Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Акка и аккинцы I. Акки и акинцы




страница1/21
Дата09.07.2018
Размер3.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
АККА

И

АККИНЦЫ

I. Акки и акинцы

1. Акки

АККИ - ГОРНАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЧНИ, ГРАНИЧАЩАЯ НА ЮГЕ С КЕЙ, на востоке - с Нашхом, на западе - с Ялхарой, на севере — с районами чеченского общества Орстхой. Когда-то область была густо заселена. Руины башенных селений Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.

Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие. Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины.

Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля. Многие укрепленные селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий.

М.А. Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще

богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев».

Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения — автор) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой, выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья, неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.

В XV—XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток, в Ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой» (сегодня — это западные районы Дагестана), которые, по всей видимости, являются потомками древнего племени аорсов, упоминаемого Страбоном. Позже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущелья Цеча-ахк, а также пешхой. В результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки» в отличие от «лам-акки» - горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах Чечни.

После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью.

Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры. В селении Зенгали, расположенном к югу от озера Галанчож, на левом берегу реки Гехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. Отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях Бици, Керети, Мизиркала. Во время последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами.

Дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. Акки, как и Терлой, и Майста, славилась своими мастерами. Сохранилась легенда об одном из них — знаменитом строителе башен Дисхи. По дороге в селение Воуги стоит одинокая башня. Местные жители называют ее Дисхи-боу. Говорят, что ее построил мастер Дисхи. В одном из селений Акки Дисхи засватал девушку. Однажды весной, когда легче всего было купить или выменять овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. Она пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. Дисхи рассердился за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.

Он принялся за работу. Возвел стены, и когда нужно было завершить кровлю, деревянные подмостки, на которых лежали тяжелые камни, не выдержали и рухнули. И погиб мастер Дисхи. Услышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого жениха, взобралась на башню и бросилась вниз. Так и осталась башня недостроенной. А люди в память о знаменитом мастере назвали ее Дисхи-боу - башней Дисхи.

К одному из красивейших памятников жилой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню Мизир-Кала, которую отличают изящество пропорций, утонченный декор, высокая техника строительства, что обычно более характерно для боевых башен.

Над левым берегом речки Акки-хи, на высоком каменном обрыве, расположена встроенная в скальную нишу башня Итир-кале. Ее можно назвать маленькой крепостью. Доступ к ней невозможен, так как деревянные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. Стены почти полностью развалились, остались только фрагменты. Согласно полевым материалам, владельцем крепости был местный феодал Гаж, который отличался жестоким и свирепым нравом. Он брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. По преданию, Гаж был убит восставшими соплеменниками.

Сегодня ущелья Акки безлюдны. В вечном безмолвии застыли силуэты древних башен. И никто не может сказать, вернется ли когда-нибудь сюда жизнь вновь.

(http:// www.zhaina.com/


КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЗЕМЛИ АККИНСКОЙ

(хронология событий)
II-III тысячелетия до.н.э. – в горных районах Чечни и Ингушетии, на территории будущей Акки-лам были сооружены мегалиты – дольмены, обнаруженные учеными в 18-20 вв.
Предсредневековье – предки горных аккинцев основывают поселения в стране гор – Акки-лам,

в верховьях р.Гехи. Формирование системы языческих культов (по Б.Далгату и У.Лаудаеву). Предположительное время постройки святилища Аккинского общества в районе оз. Галанчож для отправления языческих культов.


XII-XIII в. – распространение среди горцев христианства, постройка «фиренгами»

(европейцами) христианского храма Тхаба-Ерды и храма у оз.Галанчож на месте древнего святилища местных племен.


Средние века (?) – вероятное время принятие всеми горными аккинцами христианства, за

что их в дальнейшем называли керестанами, т.е. христианами.


XII-XV в. – постройка в районе Северного горного Кавказа защитных и жилых сооружений –

башен, в том числе и на территории Акки-лам. Использование при постройке местных

материалов.
Средние века-XIX век – существование единой для всех соседних обществ «граничной» горы

(Муйты-корт), где собирались представители на совет для решения спорных дел у большого камня на склоне горы со стороны Аккинского общества.


XVI-XVIII вв. – Аккинское общество разделяется: часть аккинцев уходит ниже по течению

рр.Гехи и Сунжи, основывает новые поселения на территории и в соседстве с кумыками, составляя с этого времени Ауховское общество. Часть горных акинцев продолжает традиционный образ жизни в Акки-лам, занимаясь в основном скотоводством.


