Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Занятие Народный героический эпос и его особенности




Скачать 133.99 Kb.
Дата02.07.2017
Размер133.99 Kb.
ТипЗанятие

Зарубежная литература Средневековья и Возрождения

очное отделение 1 курс филологический факультет




Занятие 1. Народный героический эпос

и его особенности

  1. Эпос как род литературы. Жанровые особенности героического эпоса.

  2. Англосаксонский эпос «Песнь о Беовульфе»:

  • Приемы создания характера эпического героя. Отражение народных представлений и идеалов в эпическом произведении.

  • Особенности пространства (окультивированное пространство Хеорота: модель героического пиршества как ритуального действа, этикетность поведения, предметы обстановки, описание оружия, утвари и др.; нерукотворность обиталища Гренделя: тропа к логову, «вненаходимость» пещеры, утрата вещности, натурализм, антиэтикетность, «пир наоборот» и т.д.).

  • Битвы Беовульфа (усложнение испытаний, способность героя существовать в обоих противопоставленных мирах).

  • Синтез языческих и христианских мотивов (образы чудовищ, погребальные обряды, мотив Судьбы и Рока и др.).

  1. Французский эпос «Песнь о Роланде»:

  • Исторические особенности (отражение исторических событий, феодальных отношений, быта, нравов, религии).

  • Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда, «трагическая вина» героя.

  • Особенности композиции произведения. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва), развязке (месть Карла).

  • Принцип контраста как основа системы образов: Роланд и король Карл, Роланд и Оливье, Роланд и Ганелон.

  1. Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах»:

  • Исторические особенности (историческая основа, быт и нравы бургундов, влияние рыцарской культуры).

  • Семейная проблематика, тема кровной мести и мотив проклятого золота.

  • Традиции раннего немецкого Средневековья и их функция (борьба Зигфрида с драконом, отвоевание клада у нибелунгов, единоборство с Брюнхильдой, вещие сны и др.)

  • Художественные особенности (постоянные эпитеты, гиперболы, детализация и др.)

  1. Отличие эпосов раннего и позднего Средневековья (на примерах из текстов).


Тексты для обязательного прочтения

  1. Песнь о Беовульфе.

  2. Песнь о Роланде.

  3. Песнь о Нибелунгах.


Литература


  1. Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С.5-25.

  2. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л., 1972.

  3. Мелетинский Е.М. Французский героический эпос // История всемирной литературы: В 9 томах. – М., 1984. – Т.2. – С.517-522.

  4. Михайлов А.А. Французский героический эпос: Вопросы поэтики и стилистики. – М., 1995.

  5. Мощанская О.Л. Народно-поэтическое творчество Англии средних веков. М., 1986.

  6. Мощанская О.Л., Шевелёва Т.Н. Литература западноевропейского средневековья. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

  7. Ярхо Б.И. Введение // Песнь о Роланде. – М.; Л., 1934. – С. 7-98.



Занятие 2. Данте Алигьери «Божественная комедия»


  1. Значение Предвозрождения в формировании мировой литературы.

  2. Данте и общественная жизнь Флоренции этого периода (биография, политическая деятельность, история создания «Новой жизни», изгнание Данте из Флоренции).

  3. Данте как создатель общенационального итальянского литературного языка («Пир» (введение), трактат «О народном красноречии»).

  4. «Божественная комедия» Данте как этап в художественном развитии человечества:

  • Смысл названия.

  • Структура («Ад», «Чистилище», «Рай»). Стилевые различия между ними.

  • Роль символов и аллегории в начале «Божественной комедии» и в произведении в целом.

  • Значение творчества Вергилия для формирования взглядов Данте.

  • Характеристика кругов ада, классификация грехов. Образы Паоло и Франчески, Улисса, Уголино и др., отношение к ним автора.

  • Данте как лирический герой «Божественной комедии».

  • Форма, структура и грешники «Чистилища».

  • «Рай»: небесные сферы, образ Райской Розы, отношение к любви и его отражение в образе Беатриче.

