Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Зигмунд Фрейд




страница1/7
Дата19.01.2017
Размер1.02 Mb.
ТипБиография
  1   2   3   4   5   6   7

Автор

Зигмунд Фрейд

Направление

Психодинамическая теория

Биография автора

Зигмунд Фрейд родился в Моравии 6 мая 1856 года и умер в Лондоне 23 сентября 1933 года. Однако почти 30 лет он прожил в Вене и покинул этот город только после вхождения в Австрию нацистов. В молодости он хотел быть ученым и с этой целью в 1873 году поступил в Венскую медицинскую школу, которую окончил через 8 лет. Фрейд никогда не полагал стать практикующим врачом, но скудная оплата научной работы, ограниченные возможности академического продвижения для евреев и потребности растущей семьи заставили его заняться частной практикой. Несмотря на это, он находил время для того, чтобы заниматься исследованиями и писать, и его познания как медика-исследователя составили ему прочную репутацию.

Интерес Фрейда к неврологии привел его к лечению нервных расстройств – ветви медицины, отстающей от остальных "целительных искусств" девятнадцатого века. Для совершенствования своих технических возможностей Фрейд в течение года учился у знаменитого французского психиатра Жана Шарко, использовавшего для лечения истерии гипноз. Хотя сам Фрейд и практиковал гипноз в работе со своими пациентами, эффективность его Фрейда не впечатлила. Соответственно, когда он услышал о новом методе, разработанном венским психиатром Йозефом Брейером (Breyer, J.), методе, основанном на том, что пациент избавлялся от симптомов, рассказывая о них, Фрейд испробовал его и нашел эффективным. Брейер и Фрейд совместно описали некоторые случаи истерии, излеченной таким методом (1895).



Основные концепции теории (структура психики, стадии развития, возникновение патологий, механизмы поддержания патологий)

Структура психики :

Ид. Состоит из инстинктов, представляющих собой изначальное содержание психики.

Эго. Основная функция эго – защитная, оно оставляет в сознании лишь те составляющие и формы инстинктов, которые с меньшей вероятностью влекут за собой наказания и вину. Соответствие принципу реальности обеспечивается посредством защитных процессов, которые сами по себе неосознаваемы.

Суперэго. Часть психики, дифференцированная от эго, содержит в себе традиционные ценности и табу общества, которые объясняются ребенку родителями. Именно наличие суперэго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания.

Стадии развития:

Оральная (первый год жизни): эрогенная зона – рот, основная активность – захватывание (оральная агрессивность) и получение (оральное слияние). Важнейшая область конфликта – кормление.

Анальная (второй год жизни): эрогенная зона – анус, основная активность – исторжение (анальная экспульсивность) и удержание (анальная ретенсивность). Важнейшая сфера конфликта – приучение к туалету.

Фаллическая (с третьего до пятого года жизни): Эрогенная зона – гениталии, основная активность предполагает гетеросексуальное взаимодействие. Это период актуализации эдипова комплекса, когда ребенок соперничает с родителем того же пола за внимание родителя противоположного пола. Для мальчиков особую важность приобретает комплекс кастрации, для девочек – зависть к пенису.

Латентная (с шести лет до достижения пубертата): сексуальные инстинкты дремлют, ребенок овладевает навыками, не имеющими прямой связи с сексуальностью.

Генитальная (от достижения пубертата до окончания жизни) характеризуется зрелой сексуальностью, где комбинируется все, чему человек научился на прегенитальных стадиях; эта стадия характеризуется сексуальными контактами и оргазмом. Человек, достигший этой стадии, способен к любви и плодотворной работе.

Типы личности во взрослом возрасте, отражающие ведущий тип деятельности и конфликт на различных стадиях психосексуального развития, а также защиты, характерные для этих стадий.



Оральный характер: в качестве ведущих видов защиты выступают проекция (приписывание человеком другим людям тех черт, которыми он обладает сам), отрицание (отказ воспринимать угрожающие объекты или события внешнего мира) и интроекция (процесс слияния с другим человеком с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами). Среди типичных черт оптимизм либо пессимизм, доверчивость либо подозрительность, восхищенность либо завистливость и манипулятивность либо пассивность.

Анальный характер: ведущие виды защиты – это интеллектуализация (замещение реальных, инстинктивного характера, причин своих желаний и поступков на вымышленные, социально более приемлемые), образование реакции (замещение своих реальных прямо противоположными), изоляция (разрыв существующих в норме связей между когнитивными и аффективными компонентами желаний и импульсов для устранения тревоги) и уничтожение содеянного (совершение таких поступков или такие мысли, которые сводят на нет или компенсируют предыдущие мысли и поступки, способные вызвать тревогу). Черты такого характера – скупость либо излишняя щедрость, зажатость либо экспансивность, аккуратность – нечистоплотность и скрупулезность либо рассеянность.