XVIII век - Проникновение в нагорные области Чечено-Ингушетии мусульманской культуры.
1771-1773 гг. – большое путешествие академика И.А.Гюльденштедта с научной целью

топографического и статистического описания, в том числе и по горным районам Чечни и упоминание им общества «округа» Аккиньюрт (Aki), находящегося в верховьях р.Гехи.


Начало XIX в. – под влиянием арабских и турецких миссионеров горные акккинцы принимают мусульманство (суннизм).
1843-1851 год – Аккинское общество состоит из 10 аулов и 270 дворов. Аулы Аккинского

общества расположены по обоим берегам рр. Ассы и Сунжи, между Галгаевцами и дальними Кистами, в верховьях р.Гехи.


20-50-е гг. XIX века - Кавказская война. Отсутствие прямых свидетельств об активном участии

в военной кампании горных аккинцев.


1859 год – путешествие академика А.Берже с научной целью топографического описания Чечни

и населяющих ее народов, в том числе посещение горных районов и беседы с жителями. Наблюдение Берже за нравами и обычаями. Описание дорог, рек и гор, в том числе связанных с Аккинским обществом района верховьев р.Гехи, или Ахо, местоположение которого отражено на карте, составленной штабс-капитаном Савельевым.


1872 год – в с. Акки проживало 142 человека, было 25 домов, 1 мечеть и при ней школа.
1873-1874 гг. – поездка в Чечню действительного члена Кавказского отделения РГО в Тифлисе

Н.И.Зейдлица и путешествие по горным районам с заездом в район Аккинского (Ахо) общества.


1883 год – в с. Акки проживало 110 человек, насчитывалось 19 – дворов, 1 мечеть.
1886 год – первая научно-исследовательская экспедиция под руководством известного ученого

В.Ф.Миллера в горные районы Чечни, в том числе и в район Аккинского общества у оз.Галанчож, в которое в то время также входили селения Галанчожской котловины.


1889 год – в с. Акки (или Аккинского общества в целом?) проживало 280 человек,

насчитывалось уже 42 двора (дыма), было 2 мельницы, а также после учета земельных наделов всей удобной земли было 105 десятин (41 – пахотной земли, 10 – усадебной, 53 – сенокосной); в хозяйствах насчитывалось общее число голов крупного рогатого скота 100, 380 голов овец и другого мелкого скота, 16 лошадей; 26 хозяйств были безлошадными.


Конец XIX века – разделение Аккинского общества на старшинства 6 участка Грозненского

округа Терской области.


1901, 1904 гг. – приезд в район Аккинского общества М.А.Иванова и его путешествие по

горным селениям общества в верховьях р. Гехи. Описание природы, жизни и быта, жилища. Встречи с местными жителями (старшинами, проводниками, косарями). Свидетельство о том, что Аккинское общество разделено на 4 старшинства. Запись уникальных легенд, преданий, фактов.


1915 год - в с.Акки (в Аккинском обществе и его селениях?) проживало 953 человека,

насчитывалось 136 десятин общей площади земельных наделов (удобной – 48 десятин, леса – 5 десятин), 78 дворов (дымов).


1918-1920 гг. – Гражданская война и военные действия на территории горной Чечни.
1925 год – ближайшая почта (почтовое отделение) для аккинцев и жителей окрестных селений

Акки находилась в с. Галанчож.


1925 г. – в с.Акки проживало 143 человека и было 25 дворов, в Аккинском с/с – проживало

более 1000 человек и насчитывалось 178 домов (Акки (Акки – 25 дворов, 143 жителя;

Воуги - 20 дворов, 119 жителей; Гозун - 19 дворов, 107 жителей; Зингиль – 21 двор, 152

жителя; Итор-Кале – 21 двор, 121 житель; Тей-Мяхки – 24 дворов, 141 житель; Туйсте –

31 двор, 197 жителей; Хаги – 17 дворов, 107 жителей).
1926-1936 гг. – переименование, реформирование, укрупнение и разделение районов.

Выделение отдельного Аккинского сельсовета в составе Галанчожского района.


1928-1930-е гг. – походы и экскурсионное посещение памятных мест в горных районах

Чечено-Ингушетии, в том числе в районе проживания горных аккинцев.


1928-1930-е гг. – в этот период 36 горных аккинцев из разных аулов Аккинского общества

совершают хадж в Мекку.


