Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Занятие № Памятники природы План: Природные объекты и процессы как природное наследие




Скачать 94.34 Kb.
Дата02.07.2017
Размер94.34 Kb.
ТипЗанятие
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Практическое занятие № 1. Памятники природы

План:

  1. Природные объекты и процессы как природное наследие.

Особо охраняемые территории Кольского Севера.

2. Памятники природы Мурманской области.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие глобальные и региональные экологические проблемы есть в регионе?

  2. Можно ли рассматривать охрану памятников природы как локальных объектов?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте ценность природного потенциала региона.

  2. Подготовьте презентацию памятников природы как объектов исследования.


Практическое занятие № 2. История освоения и развития Кольского Севера

План:

  1. История археологического изучения Кольского Севера. Терская земля в IX – XIII вв.

  2. Эпоха капитализма.

  3. Кольский полуостров в годы НЭПа и первых пятилеток (1921 – 1941 гг.).

  4. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Проанализируйте характер землевладения и повинности крестьян в XV - XVI вв. на Севере.

  2. Опишите многообразие жизни и быта российских лопарей в XVI – XVIII вв.: их численность, имущественное расслоение, прикладное искусство, влияние русской культуры на жизнь саамов.

Задания для самостоятельной работы: подготовьте сообщения на тему(по выбору):

  1. Академические экспедиции Л.Круайера, С.Я.Румовского, И.И.Лепёхина и Н.Я.Озерецковского. Вклад М.В.Ломоносова в изучение края. Плавания и исследования экспедиции В.Я.Чичагова. Картографические работы. Этнографические описания. Геологические изыскания.

  2. Научные изыскания Ф.П.Литке, К.М.Бэра, А.Ф.Миддендорфа, Н.Я.Данилевского. Гидрографические труды М.Ф.Рейнеке.

  3. Описания Кольского края А.Пошмана, К.Молчанова, И.Пушкарева, В.Верещагина, К.Соловцова. Описания народной жизни Кольского края в очерках С.В.Максимова («Год на Севере»).

  4. Очерки и повести В.И.Немировича-Данченко о жизни на Крайнем Севере. Исследования о русских лопарях А.И.Кельсиева и Н.Н.Харузина. Путевые записки Л.Ухтомского.

  5. Поездка на Кольский полуостров русских художников К.Коровина, В.Серова.

  6. Издание материалов статистического исследования Мурмана.

  7. Изыскания экспедиции В.Е.Ляхницкого (1915 – 1916 гг.) и выбор места торгового порта.



Практическое занятие № 3. История освоения и развития Кольского Севера.

План:

  1. Мурманская область в первые послевоенные годы.

  2. Мурманская область в 1966 – 1985 гг. Проведение экономических реформ.

  3. Присвоение Мурманску звания «Город-герой» (1985 г.).

  4. Экологическое движение в области.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Создание Северного военно-морского флота, его рост и укрепление.

  2. Освоение Арктики.

  3. Рассмотрите динамику развития оленеводства с момента его возникновения до наших дней.

  4. Как происходило строительство Мурманской железной дороги?

  5. Когда были введены полярные надбавки для трудящихся Заполярья? Были ли попытки центральной власти их отменить?

Задания для самостоятельной работы: подготовьте сообщение (по выбору).

  1. Памятные места города Мурманска. Проспект Ленина. Гостиница «Арктика». Дворец культуры им. С.Кирова – центр культурной жизни Мурманска. Областной краеведческий музей. Областной театр кукол. Областной драматический театр. Дворец спорта. Плавательный бассейн. Мурманск - крупнейший на севере железнодорожный узел. Железнодорожный вокзал. Морской вокзал. Мурманск – «ворота Арктики». Торговый и рыбный порт. Мурманский рыбокомбинат – один из крупнейших в бывшем СССР. Мурманский телецентр – самый северный в Советском Союзе. Здание ПИНРО им. Н.Книповича. ТЦ «Форум».

  2. Памятное место, где находился дом, в котором жил и работал краевед В.Алымов.

  3. Памятное место, где находилось здание клуба, в котором 24 июня 1929 г. выступал А.М.Горький (ул. Дзержинского). Дом, в котором жил и работал ученый-биолог Н.Маслов (пр. Ленина, 80). Дом, в котором жил краевед Е.Двинин (пр. Ленина, 63).

  4. Историко-революционные памятники. Памятник В.И.Ленину. Бюст (памятный знак) комиссару, революционеру В.Ф.Полухину. Самый первый мурманский памятник – «Жертвам иностранной интервенции» (1927 г.). Мемориальные доски на улицах Чумбарова-Лучинского, Александрова, Аскольдовцев.

  5. Памятники боевой славы. Памятник героическим защитникам Заполярья (монумент Алеша). Подиум «Вечный огонь». Обелиск в честь героев Краснознаменного Северного флота – «Героям Североморцам 1941 – 1945 гг.» (около администации Ленинского округа). Памятник Герою Советского Союза А.Бредову. Мемориал участникам конвойных операций. Монумент в честь боевого сотрудничества стран - участниц антигитлеровской коалиции. Монумент Воинской Славе, посвященный ратному подвигу 6-й Героической комсомольской батарее. Памятный знак воинам Полярной дивизии. Обелиски в долине Славы.