Фаллический характер: основной вид защиты – вытеснение (удаление из сознания инстинктивных желаний и действий с целью не допустить переживания тревоги), среди типичных черт можно выделить тщеславие либо ненависть к себе, элегантность либо склонность к простоте, целомудрие либо неразборчивость в связях.

Генитальный характер в качестве основной защиты использует сублимацию (смену объекта сексуального инстинкта на более социально приемлемый, чем изначальный, без нарушения или блокирования выражения инстинкта), типичные черты свидетельствуют о полной социализации, адаптации и эффективности деятельности.

Техники применения в психологическом консультировании

Метод анализа сновидений; анализ описок, оговорок, забывания; метод свободных ассоциаций; анализ случаев;







Автор

Карен Хорни

Направление

Психодинамическая теория

Биография автора

Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге, 16 сентября 1885 г., и скончалась 4 декабря 1952 г. в Нью-Йорке. Медицинскую подготовку она получила в Берлинском университете, с 1918 по 1932 г. Сотрудничала с Берлинским психоаналитическим институтом. Она проходила анализ у Карла Абрахама и Ганса Сакса (Sachs, Н.), двух выдающихся психоаналитиков того времени. По приглашению Франца Александера (Alexander, F.) она переехала в Соединенные Штаты и в течение двух лет была заместителем директора Чикагского психоаналитического института. В 1934 г. она переехала в Нью-Йорк, где практиковала как психоаналитик и преподавала в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Разочаровавшись в ортодоксальном психоанализе, она вместе с группой единомышленников основала "Ассоциацию за прогресс психоанализа" и Американский институт психоанализа, который возглавляла до самой смерти.

В своих идеях Хорни видит не абсолютно новый подход к пониманию личности, а развитие фрейдистской психологической системы. Она стремится устранить заблуждения Фрейда – корень которых, как она считает, в его биологической, механистической ориентации – с тем, чтобы мог полностью осуществиться потенциал психоанализа как науки о человеке. "Мое убеждение, говоря коротко, заключается в том, что психоанализ должен перерасти собственные границы инстинктивной и генетической психологии" (1939, с. 8).



Основные концепции теории (структура психики, стадии развития, возникновение патологий, механизмы поддержания патологий)

Главное понятие Хорни – "базальная тревога",* определяемая как «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, недостатка теплоты, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большая или слишком малая ответственность, сверхпротекция, изоляция от других детей, несправедливость, дискриминация, невыполнение обещаний, враждебная атмосфера и т.д.»

У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии – для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности (1937). Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным – чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя – с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности (1950). Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе – чтобы завоевать сочувствие.

Возможна более или менее постоянная фиксация личности на любой из этих стратегий; иными словами, в личностной динамике конкретная стратегия может обретать характер влечения или потребности. Хорни предлагает перечень из десяти потребностей, рассматриваемых как следствие попыток найти решения проблемы нарушенных отношений (1942). Она называет эти потребности "невротическими", поскольку они представляют иррациональные разрешения проблемы.

1.Невротическая потребность в любви и одобрении. Эта потребность характеризуется огульным желанием доставлять другим удовольствие и соответствовать их ожиданиям. Человек живет ради хорошего мнения о нем окружающих и чрезвычайно чувствителен к любому знаку отвержения и недружелюбия.

2.Невротическая потребность в "партнере – опекуне". Человек с такой потребностью – паразит. Он переоценивает любовь и чрезвычайно боится быть брошенным и остаться в одиночестве.

3.Невротическая потребность в узком ограничении жизни. Такой человек нетребователен, удовлетворяется малым, предпочитает оставаться незаметным и превыше всего ценит скромность.

4.Невротическая потребность в силе. Эта потребность проявляется в стремлении к силе ради нее самой, неуважении к другим, огульном восхвалении силы и презрении к слабости. Люди, боящиеся проявлять силу открыто, могут пытаться управлять другими посредством интеллектуальной эксплуатации и превосходства. Другой вариант этого стремления – потребность веры во всемогущество воли. Такие люди полагают, что волевыми усилиями всего можно добиться.

5.Невротическое стремление эксплуатировать других.

6.Невротическая потребность в значимости. Самооценка определяется уровнем публичного признания.

7.Потребность в том, чтобы, быть объектом восхищения. У людей, обладающих этой потребностью, "дутый" образ самого себя; они хотят, чтобы ими восхищались в соответствии с ним, а не с тем, чем они являются на самом деле.

