Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Замеченные несоответствия




страница1/72
Дата27.06.2017
Размер9.17 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   72






Замеченные несоответствия:
49-50

Если согласимся, что повествования «Библии» представляли собою умышленные выдумки с тем, чтобы обманывать невежественные массы народа, даже если бы и для того, чтобы навязать им наиболее совершенный кодекс нравственных обязанностей, то как можно оправдать такие большие обманы, как часть Божественного промысла, когда по самой природе вещей этому промыслу должна быть присуща простая и совершенная правдивость] ?


194

Значит, в этой фазе Элохимы являются держателями времени в небесах!


334

Он представляет Божество в его посещениях Земли, ибо как это хорошо выражено на еврейском языке, он есть один , לאבם который есть как Бог или который подобен Богу.


353

1. 10. Сомакара в своих комментариях к «Шеша Джьётиша» приводит цитату из «Сатапатха Брахманы», в которой содержится наблюдение над смещением тропиков, что также находимо в «Сакхаяна Брахмане», как было отмечено проф. Максом Мюллером в его предисловии к «Ригведа Самхита» (Стр. XX, примечание, том IV).
483-484

Но в действительности Оккультная Философия в целом обоснована абсолютно на вездесущем присутствии Бога. , Абсолютного Божества;


538 (Весь абзац должен быть курсивом; и далее не соблюдается начатое выделение вопросов курсивом)

В. Не является ли Аурическое Яйцо расширением «Столба Света», Манасического Принципа, и поэтому ли оно не окружает ребенка до семи лет?


542-543

Зрение психика есть как бы зрение человека, входящего в освещенную комнату и видящего там все при искусственном свете; когда этот свет погашается, зрение теряется, . Духовное же зрение видит с помощью света внутри, света, сокрытого под спудом тела, посредством которого мы можем видеть ясно и независимо от всего внешнего.


III]

ТАЙНАЯ ДОКТРИНА


СИНТЕЗ

НАУКИ, РЕЛИГИИ, И ФИЛОСОФИИ

Е. П. БЛАВАТСКОЙ

АВТОРА «РАЗОБЛАЧЕННОЙ ИЗИДЫ»

SATYÂT NÂSTI PARO DHARMAH



«НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ»

ТОМ III


ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ


Следует принять во внимание, что третий том «Тайной Доктрины» был издан после смерти Е. П. Блаватской и туда включены многие ранние статьи ее, которые она, конечно, не поместила бы, не просмотрев вновь и пополнив их добавочными объяснениями.

…третий том «Тайной Доктрины» собран был без корректуры самой Е. П. Блаватсокй. Кроме того, нельзя относиться с полным доверием к записям учеников, часто непроверенных самой Е. П. Блаватской.



Из Писем Е. И. Рерих.


СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 3

СОДЕРЖАНИЕ (Англ. издание) 9

ПРЕДИСЛОВИЕ 18

ВВЕДЕНИЕ 21

ЧАСТЬ I 31

СКРЫТНОСТЬ ПОСВЯЩЕННЫХ 31

ОТДЕЛ I 31

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР 31

ОТДЕЛ II 43

СОВРЕМЕННАЯ КРИТИКА И ДРЕВНИЕ 43

ОТДЕЛ III 48

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАГИИ 48

ОТДЕЛ IV 54

СКРЫТНОСТЬ ПОСВЯЩЕННЫХ 54

ОТДЕЛ V 63

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ СЕКРЕТНОСТИ 63

ОТДЕЛVI 71

ОПАСНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ МАГИИ 71

ОТДЕЛ VII 78

СТАРОЕ ВИНО В НОВЫХ СОСУДАХ 78

ОТДЕЛ VIII 83

КНИГА ЕНОХА – ИСТОЧНИК И ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСТВА 83

ОТДЕЛ IX 90

ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ И КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ 90

ОТДЕЛ X 95

РАЗЛИЧНЫЕ ОККУЛЬТНЫЕ СИСТЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АЛФАВИТОВ И ЦИФР 95

ОТДЕЛ XI 100

ШЕСТИУГОЛЬНИК С ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТОЧКОЙ, ИЛИ СЕДЬМОЙ КЛЮЧ 100

ОТДЕЛ XII 103

ДОЛГ ИСТИННОГО ОККУЛЬТИСТА ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕЛИГИЯМ 103

ОТДЕЛ XIII 105

АДЕПТЫ ПЕРИОДА ПОСЛЕ ПОЯВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА И ИХ ДОКТРИНЫ 105

ОТДЕЛ XIV 109

СИМОН И ЕГО БИОГРАФ ИППОЛИТ 109

ОТДЕЛ XV 113

СВ. ПАВЕЛ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВАТЕЛЬ НЫНЕШНЕГО ХРИСТИАНСТВА 113

ОТДЕЛ XVI 116

ПЕТР – ЕВРЕЙСКИЙ КАББАЛИСТ, А НЕ ПОСВЯЩЕННЫЙ 116

ОТДЕЛ XVII 118

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ 118

ОТДЕЛ XVIII 124

ФАКТЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВАНИИ БИОГРАФИЙ АДЕПТОВ 124

ОТДЕЛ XIX 141

СВ. КИПРИАН АНТИОХИЙСКИЙ 141

ЧАСТЬ II 145

ВОСТОЧНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ ОККУЛЬТИЗМ 145

ОТДЕЛ XX 145

ВОСТОЧНАЯ ГУПТА ВИДЬЯ И КАББАЛА 145

ОТДЕЛ XXI 161

ЕВРЕЙСКИЕ АЛЛЕГОРИИ 161

ОТДЕЛ XXII 171

«ЗОХАР» О ТВОРЕНИИ И ЭЛОХИМАХ 171

ОТДЕЛ ХХШ 180

ЧТО ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ ОККУЛЬТИСТЫ И КАББАЛИСТЫ 180

ОТДЕЛ XXIV 183

СОВРЕМЕННЫЕ КАББАЛИСТЫ В НАУКЕ И ОККУЛЬТНОЙ АСТРОНОМИИ 183

ОТДЕЛ XXV 188

ВОСТОЧНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ ОККУЛЬТИЗМ 188

ОТДЕЛ XXVI 196

ИДОЛЫ И ТЕРАФИМЫ 196

ОТДЕЛ XXVII 201

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ 201

ОТДЕЛ XXVIII 213

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИСТЕРИЙ 213

ОТДЕЛ XXIX 221

ИСПЫТАНИЕ СОЛНЕЧНОГО ПОСВЯЩЕННОГО 221

ОТДЕЛ XXX 226

«СОЛНЦЕ ПОСВЯЩЕНИЯ» МИСТЕРИЙ 226

ОТДЕЛ XXXI 229

ПРЕДМЕТЫ МИСТЕРИЙ 229

ОТДЕЛ XXXII 233

СЛЕДЫ МИСТЕРИЙ 233

ОТДЕЛ XXXIII 241

ПОСЛЕДНИЕ МИСТЕРИИ В ЕВРОПЕ 241

ОТДЕЛ XXXIV 245

ПРЕЕМНИКИ МИСТЕРИЙ ПОСЛЕ ПОЯВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА 245

