Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


2-е международное издание Серия «Мастера психологии»




страница1/35
Дата02.07.2017
Размер7.82 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Скотт Миллер

Психология развития: методы исследования



2-е международное издание

Серия «Мастера психологии» Перевел с английского В. Белоусов

ББК 88.8 УДК 159.92 Миллер С.

М60 Психология развития: методы исследования — СПб.: Питер, 2002. — 464 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

ISBN 5-318-00472-5

Трудность проведения исследования в области психологии развития — сквозная тема предлагаемой книги. Автор рассматривает ряд основных законов и принципов, которые необходимо учитывать при осу­ществлении собственных и оценке сторонних исследований. Это издание преследует три основные цели. Первая из них — помочь выработать навыки, необходимые для того, чтобы качественно изучать различ­ные феномены в психологии развития, в связи с чем представлены разного рола принципы и инструкции, часть которых касается непосредственно вопросов развития, а другие относятся к психологии в целом. Вторая цель заключается в ознакомлении читателей с важнейшими направлениями научной работы в данной области. Третья цель — сформировать не только навыки критической оценки любого исследования, но и умение на его основе сделать адекватные выводы.

Эта книга адресована всем желающим углубить свои знания о проблемах и методах исследований в пси­хологии развития: студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии, психологам и психо­терапевтам.

Оглавление

Предисловие .........................................

Глава 1. Введение.....................................

Цели книги......................................................

Этапы исследовательской программы.............................

Структура книги.................................................

Контент-анализ..................................................

Резюме ..........................................................

Упражнения.....................................................

Глава 2. Общие принципы..............................

Переменные .....................................................

Валидность ......................................................

Отбор............................................................

Контроль........................................................

Субъектные переменные .........................................

Переменные, поддающиеся и не поддающиеся манипуляциям ..

Возраст в качестве переменной................................

Результаты ......................................................

Главный эффект..............................................

Взаимодействие..............................................

Причины искажения валидности ..........................

Резюме ..........................................................

Упражнения.....................................................



Глава 3. План........................................

Возрастное сравнение............................................

Лонгитюдный метод.........................................

Метод поперечных срезов....................................

Более сложные планы........................................

Сравнение условий..............................................

Внутри субъектные/межсубъектные планы ...................

Планы уравненных групп....................................

Планы временных серий.....................................

Корреляционное исследование ..................................

Корреляция и причинность..................................

Способы повышения обоснованности выводов о причинно-следственных связях .........................

Резюме .........................................................

Упражнения ....................................................



Глава 4. Измерение...................................

Базовые понятия................................................

Операционализация.........................................

Квантование.................................................

Аспекты измерения ..........................................

Качество измерения .........................................

Тесты...........................................................

Валидность....................................................

Надежность ...................................................

Регрессия.....................................................

Методы наблюдения..............................................

Что наблюдать.................................................

Как наблюдать.................................................

Определение точности результатов наблюдения................

Резюме...........................................................

Упражнения......................................................



Глава 5. Процедура....................................

Стандартизация ...................................................

Отклонения от стандартной процедуры.........................

Сверхстандартизация ..........................................

Некоторые систематические ошибки...............................

Реактивность и связанные с пей проблемы.........................

Установка на определенный ответ..............................

Коммуникация между испытуемыми и диффузия...............

Предубеждения экспериментатора.................................

Выбывание испытуемых...........................................

Резюме...........................................................

Упражнения......................................................



Глава 6. Условия проведения исследования и его цели........

Условия проведения исследования ................................

План 1: «лаборатория—лаборатория»...........................

План 4: «полевые условия—полевые условия»..................

План 2: «лаборатория—полевые условия» ......................

План 3: «полевые условия—лаборатория» ......................

Анализ и опенка...............................................

Экологические системы...........................................

Прикладные исследования ........................................

Оценка........................................................

Вмешательство................................................

Резюме ...........................................................

Упражнения......................................................

Глава 7. Статистика.....................................

Использование статистических показателей .....................

Дескриптивные статистические показатели.....................

Статистические показатели, выводимые логическим путем......

Выбор статистического показателя.............................

Уровень измерения............................................

Распределение показателей ....................................