  1. «Божественная комедия» Данте в искусстве.

Тексты для обязательного прочтения

  1. Данте. Божественная комедия / Перевод М.Лозинского («Ад» - полностью, «Чистилище» и «Рай» - по хрестоматии).

  2. Данте. Новая жизнь (фрагменты).

Литература

1. Алексеев М.П. Первое знакомство с Данте в России //Алексеев М. П. Сравнительное литературоведение. Л.,1983. С.147-198.

2. Асоян А.А. Данте и русская литература. Свердловск, 1989.

З. Голенишев-Кутузов И.Н. Данте. М., 1967.

4. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.,1971.

З. Голенищев-Кутузов И.Н., Хлодовский Р.И. Данте Алигьери //История всемирной литературы: В 9т. Т.З.М.,1985. С.51-67.

6. Данте и всемирная литература / Под ред. Н. И. Балашова и др.-М., 1967.

7. Дживелегов А. К. Данте Алигьери: жизнь и творчество. М., 1946.

8. Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М., 1965.

9. Творчество Данте и мировая культура.М., 1971.



Занятие 3. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

1.Особенности эпохи Возрождения (изменения в экономической, политической, культурной жизни характеризовалась эта эпоха? «Открытие мира» и «открытие человека» - характерные черты эпохи. Особенности Возрождения в Англии.

2. Что известно о жизни Шекспира. «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества.

3. Ромео и Джульетта В.Шекспира:

- Столкновение двух миров: мира феодальных усобиц (Монтекки и Капулетти) и мира любви, дружбы (Ромео, Джульетта, Меркуцио, кормилица) как столкновение двух общественно-нравственных сил.

- История первой любви в произведении (первая встреча Ромео и Джульетты (1, 5), свидание в саду Капулетти (II, 2), венчание в келье (II, 6).

- Эволюция характеров Ромео и Джульетты под влиянием любви. С помощью каких художественных приемов и средств (сравнений, метафор и т.д.) Шекспир воссоздает силу любви, ее облагораживающее воздействие на героев? Дайте характеристику действующим лицам произведения, которые помогают героям. Какое впечатление на Джульетту произвела гибель ее брата от руки ее мужа? Какие чувства вызывает в Джульетте готовящийся брак с Парисом?

- Причины трагической гибели героев. «Ромео и Джульетта» по своему характеру произведение оптимистическое или пессимистическое? Какие чувства вызвала в вас трагедия Шекспира? Представляет ли она, по вашему мнению, только исторический интерес или способна волновать сердца молодежи и в наши дни?



Текст для обязательного прочтения

В.Шекспир. Ромео и Джульетта (любое издание).


Литература

1. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.

2. Аникст А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет».М., 1986.

3. Гилилов И.М. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса. М., 1997.

4. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир. Очерк творчества. М., 1965.

5. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1974.

6. Смирнов А. Шекспир. М.-Л., 1963.

7. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М.,1975.

8. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир // История всемирной литературы: В 9 т. Т.З. М.,1985. С. 317-330.

Занятие 4. В.ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ»
1. Философская интерпретация пьесы. В. Белинский и Гете о «Гамлете».

2. Вопросы к анализу трагедии: Какое событие является завязкой трагедии? Чем был отец для Гамлета, какие качества он более всего ценил в отце? Какие три удара ожидают Гамлета в Эльсиноре после возвращения из университета?

3. Назвать трех молодых героев пьесы, потерявших отцов при трагических обстоятельствах. Как каждый из них решает для себя проблему мести? Какие качества (черты) характера Гамлета проявляются при его встрече с призраком отца, в наставлениях актерам, в сцене «мышеловки», в разговорах с Офелией, Горацио, в последующих эпизодах, когда он застает короля во время молитвы (Ш, 3), в спальне матери (III, 4), во время путешествия в Англию (V, 2), в финальном поединке с Лаэртом (V, 2). Безумен ли Гамлет в действительности или притворяется безумным? В таком случае зачем? Как понимает Гамлет свою жизненную цель, в каких словах она выражена? Смысл монолога Гамлета «Быть или не быть» (III, I) и при виде войска Фортинбраса (III, 4). Действует ли в трагедии народ, как он относится к Гамлету, а Гамлет - к народу?