ОТДЕЛ XXXV 254

СИМВОЛИЗМ СОЛНЦА И ЗВЕЗД 254

ОТДЕЛ XXXVI 261

ЯЗЫЧЕСКОЕ ПОКЛОНЕНИЕ ЗВЕЗДАМ ИЛИ АСТРОЛОГИЯ 261

ОТДЕЛ XXXVII 266

ДУШИ ЗВЕЗД – ВСЕМИРНАЯ ГЕЛИОЛАТРИЯ 266

ОТДЕЛ XXXVIII 270

АСТРОЛОГИЯ И АСТРОЛАТРИЯ 270

ОТДЕЛ XXXIX 276

ЦИКЛЫ И АВАТАРЫ 276

ОТДЕЛ XL 279

СОКРОВЕННЫЕ ЦИКЛЫ 279

ЧАСТЬ III 286

ТАЙНА БУДДЫ 286

ОТДЕЛ XLI 286

УЧЕНИЕ ОБ АВАТАРАХ 286

ОТДЕЛ XLII 296

СЕМЬ ПРИНЦИПОВ 296

ОТДЕЛ XLIII 298

ТАЙНА БУДДЫ 298

ОТДЕЛ XLIV 305

«ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ» БУДДЫ 305

ОТДЕЛ XLV 310

НЕОПУБЛИКОВАННАЯ БЕСЕДА БУДДЫ 310

ОТДЕЛ XLVI 312

НИРВАНА – МОКША 312

ОТДЕЛ XLVII 319

СОКРОВЕННЫЕ КНИГИ «ЛАМ-РИН» И ДЗИАН 319

ОТДЕЛ XLVIII 321

АМИТА БУДДА ГУАНЬ-ШИ-ИНЬ И ГУАНЬ-ИНЬ – ЧТО ГОВОРЯТ «КНИГА ДЗИАН» И ЛАМАСЕРИИ ЦОНГ-К’А-ПА 321

ОТДЕЛ XLIX 323

ЦОНГ-К'А-ПА – ЛОХАНЫ В КИТАЕ 323

ОТДЕЛ L 326

ИСПРАВЛЕНО ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ОШИБОЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ 326

ОТДЕЛ LI 333

«ДОКТРИНА ОКА» И «ДОКТРИНА СЕРДЦА», ИЛИ «ПЕЧАТЬ СЕРДЦА» 333

НЕКОТОРЫЕ СТАТЬИ ОБ ОТНОШЕНИИ 340

ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ К ЖИЗНИ 340

ПРИМЕЧАНИЕ 340

СТАТЬЯ I 340

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 340

СТАТЬЯ II 360

ОБЪЯСНЕНИЕ 360

СТАТЬЯ III 384

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ПРЕДЫДУЩИХ СТАТЕЙ 384

ПРИЛОЖЕНИЕ 416

ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ СТАТЕЙ I. II. III 416

ЗАМЕТКИ ПО НЕКОТОРЫМ УСТНЫМ УЧЕНИЯМ 421

ТРИ ЖИЗНЕННЫХ ВЕТРА 421

АУРИЧЕСКОЕ ЯЙЦО 421

ОБИТАТЕЛЬ 422

ИНТЕЛЛЕКТ 423

КАРМА 423

СОСТОЯНИЕ ТУРИЯ 423

МАХАТ 423

КАК ПРОДВИНУТЬСЯ 424

СТРАХ И НЕНАВИСТЬ 424

ТРЕУГОЛЬНИК 424

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ 425

ТРЕУГОЛЬНИК И ЧЕТВЕРКА 425

НИДАНЫ 426

МАНАС 426

СПИННОЙ МОЗГ 427

ПРАНА 427

АНТАХКАРАНА 427

РАЗНОЕ 428

НАДИ 428

СЕМЕРКИ 429

ЗВУКИ 430

ПРАНА 431

ВТОРОЙ СПИННОЙ МОЗГ 431

ПОСВЯЩЕННЫЕ 431

КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 431

ЗЕМНОЙ 432

АСТРАЛЬНЫЙ 433

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 435

МАНВАНТАРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАРАБРАХМАНА И МУЛАПРАКРИТИ 436

ОБЪЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ 437

АСТРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ 437

КАМА-ПРАНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 437

КАМА-МАНАСИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 437

МАНАСИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 437

БУДДХИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 438

РАЗНОЕ 438

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ 439

ЗАМЕТКИ 440

СОЛНЦЕ И ПЛАНЕТЫ 440

ЛУНА 440

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА 441

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ 441

ВРЕМЯ 441

СМЕРТЬ 441

АТОМЫ 442

ТЕРМИНЫ 442

ЛОКИ 442

ОБЪЯСНЕНИЕ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВЕДАНТИСТСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЛОК 443

ДАЛЬНЕЙШИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ТЕХ ЖЕ КЛАССИФИКАЦИЙ 444

ЛОКИ 445

ФОРМЫ В АСТРАЛЬНОМ СВЕТЕ 449

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ 449

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ 450

СОЗНАНИЕ 451

СОЗНАНИЕ, СЕМЬ ЕГО СТЕПЕНЕЙ 452

ЭГО 453

БХУРЛОКА 453

ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА 453

СЕРДЦЕ 454

АСТРАЛ И ЭГО 454

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 454

НИЗШИЙ МАНАС 454

КАМА 455

ЛИЧНОСТЬ (SELF-HOOD) 455

КАМА РУПА 456

СЕРДЦЕ 456

ОГНИ 457

ВОСПРИЯТИЕ 457

СОЗНАНИЕ 458

ВОЛЯ И ЖЕЛАНИЕ 459

ОБРАЩЕНИЕ 459

НАЧАЛА 459

СНЫ 460

НИДАНЫ 460

СКАНДЫ 461

ТОНКИЕ ТЕЛА 462

ОГОНЬ 462

НАМЕКИ О БУДУЩЕМ 463

ЭГО 463

МОНАДИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ 465

АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО 465

VII]

СОДЕРЖАНИЕ (Англ. издание)


ВВЕДЕНИЕ

Один Ключ ко Всем Священным Книгам

Предположения должны быть доказаны

Дух Учения Платона

Самопротиворечия Критика

Характер Аммония Саккаса

Платон – Последователь Пифагора

ОТДЕЛ I

Предварительный Обзор

Покровители Китая

Азбука Магии

Магия так же стара, как Человек

Древо Познания

Оккультизм должен победить

Черная Магия в Действии

Черная Магия и Гипнотизм

Философия держится своими собственными Достоинствами



ОТДЕЛ II

Современная Критика и Древние

Все Почести Истинным Ученым

Что такое Миф?

Халдейские Оракулы

ОТДЕЛ III

Происхождение Магии

Книги Гермеса

Каково Происхождение Магии?

Ферекид из Сироса

Каин Математический и Антропоморфический



VIII]

ОТДЕЛ IV

Скрытность Посвященных

Экзотерические и Эзотерические Учения

Ориген о «Книге Бытия»

«Затемненные Высказывания» «Заветов»

Величайшее Преступление, когда-либо совершенное

Азиатские Религии открыто провозглашают свой Эзотеризм

Религия Мудрости



ОТДЕЛ V

Некоторые Причины Секретности

Ключ Практической Теургии

Лестница Бытия

Три Пути, открытые перед Адептом

Человек есть Бог

Иисус проповедовал Перевоплощение

ОТДЕЛ VI

Опасности Магической Магии

Имена суть Символы

Три Матери

Библия и жонглирование Словами

Моисей и Евреи



ОТДЕЛ VII

Старое Вино в Новых Сосудах

Копии, которые предшествовали Оригиналам

Кто же были Воры?