План исследования............................................

Меры связи.......................................................

Альтернативы и более сложные варианты дисперсионного анализа .

Плановые сравнения...........................................

Величина эффекта.............................................

Мультивариантный дисперсионный анализ.....................

Множественный регрессионный анализ........

Общие принципы .................................

Резюме ...........................................

Упражнения ......................................

Глава 8. Этика.............................

Нормы и процедуры...............................

Права испытуемых................................

Информированное согласие....................

Не нанесение ущерба...........................

Конфиденциальность..........................

Резюме ...........................................

Упражнения......................................



Глава 9. Публикация........................

Общие замечания .................................

Разделы статьи ....................................

Введение ......................................

Метод.........................................

Результаты....................................

Обсуждение...................................

Другие разделы................................

Частные аспекты стилистики......................

Нормы АПА

Общие вопросы английского языка.............

Резюме...........................................

Упражнения ......................................

Глава 10. Младенчество.....................

Общие вопросы...................................

Отбор.........................................

Значение состояния младенца..................

Оценка реагирования..........................

Возрастные сравнения.........................

Восприятие в младенчестве........................

Метод предпочтений...........................

Габитуация/дегабитуация......................

Обусловливание...............................

Визуальный обрыв.............................

Когнитивное развитие в младенчестве .............

Социальное развитие в младенчестве..............

Привязанность................................

Темперамент ..................................

Резюме ...........................................

Упражнения......................................

Глава 11. Когнитивное развитие..............

Подход Пиаже....................................

Исследования Пиаже..........................

Спорные вопросы и дальнейшие исследования .

Подход, основанный на тестировании интеллекта........

Сущность IQ-тестов .................................

Примеры тестов .....................................

Спорные вопросы и исследовательские парадигмы....

Память ...........................................

Память в младенчестве...............................

Мнемонические стратегии ...........................

Конструктивная память..............................

Теория психики.........................................

Методы изучения.....................................

Спорные вопросы исследований......................

Резюме..................................................

Упражнения............................................

Глава 12. Социальное развитие...................

Нравственное развитие..................................

Поведенческий аспект...............................

Эмоциональный аспект..............................

Когнитивный аспект....................................

Я-концепция ............................................

Самосознание .......................................

Самооценка .........................................

Половые различия ......................................

Общие замечания....................................

Методики изучения половых различий...............

Социализация ..........................................

Лабораторные исследования.........................

Натуралистическое наблюдение......................

Методики вербального отчета........................

Резюме ..................................................

Упражнения ............................................

Глава 13. Старение............................

Общие замечания (на примере исследования IQ)..........

Отбор................................................

Измерение............................................

План исследования...................................

Память..................................................

Узнавание и воспроизведение.........................

Мнемонические стратегии и конструктивная память ...

«Повседневная» память и долговременная память.....

Личность и социальное развитие..........................

Удовлетворенность жизнью...........................

Методики изучения личностных особенностей ........

Общие замечания.....................................

Резюме..................................................

Упражнения.............................................

Приложение ...................................

Литература ....................................

Глоссарий .....................................

Эта книга адресована всем, кто хочет углубить свои знания о проведении исследо­ваний в области психологии развития. Она не научит вас всему, что связано с про­цессом исследования, — ни одна книга не может этого сделать. Но я надеюсь, что в ней вы найдете ценную основу, ряд общих законов и принципов, которые помогут как в осуществлении собственных исследований, так и при оценке исследований, проведенных другими.

Я попытался найти равновесие между общим и частным. Этот баланс отражен в структуре книги: за первыми 9 главами, в которых рассматриваются общие во­просы методологии исследования, следуют 4 (несколько более длинные) главы, посвященные конкретным темам исследования в психологии развития. Попытка соблюсти равновесие также отражена в подходе к рассмотрению самого исследо­вания. С одной стороны, это и не абстрактный трактат об «исследовательском ана­лизе», а с другой — и не практическое руководство. В книге изложено то, с чем, по моему мнению, сталкивается большинство из нас при проведении исследования — в ней обращается внимание на моменты, которые необходимо учесть, на решения, которые придется принять, на затруднения, которые нужно преодолеть на каждом из этапов подготовки и проведения исследования. Я надеюсь, что в этой книге мне удалось передать состояние творческого волнения, которое охватывает исследова­теля в процессе изучения действительно важных вопросов.

