Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Зорко одно лишь сердце




Скачать 90.47 Kb.
Дата03.07.2017
Размер90.47 Kb.
ТипКонспект
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

НА ТЕМУ:
«ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ».

(5 КЛАСС)

Учитель СОШ № 19

ДАНИЛКИНА Н. Л.

Г.Тимашевск

ЦЕЛИ:


А) раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении;

Б) вести речь о неизменных человеческих качествах, иронически изображенных писателем;

В) способствовать развитию стремления осуществить светлую мечту о высоком предназначении человека;

Г) написать философию произведения, нравственную сторону;

Д) воспитывать чувство дружбы, верности, развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Рисунки школьников, словарь произведения; портреты Экзюпери, магнитофонная запись мелодии песни «Маленький принц» М.Таривердиева; ксерокопии увеличенных фотографий песков Сахары, самолета, на котором летал писатель.

Плакаты»Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их»,…Не забывай: ты всегда в ответе за тех кого приручил», «Зорко одно лишь сердце», «… И сразу же приведи в порядок свою планету», «Надо судить не по словам, а по делам», «Тогда суди себя сам. Это самое трудное…»



На фоне звучащей музыки ученица читает стихотворение «Маленький принц» Николая Добронравова.

Кто тебя выдумал звездная страна?

Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому, выйду я из дому,

Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечеров смолкнут крики птиц.

Звездный замечу я след из-под ресниц.

Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне

Выйдет доверчивый маленький принц.

Где же вы, где же вы, счастья острова?

Где побережье света и добра?

Там, где с надеждами, там где с надеждами

Самые нежные бродят слова.

В детстве оставлены давние друзья.

Жизнь-это плаванье в дальние края,

Песни прощальные, гавани дальние.

В жизни у каждого сказка своя.

Учитель: «В жизни у каждого сказка своя». Поэтичная, полная щемящей нежности к человеку, философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» стала завещанием писателя, ответом на многие мучившие его вопросы, в ней он воплотил свои самые заветные идеалы:

«Глаза слепы, надо сердцем…»

…единственно настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения».

- Какие слова, высказывания писателя показались Вам, ребята, самыми важными?

- А каким вы представляете Антуана де Сент-Экзюпери?

(Ответ учеников, биография писателя. Разговор об отцах и детях.)

- Почитайте посвящение к сказке.

- В чем своеобразие этого посвящения?

- Как вы его понимаете?

- Чем по мнению автора, взрослые отличаются от детей?

(Учащиеся говорят, что в сказке два мира: мир взрослых и мир детей.)

На доске изображена схема:

Два мира сказки

«дети» мудрость детства

Взрослые


«взрослые»

- Дети это те, кто понимает тебя с полуслова, кому не надо объяснять и растолковывать, кто видит скрытый мир вещей, тонко чувствует прекрасное. И не важно, сколько им лет - пять или сорок четыре, как писателю.

(Проблема-рассуждение: что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках, или то, что этот с розовыми колоннами?)

- Давайте же вспомним содержание повести, мысленно вновь перелистаем ее страницы, попробуем разобраться в ее многозначных образах.

И так начинаем…

За столиком ведущий

- Сегодня мы расскажем вам о маленьком принце, героя книги французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Жил да был маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть больше его самого, и ему очень не хватало друга. В поиске друга он странствовал с перелетными птицами, побывал на многих планетах, и наконец, попал к нам, на Землю, и сегодня он в гостях у нас. А вот и он!

(Выходит школьник в костюме маленького принца)

Маленький принц. Пожалуйста, нарисуй мне барашка!

Ведущий. Что?

Маленький принц. Нарисуй мне барашка.

Ведущий. Но я плохо рисую.

Маленький принц. Ну все равно нарисуй. Мне очень нужен барашек.

(Ведущий рисует, а маленький принц смотрит на рисунок через плечо.) Маленький принц. Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй

пожалуйста, другого. Мой должен жить долго.

Ведущий. Знаешь, я лучше нарисую ящик, а в нем сидит

Барашек который тебе нужен.