Характер Библии

ОТДЕЛ VIII

«Книга Еноха» – Источник и Основание Христианства

«Книга Еноха» – и Христианство

Енох регистрирует Расы

«Книга Еноха» символична

Оккультисты не отвергают «Библии»



IX]

ОТДЕЛ IX

Герметические и Каббалистические Доктрины

«Каббала» и «Книга Еноха»

Числа и Меры

Доктрина принадлежит Всем

ОТДЕЛ X

Различные Оккультные Системы Интерпретации Алфавитов и Цифр

Числа и Магия

Боги и Числа

Всемирный Язык

ОТДЕЛ XI

Шестиугольник с Центральной Точкой, или Седьмой Ключ

Оккультное оружие



ОТДЕЛ XII

Долг Истинного Оккультиста по отношению к Религиям

Христианские и не Христианские Адепты

ОТДЕЛ XIII

Адепты Периода после Появления Христианства и их Доктрины

Несправедливая Критика

Два Вечных Принципа



ОТДЕЛ XIV

Симон и его Биограф Ипполит

Неуравновешенные Равновесия

Камни в качестве «Улик»



ОТДЕЛ XV

Св. Павел – Действительный Основатель нынешнего Христианства

Аннулирование Закона Посвященными

Павел превращен в Симона



X]

ОТДЕЛ XVI

Петр – Еврейский Каббалист, а не Посвященный

Сиденье Петра

ОТДЕЛ XVII

Аполлоний Тианский

Таинственный Учитель

Аполлоний не может быть уничтожен

Де Мирвилль об Аполлонии

Аполлоний не выдумка



ОТДЕЛ XVIII

Факты, лежащие в Основании Биографии Адептов

Иисус и Аполлоний

Биографии Посвященных

Сходство Легенд

Природа Христа

Серьезная Неправильность при Переводе

Тайная Доктрина Иисуса

Крест и Распятие

Повествование об Иисусе

Первичная Женщина

Каббалистическое Чтение Евангелий

Всеобщие Учения

ОТДЕЛ XIX

Св. Киприан Антиохийский

Магия в Антиохии

Колдун становится Святым



ОТДЕЛ XX

Восточная Гупта Видья и Каббала

Тайна в Тайне

Авторство «Зохара»

Халдейский и Еврейский

Первые Люди

Многие События не являются Историческими

Подлинные Еврейские Буквы утеряны

Еврейский Эзотеризм не Примитивен

Сокровеннейший изо Всех Сокровенных



XI]

Три-в-Одном и Четыре

Семеричная Сефира

Слепые ведут Слепых



ОТДЕЛ XXI

Еврейские Аллегории

Еврейской Библии не существует

Некоторые Евреи были Посвященными

Семь Творящих Богов

Семь Ключей ко всем Аллегориям

Джеральд Мэсси по поводу Семи Творцов

Отец и Матерь



ОТДЕЛ XXII

«Зохар» о Творении и Элохимах

Ангелы в качестве Строителей

Кто эти Элохимы?

Монада, Дуада и Триада

Боги-Творцы

Бог Сонм

ОТДЕЛ XXIII

Что должны сказать Оккультисты и Каббалисты

Тайна Солнца

ОТДЕЛ XXIV

Современные Каббалисты в Науке и Оккультной Астрономии

Место Нептуна

Само-Порождение ех nihilo?

Существуют ли в Звездах Ангелы?



ОТДЕЛ XXV

Восточный и Западный Оккультизм

Изначальная Материя

Великая Глубь

Хаос Книги Бытия

Библия Человечества

Хаос есть Теос или Космос

Сто Восемь



ОТДЕЛ XXVI

Идолы и Терафимы

Гадание посредством Терафимов

Иегова и Терафимы

Лунный Идол

ОТДЕЛ XXVII

Египетская Магия

Свидетельства Папирусов

Символы и их Чтение

Перевоплощение и Трансмиграция

Египетские Хоу

Одержание в Египте

Два Ритуала Магии

Магические Статуи

Романы – но Правдивые



ОТДЕЛ XXVIII

Происхождение Мистерий

Мгновение в Небесах

Рост Народных Верований

Истинное Жречество

Египетские Жрецы

Открывание и Закрывание

Вырождение Атлантов



ОТДЕЛ XXIX

Испытание Солнечного Посвященного

Вишвакарма и Внкарттана

Передача Света

Масонство и Иезуиты

ОТДЕЛ XXX

«Солнце Посвящения» Мистерий

Солнце, как Бог



ОТДЕЛ XXXI

Предметы Мистерий

Мистерии и Теофания

Мистерии и Масонство



ОТДЕЛ XXXII

Следы Мистерий

Христос и Хрестос

Символизм Нарады

Египетское Посвящение

Жертвующая Собою Жертва

Орфей

ОТДЕЛ XXXIII

Последние Мистерии в Европе

Алесия и Бибрактис

Ученость Египта



ОТДЕЛ XXXIV

Преемники Мистерий после Появления Христианства

Коренные Расы

«Ложный Гносис»

Учения Аммония

Трудности и Опасности

Школа Неоплатоников

ОТДЕЛ XXXV

Символизм Солнца и Звезд

Круговой Танец

Христианская Астролатрия

Михаил Победитель

Христианский Солнце-Бог



ОТДЕЛ XXXVI

Языческое Поклонение Звездам или Астрология

Планетарные Ангелы

Небесные Колеса

Прометеева Тайна

ОТДЕЛ XXXVII

Души Звезд – Всемирная Гелиолатрия

Христианское Поклонение Звездам

Исключительное Признание

XIV]

ОТДЕЛ XXXVIII

Астрология и Астролатрия

Защита Астрологии

Ее Позднее Ухудшение

Ее Выдающиеся Ученики

ОТДЕЛ XXXIX

Циклы и Аватары

Не исполнившееся Пророчество

Сокровенные Циклы



ОТДЕЛ XL

Сокровенные Циклы

Нарос

Древность Вед



Свидетельство Песни Небесной

Аргументы Макки



ОТДЕЛ XLI

Учение об Аватарах

Все Аватары Идентичны

Добровольные Воплощения

Кардинал де Куза

Семь Лучей

Особые Случаи

Высший Астрал



ОТДЕЛ XLII

Семь Принципов



ОТДЕЛ XLIII

Тайна Будды

Шанкарачарья

Будда не может Перевоплощаться

Более Полное Объяснение

Жертва


Шанкарачарья все еще Живой

XV]



ОТДЕЛ XLIV

«Перевоплощения» Будды

Ваджрадхара

Живые Будды

Завуалированный Отрывок

ОТДЕЛ XLV

Неопубликованная Беседа Будды

Ошибочный Взгляд

ОТДЕЛ XLVI

Нирвана-Мокша

Акаша

Материя всегда Живая



Слепой Веры не Ожидают

Что означает Уничтожение



ОТДЕЛ XLVII

Сокровенные Книги «Лам-Рин» и Дзиан



ОТДЕЛ XLVIII

Амита Будда Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь. – Что говорят «Книга Дзиан» и

