гражданскую позицию «честность и неподкупность – норма поведения».

На уровне технического и профессионального, высшего образования (колледжи, лицеи и вузы) антикоррупционная тематика находит уже существенное отражение в дисциплине «Основы права». Данная дисциплина является частью обязательного, инвариативного компонента учебного плана и должна быть пройдена всеми студентами. На данном уровне студент получает правовой фундамент не только в понимании коррупции, но и в противодействии ей. Следует отметить, что реализовано одно из положений Дорожной карты по реализации программы противодействия коррупции на 2015-2020 годы партии «Нұр Отан», согласно которому не менее 15% учебной программы дисциплины «Основы права» посвящено антикоррупционной теме.

Кроме того, для всех специальностей бакалавриата разработана и рекомендована всем вузам отдельная модельная учебная программа по дисциплине «Основы антикоррупционной культуры». В ней даются не только правовые, но и социологические, психолого-педагогические аспекты антикоррупционного мировоззрения.

Для учебно-методического обеспечения данной дисциплины Академией госуправления при Президенте РК разработано учебное пособие «Основы антикоррупционной культуры». Пособие утверждено Ученым советом Академии, и в скором времени ожидается его издание.

Особую роль в эффективности образовательного процесса играет среда, в которой формируется личность. Общественные институты, с которыми так или иначе взаимодействует человек, влияют на формирование жизненных установок и принципов. Именно поэтому Агентством разработана и используется в просветительской работе программа обучающего курса «Формирование антикоррупционной культуры в различных социальных группах».

Программа носит комплексный характер, включает в себя правовые, социологические, управленческие и иные аспекты противодействия коррупции. Программа направлена территориальным подразделениям для использования в проводимых обучающих мероприятиях для различных целевых групп (государственные и гражданские служащие, НПО, СМИ, этнокультурные и религиозные объединения, бизнес-структуры, молодежь).

Кроме того, Агентством совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан разработана и утверждена Типовая программа обучения государственных служащих по вопросам противодействия коррупции. Типовая программа предусматривает освоение таких практических знаний, как антикоррупционное законодательство, профилактика коррупционных правонарушений, этика и конфликт интересов на государственной службе и др.

Антикоррупционным обучением, в рамках подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации охватываются впервые принятые на государственную службу и назначенные на руководящую должность государственные служащие.

Далее хотелось бы подойти к другой проблеме, стоящей перед антикоррупционным образованием. Вопрос касается содержательной части, то есть научной и учебно-методической разработанности вопроса. Мы находимся в самом начале пути по всестороннему развитию и распространению антикоррупционных знаний. До настоящего времени восприятие коррупции носило в большинстве своем юридический уклон. И это объяснимо. Коррупция воспринималась исключительно как правонарушение или преступление с уголовными, административными, дисциплинарными последствиями. К настоящему времени государственная политика в нашей стране стала применять подход, принятый во всех развитых странах мира, который рассматривает коррупцию как явление социальной, экономической, психологической и иной обусловленности. Правовая составляющая играет важную, но далеко не всеобъемлющую роль. Более того, акцент смещается с правоохранительной, карательной борьбы с коррупцией на ее превенцию и профилактику.

В этом отношении на первую роль выходят, как отмечалось выше, социальные, психолого-педагогические, экономические и другие факторы, которые необходимо изучать, понимать, отслеживать и прогнозировать. Зарубежные наука и методология, безусловно, должны нам помочь в этом. Однако национальную, страновую специфику мы не можем не учитывать. Поэтому научную, учебно-методическую базу в вопросах противодействия коррупции должны развивать мы сами.

Другим и, представляется, самым болезненным вопросом является коррупция в самой системе образования и науки. Об этой проблеме, безусловно, знает почти каждый житель нашей страны. Все мы с этим сталкивались в том или ином проявлении. Сфера образования зачастую сама воспринимается общественностью как одна из наиболее коррумпированных. И принципиальный вопрос звучит следующим образом: как воспитатели, учителя и преподаватели будут учить наших детей противодействовать коррупции, когда сами могут быть замешаны в ней.