8.Невротическое стремление к личным достижениям. Такие люди хотят быть лучше всех и направляют себя ко все большим и большим достижениям, что является следствием базового отсутствия чувства безопасности.

9.Невротическая потребность в самодостаточности и независимости. Разуверившись в возможности теплых, приносящих удовлетворение отношений с другими людьми, человек отделяет себя от других и отказывается от привязанностей к кому-либо или к чему-либо. Он становится "одиночкой".

10.Невротическая потребность в совершенстве и безупречности. Боясь совершить ошибку и подвергнуться критике, люди с этой потребностью стараются стать неуязвимыми и непогрешимыми. Они постоянно ищут в себе пороки с тем, чтобы их можно было скрыть прежде, чем они станут очевидны для остальных.

Эти десять потребностей – источники развития внутренних конфликтов. Например, невротическая потребность в любви ненасытима: чем большего добивается невротик, тем большего хочет. Следовательно, удовлетворения не наступает никогда. Аналогично, не удовлетворяется полностью потребность в независимости, так как другая часть нашей личности хочет быть любимой и служить объектом восхищения. Поиск совершенства обречен на провал с самого начала. Все вышеназванные потребности нереалистичны.



Техники применения в психологическом консультировании

Метод анамнеза жизни; клиническое наблюдение;







Автор

Альфред Адлер

Направление

Психодинамическая теория

Биография автора

Альфред Адлер родился в 1870 году в Вене, в семье среднего класса, скончался в Абердине (Шотландия) в 1937 году во время выступления с циклом лекций. Медицинскую степень получил в 1895 году в Венском университете. Вначале он специализировался в области офтальмологии, а затем, после периода занятий общей медициной, стал психиатром. Он был одним из основателей Венского психоаналитического общества, позже его президентом. Однако вскоре Адлер начал разрабатывать идеи, отличные от идей Фрейда и других членов Венского общества, и, когда различия эти стали слишком очевидны, его попросили представить обществу свою точку зрения. Это произошло в 1911 году, и вследствие яростной критики и осуждения позиции Адлера со стороны других членов Общества он ушел с поста президента, а через несколько месяцев порвал с фрейдовским психоанализом. (Colby, 1951; Jones, 1955; H.L. and R.R.Ansbacher, 1956, 1964).

Он сформировал собственную группу и направление, известное как "Индивидуальная психология", которое привлекло сторонников по всему миру. Во время Первой Мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии, а после войны заинтересовался проблемами воспитания детей и в сотрудничестве с Венским школьным управлением организовал первую воспитательную клинику. Он был инициатором создания в Вене экспериментальной школы, где применялась его теория воспитания (Furtmuller, 1964).



Основные концепции теории (структура психики, стадии развития, возникновение патологий, механизмы поддержания патологий)

Стремление к превосходству или совершенству. Эта тенденция соотносится с функционированием человека не только самого по себе, но и как члена общества. Поэтому конфликт между человеком и обществом не является неизбежным. В более ранней версии теории Адлера тенденция ядра определялась как стремление к власти, что предполагало больший акцент на конкуренции между людьми.

Основанием стремления к совершенству является неполноценность органа (реальная физическая слабость и ограниченная способность), чувство неполноценности (психическое состояние неполноценности, не зависящее от реального физического состояния) и компенсация (попытка преодолеть реальную или воображаемую неполноценность). Направление компенсации определяется спецификой неполноценности, а также идеалами совершенства (так называемыми фикционными финализмами). Адлер выделяет также довольно таинственное креативное "Я", определяющее способность личности к свободному самовыражению, посредством которого можно преодолеть воздействующие на человека силы.

Стадии развития не выделяются. Особое внимание уделено семейным констелляциям и семейной атмосфере. Под семейной констелляцией понимаются социологические характеристики семьи, влияющие на особенности каждого ее члена, такие, как последовательность рождения детей и наличие в семье отца. Семейная атмосфера определяется качеством эмоциональных отношений между членами семьи. Семейная констелляция (например, единственный или старший ребенок) влияет на то, какова будет специфика проблем ребенка. Семейная атмосфера определяет то, насколько активен будет ребенок в стремлении к совершенству, будет ли он конструктивен или деструктивен. Атмосфера сотрудничества, взаимного доверия и уважения поощряет конструктивность, тогда как противоположная атмосфера приводит к развитию деструктивности. Если в семье уделяется внимание инициативе, ребенок будет активен, в противном случае для него будет характерна пассивность.