Ламасерии Цонг-К'а-па

ОТДЕЛ XLIX

Цонг-К'а-па. – Лоханы в Китае

Утерянное Слово

Тибетские Пророчества



ОТДЕЛ L

Исправлено еще несколько Ошибочных Концепций

Ложные Толкования Буддизма

Таинственная Страна

Абсурдные Заключения

Материалистические Востоковеды

Проникновение Буддизма в Тибет

LI]

ОТДЕЛ LI

«Доктрина Ока» и «Доктрина Сердца», или «Печать Сердца»

Заявления Сведенборга

Бог «Кто»

Еще неправильные Толкования

Арьясанга

НЕКОТОРЫЕ СТАТЬИ ОБ ОТНОШЕНИИ ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ К ЖИЗНИ

Примечание

Предупреждение

Драгоценность в Лотосе

Пифагорейская Тетрада

Семь Соответственных Содержаний

Соответствие между Расами и Человеком

Человек и Логос

Космические, Духовные и Физические Центры

Женщина и Алхимия

Звук и Цвет

Дни Недели

Объяснение

Астрология и Лунные Недели

Видение Звуков и Слышание Цветов

Планетные и Человеческие Тела

Планеты и Способности

Симон Волхв Чародей

Ряды Эонов

Тройной Эон

Магия и Чудеса

Магия – Божественная Наука

Семь Иерархий

Истоки


Цвета и Принципы

Первоначальные Семеро

Иерархии и Человек

Мудрость и Истина

Оккультная Секретность

Светлая и Темная Стороны Природы

Тончайшие Силы Природы

«Семь Принципов»



XVII]

Аурическое Яйцо

Пять или Семь Таттв

Таттвы


Эзотерическая и Тантрическая Таблицы Таттв

Хатха и Раджа Йога

Пробуждение Седьмого Чувства

Главные Чакры

Человеческая Арфа

Двойственность Манаса

Живой и Мертвый

Приобретение Бессмертия

Свет и Жизнь

Два Эго


Смерть Души

Перевоплощение Низшей Души

Обитатель Порога

Слово


Божественный Свидетель

Приложение

Действенная Мантра

Цвет и Духовный Звук

Музыкальная Таблица

Заметки по Некоторым Устным Учениям

Обитатель Порога

Страх и Ненависть

Треугольник и Четверка

Прана и Антахкарана

Священные Центры

Тела Акаша – Резонатор Природы

Космическое Сознание

Деления Астрального Плана

Планы Космоса

Дифференциация

Люди и Питри

Сила Воображения

Почему Циклы Возвращаются

Талы и Локи

Состояния Сознания

Человек и Локи

Йоги в Сварлоке

Сознание и Самосознание

Степени Сознания

Вибрации и Впечатления

Распятие Христос’а

XVIII]

Вознесение выше Мозга

Христос и Аполлоний

Начала


Космические Последствия

Огонь есть Крияшакти

Ответственность и Эго

Функции Астрального Тела




ПРЕДИСЛОВИЕ


IX] Задача приготовления этого тома к печати была трудным и тревожным заданием, и поэтому необходимо ясно сказать, что в самом деле было сделано. Рукописи, переданные мне Е. П. Б., не были подобраны и не имели заметную систему: поэтому я взяла каждую рукопись в качестве отдельного Отдела и расставила их насколько возможно последовательно. За исключением исправления грамматических ошибок и удаления очевидно неанглийских идиомов, рукописи остались такими же, какими Е. П. Б. их оставила, если не указано о противоположном. Было несколько случаев, когда я заполнила пропущенные места, но каждое такое добавление заключено в квадратные скобки, чтобы его можно было отличить от текста. В «Тайне Будды» возникло дополнительное затруднение: некоторые части были переписаны четыре или пять раз и в каждом варианте заключалось по несколько фраз, которых не было в других; я собрала все эти варианты, взяла самый полный в качестве основы, и поместила туда все, добавленное в остальных вариантах. Однако, не без некоторых колебаний я включила эти Отделы в «Тайную Доктрину». Вместе с некоторыми весьма многозначительными мыслями в них содержатся многочисленные ошибки в фактах и многие утверждения, обоснованные на экзотерических писаниях, а не на эзотерическом знании. Они были переданы в мои руки для опубликования, как части третьего тома «Тайной Доктрины», и поэтому я не чувствую себя вправе становиться между автором и публикой ни внесением изменений в утверждения, чтобы сделать их соответствующими фактам, ни изыманием этих Отделов. Она сказала, что поступает, целиком руководствуясь собственным решением, и каждому XX] осведомленному читателю станет очевидно, что она (возможно умышленно) излагает многие сообщения настолько путано, что они суть просто маскировка; другие же сообщения (возможно нечаянно) так, что в них нет более ничего, как только экзотерическое, неправильное понимание эзотерических истин. Поэтому здесь, как и везде, читатель должен пользоваться своим собственным суждением; но, чувствуя себя обязанной опубликовать эти Отделы, я не могу это сделать без предостережения, что многое в них несомненно ошибочно. Несомненно, если бы автор сама издала эту книгу, она бы целиком переписала этот раздел; в таком же состоянии, самым лучшим казалось опубликовать все, что она сказала в различных экземплярах, и оставить это в довольно незаконченном виде, так как изучающие лучше предпочтут иметь то, что она сказала, в таком виде, как она это сказала, хотя может быть в этом случае им придется углубиться в него больше, чем пришлось бы, если она сама осталась бы, чтобы закончить свой труд.

Приведенные цитаты отыскивались, поскольку это было возможно, и к ним давались точные ссылки; в этой трудоемкой работе добровольными помощниками мне послужила целая плеяда самых серьезных и старательных исследователей под руководством м-с Купер-Оукли. Без их помощи не было бы возможно давать точные ссылки, так как часто приходилось просматривать целую книгу, чтобы отыскать цитату всего из нескольких строчек.

Настоящий том завершает собою оставшиеся после Е. П. Б. материалы, за исключением нескольких разбросанных статей, которые еще остались и будут опубликованы в ее собственном журнале «Люцифер». Ее ученики хорошо знают, что мало найдется в нынешнем поколении таких, которые воздадут должное оккультным познаниям Е. П. Б. и ее изумительному полету мысли, но как она может ждать до будущих поколений для оправдания ее величия, как учителя, так и ее ученики могут позволить себе подождать оправдания их доверия.

Анни Безант

Что касается того, что ты слышал от других, которые убеждают массы, что душа, раз освобождена от тела, не страдает... от зла и бессознательна, – я знаю, что ты слишком хорошо сведущ в учениях, полученных нами от наших предков, и в священных таинствах Диониса, чтобы поверить им, ибо мистические символы хорошо знакомы нам, принадлежащим к Братству.



Плутарх

Проблема жизни – человек. Магия или, вернее, Мудрость есть развитое знание сил внутреннего существа человека, – эти силы являются божественными эманациями, – так как интуиция есть восприятие их начала, и посвящение – наше введение в это знание. ...Мы начинаем с инстинкта, кончаем – всезнанием.



