Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Законотворческая деятельность российских либералов в государственной думе (1906-1917 гг.) Москва 2005




страница1/12
Дата23.06.2017
Размер2.34 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Аронов Д.В.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ЛИБЕРАЛОВ

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

(1906-1917 гг.)

Москва 2005

УДК 342.537(470)"19" 94(47).83

ББК 67.400 63.3(2)53-52

А 79
Рекомендовано к печати кафедрой истории России

Орловского государственного университета


Научный редактор

д.и.н., профессор, Академик РАЕН



В.В. Шелохаев
Рецензенты:

д.и.н., профессор С.Т. Минаков

д.и.н., профессор С.В. Фефелов

Аронов Д.В.

А 79 Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.): научное издание, монография / Аронов Д.В. М.: Издательская группа «Юрист», 2005. 415 с.
В настоящей монографии на основе изучения теоретического наследия российского либерализма второй половины XIX – начала ХХ в., программатики либеральных политических партий, материалов деятельности отечественных либералов в Государственной думе предпринята попытка комплексного анализа их законотворческой деятельности, как важнейшего направления реализации либеральной модели преобразования страны.

Предметом исследования стали теоретические подходы российских либералов к проблеме построения в России правового государства и гражданского общества, правовой компонент либеральной модели в программатике и думской деятельности основных либеральных партий России начала ХХ в., конкретные законодательные материалы относящиеся к работе Государственной думы I-IV созывов.



Книга предназначена для всех интересующихся отечественной историей.
УДК 342.537(470)"19" 94(47).83

ББК 67.400 63.3(2)53-52

ISBN 5-94103-137-8

© Аронов Д.В., 2005.

© Издательская группа «Юрист», 2005.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4


Глава I

Историография и источники проблемы


10

1.1. Историография проблемы

10

1.2. Источниковая база исследования

79

Глава II

Модель гражданского общества и правового государства в теоретическом наследии российского либерализма


98

2.1. Государство

101

2.2. Личность

136

2.3. Общество

149

Глава III

Правовой компонент либеральной модели

в программатике и думской деятельности конституционно-демократической партии

160

3.1. Определение целей и задач законотворческой деятельности в программе конституционно-демократической партии

160

3.2. Думское законотворчество в работе органов конституционно-демократической партии

168

Глава IV

Права человека в законотворческой деятельности конституционно-демократической партии

239

4.1. Неприкосновенность личности

241

4.2. Свобода слова

256

4.3. Гражданское равенство

264

4.4. Свобода совести

269

4.5. Свобода собраний

280

4.6. Свобода союзов

288

4.7. Социальные права

298

Глава V

Технологии реализации концепции реформирования властных структур и форм собственности

328

5.1. Борьба за расширение прав представительной власти

328

5.2. Расширение законодательных прав Думы

335

5.3. Депутатская неприкосновенность

340

5.4. Избирательное законодательство

347

5.5. Бюджетные и финансово-экономические вопросы в деятельности либеральных фракций Государственной думы

355

5.6. Место и роль института собственности в законотворческой деятельности российского либерализма

375

Заключение

409

ВВЕДЕНИЕ
ХХ век вошел в историю общественной мысли и политической практики как век господства в общественном сознании массовых идеологий. Являясь изначально определенными теоретическими конструкциями, генерируемые в сравнительно небольшой социальной группе, будучи воспринятыми массовым сознанием, они представляли собой мощную силу, формирующую новый тип общественного устройства. Но сами по себе идеологии, при всей своей распространенности и укорененности в общественном сознании, не представляли собой непосредственного регулятора общественных отношений, обеспеченного принудительной силой государства. На этом пути они неизбежно переживали трансформацию своих основных положений в нормы действующего законодательства, воплощаясь в законотворчестве своих социальных носителей.

Не стала исключением и идеология российского либерализма, которая на рубеже XIX-XX вв. не только претерпела значительную теоретическую трансформацию в сравнении с предшествующим этапом его развития, но и была творчески осмыслена, переработана отечественными либералами путем синтеза как опыта реализации различных европейских либеральных политико-правовых моделей общества, частично реализованных в странах Западной Европы, так и опыта теоретического иных направлений общественной (в т.ч. и социалистической) мысли.

Следует отметить, что либеральные партии, чья деятельность рассматривается в настоящей работе, ограничены партиями кадетов, мирного обновления, демократических реформ и прогрессистов. Законотворческая деятельность партийной фракции «Союза 17 октября» в настоящей работе не рассматривается. Это связано прежде всего с тем обстоятельством, что октябристы относились к представителям традиционного (либерально-консервативного) направления в российском общественном движении и правовой мысли, имевших иные взгляды на способы и темпы модернизации общественного устройства. Еще одним обстоятельством, которое делает октябристов представителями особого течения в России начала ХХ в., стала их достаточно быстрая трансформация в проправительственную партию, чьи законотворческие цели в значительной мере противопоставлялись иным представителям либерального лагеря.

Однако при всем своем теоретическом совершенстве, технической проработанности, учете представителями российского либерализма особенностей развития как российского общества, так и институтов традиционной государственности предложенная ими обществу либеральная модель, носителем которой на рубеже веков в России стали, по преимуществу, представители интеллигенции, носила верхушечный, интеллектуальный характер и требовала для своей реализации особой социальной ниши, без которой она была обречена оставаться не более чем разновидностью научной теории.

Переходя к непосредственной реализации своей модели общественных преобразований, российские либералы были вынуждены заниматься не только воплощением в практике законотворчества основных либеральных ценностей, но и одновременно посредством партийной и парламентской работы стараться создать социальную основу для полномасштабной реализации либеральной модели реформирования страны, имея в качестве стратегической цели обеспечение догоняющего развития страны в целом. Этим, а также отсутствием у отечественных либеральных слоев сколь-нибудь масштабного опыта социальных преобразований можно объяснить присущий части либералов радикализм и утопизм, что нашло отражение и в ряде законопроектов, внесенных ими в Думу и послужившими впоследствии основанием для их обвинения в отсутствии желания идти на компромисс с исторической властью. Думается, что радикализм части российского радикализма относится скорее к «болезням роста», чем к органически принадлежащим либерализму сущностным чертам. Что же касается утопизма ряда либеральных теоретических построений и законотворческих инициатив, то они не только вообще характерны политической практике обществ переходного периода, но и являются, судя по всему, неотъемлемой чертой социально-правовых теорий, генерируемых отечественной общественной мыслью.

В области теории российский либерализм не ограничился рецепцией и аккультурацией западных идей и готовых рецептов политико-правовой практики. Российская либеральная модель реформирования страны носила явно опережающий характер, что сказалось и на ее конкретном воплощении, и в думском законотворчестве, особенно в период работы I-II Думы. В нее входили конструктивные элементы, достаточно близкие к программным установкам партий социалистической ориентации. По целому ряду направлений российская либеральная мысль пошла гораздо дальше своих западных коллег, выступая уже в качестве теоретического донора. Подобные примеры мы можем видеть в области разработки «права на достойное существование» и избирательного права.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • Введение
  • Модель гражданского общества и правового государства в теоретическом наследии российского либерализма