Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


9. Актуальные проблемы теории и практики юриспруденции государственная политика республики беларусь в области гендерного равенства




страница1/8
Дата07.07.2018
Размер1.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
9. Актуальные проблемы теории и практики юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В ОБЛАСТИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

Ананенко А.А.,

студент 2 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Ивашкевич Е.Ф., канд. пед. наук, доцент


Проведение политики гендерного равенства на национальном уровне осуществляется преимущественно государством посредством его органов.

На протяжении 20 лет основой для построения политики в области гендерного являлись Национальный план действий по улучшению положения женщин на 1996–2000 годы, Национальные планы действий по обеспечению гендерного равенства на 2001–2005 годы, 2008–2010 годы, 2011–2015 годы. Данные документы представляли собой комплекс определённых мероприятий, проведением которых должны были заниматься соответствующие государственные органы. Так, например, ежегодно ко Дню матери органами загса проводились акции, круглые столы, беседы, торжественные регистрации рождений и браков, иные мероприятия, направленные на повышение престижа семьи, ответственности за воспитание детей, укрепление сознательного материнства и отцовства. Кроме этого, многими государственными органами регулярно проводились всеразличные акции, например «Дом без насилия» [1, с. 19].

Цель исследования – рассмотреть основные направления государственной политики гендерного равенства, проводимой в Республике Беларусь.

Материал и методы. Основу исследования составили правовые документы Республики Беларусь, касающиеся гендерного равенства. Основным методом исследования был метод формально-юридического анализа.

Результаты и их обсуждение. 17 февраля 2017 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 149 был утверждён Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы. Данный документ принят для достижения следующих целей: «развитие институционального механизма по обеспечению гендерного равенства; расширение экономических возможностей женщин и мужчин; обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья; обеспечение гендерного равенства в семейных отношениях; противодействие насилию в семье и торговле людьми; гендерное образование и просвещение» [2]. Подобные планы существуют и в таких государствах, как Киргизия, Туркменистан, Казахстан.

Необходимо подчеркнуть, что не так давно (24 октября 2016 года) в Республике Беларусь был принят Национальный план по правам человека, представляющий собой комплекс мер, направленных на совершенствование защиты и механизма обеспечения прав и свобод человека. Данный план, в общей сложности, состоит из 100 пунктов, выполнить которые Беларусь намерена в течение трёх лет. План действий включает такие важные аспекты, как поддержка и защита наиболее уязвимых групп населения, совершенствование законодательной базы в области прав человека и системы правосудия [3].

Последние несколько лет всё чаще говорят о принятии специального закона, обеспечивающего государственные гарантии равных прав, свобод и возможностей женщин и мужчин и предотвращение дискриминации по мотивам половой принадлежности. Так, не так давно была разработана концепция проекта Закона Республики Беларусь «О гендерном равенстве». При разработке данного законопроекта учитывались схожие по предмету правового регулирования юридические акты таких государств, как Исландия, Дания, Норвегия, Франция и др. Проект Закона «О гендерном равенстве» не является до конца доработанным, так как большинство его статей не имеют содержания, а лишь заглавия. Однако, несмотря на его неполноту он всё равно представляет кое-какой интерес. Так, в данном проекте, в отличие от действующего законодательства Республики Беларусь, содержатся определения таких понятий, как «гендерное равенство», «гендер (гендерный)» (ст. 1). Наличие в законодательстве легальных определений данных понятий позволило бы установить единый подход к их пониманию. Кроме этого, интересной особенностью, изложенной в законопроекте, является предложение по ведению регулярной статистики и мониторинга в сфере обеспечения равноправия женщин и мужчин (ст. 6). Глава 5 концепции проекта посвящена непосредственно механизму обеспечения принципа гендерного равенства. Стоит отметить, что все положения данной главы так или иначе уже обеспечены законодательством. Однако, среди интересных и достаточно важных положений из главы 5 выделяется ст. 24 «Гендерная экспертиза проектов нормативных правовых актов», проведение которой пока не закреплено законодательно [4]. Необходимо добавить, что такая экспертиза проводилась Национальным центром законодательства и правовых исследований в 2013 году и показала, что законодательство, Республики Беларусь построено с учётом принципа гендерного равенства.

Показатели статистики домашнего насилия в Беларуси за последние 20 лет не особо обнадёживают, так как желают быть лучше. Так, по результатам исследования, проведенного в 2014 году, каждая третья женщина подвергается физическому насилию [5].



Именно поэтому одним из направлений работы Национального совета по гендерной политике при Совете Министров как органа, способствующего реализации принципа гендерного равенства, на сегодняшний день является решение вопроса о необходимости разработки и принятия Закона Республики Беларусь «О противодействии домашнему насилию». Данный Закон разрабатывается с учётом Закона Украины «О предупреждении насилия в семье». Как отмечает Министерство юстиции Республики Беларусь в законопроекте будет закреплено: чёткое, ёмкое определение таких понятий, как «насилие в семье», «жертва насилия в семье», «физическое насилие в семье», «психологическое насилие в семье, «сексуальное насилие в семье», «экономическое насилие в семье»; перечень государственных органов, в компетенцию которых будет входить предотвращение насилия в семье и противодействие насилию в семье; гарантии государства по охране прав членов семьи при осуществлении мер по противодействию насилия в семье [2, с. 19].

Заключение. Таким образом, по результатам рассмотрения актуальных проблем государственной политики в области гендерного равенства в Республике Беларусь можно сделать следующие выводы: во-первых, следует задуматься о принятии закона, закрепляющего принцип гендерного равенства, как это сделано в других государствах (Швеция, Норвегия, Дания и др.); во-вторых, ввести обязательную гендерую экспертизу нормативных правовых актов; в-третьих, заниматься регулярным ведением статистики и мониторинга в сфере обеспечения равноправия женщин и мужчин; в-четвёртых, принять Закон «О противодействии домашнему насилию», который, как представляется, позволит обеспечить наиболее эффективные меры по предупреждению, противодействию домашнему насилию.
Литература:

  1. Бодак, А.Н. Гендерные аспекты законодательства Республики Беларусь / А.Н. Бодак // Юстыцыя Беларусi. – 2014. – № 3. –
    С. 17–19.

  2. Утвержден Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2017/february/23075/?section%5B%5D=2017§ion%5B%5D=february/23075&print=1. – Дата доступа: 25.02.2017.

