Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Зырянского района учителя начальных классов т. Н. Самойловой




страница1/7
Дата03.03.2018
Размер1.23 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МОУ «ПРИЧУЛЫМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЗЫРЯНСКОГО РАЙОНА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Т.Н. САМОЙЛОВОЙ Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.    Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.    Но сегодня не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению, и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.    Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.    Из своей практики хочу поделиться тем, какие виды работы над текстом я использую на уроках литературного чтения. 1.     Чтение произведения и определение его жанра. 2.     Чтение и пометка непонятных слов. 3.     Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 4.     Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению. 5.     Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке. 6.     Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении. 7.      Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 8.     Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 9.     Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту). 10. Чтение, деление текста на части. 11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка. 12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 13. Чтение текста и сбор пословицы из слов. 14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 16. Чтение по ролям. 17.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 18.  Чтение с последующей инсцинировкой прочитанного отрывка. 19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик. 20.  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д. 21.  Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения. 22.  Нахождение и чтение образных слов и описаний. 23.  Установление путём чтения причинно-следственных связей. 24.  Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения. 25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима». 26.  Чтение текста голосом героя. 27.  Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели. 28.  Чтение стихотворения и пересказ его прозой. 29.  Чтение и подбор из текста слов – признаков. 30.  Чтение и объяснение одним предложением значение слова. 31. Чтение и дописывание предложений словами из текста. 32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов. 33.  Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность. 34.  Чтение и разгадывание (составление) кроссворда. 35.  Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил. 36.  Чтение и заполнение таблицы словами из текста. 37.  Чтение и выполнение тестовой работы. 38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени. 39.  Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики. 40.  Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов. 41.  Чтение и пересказ от лица героя произведения. 42.   Чтение, представление и описание героя произведения. 43. Чтение сказки и изменение хода событий. 44.  Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. 45.  Чтение, придумывание продолжения рассказа. 46.  Чтение, придумывание другого заголовка к произведению. 47.  Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты». 48.  Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова 49.  Чтение, расшифровка обряда. 50.  Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). 51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. 52.  Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.     Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.         Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно . Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах). В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, настроение картины. Уже во 2 классе практикуется устное описание картины (Расскажи, что ты видишь на картине). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей. Наблюдательность очень важна для развития связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой. В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху. Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста: во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы; во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану; в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры. Были выявлены особенности связных высказываний детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний. Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях. Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей. Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка. Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом. Как показали исследования, развитие речи учеников тормозится. По мнению психологов, главная причина этого – отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи младших школьников. Чтобы создать высказывание, ученик должен владеть вполне определёнными умениями, которые перечислены в соответствии со структурой речевой деятельности. Эти умения являются общими как для младших школьников, так и для взрослого человека. Поэтому в школе надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр. I Умение ориентироваться в ситуации и содержании речи. Зачем говорю и пишу (задача речи). Каковы особенности адресата К кому я обращаюсь Какой предмет речи, о чём я собираюсь говорить и писать Что я хочу донести, какова основная мысль II Умение планировать высказывания. Намечать ход развития мысли, последовательность. Намечать ведущий тип речи. Намечать жанр речи. Соблюдать требования к отбору содержания и языковых средств с учётом задачи, адресата, жанра и так далее. III Умения создавать устные или письменные высказывания. Отбирать необходимое содержание с учётом типа речи, жанра, распределить это содержание по микротемам. Выбирать языковые средства, формируя каждую мысль, конструируя предложения с учётом стиля речи, типа речи, жанра, требований культуры речи. IV Умение осуществлять контроль за речью. Оценивать соответствие высказывания ситуации общения требованиям речевого поведения. Воспринимать или предполагать реакцию партнёра. Совершенствовать высказывания. В каждом классе ученики усваивают некоторые разновидности речи, которые имеют практическое значение, жизненно необходимое ребёнку. Этот речевой материал необходимо распределить по классам, чтобы соблюдалась преемственность в работе. Стиль речи Форма речи Тип речи. Жанр 1 класс разговорная речь научно-деловая Устная, диалогическая, мини монолог. Повествование, рассуждение. Непринуждённый разговор, считалка, сообщение учебного материала. 