А. Вильдер


1]

ВВЕДЕНИЕ


«Власть принадлежит тому, кто знает»; это очень старая аксиома. Знание – первым шагом к которому является способность постижения истины, отличение действительного от ложного – существует только для тех, кто, освободившись от всех предрассудков и победив свое человеческое самомнение и эгоизм, готовы принять каждую и любую истину, если она была им показана. Таких очень мало. Большинство судит о каком-либо труде в соответствии с аналогичными предрассудками его критиков, которые в свою очередь больше руководствуются популярностью или непопулярностью автора, чем недостатками или достоинствами самого труда. Поэтому вне круга теософов этому тому обеспечен еще более холодный прием со стороны широкой общественности, чем предыдущим двум. В наши дни никакое утверждение не может рассчитывать на честное суждение или даже на выслушивание, если его аргументы не последуют по линиям узаконенных и общепринятых исследований, строго придерживаясь границ официальной Науки или ортодоксального Богословия.

Наш век – это парадоксальная аномалия. Он преимущественно материалистический и настолько же набожный. Наша литература, наша современная мысль и так называемый прогресс – оба идут по этим двум параллельным линиям, настолько нелепо несходным, и все же так популярным и так ортодоксальным, каждая по своему. Тот, кто осмелится проводить третью линию, как соединительную черточку примирения между ними, – должен целиком приготовиться к самому худшему. Обозреватели будут искажать его труд; подхалимы от Науки и Церкви будут его высмеивать; оппоненты будут неверно цитировать, и его отвергнут даже благочестивые библиотеки. Абсурдно неправильные представления, возникшие в так называемых культурных кругах общества по поводу древней Религии Мудрости (Бодхизма) после появления восхитительно ясных и научно изложенных объяснений в «Эзотерическом Буддизме», являются хорошим примером к этому. Они могли бы послужить предостережением даже тем теософам, которые, закаленные почти в пожизненной борьбе служения своему Делу, не боятся выступить со своим пером и ничуть не устрашаются догматического 2] предположения или научного авторитета. И все же, как бы не старались теософические писатели, ни Материализм, ни доктринальный пиетизм не станут честно выслушивать их Философию. Их доктрины будут систематически отвергаться и их теориям не дадут места даже в рядах научных однодневок, вечно сменяющих одна другую «рабочих гипотез» наших дней. Для сторонника «анималистической» теории наши космогенетические и антропогенетические теории в лучшем случае только «волшебные сказки». Ибо тем, кто хотели бы уклониться от какой бы то ни было моральной ответственности, несомненно гораздо более удобно признать происхождение человека от общего обезьяньего предка и видеть своего брата в бессловесном, бесхвостом бабуине, нежели признать отцовство Питров, «Сынов Бога», и опознать в качестве своего брата голодающего из трущоб.

«Назад, не подходите!» – кричат в свою очередь пиетисты. «Из почтенных, посещающих церковь христиан, вы никогда не сделаете эзотерических буддистов!?»

По правде говоря, мы ничуть не стремимся совершить эту метаморфозу. Но это не может и не должно предотвратить теософов от высказывания того, что они должны высказать, особенно тем, кто, противопоставляя нашему учению Современную Науку, делают это не ради ее самой, но только для того, чтобы обеспечить успех своим собственным влечениям и личному прославлению. Если мы не можем доказать многих наших положений, то не более могут и они; все же мы можем показать, как, вместо указания исторических и научных фактов – для назидания тех, кто зная меньше чем они, рассчитывают на ученых, чтобы они продумали и помогли бы им сформировать их мнения, – большинство наших ученых, кажется, исключительно направляют свои усилия на уничтожение древних фактов или на искажение их с целью их превращения в подпорки своим собственным особым взглядам. Это будет совершенно не в духе злобных нападок или даже критики, так как пишущая эти строки охотно признает, что большинство из тех, в ком она обнаруживает ошибки, стоит неизмеримо выше ее самой по учености. Но большая ученость вовсе не исключает пристрастия и предрассудков и также не служит защитной стеной против самомнения, а скорее наоборот. Кроме того, только во имя законной защиты наших собственных утверждений, т. е. ради реабилитации Древней Мудрости и ее великих истин мы намереваемся испытать наши «великие авторитеты».

Действительно, если не принять предосторожности ответить заранее на некоторые возражения на основные положения настоящего труда – возражения, которые несомненно будут выдвинуты на основании утверждений того или другого ученого по поводу эзотерического характера всех архаических и древних трудов по Философии – то нашим утверждениям еще раз будут возражать и их даже будут дискредитировать. Один из главных моментов в этом Томе заключается в указании присутствия в трудах древних арийцев, греков и 3] других выдающихся философов, так же как и во всех священных писаниях мира, глубоко эзотерической аллегории и символизма. Другой целью является доказать, что ключ к толкованию, в таком виде, как он дается Восточным Индо-Буддийским каноном Оккультизма, подходящий к христианским евангелиям так же, как и к архаическим египетским, греческим, халдейским, персидским и даже еврейским Моисеевым книгам – должен быть общим для всех народов, как бы не различались их соответственные методы и экзотерические «маскировки». Эти наши претензии встречают яростный отпор со стороны некоторых передовых ученых нашего времени. В своих Эдинбургских Лекциях проф. Макс Мюллер отбросил это основное утверждение теософов, указывая на индусские Шастры и пандитов, которые ничего не знают о таком Эзотеризме1. Этот ученый санскритолог в столь многих словах заявил, что нет никакого эзотерического элемента, нет скрытого значения или «маскировок» ни в «Пуранах», ни в «Упанишадах». Принимая во внимание, что слово «Упанишада» означает при переводе «Тайная Доктрина», такое утверждение, мягко говоря, странное. Сэр М. Моньер Уильямс опять придерживается такого же мнения о Буддизме. Послушать его, значит признать, что Готама Будда был враг любой претензии на Эзотерические учения. Сам он никогда их не преподавал! Все такие «претензии» на оккультное знание и «магические силы» обязаны своим происхождением позднейшим Архатам, последователям «Света Азии»! Проф. Б. Джовет, в свою очередь, так же презрительно обходит молчанием «абсурдные» толкования «Тимея» Платона и Книг Моисея неоплатониками. В Платоновских «Диалогах» нет и дуновения какого-либо восточного (гностического) духа Мистицизма или какого-либо приближения к Науке, говорит Региус – профессор греческого языка. Наконец, в довершение всему этому, ассириолог проф. Сейс, хотя он не отрицает присутствия сокровенного значения в ассирийских табличках и клинописной литературе –

Многие из священных текстов... написаны так, что понять их могут только посвященные –

все же настаивает на том, что «ключи и толкования» к ним теперь находятся в руках ассириологов. Современные ученые, утверждает он, обладают ключами к истолкованию Эзотерических Записей,

Какими не обладали даже посвященные жрецы (Халдеи).



4] Итак, по научной оценке наших современных востоковедов и профессоров, в дни египетских и халдейских астрономов Наука находилась в своей младенческой стадии. Ианини, величайший грамматик в мире, не был знаком с искусством писания. Также и Владыка Будда и все другие в Индии вплоть до 300 г. до Р. X. Величайшее невежество царствовало в дни индийских Риши и даже в дни Фалеса, Пифагора и Платона. Действительно, теософы должны быть суеверными невеждами, чтобы говорить так, как они говорят перед лицом такого ученого доказательства о противном.