Техники применения в психологическом консультировании

Клинические случаи;







Автор

Ранк

Направление

Телестно-ориентированная терапия

Биография автора




Основные концепции теории (структура психики, стадии развития, возникновение патологий, механизмы поддержания патологий)

Минимизация страха жизни при одновременной минимизации страха смерти. Поскольку два эти страха имеют врожденный характер и находятся в оппозиции друг другу, конфликт неизбежен и необходим поиск компромисса.

Страх жизни, вызванный тем, что жизнь предполагает неизбежную сепарацию и индувидуализацию, начинающуюся с самого рождения и продолжающуюся на всех жизненных этапах. Страх смерти связан с внутренней тенденцией к единению, слиянию и зависимости. Воля, или структурированное ощущение человеком того, кто он и каков он, в своей наиболее явно выраженной форме если не является защитой, то служит основанием для преодоления обоих страхов

Вскоре после рождения ребенок начинает отделять себя от других людей и у него развивается воля в рудиментарной ее форме. Эту рудиментарную форму Ранк обозначает как контрволю: ребенок начинает осознавать, что он может противостоять давлению родителей и своих собственных импульсов. Если эта негативистская контрволя нарушает единство между ребенком и родителями, в результате возникнет чувство вины (особое выражение страха жизни). Если же единство между ребенком и родителем не нарушено, контрволя перерастает в волю. Стадии развития Ранком не выделяются.



Техники применения в психологическом консультировании










Автор

Карл Роджерс

Направление

Гуманистическая теория

Биография автора

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся определенного финансового успеха, потому в ранние годы жизни Роджерса в экономическом отношении семья была благополучной. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провел юношеские годы. Члены семьи были уверенными в себе, хотя неявно зависели друг от друга, но не производили впечатления действительно радостных и довольных собой и друг другом людей. Роджерс вспоминал, что его отрочество проходило в строгой и бескомпромиссной религиозной и нравственной атмосфере (Rogers, 1973). Он описывал своих родителей как людей чувствительных и любящих, но, тем не менее, искренне и догматично приверженных фундаменталистским религиозным взглядам.

Не имея близких друзей вне семьи, Роджерс проводил много времени в одиночестве, с удовольствием читая книги о приключениях. Фактически он читал все, что попадется под руку, включая словарь и энциклопедию. В школьные годы Роджерс тоже жил в социальной изоляции и одиночестве. Он посещал три разные школы, каждую не более двух лет, тратя много времени на дорогу, так что ему никогда не удавалось участвовать вместе с другими школьниками во внеклассной деятельности. Однако Роджерс учился отлично. Почти по всем предметам у него были высшие оценки, особенно он отличался в английском языке и в естественных науках. Летние каникулы он проводил на ферме, работая там до изнеможения. В юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занял научную позицию в занятиях сельским хозяйством, делая подробные записи своих наблюдений за растениями и животными. Он собирал и выращивал определенный вид ночных бабочек и прочитал о них все, что мог найти. Он также читал книги по сельскому хозяйству, которые приносил отец, и о применяемых в этой области научных методах.

После окончания школы Роджерс намеревался стать фермером. В 1919 году он поступил в Висконсинский университет, семейную alma mater, и в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе он активно занялся религиозной деятельностью и посещал студенческую религиозную конференцию, имевшую своим лозунгом: "Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения". В результате он решил готовиться к пасторской деятельности. В следующем, 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Он провел более шести месяцев за рубежом, где наблюдал религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Жизнь на Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей. После путешествия на Восток Роджерс возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Он прошел только один курс по психологии – заочно!

После окончания университета Роджерс женился на Хелен Элиот, соученице по Висконсину, с которой он был знаком с детства. Тем же летом новобрачные отправились в Нью-Йорк на автомобиле "Форд-Т" в либеральную Объединенную теологическую семинарию. Роджерс нашел жизнь в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей: "Я приобрел друзей, нашел новые идеи и совершенно влюбился в жизнь" (Rogers, 1967, р. 353). В Объединенной семинарии Роджерс впервые осознал, что пастыри и профессионалы в области психического здоровья имеют общую цель – помогать обездоленным людям. Однако постепенно он освободился от чар академического курса по религии – разочарование, подкрепленное растущим скептицизмом по поводу схоластических установок религиозной работы. В конце второго года учебы он сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Роджерс получил степень магистра в 1928 году и степень доктора клинической психологии в 1931 году.