2 класс разговорно-художественная речь научно-деловая Устная, письменная, монолог. Повествование, в том числе художественное, описание предмета. Загадка, лирическая зарисовка. 3 класс научно-деловое повествование Устная, письменная речь. Повествование с элементами описания, рассуждение. Рассказ, инструкция, личное письмо. 4 класс публицистический стиль (элементы) Устная, письменная речь Повествование с элементами рассуждения. Заметка в газету. Работа над связной речью будет эффективна лишь в том случае, если учащиеся будут действовать осознано на основе специальных знаний. Неслучайно один из важнейших принципов Занкова – принцип ведущей роли теоретических знаний. А основной педагогический идеал-программы “Речь” – от практики к теории и опять к практике. Текст. Типы текста. При восприятии, при передаче содержания, при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст. Знания о признаках текста носят практический характер, и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнять при работе над изложением или сочинением. Поэтому в первом классе я даю детям понятия, связанные с текстом. Текст – это произведение речетворческого процесса, состоящее из заголовка, сложных синтаксических целых (это отрезок речи, состоящий из двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки), а также обладающие признаками: Членимость текста. Смысловая ценность. Связность. Членимость текста – обязательный его признак, так как текст состоит из двух и более предложений. Смысловая цельность заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. Смысловая цельность заключена в том, что заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль. Обычно текст имеет свою композицию. В тексте выделяют такие части: Начало (вступление). Основная часть. Концовка. Завершающая часть текста должна выполнять функцию вывода и соответствовать теме. Таким образом, говоря о смысловой цельности текста, имеем в виду единство темы и основной мысли, композицию (начало, основную часть, концовку) и завершенность текста. Связность. Благодаря этой особенности текст не рассыпается. Существует два вида связи предложений в тексте. Виды связи: Цепная связь. При которой каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего. Языковыми средствами связи являются местоимения, синонимы, повторы. Цепная связь встречается в текстах повествовательного характера. Параллельная связь. При этой связи все предложения подчинены одному, содержащему в какой-то степени основную мысль. Параллельная связь встречается в текстах описания. Таким образом, текст должен иметь свою композиционную форму и соответствовать правилам построения. В основе работы над текстом в школе лежат речеведческие понятия, которые объединяют различные понятия лингвистической речи. Термины: текст, заглавие, тема, основная мысль, композиция, абзац, средства связи предложений в тексте, план, повествование, описание, рассуждение, разговорная речь, деловая, художественная речь. Эти понятия необходимы для того, чтобы ученики осознано работали над своей речью. Часть этих понятий представлена в учебнике определениями, а часть закреплена через выполнение практических заданий. Виды речевых упражнений: 1. Анализ исходного текста: определи тему и основную мысль текста, озаглавь текст, определите, из скольких предложений состоит текст, соответствуют ли они заглавию. 2. Упражнения с элементами творчества: прочитайте текст, найдите в нём лишние слова, включите в данный текст недостающие предложения, сделайте текст более эмоциональным и выразительным. 3. Упражнения творческого характера: изложения, сочинения. Типы текста как основные композиционные формы его существования. Полноценное владение письмом – это владение письменной речью как средством общения и самовыражения, и основное внимание следует уделять формированию умения свободно общаться посредствам письменной речи, излагать в соответствии с её законами, правилами свои мысли и чувства. Глубоко ошибочно мнение, что письменная речь – это просто записанная устная. Ещё А.С. Пушкин отмечал, что “писать единственно языком разговорным, значит не знать языка”. В письменной речи действуют сои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются постепенно, в процессе специального обучения, важной частью которого является написание изложений и сочинений. Прежде чем перейти к какому-либо пересказу (устному или письменному), я разбираю типы текстов, их структуру. Текст существует в определённых композиционных формах, так как, строя своё высказывание, мы: или даём представление о свойствах предмета, явления, или рассказываем о том, что происходит с ними, или высказываем умозаключение о предмете. Поэтому реально наша речь существует в трёх композиционных формах: описание, повествование, рассуждение. В чистом виде эти тексты встречаются редко. Чаще, тексты представляют собой смесь этих композиционных форм: повествование с элементом описания, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания. Описание – это высказывание, в котором перечисляются основные признаки предмета или явления. Основная функция описания: запечатлеть предмет или явление в определённый момент действительности. Виды описания: пейзажное, портретное, описание интерьера, характера человека. Композиционная схема описания: Общее впечатление о предмете. Характерные признаки. Вывод. Характерные языковые средства: конкретная лексика (существительные), глаголы несовершенного вида, составное именное сказуемое, однородные члены. Виды связи предложений в тексте: параллельная связь, так как о предмете сообщают различные сведения. В описании первое предложение обычно является вводным и обычно отражает первое впечатление. Повествование – это высказывание, в котором даётся представление о последовательном развитии действия. Функция: передать динамику действия, показать, с чего началось и как закончилось действие. Схема композиции: завязка,  кульминация, развязка.  