4. В чем состоит объективная сущность трагедии Гамлета? Как характеризуют Гамлета и обстановку, в которой он живет, следующие высказывания героя: «Быть честным - значит быть выуженным из десятка тысяч» (II, 2); «Крупица зла все доброе проникнет подозреньем и обесславит» (I, 4); «Дания - тюрьма, а если весь мир-тюрьма, то Дания - из худших» (II, 2); «Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его» (I, 5).

4. Ваше мнение о других действующих лицах трагедии: Клавдии, Полонии и Горацио; Гертруде и Офелии. Прав ли Г. Гейне, охарактеризовавший Офелию как «добрую Офелию», «прелестную девушку», «бедное дитя»? Мастерство В. Шекспира-драматурга (захватывающий драматизм действия, насыщенность трагедии мыслью, вопросы любви, дружбы, долга, мести, верности). Могут ли размышления Гамлета, его поиски смысла жизни, сомнения и страдания взволновать сегодняшнего читателя?

Текст для обязательного прочтения

В.Шекспир. Гамлет.


Занятие 5 В. Шекспир «Отелло». «Король Лир»
Вопросы к трагедии «Отелло»:

1. Где происходит действие трагедии? Назовите основные действующие лица.

2. Отелло и Яго как два противоположных характера, порожденных эпохой Возрождения. Их жизненный опыт и нравственные принципы.

3. Чем явилась для Отелло любовь Дездемоны? За что они полюбили друг друга?

4. Прав ли А. Блок, считавший, что «в Дездемоне Отелло нашел душу свою, без которой он - погибший, потерянный, несчастный человек» (Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т.6. М.-Л., 1962. С.387).

5. Прав ли Отелло, называя Яго «честным»? За что Яго ненавидит Отелло? Почему он в качестве способа погубить Отелло выбирает клевету на его жену? Какую роль в трагедии играют образы животного мира, метафоры и сравнения?

6. Согласны ли вы с А. Пушкиным, утверждавшим, что «от природы Отелло не ревнив, напротив: он доверчив»? Докажите свое согласие или несогласие с этой точкой зрения.

7. Какую цель преследует Отелло, карая Дездемону за измену, в которую он поверил? Можно ли утверждать, что Отелло не только жертва, но и сам виновник трагедии?

8. В чем заключается трагизм пьесы?
Вопросы к трагедии «Король Лир»:

1. Почему образ бури является господствующим в трагедии («буря» в семье короля, потрясение охватывает все государство, судьбы героев решаются в столкновении двух королевств)?

2. Какова основная тема трагедии: семейные отношения, государственный порядок или сущность человека, его место в жизни и цена в обществе?

3. Когда и где происходит действие в трагедии? На какие два лагеря делятся действующие лица? С какими нравственными понятиями связываются добро и зло в трагедии?

4. Дать характеристику Гонерилье, Регане, Эдмонду как носителям разрушительного, безнравственного начала; Корделии, Эдгару, Кенту, шуту как олицетворению благородства, порядочности, самоотверженности.

5. Место короля Лира в системе образов трагедии. Как вы понимаете высказывание Н. Добролюбова о том, что король Лир отказался от власти, «полный гордого сознания, что он сам по себе велик»?

6. Ваше мнение о характере, нравственном облике короля Лира в тот момент, когда он делит государство и требует уверений от дочерей в любви и покорности?

7. Какие жизненные удары и разочарования обрушились на короля Лира вскоре после отказа от власти?

8. Мнимое или подлинное безумие овладевает Лиром (бурная ночь в степи)? Как характеризует Лира монолог о «бездомных, нагих горемыках» (III, 4)? Волновали ли Лира судьбы бедняков в то время, когда он был королем?

9. Как и почему меняется отношение Лира к Корделии? Чем становится Корделия для Лира? Почему самая страшная трагедия для Лира - потерять Корделию?