Поистине, это выглядит так, как будто бы от сотворения мира всего был один век истинного знания на земле – это наш век. В мглистых сумерках, на серой заре истории стоят бледные тени Мудрецов древности, прославленных на весь мир. Они безнадежно доискивались истинного смысла их собственных Мистерий, дух которых покинул их, не раскрывшись Иерофантам, и остался латентным в пространстве вплоть до пришествия посвященных современной Науки и Исследований. Полуденная ярость света познаний только теперь пришла к «Всезнайке», который, греясь на ослепительном солнышке индукции, занимается своим Пенелоповым трудом «рабочих гипотез» и во всеуслышание заявляет о своем праве на всеохватывающее знание. Может ли тогда кто-либо удивляться, что, по нынешним воззрениям, ученость древнего философа, а иногда и его непосредственных преемников в прошлых веках, всегда была бесполезна для мира и нестояща для него самого? Ибо, как уже неоднократно и ясно было объяснено, в то время как Риши и древние Мудрецы далеко шагнули за пределы засушливых полей мифов и суеверий, средневековый ученый и даже средний ученый восемнадцатого века всегда были более или менее стеснены их «сверхъестественной» религией и верованиями. Правда, общепризнано, что некоторые древние и также средневековые ученые, такие как Пифагор, Платон, Парацельс и Роджер Бэкон, за которыми последовал сонм прославленных имен, действительно, оставили не мало вех на драгоценных рудниках Философии и неисследованных залежах Физической Науки. Но затем, действительное раскапывание их, плавка золота и серебра, шлифовка содержащихся в них драгоценных камней – всем этим мы обязаны упорным трудам современного человека Науки. И разве не его непревзойденному гению мы обязаны тем, что невежественный и до сих пор обманываемый мир теперь находится в долгу перед ним за верное знание истинной природы Космоса, действительного происхождения вселенной и человека, как это раскрыто в автоматических и механических теориях физиков, в согласии со строго научной Философией? 5] До нашей культурной эры Наука была лишь названием; Философия – заблуждением и западней. Согласно этим скромным претензиям современных авторитетов на обладание настоящей Наукой и Философией, Древо Познания только теперь выросло из мертвых сорных растений суеверия, подобно тому, как из безобразной куколки появляется прекрасный мотылек. Поэтому нам не за что благодарить наших праотцов. В лучшем случае, древние только приготовили плодородную почву, но именно современники стали теми сеятелями, которые посадили семена знания и тщательно вырастили те прекрасные растения, имя которым тупое отрицание и бесплодный агностицизм.

Однако, воззрения теософов не таковы. Они повторяют то, что было сказано двадцать лет тому назад. Недостаточно говорить о нелепых концепциях некультурного прошлого» (Тиндаль); о «parler enfantin» ведических поэтов (Макс Мюллер); об «абсурдностях» неоплатоников (Джовет); и невежестве халдео-ассирийских посвященных жрецов в отношении своих собственных символов по сравнению со знанием тех же символов британскими востоковедами (Сейс). Такие высказывания должны быть доказаны чем-то более существенным, чем голые слова этих ученых. Ибо никакое количество хвастливого высокомерия не может скрыть тех интеллектуальных рудников, из материалов которых выточены представления столь многих современных философов и ученых. Как много тех, из числа наиболее выдающихся европейских ученых, кто приобрели почет и уважение за одно только переодевание идей этих древних философов, к которым они всегда готовы относиться с пренебрежением – об этом предоставляется судить беспристрастному потомству. Поэтому совсем недалеким от истины кажется утверждение в «Разоблаченной Изиде» о некоторых востоковедах и ученых теперь неупотребляемых языков, что в своем беспредельном высокомерии и самомнении они скорее утеряют логику и способность рассуждать, нежели согласятся, что древние философы знали что-либо такое, чего не знают наши современники.

Так как часть настоящего труда трактует о Посвященных и тайном знании, сообщаемом во время Мистерий, то в первую очередь следует рассмотреть утверждения тех, кто вопреки факту, что Платон был Посвященный, заявляют, что в его трудах невозможно отыскать какого-либо скрытого Мистицизма. Среди нынешних ученых по греческой и санскритской литературе слишком много таких, которые склонны отказываться от фактов в пользу своих собственных предвзятых теорий, обоснованных на личном предрассудке. При каждой возможности они удобно забывают не только многочисленные изменения в языке, но также и то, что аллегорический стиль писаний философов древности и секретность мистиков имели свое raison d'être; что, как дохристианские, так и 6] послехристианские классические писатели – во всяком случае, большинство их – дали священное обязательство никогда не выдавать торжественных тайн, которые сообщались им в святилищах, и что уже этого одного достаточно, чтобы досадно вводить в заблуждение своих переводчиков и профанов критиков. Но, как вскоре выяснится, эти критики ничего подобного не признают.

Более чем в течение двадцати двух веков каждый, кто читал Платона, осознавал, что он, подобно большинству других выдающихся греческих философов, был Посвященным; что поэтому, будучи связан Содальской Клятвой, он мог говорить о некоторых вещах только посредством завуалированных аллегорий. Его уважение к Мистериям безгранично; он открыто признается, что пишет «загадочно» и мы видим, как он прибегает к величайшим предосторожностям, чтобы скрыть истинное значение своих слов. Каждый раз, когда предмет речи касается высших тайн Восточной Мудрости – космогонии вселенной, или идеального предсуществующего мира – Платон окутывает свою Философию в глубочайшую тьму. Его «Тимей» настолько запутан, что никто, кроме Посвященного, не поймет его сокровенного смысла. Как уже сказано в «Разоблаченной Изиде»:

Рассуждения Платона в «Пире» о сотворении, или скорее, об эволюции первых людей, и очерк по космогонии в «Тимее» должны приниматься аллегорически, если мы вообще их принимаем. Именно, этот сокровенный пифагорейский смысл «Тимея», «Кратила», и «Парменида», и нескольких других трилогов и диалогов представляет то, что неоплатоники отважились излагать, поскольку это им позволял их теургический обет соблюдения тайны. Пифагорейская доктрина о том, что Бог есть Вселенский Разум, распространяющийся во всем сущем, и догмат бессмертия души – являются основными характерными чертами в этих, кажущихся нелепыми, учениях. Его благочестие и великое уважение, какое он испытывал по отношению к Мистериям, являются достаточными ручательствами, что Платон не позволил бы неосторожности восторжествовать над тем глубоким чувством ответственности, которое испытывает каждый Адепт. «Постоянно самоусовершенствуясь в совершенных Мистериях, человек только в них становится истинно совершенным», – говорит он в «Федре».