Основными читателями этой книги, конечно, станут те, кто работает в исследо­вательских лабораториях или слушает курс лекций о методах исследования в пси­хологии развития или в детской психологии. Я полагаюсь на то, что каждый, кто слушает эти курсы, уже прослушал предварительный курс психологии развития или детской психологии. Знание других предметов (например, статистики, мето­дов психологического исследования) будет ценным, но оно необязательно. Кроме того, преподаватели могут приспособить эту книгу для студентов последних кур­сов и аспирантов.

Это издание книги несколько отличается от предыдущего. Некоторые измене­ния коснулись структуры книги. Главы, посвященные специальным темам, из се­редины книги перенесены в конец — большинство из нас (по крайней мере я) из­лагают этот курс именно в такой последовательности. Изменилась также структура глав, в которых характеризуются базовые понятия; я надеюсь, что новая компонов­ка более логична. Конечно, преподаватель всегда может излагать содержание глав — или их отдельных разделов — в удобном для себя порядке. В это издание был добавлен ряд новых тем; среди них — прикладное исследование, планы вре­менных серий, экологический системный подход Бронфенбреннера, Я-концепция и теоретические вопросы психологии. Даже там, где название тем осталось преж­ним, содержание было обновлено; более половины имеющихся в этой книге ссылок отсутствуют в первом издании. Наконец, было включено два вспомогательных раздела: список основных терминов и упражнения в конце каждой главы. Предла­гаемые упражнения разнообразны по форме и по целям. В зависимости от пред­почтений преподавателя и доступных ресурсов, каждое конкретное упражнение может стать основой для практического исследования (проводимого либо индиви­дуально, либо в группе), группового обсуждения или просто осуществляемого са­мостоятельно мысленного эксперимента.

Я выражаю благодарность многим людям, оказавшим помощь при работе над обоими изданиями книги. Общую поддержку оказало отделение психологии уни­верситета штата Флорида. Джон Айли и Сьюзан Уиллиг (Isley, Susan Willig) оставались научными редакторами издательства «Прентис-Холл» на протяжении неожиданно затянувшегося периода «вынашивания» книги в ее первом издании, а Пит Джэнзоу, Николь Синьоретти и Айлин Кэлиш (Pete Janzow, Nicole Signoretti, Ilene Kalish) взяли на себя этот труд на время довольно длительной подготовки пересмотренного варианта. Я признателен всему штату работников издательства «Prentice Hall» за проявленные компетентность и терпение. Оба издания книги выиграли благодаря участию группы замечательных рецензентов. Рецензентами первого издания были Дэниэл Б. Кайе, Марша Лисе, Мэрион Перлмуттер, Майкл Прессли и Патрисия Уорден (Daniel B.Kaye, Marsha Liss, Marion Perlmutter, Michael Pressley, Patricia Worden), а Барбара Майерс и Адриен Томер (Barbara Myers, Adrien Tomer) были рецензентами второго варианта. Я также благодарю Карла Фон Байера (Carl Von Bayer) за комментарии ко второму изданию и Джейм­са Элджину (James Algina) за рекомендации к главе по статистике. Наконец, я бла­годарю Хизер Холмс (Heather Holmes) за ее всестороннюю помощь, включая под­готовку контент-анализа.

Глава 1

Введение

Эгоцентризм маленьких детей всегда вызывал у психологов огромный интерес. Эгоцентризм — это неспособность отстраниться от собственной точки зрения и принять во внимание точку зрения другого человека. Старшим детям и взрослым кажется естественным, что другие воспринимают окружающее не так, как они, видят не то, что они, знают не то, что знают они, желают не того, что желают они. Однако этот факт не всегда очевиден для маленьких детей. Они зачастую ведут себя так, будто все разделяют их точку зрения на мир, отсюда и термин «эгоцентрич­ный».