  3. Первый Национальный план по правам человека приняли в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ont.by/news/our_news/pervij-nacionalnij-plan-po-pravam-cheloveka-prinyali-v-belarysi. – Дата доступа: 25.02.2016.

  4. Концепция проекта Закона Республики Беларусь «О гендерном равенстве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://un.by/pdf/rbgenderlaw.pdf. – Дата доступа: 25.02.2017.

  5. Репродуктивное насилие. «Женщина не должна сексуально обслуживать партнера при первом его желании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lady.tut.by/news/relationship/520183.html. – Дата доступа: 26.02.2017.



К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПРЕДМЕТА ПЕНИТЕНЦИАРНОГО НАДЗОРА ПРОКУРАТУРЫ ПО КРУГУ ПОДНАДЗОРНЫХ ЛИЦ
Бедрицкий А.А.,

студент 5 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Ястреб Д.С.


Актуальность темы заключается в том, что пенитенциарный надзор прокуратуры как отдельный вид прокурорской деятельности реализуется в рамках надзора за исполнением законодательства, а также через специальную отрасль – надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера, его предмет и пределы в общем определяются с учетом требований, установленных для этих отраслей прокурорского надзора. Несмотря на то, что предмет пенитенциарного надзора прокуратуры определяется с учетом предмета указанных отраслей, тем не менее он требует уточнения, поскольку данная прокурорская деятельность полностью не исчерпывается ими.

Цель работы – установить пределы пенитенциарного надзора прокуратуры в рамках каждой из указанных отраслей прокурорского надзора.

Материал и методы. Методологической базой исследования являются логический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы научно-исследовательской работы. Материалом исследования были Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре Республики Беларусь, нормативные акты Генеральной прокуратуры и др.

Результаты и их обсуждение. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор обладает существенными административными полномочиями, позволяющими ему в некоторых случаях осуществить административную или иную контрольную деятельность вместо соответствующего административного или контролирующего органа. Такие полномочия предоставлены ему для оперативного восстановления нарушенной законности, и по смыслу закона прокурор должен прибегать к их использованию в исключительных случаях. Однако в сфере пенитенциарной изоляции у прокурора изначально отсутствуют подобные «дублирующие» возможности, поэтому в этом случае прокурор не то что не подменяет деятельность иных контролирующих органов, он объективно не может ее подменить, по крайней мере на уровне правоприменения, и в этой связи данный предел фактически не действует в традиционном формате [3, с. 45]. Поэтому этот общий предел сохраняет свое действие. Наконец, высокая степень автономности пенитенциарной системы, зависимое положение лиц, отбывающих пенитенциарную изоляцию, и возможность существенного ограничения их правового положения в упрощенном распорядительном порядке обусловливают инициативный характер пенитенциарного надзора прокуратуры. Поэтому общий порядок реализации правовых средств надзора, предполагающий наличие обращения, в этом случае также не действует: прокурор реализует предоставленные ему надзорные возможности независимо от наличия сигнала о правонарушении – в инициативном порядке [1, с. 451]. Следующим уровнем установления границ пенитенциарного надзора прокуратуры служат пределы по кругу субъектов в рамках специальной отрасли – надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Основным поднадзорным лицом в рамках данной отрасли является администрация органов и учреждений, исполняющих принудительную изоляцию. Выделение администрации данных органов и учреждений в качестве отдельного поднадзорного субъекта прежде всего связано с признанием ее в качестве субъекта уголовно-исполнительных отношений. Конкретный перечень лиц, составляющих администрацию данных органов и учреждений, определяется действующим законодательством, устанавливающим компетенцию пенитенциарных органов и учреждений, а также права и обязанности (полномочия) их должностных лиц [2,
с. 257].
Вместе с тем в пенитенциарных органах и учреждениях могут быть организованы отдельные производственные и непроизводственные секторы (предприятия), руководство которыми также осуществляется должностными лицами (например, директором производственного предприятия и т.п.). В этой связи возникает вопрос об их включении в понятие администрации. В условиях прежнего законодательства эти лица большинством ученых включались в состав администраций соответствующих учреждений. В настоящий момент в связи с изменением их статуса они совершенно оправданно исключены из содержания данного понятия. Поэтому в предмет пенитенциарного надзора прокуратуры как субъекты администрации они не входят. Однако поскольку их деятельность протекает в местах принудительной изоляции, с учетом роли прокуратуры в обеспечении законности в данной сфере, полностью исключать их из предмета прокуратуры не следует. Действующая редакция Закона о прокуратуре позволяет осуществить надзор за ними лишь в пределах «общего» надзора в соответствии со ст. 26 и лишь в случае, когда их деятельность будет охвачена предметом надзора. Такое положение вещей едва ли возможно признать удовлетворительным, поскольку из предмета прокурорского надзора формально выпадает основное содержание деятельности этих лиц. В связи с этим в предмет надзора нужно включить не только субъектов, осуществляющих общественных контроль, но и любых других, осуществляющих какую-либо деятельность в местах принудительной изоляции от общества.

Заключение. Таким образом следует дополнить предмет пенитенциарного надзора в рамках надзора за исполнением законодательства («общего надзора»), он включает в себя деятельность: отраслевых органов исполнительной власти, исполняющих пенитенциарную изоляцию; органов контроля в системе вышеназванных органов и учреждений; должностных лиц указанных органов и учреждений; субъектов осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Так же, в рамках специальной отрасли – надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера – расширить предмет надзора прокурора по кругу лиц: деятельность администраций пенитенциарных органов и учреждений, а также деятельность самих этих органов и учреждений. Необходимо ввести термин «администрация», он охватывает: руководителей самих органов и учреждений, исполняющих пенитенциарную изоляцию; руководителей структурных подразделений данных органов и учреждений; органы управления, контроля, безопасности, а также отдельные структурные подразделения, осуществляющие реализацию различных функций, возложенных на пенитенциарные органы и учреждения, в составе конкретных пенитенциарных органов и учреждений; должностных лиц в составе данных органов, отделов и прочих структурных подразделений; должностных лиц пенитенциарных учреждений, обладающих правом принимать юридически значимые решения, касающиеся исполнения и отбывания пенитенциарной изоляции.
Литература:

  1. Кеник, А.А. Настольная книга прокурора / А.А. Кеник. - Минск: Дикта, 2007. – 992 с.

  2. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, А.А. Сумина. - М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2014. – 335 с.