С 1929 года – репрессионные акции сталинского режима, аресты в Галанчожском районе.
1936 год – образование ЧИ АССР.
Середина 30-х - разделения горных пастбищ Госземфонда во временное пользование

колхозами и совхозами республики для отгонного животноводства на территории

Советского и Ахчой-Мартановского районов Галанчожского массива ЧИ АССР.
1941-1944 гг. – Великая Отечественная война. Горные аккинцы из Аккинского общества –

участники сражений за освобождение Роднины от фашистских захватчиков.


1944 год - депортация горных чеченцев Аккинского и др. сельсоветов Галанчожского р-на.

Трагедия с. Хайбах Галанчожского района.


1957 год - Восстановление ЧИ АССР и реабилитация чеченцев, в том числе и горных аккинцев.

Однако закрытыми для поселения и возвращения в родные места осталась часть горных районов, среди которых и Галанчожский район, включающий селения Аккинского с/с.


1964 год – Большая археологическая научно-исследовательская экспедиция (Нагорного отряда

Северо-Кавказской археологической экспедиции) в верховья р.Гехи - в район

оз.Галанчож и районы селений горных аккинцев. Начало регулярных научно-исследовательских экспедиций в горные районы с целью описания и исследования историко-археологических памятников.
1964 год – в оз. Галанчож запущена для размножения икра форели.
1964 - 1988 гг. - строительство дороги в р-н оз.Галанчож (Рошни-чу – Галанчож).
1960-1990 гг. – походы и экскурсии в районы древних памятников горной Чечни, в том числе

и на территории бывшего Аккинского с/с.


конец 90-х - начало XXI века – война в Чечне и военные действия в районах расселения

бывшего Аккинского общества.


Начало XXI века – движение за возрождение горных селений Чечни.

  1. АККИНЦЫ (история тейпа)

По легенде основателем тейпа акинцы был человек по имени Вокх Пулл.

«Чеченцы-аккинцы (самоназвание аъккий) – это горцы жившие между Чечней и Ингушетией, в верховьях реки Гехи (отроги главного Кавказского хребта на нынешней территории Чечни, являются одним из древних подразделений вайнахов. Говорят на аккинском диалекте чеченского языка. По-видимому, еще в 15-ом веке, т.е. после освобождения равнин от нашествия Тамерлана, аккинцы устремились с гор на восток – (арара аъккий). К ним в ходе истории присоединились разные тейпы собственно чеченцев (в связи с климатическими катаклизмами, эпидемиями, а также после 1859 года – окончания Кавказской войны, после перетрубаций советского времени). Теперь этническое сознание аккинцев четко ориентировано на чеченскую общность. В настоящее время анклавы аккинцев находятся в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Грузии, Сирии.» (http:// www.sakharov-center.ru/ (Ян Чеснов), www.dagpravda.ru/


Автор-составитель к.ф.н. Балашова О.Б.
ИСТОРИЯ ГОРНЫХ АККИНЦЕВ ВЕРХОВЬЕВ РЕКИ ГЕХИ ИЗ ЛАМ-АККИ

(ГАЛАНЧОЖСКИЙ РАЙОН И ВХОДЯЩИЕ В ЕГО СОСТАВ СЕЛЬСОВЕТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И АККИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ НЕКОГДА НАХОДИЛОСЬ АККИНСКОЕ ОБЩЕСТВО)


Настоящая Таблица составлена на основании некоторых имеющихся на сегодняшний день исторических документов, научных публикаций, книжных источников, данных археологии, фольклора, этнографии, статистики, географии, картографии, геологии и проч., так или иначе освещающих историю и быт жителей Акки-лам (см. Библиографию «Аккинцы и их соседи»). Таблица отражает повременной характер событий, содержит точные ссылки и указания на письменные и книжные источники, из которых взят материал. Пустые графы Таблицы заполняются по мере изучения документов, пока не доступных для работы. В конце таблицы приводятся необходимые примечания и расшифровка принятых сокращений. В Приложении даются ксерокопии редких документов и публикаций, некоторые из которых содержат сведения, ранее не использовавшиеся в научной или научно-популярной литературе.
Пояснительная записка