Он не скрывал своего недовольства, что Мистерии стали менее сокровенными, чем прежде. Вместо профанирования их допущением туда множеств, он бы охранял их собственной рьяностью от всех, кроме самых серьезных и достойных своих учеников2. В то время как он на каждой странице упоминает Богов, его монотеизм остается вне сомнений, так как вся нить его рассуждений указывает на то, что под термином «Боги» он подразумевает класс существ, более низких, чем Божества, и стоящих лишь степенью выше человека. Даже Иосиф ощутил и признал этот факт, несмотря на прирожденную предрассудочность его племени. В своей знаменитой атаке на Апиона этот историк говорит: «Однако, те, среди греков, которые философствовали в соответствии с истиной, не были невеждами в чем-либо ... также они не преминули ощутить потускневшие поверхности мифических аллегорий, вследствие чего они справедливо их презирали... Чем будучи затронут, Платон говорит, что нет надобности допускать кого-либо из других поэтов в «Государство», и он категорически отбрасывает Гомера после того, как увенчал его и воскурил перед ним фимиам, и это, в самом деле, для того, чтобы тот своими мифами не разрушил ортодоксального верования в единого Бога».3

И это есть «Бог» всех философов. Бог бесконечный и безличный. Все это и гораздо больше, что мы не можем здесь цитировать из-за отсутствия места, приводит к несокрушимой уверенности, что, (а) так как все Науки и Философии находились в руках храмовых Иерофантов, то Платон, как Посвященный ими, должен был знать их, и (б) что уже одного только логического вывода отсюда вполне достаточно, чтобы признать правоту любого человека в том, что он рассматривает сочинения Платона как аллегории и «темные высказывания», завуалировавшие истины, которые он не имел права высказать.

Раз это установлено, то как получается, что один из лучших знатоков греческой литературы в Англии проф. Джовет, современный переводчик трудов Платона, старается доказать, что ни один из Диалогов – включая даже «Тимея» – не содержит в себе никаких элементов Восточного Мистицизма? Те, кто в состоянии различить истинный дух Платоновской Философии, едва ли будут убеждены теми аргументами, которые глава Бэлиол Колледжа выкладывает перед своими читателями. Для него, несомненно, «Тимей» может быть «неясным и отталкивающим», но также несомненно и то, что эта неясность не возникла, как профессор говорит своей публике, «в младенчестве физической науки», но скорее в дни ее сокровенности; не из «спутывания теологических, математических и физиологических понятий», или же «из желания охватить всю Природу, не обладая соответствующим знанием ее частей».4 Ибо Математика и Геометрия были спинным хребтом оккультной космогонии и, следовательно, также «Теологии», и физиологические понятия древних Мудрецов каждый день подтверждаются Наукой нашего века, по меньшей мере для тех, кто знает, как читать и понимать древние Эзотерические сочинения. «Знание частей» помогает нам мало, если это знание ведет нас лишь к большому невежеству о Целом или о «природе и разуме Всеобщего», как Платон называет Божество, и заставляет нас совершать величайшие ошибки наиболее вопиющим образом вследствие применения наших расхваленных индуктивных методов. Платон мог быть 8] «неспособным на применение индуктивного метода или обобщения в современном смысле»;5 он мог быть и неосведомленным о циркуляции крови, которая, как нам говорят, «была абсолютно неизвестна ему»,6 но нет ничего, чем можно бы опровергнуть, что он знал, что такое кровь есть, и это больше, чем то, на что может претендовать любой современный физиолог или биолог.

Хотя проф. Джовет отводит «физическому философу» более щедрый удел знания, чем какой-либо другой современный комментатор и критик, тем не менее его критика значительно перевешивает его восхваления, – можно процитировать его собственные слова, чтобы ясно показать его пристрастность. Так, он говорит:

Поставить чувства под контроль разума; отыскать какой-то путь в лабиринте или хаосе видимостей, будь-то столбовая дорога математики или более отклоняющиеся пути, подсказываемые аналогией между человеком и миром, миром и человеком; понимать, что все имеет свою причину и все стремится к своему завершению – это дух древнего физического философа.7 Но мы не воздаем высокой оценки условиям познавания, которым он был подчинен, также и идеи, за которые цеплялось его воображение, не имеют такого же влияния на нас. Ибо он витает между материей и разумом; он находится под властью абстракций; его впечатления берутся почти наугад из внешней природы; он видит свет, но не видит тех предметов, которые открываются светом; и он сближает вплотную вещи, которые нам кажутся так далеки друг от друга, как два полюса, так как между ними он ничего не находит.

Предпоследнее утверждение, очевидно, не по вкусу современному «физическому философу», который видит «предметы» перед собою, но не видит света Вселенского Разума, открывающего их, т. е. поступает диаметрально противоположным образом. Поэтому ученый профессор приходит к заключению, что древний философ, о котором он теперь судит по Платоновскому «Тимею», должно быть, поступал совсем не по-философски и даже действовал неразумно. Ибо:

Он внезапно переходит от лиц к идеям и числам, и от идей и чисел к лицам8, он путает субъекта с объектом, первую и конечную причины и, 9] замечтавшись о геометрических фигурах,9 теряется в приливе чувств. И теперь с нашей стороны требуется усилие ума для того, чтобы его двоякий язык понять, или постичь неясный характер знания и гений древних философов, который при таких условиях (?), кажется, божественною силою во многих случаях предвидел истину10.

Подразумевается ли под «при таких условиях» наличие невежества и ментальной тупости в «гении древних философов», или что-то другое, – мы не знаем. Но для нас совершенно ясно значение подчеркнутых нами фраз. Верит или не верит Региус-профессор греческого языка в сокровенное значение геометрических фигур и в Эзотерический «жаргон», он тем не менее признает присутствие «двоякого языка» в писаниях этих философов. Отсюда следует, что он допускает существование сокровенного значения, которое должно было иметь свое истолкование. Почему же он тогда решительно сам себе противоречит на следующей странице? И почему он должен отказывать «Тимею» – этому преимущественно пифагорейскому (мистическому) Диалогу – в каком-либо оккультном значении, и так стараться убедить своих читателей, что

Влияние, которое «Тимей» оказал на последующие поколения, частично обязано недоразумению.

Нижеследующая цитата из его Введения находится в прямом противоречии с предшествующим абзацем, который был приведен выше:

В предполагаемых глубинах этого диалога неоплатоники находили сокровенные значения и связи с еврейскими и христианскими Священными Писаниями, и вывели оттуда доктрины, совсем расходящиеся с духом Платона. Полагая, что он был вдохновлен Святым Духом или же получил свою мудрость от Моисея11, 10] они, кажется, обнаружили в его писаниях христианскую Троицу, Слово, Церковь ... и у неоплатоников был метод истолкования, которым они могли извлечь любое значение из каких угодно слов. В самом же деле, они не были способны отличить мнения одного философа от другого, или отличить серьезные мысли Платона от его мимолетных фантазий.12 ... (Но) не существует опасности, что современные комментаторы «Тимея» повторят абсурдность неоплатоников.

