Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


5 – 9 класи) література (російська та зарубіжна)




страница1/6
Дата15.05.2017
Размер1.57 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
ПРОГРАМА

для загальноосвітніх навчальних закладів із

навчанням російською мовою

(5 – 9 класи)

ЛІТЕРАТУРА

(російська та зарубіжна)

( зі змінами 2017 року)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
...Литературу можно изучать в средней школе

только в том случае, если в самом художественном

творчестве видеть не просто пассивное «отражение»,

а особый, именно ему свойственный способ познания мира.

Б.М. Эйхенбаум
Общая характеристика курса, его цели и задачи

Литературное образование в школе является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения, рождению в сознании школьника «собственного текста», обогащенного личностным «Я».

Однако реалии действительности свидетельствуют о стремительном падении интереса к чтению художественной литературы среди школьников. Поэтому главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, давать ему собственную аргументированную оценку.

Среди основных задач изучения курса выделим такие:

- представить культурный «минимум», необходимый для духовной и психологической адаптации человека в поликультурном современном обществе;

- формировать у учащихся устойчивую потребность в общении с произведением искусства, необходимость в собственной рефлексии над чувствами и мыслями, высказанными в художественном тексте;

- воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к национальным традициям и культурам, толерантное отношение к другой точке зрения;

- учить школьников воспринимать литературное произведение как искусство слова, понимать его художественное своеобразие, рассматривать его в контексте развития культуры;

- в процессе диалогических отношений с художественными произведениями расширять личностный культурно-эстетический тезаурус школьников на основе приобретенных новых знаний, практических умений и навыков;

- развивать умения декодировать произведения искусства, давать им собственную аргументированную оценку.

Разработанные на основе Государственных стандартов Программы по интегрированному курсу литературы (5-9 кл.) для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения реализуют современные подходы к изучению литературы в школе. Главным при этом становится развитие духовных потребностей и культурных интересов личности, ориентация на практическую деятельность, активизация коммуникативных умений учащегося. Общая стратегия изучения литературы в школе, заложенная в Программах, направлена на активное получение знаний, формирование самостоятельного творческого мышления учащихся.

В качестве результата обучения рассматривается не сумма определенной разрозненной информации, а способность школьника комплексно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Программы пропагандируют личностно ориентированную парадигму обучения и ориентированы на формирование ценностного отношения к человеку и окружающему миру на основе прочитанных художественных произведений. Это означает, что в основу современного изучения литературы в школе положена не история литературы определенного периода, а художественный мир этой литературы, воспринятый и декодируемый учащимся – читателем ХХI столетия.



Среди основных принципов изучения интегрированного курса русской и мировой литературы выделим следующие:

  • антропологический, с позиций которого главным аспектом изучения литературных произведений является личность учащегося, его эстетическое восприятие и творческое развитие;

  • аксиологический, направленный на развитие устойчивого интереса к лучшим образцам художественной литературы, умение читать и воспринимать эти произведения и с их помощью постигать фундаментальные ценности культуры во взаимодействии их конкретно-исторических и общечеловеческих значений;

  • диалогический, когда процесс изучения литературного произведения рассматривается как общение равноправных целых: автор – текст – читатель, подчёркивает необходимость множественности личностных позиций при изучении литературы и направлен на диалог с автором произведения в процессе обсуждения, сопоставления разных точек зрения, дискуссии;

  • эстетический, в соответствии с которым одна из центральных задач курса научить школьников воспринимать художественное произведение как искусство слова, понимать его эстетическое своеобразие, чувствовать и наслаждаться в процессе общения с произведениями искусства;

  • культурологический, направленный на изучение литературных произведений на фоне широкого культурологического контекста, учитывающий, что литературный текст как факт культуры отображает признаки определенной культурной эпохи, ёё философские концепции, что существенно расширяет читательское восприятие, способствует лучшему осмыслению фундаментальных ценностей культуры;

  • украиноведческий, целью которого является представление русской и зарубежной литературы сквозь призму украинской культуры, что в условиях глобализации в современном мире будет способствовать выявлению и сохранению национальной идентичности школьников, восприятию украинской культуры как неотъемлемой составляющей мировой, воспитанию молодого гражданина Украины, познающего и исследующего реалии своей страны, традиции родной культуры;

  • поликультурности, реализация которого предполагает изучение художественных текстов определенных национальных культур в контексте развития мировой литературы, раскрытие разнообразных аспектов взаимодействия произведений различных национальных традиций, что будет способствовать воспитанию поликультурной личности, открытой ко всем процессам, происходящим в современном мире, формированию культуры межэтнических и межнациональных отношений, толерантного и уважительного отношения к другим национальным традициям, отрицанию любых форм насилия, деструктивного национализма и шовинизма;