Изучение материалов, связанных с освещением истории нахских народов, в частности – чеченцев-аккинцев, в настоящее время, к сожалению, обнаруживает две точки зрения, одна из которых, думается, откровенно конъюнктурна. Переписывание истории заново, подмена понятий, умалчивание – вот далеко не полный перечень арсенала средств разного рода фальсификаций. Так, например, среди публикаций последних лет нередко встречаются ничем не обоснованные утверждения о первичности поселений аккинцев-ауховцев (Адилсултанов, Сулейманов и др.), несмотря на то, что исторически немало доказательств и указаний на то, что часть аккинцев, испытывая притеснения, в период средневековья отделилась от основной Аккинской фамилии вследствие ряда объективных обстоятельств и основала свои поселения на земле кумыков и в соседстве с ними (Лаудаев, Волкова, Ибрагимов и др.). О времени окончательного формирования диалекта аккинцев-ауховцев и выделение его к XVIII в. также свидетельствуют лингвистические исследования (Дешериев, Арсаханов, Гусейнов, Мугумова и др.). Удивляет и тот факт, что некоторые исследователи порой обходят стороной важное сообщение одного из первых историков-чеченцев У.Лаудаева (1872 год), в котором говорится, что аккинцы были христианами – «керестан-аккий». Немногие историки обращают внимание на свидетельства о существовании весьма большой территории Аккинского общества, которая охватывала не только с.Акки с прилегающими аулами и хуторами, но и все Аккинское ущелье, Галанчожскую котловину и даже поселения, расположенные вдоль р.Гехи у места слияния двух ее притоков – р.Акки-хи и р.Осу-хи. Несмотря на то, что сведения об отдельно взятом поселении Аккинского общества и его жителях или истории Акки представлены весьма скудно, однако, вырисовывается очень интересная картина жизни и быта горных аккинцев. Откуда они пришли и пришли ли? Кто они – аккинцы с верховьев р.Гехи? Какой бы ответ в будущем не дала история, одно бесспорно: им удалось не только сохранить материальные памятники прошлого на земле, где они жили, но и следовать древним культам и обычаям этой земли. Загадки этих мест притягивают и будут еще долго притягивать к себе не только специалистов и исследователей, путешественников, но и всех, кому интересна история земных цивилизаций.




Время события:

век, год

Событие, факт


Описание события или факта


Письменный источник:

книги, исследования, архивы,

периодические издания.

Фольклорный источник.

Живое свидетельство:

устный рассказ, воспоминание, рукописный источник

Неолит,


2-4 тыс. до н.э.


Дольмены и другие мегалитические постройки на территории бывшего Аккинского общества, а также Галанчожской котловины и ее окрестностей.





Исследования В.Ф.Миллера, В.И.Марковина, Л.П.Семенова, Е.И. Крупнова, В.Б.Виноградова, и др.

Сказания из эпоса о нартах, в котором упоминаются циклопические постройки.





I-III в. до н. э. - X вв.


Факты археологических разысканий на территории Чечни и Ингушетии.


Факты лингвистических исследований.

Данные археологических находок свидетельствуют о единстве предметов и памятников материальной культуры на всем горном пространстве Чечни, Ингушетии и Дагестана.


«По существу, материальная культура для всей горной полосы е д и н а» (Семенов, 1963:142).
Лингвистические данные также подтверждают родство и общность аккинского диалекта не только с чеченским языком, но и с ингушским.
«С древнейших времен аккинцы жили в нагорной местности Лам-Акки в Галанчожском районе, где находится урочище Нашах, называемое колыбелью чечено-ингушского народа на Северном Кавказе. Оттуда, общества Акки, вышли равнинные аккинцы» (Дешериев, 1963:75).




Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963.

Услар П.К. Этнография Кавказа: Языкознание. М., 1896. или: Этнография Кавказа. Ч.2. Чеченский язык. Тифлис, 1888.

Дешериев Ю. Д. Сравнительно-историче­ская грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963.

Арсаханов И.А. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. Грозный, 1959.

Арсаханов И.А. Чеченская диалектология. Грозный, 1969.




VII век


Существование в VII веке на территории Чечни и Ингушетии горских племен «нахчо» - предков современных чеченцев и наличие взаимоотношений между горскими и равнинными племенами кавказских народов.



Первое письменное упоминание этнонима «нахчаматеан», т.е. «нахчо» - самоназвание чеченцев, встречается в труде армянского автора VII века Анании Ширакаци «Ашхарацуйц» («Георгафия»).


«У устья же реки Танаис живут Нахчаматеаны [Наксаматы] и другое племя…» (Из текста «Ашхарацуйц» в переводе Габриелян, 2006:168).
«В этом отрывке из труда Анании Ширакаци имеется прямое упоминание этнонима «нахчаматеан». Однако в дальнейшем сведения о предках чеченцев можно извлечь только после кропотливой работы по локализации данных армянских источников о народах Северного Кавказа» (Гарбиелян, 2006:168).