Как, например, ведет себя маленький мальчик в экспериментальной ситуации, когда его просят вообразить, что он покупает своей матери подарок на день рожде­ния (Flavell, Botkin, Fry, Wright, & Jarvis, 1968)? Перед ребенком выкладывают ряд предметов, уместных в качестве подарка для лиц разного пола и возраста. Направ­ляется ли ребенок незамедлительно к шелковым чулкам или взрослым книгам? Хотя такая реакция и возможна, для 3-4-летних детей она нехарактерна. Скорее всего, выбор падет на новенький игрушечный грузовик. Малыш знает, чего он хо­чет, как же может мать не хотеть того же?

В некотором смысле авторы учебников сильно напоминают этого маленького ребенка, стоящего перед столом с подарками. Для них занимательность и ценность, даже прелесть их предмета самоочевидна. Реакцией на просьбу объяснить, почему кого-то еще должна волновать эта тема, вероятно будет удивление или обида; как кто-то может не понимать, что это удивительный и жизненно важный предмет? Чем не новенький грузовик?

Тем не менее, (и тут проявляется эгоцентризм) вряд ли можно утверждать, что интерес к исследованиям в области психологии развития требует каких-либо обо­снований. Что может быть более естественным, чем необходимость изучать про­цесс человеческого развития? Если этого объяснения все-таки не достаточно, мож­но легко привести ряд доказательств. Несомненно, ни одна отрасль психологии не является столь обширной, как психология развития. И несомненно, ни одна отрасль психологии не рассматривает больше фундаментальных научных вопросов, чем психология развития, поскольку последняя включает в себя все темы (воспри­ятие, мышление, личность и т. д.) и добавляет к ним один-единственный основополагающий вопрос: как люди становятся такими, какие они есть? Каким образом, к примеру, происходит так, что практически все люди, в конце концов, начинают пользоваться сложнейшей языковой системой? Откуда проистекают индивидуаль­ные различия в интеллекте или характере? Как сказывается воспитание в раннем возрасте на дальнейшем развитии? Подобного рода вопросы открывают сущность того, о чем потенциально как наука может поведать нам психология.

Эти вопросы представляют не только научный интерес. Ни в одной другой об­ласти рассматриваемые проблемы не являются столь важными для каждого чело­века. Вернемся к некоторым из вопросов, обозначенных в предыдущем абзаце. Про­блема психического опыта первых лет жизни и последующего развития может быть чрезвычайно интересна для исследователя; однако это же и насущный практиче­ский вопрос для любого родителя, заботящегося об оптимальном развитии своего ребенка. То, что люди различаются по уровню интеллекта, влечет за собой ряд в высшей степени важных теоретических вопросов, но этот факт имеет также гро­мадное социальное значение. Одной из данностей специализации в области пси­хологии развития является ощущение действительной значимости изучаемых во­просов.

Однако найти ответы на эти вопросы непросто. Фактически самыми сложны­ми из них оказываются наиболее существенные, фундаментальные. Трудность про­ведения добротного исследования — сквозная тема всей этой книги, и поэтому здесь ее можно не обсуждать. Но давайте, прежде чем переходить к общим момен­там, кратко рассмотрим пример. Это проблема, которую мы затрагивали уже дваж­ды: установление связи между методами воспитания, которых придерживаются родители, и развитием ребенка. Каким должен быть подход к изучению данной проблемы, чтобы быть научным?

Для каждого, имеющего хотя бы элементарную подготовку в области методо­логии, общий ответ на этот вопрос очевиден: с помощью контролируемого экспе­риментального исследования (если этот ответ не очевиден, он станет таковым по­сле прочтения главы 2). Можно, например, в произвольном порядке распределить новорожденных по разным семьям, где родители придерживаются разных взгля­дов на проблему воспитания. Тогда эффект воспитания можно было бы отделить от влияния на развитие ребенка родительских генов. Или же исследователь может решить произвольно предписать разным семьям разные способы воспитания. Эта процедура дала бы возможность избежать непредсказуемости выбора родителями того или иного стиля воспитания и получить ясное представление о роли методов воспитания самих по себе. Исследователь может даже в целях сравнения подобрать группу родителей, воспитывающих своих детей в соответствии с собственными представлениями. В любом случае за детьми наблюдали бы в процессе их взрос­ления, а для оценки особенностей их развития производили бы тщательные изме­рения. Если такое исследование можно было бы осуществлять хотя бы в течение нескольких лет, мы знали бы гораздо больше об эффектах разных стилей воспита­ния.