Жизнь не стоит на месте, и противодействие коррупции также дает свои плоды. Нужно быть уверенными, что с каждым днем граждан и чиновников с коррупционным поведением становится все меньше и меньше. Это касается и образовательной сферы. Большинство педагогов – это честные, порядочные люди, профессионалы своего дела, которые не приемлют коррупцию как должное явление. Именно они – оплот, фундамент той системы антикоррупционного образования, которую мы как общество хотим видеть.

Другим вызовом в антикоррупционном образовании является «качество» сегодняшних детей и молодежи. Несомненно, что они более «продвинуты», чем предыдущие поколения людей. Они с техникой на «ты», умеют ее использовать с различных сторон. Следует отметить, что социальное развитие подрастающего поколения также далеко от тех стандартов, что были приняты у взрослого поколения. Мы должны это учитывать.

Одной из особенностей нынешней молодежи является достаточно большое и нескрываемое желание заработать деньги. Это не должно восприниматься плохо. Если молодой человек готов работать в поте лица, «вкалывать» для достижения материального благополучия, то это нужно только приветствовать. Но что может предложить внешняя среда такому юноше или девушке? Легкий, быстрый и, самое главное, законный заработок – это далекое от реальности заблуждение. Здесь, на наш взгляд, кроется ключ к антикоррупционному поведению, мировоззрению подрастающего поколения. Нужно вложить в их сознание простую, но очень неприятную мысль о том, что самый ценный заработок достигается путем кропотливой, эффективной и, в наше время, креативной работы. Биографии практически всех самых успешных людей мира тому свидетельство.

Также следует отметить необходимость использования новых информационных технологий в работе с молодежью. И не только с ней. Сейчас мы живем в эпоху переизбытка информации, которую все сложнее и сложнее фильтровать. Количество уходит на второй план, главным становится качество информации. Нередко одно «вирусное» видео в социальных сетях может оказать большее воздействие на людей, чем многочасовые занятия или тренинги. Один час игры на компьютерном симуляторе наделяет человека в сто раз большими навыками, нежели многочасовые разъяснительные занятия.

Здесь кроется важность и необходимость применения инновационных подходов в антикоррупционном обучении и воспитании. Большинство детей и молодых людей не представляют свою жизнь без смартфонов и планшетов. Для них скачать приложение легче, чем сходить за хлебом. Мы непременно должны шагать в ногу со временем и давать такую идеологическую продукцию, которая найдет отклик у людей – от детских игрушек до сложных компьютерных разработок.

В целом, необходимо отметить, что государством уже принято принципиальное решение о внедрении в учебный и воспитательный процессы антикоррупционной тематики. Сейчас вопрос стоит о том, какими наилучшими способами реализовать данное решение, чтобы оно имело реальные положительные результаты. В этом отношении, от самих педагогов и от экспертного сообщества нашей страны зависит очень многое.

Спасибо за внимание!

Презентация спикера доступна для скачивания здесь.

Аскар НАМЕТОВ, ректор Костанайского государственного университета имени А.Байтурсынова, профессор, действительный член Академии естественных наук, спикер:

Мое выступление выстроено на тех принципах, которые приняты нашим университетским сообществом. Мы уже года, как мы внедряем этот вопрос в действие. Работа началась с того, что мы провели глубокий анализ, решили найти причины, выстроили принципы, потом стали проводить мероприятия.

Так как сегодняшнее обсуждение относится к мероприятиям, имеющим серьезное значение, то и доклад выстроен несколько в таком аспекте.
Коррупция, как негативный социальный феномен, является серьезной проблемой современного казахстанского общества, усилению борьбы с которой глава государства уделяет особое значение и обращает внимание на это в «Плане Нации», где одним из «100 конкретных шагов» реализации институциональных реформ обозначена актуальность вопросов предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.