  • сравнительно-сопоставительный, позволяющий соотнести различные литературные явления между собой, а также с произведениями других видов искусств, проследить типологические схождения, аналогии, влияния, заимствования и отличительные свойства, что будет способствовать более глубокому восприятию художественного текста, пониманию и осмыслению своеобразия каждого писателя и развития литературы в целом, позволит сделать собственные выводы о творческих параллелях и уникальности произведений различных видов искусства;

  • этический, предполагающий, что работа над художественными текстами, включенными в Программы, позволяет не только обогатить учащихся знаниями классической и современной русской и зарубежной литературы, но и, что не менее важно, предложить свои варианты решения нравственных проблем, волнующих школьников;

  • репрезентативный, направленный на рассмотрение художественного произведения как презентацию всей художественной системы автора, культурно-исторической эпохи, динамики мировой литературы в целом.


Роль интегрированного курса «Литература (русская и зарубежная) в формировании ключевых компетентностей

Интегрированный курс «Литература (русская и зарубежная) вместе с другими учебными предметами способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. Роль курса в формировании ключевых компетентностей представлена в таблице «Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература (русская и зарубежная)».






Ключевые компетентности

Компоненты

1

Общение на государственном и русском языках

Умения:

  • воспринимать объяснения учителя, понимать информацию, представленную в учебниках, пособиях и других текстовых и медийных источниках на государственном и русском языке;

  • устно и письменно трактовать понятия, факты, явления, составлять план художественного текста, собственного выступления, выстраивать ответ, готовить творческое задание, высказывать свою точку зрения, обсуждать проблемы, принимать участие в дискуссии


Отношения:

  • осознание необходимости и важности свободного владения государственным и русским языками для грамотной передачи собственных мыслей и дальнейшего личностного развития, дальнейшей и профессиональной деятельности;

  • понимание значения вклада украинских писателей и исследователей в развитие мировой науки;

  • стремление к самосовершенству в использовании государственного и русского языков в различных сферах жизнедеятельности.

Учебные ресурсы:

- тексты художественных произведений, литературно-критические и научные материалы, учебные, научно-популярные и медийные тексты.

2

Владение иностранными языками

Умения:

  • чтение и понимание художественных и научно-популярных текстов на иностранном языке при условии его изучения в школе;

  • сравнение оригинальных текстов зарубежной литературы с их переводами на украинский и русский языки.

Отношения:

- осознание значение иностранных языков в жизни современного человека;

- готовность и «открытость» к межкультурному диалогу.



Учебные ресурсы:

- оригиналы текстов зарубежной литературы, дополнительная литература, медиаконтент на иностранном языке.

3

Математическая компетентность

Умения:

  • использовать логичность мышления, выдвигать гипотезы, выстраивать аргументы;

- устанавливать причинно-следственные связи, вычленять главное и второстепенное.

Отношения:

  • осознание важности логики и структурности мышления в решение различных задач.

Учебные ресурсы:

- тексты художественных произведений, опорные схемы, таблицы, дополнительные материалы, формирующие структурность мышления.

4

Основные компетентности в естественных науках и технологиях

Умения:

  • использовать знания, полученные на уроках литературы для решения задач, связанных с реальными объектами природы и техники.



Отношения:

  • ответственность за бережное использование природных ресурсов;

  • наслаждение от наблюдений над различными явлениями природы;

  • осознание неизбежности и необходимости технологического прогресса общества. .

Учебные ресурсы:

- тексты художественных произведений, дополнительная литература на тему природы и окружающего мира, ответственности человека «за те, кого мы приручили».



5

Информационная и цифровая компетентность

Умения:

  • находить необходимую информацию, анализировать и оценивать её;

  • использовать информационные технологии для изучения литературных явлений;

  • придерживаться правил безопасности работы в интернете.

Отношения:

  • ценностные ориентиры в процессе работы с информацией, современной цифровой техникой;

  • критический анализ полученной информации;

  • соблюдение авторских прав, этико-правовых принципов использования информации.

Учебные ресурсы:

- образовательные информационные ресурсы, цифровые учебники и пособия.



6

Умения учиться на протяжении жизни

Умения:

  • ставить перед собой цели и достигать их, выстраивать собственную траекторию развития на протяжении всей жизни;

  • планировать, организовывать и корректировать личностную учебно-познавательную деятельность.

Отношения:

  • ценностные ориентиры во владении учебно-познавательными навыками, любознательность и наблюдательность, готовность к инновациям;

  • позитивное эмоциональное восприятие собственного развития, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности.

Учебные ресурсы:

- тексты художественных произведений, дополнительная научная, научно-популярная, методическая и литературно-критическая литература, медиатексты.