Маленький принц. Вот это хорошо! А как ты думаешь, ему

понадобится много травы?

Ведущий. А что?

Маленький принц. Ведь у меня планета небольшая, у меня всего

мало.

Учитель. Всего мало? А что же у тебя за планета?



Маленький принц. Она такая крошечная, что на ней помещаются

только три вулкана и одна роза!

Учитель (обращается к классу). Ребята, что собой представляет попавшая на планету Роза?

- Почему она нередко ставит Маленького принца в тупик? Какая она? Какой у нее характер?

(хвастливая, кокетливая, обидчивая, капризная).

- Как он относится к своей планете?

- А что мы называем «своей планетой?»

Каким образом можем приводить ее в порядок?

- У каждого своя планета. А есть ли планета у Вас?

- Почему Маленький принц отправляется в путешествие?

(Прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойств, потому-то он решил оставить свою розу и уйти).

- Как Роза отнеслась к решению маленького принца?

- Почему она так себя вела?

(Чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца.)

Давайте проследим за путешествиями Маленького принца: его и наши открытия.

Итак, посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.

(Во время беседы учащиеся коротко рассказывают о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям, используя прием совестного рисования.)

ПЛАНЕТА КОРОЛЯ.

Король в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний.



ПЛАНЕТА ЧЕСТОЛЮБЦА.

У честолюбца равнодушие к окружающим, крайний эгоизм выливаются в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие этого пустого человека не знает границ, и потому он в своем ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя.



ПЛАНЕТА ПЬЯНИЦЫ.

Пьяница поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьянчужку, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.



ПЛАНЕТА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Делец занят бессмысленным подсчетам звезд. Это ничтожество пыталось превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав ее в свой личный сейф.

По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом цифр, не может быть человеком, он груб, ибо «за свою жизнь он ни разу не нюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Ни когда ничего не делал».

ПЛАНЕТА ФОНАРЩИКА.

Работа фонарщика вызывает у Маленького принца восхищение:

«Прекрасное занятие. Это по настоящему полезно, потому, что красиво». Из всех встреченных людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за умение не покладая рук работать и вопреки лени и трудностям освещать людям путь, за то, что этот взрослый «думает не только о себе».

ПЛАНЕТА ГЕОГРАФА.

Географ показался малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровался в нем, потому что, тот никогда «не выходил из кабинета» и обо всем интересном знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, т. к. он считает себя «слишком важным лицом и ему некогда разгуливать».

Но именно географ, размышляющий лишь о вечном, заставляет Маленького принца вспомнить о недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Он же советует мальчику посетить планету Земля, у которой «неплохая репутация».

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.

Экзюпери знает, куда отправить своего героя для того, чтобы он нашел, что ищет

-Как вы думаете, что здесь изображено?

Всмотритесь внимательно, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится проезжать здесь, не спешите, помедлите под этой звездой.

Ведь именно здесь встретились владелец маленького астероида заблудившийся на земле, и летчик, потерпевший аварию. «Пустыня»-огромное пространство, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья… «Человек… затерянный на плоту среди океана, и тот был бы не так одинок».

Именно а пустыне вся значимость внутреннего мира человека-работа души. А душа – великая тайна, этот мир особенный, очень важный символ.

Достаточно вспомнить, что пустыня как реальность и как символ занимает важное место в Библии: Иисус Христос пребывал 40 дней в пустыне в посте и молитве перед выступлением на проповеди. У Экзюпери человек в пустыне свободен истиной свободой, здесь он имеет возможность посмотреть на свою жизнь, заглянуть внутрь себе и понять цену и смысл своей жизни.

Маленький принц, имеющий в своей груди трепетное и нежное сердце, полное надежды, пытается отыскать людей.

Но «Земля – это пустыня, где никого и ничего не видно. Люди-их носит ветром! У них нет корней!» Пространство пустыни выводит на дорогу, а любая дорога ведет к людям, а там (у людей) не должно быть пустоты.

Так и есть: первое, что увидел принц – «сад, полный роз».