Ширакаци А. Ашхарацуйц / Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарий Р.А.Габриелян// Армянские источники об аланах. Вып. 2. Ереван, 1985. С.17 (на армянском языке).

Габриелян Р.А. Армянские источники о Чечне и чеченцах// Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Грозный-М., 2006. С. 168-172.


VI-VII (?) вв.



Сведения, основанные на преданиях о расселении первобытных (изначальных) чеченских фамилиях.

Публикация в печати в 1870 (и ссылка на него у Б.Далгата в работе «Первобытная религия чеченцев» за 1893 год) предания о некоей стране в горах Акки-лам – предания, якобы, приблизительно относящегося к начальному периоду средневековья.

Предание о первопоселении горных аккинцев в Аки-лам, рассказанное аккинцами-ауховцами, где Аки-лам называется колыбелью, т. е. родиной всех аккинцев.

Свидетельства (семейные предания) о месте первопоселения аккинцев в Аки-лам, записанное в 60-е годы XX столетия от аккинцев-ауховцев во время научно-исследовательской экспедиции Института этнографии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая РАН в Чечню.

«Предание говорит, что первобытные фамилии Чеченского племени вышли из-за снеговых гор на северные их подножия, откуда стали уже разветвляться по другим местам. Можно допустить, что во время великого переселения народов, когда все страны востока находились в сильном брожении, движение это отозвалось и на Грузии, потому грузины и соседние с ними горские племена зашли в нынешнюю Чечню и, поселяясь в ней, смешались с туземцами; смешение это и теперь очевидно на порубежных землях Чеченского племени <…>. Водворяясь в горах, племена эти имели каждое своего предводителя или главу, водворившего их на занятой земле; по слабости этого племени, предводитель искал для жительства своего народа укрепленное место; именем его, как сам народ, так и соседи, называли занятую землю и самое племя, и таким образом он делался родоначальником фамилии (тайпана). Фамилии: Шароевская, Чантинская, Аккинская, Хиль-дихеройская, суть первобытные туземные фамилии этой страны <…>» (Лаудаев, 1872).


«Древнейшими местами поселения чеченцев считаются Маасты и плоскогорье Нашах, в верховьях Чанти-Аргуна, Мартана, Гехи, Фортанги, Ассы» (У.Далгат, 1973:41).
Одна из интересных версий-преданий приводится в работе Башира Далгата «Первобытная религия чеченцев», опубликованная в 1893 году: «Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам; там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца. Роды нахчи (чеченцев) ели тогда свинину и были «русские», т.е. христиане. Судя по тому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно, они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость. Пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение» (Далгат, 1893: 45). Однако замечу, что Б.Далгат цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год.
«По другим преданиям, в горах жили некогда «джелты», т.е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен и ушли, оставив большие клады. Многие чеченские фамилии ведут свое происхождение от европейцев (фиренги»; другие от хевсур, третьи от грузин, четвертые от тушин и т.д. По этим преданиям, на Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь» (Далгат, 1893: 45).




Лаудаев У. Чеченское племя //ССКГ. Вып. VI. Отд. 1. Ч. 3. Тифлис, 1872.
Ипполитов А. П. Этнографические очерки Аргунского округа. — ССКГ, Тифлис, 1868, вып. 1.

Далгат У. В. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.

Далгат Башир, Первобытная религия че­ченцев. — В кн.: Терский сборник. Влади­кавказ, 1893, вып. 3, кн. 2.






IX-XII века




Существование двух царств: в плоскостной части Чечни – Аланского царства, и в высокогорной местности – царство Серир.











XII в.


Проникновение в нагорные области Чечено-Ингушетии христианской культуры. Как со стороны Грузии (миссионеры). Так и из Европы.



Существование христианских культовых сооружений (храмов) и религиозных культовых праздников.

«Главной целью экспедиции было изыскание следов древнего христианства, которое некогда, под влиянием Грузии, было распространено в некоторых местностях Чечни и затем, вследствие исторических обстоятельств, мало-помалу заглохло, уступив место мусульманству, распространившемуся среди Чеченцев лет полтораста тому назад» (Миллер, 1888:1).



Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963.

Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Отд. 1. Ч. 3. Тифлис, 1872.

Миллер В.Ф. Терская область. Археологи­ческие экскурсии. — МАК, М., 1888, вып. I, с. 2—36.

