Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Закон «Об охране окружающей среды»




страница1/4
Дата18.05.2017
Размер0.52 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4
Статья
Сбор информации и ее влияние на принятие решений Государственным агентством по охране окружающей среды и лесного хозяйства КР
Основным Законом в области экологии является Закон «Об охране окружающей среды», который был принят в 1999г. В этом Законе обозначены компетенции государственных органов, общественности и природопользователей. В соответствии с Законом об «Охране окружающей среды», одной из компетенций республиканского государственного органа по охране окружающей среды, является получение бесплатно от министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций информации экологического характера.

Источники данных можно подразделить на следующие блоки:

- центральные органы власти (Министерства и комитеты по охране окружающей среды, лесного, водного, рыбного хозяйств, земельных ресурсов и гидрометеорологии);

- субъекты хозяйственной деятельности;

- научные и исследовательские учреждения, научно-технические центры, библиотеки;

- периодические экологические издания;

- неправительственные организации (НПО).

Все они, кроме того, что сами являются источниками данных, также являются и потребителями информации. Данное обстоятельство и есть предпосылка для создания базы данных «Каталог Источников Данных».

Сбор информации о состоянии окружающей среды осуществляется по запросу в вышеназванные министерства и ведомства.

Необходимо отметить, что вопросами охраны окружающей среды и природопользования в Кыргызской Республике занимаются различные министерства и ведомства. Данные о загрязнении окружающей среды и об использовании природных ресурсов поступают в Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, который обобщает эти данные, издает бюллетени о состоянии окружающей среды. Эти бюллетени распространяются среди заинтересованных министерств и ведомств, в т.ч. и предоставляются в орган по охране окружающей среды, т.е. теперь это Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики.

Начиная с 1998г нами издается Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызстана. Последний доклад был издан в 2004г. Эти Книги издаются тиражом 300 штук, распространяются в министерства и ведомства и продаются в научные организации, общественности. Кроме того, разработан сайт популярного национального доклада о состоянии окружающей среды в Кыргызской Республике http://www.ecomon.kg/Doklad/index.html.

На сегодняшний день в республике начата работа по организации информационной системы в рамках Развитие экологических сетей и информационных систем в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). Национальная информационная система состоит из нескольких подсистем:

- сбор и аккумуляция первичной информации;

- начальная обработка и обобщение информации;

- интерпретация и дальнейшая обработка в зависимости от требований конечных пользователей;

- хранение и архивирование информации;

- передача и распространение информационных продуктов.

При поддержке Специальной Рабочей группы ЕЭК ООН по мониторингу окружающей среды и при финансовой поддержке Европейского Сообщества создан Каталог источников данных по Кыргызской Республике, доступный по адресу http://unece.unog.ch/enhs/wgema/, ведется работа по выработке набора экологических показателей для использования в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА)

Каталог источников данных представляет собой справочный веб-портал, располагающий:


  • информацией об источниках экологической информации в странах ВЕКЦА, осуществляющих мониторинг окружающей среды, сбор и представление экологических данных по приоритетным направлениям (качество и загрязнение атмосферного воздуха, количество и качество воды - поверхностных, подземных и прибрежных вод - и ее загрязнение, земельные ресурсы и почвы, охраняемые территории и биоразнообразие, отходы и их утилизация);

  • справочниками специализированных учреждений с указанием контактных лиц (организаций, почтовых адресов, фамилий, телефоном и факсов, а также электронных адресов);

  • базами экологических метаданных «Каталог Источников Данных» во взаимосвязи с порталом Европейским Агентством по Окружающей Среде.

Данные, предоставляемые органами, это данные мониторинга за состоянием природных ресурсов и окружающей среды. Мониторинг проводится в целях обеспечения наблюдений, учета, оценки, прогноза, контроля и управления за состоянием и изменением окружающей среды и ее ресурсов на территории Кыргызской Республики. Создана система государственного мониторинга окружающей среды.

Целью ведения мониторинга является получение информации для осуществления охраны и государственного контроля за состоянием окружающей среды и регулирования природопользованием. Кроме того, мониторинг необходим для создания базы данных о состоянии окружающей среды.

Структура, содержание и порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за трансграничным переносом загрязнений, использованием природных ресурсов, осуществляется специально уполномоченными органами на всей территории республики через систему наблюдений в городах, промышленных центрах, на природных объектах и отдельных территориях, а также предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды.

В республике функционируют следующие системы мониторинга:



  • мониторинг землепользования (Бишкекское городское управление по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество);

  • мониторинг геологической среды и грунтовых вод (Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам);

  • мониторинг сельскохозяйственных угодий (Министерство сельского и водного хозяйства и перерабатывающей промышленности);

  • мониторинг водных ресурсов (Департамент водного хозяйства Минсельводхоз и ПП);

  • мониторинг животного и растительного мира, включая и лесные ресурсы (Государственная лесная служба КР);

  • мониторинг воздействий факторов среды обитания на здоровье населения (Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения);

  • внутриведомственный мониторинг воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду в различных отраслях промышленности.