Языковые средства: обстоятельственная лексика со значением места и времени (однажды, как-то раз, как-то, жили-были). Обязательное повествование. Смысловую нагрузку несут глаголы-сказуемые, которые указывают на развитие действия. Синтаксические конструкции различны. Средства связи предложений в тексте при цепном типе связи: местоимения повторы синонимы обстоятельственные слова союзы видовременные формы глагола. Рассуждение – это высказывание, в котором доказываются, обосновываются какие-либо мысли. Функция – показать движение мысли к выводу. Виды рассуждения: Индуктивное (доказательство – вывод). Дедуктивное (вывод – доказательство). Композиционная схема: Основная мысль или тезис. Доказательство или аргумент. Вывод. Языковые средства: лексика, указывающая на порядок мыслей (во-первых, во-вторых…) лексика, указывающая на итог (таким образом, так, следовательно, поэтому) наречие со значением усиления (несомненно, конечно, гораздо) глаголы-сказуемые несовершенного вида в доказательствах, а в выводах глаголы совершенного вида. связь предложений в тексте – смешанная. Таким образом, текст реализуется в трёх композиционных формах, которые выполняют каждый свою функцию, структуру, характеризуются определённой семантикой. На основе этих лингвистических сведений отбираем материал для обучения учащихся начальных классов. О каждом типе текста нужно дать такие сведения: теория, разобрать образцы текстов, дать задания на создание собственного текста. Повествование. Во втором классе бес употребления термина даётся ученикам задание составить рассказ по рисункам, чтобы научить учеников подчинять каждое предложение теме рассказа и озаглавливать текст. 3 класс. Даётся определение, что такое повествование. Теория: текст-повествование отвечает на вопросы:   что случилось  что произошло В повествовании третьей части: начало основная часть концовка. Затем разбирается образец. Текст разбирается так, чтобы в нём чётко выделялась структурные элементы. Вопросы к тексту: О чём рассказывается в тексте Сформулируйте тему Озаглавьте текст. Разделите текст на три части. С чего началось событие Чем закончилось Что произошло Что решили сделать Сначала, потом, наконец. Вот и получился…. После анализа образца даём ученикам задание на создание текста. Сначала изложение, затем рассказ по рисункам, сочинение. В 4 классе даём памятку для создания текста повествования. Памятка. О чём будете рассказывать (тема текста). Какая мысль в рассказе будет основной Как лучше озаглавить текст С чего можно начать рассказ (о чём будете говорить во введении) О чём расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё закончилось) Как можно закончить рассказ Описание. 2 класс Даются тексты описания птиц, растений, цветов. Их задача показать, что нужно сказать об этих предметах, чтобы слушатели их представили. Задание: Видели ли вы, как цветёт черёмуха Расскажите об этом.  Опишите весенние цветы. 3 класс. Теория. Текст-описание отвечает на вопрос “какой” В тексте описании дано описание характера или перечисление признаков людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов. Для анализа подбирается текст, в котором чётко можно выделить признаки описываемого предмета. Какая Сорока – красивая птица. Перышки – белые. Голова, крылья, хвост. Разбирая текст, выясним, с чего начинается описание, какие особенности внешнего вида отмечаются в тексте. Задание: Опиши животное так, чтобы мы его увидели, представили. 4 класс. Памятка. Выделить признаки предмета, которые нужно описать. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались. Определить своё отношение к предмету, который будете описывать. Задание: Опиши цветок, животное, птицу, картину. Рассуждение. 3 класс. Теория. Почему Почему Потому что… Во-первых…, во-вторых… Вот почему... 4 класс Памятка. Кратко назови то, что будешь доказывать. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: “Происходит это потому, что…” “ Объясняется это тем, что…” Таким образом, работая над типами текста, нужно дать минимум теории, показать образец текста, проанализировать его, дать задание составить собственный текст, учитывая жизненный опыт ребёнка. 1 класс. Использую в работе занятия по составлению текста. Структура занятия: Найди антонимы. Ответь на вопросы по картинкам. Составь рассказ по картинкам и опорным словам. Вспомни сказку и начни её рассказывать Этот вид работы проходит в группах. Тип и структура текстов отрабатываются на уроках чтения. Ошибки учащихся в построении текста: Несоответствие высказывания теме “ Как я видел лося”. Пропуск предложений. Наличие лишнего предложения. Нарушения порядка предложений (логическая последовательность). Неумение пользоваться местоимением, синонимами, союзами, порядком слов как средствами связи предложений в тексте. Отсутствие микротем (набор предложений). Ошибки в расчленении текста на отдельные предложения. Неумение соединять различные типы речи в одном тексте. Над предупреждением этих ошибок работаю в недельном ритме “Предложение”. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения- все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Связную речь – определяют так совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Понятие «связная речь» относится, как и диалогической и монологической формам речи. Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Состоит из реплик, цепи речевых реакций. Монологическая (монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких- либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Содержание ее заранее задано и предварительно планируется. В ней используются и обобщаются также компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении. Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные со стороны содержания и интонации и характеризующиеся определенной грамматической структурой. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (повествование, описание и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет им становится доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, и на 7-ом году жизни и короткие рассуждении. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению монологических высказываний; сформированности различных видов контроля и самоконтроля, усвоение нужных синтаксических средств построения развернутого сообщения. Формирование построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствует их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Обследование состояния связной речи детей с ОНР. Для изучения состояния связной речи детей с ОНР применяются следующие методы: обследование словаря; исследование связной речи с помощью серии заданий; наблюдения за ними в процессе учебной, предметно- практической деятельности; изучение медико-педагогической документации, использование бесед с родителями, учителями и с ребенком. Для обследования словаря может быть применен специально составленный словарный минимум в объеме 200-250 слов. Рекомендуется использовать наглядный материал Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, О.Н.Усановой. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос учителю, рассказать о планируемом и выполненном действии др.), на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий экспериментального характера, включающая составление: предложений по отдельным ситуационным картинкам; предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу; пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа); составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа из личного опыта; составление рассказа – описания. С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования дополняется доступными заданиями с элементами творчества: 7. окончания рассказа по данному началу; 8. придумывание рассказа на заданную тему. Обследование словарного запаса у детей проводится индивидуальным методом в 2-3 приема. Изучение связной речи с помощью серии заданий поводится по окончании обследования словаря. Все задания проводятся последовательно в разные дни. Анамнестические сведения, результаты специальных исследований словаря и связной речи, данные наблюдений за речевой деятельностью, личностно- психологическими особенностями ребенка заносятся в индивидуальную карту логопедического обследования. В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и т.д. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения и т.д. Особое внимание обращается на показатели, которые непосредственно связаны с формированием монологической речи – восприятие и усвоение учебного материала, продуктивность выполнения заданий, особенности речевого поведения и др. Результаты исследования применяются и в целях индивидуального подхода к нам в процессе обучения. Описание заданий ПЕРВОЕ применяется для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы ( по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок, например: «мальчик поливает цветы»; «девочка ловит бабочку»; «мальчик ловит рыбу»; «девочка катается на санках»; «девочка везет малыша в коляске». При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано», постановкой которого выясняется, способен ли он самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При анализе отмечаются особенности составленных фраз (смысловые соответствия, структура, грамматическая правильность, наличие пауз, характер аграмматизмы и т.д.). ВТОРОЕ – составление предложения по трем картинкам, направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию, особенности фразы, характер оказываемой ребенку помощи. ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ (3-8) предназначаются для изучения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). ТРЕТЬЕ- задание дается с целью выявить возможности детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста. Могут быть использованы знакомые им сказки. Текст произведения прочитываются дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При анализе пересказов Особое внимание обращается на соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа, наличие смысловых пропусков, повторов и др. ЧЕТВЕРТОЕ используется для выявления возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из 3-4 картинок. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, и дается время, чтобы их внимательно рассмотреть. Принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида к рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдении логической связи между картинками-эпизодами. ПЯТОЕ задание – составление рассказа из личного опыта - дается с целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневными событиями в его жизни. Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Для составления описательного рассказа детям могут предлагаться как модели предметов, так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предмета. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить рассказ о нем по данному вопросному плану. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие- отсутствие организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. СЕДЬМОЕ задание – продолжение рассказа по данному началу (с использованием картинки) дает возможность выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении применять при составление рассказа предложений текстовой и наглядный материалы. Ребенку предъявляется картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение. При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения. ВОСЬМОЕ задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Комплексное обследование позволяет целостно оценивать речевую способность ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарного (составления фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). Формирование связной речи детей с ОНР (3 уровень) Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей школьного возраста, отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. Учебная и внеучебная работы по развитию связной речи детей, проводимая логопедом включает: коррекционное формирование лексического грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка связной речи. Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по обучению рассказыванию. При обучении детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание уделяется формирование связной монологической (описательной и повествовательной) речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению. При проведении заданий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; Формирование навыков построения связных монологических высказываний; Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включают: Формирование и усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и т.д.; Формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение выделению главных смысловых звеньев рассказа; Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. Работа по формированию связной грамматической правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, ведущими из них являются: Принцип опоры на развитие речи в онтогенезе; Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений; Осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением. Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Работа по формированию связной речи строится в соответствии с общедидактическими принципами (системность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности). Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые групповым методом (4-5 чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю по 30-40 минут. Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и т.