  6. Памятники героям тыла. Памятный знак судоремонтникам, погибшим в годы войны (Мурманская судоверфь). Обелиск портовикам, погибшим в Великую Отечественную войну – первый памятник героям тыла в Мурманске. Обелиск в честь рыбаков и кораблей (судов тралового флота), погибших при защите Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны (перед зданием ДМО). Памятный знак в честь подвигов партизан отрядов «Советский Мурман» и «Большевик Заполярья». Мемориальная доска, напоминающая о героизме железнодорожников в годы Великой Отечественной войны (на здании Мурманского вокзала). Памятник военным строителям (ул. Профсоюзов).

  7. Памятники трудовой славы. Памятник С.М.Кирову. Монумент покорителям Арктики. Памятник – мемориал ледоколу «Ермак». Бюст И.Д.Папанину. Памятный знак исследователям и добытчикам богатств северных морей (Н.М.Книповичу). Памятный знак в честь основания Мурманского торгового флота. Памятный знак в честь научно-промысловой экспедиции по изучению Баренцева моря под руководством ак. Н.Книповича (Театральный бульвар). Мемориальная доска на здании ПИНРО. Седьмой причал, откуда 10 августа 1933 г. уходила в плавание советская высокоширотная экспедиция на пароходе «Челюскин» (территория морского порта).

  8. Памятник мурманчанам, погибшим при исполнении воинского долга в локальных войнах и конфликтах.

  9. Памятный знак в честь городов-побратимов.

  10. Памятник равноапостольным братьям Кириллу и Мифодию.



Практическое занятие № 4. Кольский край в литературе

План:

  1. Литературное краеведение. «Литературная география» края.

  2. Собирание и изучение памятников устного народного творчества.

  3. Изучение современной литературы.

  4. Изучение биографии и творчества писателей.

  5. Отраслевые энциклопедии. Научно-популярная литература. Мемуарная литература.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Ваши любимые книги о нашем крае?



Задания для самостоятельной работы: провести аннотирование.

  1. Произведения, повествующие о дореволюционном прошлом Кольского полуострова. С.В.Максимов. В.И.Немирович-Данченко. М.М.Пришвин. Б.В.Шергин.

  2. «Размаха шаги саженьи». В.Г.Лидин. З.В.Рихтер. А.М.Горький. В.В.Лебедев. И.И.Катаев. К.Г.Паустовский. Л.Б.Стекольников. Л.И.Ошанин.

  3. Боевые действия в Кольском Заполярье в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов. В.С.Пикуль. А.Е.Ойслендер. Н.Г.Флеров.

  4. Произведения о советском периоде истории Кольского Заполярья. В.Маслов. Ф.Колычев. Б.Блинов. Б.Сорокожердьев.

  5. Работы о современном Мурмане.

  6. Литераторы-мурманчане о своем крае. А.Беляев. В.Гладков. Е.Двинин и его работа «Край, в котором мы живем». А.Золототрубов. С.Панкратов. В.Михеев. А.Мошкин. А.Шевцов.

  7. Кольский край в творчестве зарубежных писателей. М.Андерсен-Нексё. И.А.Фрис. Н.Григ.

Практическое занятие № 5. Храмы Кольского Заполярья.


План:

  1. Зодчество и архитектура.

  2. Деревянные постройки. Каменные строения. Застройки улиц.

  3. Рост монастырского землевладения в ХIVв. Писцовые книги

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Рассмотрите процесс христианизации саамов на Кольском Севере. С какими трудностями при этом сталкивались поморы?

  2. Что вы знаете о хозяйственной жизни древнего населения, религиозных верованиях?

  3. Где расположена церковь Успения – деревянная церковь клетского типа с колокольней? Чем она знаменита?

Задания для самостоятельной работы:

    1. По выбору охарактеризуйте:

      1. Кировск: Церковь иконы Божией матери Казанской. Успенская церковь в Апатитах. Мончегорск: Свято-Вознесенский кафедральный Собор. Свято-Троицкая церковь в Полярных Зорях.

      2. Оленегорск: Церковь преподобного Дмитрия Прилуцкого. Ловозеро. Богоявленская церковь.

      3. Печенга. Церковь Рождения Христова – Трифонов Печенгский монастырь.

      4. Росляково. Храм в честь святого Архистратига Михаила и свех сил бесплотных.

      5. Полярный. Свято-Никольская церковь.

      6. Североморск. Церковь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Церковь св. апостола Андрея Первозванного.

      7. Снежногорск. Церковь святого великомученика Неоргия Победоносца.

