Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Законы РФ и рт «Об образовании»




страница1/4
Дата03.07.2017
Размер0.6 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4
Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа.

Данная программа составлена на основе следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года, № 1089;

- Примерная программа по русской литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 26.12.06. № 5123/6

- Учебный план МОУ «Староузюмская ООШ» на 2015-2016 учебный год.
Структура документа. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

Содержание программы. Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие обще­человеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школь­никам; интерес учащихся к произведениям. Основное содержание программы составляют произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Н. С. Леско­ва, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толсто­го, А. П. Чехова, С. А. Есенина, ранее изучавшиеся в школе.

Программа 7 класса включает ряд разделов: устное народное творчество; древнерусская литература; русская литература XIX века; русская литература XX века, литература народов России; зарубежная литература.

Художественные произведения распреде­ляются по 3 рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения. Изучение произведений, включенных в первую рубрику, сопровождается разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому изучению этих произве­дений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Про­изведения, включенные во вторую рубрику, подробно не разбираются; их можно обсудить в ходе беседы. Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения, можно обсудить как на специальных уроках, так и на индивидуальных и групповых консультациях.

При построении курса учитель может переносить произведения из одной рубрики в другую, устанавливать последовательность и разра­батывать методику их изучения. В программе содержатся элементарные сведения по теории лите­ратуры, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художе­ственным произведением. Программа не предполагает глубокого изучения биографии пи­сателя учащимися, учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углубле­нию восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.

Программа определяет основные требования к знаниям и умениям учащихся, согласно которым они должны уметь: характеризовать и оценивать главных героев про­изведений по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуаль­ное, объяснять значение деталей портрета; сопоставлять и оценивать героев одного произведения; объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним; давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического язы­ка; определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров; пересказывать (подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение; давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; писать сочинения; выразительно читать; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их чита­тельского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литера­туры, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.



Цели и задачи изучения русской литературы. Задачи курса - познакомить учащихся татарских школ с образ­цами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников инте­рес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определя­ют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татар­ской школе - становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной по­зицией.

Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетической направленности изучения художественных произве­дений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника.

При чтении и изучении литературного произведения важно учи­тывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности кон­фликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эс­тетическую направленность анализа и выявить не только конкрет­но-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Общими показателями достижения цели литературного образова­ния являются:



  • начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • складывающиеся читательские интересы;

  • глубина освоения идейно-нравственного содержания произве­дений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоя­тельность оценок);

  • уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их при анализе и оценке художественных произведений);

  • качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Цели и задачи изучения русской литературы в татарской школе определили структуру и содержание программы.
Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Количество часов

Уроки

внеклассного чтения

Уроки

развития речи

Введение.

1







Устное народное творчество.

2







Народные календарные обряды (русские, татарские народные обряды).

1







Из древнерусской литературы.

1







Из русской литературы XIX века.

33

4

2

Из русской литературы XX века.

16

2

2

Литература народов России

4







Зарубежная литература.

4







Итоговый урок.

1







Итого

60

6

4

Всего: 70
  1   2   3   4

  • Цели и задачи изучения русской литературы.
  • Раздел II. Учебно-тематический план.
  • Уроки развития речи Введение. 1
  • Устное народное творчество. 2
  • Из древнерусской литературы. 1
  • Из русской литературы XX века. 16 2 2
  • Зарубежная литература. 4
  • Итого 60 6 4