Никакой опасности, разумеется, нет по той простой причине, что у современных комментаторов никогда не было ключа для оккультных исследований. Но прежде чем сказать иное слово в защиту Платона и неоплатоников, следует почтительно спросить ученого главу Бэлиол Колледжа, что он знает или может знать об Эзотерическом каноне истолкования? Под термином «канон» здесь подразумевается ключ, который передавался устно, «рот к уху», Учителем своему ученику или Иерофантом кандидату на посвящение; так делалось в течение веков с незапамятных времен, когда внутренние – не публичные – Мистерии были наиболее священным установлением в каждой стране. Без такого ключа никакое правильное истолкование ни «Диалогов» Платона, ни любого Священного Писания, начиная с «Вед» до Гомера и от «Зенд-Авесты» до Книг Моисея, невозможно. Откуда же тогда достопочтенный доктор Джовет узнал, что истолкования различных священных книг народов, сделанные неоплатониками, представляют собою «абсурдности»? И опять – где же он получил возможность изучать эти «истолкования»? История нам говорит, что все такие труды были уничтожены отцами христианской Церкви и их фанатиками-новообращенными, где только они им попадались. Сказать, что такие люди, как Аммоний, гений и святой, чья ученость и святая жизнь принесла ему титул Теодидакта («Богом-обученного»), или Плотин, Порфирий и Прокл были «неспособны отличить мнения одного философа от другого или отличить серьезные мысли Платона от его фантазии», значит поставить себя, как ученого, в нелепое положение. Это равносильно утверждению, что а) десятки наиболее знаменитых философов, величайших ученых и Мудрецов Греции и Римской империи были тупоумными глупцами и б) что все другие комментаторы, любители греческой Философии, некоторые из них – проницательнейшие умы нашего века, которые не соглашаются с д-ром Джоветом, – также являются глупцами и ничуть не лучше тех, кем они восхищаются. Покровительственный тон вышеприведенного абзаца говорит о весьма наивном высокомерии, замечательном даже в нашем веке самопрославления и клик 11] взаимовосхищения. Мы должны сравнить взгляды этого профессора со взглядами некоторых других ученых.

Профессор Александр Вильдер из Нью-Йорка, один из лучших платоноведов нашего времени, касаясь Аммония, основателя Школы Неоплатоников, говорит:

Его глубокая духовная интуиция, его обширная ученость, его знакомство с отцами христианской Церкви, Пантеном, Климентом и Афенагором, и с наиболее знающими философами того времени – все делало его наиболее пригодным для того труда, который он так тщательно выполнил.13 Ему удалось привлечь к своим воззрениям величайших ученых и общественных деятелей Римской империи, которые мало были склонны тратить время на диалектические изощрения или суеверные обряды. Результаты его деятельности до сих пор ощутимы во всех странах христианского мира; каждая выдающаяся система доктрины теперь носит на себе отпечатки его ваяющей руки. Каждая древняя философия имела своих приверженцев среди наших современников; и даже Юдаизм... совершил в себе изменения, подсказанные ему «Богом-обученным» александрийцем... Он был человеком редко встречающейся учености и дарований, вел безупречную жизнь и был очень привлекателен. Его почти сверхчеловеческий кругозор и многие превосходства принесли ему титул Теодидакта, но он последовал скромному примеру Пифагора и принял только титул Фи-лалетеянина или любителя истины.14

Это было бы счастьем для истины и факта, если наши современные ученые так же скромно ступали бы по стопам своих великих предшественников. Но они – не филалетеяне!

Кроме того, мы знаем, что:

Подобно Орфею, Пифагору, Конфуцию, Сократу и самому Иисусу15, Аммоний его не изложил письменно16. Вместо этого он... передавал свои наиболее 12] важные доктрины надлежащим образом, подготовленным и дисциплинированным лицам, возлагая на них обязательство соблюдения тайны, как это делалось до него Зороастром и Пифагором, а также в Мистериях. За исключением нескольких трактатов, написанных его учениками, мы имеем только заявления его противников, по которым можем удостовериться, чему он в самом деле учил17.

По-видимому, именно по этим пристрастным изложениям таких «противников» ученый оксфордский переводчик Диалогов Платона пришел к заключению, что:

То, что было действительно великим и действительно характерным для него (Платона), его усилие понять и связать абстракции, совсем не было понято ими (неоплатониками) (?).

Он довольно презрительно выражается по поводу древних методов интеллектуального анализа, что:

В нынешнее время ... древнего философа следует истолковывать с собственной точки зрения и по современной истории мысли.18

Это равносильно высказыванию, что древнегреческий канон пропорций (если его когда-либо найдут) и Афина Промахус работы Фидия в нынешнее время должны рассматриваться с точки зрения современной истории архитектуры и скульптуры, по Альберт Холлу и Мемориальному Монументу, и безобразным мадоннам в кринолинах, разбросанным по прекрасной Италии. Проф. Джовет замечает, что «мистика не критика». Нет: но также критика не всегда представляет собою беспристрастное и здравое суждение.

La critique est aisée, mais l'art est difficile.

И такого «искусства» нашему критику неоплатоников, несмотря на его греческую ученость, не хватает от а до я. Также он, весьма очевидно, не обладает ключом к истинному духу Мистицизма Пифагора и Платона, так как он даже в «Тимее» отрицает элемент восточного Мистицизма и стремится доказать, что греческая философия воздействовала на Восток, забывая, что истина как раз заключалась в обратном, т. е. что «более глубокий и более пропитывающий дух Ориентализма» – через Пифагора и его собственное посвящение в Мистерии – проник в самую глубину души Платона.

Но д-р Джовет этого не видит. Также он не подготовлен, чтобы допустить, что что-нибудь хорошее и разумное – в соответствии с «современной историей мысли» – могло когда-либо появиться из этого Назарета Языческих Мистерий; также он не допускает, что в «Тимее» или в каком-либо другом Диалоге имеется что-либо сокровенное, что следовало бы истолковывать. Для него:

Так называемый мистицизм Платона чисто греческий, возникший из его несовершенного 13] знания19 и высоких устремлений, и есть порождение века, в котором философия еще не освободилась целиком от поэзии и мифологии20.

Среди некоторых других подобно ошибочных утверждений особое место занимают заявления, а) что Платон в своих писаниях совершенно свободен от каких-либо элементов Восточной Философии и б) что каждый современный ученый, не будучи сам ни мистиком, ни каббалистом, может претендовать на право выносить суждения о древнем Эзотеризме, – против чего мы будем бороться. Чтобы это делать, нам надо предъявить более авторитетные утверждения, чем наши, и привести свидетельства других ученых, таких же великих как д-р Джовет, если не более великих специалистов по своим предметам, чтобы они уничтожили аргументы Оксфордского Региус-профессора греческого языка.

Что Платон бесспорно был горячим обожателем и последователем Пифагора, этого никто не станет отрицать. Также в равной степени неоспоримо, как об этом сказал Маттэр, что Платон, с одной стороны, унаследовал его доктрины, а с другой, извлекал свою мудрость из тех же источников, что и Самосский Философ21. А доктрины Пифагора – восточные до мозга костей и даже браминические, ибо этот великий философ всегда указывал на далекий Восток, как на источник, откуда он получил свою информацию и свою Философию; и Кольбрук показывает, что Платон делает то же самое признание в своих Письмах и говорит, что он взял свои учения «из древних и священных доктрин».22 Более того, как идеи Пифагора, так и Платона слишком хорошо совпадают с системами Индии и Зороастризмом, чтобы допустить какое-либо сомнение по поводу их происхождения у кого-либо, обладающего некоторым знакомством с этими системами. И опять:

Пантен, Афенагор и Климент были тщательно обучены Платоновской философии и понимали ее существенное единство с восточными системами.23

История Пантена и его современников может дать ключ к Платоническим и в то же время восточным элементам, которые так поразительно преобладают в Евангелиях над еврейскими Священными Писаниями.



14]
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   72

  • ТАЙНАЯ ДОКТРИНА
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • СОДЕРЖАНИЕ (Англ. издание)
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Анни Безант
  • ВВЕДЕНИЕ