Ахриев Чах. Ингуши (их предания, верования и поверья)\ ССКГ. Вып.VIII . Тифлис, 1875. Отд.I, ч.2.





Средние века




Относящиеся к этому времени первые (самые ранние) сведения о древних поселениях в р-не оз. Галанчож и в верховьях р.Гехи и свидетельства на уровне легенд и преданий о предках местных племен. Вероятно, это один из вариантов переосмысления более древних, языческих преданий, о первопоселенцах.

Предание о предке-основателе древних чеченских родов в верховьях р.Гехи одним из легендарных братьев Ако.

Предания о чеченцах как о выходцах из Шама или Шеми (Сирии) и предания о первопоселенцах.



По одному из давних преданий, предками всех чеченцев являлись три брата – Га, Ако (Ахо) и Шато. Один из братьев - Ако, поселившись в верховьях р.Гехи, стал родоначальником местного населения. А окрестности озера Галанчож (Галанчож-Ами) и Галанчожской котловины явились местом сложения чеченской народности. Именно бассейн р.Гехи и оз.Галанчож стали исторической прародиной современных чеченцев и одним из важнейших очагов чеченской культуры.


«Предания чеченцев упоминают трех братьев: Га, Ахо (или Ако) и Шото, которые будто были родоначальниками всего чеченского племени. От трех братьев Ако, Шото и Га образовались три общества: Галгай, Ако и Шото; первое – в верховьях Ассы, второе – в верхвьях Гехи, третье – в верховьях Чанты-Аргуна и Шаро_Аргуна, притоков Сунжи. От этих трех обществ путем естественного роста и присоединения новых пришельцев образовались все остальные общества чеченцев, расселявшихся на восток, север и запад. Все названия – Шото, Акр, Га (Галгай) – были именами предводителей, родоначальников-пришельцев; свое имя они перененосят и на занятую территорию» (У.Далгат, 1972:41).
«Основа чеченской народности, по-видимому, была заложена в местах Галанчожского района» Дешериев, 1963:73).

Предание, которое приводит Максимов в своей обзорной статье «Чеченцы» (Максимов, 1893:21).


Бытование преданий о выходцах из Шали, а также об арабских корнях, в ингушских селениях в 20-30-е гг. XX века, зафиксированные экспедицией Семенова (Семенов, 1963:66, 67).
Свое интересное осмысление известных к 1928 году преданий и легенд о первопоселенцах дает Х.Ошаев: «Третья версия указывает, что чеченцы есть потомки некоего «Нахчо», жившего в ныне еще существующем селении Нашхой Галанчожского округа (выделено мной – О.Б.). У указанного «Нахчо» было, якобы, 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14 самых крупных родов (тейп0, названных чеченцами чистыми тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами. Толкований по поводу происхождения чеченцев очень много» (Ошаев, 1928:4).


Берже А. 17. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859. Приложение: «Карта Чечни».

Далгат У. В. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.

Дешериев Ю. Д. Сравнительно-историче­ская грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963.

Далгат Башир, Первобытная религия че­ченцев. — В кн.: Терский сборник. Влади­кавказ, 1893, вып. 3, кн. 2.

Иванов М. А. Верховья р. Гехи.— Изве­стия КОРГО, Тифлис, 1902, т. XV, № 5, с. 282.

Ипполитов А. П. Этнографические очерки Аргунского округа. — ССКГ, Тифлис, 1868, вып. 1.

Миллер В. Ф. Терская область. Археологи­ческие экскурсии. — МАК, М., 1888, вып. I, с. 2-36.

Попов И. Ичкеринцы/ ССТО. Владикавказ, 1878. Вып 1.



Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963.

Максимов Е. Чеченцы /Терский сборник. Влади­кавказ, 1893, вып. 3, кн. 2.

Гребенец Ф. С. Приступим к изучению истории Чечни. — Грозненский рабочий, 1925, 17 апреля, № 129 (970); Он же. Чеченцы и их предшественники. — Там же, 1935, И, 18 и 20 июня, № 172, 178, 180 (1013, 1019, 1021); Он же. Религиозные ве­рования чеченцев. — Там же, 1925, 2, 4 и 8 июня, № 190, 192, 195 (1031, 1033, 1036).

Ошаев X. Д. В сердце Чечни. Грозный, 1928; Ср.: Он же. Малхиста (к характеристике пережитков родового строя). — Революция и горец, Ростов-на-Дону, 1930, № 8 (22);

Акбулатов М. — Архив ЛОИА АН СССР, ф. 2, д. ГАИМК, № 216 за 1928 г.