(Что приводит его почти к отчаянью, значит роза обманывала его, утверждая, что она единственная и неповторимая.)

(Эпизод читаем… он лег в траву и заплакал)

И в ту трудную минуту появится Лис. Он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в суматохе деловой жизни и поэтому лишились друзей.

ПОЯВЛЯЕТСЯ Лис. Он останавливается:

«Здравствуй!»

Маленький принц. Здравствуй Кто ты? Какой ты красивый!

-Я Лис.


-Поиграй со мной. Мне так грустно, братец Лис.

-Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

-Ах, извини. А как это – приручать?

Лис. Ну как тебе объяснить? Ты для меня пока лишь маленький мальчик, такой как сто тысяч других мальчиков.

И ты мне не нужен, впрочем как я тебе.

Потому что я для тебя лишь лисица, такая, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы оба станем нудны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я для тебя буду одним в целом свете.

Маленький принц. Я начинаю понимать. Была у меня на планете одна роза… Наверное, она меня приручила?

Лис. Нет ты прав. И мне хорошо. Я рад, что ты приручил меня. Видишь, вон там в полях зреет пшеница. Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Раньше они мне ни о чем не говорили. Но теперь золотая пшеница будет мне напоминать о тебе. И я тебя никогда не забуду.

Маленький принц. Я тоже всегда буду тебя помнить. Как и мою Розу.

Знаешь, Лис, я многое благодаря тебе понял. Помнишь, как я огорчился, когда однажды во время прогулки мы забрели в сад, полный роз?

Лис. Еще бы! Ведь ты считал, что твоя роза единственная во всем мире! Теперь, я надеюсь, ты понимаешь в чем разница между садовыми розами и твоей?

Маленький принц. Да, я понял. Те розы были красивые, быть может даже прекрасней моей. Но моя мне дороже. Ведь это я ее поливал каждый день, загораживал ширмой от ветра. Я растил и оберегал, слушал как она жаловалась и хвасталась.… Но она верила мне. Она моя и я нужен ей.

Лис. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты ее приручил. Не забывай, ты всегда в ответе за всех, кого приручил.

Маленький принц. Я в ответе за тебя и за мою розу.

Лис. А теперь прощай! Но прежде, чем мы расстанемся, я открою тебе один секрет. Слушай и помни: он очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глаза не увидят ».

Маленький принц. САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДЕШЬ. ЗОРКО ОДНО ЛИШИ СЕРДЦЕ.

Ведущий. Этот столь нужный Планете секрет всем автор «Маленького принца» - Антуан де Сент-Экзюпери.

- Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за «хорошим» ядом). Ценою его возвращения на свою планету для того, чтобы защитить Розу, стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг. ( Ученица играет на скрипке пронзительно печальную мелодию)

- Маленький принц нашел свою истину. Истина… Чтобы ее найти, «надо искать сердцем». А если «сердце видит – песок не просто желтый, а золотой как мед »; «звезды на небе расцветают » и для каждого человека они свои. Все это загадочно и непостижимо, как и то пространство, которое продолжается на небе и выше. (Ученица читает стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте»).

ОБОБЩЕНИЕ.

Какие уроки вы получили, читая сказку Экзюпери?

- Надо быть точным, ценить время другого, не терзать его сердце напрасными тревогами.

- Мало быть красивым, надо быть не пустым.

- Приносить людям пользу, делать добро.

- Ценить дружбу.

- Быть верным слову.

- Прощать слабости взрослым, быть к ним снисходительными.



ЗАДАНИЕ НА ДОМ (НА ВЫБОР):

- Написать, по желанию, продолжение сказки.



- Написать сочинение-портрет «Если я – Маленький принц».

  • ПЛАНЕТА КОРОЛЯ.
  • ПЛАНЕТА ЧЕСТОЛЮБЦА.
  • ПЛАНЕТА ПЬЯНИЦЫ
  • ПЛАНЕТА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
  • ПЛАНЕТА ФОНАРЩИКА.
  • ПЛАНЕТА ГЕОГРАФА.
  • ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.
  • ЗАДАНИЕ НА ДОМ (НА ВЫБОР)