Особую озабоченность государства вызывает тот факт, что коррупционные модели поведения особенно присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Данное поведение в студенческой молодежной среде является причиной неправильной социализации молодежи, падению ее духовного и нравственного развития, укоренению стереотипов незаконного поведения, снижения законопослушности и прочее. Все это обуславливает необходимость повышенного внимания к антикоррупционному образованию и воспитанию молодежи, которые способствуют решению указанной проблемы посредством устранения глубинных причин и условий, ее порождающих.

Антикоррупционное воспитание студенческой молодежи в современном высшем образовательном учреждении должно воздействовать на ценностные компоненты сознания молодого человека. Цель его заключается в формировании у студента антикоррупционного мировоззрения и привитии устойчивого иммунитета к коррупционным проявлениям. В соответствии с поставленной целью необходимо выделить следующие основные задачи антикоррупционного воспитания молодежи:

- знакомство студентов с феноменом коррупции (сущностью, характеристиками, признаками, типами, классификациями, причинами, последствиями, механизмами распространения и т.д.);

- ознакомление с механизмами борьбы с коррупцией;

- формирование нетерпимости к проявлениям коррупции;

- воспитание личностных ценностей, таких как честность, справедливость, уважение к закону, правам и свободам других людей и др.

Решение этих задач в современной высшей школе, на наш взгляд достижимо путем внедрения системы непрерывного антикоррупционного образования и воспитания студентов и как результат выпуск образованных, устойчивых к коррупции и умеющих ей противостоять молодых граждан нашей страны, которые в дальнейшем сами будут являться пропагандистами и идеологами антикоррупционной работы.

Первое. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения студенческой молодежи, направленным на формирование прочных нравственных основ личности, повышение уровня правосознания и правовой культуры и привитие устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Приоритетом антикоррупционного образования является преодоление правового нигилизма студентов. Здесь особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства. Так, в соответствии, с Программой противодействия коррупции партии «Нұр Отан» на 2015-2025 годы, с 2016 года в учебную дисциплину «Основы права» на всех уровнях образования должна быть включена антикоррупционная тематика в объеме не менее 15% от содержания.

В данном вопросе наш вуз продвинулся дальше, в КГУ разработан и введен элективный курс «Основы противодействия коррупции» для студентов 1 курса всех специальностей. Он информирует учащихся о многоликости коррупции, о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, нравственной болезни общества, дает четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации коррупции. Его изучение позволяет студентам сформировать осознанное восприятие и отношение к коррупции, нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики, освоить навыки, необходимые для борьбы с коррупцией, создать антикоррупционный стандарт поведения, при котором противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер (не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях), но и активный (борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе).

Проблемными здесь остаются вопросы учебно-методической оснащенности дисциплины, отмечается недостаток учебной литературы, в особенности, отечественной, а также необходимость повышения квалификации профессорско-преподавательского состава посредством проведения обучающих семинаров по антикоррупционному образованию, возможно с привлечением зарубежных специалистов.

Второй момент. Антикоррупционное воспитание представляет собой комплекс мер по практическому закреплению ценностных установок и развитию способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данном процессе необходимо участие всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально-ответственных предпринимателей, представителей властных структур, правоохранительных органов, религиозных конфессий и т.д.

Для организации системы антикоррупционного воспитания студенческой молодежи в университете активно задействованы все органы корпоративного управления вуза: Ассоциация попечителей и выпускников университета, попечительские советы факультетов, Общественный совет по противодействию коррупции.

На плановой основе проводятся различные воспитательные мероприятия антикоррупционной направленности: беседы, встречи, диалоговые площадки, семинар-тренинги, круглые столы с приглашением представителей органов государственного управления, правоохранительной службы, ветеранов войны и труда, лидеров общественного мнения региона, не на словах, а на деле доказавших свой высокий моральный статус и являющихся живыми носителями высочайшей нравственной культуры. В то же время не менее эффективны и меры воспитательного воздействия по освещению негативных примеров совершения коррупционных правонарушений, особенно, в форме рассказов-встреч с самим раскаявшимся лицом или его близкими родственниками.