  3. Сенько, А.С. Правовая регламентация осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства: методическое пособие / А.С. Сенько. - Минск: Харвест, 2007. – 64 с.


ПРИНЦИПЫ И ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА ИЗМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Воронова К.Е.,

студентка 6 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Михайлова О.П.


Проблема принципов изменения трудового договора, в трудовом праве не изучена до конца, т.е. основные начала, на которые базируются нормы данного правового института.

Проблема принципов права продолжительное время изучается в рамках международного права, общей теории права, трудовым правом, а также рассматривается отраслевыми юридическими науками. Ученые не пришли к единому мнению о сущности такого правового явления, как принципы права. Некоторые ученые рассматривают принципы права как звено структуры права, компонент или «несущую конструкцию права», другие – как самостоятельный источник права.

Материал и методы. Материалами исследования послужили Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс), научные статьи и монографии ученых трудового права. Методическую основу исследования составил комплексный системный подход, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Результаты и их обсуждение. По мнению Томашевского К.Л, «принципы охватывают управляющим воздействием всех субъектов трудового права». О.В. Смирнов выделяет десять принципов, в том числе принцип свободы труда, свободы трудового договора и др. Очень точно излагал правовые принципы В.И. Семенков, изучив систему принципов института охраны труда. Из последних научных работ по трудовому праву, в которых изучалась данная проблема, можно выделить монографию И.К. Дмитриевой. Она доказывает, что к принципам как к исходным началам, фундамент данной отрасли права, носящий основательный характер и обладающий значительной устойчивостью.

Различая подходы О.В. Смирнова, В.И. Семенкова и И.К. Дмитриевой, считаем, под принципом трудового права понимают ведущие идеи, основополагающие значительную часть его норм, определяющие его содержание, сущность и направленность его содержимого.

В период действия советского законодательства о труде правового подинститута «Переводы» вопрос о правовых принципах переводов изучался в конце 70-х ХХ в. Е.И. Астраханом. Позднее проблема принципов перевода и принципов изменения трудового договора в науке трудового права не упоминались.

Отсутствие общих норм о труде в действующем законодательстве, регулирующих изменение трудового договора, усложняет задачу по формулированию принципов. Научный анализ и толкование трудового законодательства Беларуси дали автору выделить следующие принципы трудового договора и условий труда.

1. Свобода изменения трудового договора и условий труда. Содержание принципа состоит в том, что работник и наниматель вправе в любой момент по взаимному согласию внести изменения в содержание трудового договора. В это же время принцип свободы изменения трудового договора и условий труда не ограничивается этим понятием, его можно рассмотреть в широком смысле.

Принцип рассматривает свободу сторон в случаях, допускаемых законодательством, изменять трудовой договор и условия труда в одностороннем порядке. Если для нанимателя эта свобода, базируется на его директивной власти над работником, то у работника возможности «навязывать» нанимателю свои условия договора значительно уже. Данный принцип закрепляется во многих субъективных правах работника.

2. Принцип недопустимости изменения трудового договора и условий труда, если при этом работнику предлагается работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья. Этот принцип выражается на основе толкования норм Главы 3 Трудового кодекса.

Данный принцип базируется на конституционном праве работника на здоровые и безопасные условия труда и на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены.

Нормы, закрепляющие этот принцип, являются обязательными для нанимателя и не допускают перевода и перемещение работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

3. Принцип обоснованности изменения трудового договора и условий труда. Это правовое начало охватывает все нормы данного подинститута «Изменение трудового договора».

Закон представляет специальные требования к обоснованию односторонних изменений трудового договора и условий труда. Изменение условий труда по законодательству должны быть обоснованы производственными и экономическими причинами.

Общие требования к изменению трудового договора, по мнению ученых, заключаются в том, что изменение трудового договора разрешается по соглашению сторон; одностороннее изменение трудового договора не допускается.

Отцы-основатели Ф. Лотмар и Л.С. Таль в начале ХХ в. утверждали, что за нанимателем право дирекции. Л.С. Таль предполагал не право в одностороннем порядке изменять трудовой договор, а в одностороннем порядке дополнять пробелы в его содержании. Если верить позициям ученого и использовать новую юридическую терминологию, можно сказать, что наниматель в рамках своей директивной власти вправе принимать локальные акты, издавать приказы, отдавать к исполнению распоряжения в процессе выполнения работникам трудовых обязанностей. Наниматель не должен нарушать трудовое законодательство, коллективный договор и условия трудового договора.

Следует отметить, что норму о договорном порядке изменения трудового договора желательно оставить, дать понятие ей как общее правило в Трудовом кодексе. Это определение относится к общим положениям об изменении трудового договора и условий труда. В некоторых источниках определение о введении общего правила об одностороннем порядке изменения трудового договора, считается, что оно нерационально, т.к. может негативно сказаться на правовом положении работников.



Заключение. Необходимо отличать процедурные правила, от общей процедуры изменения трудового договора, которые относятся к отдельным видам и подвидам изменения трудового договора. Следует полагать, что на основе теоретической базы введено научное понятие изменения трудового договора, дано его легальное определение, даны научные дефиниции изменения трудового правоотношения, изменения условий труда и дано разграничение между ними.
Литература:

  1. Конституция Республики Беларусь: 15 марта 1994 г.: (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006 – 48 с.

  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 8 июня 1999 года № 296-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

  3. Томашевский, К.Л. Очерки трудового права / К.Л. Томашевский. ‒ Минск: «Изд. центр БГУ», 2009. ‒ 335 с.



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПОНЯТЫХ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Высоцкая Ю.И.,

студентка 4 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Алхимина И.А.


В расследовании преступлений важнейшую роль играет осмотр места происшествия, ведь данное следственное действие, как правило, является тем отправным началом, от которого зависит весь последующий ход расследования.

Осмотр места происшествия – неотложное следственное действие, состоящие в непосредственном восприятии, анализе и исследовании следователем (лицом, производящим дознание) обстановки самого места происшествия и отдельных материальных объектов на нём, в целях обнаружения следов преступления, иной доказательственной информации, выдвижении версий о механизме совершенного преступления и криминалистически значимых особенностях личности преступника [1, c. 303].

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, при проведении осмотра места происшествия могут присутствовать не менее двух понятых, а при осмотре жилища или иного законного владения – участие понятых обязательно [2, cт. 204]. В качестве последних могут быть привлечены любые не заинтересованные в исходе уголовного дела совершеннолетние лица. При этом закон наделяет понятых определёнными правами и обязанностями [2, ст. 64]. Понятой выполняет удостоверительную функцию, обеспечивая достоверность отраженных в протоколе результатов следственного действия.