10. Докажите примерами из текста, что Лир под влиянием потрясений переосмысливает весь свой жизненный опыт (III, 4; IV, 6 и др.) Какова роль шута в трагедии, почему он «исчезает» после «прозрения» Лира?

11. Ваше отношение к трагедии и ее героям.



Тексты для обязательного прочтения
В.Шекспир. Отелло. Король Лир.
Задания к заключению практических занятий по творчеству Шекспира

1. Считаете ли вы, что Шекспир принадлежит к тем явлениям человеческого духа, которые В. Белинский назвал «вечно живущими и движущимися»? Как вы понимаете слова Белинского?

2. Шекспир в восприятии русских писателей и критиков XIX в. (А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и др.).

Занятие 6 Сценические интерпретации пьес Шекспира
Цель практического занятия - познакомить студентов с судьбой пьес Шекспира на русской и зарубежной сценах, с исполнителями ролей Гамлета, Отелло, Джульетты и др., с различной трактовкой пьес Шекспира, дать представление о воплощении шекспировских характеров в музыкальном искусстве, средствами балета, привить студентам некоторые навыки самостоятельной работы с критическим материалом и источниками.

Форма - небольшие доклады студентов с использованием (по возможности) иллюстративного материала. Темы докладов (возможны другие темы по предложению студентов)

1. П. С. Мочалов в роли Гамлета.

2. В. И. Качалов в роли Гамлета.

3. "Гамлет" в постановке Московского театра им. Маяковского.

4. Гамлет в исполнении И. Смоктуновского.

5. Гамлет в трактовке В.Высоцкого.

6. «Гамлет» на сцене Горьковского театра драмы (1937г.)

7. Г. Уланова в роли Джульетты (балет А. Прокофьева «Ромео и Джульетта»).

8. А. А. Остужев в роли Отелло. Тексты


Литература

1. Белинский В. Г. «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1953.

2. Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

3. Аникст А. А. Шекспир: ремесло драматурга. М., 1974.

4. Аникст А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет».М., 1986.

5. Вапновский А. Новые данные о влиянии Шекспира на Пушкина // Пушкинист. Вып. 1. М.,1989, С.380-402.

6. Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир. М.-Л.,1962.

7. Морозов М. Шекспир. М., 1956.

8. Шекспировский сборник: Сборник статей о судьбе пьес Шекспира на сцене (Горьковский театр драмы, Московский театр драмы им. Маяковского и др.) // Ученые записки ГГУ им. Н. И. Лобачевского. Вып.69. Горький,1964.

9. Шекспир в меняющемся мире. М., 1966.

10. Шекспир в мировой литературе. М.-Л., 1964.

11. Шекспир и русская литература / Под ред. М. П. Алексеева. М.- Л., 1965.

12. Мельс С. Шекспир на советской сцене. М., 1960.

Занятие 7. Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
1. Возрождение во Франции и его особенности.

2. Ф. Рабле как выдающийся писатель французского Ренессанса (формирование писательского таланта Рабле).

3. Источники и история создания романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Связь произведения Рабле с фольклором. Традиции жанра народных книг и городской литературы. Основные части романа, место действия и главные герои.

4. Тема воспитания в романе (кн. I, гл. ХХIII-ХХIV; письмо Гаргантюа Пантагрюэлю: кн. II, гл. VIII). Различные методы воспитания (схоластическое воспитание Олоферна, гуманистическое воспитание Понократа).

5. Два типа правителя-монарха в изображении Рабле: Пикрохоль как воплощение жестокости, деспотизма и авантюризма (гл. XXIII); Грангузье и Гаргантюа как олицетворение гуманистических представлений о монархе-философе (миролюбие, разумная защита национальных интересов, добросердечность: гл. I, XI и др.).

6. Утопический идеал Рабле, отраженный в образе монаха Жана и в укладе Телемской обители (гл.II-VII).

7. Письмо Гаргантюа Пантагрюэлю (кн. I , гл. VIII) - выражение идей французского гуманизма (восхваление разума, наук, программа гуманистического воспитания).

