Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Ахан-сері любимец народ»




Скачать 61.67 Kb.
Дата15.05.2017
Размер61.67 Kb.
ТипПлан-конспект
План-конспект урока музыки 3кл.
1.Тема: «Ахан-сері – любимец народ».

Цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки композитора кюйши Ахана-сері.

Задачи:

Эмоциональное воспитание развить эмоционально- личностного переживания искусства казахской музыки, патриотическое воспитание, активное приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через знакомство с музыкальными и литературными произведениями, репродукциями казахстанских авторов.

Осознанное восприятие (обучение) закрепить знания учащихся о песенном жанре , знания о возможностях музыки и литературы. Сопоставлять музыкальные и литературные образы. Закрепить полученные знания о биографии композитора Ахана-сері.

Деятельно-практическое развитие продолжать развивать музыкальный , тембровый слух, голосовые данные. Учить петь с интересом, образно.

Методы обучения: персептивные

Тип урока: познавательный

Жанр урока: игровой

Оборудование: музыкальный центр, тетрадь- конспект, портрет композитора, шкатулка.

Музыкальный материал: «Гимн РК», кюй «Манмангер»(в декко), повтор песенного репертуара «Вместе весело шагать», «Осень».

Ход урока
1.Вход : добрый день дорогие ребята! Вот и снова к вам в гости пришла фея музыка! Вы рады встрече с ней?

- С каким же подарком она пришла к вам в третьем классе!? (открываю шкатулку достаю портрет Ахана-сері)

- посмотрите какой интересный человек изображён на этом портрете, и в руках у него домбра. Как вы думаете, като же этот человек?

- конечно это композитор, но не простой композитор, а композитор кюйши.



2. Биография композитора Ахана-сері.

Акан-Серэ Корамса-улы родился в 1843 году в ауле Косколь, ныне аул Акан-Серэ Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Настоящее имя Акжигит, но с детства его ласкательно звали Аханом. Его зажиточный отец Корамса был из рода Аргын Караул. Арабской грамоте он научил сына у аульного муллы, а в 13 лет отправил Ахана в Петропавловск учиться в медресе. Но религиозные догмы тому быстро наскучили и он вернулся домой, но сумев немного научиться в городе русскому языку.

Ахан имел красивую внешность, отличался изящными манерами и сильным приятным голосом. С юных лет он выделялся тягой к музыке и поэзии, а его постоянное участие в празднествах и состязаниях закрепило за ним приставку — серi (каз. — поэт-песенник). Довольный сыном отец предоставил ему все атрибуты преуспевающего степняка. Он помог ему купить молодого жеребца Кулагера, ставшего позже знаменитым скакуном, щенка гончей Базар ала, молодого беркута по кличке Караторгай (за год беркут ловит ему 60 лисиц) и охотничьего ястреба по кличке Кокжендет (Сивый палач). К славе акына добавилась и слава ловкого охотника. И вскоре Ахан Серэ становится известен всей степи.

3. Песня «Манмангер» история создания и слушание.

В 70-тых годах Ахан Серы дважды женился, но смерть унесла обоих жён. Из глубокой депрессии поэта вывел его любимый конь Кулагер, который становится широко известен в Сары-Арке, выигрывая подряд все байги. Акын посвятил ему свою знаменитую песню "Манмангер" с ласковой и нежной мелодией в ритм поступи скакуна 



4. Распевка.

1. гамма


2. гармоническая гамма

3 . квинта – до соль.



5. пение песен пройденного репертуара.

6. Обобщение.

- назовите кличку любимого коня Ахана-серы?

- чем ещё профессионально занимался Ахан-серы?

- кому посвящена песня «Манмангер»?



7.Домашнее задание

повторить текст «Гимн РК »



План-конспект урока музыки 3кл.
2.Тема: «Гордость степи – Біржан -сал».

Цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки композитора кюйши Біржан -сала.

Задачи;

Эмоциональное воспитание развить эмоционально- личностного переживания искусства казахской музыки, патриотическое воспитание, активное приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через знакомство с музыкальными и литературными произведениями, репродукциями казахстанских авторов.

Осознанное восприятие (обучение) закрепить знания учащихся о песенном жанре «Айтыс», знания о возможностях музыки и литературы. Сопоставлять музыкальные и литературные образы. Закрепить полученные знания о биографии композитора Биржана-сала.

Деятельно-практическое развитие продолжать развивать музыкальный , тембровый слух, голосовые данные. Учить петь с интересом, образно.

Методы обучения: персептивные

Тип урока: познавательный

Жанр урока: игровой

Оборудование: музыкальный центр, тетрадь- конспект, портрет композитора, шкатулка.

Музыкальный материал: «Устазым», повтор песенного репертуара «Вместе весело шагать», «Осень».

Ход урока
1.Вход : добрый день дорогие ребята! Вот и снова к вам в гости пришла фея музыка! Вы рады встрече с ней?

- С каким же подарком она пришла к вам в третьем классе!? (открываю шкатулку достаю портрет Ахана-сері)

- посмотрите какой интересный человек изображён на этом портрете, и в руках у него домбра. Как вы думаете, като же этот человек?