Нет необходимости говорить, что описанная выше исследовательская програм­ма — нечто из области научной фантастики (или учебников), но никак не реально­сти. Мы не проделываем подобного рода экспериментов и, надеюсь, никогда не будем проводить1. Этических проблем здесь более чем достаточно, чтобы запретить и такое исследование. Но даже если бы их не было, практические трудности само­го проведения исследования оказались бы почти непреодолимыми. Оба этих об­стоятельства — этические барьеры и практические ограничения — исключают воз­можность проведения множества «безупречных экспериментов», которые с легко­стью мог бы предложить любой психолог. В результате для сбора необходимой информации мы вынуждены прибегать к методам, не отвечающим всем критери­ям научности. То, что такие методы действительно существуют, и то, что благода­ря им можно получить действительно достоверные результаты, — еще одна сквоз­ная тема этой книги. Однако выбрать подходящий метод и получить нужную ин­формацию зачастую также непросто.

Подведем итог вышесказанному. Психология развития обращается к вопросам, имеющим как научную, так и практическую ценность. Изучение этих вопросов не­редко связано с серьезными трудностями, которые неизбежно ограничивают воз­можности познания. Таким образом, перед нами сфера научной деятельности, ре­зультаты которой потенциально имеют огромное значение, где проблемы, стоящие перед исследователем — крайне сложны, накопление фактов происходит медлен­но, но эти факты обладают ценностью, иными словами — это идеальная сфера дея­тельности для энергичного и предприимчивого исследователя.



Цели книги

Эта книга преследует три основные цели. Первая и наиболее очевидная из них — помочь сформировать навыки, необходимые для грамотного проведения исследо­вания в области психологии развития. Для этого в книге представлены разного рода теоретические принципы и практические рекомендации. Часть этих прин­ципов касается непосредственно вопросов развития; другие относятся к психо­логии в целом. Фактически некоторые из них имеют отношение даже не к самой психологии, а к общенаучной методологии. Однако там, где это возможно, я веду рассуждение в рамках психологии развития. А как уже говорилось, в самой психо­логии развития достаточно проблем, чтобы озадачить любого исследователя.

Вторая цель заключается в ознакомлении читателей с важнейшими направлени­ями исследований в данной области. В конечном счете никто не «изучает развитие вообще», исследования всегда проводятся в конкретных областях, в каждой из которых есть свои методологические трудности. В одной книге нельзя охватить все ин­тересные темы или полностью раскрыть какую-то одну тему. Однако можно зало­жить основы для понимания наиболее интересных и хорошо изученных вопросов. Третья цель — сформировать навыки, необходимые для того, чтобы уметь кри­тически оценивать любое исследование и делать на его основе собственные выво­ды. Эти навыки, конечно, неотделимы от навыков проведения самого исследова­ния, однако большинство из нас, скорее всего, будет использовать их значительно чаще. Не каждый собирается проводить исследование в области психологии раз­вития, но каждый является потребителем результатов подобных исследований. Вернемся вновь к некоторым практическим вопросам. Является ли в некоторых случаях оправданным физическое наказание или такие дисциплинарные методы абсолютно неприемлемы? Провоцирует ли насилие на экране детскую агрессию? Стоит ли разрабатывать программы раннего развития для так называемых «небла­гополучных» детей? Обоснована ли вообще отправка на пенсию по возрасту, и если да, то при какого рода занятиях? Подобные вопросы волнуют каждого родителя, каждого налогоплательщика, каждого избирателя. Более разумные ответы даст тот, кто имеет представление о выводах, сделанных на основе соответствующих иссле­дований. Еще более разумные ответы даст тот, кто имеет представление о методах, стоящих за исследованиями, и может, анализируя эти выводы, здраво оценить все их сильные и слабые стороны, а также тому, насколько ему можно доверять.