Виноградов В. В., Лосев И. К., Саламов А. А. Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Грозный, 1963.

Виноградов В. Б., Марковин В. И. Археологи­ческие памятники Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1966.

Крупное Е. И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

Семейные предания чеченских тейпов тайпов).


Надпись на одной из фотографий Русина (личный архив Русина).

Информант Билан Эльджаркиев (запись: Семенов Л.П.).



До средних веков




Название селений в Аккинском и Галанчожском районах имеют общие топонимические закономерности образования названий поселений, которые связаны a priori с географией мест поселений.


Топонимическое предание о происхождении озера Галанчож.

Толкование названия местности Галанчож и оз.Галанчож или Галанчож-Ами.



«Из нахских племенных названий, не поддающихся этимологическому объяснению, следует указать следующие: <…>, Аьккхи. Шарой и др.» (Дешериев. 1963:54).

Предание гласит, что воды озера, насыщенные сероводородом – это ядовитый пот огромного быка.
Толкование названия озера Галанчож связано со словами «гала» («гIалан») – «башня» и «чIож» («чех»/ «чу») – «ущелье»: Галанчож – «ущелье башен». По толкованию Виноградова, Галанчож – «ущелье жилых башен». Однако этимология слова до сих до конца не выяснена (ср. у Сулейманова).
Озеро Галанчож, как правило, дается в написании Галанчож-Ами (Галанчож-Ам), но местные жители называли озеро еще и Акбас (свидетельство Русина: надпись на фото из личного архива).



Берже А. 17. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
Далгат У. В. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.

Дешериев Ю. Д. Сравнительно-историче­ская грамматика нахских языков и проблемы происхождения и имторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963.

Далгат У. В. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.

Далгат Башир, Первобытная религия че­ченцев. — В кн.: Терский сборник. Влади­кавказ, 1893, вып. 3, кн. 2.

Иванов М. А. Верховья р. Гехи.— Изве­стия КОРГО, Тифлис, 1902, т. XV, № 5.

Ипполитов А. П. Этнографические очерки Аргунского округа. — ССКГ, Тифлис, 1868, вып. 1.

Миллер В. Ф. Терская область. Археологи­ческие экскурсии. — МАК, М., 1888, вып. I, с. 2—36.

Ошаев X. Д. В сердце Чечни. Грозный, 1928; Он же. Малхиста (к характеристике пережитков родового строя). — Революция и горец, Ростов-на-Дону, 1930, № 8 (22).

Акбулатов М. — Архив ЛОИА АН СССР, ф. 2, д. ГАИМК, № 216 за 1928 г.

Виноградов В. В., Лосев И. К., Саламов А. А. Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Грозный, 1963.

Виноградов В. Б., Марковин В. И. Археологи­ческие памятники Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1966.

Крупное Е И. Средневековая Ингушетия. М., 1971

Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Грозный. Ч.1. Горная Чечня. Грозный, 1976.

Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Грозный. Ч.2, 1978., Ч. 3. 1980.




Свидетельства преданий, зафиксированных в XIX веке, в которых повествуется о культе духа озера и культовых постройках на территории Аккинского общества и других местах расселения горных аккинцев.


«В Акинском обществе горной Чечни до сих пор известно лишь одно место поклонения жителей этого общества (выделено мной – О.Б.). Это – святилище возле селения Галанчож, посвященное богу Мизр. По преданию, оно построено лет 400 – 500 тому назад. Ипполитов говорит, что это здание служило церковью и даже монастырем для чеченцев, ингушей, тушинцев и т.д. Но проф. Миллер, посетивший его в 1886 г., высказывает сомнение насчет пригодности его для этой цели и считает обыкновенным языческим святилищем, куда ингуши ходили молиться и совершать жертвоприношения стоявшему там идолу. На следы культуры, бывшей на этом месте, указывает искусственно разведенная роща у озера. Эта роща и теперь еще считается неприкосновенной и никто не смеет рубить ее (выделено мной – О.Б.)» (Далгат, 1893: 100).

«Но в горной Чечне, в Аккинском обществе, у сел. Галанчодж, находится небольшое озеро; и вот при этом благоприятном условии у чеченцев возникает представление о духе озера, которого они высоко чтут» (Далгат, 1893:114).