8. Пантагрюэль как идеал человека в представлении Рабле. Философия «пантагрюэлизма», ваше отношение к ней.

9. Дать характеристику (общую) третьей и четвертой книг романа. В чем их отличие от двух первых?

10. Какую роль исполняет образ Панурга? Почему он в последних книгах вытесняет образ Пантагрюэля?

11. Роман Рабле как картина жизни современного писателю общества. Мотив путешествия как способ организации повествования.

12. Своеобразие поэтики романа: юмор, сарказм, гротеск, гиперболизация.


Текст для обязательного прочтения
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (любое издание).
Литература

1.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

2. Евнина Е. М. Франсуа Рабле. М., 1948.

3. Михайлов А. Д. Франсуа Рабле // История всемирной литературы: В 9т. Т. 3. М., 1985. С. 240-250.


Занятие 8. М. Сервантес «Дон Кихот»

1. Особенности Возрождения в Испании.

2. Жизнь и творчество Сервантеса.

3. «Дон Кихот»: традиции рыцарского, пасторального и плутовского романов. Новаторство Сервантеса. Роль вставных новелл.

4. Анализ «подвигов» Дон Кихота с точки зрения нравственности и с практической точки зрения. Какими чертами характера наделяет автор Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансу: оказывают ли герои Сервантеса влияние друг на друга?

5. Как характеризуют Дон Кихота его речи о социальной несправедливости и «золотом веке» (гл. XI), его мысли о свободе (II, гл.58), праве, морали, любви, человеческом достоинстве?

6. Какое значение имеет в романе эпизод с губернаторством Санчо?

7. Кто, по вашему мнению, Дон Кихот: опасный безумец, глупец, увлекающий на путь безумия других (Санчо Панса) и отвлекающий их от реальной жизни, или благородный защитник справедливости, мудрец, совершающий бескорыстные подвиги в мире заблуждений и пошлости? Чья точка зрения на Дон Кихота вам ближе: Байрона, Гейне, Белинского, Тургенева?

8. В чем состоит гуманистический пафос романа? Сохранил ли роман Сервантеса и его герой значение для наших дней? В чем сходство «Дон Кихота» Сервантеса с «Ромео и Джульеттой» и «Гамлетом» Шекспира и отличие от них? Как Гамлет и Дон Кихот воспринимают свое время (мысли Гамлета о «вправлении суставов» расшатывающемуся веку, слова Дон Кихота «О выправлении кривды» (I, 19); в чем видят цель жизни: Гамлет (он рожден в железный век, чтобы восстановить золотой -- I, гл. 20); как относятся к необходимости ее осуществления (Гамлет с сомнением в своих силах, понимая всю несоразмерность осознанной задачи и сил одного человека; Дон Кихот - с пафосом героического безумия).

9. Кто вам ближе: Гамлет или Дон Кихот и почему?


Текст для обязательного прочтения
Сервантес М. Дон Кихот (любое издание).
Литература

1. Балашов Н. И. Сервантес// История всемирной литературы: В 9 т.Т.III. М., 1985. С. 372-381.

2. Державин К.Н. Сервантес: жизнь и творчество. М., 1958.

3. Сервантес и всемирная литература /Под ред. Н. И. Балашова, А. Д. Михайлова и И. А. Тертерян. М., 1969.



4. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (любое издание).

Страница из


  • Англосаксонский эпос «Песнь о Беовульфе»
  • Французский эпос «Песнь о Роланде»
  • Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах»
  • Отличие эпосов раннего и позднего Средневековья
  • Данте
  • «Божественная
  • Тексты для обязательного прочтения
  • Текст для обязательного прочтения
  • Тексты для обязательного прочтения В.Шекспир. Отелло. Король Лир. Задания к заключению практических занятий по творчеству Шекспира
  • Сценические
  • Текст для обязательного прочтения Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (любое издание). Литература
  • Текст для обязательного прочтения Сервантес М. Дон Кихот (любое издание). Литература