  • является осуществление мониторинга за изменением состояния окружающей природной среды (Главное управление по гидрометеорологии Министерства чрезвычайных ситуаций КР);

  • за состоянием хвостохранилищ (Департамент мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и обращения с хвостохранилищами МЧС).

Основными задачами экологического мониторинга, осуществляемого Государственным агентством по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики, являются осуществление систематических наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду. Действующие службы экологического мониторинга аккредитованы в Национальной системе аккредитации на проведение исследований состояния объектов окружающей среды, а так же промышленных выбросов и сточных вод.
Каждый гражданин или организация имеют право на доступ к имеющейся у государственных органов информации об окружающей среде согласно положениям настоящего Закона «Об охране окружающей среды». Министерства, административные ведомства и другие органы, которые располагают информацией об окружающей среде, обязаны предоставлять информацию по желанию граждан и организаций.

Информация об окружающей среде предоставляется государственными органами по письменному запросу заявителя за плату, не превышающую стоимость технических (ксерокопирование, дискеты, др.) и трудовых затрат по ее подготовке.

Срок рассмотрения заявления 6 недель.

Государственные органы могут отказать в предоставлении информации об окружающей среде, если это повредит:

- международным отношениям;

- военным интересам государства;

- сохранению коммерческих тайн предприятий;

- расследованию уголовного дела.

Отклонение заявки должно содержать причину отказа и его обоснование.

Неронова Т.И.

Начальник отдела информационно-аналитического

обеспечения и экологического образования ГАООСЛХ КР



demos@intranet.kg
Эко-суу
В сегодняшнем номере в рудрике Эко-Суу мы хотим рассказать вам о наших партнерах -

Центрально-Азиатском Альянсе по Воде. Их главный приоритет в работе - это комплексный подход к управлению водными ресурсами сообщества.

Главными компонентами этой программы являются:



  • Реабилитация и/или постройка системы водоснабжения и создание сельских Водных Комитетов для её оперирования и поддержания;

  • Перемена санитарных и гигиенических устоев для предотвращения болезней передающихся водным путем;

  • Вовлечение молодёжи в управление общественными водными ресурсами через создание Независимых Молодёжных Республик в школах;

  • Улучшение социально-экономического благосостояния семей через микрокредитный проект, нацеленный на женщин и дающий возможность изолированным сегментам общества платить за воду.


Компонент «водный комитет»

Цель: Содействие сельскому населению в децентрализации системы водоснабжения через создание самостоятельных Водных Комитетов для оперирования и поддержания реабилитированных или построенных систем

Целевые группы: Сельские водопользователи и местные власти

Методология: Главными этапами этой методологии являются:

  • Выбор села согласно ситуационным критериям (острая нужда в воде, высокий уровень заболеваний передаваемых водным путем, желание и возможности людей к уплате, техническая осуществимость);

  • Социально-экономическое обозрение и исследование для выявления формальных и неформальных лидеров;

  • Создание Инициативной Группы;

  • Гендерный тренинг для Инициативной группы (сначала женщины и мужчины отдельно, а затем в смешанной группе), для обеспечения активного участия женщин во всех органах Водного Комитета;

  • Выборы членов Генеральной Ассамблеи из всех окрестностей;

  • Собрание Генеральной Ассамблеи – Правления, Ревизионного Комитета, исполнительного директора Водного Комитета и кассиров ответственных за сбор средств в селе (в среднем 30 % от полной стоимости постройки);

  • Постройка и/или реабилитация систем водоснабжения после сбора 100% вклада сообщества;

  • Тренинг для членов Водного Комитета по мониторингу стройки, оперирования и содержания;

  • Официальное открытие системы водоснабжения и Водного Комитета как Неправительственной Организации;

  • Оперирование и содержание, осуществляемое сельским Водным Комитетом, включая ежемесячный сбор платы за воду;

  • Регулярная поддержка Водного Комитета, технический тренинг и мониторинг, осуществляемый Центрально-Азиатским Альянсом по Воде в течение первых трёх лет.


Достижение ЦААВ.

- Более 50,000 людей в 13 селах имеют ежедневный доступ к чистой питьевой воде и ежемесячно платят за услугу поставки.

- 13 Водных комитетов работают и обслуживают автономные и эффективные водные системы.

- Сооружение комбинированной системы питьевой воды и тренинги по гигиене помогли в ликвидации тифа в наших деревнях, и сократить число заболеваемых диареей и кожными болезнями до 50%.

- Более 180 экотуалетов было построено в наших проектных селах на основе софинансирования 60/40 сельских семей.

- 15 Молодежных Независимых Республик выполнили проекты по защите окружающей среды повысив осведомленность своих сообществ посредством проведения соревнований между селами, дебатных турниров и показов кукольных театров.

- Женщины представляют около 50% членов Водных комитетов и возглавляют Водные Комитеты 3-х сел.

- Более 3000 женщин получили микро кредиты для улучшения жизни их семей и возможность оплачивать ежемесячные платежи за воду.



  1   2   3   4

  • demos @ intranet . kg
  • Компонент «водный комитет» Цель
  • Целевые группы
  • Достижение ЦААВ