- конечно это композитор, но не простой композитор, а композитор кюйши.



2. Биография композитора Биржан-сала.

Биржан приобрёл широкую известность в раннем возрасте, как певец, обладающий выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанирующим себе на домбре, но вскоре перешёл от исполнительства к созданию оригинальных музыкально-поэтических произведений. Разъезжая по аулам, он участвовал в различных народных празднествах, в айтысах. Объединив талантливую молодёжь, создал своеобразный кочующий театр. Народ добавил к его имени эпитет «сал», смысл которого приближается к западноевропейским понятиям: бард, балагур.

Последние годы жизни Биржан-сала были омрачены межродовыми распрями, в которые он был втянут вне своей воли. Преследования и вызванная ими болезнь ускорила кончину. У Биржан-сала было четыре жены, от которых у него было одиннадцать сыновей: от первой жены Балкаш — Акыл, Алтынбек, Адильбек, Макулбек; от второй жены Лейлы — Ахметжан, Ахметбек; от третьей жены Айтбай — Ахметкали, Айтжан, Айтмухаммед; от четвёртой жены Апиш — Темиртас, Калкен и две дочери Асыл и Акык.

Ведущее место в творчестве Биржан-сала занимала тема любви, ей посвящены песни «Айтбай», «Ғашығым», «Ғашық жар», «Ләйлім-шырақ» и другие, отличающиеся неподдельным лиризмом, искренностью и глубиной чувств. Гордым скакунам, обгоняющим ветер в бескрайней степи, посвящены его песни о любимых конях «Телқоңыр», «Ақсеркеш» и другие. Верную спутницу домбру Биржан-сал воспевает в песне «Орынбор әні».

Будучи глашатаем народа Биржан-сал в своих песнях также обличал произвол степных руководителей, таких, как волостные Жанбота и Азнабай (по чьему приказу у Биржан-сала во время визита в Степь генерал-губернатора Александра Дюгамеля в1865 году сломали домбру за неподчинение). Гнев и презрение звучат в песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни «Жамбас сипар», «Теміртас» и другие, проникнутые безысходностью и печалью. Благодаря ученикам и последователям Биржан-сала сохранилось свыше сорока его песен, среди которых такие признанные шедевры, как «Біржан-сал», «Алтын балдақ», «Ақтентек», «Жаймашу-ақ», «Бұрылтай» и другие.

Песня «Жамбас сипар» стала основой «Казахской рапсодии» для народного оркестра композитора Зиновия Компанейца, широко использованы песни Биржана в операх Евгения Брусиловского, многие песни Биржана обработаны для оркестров и хоров. Песни Биржана исполняли все известные певцы Казахстана.

Биржан-сал был также непревзойдённым мастером айтыса: классикой жанра стало его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, ради которого Биржан-сал в 1871 году специально приехал в далёкое Семиречье. Айтыс Биржана и Сары был записан со слов Сары хаджи Жусупом Шайх-Исламулы, впервые опубликован в 1898 году в Казани. В 1946 году композиторМукан Тулебаев на основе этого айтыса написал оперу «Биржан и Сара», куда вошли основные песни Биржана. Автор и коллектив исполнителей (всего 7 человек) удостоены Сталинской премии 2 степени 1949 года в разделе «Оперное искусство».

3. Песня «Адаскак» история создания и слушание.

4. Распевка.

1. гамма


2. гармоническая гамма

3 . кварта – до фа.



5. Знакомство и разучивание песни «Устазым».

6. Обобщение.

- назовите имя известной казахстанской певицы?

- назовите автора оперы «Биржан и Сара»?

- что такое увертюра?



7.Домашнее задание

Рзучить текст «Устазым»
Каталог: uploads -> doc
doc -> «Целый мир от красоты…»
doc -> Писатели о себе (автобиографические книги)
doc -> Абай, Пушкин и Байрон в нашей жизни
doc -> Ы. Алтынсариннің 175 жылдығына к 165-летию И. Алтынсарина Ибрай Алтынсарин
doc -> Путь Мухтара Ауэзова к Абаю
doc -> Праздники Новой Зеландии Панорама Окленда — города парусов
doc -> Справка по результатам Недели русского языка и литературы, посвященной творчеству Александра Сергеевича Пушкина
doc -> Устный журнал ко Дню Первого Президента рк для учащихся 6 класса
doc -> Кураторский час Сабақтың тақырыбы / Тема занятия/ Theme: «Моя страна. Мой президент» Куратор : Нуганова Гульжанар Асхатовна у-11
doc -> Сведения о кандидатах в депутаты земских и поселкового собраний Прохоровского района третьего созыва, зарегистрированных по мажоритарным избирательным округам

  • Задачи: Эмоциональное воспитание
  • Осознанное восприятие (обучение)
  • Деятельно-практическое развитие
  • Тип урока
  • Музыкальный материал
  • 2. Биография композитора Ахана-сері.
  • 3. Песня «Манмангер» история создания и слушание.
  • 4. Распевка.
  • 7.Домашнее задание
  • Задачи; Эмоциональное воспитание
  • 2. Биография композитора Биржан-сала.
  • 3. Песня «Адаскак» история создания и слушание. 4. Распевка.