д.) предшествует подготовительная работа. Цель этой работы – достижение уровня языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базисов связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений различной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом в процессе занятий. В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых фраз. Они усваивают определенный тип фразы-ответа, включающего «опорные» содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов – высказываний, начинающихся с повторения последнего слова (или словосочетания) из вопросов педагога. Указанный прием облегчает детям в составлении ответа в виде развернутого предложения и таким образом обеспечивает им возможность активного участия в диалоге, беседе по теме занятия. Специальное внимание уделяется формированию и закреплению составления вопросов, для чего используются ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, занятия, обсуждение прослушанного текста. Закрепление указанных коммуникативных навыков осуществляется путем систематического повторения детьми различных вопросительных предложений по данной инструкции, речевому образцу педагога, а также корректировки высказываний ребенком педагогом и другими детьми в процессе живого речевого общения. Важным является усвоение ими ключевых вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц. В содержание подготовительной работы входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. К числу таких упражнение можно отнести следующие: 1. Лексические: - Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения « Подбери слово», «На что похоже», «Узнай, о чем это» и др.); -подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот (упражнения «Кто что делает», «Кому что нужно») - подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот»); -подбор родственных слов, вариативных по значению (река-речка-реченька). 2. Лексико-грамматические: Дополнение предложений нужным по смыслу словом; Составление предложений по данным словам; Упражнение в составлении предложений по данному слову (падежно- предложной конструкции); Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы («Подумай и ответь!»). Упражнения для развития «поэтического слуха» Подбор рифмующих слов к незаконченной стихотворной фразе и др. В задачи работы по формированию грамматически правильной фразовой речи на данном этапе входит усвоение наиболее простых форм сочетание слов во фразе - форм согласования прилагательных с существительными в именительном падеже. Проводится работа по дифференциации падежных окончаний единственного и множительного чисел относительных прилагательных. Обучение детей с ОНР рассказыванию Занятия по рассказыванию. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР. В общую структуру занятий входит: организационная часть с включением вводных, подготовленных упражнений, чтение произведения, разбор текста; пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала, и анализ детских рассказов. Цель подготовленных упражнений – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа. Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. Разбор содержания для детей с ОНР нужно проведение специального языкового (лексического) разбора текста (также в вопросно-ответной форме). Лексический разбор включает: выделение из текста слов- определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов, а также выделение воспроизведение в ответах языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними, т.е. ключевых в смысловом отношении слов, образующих основное «содержательное ядро» текста. При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка грамматической правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Большое внимание придается практическому овладению ими правилами согласования глаголов – сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Работа по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста. Объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов. Их закрепление идет в процессе пересказа путем использования наводящих вопросов, подсказа, повторения слов и словосочетаний ребенком. При проведении словарной работы внимание детей акцентируется на словах, служащих для выражения и пространственной связей событий, на употребление предлогов с пространственным значением. ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНКАМ. Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом: Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета; Составление небольших рассказов- описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин; Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия; Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам) Описание пейзажной картины. Занятия по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов. При обучении рассказыванию по картине применяются следующие методические приемы; образцы рассказа педагога по картине или ее части; направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам, коллективное сочинение рассказа детьми. ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ. Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ставятся следующие задачи: Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; Развитие обобщенных представлений о построении рассказа- описания предмета; Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов. Дети должны усвоить определенную схему высказывания- описания. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи- фрукты»: определение (название) предмета. отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания. предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза. Работа по развитию у детей грамматической правильной речи на занятиях по описанию предметов включает: систематическое упражнение в правильном употреблении словоформ; усвоение ими практических навыков словоизменения; упражнения в построении предложений; активизация и обогащение словарного запаса; формирование навыков контроля за построения высказываний. 4.ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА. Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему. В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества используются следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения – окончания незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам. При этом решаются практические задачи: развитие у детей умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материалах при составлении собственного рассказа; активизация имеющих у них знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения. Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подходы к ним в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально- психологических особенностей. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы: А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский; Произведения классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания . Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении:  фольклор - 10-12;  русская литература ХIХ века - 15-20,  отечественная литература ХХ века - 40-45,  национальная литература (в переводе и на русском языке) - 10,  зарубежная литература - 20 учебного времени.
  1   2   3   4   5   6   7