В 1931 году Роджерс занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк. В течение следующего десятилетия Роджерс активно занимался работой с делинквентными и неблагополучными детьми. Он также играл важную роль в создании Рочестерского центра направляющей помощи и был его директором, несмотря на уверенность, что организацию должен возглавлять психиатр. После опубликования очень успешной работы под названием "Клиническое лечение проблемного ребенка" в 1939 году Роджерсу предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в качестве профессора. В 1940 году Роджерс вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру. Переход в академическую среду принес Роджерсу широкое признание в области зарождающейся клинической психологии. Он привлек много талантливых аспирантов и начал публиковать многочисленные статьи, подробно излагая свои взгляды на психотерапию и ее эмпирическое исследование. Эти идеи были выдвинуты в его книге "Консультирование и психотерапия", опубликованной в 1942 году.

В 1945 году Роджерс перешел в Чикагский университет, где занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Это положение давало ему возможность основать консультативный центр для студентов старших курсов, где профессиональный персонал и аспиранты работали на равных. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945-1957 годы, проведенные в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория" (1951) – книгу, разрабатывающую теорию, лежащую в основе его подхода к межличностным отношениям и изменению личности. Он также провел несколько исследований процесса и результатов психотерапии. Это был период личных неудач. Консультируя очень тяжелую пациентку, Роджерс был поглощен ее патологией. Будучи почти на грани срыва, он буквально бежал из консультативного центра, взял трехмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую проводил с ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: "Я часто был благодарен, что к тому времени, когда мне нужна была помощь, я подготовил психотерапевтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне помощь, в которой я нуждался" (Rogers, 1967, р. 367).

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях психологии и психиатрии. Впоследствии он начал интенсивную программу исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофренией в Государственном психиатрическом госпитале. К сожалению, эта исследовательская программа столкнулась с некоторыми проблемами и оказалась не столь успешной, как ожидал Роджерс. Некоторые члены коллектива были против терапевтического подхода Роджерса, данные таинственным образом исчезали, и оказалось, что у больных шизофренией, которых лечили по этой программе, были лишь самые незначительные улучшения по сравнению с пациентами, которых лечили привычным образом.

В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния – благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя он оставил это место и занял пост в Центре по изучению человека, также расположенном в Ла-Джолле. Здесь он трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре (1987 год). В последние годы Роджерс ездил по всему миру с семинарами, на которых он демонстрировал психологам и другим работникам сферы психического здоровья, а также педагогам и политикам, как принципы клиент-центрированной терапии могут быть использованы для облегчения напряжения в мире и достижения мирного сосуществования. "Проблема предотвращения ядерной бойни – самая главная для моего ума, сердца и работы" (Rogers, 1984, р. 15).



Основные концепции теории (структура психики, стадии развития, возникновение патологий, механизмы поддержания патологий)

Тенденция актуализировать свои внутренние потенциалы. Эта тенденция направлена на поддержание и обогащение жизни не только индивида, но и вида в целом. Поскольку во внутренних потенциалах нет ничего такого, что было бы неприемлемо для общества, конфликт не является неизбежным. Тенденция к актуализации универсальна для всех живых существ. У человека эта тенденция принимает еще одну форму, а именно стремление к актуализации своего "Я".

Важную роль в тенденции к самоактуализации играют потребности в позитивном внимании, позитивном внимании к себе самому и "Я". Обе потребности проистекают из тенденции к самоактуализации. Потребность в позитивном внимании (со стороны других людей) делает человека восприимчивым к социальному одобрению и неодобрению. "Я" (представления человека о самом себе) – это осознание человеком того, кто он и каков он. Потребность в позитивном внимании к самому себе предполагает удовлетворение вследствие осознания соответствия между Я-концепцией и переживаемым "Я".

Стадии развития не выделяются. В целом большое значение придается тому, получает ли личность безусловное позитивное внимание со стороны значимых других (основополагающее, полное принятие и уважение), либо это позитивное внимание носит условный характер (принятие одних поведенческих появлений и отвергание других). Если имеет место безусловное позитивное внимание, то Я-концепция отражает все то, что содержится во внутренних потенциалах личности ("Я" воспринимается как конгруэнтное потенциалам). Если же личность в процессе развития испытывала к себе условное позитивное внимание, у нее сформируются условия ценности (оценочные стандарты того, какое поведение ценно, а какое нет). В этом случае Я-концепция детерминирована обществом и поэтому неконгруэнтна внутренним потенциалам. Для того, чтобы эта неконгруэнтность не стала осознаваемой (и, следовательно, для того, чтобы избежать связанной с ощущением малоценности тревоги), личность демонстрирует защитное поведение, которое выражается либо как подавление, либо как искажение.


Техники применения в психологическом консультировании

Эмпатическое слушание; включенное наблюдение; контент-анализ;







Автор

  1   2   3   4   5   6   7

  • Альфред Адлер
  • Карл Роджерс