      8. Терский район. Часовня Преподобного Безымянного инока Терского (108 км дороги Умба – Варзуга). Варзуга. Успенский комплекс. Колокольня. Успенская церковь. Иконостас Успенской церкви. Никольская церковь. Петропавловская церковь. Афанасьевская церковь. Умба. Церковь Вознесения Христова. Ковда. Церковь Успения – деревянная церковь клетского типа с рядомстоящей колокольней.

      9. Ковдор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

      10. Кандалакша. Церковь святого Иоанна Предтечи. Церковь иконы Божией матери Казанской.

      11. Кола. Первое на Кольском полуострове каменное здание – Благовещенский собор. Церковь преподобного Варлаама Керетского.

      12. Мурманск. Церковь святого великомученика Пантелеимона. Церковь святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира. Комплекс Свято-Никольского кафедрального собора. Храм Трифона Печенгского. Морской православный храм Спас-на-водах. Церковь Иконы Божией Матери « «Живоносный источник». Церковь Всех святых.

      13. Турбаза «Лесная». Часовня святой блаженной Ксении Петербургской.



Практическая работа №6. Искусствоведческое и этнографическое краеведение


План

  1. Искусствоведческое краеведение. Подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность.

  2. Искусствоведческий анализ памятников.

  3. Активное освоение художественно-культурного наследия.

  4. Объекты искусствоведческого краеведения. Народно-прикладное искусство.

  5. Этнографическое изучение края. Краеведение и этнография. План ведения этнографо-краеведческой работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите характерные черты крестьянского искусства.

  2. На чём основано вплетение искусства в трудовую деятельность?

  3. Какие вы знаете центры художественных ремёсел?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте характеристику традиционных национальных выразительных средств народного искусства, художественных промыслов.

  2. Выявите связи народного искусства с бытом и культурными традициями края.

  3. Определите утилитарные и эстетические качества изделий народных мастеров.

4. Охарактеризуйте:

    1. Поселения и жилища. Схема изучения построек. Строительная техника. Крыша. План двора и дома. Декоративное оформление.

    2. Одежда, утварь и украшения.

    3. Орудия производства. Предметы народного промысла.

    4. Народное прикладное искусство. Художественная резьба. Изготовление игрушек.

    5. Ювелирное дело. Камнерезное искусство. Стекловарение. Лаковое дело. Мастерство росписи. Художественные промысловые артели.

    6. Общественный и семейный быт.

    7. Народное художественное творчество. Фольклор.



Практическая работа № 7. Музееведение и его связь с краеведением

План

  1. Музеи Мурманска и края.

  2. Мурманский краеведческий музей (экскурсия).


Вопросы для коллективного обсуждения:

Задания для самостоятельной работы:

  1. Охарактеризуйте основные памятные места города-героя Мурманска.

  2. Составьте рассказ о следующих памятных местах города:

а) проспект Ленина:

б) гостиница «Арктика»

в) Дворец культуры им. С.Кирова

г) областной краеведческий музей

д) областной театр кукол

е) областной драматический театр

ж) Дворец спорта и другие


  1. Разместите на карте города памятные места, где находились:

а) дом, в котором жил и работал краевед В.Алымов

б) здание клуба, в котором 24 июня 1929 г. выступал А.М.Горький (ул. Дзержинского)

в) дом, в котором жил и работал ученый-биолог Н.Маслов (пр. Ленина, 80)

г) Дом, в котором жил краевед Е.Двинин (пр. Ленина, 63).



  1. Классифицируйте памятники Мурманска по следующим типам: историко-революционные памятники, памятники боевой славы, памятники героям тыла, памятники трудовой славы.

  2. Укажите в каких городах области расположены памятники В.И.Ленину.

  3. Назовите самый первый мурманский памятник. Где он расположен?

  4. Сколько городов-побратимов существует у Мурманска? Где находится памятный знак в честь городов-побратимов?

  5. Чему посвящена мемориальная доска, расположенная на здании Мурманского вокзала?

  6. Назовите основные храмы города Мурманска. Определите их местоположение на географической карте.

  7. Перечислите памятники и памятные места крупных городов области.

  8. В каком городе нашей области расположен памятник Герою Советского Союза А.В. Спекову?

  9. Найдите на карте памятное место гибели сторожевых кораблей «Туман» (69° 34` с.ш., 33° 39` в.д.) и «Пассат» (69° 35` с.ш., 35° 57` в.д.).

  10. Изучите историю создания памятников Мончегорска - «Бронзовый лось» и «Покорителям Монче-тундры».

  11. Расскажите о североморском памятнике – мемориале «Подводная лодка К-21».


Практическая работа № 8. Особенности выставочной работы в краеведении

План

  1. Современное понимание значения экскурсий и выставок в научно-просветительской и культурной жизни общества.

  2. Краткий обзор спроса и предложения на рынке экскурсионно-выставочной работы.

  3. Фотовыставка «Здесь моя Родина».

  • Практическое занятие № 5. Храмы Кольского Заполярья.
  • Практическая работа №6. Искусствоведческое и этнографическое краеведение