Этапы исследовательской программы

Как спланировать исследование для того, чтобы его конечным продуктом явилась ценная с научной точки зрения информация? Большую часть этих моментов мы детально рассмотрим в следующих разделах. Целью же этого раздела является предварительное ознакомление с тем, что необходимо для проведения добротного исследования, — беглый обзор вопросов, которые будут освещены в дальнейшем.

Стартовой точкой любой успешной исследовательской программы являются хорошие идеи. Это одновременно и наиболее очевидное из требований, и требова­ние, выполнению которого труднее всего научить. Поскольку оно и очевидно, и плохо поддается разъяснению, обычно при обсуждении вопроса о том, как прово­дить исследование, критерием достоинств идеи пренебрегают, при этом все вни­мание сосредоточивается на навыках, необходимых для проверки этих идей, каки­ми бы они ни были. Это справедливо и для нашей книги. Однако важно помнить, что ни один технический навык не спасет исследование, если гипотезы, положен­ные в его основу, непродуктивны. Важно также осознавать, что исследователь, от­крытие которого становится подлинным событием в мире науки, отличается от рядового не столько техникой проведения исследования, сколько степенью ориги­нальности и проницательности при рассмотрении определенного вопроса.

Второй критерий — осведомленность об уже проделанной работе. Каждый, кто начинает осуществление исследовательской программы, должен обладать исчер­пывающей информацией о том, что сделано по интересующей его теме. Фактиче­ски, если следовать логике, этот этап следовало бы поставить на первое место, по­скольку без знаний о том, что было сделано прежде, в голове не могут родиться действительно хорошие идеи. В любом случае знание литературы является существенным моментом, когда исследователь начинает размышлять о ценности соб­ственных идей. Практически нет смысла реализовывать в жизнь блестящую иссле­довательскую идею, если кто-то ее уже реализовал. Чаще даже случается так, что если бы исследователь знал об уже проделанной работе, то принял бы иное реше­ние относительно важнейших моментов процедуры. Самое неприятное для иссле­дователя — приложить массу усилий для проведения исследования и только затем узнать, что подобное исследование уже проводилось и все его усилия были напрас­ны. Следить за литературой — непростая задача в то время, когда ежегодно специ­альные журналы публикуют тысячи статей по психологии развития. К счастью, есть вспомогательные издания. Уже давно выходят реферативные журналы, един­ственной целью которых является краткий обзор статей и книг по психологии. В последние годы некоторые из этих реферативных сборников появились в ком­пьютерной сети — эта технология может существенно ускорить поиск нужной ли­тературы. В табл. 1.1 кратко охарактеризованы реферативные источники, наибо­лее полезные для специализирующихся в области психологии развития. Ценную помощь в поиске литературы оказывают также различные книги и журналы, по­священные исключительно обзору статей по основным темам. Некоторые из наи­более полезных перечислены и кратко охарактеризованы в табл. 1.2. В таблицу также включены некоторые из основных профессиональных журналов, в которых публикуются исследования в области психологии развития. Прежде чем принять окончательное решение по практическим вопросам, полезно просмотреть по­следние номера этих журналов. Наконец, можно получить ясное представление о проделанной работе не из письменных источников, а проконсультировавшись у квалифицированного исследователя. Помимо обращения к библиографическим источникам полезно обсуждать свои идеи со специалистами, что явится ценным элементом процесса разрешения многих спорных вопросов.

Таблица 1.1


Каталог: biblio -> edu -> ped
ped -> Справочник по психоанализу Издательства: аст, аст москва, 2010г
ped -> Учебное пособие. Серия «Высшее образование»
ped -> Четыре типа личности: психолог, техник, спикер и теоретик
ped -> Энциклопедия
ped -> О развитии познавательных способностей ребенка
ped -> Книга 3 Издание второе, исправленное и дополненное Ответственный редактор В. В. Петухов Редакторы-составители Ю. Б. Дормашев
ped -> Доктор психологических наук, профессор кжпи
ped -> Память человека структуры и процессы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

  • Глава 4. Измерение
  • Глава 6. Условия проведения исследования и его цели
  • Глава 11. Когнитивное развитие
  • Глава 12. Социальное развитие
  • Глава 13. Старение............................
  • Глава 1 Введение
  • Этапы исследовательской программы