«Верстах в двух за перевалом тропа дает разветвление вправо, в долинку безыменной речки – притока р.Акки-хи; в этой долинке приютилось маленькое тоже безыменное озерцо [Ни на одноверстной, ни на пятиверстной картах оно не показано. Мне говорили, что поблизости есть такое же озерцо (другой глаз!), но лично я его не видел. (Прим. автора – Иванов М.А.)]; один из глаз озера-быка, что было у селения Амки, как говорят туземцы. Ближе к Ялхорою, вправо от дороги, в скалах заметны ряды пещер» (Иванов, 1904:56).





Далгат Б. Первобытная религия че­ченцев. — В кн.: Терский сборник. Влади­кавказ, 1893, вып. 3, кн. 2.

Миллер В.Ф. Терская область. Археологи­ческие экскурсии. — МАК, М., 1888, вып. I, с. 2—36.

Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. — ССКГ, Тифлис, 1868, вып. 1.

Иванов М.А. В горах между Фортангой и Аргуном. Записки КО РГО. Тифлис, 1904, т. XVII, № 1-4, с.31-68.




Средние века

и позднее средневековье

Создание (появление) широко известных ныне средневековых архитектурных построек на территории горной Чечни, в том числе и на территории Галанчожского и Аккинского р-нов: башенные сооружения.





См. все работы В.И. Марковина по археологии и архитектуре Северного Кавказа.



Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963.

Крупное Е И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.




XII-XIII в.



Татаро-монгольское нашествие.










XIV-XV вв.




Свидетельство (предание – по Ипполитову), относящееся к XIV-XV вв., о приходе на землю Аккинского общества неких миссионеров-европейцев (?) – «фиренгов», которые поселились близ озера Галанчож, и о военном столкновении аккинцев и терлоевцев с «фиренгами».



«Акинцы утверждают, что лет четыреста или более тому назад, из галгаевских обществ пришли вооруженные люди, европейцы (фиренг), и поселились близ Галанчожского озера. На горе, лежащей на южном берегу его, они выстроили церковь, обнесли ее каменною оградою, с четырьмя воротами, - для тушин, галгаевцев и местных племен. Каждыя ворота обращены были в горам, занятым упомянутыми племенами. Постройка церкви сопровождалась большими затруднениями и препятствиями со стороны горцев, в то время еще язычников, но несмотря на то, церковь была воздвигнута, и тогда, прибавляет предание, из Чечни, Грузии, Галгая и окрестных обществ стали стекаться люди молиться в церкви Богу христиан, и каждый народ входил отдельно в ворота, для него в ограде сделанныя. Несколько лет продолжался этот порядок вещей и европейцы находились в самых миролюбивых и дружеских отношениях с туземцами. Но потом мало-помалу они стали теснить этих последних, отнимать у них женщин, имущество, - и все фамилии горския, даже и те, которыя между собой враждовали, - заключивши союз, возстали на пришельцев. После кратковременной, но упорной и кровавой войны, европейцы были побеждены и удалились опять тою же дорогою через Галгай.

Акинцы и терлоевцы до сих пор (т.е. в 1868 г. – прим. мое: О.Б.) еще показывают то место, где был у них с этими чужеземцами последний кровавый бой, после которого они вынуждены были отступить» (Ипполитов, 1868).



Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа/ Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Отд. 3. С. 1-52.

Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе/ ССКГ. Тифлис, 1869. Отд. 1. С. 1-17.





XIV век

Образование на территории Чечни накануне нашествия Тимура раннефеодального государства Симсим и распадение его под натиском завоевателей.

Нашествие Тимура.

Формирование тейпово-тукхтумной организации.

«Тейпово-тукхтумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон – право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти горы» (Ильясов:176).





Хазриев Х.А. Кавказцы против Тимура. Грозный, 1990.

Мамакаев М. Чеченский тейп в период его разложения. Грозный, 1973.

Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV- XV вв. Л., 1979.

Далгат Б. Родовой быт у чеченцев и ингушей в прошлом. Орджоникидзе, 1933.

Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Грозный-М., 2006. С.176-185.

Саидов И.М. Мехк кхел (Совет страны) у нахов в прошлом // Кавказский этнографический сборник. Тбилиси, 1968.





Каталог: images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

  • ИСТОРИЯ ГОРНЫХ АККИНЦЕВ ВЕРХОВЬЕВ РЕКИ ГЕХИ ИЗ ЛАМ-АККИ
  • Пояснительная записка
  • Галанчожской котловины и ее окрестностей.
  • еще существующем селении Нашхой Галанчожского округа
  • («чех»/ «чу»)