Целью исследования является выделение проблем участия понятых при производстве осмотра места происшествия и определение путей их решения, а также внесения предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.

Материал и методы. В данной работе используются нормативные и литературные источники. Для исследования были использованы общенаучные методы, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Результаты и их обсуждение. Многолетняя практика проведения осмотра места происшествия выявила некоторые проблемы, связанные с участием понятых в данном следственном действии.

Так, в литературе высказывается мнение о нежелательности приглашать в качестве понятых при осмотре жилища или иного законного владения соседей, т.к. этим создается возможность разглашения факта производства следственного действия и его деталей, что недопустимо с позиции нравственности. Кроме того, при производстве осмотра места происшествия возможно ненамеренное привлечение в качестве понятого родственника подозреваемого или потерпевшего, т.е. заинтересованного в исходе дела. При этом определить заинтересованность такого лица практически невозможно, если только оно само не заявит об этом, в то время как участие заинтересованного лица в проведении следственных действий


(в качестве понятого) противоречит ч.1 ст.64 УПК и может привести к признанию такого следственного действия и его результатов недопустимым доказательством, и соответственно, не имеющим юридической силы [3, c. 54].

Ещё одной трудностью является определение неравнодушия понятого в результате следственного действия, что часто приводит к потере доказательств. Часто для установления обстоятельств производства следственного действия в суде требуется допросить в качестве свидетелей понятых. Обычно, с момента производства следственного действия до судебного рассмотрения уголовного дела проходит значительное количество времени, и понятые зачастую не могут вспомнить детали осмотра места происшествия, что приводит к бесполезному допросу.



Кроме того, содержание их показаний зависит от того насколько внимателен и активен был понятой. Именно поэтому для повышения внимания понятого следователь не должен ограничиваться формальным разъяснением ему прав и обязанностей, указанных в законе. В обязательном порядке надлежит разъяснять важную роль понятого в следственном действии, обстоятельно рассказать ему о его правах и обязанностях.

Проблемой, которая не нашла до сих пор решение, является отказ лица, принявшего на себя обязанности понятого от дальнейшего участия в следственном действии, из-за значительности его продолжительности. При рассмотрении данного вопроса необходимо согласиться с В.Л.Шапошниковым, который предлагает предусмотреть в УПК запрет понятому уклоняться от принятой на себя обязанности по участию в следственном действии и запрет участникам следственного действия покидать место его проведения без разрешения следователя [4, c. 125].

Криминалистическая фиксация осуществляется в четырех формах: вербальной, графической, наглядно-образной и предметной. Видеосъемка следственного действия является наглядно-образной формой фиксации, способствующей объективизации осмотра места происшествия, что очень важно.

Заключение. В связи с существующими проблемами при участии понятых в проведении осмотра места происшествия, целесообразно было бы заменить их присутствие видеосъёмкой следственного действия. Применение данного средства фиксации разрешило бы ряд трудностей. Например, затруднения, которые возникают у сотрудников правоохранительных органов при нежелании граждан участвовать в качестве понятых. Кроме того, применение видеозаписи и, соответственно, возможность её использования в ходе судебного разбирательства, снижает риски признания доказательств недопустимыми по формальным основаниям; позволяет наиболее полно и точно зафиксировать обстановку места происшествия, запечатлеть не только то, что, по мнению следователя во время проведения осмотра непосредственно относится к совершенному преступлению, но и обстоятельства, значение которых может стать понятным только в ходе дальнейшего расследования. Доказательственная информация, полученная с помощью видеосъемки, отличается объективностью, наглядностью, отсутствием искажений под воздействием времени и многократного воспроизводства.

На наш взгляд, целесообразно исключить из УПК требование о полном воспроизведении видеозаписи следственного действия после его окончания, ибо это приведет к напрасному затягиванию следственного действия на несколько часов, однако не повлияет на правильность или полноту записи, которая происходит в режиме реального времени и на виду у всех участников.


Литература:

  1. Криминалистика : учебник / под. ред. д-ра юрид. наук Г.Н. Мухина. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – с.863.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: текст Кодекса по состоянию на 20.02.2017 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

  3. Шимко, А. Обязательное участие понятых в уголовном процессе Беларуси – архаизм или необходимость? / А.Шимко // Законность и правопорядок . – 2015. – № 2(34). – С. 53–57.

  4. Шапошников, В.Л. Проблемы собирания доказательств стороной обвинения в уголовном процессе России :дис. канд. юрид. наук : 12.00.09. / В.Л. Шапошников. – Волгоград, 2005. – 211 c.

  5. Ретунская, Т.П. Проблемы собирания и оценки доказательств. Участие в следственных действиях понятых как гарантия надежности фиксации доказательств / Т.П. Ретунская // Закон и право. 2007. – № 9. – С. 27.



ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Даркович Н.А.,

студентка 2 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Ивашкевич Е.Ф., канд. пед. наук, доцент


Актуальность темы исследования обусловлена тем фактором, что в настоящее время до 15% пар в браке не могут завести ребенка без помощи современных медицинских технологий. Одним из вариантов решения проблемы бесплодия может стать суррогатное материнство.

Цель данной работы – раскрыть правовое регулирование суррогатного материнства в Республике Беларусь и зарубежных странах.



Материал и методы. Материалом данного исследования являлись Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» от 7 января 2012 года, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 года и законодательные акты зарубежных стран о суррогатном материнстве. При подготовке материала использованы специальные методы познания: сравнительно-правовой, аналитический, формально-юридический.

Результаты и их обсуждение. Метод искусственного оплодотворения впервые был применен
в 1978 году в Великобритании, а первый младенец, выношенный суррогатной матерью, родился в 1986 году в США. В отличие от процесса усыновления, регулируемого международной Конвенцией о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, не существует специального международного договора, регулирующего услуги суррогатного материнства, поскольку различные государства придерживаются разного подхода к этому вопросу. Законы, регулирующие суррогатное материнство, права и обязанности суррогатной матери и тех, для кого она вынашивает ребёнка, отличаются в разных юрисдикциях.