7

Инициативность и предприимчивость

Умения:

  • эффективно организовывать собственную жизнь и деятельность;

  • проявлять лидерские качества, нести ответственность за свои слова и поступки;

  • использовать возможности для создания личностных ценностей и успешного карьерного личностного роста.

Отношения:

  • ценностное отношение к приобретенным знаниям и умениям, результатам собственного труда и деятельности других;

  • инициативность, работоспособность, ответственность як ведущие компоненты результативности собственной деятельности;

  • стремление личностного роста и личного вклада в духовное процветание государства.

Учебные ресурсы:

художественные тексты, содержащие модели успешности личности; биографии писателей, учёных, представителей культуры, достигших влияния и успеха в обществе.



8

Социальная и гражданская компетентности

Умения:

  • действовать как активный и ответственный представитель гражданского общества;

  • грамотно, аргументировано и убедительно высказывать свою точку зрения на общественно-политические темы.

Отношения:

  • восприятия чтения как способа социализации личности в обществе;

  • осознания себя гражданином Украины;

  • гражданская активность и ответственность;

  • уважение к ценности человеческой личности;

  • утверждение демократических ценностей развития личности и общества.

Учебные ресурсы:

- художественные произведения, дополнительная литература и образовательные ресурсы, утверждающие демократические ценности личности и общества.



9

Осведомлённость и самовиражение в сфере культуры

Умения:

  • воспринимать, понимать, анализировать и интерпретировать произведения искусства;

  • использовать знания по литературе для создания собственных творческих продуктов.

Отношения:

  • осознание произведений искусства для духовного развития человечества;

  • потребность в чтении и получении эстетического наслаждения от общения с искусством.

Учебные ресурсы:

- произведения различных видов искусств.



10

Экологическая грамотность и здоровье

Умения:

  • использовать приобретенные знания для бережного отношения к окружающей среде;

  • придерживаться правил жизнедеятельности, бережно относиться к природе;

  • понимать правила здорового способа жизни.

Отношения:

  • ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, окружающей среде как к потенциальному источнику здоровья, благополучия и безопасности;

  • готовность оберегать природные ресурсы для будущего.

Учебные ресурсы:

- художественные произведения, дополнительная литература экологического содержания.



Содержание курса

Основу интегрированного курса литературы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения составляют шедевры русской и зарубежной литературы, являющиеся своеобразным источником познания мира и человека, тем «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности в современном поликультурном обществе.

В учебных программах выделены такие сквозные содержательные линии: «Экологическая безопасность и устойчивое развитие», «Гражданская ответственность», «Здоровье и безопасность», «Предприимчивость и финансовая грамотность».

Содержательная линия «Экологическая безопасность и устойчивое развитие» реализуется в том, что на уроках литературы учащиеся могут:

- использовать полученные в процессе изучения литературы знания для решения задач окружающей среды;

- критически оценивать результаты человеческой жизнедеятельности на экологическое состояние природной среды;

- осознавать важность бережного отношения к природным ресурсам;

- быть готовым принимать участие в природосберегающих мероприятиях, экологических проектах.

Реализация содержательной линии «Гражданская ответственность» в программе по литературе способствует тому, что учащиеся в процессе изучения литературы могут:

- понимать принципы и механизмы функционирования общества;

- действовать как активные и ответственные граждане общества;

- следовать принципам демократии и гуманного развития общества;

- принимать взвешенные решения, которые будут способствовать решению различных задач современного общества;

- критически воспринимать и оценивать явления окружающей действительности;

- противостоять различным способам манипулирования сознания.

Содержательная линия «Здоровье и безопасность» реализуется в программах таким образом, что учащиеся могут:

- применять приобретенные на уроках литературы умения и навыки для сохранения собственного здоровья и здоровья других;

- придерживаться правил безопасности в различных сферах жизни и деятельности;

- проявлять ценностное отношение к окружающей среде как потенциальному источнику здоровья, благополучия и безопасности.

Содержательная линия «Предприимчивость и финансовая грамотность» представлена тем, что в процессе изучения литературы учащиеся могут:



- использовать приобретенные на уроках литературы знания для генерирования идей и инициатив в различных сферах жизнедеятельности, проявлять лидерские качества;

- развивать работоспособность, ответственность как результат успешной реализации личности;

- стремиться достичь определенного социального статуса в обществе, положительно влиять на процессы, происходящие в обществе;

- презентовать собственные идеи и результаты;

- ориентироваться среди широкого спектра товаров и услуг, делать осознанный выбор, противостоять манипуляциям, которые используются в современном информационном пространстве.
Произведения для текстуального изучения в Программах отобраны с учетом психологических и интеллектуальных возможностей восприятия их школьниками в соответствии с социальными и культурными стержневыми интересами и проблемами, характерными для учащихся определенной возрастной группы.