Проблемным, на наш взгляд, здесь является вопрос взаимодействия образовательных учреждений с иными институтами государства и общества. По сути, вуз становится единственным инициатором подобных мероприятий, сталкиваясь с определенной «неохотой» в их проведении со стороны иных органов и лиц. Решение этого вопроса мы видим в налаженной системе корпоративного управления, члены которого осознают ответственность и выражают понимание в необходимости единых усилий в деле становления антикоррупционных ценностных ориентиров современного молодого поколения.

Хорошим примером здесь может служить возросшая активность в вопросах антикоррупционного воспитания молодежи реформированной антикоррупционной службы Казахстана, где впервые в правоохранительном органе, наряду с методами наказания и преследования, широко применяются предупредительно-профилактические меры антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью.

Достигнутое сотрудничество университета с областным департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции позволило совместно провести ряд значимых региональных мероприятий антикоррупционной направленности, а некоторые выпускники вуза из числа сформировавшихся пропагандистов антикоррупционной работы приняты на службу в отделы просвещения и выявления коррупционных рисков указанного правоохранительного органа.

Разумеется, что система антикоррупционного образования и воспитания не может успешно существовать и эффективно функционировать без наличия благоприятных условий ее развития. Немаловажными в этой связи являются такие аспекты, как желание и поддержка руководства образовательного учреждения, принятие соответствующих программных документов, наличие инструментов практической реализации антикоррупционных мер. Опыт работы КГУ в этом направлении убедительно доказывает это. Так, например, принятые в университете Программа по противодействию коррупции, Концепция развития антикоррупционного мировоззрения служат правовой и идеологической основой этой работы и позволяют создавать и культивировать в молодежной среде традиции антикоррупционного характера. Функционируют общественные органы управления (Совет по противодействию коррупции, Советы факультетов, Высший студенческий совет), что дает возможность выработки оптимальных механизмов противодействия коррупции, на всех уровнях осуществления антикоррупционной пропаганды и воспитания. В вузе активно используются все имеющиеся инструменты информационного освещения проводимой антикоррупционной деятельности, в первую очередь через СМИ университета – выпускаются репортажи студенческого телевидения, создаются рубрики в газете «Білім Жарысы» и журнале «Жас Өркен», функционируют страницы по вопросам противодействия коррупции на официальном сайте, создается разнообразный наглядный материал – билборды, стенды, агитпродукция.

В конечном итоге результатом целенаправленной и непрерывной работы системы антикоррупционного образования и воспитания станет молодой человек, специалист со сформировавшимся антикоррупционным мировоззрением, которому удалось привить и укрепить его антикоррупционный иммунитет. Который в дальнейшем сможет создавать вокруг себя (в семье, трудовом коллективе, в кругу друзей) очаги неприятия любых форм и проявлений коррупции и будет являться пропагандистом антикоррупционной работы в общественной жизни в целом. Уже сейчас из числа таких студентов в КГУ формируются антикоррупционные студенческие посты, информационно-пропагандистские агитгруппы, они участники акций «Чистая сессия», а также члены общественного совета по противодействию коррупции.

Рекомендации и предложения:

- выделение научных грантов на исследование и разработку технологии антикоррупционного образования и воспитания;

- организация республиканских семинаров, мастер-классов по обмену опытом в вопросах противодействия коррупции;

- направление финансовых средств на подготовку и издание учебников и учебных пособий по данной тематике.

Благодарю за внимание.

Презентация спикера доступна для скачивания


  1   2   3

  • «Антикоррупционное образование в РК: проблемы и перспективы развития. Образовательные методики»
  • Батыржан АШИТОВ, руководитель службы партийного контроля Центрального аппарата партии «Нұр Отан»
  • Арман УТЕПОВ, руководитель управления антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, спикер