Во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, некоторых штатах США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси) суррогатное материнство запрещено полностью. В некоторых юрисдикциях разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство – таковы австралийский штат Виктория, Великобритания (допускается лишь оплата текущих расходов суррогатной матери), Дания (с серьёзными ограничениями), Канада, Израиль, Нидерланды (запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор), некоторые штаты США (Нью-Гемпшир, Вирджиния). В Бельгии, Греции, Испании, Финляндии суррогатное материнство не регулируется законодательством, но фактически имеет место [1].

В Беларуси суррогатное материнство регулируется Законом «О вспомогательных репродуктивных технологиях» от 7 января 2012 г. N 341-З, Кодексом о браке и семье Республики Бедарусь. Белорусские нотариусы руководствуются данными положениями при заверении договоров между генетическими родителями, с одной стороны, и суррогатными матерями и их супругами – с другой. В статье 1 Закон определяет суррогатное материнство как один из видов вспомогательных репродуктивных технологий: суррогатной матерью считается женщина, которая по договору суррогатного материнства вынашивает и рожает ребенка, не являющегося носителем ее генотипа.

Однако, одного только желания использовать суррогатную мать для рождения ребенка в Беларуси недостаточно, медики должны подтвердить, что для данной женщины биологическое материнство физиологически невозможно или связано с риском для ее жизни и жизни плода, – к суррогатным же матерям перечень формальных требований гораздо обширнее. Суррогатной мамой может быть женщина в браке, возрастом от 20 до 35 лет и имеющая своего ребенка, также у нее не должно быть медицинских противопоказаний к новой беременности и проблем с законом.

Наряду с медиками, определяющими возможность вынашивания и рождения ребенка суррогатной матерью, трудно переоценить и роль нотариусов, поскольку договоры суррогатного материнства подлежат в Беларуси обязательному нотариальному удостоверению. Именно нотариусам часто приходится объяснять гражданам степень ответственности, которую они принимают на себя, подписывая документы [2]. Наличие договора – одно из ключевых условий, поскольку в соответствии с нормами Кодекса о браке и семье Республики Беларусь матерью ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается женщина, заключившая с суррогатной матерью такое соглашение (ст.52) [3].

Белорусское государство защищает права законных родителей, заключивших зарегистрированный нотариусом договор суррогатного материнства. Все участники договора, включая супругов, давшие согласие в установленном порядке, не вправе оспаривать материнство и отцовство ребенка, рожденного суррогатной матерью. Важный пункт договора – срок, в течение которого суррогатная мать должна передать генетической матери родившегося ребенка [2]. Акцент на этом обстоятельстве сделан после сопоставления белорусской и российской практики заключения и исполнения договоров суррогатного материнства. В Российской Федерации суррогатная мать не может быть понуждена к передаче младенца генетическим родителям, что иногда порождает проблемы с исполнением таких соглашений [4].

Одной из обязанностей суррогатной матери в Беларуси является также соблюдение конфиденциальности. Нотариус разъясняет гражданам все правовые последствия заключения данного договора. Внимание сторон обращается на то, что родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, признаются супруги, заключившие с суррогатной матерью договор. Это влечет для них такие же юридические последствия, как и при рождении ребенка без вспомогательных репродуктивных технологий. В отличие от Республики Беларусь в Российской Федерации нотариально удостоверять договор о суррогатном материнстве необязательно, что на практике создает проблемы с его исполнением.

Заключение. Несмотря на наличие различных мнений по поводу суррогатного материнства, этот метод будет активно развиваться в будущем. Главной причиной этого является то, что, несмотря на дороговизну и сложности с морально-этической и юридической стороны, он остается востребованным. Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара; они утверждают, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для некоторых семей – это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим».
Литература:


  1. Разрешено всё, что не запрещено [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/razresheno-vsye-chto-ne-zapreshcheno.html. – Дата доступа: 10.02.2017.

  2. О вспомогательных репродуктивных технологиях: Закон Респ. Беларусь от 07 января 2012 г. № 341-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10 февр. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

  3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс]: 9 июля 1999г №278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. Закона Республики Беларусь от 24.12.2015 г. №331-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «Юр Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

  4. Семейный кодекс Российской Федерации 29.12.1995 N 223-ФЗ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10 февр. 2017 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Россия / ООО «ЮрСпектр», Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации. – Москва, 2017.



ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Дубатов Е.Н.,

студент 3 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Шашкова И.М.


Об актуальности темы свидетельствует широкое использование понятия коллективного договора в юридической науке и правоприменительной практике. Данная тема подробно регламентирована законодательством и прокомментирована учеными-правоведами Беларуси. И это закономерно, поскольку роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. В настоящий момент актуальность темы приобретает новое звучание, которое может в значительной степени определить необходимость внесения изменений и дополнений в существующие коллективные договоры, а также расставляет приоритеты при подготовке новых локальных правовых актов. Правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров в целях содействия регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и нанимателей становятся особенно актуальными к началу нового календарного года, когда во многих трудовых коллективах проходят переговоры по принятию новых коллективных договоров.

Цель исследования – изучение правового регулирования заключения и исполнения коллективных договоров.



Материал и методы. Нормативную базу составили законодательство Республики Беларусь о труде, Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. При написании статьи использовались методы синтеза и анализа.

Результаты и их обсуждения. Трудовой кодекс Республики Беларусь в статье 361 дает определение коллективного договора как локального нормативного правового акта, регулирующего трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Следует отметить, что на практике от нанимателя выступает уполномоченное им лицо, а от работников выступает профсоюз [1].

Следует обратить внимание, что заключение коллективного договора – это право, а не обязанность организации, предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Следовательно, некоторые из них могут воспользоваться правом заключения коллективного договора, а другие – нет. Наниматели сами принимают решение о необходимости, целесообразности заключения у себя коллективного договора. Никакие органы и должностные лица не вправе заставить их заключить коллективный договор. Законодательством не установлено никаких ограничений для заключения коллективного договора в зависимости от количества работников [2].

Так как коллективный договор регулирует трудовые и социально-экономические отношения, то условия ухудшающие положения работников по сравнению с законодательством, являются недействительными. То есть, если коллективный договор содержит условия, которые ниже тех обязательных стандартов, установленных законодательством, то имеет смысл говорить, о недействительности данных условий и как может следовать недействительности коллективного договора.

Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь, приводит перечень положений, который может содержать коллективный договор, приведем наиболее важные: организации труда и повышении эффективности производства; нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников; продолжительности рабочего времени и времени отдыха; создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды, и другие. Важно не упустить момент, что в пункт 18 данной статьи гласит, что коллективный договор может содержать положения об других трудовых и социально-экономических условиях, отсюда следует, что перечень не является закрытым и возможно внесение других положений в данный вид договора [1].

Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью. В коллективном договоре обычно выделяют: введение, тематические разделы, посвященные основным вопросам жизни организации, заключительную часть и приложения. Во введении, как правило, фиксируются результаты деятельности предприятия, учреждения, организации за период, на который был заключен коллективный договор ранее. Определяются основные задачи на предстоящий срок, на который заключается коллективный договор. Тематические разделы коллективного договора включают различные аспекты взаимоотношений сторон коллективного договора, их права и обязанности [2].

Заключение. Коллективный договор, как уже говорилось, не обязанность, а право и этим правом нужно пользоваться, во-первых, потому что коллективный договор улучшает положение, как работников, так и нанимателей, во-вторых развивает такую сферу трудовых отношений как социальное партнерство. И если развивать данную сферу через коллективный договор, то между работниками и нанимателями будет больше согласованности, что напрямую должно отразиться как на труде работников, так и на прибыли нанимателя.
Литература:


  1. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №296-З (в ред. от 15 июля 2015 г. № 305-З) КонсультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

  2. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь : для профессионалов в 40 выпусках. Вып. 40, ст. 465. Ответственность за несоблюдение законодательства о труде / Е.А. Ковалева. – Гомель : Е.А. Ковалева, 2007. – 228 с.



ЗАЩИТНИК КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Егоров В.А.,

студент 5 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Веташкова Т.В.


Право на защиту – один из важнейших принципов уголовного процесса в Республике Беларусь и выражается в предоставлении каждому подозреваемому и обвиняемому реальной возможности осуществлять защиту своих прав и интересов в уголовном процессе как лично, так и с помощью защитника.

Актуальность предопределена тем, что в современных условиях защитник является основным и практически единственным (кроме самого обвиняемого или подозреваемого) участником уголовного процесса со стороны защиты, на ком лежит бремя обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Цель – исследовать основные теоретические и практические аспекты участия защитника в уголовном процессе с точки зрения современного уголовно-процессуального права Республики Беларусь.

Материал и методы. Материалом послужили нормы Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Методы: сравнительно-правовой метод, метод обобщения полученных сведений и материалов.

Результаты и их обсуждение. Согласно статье 44 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь защитником является лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов, подозреваемых и обвиняемых, и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Как правило, в качестве защитников обвиняемых (подозреваемых) выступают адвокаты, иногда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого (подозреваемых), о допуске которого ходатайствует обвиняемый (подозреваемый).

Для обвиняемого и подозреваемого это право реализуется через предоставление возможности иметь защитника, которым является лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту их прав и интересов и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Защитник по поручению, с согласия обвиняемого участвует в деле, защищая его права и законные интересы, стремясь опровергнуть необоснованное обвинение или подозрение либо смягчить ответственность, оказывает юридическую помощь подзащитному. Участие в процессе защитника – важная гарантия прав обвиняемых (подозреваемых).

В качестве защитников по уголовному делу допускаются адвокаты - лица, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность на территории Республики Беларусь.

Защитник является самостоятельным участником уголовного процесса, и сам осуществляет выбор средств, методики и тактики защиты. Цель деятельности защитника состоит в выявлении обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, и он может быть безразличным к установлению истины. При этом защитник призван защищать законные интересы подзащитного и только законными средствами и способами.

Обвиняемый (подозреваемый) по уголовному делу может лично пригласить защитника, заключив с ним договор на оказание юридической помощи, либо это могут сделать по его поручению или с его согласия родственники, законный представитель, а также иные лица. По просьбе обвиняемого участие защитника обеспечивается следователем и судом через юридическую консультацию.

Однако существуют случаи обязательного участия защитника, предусмотренные ст. 45 УПК Республики Беларусь. К ним относят:

1) об этом ходатайствуют подозреваемый или обвиняемый;

2) подозреваемый или обвиняемый являются несовершеннолетними;

3) подозреваемый или обвиняемый не владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, либо являются неграмотными;

4) подозреваемый или обвиняемый в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

5) лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;

6) между интересами подозреваемых или обвиняемых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет защитника;

7) подозреваемым или обвиняемым заявлено ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве [1].

Важно помнить, что иметь защитника при производстве по уголовному делу - право обвиняемого и подозреваемого, а не обязанность. Поэтому они могут отказаться от его услуг и осуществлять защиту самостоятельно, причем отказ от защитника допускается по инициативе самого обвиняемого и добровольно. В уголовно-процессуальном праве существует целый круг уголовных дел, по которым закон предписывает обязательное участие в деле защитника. Это служит дополнительной гарантией защиты лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков либо возрастных особенностей, а также по иным причинам не могут сами осуществлять свое право на защиту либо она для них существенно затруднена.



При реализации своих функций, защитник вправе: иметь со своим подзащитным свидания; собирать и представлять доказательства; привлекать на договорной основе различного рода специалистов для разъяснения вопросов; участвовать в допросе подозреваемого, а также в иных следственных действиях; опрашивать лиц, владеющих информацией, относящейся к делу; знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий; знакомиться со всеми материалами уголовного дела, имеет право заявлять ходатайства и отводы; непосредственно участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой инстанции, второй инстанции и надзорной инстанций и т.п [2, c. 34].

Заключение. Таким образом, роль защитника в уголовном процессе практически неоценима, потому как именно защитник может помочь обвиняемому (подозреваемому) оправдаться (реабилитироваться) или смягчить уголовное наказание.
Литература:

  1. Уголовно–процессуальный Кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. № 295–З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

  2. Басецкий, И.И Защитник в уголовном процессе. / И.И. Басецкий., В.Л. Василевская. – М.: Просвещение, 2001. – 145 с.



КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЯ РУКОПИСИ
НА ПРОЦЕСС ПИСЬМА

Ерёменко С.В.,

студент 4 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Дмитриева Т.Ф., доцент
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы повышения эффективности экспертной деятельности всегда относились к числу наиболее важных, поскольку результаты работы судебных экспертов, использующих специальные знания, максимально действенные методы и высоконаучные технические средства, во многом обуславливают результативность усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью, позволяют реализовать научно-технический потенциал общества при осуществлении правосудия, принимать новый импульс развитию государства и укреплению в нем правопорядка [1, с. 15]. В настоящее время возникают вопросы со стороны судебных и следственных органов, связанных с решением задач судебно-почерковедческой диагностики. На практике же перед экспертами ставятся вопросы о состоянии исполнителя рукописного документа, в том числе о выполнении лицом, находящимся в необычном психофизиологическом состоянии [2, с. 80].
Целью исследования является выявление криминалистических особенностей влияния психофизиологических состояний исполнителя рукописи на процесс письма, способствующих совершенствованию методики производства судебно-почерковедческой экспертизы в процессе расследования преступлений.