Образцы русской классической и современной литературы в Программах рассматриваются в контексте мирового литературного процесса, что дает возможность показать общемировое культурное пространство и русскую литературу как часть его, раскрыть общие закономерности становления художественных явлений.

Основу содержания учебного материала составили как литературные тексты, проверенные временем, хорошо зарекомендовавшие себя в школьной практике преподавания литературы, так и художественные произведения, отражающие современные тенденции историко-литературного процесса.

Включение в программы всех классов художественных текстов современной русской и зарубежной словесности обусловлено такими факторами, как:

- возможностью представить литературу как «живой организм», который не стоит на месте, а постоянно развивается, реагирует на процессы, которые происходят в обществе;

- потребностью приблизить преподавание литературы в школе к реалиям и проблемам современного мира и человека;

- необходимостью учитывать читательские приоритеты сегодняшних школьников, связанные с интересом к фантастике, фэнтези и другим произведениям современной литературы.

Разнообразие литературных имен и художественных произведений, представленных в Программах, дает возможность раскрыть культурный контекст определенной эпохи, провести межлитературные и межкультурные параллели, учить школьников использованию элементов компаративного изучения, с учетом возрастных особенностей учащихся и конкретного текста представить набор необходимых литературоведческих понятий и терминов, показать их спектр действия на различном материале.

Отобранные для изучения художественные произведения в Программах рассматриваются как интертекст с его многочисленными межпредметными и межлитературными взаимосвязями, расширяющими культурологический контекст изучения произведения и позволяющими учащимся чувствовать себя в центре настоящего полилога (между художественными текстами, другими произведениями искусства, культурно-историческими эпохами, авторами и читателями и т.д.).

Значительное внимание в процессе изучения литературных явлений в Программах уделяется компаративному подходу. Обращается внимание на возможности использования элементов компаративистики внутри явлений одной и той же национальной литературы, между произведениями различных национальных традиций, а также между художественными текстами и произведениями других видов искусства.

Программами также предусматривается усвоение учащимися отдельных фактов и основных вех творческой биографии писателя. В зависимости от возрастных особенностей восприятия учебного материала школьников, целей и задач литературного образования на различных его этапах, а также количества часов, выделенного на изучение определенной программной темы, биографические сведения о писателе в Программах подаются дифференцированно (краткие сведения о писателе; основные сведения о жизни и творчестве писателя; обзор жизни и творчества писателя с обобщением изученного в предыдущих классах).

В тех случаях, когда творчество писателя изучается неоднократно, в разных классах (например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя), то основным принципом структурирования биографического материала стал спиралевидный, когда сведения о писателе последовательно расширяются и дополняются из класса в класс. При этом акцент делается на тех фактах жизни и творчества писателя, которые способствуют более глубокому восприятию изучаемого произведения.



Структура курса

Исходя из образовательно-воспитательных задач изучения литературы в основной школе, а также возрастных особенностей восприятия художественных произведений учащимися разных читательских групп построение курса осуществляется на основе разных подходов (проблемно-тематического, жанрового и историко-литературного).

Так, для учащихся в 5-6 классов свойственны эмоциональная активность, сильно развитое воображение, предметное восприятие, которым характеризуется «наивный реализм». Главная цель изучения курса в этих классах – научиться читать художественное произведение, использовать элементы анализа художественного текста. Работа над отобранными для этих классов произведениями дает возможность расширить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их художественный вкус и читательские интересы. Построение курса в 5-6 классах осуществляется на основе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее историческом развитии.


  1   2   3   4   5   6

  • Общая характеристика курса, его цели и задачи
  • Роль интегрированного курса «Литература (русская и зарубежная) в формировании ключевых компетентностей
  • Ключевые компетентности Компоненты
  • Учебные ресурсы
  • Владение иностранными языками Умения
  • Отношения
  • Математическая компетентность Умения
  • Основные компетентности в естественных науках и технологиях Умения
  • Информационная и цифровая компетентность Умения
  • Умения учиться на протяжении жизни Умения
  • Инициативность и предприимчивость Умения
  • Социальная и гражданская компетентности Умения
  • Осведомлённость и самовиражение в сфере культуры Умения
  • Экологическая грамотность и здоровье Умения
  • «Экологическая безопасность и устойчивое развитие» , «Гражданская ответственность», «Здоровье и безопасность», «Предприимчивость и финансовая грамотность».
  • «Экологическая безопасность и устойчивое развитие»
  • «Гражданская ответственность»
  • «Здоровье и безопасность»
  • «Предприимчивость и финансовая грамотность»