Материал и методы. При решении задач в работе использовались общенаучные методы: дедукция и индукция, анализ и синтез, а также частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный и статистический. Теоретическую основу работы составили нормативно-правовые акты и труды учёных в области криминалистики: P.C. Белкина, В.В. Серегина, П.В. Симонова и др.

Результаты и их обсуждение. Судебно-почерковедческая экспертиза – не только распространенный род криминалистической экспертизы, но и один из самых сложных видов криминалистической идентификации [3, с. 3] Сложность экспертизы определяется особым механизмом образования следов, которыми является письменная речь и почерк человека. Как показывает практика, весьма распространенными объектами судебно-почерковедческой экспертизы являются рукописные записи и подписи, выполненные в необычных условиях, то есть при воздействии на процесс письма тех или иных негативных изменений организма, заболевания, связанные с нарушением письменно-двигательных функций, ограничение зрительного контроля, неудобная поза, алкогольное или наркотическое опьянение, стресс и т.д. Изучение влияния психофизиологических состояний исполнителя рукописи на процесс письма в проводимых исследованиях основывалось на классификации, предложенной П.В. Симоновым, который выделяет три базовые, фундаментальные отрицательные эмоции: гнев, страх и печаль [4]. Гнев является ведущей эмоцией при возникновении эмоционального состояния агрессивности, страх связан с тревожностью, а печаль − с депрессивностью личности. Эмоция гнева обуславливает изменение эмоционального состояния пишущего и связана, с появлением состояния агрессивности. Комплекс признаков, характеризующий агрессивное эмоциональное состояние в результате воздействия сильной эмоции гнева, включает: а) броское увеличение темпа, размера, разгона письменных знаков, усиление нажима; б) неустойчивость координации движений второй группы, нарушение смысловой организации письма и незначительное снижение координации движений. Слабая эмоция гнева, изменяющая эмоциональное состояние пишущего, может проявиться в незначительном изменении темпа, увеличении размера, разгона, слабо выраженной неустойчивости параметров координации движений. Эмоция страха и вызванное ею эмоциональное состояние тревожности отличаются по своему механизму от необычного эмоционального состояния агрессивности. Существуют две формы страха: активная и пассивная, которые в двигательных проявлениях некоторым образом различаются. В связи с сильным напряжением мышц при страхе появляется сильное дрожание, тремор. В почерке психофизиологический механизм эмоции страха пассивной формы проявляется в значительной скованности движений. Нажим становится неустойчивым, несколько увеличивается в элементах сгибания, направленных сверху вниз к себе, а также в разгибательных, направленных снизу вверх. Темп письма снижается, и уменьшаются размер и разгон письменных знаков. Заключительные штрихи букв могут быть недописанными. Особенности пространственного размещения рукописного текста при страхе могут проявиться в некоторой неровности строк, изменении размера и конфигурации полей слева и справа. Нередко имеет место и выполнение записей и подписей с подражанием почерку и подписей определенного лица, с применением технических приемов, а так же умышленным изменением признаков собственного письма, то есть при воздействии на процесс письма искусственных, сбивающих факторов. Основными проявлениями эмоции печали и психофизиологического состояния, обусловленного депрессивностью личности, является снижение настроения, мыслительной и двигательной активности. Исследования письма лиц, находящихся в состоянии выраженной депрессии, показывают, что данное состояние в почерке отражается в следующих признаках: снижении темпа письма, нажима, координации движений в виде извилистости в отдельных элементах письменных знаков; уменьшении размера букв; неустойчивости параметров координации движений; опускающемся направлении линии письма. При слабо выраженной депрессивности изменения в почерке незначительны. Для судебно-почерковедческой экспертизы важно не только установление факта необычного психофизиологического состояния исполнителя рукописи, но и его дифференциация. Понимание закономерностей течения письменного акта и отражение в нем воздействий необычных психофизиологических состояний в виде изменений признаков письменной речи и почерка способствует выявлению этих признаков и решению диагностической задачи. При решении судебно-почерковедческих экспертных задач в отношении почерковых объектов, выполненных в необычных условиях характерными является совмещение целей идентификационного и диагностического исследований, поэтому данные задачи следует интерпретировать как интеграционные.

Заключение. Таким образом, для обеспечения качества судебно-почерковедческих экспертиз и исключение экспертных ошибок в выводах необходимы знания о криминалистических особенностях влияния психофизиологических состояний исполнителя рукописи на процесс письма, к которым относятся три базовые, фундаментальные отрицательные эмоции человека: гнев, страх и печаль. Разработка научно-методических основ судебно-почерковедческого исследования с целью распознавания необычного состояния исполнителя рукописи предполагает проведение экспериментального исследования, включающего отбор и обработку рукописей, выделения комплекса диагностических признаков почерка, отражающего необычное состояние пишущего и определение возможностей дифференциации данного состояния от других, сходных с ним «сбивающих» факторов.
Литература:

  1. Клинчук, А.В., Концептуальные основы регулирования судебно-экспертной деятельности / А.В. Клинчук [и др. ] // Судебная экспертиза Беларуси. – 2016. – №2(3). – С. 15.

  2. Манилкин, Н.В. К вопросу об исследовании почерка лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией / Н.В. Манилкин, Е.Л. Седова // Актуальные вопросы совершенствования судебно-экспертной деятельности. – Минск, 2014. – 261 с.

  3. Серегина, В.В. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: учебник / под ред. В.В. Серегина. – Волгоград : ВА МВД России, 2007. – 340 с.

  4. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. – М. : Наука, 1981. – 215 с.



КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Зайцева К.Н.,

студентка 4 курса ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Дмитриева Т.Ф., доцент


Актуальность темы заключается в том, что преступность в целом и «групповая» преступность несовершеннолетних, в частности, − наиболее сложное, системное негативное явление в жизни белорусского общества на современном этапе. Демократизация современной общественной жизни и гуманизация образования выдвигают повышенные требования к правосознанию молодежи. От уровня правосознания зависит её политическая, социально-правовая, гражданская активность, готовность участвовать в укреплении законности и правопорядка.

Криминалистической характеристике преступлений несовершеннолетних посвящены исследования многих ученых-криминалистов и процессуалистов, таких как Вецкая С.А., Натура А.И., и другие. Однако они в большей степени в разрозненном виде выполнены в прошлом веке, не отражают современных тенденций развития Республики Беларусь. Кроме того, произошедшие в белорусском обществе изменения последних десятилетий указывают на необходимость комплексного исследования современной криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних для формирования научно обоснованных рекомендаций расследования указанных преступлений. Поэтому тема предлагаемого исследования является актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа уголовно-правовой природы конкретизировать современную криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних.

Материал и методы. В ходе исследования в рамках диалектического метода применялись общенаучные методы изучения: индукция и дедукция, анализ и синтез, систематизация, метод системного подхода. Так же использовался статистический метод (при исследовании состояния и тенденций преступлений несовершеннолетних), сравнительно-правовой метод. Теоретическую основу работы составили законодательство, нормативно-правовые акты, а также труды учёных и практиков в области криминалистики Вывод и предложения, представленные в работе, основываются на уголовном законодательстве Республики Беларусь.

Результаты и их обсуждение. В криминалистической науке с середины 1960-х гг. появляется дефиниция «механизм преступления», обозначающая то, как и в какой обстановке протекало преступление, как оно возникло, к каким последствиям привело, какими явлениями сопровождалось, каковы порядок и структура его составляющих. В настоящее время ряд авторов описание закономерностей механизма преступления рассматривают как его криминалистическую характеристику.

По мнению Р.С. Белкина, традиционно криминалистическая характеристика, являясь результатом обобщения и научным анализом судебно-следственной практики, рассматривалась как обобщенная упорядоченная система описаний криминалистически значимых и закономерно связанных типичных признаков изучаемой категории преступлений в целях формирования научно обоснованных рекомендаций для наилучшей организации расследования [1, с. 36].



По данным МВД Республики Беларусь количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, в целом уменьшается. Еще вначале 2000-х несовершеннолетними совершалось около 10 тысяч преступлений в год. В 2016 году количество подростковых преступлений увеличилось на 26,3%  96, это на 20 преступлений больше по сравнению с 2015 годом. В январе 2016 года было совершено 7 преступлений несовершеннолетними, за аналогичный период 2017 года – 2, что на 71,4% меньше [2].

Преступность несовершеннолетних составляет основу для воспроизводства общей преступности. Интересно то, что 22,8% молодежи считают допустимым пьянство, 18,6% − употребление наркотиков, 15,4% − прогулы учебных занятий, 12,2% − использование нецензурной речи, 10,9% − проституцию [2, с. 46].

Несмотря на снижение молодежной преступности, особенно тяжких преступлений, уголовная статистика свидетельствует об устойчивой тенденции омоложения [2, с. 57]. Это происходит за счёт вовлечения в преступную деятельность все большего числа 14-15-летних подростков, роста численности малолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния до достижения возраста уголовной ответственности, а также криминализации поведения детей младших возрастных групп (812 лет). Многие из них нуждаются в направлении в специальные лечебно-воспитательные учреждения на перевоспитание. Лица, совершившие преступления в молодом возрасте, в дальнейшем, как правило, не прекращают свою преступную деятельность. В структуре преступности несовершеннолетних преобладают корыстные, корыстно-насильственные и насильственные виды преступлений.

Преступность среди несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер. Чем моложе преступник, тем реже преступления совершаются им в одиночку. Несовершеннолетние наиболее часто совершают преступления в составе групп, но в основном без предварительного сговора, спонтанно. В весенне-летний период, когда у молодых людей расширяется возможность для неконтролируемых контактов, количество совершаемых преступлений увеличивается. В это время удлиняется световой день, расширяются границы общественных мест, где молодежь имеет возможность бесконтрольно проводить время. Одновременно ослабевает социальный контроль над времяпровождением подростков (отпускной период у родителей, каникулы в учебных заведениях) [3, c. 87]. Установлено, что большая часть преступлений подростками совершается в вечернее и ночное время (с 21 часа до 7 часов). В это же время около 45% случаев подростки сами стали жертвами преступлений [2, с. 47].

В последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение. Подавляющее число несовершеннолетних преступников (свыше 70%) проживают в городе. Это связано с преобладанием городского населения вообще, с ослаблением социального контроля, нерациональным использованием свободного времени, специфическими трудностями в обеспечении принципа неотвратимости наказания за совершение преступления.

Заключение. Таким образом, криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних на современном этапе развития белорусского общества претерпела значительные изменения. Для расследования таких преступлений необходимо учитывать преобладающий групповой характер, спонтанность, период времени, характер местности их совершения. Подростков в большинстве случаев побуждают корыстные мотивы для совершения преступлений, а также бесконтрольность и беспризорность детей в данный момент.
Литература:

  1. Косарев, С.Ю. К вопросу о сущности криминалистической характеристики преступлений / С.Ю. Косарев // Вестник криминалистики. Отв. ред. А.В. Филиппов: Спарк, 2008. – Вып 4 (28). – С. 124.

  2. Статистический сборник правонарушений в Республике Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; сост. И.В. Медведева. – Минск, 2016. – 175 c.

  3. Николаева, Л.Н. Правовая культура молодежи приграничья России и Беларуси: Монография / Л.Н. Николаева, А.А. Бочков. – Смоленск: Универсум, 2011. – 244 с.

  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Результаты и их обсуждение.
  • К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПРЕДМЕТА ПЕНИТЕНЦИАРНОГО НАДЗОРА ПРОКУРАТУРЫ ПО КРУГУ ПОДНАДЗОРНЫХ ЛИЦ Бедрицкий А.А.
  • Результаты и их обсуждение.
  • Заключение.
  • ПРИНЦИПЫ И ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА ИЗМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА Воронова К.Е.
  • АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПОНЯТЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ Высоцкая Ю.И.
  • Результаты и их обсуждение .
  • ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Даркович Н.А.
  • ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Дубатов Е.Н.
  • Результаты и их обсуждения.
  • ЗАЩИТНИК КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА Егоров В.А.
  • КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЯ РУКОПИСИ НА ПРОЦЕСС ПИСЬМА Ерёменко С.В.
  • КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Зайцева К.Н.
  • Результаты и их обсуждение